Нормативно-методические средства обеспечения информационной безопасности




 

Одним из следствий технического прогресса стало активное внедрение информации в экономический оборот. Это привело к образованию специфического информационного рынка, началось становление информационного общества. В наше время невозможно представить успешную экономику без развитой системы информационных сетей, их активного использования производителями и потребителями. Информация (и как следствие информатизация) на деле доказали свои возможности в сферах расширения производства и обеспечения роста благосостояния общества, при решении иных социальных задач.

Нормативно-правовую базу правоотношений, связанных с информацией, составляют:

· Гражданский кодекс Российской Федерации (его значение в этом направлении повышается в связи со вступлением в силу с 1 января 2008 г. части четвёртой, посвящённой объектам интеллектуальной собственности);

· Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»

· Указ Президента РФ от 12 мая 2004 г. N 611 «О мерах по обеспечению информационной безопасности Российской Федерации в сфере международного информационного обмена» (с изм. и доп. от 22 марта 2005 г., 3 марта 2006 г.)

· Указ Президента РФ от 31 декабря 1993 г. N 2334 «О дополнительных гарантиях прав граждан на информацию» (с изм. и доп. от 17 января 1997 г., 1 сентября 2000 г.)

· Указ Президента РФ от 22 декабря 1993 г. N 2255 «О совершенствовании государственного управления в сфере массовой информации» (с изм. и доп. от 6 апреля 1999 г., 9 августа 2000 г.)

· Указ Президента РФ от 12 мая 1993 г. N 663 «О мерах по созданию единого эталонного банка данных правовой информации»

· Постановление Правительства РФ от 31 августа 2006 г. N 532 «О лицензировании деятельности по разработке и (или) производству средств защиты конфиденциальной информации»

· Постановление Правительства РФ от 15 августа 2006 г. N 504 «О лицензировании деятельности по технической защите конфиденциальной информации»

Основные понятия, связанные с информацией и информатизацией, определяет Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в ст. 2:

) информация - сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления;

) информационные технологии - процессы, методы поиска, сбора, хранения, обработки, предоставления, распространения информации и способы осуществления таких процессов и методов;

) информационная система - совокупность содержащейся в базах данных информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий и технических средств;

) информационно-телекоммуникационная сеть - технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники;

) обладатель информации - лицо, самостоятельно создавшее информацию либо получившее на основании закона или договора право разрешать или ограничивать доступ к информации, определяемой по каким-либо признакам;

) доступ к информации - возможность получения информации и ее использования;

) конфиденциальность информации - обязательное для выполнения лицом, получившим доступ к определенной информации, требование не передавать такую информацию третьим лицам без согласия ее обладателя;

) предоставление информации - действия, направленные на получение информации определенным кругом лиц или передачу информации определенному кругу лиц;

) распространение информации - действия, направленные на получение информации неопределенным кругом лиц или передачу информации неопределенному кругу лиц;

) электронное сообщение - информация, переданная или полученная пользователем информационно-телекоммуникационной сети;

) документированная информация - зафиксированная на материальном носителе путем документирования информация с реквизитами, позволяющими определить такую информацию или в установленных законодательством Российской Федерации случаях ее материальный носитель;

) оператор информационной системы - гражданин или юридическое лицо, осуществляющие деятельность по эксплуатации информационной системы, в том числе по обработке информации, содержащейся в ее базах данных.

Согласно ст. 3 названного Закона, правовое регулирование отношений, возникающих в сфере информации, информационных технологий и защиты информации, основывается на следующих принципах:

) свобода поиска, получения, передачи, производства и распространения информации любым законным способом;

) установление ограничений доступа к информации только федеральными законами;

) открытость информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления и свободный доступ к такой информации, кроме случаев, установленных федеральными законами;

) равноправие языков народов Российской Федерации при создании информационных систем и их эксплуатации;

) обеспечение безопасности Российской Федерации при создании информационных систем, их эксплуатации и защите содержащейся в них информации;

) достоверность информации и своевременность ее предоставления;

) неприкосновенность частной жизни, недопустимость сбора, хранения, использования и распространения информации о частной жизни лица без его согласия;

) недопустимость установления нормативными правовыми актами каких-либо преимуществ применения одних информационных технологий перед другими, если только обязательность применения определенных информационных технологий для создания и эксплуатации государственных информационных систем не установлена федеральными законами.

Проанализируем основные подходы к пониманию информации (и её производных) как объекта правового регулирования.

Гражданский кодекс РФ (ст. 128) относит и информацию к объектам гражданских прав наряду с вещами и иным имуществом, в частности имущественными правами; работами и услугами; результатами интеллектуальной деятельности, в том числе исключительными правами на них (интеллектуальной собственностью); нематериальными благами.

Но любая ли информация является объектом гражданского оборота и соответственно гражданского права? Как определяется ее правовой режим - по модели классических вещных или исключительных прав либо возникает некое относительное правоотношение? На чем основана монополия обладателя информации? Информация обладает особыми свойствами, отличающими ее от всех остальных объектов гражданских прав, для нее необходим особый правовой режим. Одна из существующих классификаций подразделяет информацию в зависимости от возможности свободного доступа к ней третьих лиц на общедоступную и необщедоступную.

Общедоступную информацию составляют сведения, открытые для ознакомления, познания. Такая информация не становится объектом гражданского права, так как к ней нельзя ограничить доступ всех желающих: она может свободно (без чьего бы то ни было разрешения) и безвозмездно использоваться и распространяться любым лицом. Установление на такие сведения вещного или традиционного исключительного права невозможно.

Необщедоступной информацией соответственно считается та, доступ к которой ограничен или конфиденциальность которой специально охраняется законом. Она представляет особую ценность для товарного экономического оборота именно в силу ее неизвестности третьим лицам.

Таким образом, объектом гражданского оборота является информация с определенными характеристиками: а) представляющая собой особый товар, реализуемый в рамках экономического оборота и имеющий потенциальную или действительную коммерческую ценность (за исключением служебной информации, которая не всегда обладает указанным признаком); б) необщедоступная.

Поиск и предоставление общедоступных данных осуществляется на другой основе, в частности на основе возмездного оказания услуг, так как эта работа сложна и требует профессионализма. «Возникают обязательственные отношения, которые основаны на комфортности в получении информационных услуг. Комфортность доступа представляет собой ослабленную монополию, которая выступает не самостоятельно, а в сочетании с основанными на ней обязательствами». Вместе с тем, общедоступная и общеизвестная информация также может иметь коммерческую ценность. Подготовленная для конкретного потребителя в соответствии с его запросами и в удобной для него форме, она становится объектом гражданского права, т.е. выполняется необходимое условие ее обращения на рынке в качестве товара. Поэтому такую информацию не следует исключать из числа объектов, входящих в понятие информации как объекта гражданских прав. Обязательство по передаче всегда обособляет, индивидуализирует этот продукт.

Законодатель в ст. 128 ГК РФ не раскрыл точный смысл понятия информации в качестве объекта гражданских прав, лишь упомянув о ней при перечислении («К объектам гражданских прав относятся вещи, включая деньги и ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права; работы и услуги; информация...»). Полагаем, терминологически более корректно говорить об «информационном продукте» как объекте гражданских прав.

Статья 128 не единственная в ГК РФ, упоминающая об информации. В частности, в ст. 139 ГК РФ речь идет об информации, составляющей служебную или коммерческую тайну. Сведения признаются таковыми при выполнении следующих условий: а) они обладают действительной или потенциальной коммерческой ценностью в силу неизвестности третьим лицам; б) к ним нет свободного доступа на законном основании; в) обладатель принимает меры к охране конфиденциальности этих сведений. При отсутствии хотя бы одного из этих признаков информация не может ни считаться составляющей служебную или коммерческую тайну, ни претендовать на обеспечение соответствующей правовой охраны. Каждый из перечисленных признаков подразумевает, что информация неизвестна третьим лицам. По мнению Э. Гаврилова, «…достаточно указать, что эта информация является неопубликованной. Никакими другими признаками тайна не может быть охарактеризована... так как ценность информации устанавливается лишь в ходе ее использования. До начала фактического использования ценность информации нельзя определить».

От конфиденциальной надо отграничивать секретную информацию, которая призвана обеспечивать не потребности ее обладателя, а общественную безопасность и имеет не частный, а публичный характер. Точно так же надо отличать конфиденциальную информацию как широкое понятие, подразумевающее отсутствие общедоступности, от ее разновидностей - служебной и коммерческой информации, выделяемых по дополнительным признакам.

Так, в случае коммерческой информации основанием для установления статуса конфиденциальности является ее действительная или потенциальная коммерческая ценность в силу неизвестности третьим лицам. Коммерческая информация по своему содержанию значительно шире, чем «ноу-хау», так как под ней понимаются сведения не только о совершении действий, но и о фактических обстоятельствах, а также имеющие лишь информационное или познавательное значение, не несущие непосредственных рекомендаций.

Какие права на информацию возникают у ее обладателя? Некоторый авторы рассматривают ее как объект права собственности. Указанная точка зрения находит подтверждение и в правовых актах. Известные юристы, занимающиеся вопросами интеллектуальной собственности (В.А. Дозорцев, А.П. Сергеев, В.О. Калятин), полагают, что на коммерческую, служебную информацию и на секреты промысла с момента их появления возникает некое исключительное право, хотя и ослабленное, действующее в зависимости от источника получения, но обращенное и к третьим лицам, а не только к контрагенту по договору. Его вполне правомерно считать квазиабсолютным правом. По мнению В. Дозорцева, абсолютное и исключительное права отличаются только пределами действия. Абсолютное право имеет неограниченную силу, исключительное может быть и ограниченным. Общее у них одно - они действуют в отношении третьих лиц, с которыми их обладатели не состоят в обязательственных связях. Пределы определяются субъектным составом - количеством лиц, предоставлявших информационный продукт, и сферой его распространения. Абсолютное право субъекта на личную сферу вообще и на результаты своей деятельности в частности лежит в основе всех, в том числе исключительных, прав на объект, эти последние являются фундаментом всех остальных прав, включая и обязательственные.

Противоположную позицию занимает Э.П. Гаврилов. По его мнению, тайна как объект гражданского права, пока она доступна только ее владельцу, не может быть охарактеризована никакими иными признаками, кроме признака ее неизвестности третьим лицам. В связи с этим приходится признать, что тайна не является объектом гражданского права, и конструирование в этом случае какого-либо исключительного права ошибочно, ибо приводит к появлению безобъектных гражданских прав. И.А. Зенин, хотя и отрицает возникновение исключительного права на «ноу-хау», тем не менее говорит о наличии фактической монополии. Э.П. Гаврилов же полагает, что в сфере гражданского права выражение «фактическая монополия» применимо только к материальному объекту.

А.Б. Венгеров писал об обособлении права на информацию от права собственности и права интеллектуальной собственности. В праве на информацию он выделял правомочия на доступ к информации, на ознакомление с информацией, разъяснение информации, получение копий документов, справок. И.Л. Бачило, не оспаривая возможности применения прав вещной и интеллектуальной собственности для регулирования отношений в сфере обращения информации, предлагает одновременное использование возможностей этих институтов права, выступая с концепцией «двойной защиты» такой информации и прав на нее.

Можно констатировать, что учеными не выработано единого мнения о природе права, возникающего у обладателя информации относительно ее содержания.

Общий принцип использования нематериальных объектов в гражданском обороте заключается в том, что любой такой объект может быть использован совершенно свободно, без чьего бы то ни было разрешения и без выплаты вознаграждения, если закон не оговаривает специального запрета (например, в случае действия авторского или патентного права, которое порождает полноценное абсолютное право). Запрет, хотя и несколько иной по характеру, устанавливает и система конфиденциальности, основанная на недопущения вторжения в личную сферу.

 

Вывод по главе I:

 

Информация является одним из объектов гражданского права том числе и прав собственности, владения, пользования. К защищаемой относится информация, являющаяся предметом собственности и подлежащая защите в соответствии с требованиями правовых документов или требованиями, выдвигаемыми собственником информации.

Право на информацию, как и иные исключительные права, по своей природе является абсолютным правом, иначе оно не могло бы выполнять свои функции основы экономического оборота. И это тоже закрепление монополии. Но такая монополия может быть основана на конфиденциальности, она существует только в отношении неопубликованной информации, обладатели которой приняли меры к сохранению ее конфиденциальности. Исключительное право на распространение информации никак иначе не закрепляется - только через неприкосновенность личной сферы. Объектом правоотношения по предоставлению и получению охраняемой кем-либо информации становится не сама эта информация, а возможности, образующие субъективное право на сохранение конфиденциальности определенных сведений, проявляющиеся в распоряжении субъекта неотделимыми от него личными качествами - сведениями, знаниями, навыками, способностями к оказанию услуг, работ и т.д.

 




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: