Абу Салах Хамдун Кассари 9 глава




*

Будучи маленьким, я спросил у большого: «Когда наступает возмужалость?» Он отвечал: «В книгах указаны три приметы: одна — пятнадцатилетие, другая — сны изнуряющие, третья — возрастание волос… Но, поистине, есть другая примета. Она такова: ты предаёшься воле возвышенной, утратив узы низменных страстей; о том же человеке, кто лишён этого достоинства, не должно судить как о созревшем».

*

Была у одного законоведа дочь, удивительно некрасивая. Вошла она в возраст, но, несмотря на приданое и богатство, никто не хотел брать её замуж.

В конце концов выдал её отец по необходимости за слепого. Передают, что в это время приехал из Серендина один врач, который умел возвращать зрение слепым. Спросили у законоведа: «Отчего не полечишь зятя?» — «Боюсь, — отвечал тот, — что прозреет и разведётся с моей дочерью».

*

Был у одного визира глупый сын и послал он его к учёному, с тем чтобы тот воспитал его: быть может, и станет он разумным. Долгое время учил мудрец, но толку не было. Послал он сказать отцу: «Не стал он разумным, но меня самого сделал дураком».

*

В глубинах моря скрыты бесценные сокровища, но если ты боишься опасности, оставайся на берегу.

*

Быки и ослы, поднимающие вьюки, лучше людей, обижающих других.

*

Спросил я одного мудреца о смысле реченья, гласящего: «Самый злейший из врагов твоих — это страсть, которая в теле твоём». Отвечал он: «Сказано это потому, что всякий враг, которому ты окажешь благодеяние, станет другом твоим, кроме страсти, которая тем враждебнее, чем больше ублажаешь её».

*

Богатство — для услады жизни, но жизнь не для того, чтобы копить богатство.

*

Спросили у мудреца, кто счастлив и что такое счастье? «Счастлив, кто посеял и воспользовался жатвой, — отвечал он. — Несчастлив, кто умер и оставил всё, что накопил».

*

Когда враг исчерпает все хитрости, он начинает потрясать цепью дружбы. Следовательно, он старается стать другом, когда не может быть врагом.

*

Тот, кто даёт упрямцу совет, сам нуждается в совете.

*

Не поддавайся на обман врага и не покупай славословий у льстеца; один расставил сеть хитрости, а другой раскрыл глотку жадности.

*

Только терпеливый закончит дело, а торопливый упадёт.

*

Кто затеет спор с умнейшим, стараясь выказать себя в глазах людей мудрецом, тот покажет, что он невежда.

*

Если мудрец попадает к глупцам, не должен он ждать от них почёта; если глупец своей болтовнёй одолеет мудреца, это не удивительно, — камнем можно расколоть алмаз.

*

Если мудрецу среди невоспитанных людей не удаётся сказать слово, не удивляйтесь: звук лютни не слышен во время грохота барабана, а аромат амбры пропадает от вони чеснока.

*

Если драгоценный камень упадёт в грязь, он сохранит свою ценность, а если пыль поднимется к небесам, она по-прежнему останется ничтожной. Жаль, когда способности пропадают без поддержки, но пагубна поддержка неспособного.

*

Хотя одежды султана почётны, но своё поношенное платье почётнее; хотя стол богачей и сладок, еда из собственной сумы слаще.

*

Суть обрети всей жизни быстротечной:
Покров истлеет, суть пребудет вечно.  
Кто высшим знанием не овладел,
Тот в оболочке сути не имел.  
Когда добро и мир несём мы людям,
То и в земле спокойно спать мы будем.  
Ты здесь о жизни будущей своей
Заботься, не надейся на друзей.

*

Из тучи капля к долу устремилась,
И в волны моря падая, смутилась:  
«Как я мала, а здесь простор такой…
Ничто я перед бездною морской!»  
Она себя презрела, умалила;
Но раковина каплю приютила,  
И перл, родившийся из капли той,
Царя венец украсил золотой.  
Себя ничтожной капля та считала,
Но красотой и славой заблистала.  
Смиренье — путь высоких мудрецов,
Так гнётся ветвь под тяжестью плодов.

*

В стяжании пекущийся о многом
Не знает Бога, недоволен Богом.  
Сумей богатство в малом обрести
И эту правду жадным возвести.  
Чего ты ищешь, прах, алчбой гонимый?
Злак не растёт ведь на праще крутимой!  
Живущий духом чужд телесных нег.
Забыв свой дух, убьёшь его навек.  
Живущий духом — доблестно сияет.
Живущий телом — доблесть убивает.  
Суть человека постигает тот,
Кто сущность пса сперва в себе убьёт.  
О пище — мысль у бессловесной твари,
Мысль человека — о духовном даре.  
Блажен, кто может на земном пути
Сокровища познаний принести.  
Кому творенья тайна явной станет,
Тот света правды отрицать не станет.  
А для не видящих, где мрак и свет,
Меж гурией и дивом розни нет.  
Как ты в колодец, путник, провалился?
Иль твой — в степи открытой — взор затмился?  
Как сокол в высь небесную взлетит,
Коль птицу камнем алчность тяготит?  
Коль от алчбы себя освободит он,
Как молния, к зениту воспарит он.  
Как можешь ты с крылатыми сравняться,
Когда привык вседневно объедаться?  
Ведь ангелом парящим, как звезда,
Не станет жадный хищник никогда.  
Стань Человеком в помыслах, делах,
Потом мечтай об ангельских крылах.  
Ты скачешь, как несомый злобным дивом,
На необъезженном коне строптивом.  
Скрути узду, иль волю он возьмёт,
Сам разобьётся и тебя убьёт.  
Обжора тучный, духом полусонный,
Ты человек иль чан обременённый?  
Утроба домом духа быть должна,
А у тебя она едой полна.  
Бурдюк словам о Боге не внимает,
И, алчный, от обжорства умирает.  
Кто вечными пирами пресыщён,
Тот мудрости и знания лишён.  
Глаза и плоть вовек не будут сыты.
И хоть кишки твои едой набиты,  
Бездонная гиена, твой живот,
«Ещё, ещё прибавьте!» — вопиет.  
Ел мало сам Исса, светильник веры,
Что ж кормишь ты осла его без меры?  
Что приобрёл ты в этом мире зла,
Сменивши откровенье на осла?  
Ведь алчностью свирепой обуянных
Зверей и птиц находим мы в капканах.  
Тигр над зверями царь, а поглядишь —
Попался на приманку, словно мышь.  
И как бы мышь к еде не кралась ловко,
Её поймает кот иль мышеловка.

Не о конях, ристалище и славе,
Скажу о мудрости и добром нраве.  
Враг твой — в тебе; он в существе твоём,
Зачем другого числишь ты врагом?  
Кто победит себя в борьбе упрямой,
Тот благородней Сама и Рустама.  
Не бей в бою по головам людей,
Свой дух животный обуздать сумей.  
Ты правь собой, как Джам — смятённым миром,
Пусть будет разум у тебя визиром.  
В том царстве хор несдержанных страстей
Сравню с толпой вельмож и богачей,  
Краса державы — мудрость и смиренье,
Разбойники — порывы вожделенья.  
Где милость шаха злые обретут,
Там мудрецы покоя не найдут.  
Ведь алчность, зависть низкая и злоба,
Как в жилах кровь, в тебе живут до гроба.  
Коль в силу эти все враги войдут,
Они восстанут, власть твою сметут.

*

Передают, что некий соловей свил гнездо на ветке в одном саду. Случайно ничтожный муравей поселился под тем же деревом и на краткодневное пребывание своё устроил там себе жилище. Соловей целый день порхал по цветнику и звенел чарующим сердце напевом. Муравей же круглые сутки был занят сбором припасов. Стогласый певец на лужайках садовых упивался сладкой песнью, поверяя ветке розы тайны свои, а весенний ветерок поддакивал. Жалкий тот муравей, увидев неприступность розы и мольбы соловья, думал про себя: «То, что выйдет из этих бесед, выяснится потом…» Ушла весенняя пора, осень пришла. Тернии заняли место роз, вороны поселились на месте соловьёв. Подул осенний ветер, посыпалась листва с деревьев, пожелтели щеки листвы, остыло дыхание воздуха, из тучи посыпались жемчуга, сито воздуха начало сеять камфору. Залетел как-то в свой сад соловей и ни розы не увидел, ни запаха гиацинта не почуял. Онемел его язык, звучащий тысячью песен: нет розы, на совершенство которой он мог взглянуть, нет зелени, на красоту которой он мог бы посмотреть. От нужды изнемог он, от нищеты лишился песен. Вспомнилось ему: «Ведь когда-то обитал под этим деревом муравей и собирал там зёрнышки. Обращусь-ка я к нему и попрошу у него чего-нибудь в память близости наших домов и по праву соседства». Пошёл голодавший два дня соловей просить подаяния у муравья и сказал: «О дорогой, щедрость — признак благородства и основа счастья. Провёл я свою драгоценную жизнь в беспечности, а ты был благоразумен и делал запасы. Не мог бы ты теперь мне пожаловать хоть небольшую долю?» Ответил муравей: «Ты день и ночь распевал, а я трудился. Ты то наслаждался свежестью розы, то созерцал весну. Не знал ты, что за каждой весной идёт осень, у каждой дороги есть конец…»

О дорогие друзья, послушайте притчу о соловье и сравните с нею своё собственное положение. Знайте, что следом за всякой жизнью идёт смерть, за каждым свиданием идёт разлука. В чистом вине жизни всегда есть примесь осадка, и атлас существования не бывает без войлока небытия. Если вы вступите на путь поисков Истины, то прочтите слова: «Поистине, в раю праведники», ибо это будет воздаянием вам. Если же вы тащите поклажу свою на улицу мятежности, то выслушайте слова: «И поистине, грешники в адской пучине», ибо это кара, достойная вас. Посреди весны и мира не будьте беспечны, как соловей, на пашне мира старайтесь сеять покорность Богу, ибо «эта жизнь — посев жизни будущей», дабы, когда налетит осенний ураган смерти, войти в нору смерти, словно муравей с зёрнышками праведных дел. Вам приказали трудиться, не будьте же бездельниками…

*

Два вида людей старались зря и трудились зря: те, что накопили богатство и скупились сладко есть, и те, что овладели знаниями, но бездействовали.

Спросили у одного человека: «На кого похож учёный, прозябающий в бездействии?» Ответ был таков: «На пчелу, которая не даёт мёда».

Тот, кто постиг знания, но не действует, похож на того, кто пашет, но не бросает семян!

*

Когда следует быть ласковым, не говори грубых слов, ибо грубый аркан предназначен для упрямых животных. Когда следует гневаться, не говори ласково, ибо сахар не годится там, где нужно горькое лекарство.

*

Спросили у Лукмана: «У кого ты учился благовоспитанности?» — «У неблаговоспитанных, — ответил он. — Я избегал делать то, что делали они!»

*

Из смешных рассказов и пословиц о древних мудрецы извлекают урок, чтобы о них не сложили смешных рассказов и пословиц последующие поколения.

*

В глазах мудреца жаждущий поединка со слоном не является истинно храбрым.

Храбр тот, кто, разгневанный, не произносит неподобающего.

Неотёсанный мужик поносил человека, а тот терпеливо сказал: «О, человек благих намерений, я даже хуже, чем ты говоришь. Я знаю все свои недостатки, ты же не знаешь их».

*

Кто приютил самомнение в уме своём — не думай, что когда-либо услышишь Истину.

*

Просто отвечать добром на зло может быть равносильно воздаянию злом за добро.

*

Как бы много ты ни изучал, ты не можешь познать, не действуя.

*

Осёл, гружённый книгами, не будет ни мыслящим, ни мудрым человеком.

Не обладающий сущностью, каково же его знание — несёт он дрова ли, книги ли?

*

Глупец орал благим матом на осла. Тот и ухом не вёл. Человек поумнее, наблюдавший это, сказал: «Дурак! Ведь осёл никогда не научится твоему языку, — лучше бы ты молчал и, вместо этого, выучил бы ослиный язык».

*

Не порицайте тех, кто гнёт спину перед властителями, хотя и обладает прямым станом.

*

Если же невозможно воздать по заслугам каждому, то нужно испрашивать извинения за такую немощность.

*

Показывать дорогу к добру низкой личности — всё равно, что держать свечу перед слепым.

*

Оказывать добро дурным или невоспитанным людям — всё равно, что сеять зерно на солончаке.

*

Не привязывайся душою ни к одному человеку, ни к одному месту, ибо обширны суша и моря и много людей на свете.

*

На городскую собаку постоянно сыплются побои за то, что она не способна к охоте, как охотничья.

*

Раз ты терпишь притеснения подобно домашней курице, почему бы тебе не путешествовать, как вольно летающий голубь?

*

Если тебе встретятся тысячи красавиц, то взгляни и проходи мимо, но не отдавай души своей ни одной из них.

*

Если когда-либо твоё внимание привлечёт на ком-нибудь шёлк и атлас, то задумайся о достоинствах самой личности, ибо атласа немало на базаре.

*

Будь собеседником для всех, чтобы весело посмеяться. Но не будь привязан к кому-то одному, чтобы не плакать горько от его горя.

*

Люди путешествующие подобны лошади или мулу… Они не то что бык, давящий масло с завязанными глазами и кружащейся головой.

*

Если ты охвачен заботами и горем о другом, то это твоя ошибка, ибо ты сам взвалил на себя эту ношу.

*

Быть готовым рабски служить людям с полным повиновением и чистосердечностью — всё равно, что поклоняться идолам.

*

Когда не хочешь жить со счастьем в ссоре —
Иди, спасай людей из бездны горя.

*

Коль добрых чувств вы к людям не храните,
Вы сердце замуруете в граните.

*

Чтоб урожай надежд твоих созрел,
Сей семена любви и добрых дел.  
Но никогда я в жизни не слыхал,
Что тот, кто сеял зло, добро пожал.

*

Будь к людям мягок, мудрый муж, всегда,
Дабы найти защиту в день суда.

*

Раз ты посадил кого бы то ни было за стол, то следует вставать, чтобы прислуживать ему.

*

Однажды в ярость некий старец впал,
Что все молитвы сын его проспал:  
«Эй, сын, трудись, не спи, пока ты в силе!
Ты сана не достигнешь без усилий.  
Когда бы Сулейман беспечно спал,
Он мудрецом великим бы не стал.  
Стремись же к пользе, будь в трудах всечасно.
И знай — судьба бездельников несчастна».

*

Вы червячка видали на полях,
Что, словно свечка, теплится в ночах?  
Его спросили: «Вот ты ночью светишь,
А что же днём нигде тебя не встретишь?»  
И в темноте светящийся червяк,
По мудрости своей, ответил так:  
«Я здесь и днём! Мне ваш вопрос обиден.
Я только из-за солнца днём не виден!»

*

Не нужна нерадивому древняя книга познанья,
Одержимый не может вести по пути послушанья.

*

Пути ума извилисты. Но нет
Для верного святынь иных, чем Свет.  
Не вам дано прямое пониманье,
Придирчивы в вопросах мужи знанья.  
«Что есть земля? Что — небо в звёздной мгле?
Кто суть сыны Адама на земле?»  
О, мудрый, ты глубоко вопрошаешь,
Тебе отвечу я, коль ты желаешь:  
Моря, пустыни, горы, небосвод,
И человеческий несметный род,  
И ангелы, и дивы-исполины —
Всё живо только тем, что жив Единый.  
Ты скажешь: как морской простор широк!
Ты скажешь: как небесный свод высок!  
Увы, несведущий не постигает
Безбрежности, где сущность пребывает.  
Семь океанов — капли пред Творцом,
И солнце — искра пред его лицом.  
Века подобны грёзе быстротечной
Пред тем, что зодчий создаёт предвечный.

Однажды в Шаме закипела смута.
Дервиша взяли стражи почему-то.  
И до сих пор звучат в моих ушах
Его слова, когда он брёл в цепях:  
«Меня не взял бы ваш султан надменный,
Когда б не допустил Творец Вселенной!»  
Врага благословляйте своего,
Коль знаете, что друг послал его.  
Возвысят вас или во тьму низводят,
Всё благо, что от Истины исходит.  
О, мудрый, не страшись телесных мук!
Порой бальзамом горьким лечит друг.  
Врач больше сведущ, чем больной. Без страха
Прими всё, что он даст в жилище праха!

О, муж любви, иди своей тропой,
Чуждайся блеска роскоши людской!  
Иди путём любви! Душой беспечен,
Пусть ты погибнешь — дух твой будет вечен.  
Ведь из зерна и злак не прорастёт,
Когда само зерно не пропадёт.  
Тогда лишь сможешь Истины добиться,
Коль от себя сумеешь отрешиться.  
И знай — ты Истины не обретёшь,
Пока в самозабвенье не впадёшь.  
Как музыка, поют шаги верблюда,
Когда тебе любви открыто чудо.  
И тайну в крыльях мухи не узришь,
Когда ты страстью чистою горишь.

*

Ты, вечным Богом созданный из праха,
Служи Ему, как раб, исполнен страха.  
В алчбе, в высокомерии своём,
Земная персть, не станешь ты огнём.  
Разбушевалось пламя с грозной силой,
А туча праха пламя погасила.  
И дивом стал он, кто надменен был,
И человеком — кто смиренен был.

Раз уронил динар бедняк убогий,
Искал его он долго на дороге.  
И не найдя, домой к себе побрёл;
А некто, не искав, динар нашёл.  
На счастье иль беду обречены мы
Судьбой, когда ещё не рождены мы?  
Судьбу не скрутишь силою своей.
Порою сильный слабого слабей.  
Как часто врач премудрый умирает,
Невежда и несчастный выживает.

*

Так поучал Бобо Кухи, бывало,
Ученика, чья совесть не дремала:  
«Будь в вере твёрд, путём добра иди,
А от людей добра себе не жди.  
Те, кто тебя доныне прославляли,
Твою лишь форму внешнюю узнали».  
Что пользы облачённому парчой,
Коль под одеждой он покрыт паршой.  
В рай не попасть обманом. В день суровый
Все с лицемерия спадут покровы.

*

Разносчик сахарный тростник на блюде
Носил повсюду, где толпились люди.  
Остановясь пред неким стариком,
Сказал: «Бери, а долг отдашь потом!»  
И старец так разносчику ответил —
И в сердце я ответ отметил:  
«Терпенья у тебя не хватит ждать,
Когда я долг смогу тебе отдать».  
Не будет сладок сахар тростниковый,
Коль долг над головой висит суровый.

*

Молчаньем знанье Истины сокрыто,
А для невежд молчание — защита.  
Мудрец величье губит в болтовне,
А болтовня глупцу беда вдвойне.  
Таи в себе глубокой мысли семя.
Созреет мысль — откроешься пред всеми.  
В открытье тайного нельзя спешить;
А то, что стало явным, то не скрыть.

*

Камнями и подошвами сандалий
Дрались в толпе; а двое наблюдали.  
Один ушёл, ввязался в брань другой,
И прочь побрёл с разбитой головой.  
Будь сдержанным, не лезь в чужую драку,
Не превращайся в злобную собаку.  
Ты слухом, речью, зреньем одарён,
Ты высшим разуменьем одарён.  
Но не суди о ближних бестолково,
Не отличая доброго от злого!  
Хорошего ты встретишь иль плохого —
Не говори о людях злого слова.  
Плохого сделаешь своим врагом,
А доброго хулить — считай грехом.  
Когда один хулить другого будет,
Знай: по себе самом о нём он судит.  
Когда ты их поступки разберёшь,
Поймёшь — где правда, где таится ложь.  
Коль ты о людях говоришь плохое,
Пускай ты прав — нутро в тебе дурное.  
Ушедших некто жалил речью злой;
Мудрец прервал: «Почтеннейший, постой!  
Ты не черни людей, которых знал я,
Чтоб думать плохо о тебе не стал я!  
Ты много злобных слов о них нашёл,
Но доброго и сам не приобрёл!»  
Мне молвил некто мудрое присловье:
«Разбой, ей-богу, лучше, чем злословье!»  
«О друг! — смущённо молвил я ему. —
Я притчи этой странной не пойму.  
Как? Лучше преступление разбоя,
Чем об отсутствующем слово злое?»  
А он: «Чтоб лютый голод утолить,
Разбойник должен смелость проявить.  
А этот — человека очернил он, —
Но что, скажи, за это получил он?»

*

Когда котёнок на земле нагадит,
Он скрыть следы — песком засыпать ладит.  
Ты, заглушая совести укор,
Забыл, что есть Всевидящего взор?  
Ты вспомни притчу о рабе мятежном
И о суде суровом, неизбежном.  
Но коль мятежный раб, в душе своей,
Раскается — он избежит цепей.  
Проверь своё оружье до сраженья,
Чтоб избежать позора пораженья.  
Та грамота, что нам на власть дана,
Да будет чистою возвращена.  
Кто утопал в грехах, кто жил безгрешно,
Пред Судным Днём застонут безутешно.  
От вздоха зеркало замутнено,
Но сердца зеркало — просветлено.  
Кто в жизни делать людям зло боится,
Тот Страшного Суда не устрашится.

*

Раз некто негра чернотой дразнил,
И словом негр ругателя сразил:  
«Дал черноту мне сам Творец Вселенной.
Ты богохульствуешь, глупец надменный!  
Пусть внешне безобразен я, как див,
Я сердцем чист, а ты — душою крив!»  
Не больше и не меньше не дано мне
Свершить в подлунной, чем предрешено мне.  
Ты — море вечных сил, а кто же я?
Перед Тобой ничтожна суть моя.  
Путь укажи мне, и к добру приду я,
А без Тебя в пустыне пропаду я.  
Кто даст мне — бедному рабу тщеты —
Для обороны силы — коль не Ты?

*

Ложь, преследующая благую цель, лучше правды, ведущей к бедствию.

*

Могущество человека есть следствие доблести, а не богатства; величие — следствие разума, а не возраста.

*

Цену благополучия знает только тот, кто бедствия перенесёт.

*

Тому, кто сам упавших не щадит,
Коль упадёт он, вряд ли кто поможет.  
Кто, зло посеяв, добрых всходов ждёт,
Того пустая лишь мечта тревожит.  
Будь справедлив, вынь вату из ушей,
Не то тебя день судный уничтожит.

*

Друзья познаются, когда ты в темнице, а за столом все враги кажутся друзьями.

*

Не скорби, потерпевший от рока немало обид:
Милосердный всегда много милостей втайне творит.

*

Основа насилия была при сотворении мира очень мала. Но потом всякий, являвшийся в мир, немного добавлял, пока оно не выросло до громадных размеров.

*

Пусть ум осла бывает невелик,
Ему почёт, коль к ноше он привык.  
С поклажей вол иль ослик терпеливый
Почётнее, чем человек бранчливый.

*

Кто служит воле Бога, тот велик…
К непослушанью низменный привык.  
И праведник, высоко чтущий Бога,
Главу склоняет у его порога.

*

Когда с тобой беда — ты не вини людей,
Не в них начало благ, не в них исток скорбей.  
От Бога — спор с врагом и против друга злоба,
Велениям Его они послушны оба.  
Пусть лук метнул стрелу, но если ты мудрец,
То ты легко поймёшь, что выстрелил стрелец.

*



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-05-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: