Абу Салах Хамдун Кассари 5 глава




*

Нищеты не страшись.

*

Денег под большие проценты не отдавай.

*

Не помышляй о прибыли, которая даёт убыток в будущей жизни.

*

Не делай себя пленником похоти.

*

От друга из-за одной резкости не отрекайся. Друга испытывай во время гнева и раздражения. К друзьям будь мягок во всяком деле.

*

Невинности по приказу души из рук не выпускай.

*

Врага, даже ничтожного, не унижай.

*

С незнакомыми трапезы не разделяй.

*

Считай лучшим своё малое, нежели чужое многое.

*

Бесполезной печали к помыслам доступа не давай.

*

Соблюдай верность обещаниям.

*

Где бы ты ни был, знай, что Бог присутствует.

*

Время считай великим благом.

*

Знай, что щедрость — выполнение обещаний.

*

Не говори того, что не можешь слышать.

*

Пока можешь, нужды своей тварям не открывай.

*

Каждое суфийское переживание отличается глубиной и качественным разнообразием. Только обычные люди считают, что слово однозначно, и видят в том или ином переживании только малое количество одинаково эффективных и целостных смысловых оттенков. Хотя посторонние люди признают сложность и многогранность бытия, они часто забывают об этом, когда сталкиваются с суфийскими материалами. В лучшем случае они могут понять, что это аллегория, но к ней они будут подходить слишком односторонне.

*

Молчаливость сделай своей привычкой. Пустословие считай началом всех бедствий.

*

Храни вверенное тебе.

*

Будь благодарен, но благодарности не требуй.

*

Не становись рабом людей.

*

Помощь в нужде считай великим делом.

*

Знай, что любовь к Богу — в непритеснении дру­гих. Знай, что счастье этой жизни и жизни будущей — в общении с мудрыми.

*

От невежды сторонись.

*

На словах никого не пристыживай, слов, вызывающих смех, остерегайся.

*

С людьми бесстыдными и наглыми не видайся, ибо это повлечёт унижение и кару и в этой и в будущей жизни.

*

О размерах средств своих или нищете никому не говори.

*

Пока не утихнет гнев, не говори. Будь почтителен ко всем, дабы и к тебе были почтительны.

*

Много пищи не ешь, ибо это чернит сердце и удерживает от служения Богу.

*

Считай, что внутренние твои свойства лучше, чем внешние, ибо внешние доступны созерцанию людей, а внутренние — только созерцанию Истины.

*

Не делай такого дела, которое заставит тебя устыдиться и смутиться перед взором Истины, великой и преславной.

*

Грешному и порочному я могу показаться злым, но для добрых — милосерден я.

*

Настоящая любовь не имеет ничего общего с человеческой природой потому, что это птица, которая гнездится в вечности. В ней (любви) беспомощны рассудочность науки, любопытство природы, представление памяти и расчётливость ума. В ней есть боль и горение, есть страдание и радость.

*

Божественная истина всегда сопутствует ищущему её. Взяв ищущего за руку, она ведёт его в поисках самой себя.

Омар Хайям

Омар Хайям, Гияс-ад-дик Абу-ль-Фатх ибн Ибрахим (1048–1122) — персидский поэт, математик и философ. Большую часть жизни провёл в Балхе, Самарканде, Исфахане и других городах Средней Азии и Ирана.

Математические сочинения Омара Хайяма, дошедшие до наших дней, характеризуют его как выдающегося учёного.

Всемирную известность принёс Омару Хайяму как поэту цикл четверостиший Рубайат. В его творчестве немало сложных и противоречивых проблем. С этим связана и противоречивая трактовка его рубаи у разных исследователей.

*

Приход наш и уход загадочны, — их цели
Все мудрецы земли осмыслить не сумели,
Где круга этого начало, где конец,
Откуда мы пришли, куда уйдём отселе?

*

Общаясь с дураком, не оберёшься срама,
Поэтому совет ты выслушай Хайяма:
Яд, мудрецом тебе предложенный, прими,
Из рук же дурака не принимай бальзама.

*

О чадо четырёх стихий, внемли ты вести
Из мира тайного, не знающего лести!
Ты зверь и человек, злой дух и ангел ты;
Всё, чем ты кажешься, в тебе таится вместе.

*

Чтоб мудро жизнь прожить, знать надобно немало.
Два важных правила запомни для начала:
Ты лучше голодай, чем что попало есть,
И лучше будь один, чем вместе с кем попало.

*

Джемшида чашу я искал, не зная сна,
Когда же мной земля была обойдена,
От мужа мудрого узнал я, что напрасно
Так далеко ходил, — в моей душе она.

*

Нищим дервишем ставши — достигнешь высот,
Сердце в кровь изодравши — достигнешь высот,
Прочь, пустые мечты о великих свершеньях!
Лишь с собой совладавши — достигнешь высот.

*

Кто жемчужину смысла насквозь просверлил,
О божественном, словно пророк, говорил,
Всё же к тайне предвечной не смог прикоснуться, —
Суесловил и скрылся во мраке могил.

*

Раз насущный твой хлеб дан от века Творцом,
Не отнимут его, не прибавят потом.
Значит, в бедности будь непокорным и гордым,
А в богатстве не стань добровольным рабом.

*

О невежда, вокруг посмотри, ты — ничто.
Нет основы — лишь ветер царит, ты — ничто.
Два ничто твоей жизни предел и граница,
Заключён ты в ничто, и внутри ты — ничто.

*

Я смерть готов без страха повстречать.
Не лучше ль будет там, чем здесь, — как знать?
Жизнь мне на срок дана. Верну охотно,
Когда пора наступит возвращать.

*

Чтобы пить иль прикрыть своё бренное тело,
Не позорно порою приняться за дело,
Ну а всё остальное не стоит того,
Чтоб о нём ещё сердце в заботах болело.

*

Если нить причин внимательно проследить по всем её сцеплениям, то она далеко простирается, но всё же обязательно имеет конец и завершается причиной, для которой нет больше причин.

*

Бушует в кельях, мечетях и церквах
Надежда в рай войти и перед адом страх.
Лишь у того, кто понял тайну мира,
Сок этих сорных трав весь высох и зачах.

*

Чем голову склонять пред сильным сто раз на день,
Чем жизнью рисковать, как мухи, крошки ради,
Не лучше ли вкушать пусть чёрствый хлеб, но свой,
И по земле идти, на всех, как равный, глядя.

*

Ты истину взыскуешь? Оставь жену, детей
И всё, что сердцу мило, и близких и друзей, —
Всё устрани свободно, оковы рви скорей.

*

О, не растите деревья печали…
Ищите мудрость в солнечном начале:
Ласкайте милых и вино любите!
Ведь не навек нас с жизнью обвенчали.

*

Кто мы? — Куклы на нитках, а кукольщик наш — небосвод.
Он в большом балагане своём представленье ведёт.
Он сейчас на ковре бытия нас попрыгать заставит,
А потом в свой сундук одного за другим уберёт.

*

Будь осмотрителен: судьба-злодейка рядом!
Меч времени остёр, — не будь же верхоглядом!
Когда судьба тебе положит в рот халву,
Остерегись — не ешь: в ней сахар смешан с ядом!

*

Тот усердствует слишком, кричит: «Это — я!»
В кошельке золотишком бренчит: «Это — я!»
Но едва лишь успеет наладить делишки, —
Смерть в окно к хвастунишке стучит: «Это — я!»

*

О тайнах сокровенных невеждам не кричи
И бисер знаний ценных пред глупым не мечи.
Будь скуп в речах и прежде взгляни, с кем говоришь;
Лелей свои надежды, но прячь свои ключи.

*

В кумирню, келью иль в мечеть вступая,
Боятся люди ада, ищут рая.
Но разве там проникнут в тайну Бога?
Нет, к Истине ведёт стезя иная.

*

Много лет размышлял я над жизнью земной.
Непонятного нет для меня под луной.
Мне известно, что мне ничего не известно, —
Вот последняя правда, открытая мной.

*

В мире временном, сущность которого тлен,
Не сдавайся вещам несущественным в плен.
Высшим в мире считай только дух вездесущий,
Чуждый всяких вещественных перемен.

*

То, что судьба тебе решила дать,
Нельзя ни увеличить, ни отнять.
Заботься не о том, чем не владеешь,
А от того, что есть, свободным стать.

*

В этом мире глупцов, подлецов, торгашей
Уши, мудрый, заткни, рот надёжно зашей,
Веки плотно зажмурь — хоть немного подумай
О сохранности глаз, языка и ушей!

*

О, доколе ты по свету будешь кружить,
Жить — не жить, ненасытному телу служить?
Где, когда и кому, милый мой, удавалось
До потери желаний себя ублажить?

*

Прощалась капля с морем — вся в слезах!
Смеялось вольно море — всё в лучах!
«Взлетай на небо, упадай на землю —
Конец один: опять — в моих волнах».

*

Пусть буду я сто лет гореть в огне,
Не страшен ад, приснившийся во сне;
Мне страшен хор невежд неблагодарных, —
Беседа с ними хуже смерти мне.

*

Как нужна для жемчужины полная тьма —
Так страданья нужны для души и ума.
Ты лишился всего, и душа опустела? —
Эта чаша наполнится снова сама!

*

Всё пройдёт — и надежды зерно не взойдёт,
Всё, что ты накопил, ни за грош пропадёт.
Если ты не поделишься вовремя с другом —
Всё твоё достоянье врагу отойдёт.

*

Благородство и подлость, отвага и страх —
Всё с рожденья заложено в наших телах.
Мы до смерти не станем ни лучше, ни хуже —
Мы такие, какими нас создал Аллах!

*

Тот, кто с юности верует в собственный ум,
Стал в погоне за истиной сух и угрюм.
Притязающий с детства на знание жизни,
Виноградом не став, превратился в изюм.

*

Будешь в обществе гордых учёных ослов,
Постарайся ослом притвориться без слов,
Ибо каждого, кто не осёл, эти дурни
Обвиняют немедля в подрыве основ.

*

Так как собственной смерти отсрочить нельзя,
Так как свыше указана смертным стезя,
Так как вечные вещи не слепишь из воска —
То и плакать об этом не стоит, друзья!

*

Не смотри, что иной выше всех по уму,
А смотри, верен слову ли он своему:
Если он своих слов не бросает на ветер —
Нет цены, как ты сам понимаешь, ему.

*

Знайся только с достойными дружбы людьми,
С подлецами не знайся, себя не срами.
Если подлый лекарство нальёт тебе — вылей!
Если мудрый подаст тебе яду — прими!

*

Ты, Боже, глину мял, — что делать мне?
Ты ткань мою соткал, — что делать мне?
Всё, что свершаю — доброе и злое, —
Ты сам предначертал, — что делать мне?

*

Безгрешными приходим — и грешим,
Весёлыми приходим — и скорбим.
Сжигаем сердце горькими слезами,
А сходим в прах, развеяв жизнь как дым.

*

Мы попали в сей мир, как в силок — воробей.
Мы полны беспокойства, надежд и скорбей.
В эту круглую клетку, где нету дверей,
Мы попали с тобой не по воле своей.

*

Лучше впасть в нищету, голодать или красть,
Чем в число блюдолизов презренных попасть.
Лучше кости глодать, чем прельститься сластями
За столом у мерзавцев, имеющих власть.

*

Давно меж мудрецами спор идёт,
Который путь к познанию ведёт?
Боюсь, что крик раздастся: «Эй, невежды,
Путь истинный — не этот и не тот!»

*

Те, что веруют слепо, — пути не найдут.
Тех, кто мыслит, — сомнения вечно гнетут.
Опасаюсь, что голос раздастся однажды:
«О невежды! Дорога не там и не тут!»

*

Разум мой не силён и не слишком глубок,
Чтобы замыслов Божьих распутать клубок.
Я молюсь и Аллаха понять не пытаюсь —
Сущность Бога способен постичь только Бог.

*

Человек что флейта, человек что фляга,
В нём душа что песня, что хмельная влага.
С чем сравнить Хайяму душу человека?
С огоньком, который прячет тело-скряга.

*

Мир — свирепый ловец — к западне и приманке прибег,
Дичь поймал в западню и её «человеком» нарек.
В жизни зло и добро от него одного происходят.
Почему же зовётся причиною зла человек?

*

Я презираю лживых, лицемерных
Молитвенников сих, ослов примерных.
Они же, под завесой благочестья,
Торгуют верой хуже всех неверных.

Ал-Хамадани

Айн ал-Кудата ал-Хамадани (1048/9–1138) — родился в местечке Бузенджиру вблизи Комадана. В молодости изучал богословские науки в Багдаде, прославился как проповедник, но позднее обосновался в Мерве, встав на путь мистического подвижничества под руководством известного шейха Абу Али Фармади и сам позднее приобрёл множество последователей.

Биографы ал-Хамадани свидетельствуют, что он за свою жизнь 10.000 раз прочёл Коран, имел в памяти 700 со­чинений, посвящённых божественному слову, бесе­до­вал с 213 шейхами. К тому же он совершил 37 пеших хождений в Мекку в целях паломничества к святым местам.

Умер ал-Хамадани по пути в Мерв. Уже много позднее прах его был перевезён в Мерв, где находится усыпальница.

*

Могучая любовь имеет такую силу, что, когда она проникает в душу, она доставляет возлюбленного к возлюбленному… Любовь — огонь, а влюблённый — бабочка. Огонь любви придаёт ей силу и вскармливает её… В этом страстном желании она бросается в пламя свечи, которое суть возлюбленный, и вместе с ним начинает гореть, пока вся не превращается в свечу и огонь, и не остаётся ни бабочки, ни любви.

*

Высший опыт или знание станут доступны для мужчины или женщины в точном соответствии с тем, чего этот человек стоит, с его способностями и тем, насколько он это заслужил. Поэтому, если осёл видит арбуз, то объедает его ботву; муравьи съедят то, что могут ухватить; человек употребит целое, не зная, что он употребил.

*

Находясь на чужбине, я однажды слышал, что один человек спросил у другого, как тот приобрёл знание. Вот какой ответ он получил: «Я искал его и нашёл далеко-далеко, там, куда не долетают стрелы охотника; его нельзя ни заполучить ворожбой, ни увидеть во сне, ни поймать уздечкой, ни унаследовать от праотцов, ни одолжить у щедрых людей. Я приобрёл его — скитаясь по пыльным тропам, спотыкаясь о камни, избегая раздражения и идя на риск, проводя долгие бессонные ночи — благодаря любви к путешествиям, путём долгих раздумий и приложения мысли. Я нашёл, что оно хорошо лишь для взращивания — и только для взращивания в душе; оно подобно зверю, на которого охотятся, но редко кому удаётся его поймать — поймать его можно лишь в груди; оно подобно птице, которую можно заманить в силки слов и запутать в сети памяти. Я поместил его в душу и привязал к глазу. Я тратил на него своё пропитание и хранил его в сердце. Я проверял его точность путём исследований и шёл от размышлений к уверенности глубокого понимания и от глубокого понимания к писательству, полагаясь на поддержку Божественного успеха».

*

Для ищущих все пути, ведущие к Богу, допустимы. Любовь приводит человека к Богу. Значит, любовь в этом смысле является единственным путём единения с Богом.

*

Дух и любовь смешались и… поскольку дух по своим качествам приблизился к любви, любовь от неожиданности смешалась с ним. В силу этого слияния между ними возник союз. Я не знаю, любовь ли стала качеством, а дух — сущностью, или любовь стала сущностью, а дух — качеством. Из двух появилось одно.

*

Если в сущем имеется нечто, наделённое бытием, то оно необходимо и является вечным бытием, ибо бытие делится на возникшее во времени и на вечное бытие, то есть на то бытие, которое имеет начало, и на то, что начала не имеет.

*

Если скажешь, что Бог мудр и всемогущ, и если ты не в силах решить что-нибудь мудро, то почему ты приписываешь эти качества Богу?

*

Те, которые смотрят на сущие вещи глазами разума и в определённом порядке, считают, что некоторые из них по сравнению с другими ближе к Богу… Они видят определённое начало этих существ и всё появляющееся считают множественным и имеющим определённую иерархию. Но они поневоле голыми словами объясняют процесс появления из единого, а те, кто смотрит с точки зрения постижения, видят, что вообще для живых существ нет определённого порядка (иерархии), и не считают, что одни существа предшествуют другим, и убеждены, что сущность Бога без отличий есть во всех живых существах, примерно так же, как думают учёные о единстве его с первым бытием.

*

Все существа в мире были сами по себе извечны. Они получили своё существование в результате сияния Его луча, Его силы, Его воли. Бытие Бога есть субстанция, а свет есть внешнее проявление.

*

Как у огня нет другой способности, кроме как жечь, так и у человека нет другого качества, чем свобода выбора; следовательно, поскольку он способен к выбору, человек совершает различные поступки: если захочет, то может не двигаться, захочет — может двигаться; захочет двигаться налево — двигается налево, захочет повернуть направо — перемещается вправо. Если захочет, перемещается прямо. Если захочет, то может покориться своей свободе, если нет — то нет.

*

Первая группа человечества объединяет тех, кто имеет человеческую форму, но не несёт в себе содержания человека… Им присуще только одно невежество. Вторая группа имеет не только вид и форму человека, но и действительно человеческую сущность… Третью группу составляют те, кто постиг истинную сущность религии. Это деятельные защитники Всевышнего.

*

Бог смотрит не на ваш облик и образ, не на ваши действия, Он смотрит на сердца ваши. О, друг, сердце есть наблюдательный пункт Бога.

*

Душа не принадлежит миру сотворённому, а исходит из мира Творца, она одарена бессмертием и вечностью.

*

Владение души телом воспринимай точно так же, как моё владение вот этим пером. Если я хочу, буду им двигать, если нет, то оно будет в покое. Присутствие её пусть считают жизнью, а отход — смертью. А возвращение её после смерти пусть считают воскрешением.

*

Услышь и узнай о том, какое отношение имеет душа к телу — пребывает ли она внутри или вне его. Увы, дух находится и вне мира, и в нём… Дух не находится в мире и не находится вне мира, также и душа не находится в мире и не существует отдельно от него. Дух не связан с телом и не существует отдельно от него. Бог также не связан непосредственно с миром, но и не отделён от него.

*

В наше время имеется три мнения относительно понятия действительности и истинности души и тела. Первое — человек состоит из формы, то есть тела, так как Бог сотворил человека из семени и глины. Так считают простые люди. Вторая группа людей — учёные, которые, опираясь на слова Корана «всех людей сотворил по одной форме, а лучший вид и форму придал душе», под словом «человек» понимают и тело и душу как единое целое. Третья группа — особая, суть человека они видят в душе и считают, что он (человек) состоит из души. Тело же, говорят они, является носителем души. Форму (тело) они не считают сущностью человека… Тело является как бы верховым животным, а душа — всадником. Не может быть, чтобы верховое животное было одинаково по сути с всадником. Если кто-то сидит на коне, то он и конь — различные существа.

*

Слепой считает, что сама клетка есть птица, а зрячий — что клетка создана для птицы.

*

Кроме основ и элементов этого мира, есть иные основы и элементы иного мира… Элементы мира реального как бы являются основой мира иного.

*

Однако по правде и без сомнения, ничто, наделённое существованием, не может быть причиной и источником появления другого существа, кроме как Бог. Сущность причинности состоит в создании формы бытия и небытия. Поэтому существование причины есть необходимая предпосылка появления следствия, так как небытие не может быть причиной существования.

*

Как только человек достигнет небытия, то будет опьянён вином познания, а опьянев, достигнет своего предела.

*

Отношение разума к внутренней проницательности подобно отношению луча солнца к самому солнцу, и бессилие разума в осознании божественного знания подобно бессилию воображения в осознании категорий.

*

Очевидно, что разум бессилен распознать многие чувственные вещи с тем, чтобы достичь сущности. Кто хочет увидеть степень ограниченности своего разума, пусть посмотрит в зеркало, которое лучше всего ему покажет несостоятельность его притязаний на постижение божественных истин. Я не отрицаю, что разум сотворён, чтобы познать необходимые естественные явления, но не люблю, чтобы его необходимые возможности насильственно расширяли за границы естественного.

*

Сердце представляет весьма тонкую сущность и относится к высшему миру, а тело, его вместилище, находится в мире земном. Между ними нет близости и соотнесения.

*

Каждый, кто любит Бога, невольно должен любить Его посланника. Любить богослова своего, любить жизнь свою. Ради поклонения Богу должен любить хлеб и воду, которые являются бытием Его, любить женщин, чтобы не прекратилось развитие потомства, любить золото и серебро, чтобы быть защитником, знать цену хлебу и воде. Как необходимость, любить жару и стужу, снег и дождь, любить небо и землю, потому что если бы не было неба и земли, то пшеница не росла бы на голом камне, а также — любить землепашца.

*

Сердце ищущего есть и его утешитель, и любовь его, и место, где хранятся тайны его. Каждый, кто оказывает почесть сердцу, добьётся целей своих; тот, кто ошибается или потеряет верный для сердца путь, тот уйдёт так далеко (и так заблудится), что больше никогда не сможет вновь найти себя.

*

Жаль, что религиозные и светские занятия не позволяют, чтобы вечная любовь стала дорожным багажом в пути, а не пустой формой.

*

Жизнь познаётся только в любви, а без любви найдёшь лишь только смерть.

*

Интуитивное познание связано с воспитанием воли.

*

Только тот человек может идти по пути любви, кто отрешится от себя, от мира сего и сделает себя жертвой этой любви.

*

На свете не соседствуют вовек
Нарцисс и роза, знание и злато:
Мудрец обычно бедный человек —
У богатея знаний маловато.

Ал-Худжвири

Ал-Худжвири, Абу-л-Хасан ‘Али б. ‘Усман ал-Газнави ал-Джуллаби (ум. между 1072 и 1076/7 гг.) — автор первого в литературе на персидском языке труда по суфизму, в котором систематически изложены его история и сущность, мировоззрение и практика суфиев. Родом из Худжвира (квартал в г. Газни), из семьи, члены которой были известны благочестием и подвижничеством, суннит, ал-Худжвири стал убеждённым сторонником «трезвого» мистического пути школы ал-Джунайда. Среди его учителей — знаток Корана и преданий суфий Абу-л-Фадл Мухаммад б. Ал-Хасан ал-Хутталали и шейх Абу-л-’Аббас Ахмад б. Мухаммад аш-Шаккани. Значительную часть жизни ал-Худжвири провёл в странствиях, объездив мусульманский мир от Ферганы до Хузистана и от Индии до Сирии. Свою жизнь он завершил в Лахоре, где и написал единственное дошедшее до нас (из десяти написанных) сочинение — Кашор ал-махджуб ли-абрар ал-кулуб. Дата завершения труда неизвестна, но скорее всего он был написан ал-Худжвири в последние годы жизни как ответ на просьбу некоего Абу Са’ида к ал-Худжвири изложить «в точности путь суфиев и сущность их подвигов» и объяснить «их вероучения и речения».

Ал-Худжвири поставил перед собой задачу представить систему положений суфизма во всей полноте, методично излагая и анализируя его доктрины. Касаясь того или иного вопроса, он, как правило, приводит суждения более ранних авторов и только в конце высказывает личную точку зрения. Свои доводы он широко иллюстрирует примерами из собственной практики.

Кашф ал-махджуб оказал громадное влияние на последующую суфийскую персоязычную литературу. Ссылки на него мы находим и у ‘Аттара (Тазкират ал-аулийа ’), и у Джами (Нафахат ал-унс), и у других авторов.

*

Есть три формы культуры: мирская культура, или просто накопление информации, религиозная культура, смысл которой заключается в исполнении определённых установлений, и культура избранных — саморазвитие.

*

Последователь суфизма — это тот, кто сражается, чтобы стать мёртвым для себя и живым для Истины.

Ал-Газали

Ал-Газали, Абу Хамид Мухаммад б. Мухаммад ат-Туси (1058–1111) — крупнейший теолог и философ. Родился в г. Тусе (Хорасан), в Нишапуре был учеником ал-Джувайни вплоть до смерти последнего в 1085 г., затем находился при сельджукском визире Низам ал-мулке, который назначил его в 1091 г. преподавателем в основанной им в Багдаде мадраса Низамийа. В 1095 г., после убийства исмаилитами Низам ал-мулка, ал-Газали покидает Багдад под предлогом совершения хаджа и, проведя 11 лет в Дамаске, Тусе и некоторых других городах, в 1106 г. по приглашению сына Низам ал-мулка, Фахрал-мулка, начинает преподавать в мадраса Низамийа в Нишапуре. Незадолго до своей кончины возвращается в Тус.

Ал-Газали делил людей по уровню их познавательных способностей на две категории: «широкую публику», «массу» и «избранных». К первой категории он относил верующих, которые следуют религиозной традиции и перед которыми, дабы не смущать их, нельзя давать священным текстам символико-аллегорическое толкование. Ко второй категории он причислял (часто в завуалированной форме) прежде всего философов, стремящихся постичь истину с помощью доказательств, основанных на достоверных посылках. Кроме того, к «избранным» он причислял суфиев, которые приходят к моническому взгляду на бытие, но не на основе логических доказательств, а с помощью интуиции.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-05-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: