Одним из приоритетных направлений развития школы на протяжении нескольких лет является внедрение новых информационных технологий в образовательный процесс.
Сформированное информационное пространство школы - это довольно сложная система, и в идеале она должна обеспечить условия эффективного взаимодействия всех структур школы с целью повышения качества образовательного процесса. Управление сформированной системой призвано обеспечить использование кадровых, материально-технических, финансовых, временных и других ресурсов с максимальной эффективностью и продуктивностью для развития детей.
Основные задачи деятельности заместителя директора по информатизации:
.Компьютеризация управленческой деятельности.
.Информатизация учебного процесса.
.Формирование и развитие информационной культуры учащихся и учителей на основе НИТ.
НИТ используются сегодня в школе в нескольких направлениях:
Информатизация управления школой:
Для автоматизации документооборота и канцелярских работ;
Для создания базы данных по учащимся и сотрудникам;
Для хранения различной информации управленческого характера;
Для создания программы и базы данных «Здоровье»;
В образовательном процессе:
Для обучения учащихся основам компьютерной грамоты, информатике и программированию;
Для диагностики качества образования (тесты);
Для подготовки презентаций и докладов, выступлений;
Как средство наглядности на уроках при введении нового материала (мультимедиа, видео, компакт-диски);
Для проведения практических занятий (компьютеры, компакт-диски);
Для самообразования учащихся и учителей (компьютерные классы, компакт-диски, Интернет, дистанционное образование);
|
Для видеосъемки школьных мероприятий и создания видеотеки по истории школы;
Для получения информации через подключение к Интернет;
Для электронной переписки.
Сегодня сформирована целая структура школьного информационного центра (далее ШИЦ). Все ее блоки объединены в локальную общешкольную сеть.Деятельность 2-х кабинетов информатики можно подразделить на учебный процесс, организацию внеурочной деятельности учащихся, место для индивидуальной работы по подготовке документов, докладов, презентаций учащимися и учителями. В вечернее время кабинет используется для обучения взрослых преподавателями городской фирмы «Мастер-сервис».
В штатное расписание школы введена ставка заместителя директора по информатизации, который является координатором всей проводимой работы по внедрению новых информационных технологий в образовательный процесс. Для поддержки компьютерной техники в рабочем состоянии имеем в штате квалифицированного инженера, программиста и техника по обслуживанию. Штат сотрудников ШИЦ обеспечивает функционирование локальной школьной сети, поддержку WEB-страницы, проводит обучение желающих учителей пользовательским навыкам. Разрабатывается программа разноуровнего обучения преподавательского состава навыкам работы на компьютере в различных средах и использования периферийных устройств.
С введением ставки программиста началось целенаправленное создание школьной базы данных (в формате СУБД Microsoft Access), которая дает новые возможности обработки данных и представления их в форме отчетов. Работа программиста направлена на выполнение конкретных задач с учетом особенностей и потребностей нашей школы.
|
В школе формируется определённый круг учителей, являющихся носителями компьютерных образовательных технологий. Часть из них объединились в проблемную группу по изучению эффективных методов использования НИТ в образовании.
ИКТ в гимназии, преподающиеся в значительно большем, чем в общеобразовательной школе, объеме и на более высоком уровне сложности, могут показаться профессиональным капризом руководства. Однако опыт эффективного применения ИКТ в образовательном процессе гимназий свидетельствует о значительных возможностях информационно-коммуникационных технологий в реализации идей компетентностного подхода и, в частности, культурно-исторической педагогики.
Цель образования, по Е.А. Ямбургу, - передать следующим поколениям ценности культуры и научить их жить в быстро меняющемся мире. Образовательный процесс гимназии по определению ориентирован прежде всего на передачу ученику ценностей культуры; также очевидно, что умение жить в быстро меняющемся мире наилучшим образом формируют эффективно преподаваемые ИКТ. Внедрение ИКТ помогает ученику и учителю в преодолении восприятия культуры как «лавки древностей, где хранится красивый, но давно отработанный материал», создаёт условия для реального включения молодого человека в контекст культуры, прежде всего благодаря применению метода проектов.
Проектная деятельность позволяет учащимся приобрести дополнительные знания в интересующей их предметной области, научиться планированию собственной познавательной деятельности, овладеть основным программным обеспечением, необходимым современному пользователю ПК.
|
Обладая значительными ресурсами для обеспечения удовлетворения потребностей гимназиста в самовыражении и самореализации, ИКТ развивают у молодого человека умение жить в согласии с собой и с окружающими. Это закономерно улучшает процесс развития таких ключевых компетенций, как ответственность и способность принимать решение в ситуации выбора.
Одним из вариантов расширения системы информационной безопасности общеобразовательного учебного заведения является создание школьной службы (далее - Служба). Показательным является опыт использования школьной информационной службы в Перми и Новосибирске. Служба создана для осуществления поэтапного решения задач информатизации образования, внедрения новых информационных технологий в образовательный и управленческий процессы, информационно-методического обеспечения процессов выявления, изучения и пропаганды передового педагогического опыта, инноваций в области образования, внедрения и поддержки документооборота, использования возможностей телекоммуникационных технологий.
Задачи Службы
.Методическое сопровождение внедрения НИТ в учебный процесс и сопровождение образовательных технологий, ориентированных на развитие у учащихся навыков самообучения (сетевые олимпиады, телекоммуникационные проекты, дистанционное обучение, развивающее обучение).
.Построение единого информационного пространства городской системы образования:
· сбор, накопление, обработка, систематизация, обобщение и распространение педагогической информации в соответствии с принятыми стандартами в системе образования;
· выявление информационных потребностей и удовлетворение запросов педагогических кадров образовательных учреждений в области новых технологий и педагогических инноваций;
· осуществление взаимодействия с информационными Службами всех уровней для расширения банка педагогической информации;
· осуществление посреднических услуг по удовлетворению запросов пользователей (работников образовательных учреждений) по доставке информации о достижениях психолого-педагогической науки, новых педагогических и информационных технологиях;
· организация обучения персонала образовательного учреждения навыкам работы на компьютере на уровне пользователей.
.Технологическое сопровождение мониторинга в образовательных учреждениях.
Направления деятельности Службы:
.Организационное обеспечение:
разработка программы информатизации образовательных учреждений;
разработка и реализация плана совместных действий всех подразделений образовательных учреждений по решению вопросов информатизации, согласованного на районном и городском уровне;
организация в школах компьютерных кружков и других объединений учащихся, использующих в своем творчестве элементы медиа-образования;
обеспечение доступа к нормативно-правовым и инструктивно- методическим материалам;
организация и поддержка работы Службы согласно структуре в образовательных учреждениях;
апробация и внедрение элементов информационно-аналитической системы управления образованием (ИАСУО)
организация и поддержка деятельности учителей, интересующихся проблемами информатизации образования.
.Методическое обеспечение:
анализ текущей ситуации процесса информатизации образовательных учреждений, коррекция и мониторинг деятельности по этой проблеме;
подготовка методических пособий и рекомендаций по вопросам информатизации образовательных учреждений;
анализ и апробация научно-методических, программных и технических разработок, ведущихся в районе, городе, регионе, России и за рубежом по вопросам информатизации образования и других направлений, касающихся работы информационных служб образовательных учреждений;
изучение существующего опыта и разработка плана своей работы в соответствии с программой развития образовательных учреждений, обеспечение эффективного освоения НИТ и включение медиа-средств в образовательный процесс образовательных учреждений;
организация научно-методической деятельности учителей по проблемам информатизации образования (в рамках проблемных объединений) с последующим выходом с конкретными результатами на научно-практические конференции и форумы различного уровня, в том числе телекоммуникационные.
.Программно-методическое обеспечение образовательного процесса:
выработка рекомендаций по приобретению программно-методического обеспечения для образовательных учреждений;
создание и поддержка в образовательном учреждении банка педагогической информации, обеспечение санкционированного доступа к нему учреждений районного и городского уровня;
обоснование необходимости и подготовка к введению новых интегрированных учебных программ, ориентированных на профессиональное обучение школьников работе с современными информационными средствами;
организация и содействие подготовке и переподготовке учителей различных дисциплин и сотрудников образовательных учреждений по вопросам освоения НИТ, средств медиа-образования, приемов работы в глобальных информационных сетях.
.Информационное обеспечение:
подключение образовательных учреждений к телекоммуникационным системам различного уровня с выходом в глобальные сети;
организация доступа к банку педагогической информации на любых носителях;
организация публикаций опыта и разработок учителей и сотрудников школ по проблемам образования;
организация и поддержка издательской деятельности;
создание и поддержка Web-сайта образовательного учреждения.
организация и функционирование поста электронной почты или подузла высокоскоростного доступа к Internet: разработка приказов, распоряжений и инструкций по информационной безопасности, организация контроля над их выполнением.
Техническое оснащение и обслуживание:
объединение компьютеров в кабинетах вычислительной техники, компьютеров в администрации, библиотеке, бухгалтерии и в других подразделениях в общую локальную сеть образовательного учреждения и подключение к глобальной сети;
обеспечение работы серверов для размещения общих для образовательных учреждений баз данных, сопровождение и пополнение этих баз данных, создание новых банков и баз данных; организация ремонта, сервисного обслуживания оборудования Службы;
техническое обеспечение и обслуживание системы обработки и передачи педагогической информации на всех возможных видах носителей (совместимой с районной, городской и областной системами).
Особенность культурно-исторической педагогики состоит в том, что одно из ее смыслообразующих оснований - установление соответствия между развитием творческих способностей личности и формированием прочной базы умений и навыков. ИКТ развивают у гимназиста исполнительскую культуру - существенный фактор рационального баланса творческих способностей и умений терпеливо и качественно исполнять повседневную рутинную работу.
Вывод по главе III
Информационно-коммуникационные технологии помогают усилить воспитывающую функцию обучения, достигается новый качественный уровень гимназического образования, который выражается в способности учащихся находить и обрабатывать информацию, овладевать знаниями и умениями, эффективно применимыми в любой сфере жизнедеятельности, самостоятельно принимать решения в ситуации выбора.
Заключение
Основные выводы по работе: