Особенности обеспечения информационной безопасности в образовательных учреждениях в зависимости от их вида




информационный безопасность образовательный

Дадим предварительно классификацию общеобразовательных учебных заведений.

Общеобразовательные программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования реализуются в государственных образовательных учреждениях для детей дошкольного и младшего школьного возраста, общеобразовательных учреждениях, вечерних (сменных) общеобразовательных учреждениях, общеобразовательных школах-интернатах, оздоровительных образовательных учреждениях санаторного типа, образовательных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальных (коррекционных) образовательных учреждениях, специальных учебно-воспитательных учреждениях для детей и подростков с девиантным поведением, кадетских школах (кадетских школах-интернатах) в порядке, установленном типовыми положениями о соответствующих типах и видах образовательных учреждений

Прогимназия - вид государственного образовательного учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста, реализующего общеобразовательные программы дошкольного и начального общего образования с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития воспитанников и обучающихся (интеллектуального, художественно-эстетического, физического и других) и обеспечивающего их разносторонним образованием, позволяющим продолжить обучение в общеобразовательном учреждении любого вида.

Кадетская школа - вид государственного общеобразовательного учреждения, реализующего общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего и дополнительного образования, обеспечивающие подготовку обучающихся к служению Отечеству на гражданском и военном поприще.

Кадетская школа-интернат - вид государственного общеобразовательного учреждения, реализующего общеобразовательные программы основного общего и среднего (полного) общего и дополнительного образования, обеспечивающие подготовку обучающихся к служению Отечеству на гражданском и военном поприще.

Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов - вид государственного общеобразовательного учреждения, реализующего общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования и обеспечивающего дополнительную (углубленную) подготовку обучающихся по одному или нескольким предметам начиная с I (II), V-VI (VII), VII (VIII) класса.

Гимназия - вид государственного общеобразовательного учреждения, реализующего общеобразовательные программы основного общего и среднего (полного) общего образования и обеспечивающего подготовку обучающихся к активному интеллектуальному труду, творческой и исследовательской деятельности в различных областях фундаментальных наук на основе интеграции содержания гуманитарного образования. Обучение в гимназии начинается с V класса.

Лицей - вид государственного общеобразовательного учреждения, реализующего общеобразовательные программы основного общего и среднего (полного) общего образования, обеспечивающего профильную подготовку обучающихся VIII-XI, IX-XI, X-XI классов и, по решению городского органа управления образованием, VII-XI классов и формирование у них навыков самостоятельной проектной и научно-исследовательской деятельности.

Средняя общеобразовательная школа с этнокультурным (национальным) компонентом образования - вид государственного общеобразовательного учреждения, реализующего общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования и дополнительные образовательные программы по изучению национальных языков, истории, культуры и традиций народа - носителя языка.

Средняя общеобразовательная школа «Школа надомного обучения» - вид государственного общеобразовательного учреждения, реализующего общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования и обеспечивающего лицам с ограниченными возможностями здоровья возможность получения в условиях, адекватных их физическим особенностям, образования в пределах государственных образовательных стандартов, а также социальную адаптацию и интеграцию в обществе (в соответствии с перечнем заболеваний, по которым детям рекомендуется индивидуальное обучение на дому).

Начальная общеобразовательная школа «Школа здоровья», основная общеобразовательная школа «Школа здоровья», средняя общеобразовательная школа «Школа здоровья», центр образования «Школа здоровья» - виды государственных общеобразовательных учреждений, реализующих программы дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и обеспечивающих комплексное решение задач по образованию, оздоровлению обучающихся с проблемами здоровья и профилактике заболеваний.

. Центр образования - вид государственного общеобразовательного учреждения, реализующего общеобразовательные программы дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, программы профессиональной подготовки обучающихся и дополнительного образования на основе преемственности, непрерывности, доступности и личной ориентации обучающихся с учетом образовательных запросов населения.

Рассмотрим теперь особенности обеспечения информационной безопасности в лицеях и гимназиях.

Ускорение научно-технического прогресса, основанное на внедрении в производство гибких автоматизированных систем, микропроцессорных средств и устройств программного управления, роботов и обрабатывающих центров, поставило перед современной педагогической наукой важную задачу - воспитать и подготовить подрастающее поколение, способное активно включиться в качественно новый этап развития современного общества, связанный с информатизацией. Решение вышеназванной задачи - выполнение социального заказа общества - коренным образом зависит как от технической оснащенности учебных заведений электронно-вычислительной техникой с соответствующим периферийным оборудованием, учебным, демонстрационным оборудованием, функционирующим на базе СНИТ, так и от готовности обучаемых к восприятию постоянно возрастающего потока информации, в том числе и учебной.

Повсеместное использование информационных ресурсов, являющихся продуктом интеллектуальной деятельности наиболее квалифицированной части трудоспособного населения общества, определяет необходимость подготовки в подрастающем поколении творчески активного резерва. По этой причине становится актуальной разработка определенных методических подходов к использованию СНИТ для реализации идей развивающего обучения, развития личности обучаемого. В частности, для развития творческого потенциала индивида, формирования у обучаемого умения осуществлять прогнозирование результатов своей деятельности, разрабатывать стратегию поиска путей и методов решения задач - как учебных, так и практических.

Не менее важна задача обеспечения психолого-педагогическими и методическими разработками, направленными на выявление оптимальных условий использования СНИТ в целях интенсификации учебного процесса, повышения его эффективности и качества.

Актуальность вышеперечисленного определяется не только социальным заказом, но и потребностями индивида к самоопределению и самовыражению в условиях современного общества этана информатизации.

Особого внимания заслуживает описание уникальных возможностей СНИТ, реализация которых создает предпосылки для небывалой в истории педагогики интенсификации образовательного процесса, а также создания методик, ориентированных на развитие личности обучаемого. Перечислим эти возможности:

1. незамедлительная обратная связь между пользователем и СНИТ;

2. компьютерная визуализация учебной информации об объектах или закономерностях процессов, явлений, как реально протекающих, так и «виртуальных»;

. архивное хранение достаточно больших объемов информации с возможностью ее передачи, а также легкого доступа и обращения пользователя к центральному банку данных;

. автоматизация процессов вычислительной информационно-поисковой деятельности, а также обработки результатов учебного эксперимента с возможностью многократного повторения фрагмента или самого эксперимента;

. автоматизация процессов информационно-методического обеспечения, организационного управления учебной деятельностью и контроля за результатами усвоения.

Реализация вышеперечисленных возможностей СНИТ позволяет организовать такие виды деятельности как:

· регистрация, сбор, накопление, хранение, обработка информации об изучаемых объектах, явлениях, процессах, в том числе реально протекающих, и передача достаточно больших объемов информации, представленной в различных формах;

· интерактивный диалог - взаимодействие пользователя с программной (программно-аппаратной) системой, характеризующееся в отличие от диалогового, предполагающего обмен текстовыми командами (запросами) и ответами (приглашениями), реализацией более развитых средств ведения диалога (например, возможность задавать вопросы в произвольной форме, с использованием «ключевого» слова, в форме с ограниченным набором символов); при этом обеспечивается возможность выбора вариантов содержания учебного материала, режима работы;

· управление реальными объектами (например, учебными роботами, имитирующими промышленные устройства или механизмы);

· управление отображением на экране моделей различных объектов, явлений, процессов, в том числе и реально протекающих;

· автоматизированный контроль (самоконтроль) результатов учебной деятельности, коррекция по результатам контроля, тренировка, тестирование.

Ввиду того что вышеперечисленные виды деятельности основаны на информационном взаимодействии между обучаемым (обучаемыми), преподавателем и средствами новых информационных технологий и вместе с тем направлены на достижение учебных целей, назовем ее информационно-учебной деятельностью.

Применение информационных технологий в образовании обычно сводится к двум основным направлениям. Сторонники первого стремятся использовать современные информационные и телекоммуникационные технологии для включения в систему дистанционного образования тех лиц, для которых иной способ обучения вообще недоступен. Вряд ли такая форма обучения встретит возражения, однако есть противники, которые справедливо отмечают, что учащиеся могут лишиться многих условий, необходимых для получения подлинно качественного образования.

Представители второго направления пытаются использовать информационные технологии для уточнения и изменения того, чему учить и как учить. Имеется в виду освоение содержания учебного материала и овладение способами обучения в рамках традиционной очной формы. Но здесь возникает весьма щепетильная проблема, связанная с тем, что внедрение передовых технологий часто создает дополнительные преимущества успешно успевающим, активным и способным учащимся, но не влияет на уровень подготовки основной массы обучаемых. Иными словами, использование информационных технологий, безусловно, способствует доступности получения образования, повышает его качество, но лишь для избранных, что не может удовлетворить образовательные потребности общества.

На первый взгляд, кажется, что есть только инвестиционные пути развития образования, однако из истории известно, что одновременное улучшение качества и расширение доступности образования чаще всего происходят революционным путем. Однако не будем забывать, что сфере образования присущ здоровый консерватизм, позволяющий ей выжить и сохранить эволюционным путем сложившуюся систему ценностей. Авторы исследований, посвященных развитию как отечественной, так и зарубежных систем образования (Б. С. Гершунский, Э. Д. Днепров и др.), характеризуя революционные изменения образовательной парадигмы, связанные со сменой культурных оснований, идей, принципов и целей, полагаю!, что в сфере образования повышение его качества и доступности всякий раз приводит к увеличению общей стоимости обучения.

Революции в образовании имеют важные последствия: появляются новые возможности повышения качества и расширения доступности образования. Это объясняется теми коренными изменениями состояния образовательной среды, которые вызваны внедрением технологических новшеств, обусловивших особенности каждой из этих революций. Широкое распространение таких «технологий», как бумага, перо и впоследствии печатный станок (первая революция), библиотек, лабораторий и лекционных аудиторий (вторая), микропроцессоров и телекоммуникаций (третья), способствовало появлению и развитию на каждом этапе новых научных направлений и специальностей, видоизменило взаимоотношения ученых и общества, усилило возможности унификации и вариативности использования учебных ресурсов.

В результате всех этих трансформаций расширилось пространство образования и преобразилась его структура в соответствии с изменением педагогических парадигм: сначала от устного диалога времен Сократа к образовательным формам, которые включили чтение и письмо, а затем от независимых ученых времен раннего средневековья, обучавших учеников тогда, когда им заблагорассудится, к новой образовательной структуре, в которой кооперированные ученые и учащиеся работают вместе в общеобразовательной школе, колледже или университете.

Хотя значительное число учеников получило доступ к размышлениям ученых, одно только чтение еще не гарантировало освоения содержания учебного материала на должном уровне. Ведь узнать, понял ли читатель автора, невозможно без диалога между ними. Надо учитывать также и то, что часто при копировании рукописей множились ошибки, а при тиражировании книг распространялись произведения, не имеющие должной учебно-воспитательной ценности, а нередко и просто низкопробные, а традиции устного народного творчества, в том числе и этнопедагогического характера, утрачивались. И все же заметим, что происшедшая революция, несмотря на проявившиеся недостатки, способствовала обеспечению доступности и качества образования и приобщению к новым ценностям культуры.

Почти через два тысячелетия после первой вторая революция объединила в своеобразный дидактический союз научные ресурсы и субъектов образовательной деятельности - педагогов и учащихся. Лекционные залы, библиотеки и другие средства дали новый толчок обеспечению доступности и качества образования. Интеллектуальные ресурсы были не просто собраны вместе, но и организованы в специальные, способствующие их развитию и сохранению структуры, в рамках которых научные исследования и обучение тесно переплелись. Образование теперь жестко зависело не только от места, но и от времени его получения, и это соединение времени и места в сочетании с коллективным творчеством существенно повлияло на педагогическое самосознание, на представления об организации взаимосвязанных исследовательской работы и процесса обучения.

Образование становилось государственной ценностью. Конечно, такие преобразования требовали определенных затрат. Наряду с расширением возможности получения образования для многих оно становилось невозможным, например, потому, что концентрация научных сил в университетских городах невольно разрушала сложившиеся научные школы на местах. Распространение лекционной формы работы в больших аудиториях осложнило процесс обучения, обусловило пассивность учащихся, привело к некоторой потере контактов между ними и педагогами.

Если то, что происходит сегодня в плане информатизации образования назвать третьей революцией, то здесь отчетливо просматриваются параллели с первыми двумя. К показателям этого очередного круга совершенствования в контексте доступности и качества образования отнесем следующие новации: новые формы предоставления информации, современные библиотеки, модифицированные формы обучения, инновационные структуры обучения. Далее о каждой подробнее.

Сущность первой заключается в том, что непосредственная, «живая» или записанная предварительно мультимедийная информация передается с помощью сети Internet или других телекоммуникационных средств. Использование современных библиотек позволяет увеличить объем и эффективность реализации интеллектуальных ресурсов. Сеть Internet в сочетании с электронными каталогами библиотек обеспечивает доступ к гигантским собраниям информации, которая открыта вне зависимости от расстояния и времени. Конечно, такие библиотеки не предоставляют полного доступа к хранящейся в них информации.

По поводу новых форм учебных занятий выскажем такое суждение: если первая революция изменила семинарские занятия, добавив к устной форме чтение и ведение записей, а вторая революция обогатила учебный процесс благодаря лучшей его организации, то в настоящее время появилась совершенно новая возможность асинхронной и в то же время совместной работы учащихся и учителей в режиме виртуальных занятий и лабораторий. Для многих учащихся такие формы работы предпочтительнее традиционных, поскольку позволяют им полнее раскрыть свои возможности, работая по удобному для них графику.

Говоря об инновационных структурах образования, заметим, что чтение и письмо способствовали появлению переписчиков рукописей, библиотекарей, а позднее печатников и издателей. Образование университетской структуры потребовало и административных усилий по поддержанию их деятельности, и дополнительных штатов, обеспечивающих функционирование научных лабораторий. Сегодня для придания образованию дополнительных возможностей существующие структуры должны быть подкреплены системами телекоммуникаций.

Подчеркнем особую роль образовательной среды. Она отражает совокупность тех ресурсов, учебных материалов, оборудования, технологий, которыми располагают педагог и учащийся. Каждая из революций коренным образом расширяла и изменяла текущее состояние этой среды. На каждом этапе соответствующие технологии оказывали помощь, как преподавателям, так и учащимся, способствовали появлению и развитию новых научных направлений и специальностей, меняли отношения ученых и общества. С помощью этих технологий можно было унифицировать или разнообразить учебные ресурсы. Столь похожее влияние оказали совершенно разные технологии, определяющие особенности каждой из трех революций: бумага, перо и печатный станок - в первой; лекционные аудитории, лаборатории и библиотеки - во второй; микропроцессоры и телекоммуникации - в третьей.

Однако сами по себе «технологии», будь то бумага, аудитория или компьютер, еще не означают каких-то перемен. Последствия их применения определяются тем, каким образом и с какой целью они используются. Поскольку же каждый раз способы и цели внедрения новых революционных технологий подобны, то схожим оказываются и результаты. Эти параллели позволяют предположить, что в поиска; оптимальных путей внедрения информационных технологий в образование стоит обратиться к тому опыту, который накоплен на протяжении столетий использования и совершенствования ключевых технологий двух первых революций в интересах повышения качества и расширена доступности образования.

Обычно программы дистанционного образования нацелены на организацию максимально широкого доступа к нему с весьма нечеткими требованиями к качеству обучения. Что же следует ожидать от такой программы для создания предпосылок усовершенствования качества в сравнении с традиционными формами обучения? Попытаемся ответить на этот вопрос, опираясь на следующие аргументы.

Увеличение числа обучающихся должно оправдывать вложенные в программу виртуального образования средства, поскольку для дистанционного обучения даже небольшой группы учащихся потребуются дополнительные (по сравнению с традиционной формой) условия. Важно, чтобы такая программа, сочетаемая с использующимися технологиями и соответствующей структурой процесса обучения и стоимостью, соответствовала определенному числу учащихся, а затраченные средства способствовали созданию образовательного пространства, превосходящего по своим возможностям потенциал традиционного образовательного учреждения.

Очевидно, предстоит создать Internet-библиотеку с наглядно структурированным предоставлением информации. Для этого нужно разработать специализированное программное обеспечение, облегчающее преподавателям и учащимся поиск информации в сети Internet, подумать о том, каким должно быть индивидуальное образовательное пространство, включающее наряду со ссылками на найденные в библиотеке источники дополнительные электронные ресурсы (базы данных, моделирующие программы и т.д.). Для эффективной работы такой библиотеки, особенно для учащихся, необходимо подготовить вспомогательные страницы, содержащие обзорные и методические материалы, списки наиболее ценных источников информации (ссылок Internet) по данной предметной области. Безусловно, полезно привлечь не только преподавателей, но и самих учащихся к подготовке таких страниц Internet. Однако для этой работы требуется определенная подготовка в области создания Web-страниц, которая может быть реализована, например, в курсе информатики при изучении технологий Internet. Технологии, которые выбираются для создания библиотеки новой формы, должны быть достаточно универсальными, позволяющими легко изменять и расширять всю систему, постоянно совершенствовать возможности работы с информацией для преподавателей и учащихся.

Учебно-методическая работа предполагает выход на новый уровень за счет создания в сотрудничестве со специалистами в области педагогики, психологии и информационных технологий учебных материалов нового поколения, размещаемых в сетевой библиотеке. Сотрудничество с учащимися, многоплановость создаваемой продукции (базы данных, моделирующие программы для виртуальных лабораторий, теоретические обзоры и списки ссылок на источники Internet), возможность получения независимой экспертизы со стороны многочисленных пользователей Internet - все это придаст учебно-методической работе действительно новое качество.

Далее, важно, чтобы в работе с учащимися использовались методы обучения, активизирующие их отношение к изучаемому материалу, ориентирующие их на обсуждение в режиме виртуальных семинаров, переписку по электронной почте с преподавателем и учащимися. Должны быть выработаны четкие и единые для всех учителей и изучаемых предметов критерии оценки знаний. Использующаяся в дистанционном образовании тестовая система оценки знаний явно недостаточна. Должны оцениваться также и самостоятельность, и активность учащегося. При итоговом тестировании важно наладить текущую проверку знаний с помощью специальных средств, доступных для работы в любое время, обеспечивающих обратную связь с учителями- явных или виртуальных, например с помощью подробного комментирования неверных ответов или средств, адаптирующихся к ответам учащегося и предоставляющим материал для выработки верного ответа.

Хорошо, если учащиеся будут иметь четкое представление о том, что требуется именно от них для получения качественного образования. Если они полагают, что достаточно слушать и запоминать информацию, то для преподавателя это сигнал: нужна помощь, следует изменить эту установку, побудив их к активному учению. Без соблюдения этого условия никакие усилия, предпринимаемые для повышения качества образования, не дадут позитивных результатов.

Попытаемся осветить проблему обеспечения качественного и доступного образования с другой стороны, когда внедрение новых информационных технологий осуществляется с целью улучшения качества образования для ограниченного круга учащихся. Такой подход возможен, если разработаны и используются специализированные моделирующие программы, предназначенные для проведения деловых игр или вычислительных экспериментов, реализации других дорогостоящих технологий и программных продуктов. Но и в этом случае следует руководствоваться принципами их использования, согласно которым при сохранении высокого качества обучения можно обеспечить его доступность.

Информация о существующих учебных ресурсах должна быть доведена до сведения всех лиц, для которых такие ресурсы могут представлять интерес. Совместная разработка специализированных ресурсов преподавателями и учеными, представляющими несколько учебных заведений, гораздо в большей мере обеспечивает информированность всех заинтересованных сторон.

Правильная ценовая политика, безусловно, способствует росту доступности образования за счет, например, снижения платы за обучение, дополнительного набора учащихся и дифференцированной оплаты отдельных курсов, зависящей как от успеваемости, так и от общего числа ранее изученных дисциплин и т.д.

Обучающимся надо предоставить право выбора наиболее доступной и удобной именно для него формы обучения. Не следует думать, что традиционная классно-урочная, лекционная и др. форма обеспечивает лучшее развитие коммуникативных навыков, чем дистанционная. Кроме того, эта форма не предоставляет возможности повторного изучения содержания лекции, в то время как технологии дистанционного обучения, предусматривающие видеозапись уроков (лекций), позволяют прослушивать их в удобное время, при необходимости неоднократно возвращаясь к нужным местам. В условиях, когда учащиеся очной формы обучения сочетают учебу с работой, предоставление им таких возможностей, безусловно, способствовало бы большей доступности образования.

Стоимость и, соответственно, доступность образования в огромной степени зависят от правильной стратегии закупки, разработки и использования программного обеспечения учебного процесса. Качественное образование должно ориентироваться на технологии завтрашнего дня, и именно им следует отдать предпочтение и сделать основой для распространения продуктов универсального назначения (электронных таблиц, систем управления базами данных), изготовляемых крупными фирмами, чем закупать доморощенные разработки других вузов. Заметим, кстати, что последние обычно требуют постоянной технической поддержки разработчика и морально устаревают еще до того, как удается наладить их бесперебойное функционирование.

Можно выделить следующие направления совершенствования образовательного процесса с использованием современных технологий:

· осуществление финансирование работы, необходимой для формирования основ виртуального образования (создание учебно-методических комплексов электронных учебников, развитие издательской базы, разработка новых форм и методов обучения), что способствует формированию образовательного пространства более широкими возможностями получения качественного образования по сравнению с традиционным;

· библиотека наряду с использованием электронного каталога предоставляет также электронные издания по многим направлениям: на специализированном учебном Web-сервере организации и серверах отдельных подразделений представлены различные учебно-методические, демонстрационные и обзорные материалы, подготовленные в том числе и с участием учащихся, - все это служит хорошей предпосылкой для создания в будущем Internet-библиотеки;

· предполагается использование новых методов обучения, способствующие улучшению его качества, - семинары, лекции, телемосты с использованием видеоконференцсвязи при активном участии учащихся, переписка по электронной почте, выполнение коллективных проектов. Ведется работа по внедрению на учебном Web-сервере системы адаптивных тестов, обеспечивающих реализацию современных требований к организации автоматизированного контроля знаний.

Несмотря на то, что менталитет учащихся постепенно меняется и они все глубже осознают именно свою долю ответственности и потребность в получении качественных знаний, преподавателям предстоит дальнейшая работа по формированию активного отношения молодежи к учению. Итак, возможно различное видение того, как использовать современные информационные технологии для повышения качества и доступности образования. В упрощенном, но, к сожалению, распространенном представлении кажется, что все решает широкое внедрение информационных и телекоммуникационных технологий, которым приписывается воистину волшебная сила. В этом случае обществу предлагается простое решение: достаточно обеспечить учебные заведения компьютерами и средствами телекоммуникаций, чтобы образование, как по мановению волшебной палочки, стало качественным, доступным и дешевым. Но даже самые лучшие и передовые технологии, применяемые в образовательном процессе, без адекватной реорганизации учебно-воспитательного процесса оказывают деморализующее влияние и попросту расточительны. По существу, это то же самое, что привести в библиотеку малограмотного человека и ждать, пока он научится бегло читать и ориентироваться в книгах.

Апологеты прагматического подхода к использованию информационных технологий полагают, что с их помощью можно сделать образование более доступным, считая, что даже возможные потери могут повысить качество образования, но для ограниченного, наиболее подготовленного контингента учащихся. Думается, что, руководствуясь предложенными нами принципами внедрения информационных и телекоммуникационных технологий, можно улучшить качество и расширить доступ к образованию за счет интеграции ученых, преподавателей, учащихся и ресурсов в рамках виртуального образовательного пространства. Естественно, решение этой задачи требует длительного пути, состоящего из многих итераций (лат. Iteratio - повторение), которые необходимы для исправления возможных ошибок, организации лучшего учета конкретных условий.

В определенном смысле можно предвидеть некоторые трудности, проводя аналогии с первыми революционными этапами развития образования. Как и тогда, учащиеся получили дополнительные широкие возможности в выборе способа изучения тех или иных предметов, но оказались еще дальше от преподавателя, который контролирует качество их знаний. И здесь вновь мы сталкиваемся с известными негативными последствиями: пассивностью в учении, низким уровнем коммуникативных навыков и самостоятельности, введением преподавателя в заблуждение относительно высокого уровня знаний. И точно так же, как и раньше, сегодня предстоит искать оптимальные способы организации новых форм учебной работы. Это может быть выполнение творческих коллективных проектов, при оценке которых обсуждается (очно или в виртуальном семинаре) и оценивается вклад каждого из участников; формирование и предоставление в сети Internet индивидуального образовательного пространства, включающего собранные обучающимися учебные и научные ресурсы по изучаемой дисциплине; участие в совместной работе в виртуальных научных лабораториях и сетевых деловых играх.

Нельзя оставлять без внимания проблему усиления ответственности самого учащегося за результаты обучения в ситуации, когда ему предоставляется множество возможностей выбора различных форм обучения, нужной информации в условиях дефицита времени. В такой ситуации важно помочь обучаемым правильно организовать режим учебной деятельности с учетом индивидуальных способностей и возможностей каждого.

Очевидно, разрешение возникающих проблем возможно при условии, если первоочередные задачи будут решаться всеми организационными структурами учебного заведения, а не изолированной группой специалистов. По всей видимости, это и представляет одну из основных проблем, справиться с которой можно только в ситуации удовлетворения насущной потребности всех участников учебно-воспитательного процесса в обеспечении качественного и доступного образования.

Информационная безопасность в школе - вещь непростая и многоплановая. Ее организацией сегодня с существующими порядками и ставками заниматься некому. Десять лет назад, когда перед школой встала проблема организации единой информационной среды, нам пришлось апробировать различные программные информационные комплексы для автоматизации школы. Нам нужна была система с простым администрированием, но при этом с достаточно высокой функциональностью. Обязательное условие: сетевая архитектура с WEB-интерфейсом (устанавливается на одном компьютере-сервере, пользователь может работать на любом рабочем месте локальной сети, в том числе из дома посети Интернет). Выбор Системы - это очень ответственное дело. Вот уже несколько лет школы работают с программой Всеобуч и ее новой расширенной версией Школьный офис. Нам говорят, что для работы с системой должен быть отдельный компьютер, чтобы он был защищен: там и домашние адреса, и множество другой конфиденциальной информации. Как работать на одном компьютере с такой постоянно требующейся базой и учителям, и завучам, и психологам, и медсестре? Получается, что мы должны вводить данные и передавать их, хотя сами практически ими не можем пользоваться. В Net Школе также хранится конфиденциальная информация, однако разработчики хорошо продумали ее защиту и доступ к ней. Но сейчас важно и другое: в свете вступившего в силу «Закона о персональных данных», мы должны продумать организационные вопросы работы с персональными данными (независимо от используемой информационной системы), чем мы сейчас и начинаем заниматься.

Правила безопасности есть, конечно. Быстро вычисляется с какого компьютера, например, подхвачен вирус или посещен не рекомендуемый сайт, когда и кто за ним работал. Без обсуждения такого рода инциденты не остаются. Мы не только разговариваем с виновником, но и акцентируем внимание всех ребят, комментируя возможности последствий. Мы стараемся приучить детей работать правильно, грамотно организовывать рабочее место, файловое пространство и в школе, и дома.

Фильтрация контента для школы необходима. Но не в гипертрофированном виде, предлагающемся сегодня. У нас идут обновления через Интернет, с его помощью мы перекачиваем музыку для школьных мероприятий - это очень удобно иметь под рукой интернет-ресурсы самого широкого спектра. И наше мнение - если не оставлять детей без присмотра, то Интернет - столь же опасная среда, как СМИ или телевидение. Ребят необходимо воспитывать, а не запрещать. Запреты рождают азарт, упрямый фанатизм. У нас позиция следующая: пользуйся всем согласно определенным требованиям под постоянным вниманием педагога. И это очень важно: не бросать ребенка ни физически, ни морально. Как только ребенок зажат, обижен, не загружен - вот тогда и рождаются «больные фантазии», которые удовлетворяются в т.ч. с помощью Интернета. И даже если в школе поставить супер-фильтры, то такие дети найдут, где посмотреть интересующие их ресурсы.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: