Проблемы обеспечения информационной безопасности в образовательных учреждениях




 

Информационно-компьютерные технологии заняли прочное место в процессе обучения. Практика показывает, что использование ИКТ на развивающих занятиях по психологии также способствует повышению познавательной активности и мотивации учащихся. Программы Локаловой Н.П. «Уроки психологического развития», Поливановой К.Н. «Введение в школьную жизнь», Коноваленко И.Н. «Развитие познавательной активности учащихся» являются основными при организации развивающих занятий. Работа по любой из вышеназванных программ требует огромного количества раздаточного дидактического материала. В качестве иллюстративного развивающего материала нами используется CD-диск «Супер-интеллект» Большой интерес у ребят вызывают задания, которые предлагает этот диск, а также, компьютерные игры.

Коренные изменения государственной политики РФ в сфере национальной безопасности и в частности информационной безопасности (ИБ), в области образования и информатизации; накопленный опыт создания и функционирование системы подготовки кадров в области защиты информации (ЗИ); результаты анализа ее состояния определяют актуальность проблемы формирования у студентов педагогических специальностей вуза компетентности в области ИБ как компонента информационной культуры специалиста. Сегодня обозначились достаточно серьезные противоречия между: возрастающей потребностью в педагогах с высоким уровнем компетентности в области ИБ и отсутствием целостной концепции подготовки таких специалистов; необходимостью глубокой методологической и общетеоретической подготовки будущих учителей в области защиты информационных ресурсов сферы образования и потребностью в усилении прикладной направленности этой подготовки; между потребностями педагогической практики в действенном инструментарии для обеспечения и диагностики безопасности открытого образовательного пространства и отсутствием научной разработки этого инструментария. Социальная значимость проблемы, потребность в подготовке специалиста, способного творчески решать профессиональные задачи, связанные с защитой информационной инфраструктуры сферы открытого образования, определили выбор темы настоящего исследования.

В ходе проведения констатирующего эксперимента, была оценена мотивация респондентов (517 студентов, 146 учащихся старших классов общеобразовательных школ, 184 учащихся СН и СПО, 59 преподавателей) к совершению противоправных действий в сфере ИКТ: использование нелицензионного программного обеспечения; написания вирусов и других вредоносных программ, взлома компьютеров и сетей, защиты банковской системы, подделки кредитных карт, бесплатного доступа к ресурсам Интернет и к междугородной телефонной сети и др. Была установлена степень правовой грамотности в области защиты интеллектуальной собственности в сфере высоких технологий; определен уровень сформированности нравственных качеств в видах деятельности опосредованных применением ИКТ, определено отношение к нарушителям ИБ, к материалам, посвященным вопросам взлома ЗИ (сайты Интернет, литература); выявлена степень знакомства с видами информационно-психологического воздействия ИКТ на людей, мерами превенции и интенции негативного влияния ИКТ на психическое и физическое здоровье и др. При проведении диагностики использовались как традиционные методы, так и авторские методики, посредством которых был определен уровень (эталонный и реальный/диагностируемый) компетентности респондентов в области ИБ. Как показали результаты исследования, 64,60 % опрошенных имеют низкий, 28,05 % средний и 7,35 % высокий уровень компетентности в вопросах, связанных с обеспечением ИБ в системе открытого образования. Недостаточный уровень компетентности отмечается также и у студентов, обучающихся по специальностям и направлениями, связанным с ИКТ, а также у молодых специалистов, выпускников педагогических специальностей вузов (в том числе и у учителей информатики). Данная категория респондентов показала недостаточную степень компетентности в сфере подготовки подрастающего поколения к жизни в информационном социуме, оказалась слабо знакомой с особенностями обеспечения защиты информационной инфраструктуры образовательного учреждения. «Узкими местами» оказались компетенции, связанные с подготовленностью учителей к: формированию у обучающихся культуры работы с информационными ресурсами; активизации учебно-воспитательной работы по формированию нетерпимости к противоправным действиям в области ИКТ, предотвращению компьютерных преступлений среди молодежи; предупреждению и нейтрализации негативного воздействия информационных угроз на людей и технические комплексы; созданию безопасных условий работы для учеников и др. Таким образом, была подтверждена необходимость решения проблемы совершенствования высшего педагогического образования в области ИБ, которая определяется противоречием между возросшей потребностью в специалистах, владеющих современными методами и средствами защиты информационных структур сферы образования, и недостаточной теоретико-методологической разработанностью оснований подготовки, повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров данной области.

Следующий этап работы включал обоснование и разработку концепции формирования компетентности будущих учителей в области ИБ. Разработка концепции основывалась на исследовании структуры отечественной ИКТ-отрасли, анализе структуры кадрового состава и спроса на кадровое обеспечение в сфере ИБ, изучении методологических основ в области ИБ, глобальных концепций и тенденций ее развития. Исследование осуществлялось с учетом рекомендаций Болонского процесса, международных профессиональных организаций АСМ и IEEE «Computing Curricular 2005», европейского консорциума Career Space, международного консорциума по сертификации в области безопасности информационных систем (ISC)2, на основе изучения опыта внедрения специализации «Информационная безопасность и защита информации» на специальности «Информатика» (квалификация «учитель информатики») в МаГУ. Разработанная нами концепция представляет собой систему положений (системное описание изучаемого процесса), определяющих основные задачи, принципы, направления совершенствования, первоочередные мероприятия и ожидаемые результаты развития системы подготовки педагогических кадров в области ИБ. Изложение нашей концепции содержит положения, содержащие определение концепции, ее цель, правовое и методическое обеспечение, границы применимости, место в педагогической теории. Главной целью создания концепции является переориентация образовательной политики на развитие у выпускников педагогических специальностей вузов принципиально новой составляющей их информационной культуры - компетентности в области обеспечения ИБ системы открытого образования.

В ходе реализации исследования нами была спроектирована модель компетентности будущих учителей в области ИБ. В модель входят компетенции, связанные с ключевыми сферами будущей профессиональной деятельности учителя: учебно-воспитательной, социально-педагогической, культурно-просветительной, научно-методической и организационно-управленческой. Для каждой ключевой сферы (ключевой роли) выделены разделы компетенций, которые в свою очередь были декомпозированы на два или более элемента (2-7). Для всех элементов компетенций нами сформулированы критерии оценки эффективности и перечислены необходимые знания и понимания, требуемые для успешного выполнения конкретных ролей и задач, связанных с обеспечением безопасности информационной инфраструктуры в системе открытого образования. Разработанная нами концепция служит методологической основой для согласования деятельности всех субъектов образовательных учреждений, научных организаций, государственно-общественных и общественных объединений, работодателей, действующих в рассматриваемой области.

С учетом разработанной концепции нами была проведена корректировка существующих учебных программ по специальности «Информатика», специализация «ЗИ и ИБ», введены новые дисциплины в образовательные программы в части регионального компонента и дисциплин по выбору для педагогических специальностей вуза. В настоящее время проходят апробацию в реальном образовательном процессе спецкурсы для студентов, учителей, преподавателей, соискателей и аспирантов; элективные курсы и факультативы для учащихся старших классов общеобразовательных школ по проблемам ИБ («Основы ИБ», «ИБ в открытом образовании», «Правовое обеспечение ИБ», «Проблемы информационно-психологической безопасности», «Компьютерная этика и этикет» и др.). Среди студентов педагогических специальностей университета и старшеклассников были проведены конкурсы рефератов, Web-проектов по проблемам ИБ.

Дальнейшее направление исследований будет посвящено разработке, апробации (в системе профессиональной подготовки будущих учителей, повышения квалификации работников образовательных учреждений), доработке и публикации материалов комплексного научно-методического обеспечения процесса формирования у будущих учителей компетентности в сфере обеспечения ИБ, включающего:

методические рекомендации для преподавателей по изучению раздела «Основы ИБ» в курсах «Информатика», «Математика и информатика» на педагогических специальностях вузов;

сборник научно-методических материалов по специальности 050202 «Информатика» с дополнительной специализацией «ЗИ и ИБ»;

оценочно-критериальный инструментарий педагогического мониторинга формирования компетентности студентов педагогических специальностей вузов в сфере обеспечения ИБ;

методическое сопровождение разделов по проблеме исследования в программах спецкурсов и спецсеминаров для учителей общеобразовательных школ, педагогов системы дополнительного образования, преподавателей вузов, студентов педагогических специальностей вузов: «Гуманитарные аспекты ИБ», «ИБ в открытом образовании», «Основы ИБ»;

рекомендации по использованию технических и технологических средств защиты от нежелательной информации в образовательных учреждениях.

Планируется разработка и продвижение сайта по проблемам подготовки педагогических работников в сфере ИБ на Web-портале факультета информатики ГОУ ВПО «Магнитогорский государственный университет»; выступление с докладами на научных конференциях различного уровня; проведение студенческой научно-практической конференции по проблемам ИБ.

Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ. Проекты № 06-06-00069а «Формирование компетентности будущих учителей в области обеспечения информационной безопасности в систем открытого образования» и № 07-06-85614а/У «Активизация учебно-воспитательной работы со школьниками по преодолению негативного воздействия информационно-коммуникативной среды».

 




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: