Список картин Айвазовского по алфавиту 11 глава




В декабре 1842 года Айвазовский снова в Париже, где его уже с нетерпением ждут. Он выставляет три картины: «Венеция»*, «Монахи при закате солнца в Венеции», «Венецианская ночь». Пресса благоволит к талантливому маринисту, восторженные статьи в журналах «Искусство», «Литературная Франция», «Артист». Как пишет сам Иван Константинович: «Во всех этих журналах очень хорошо отзываются про картины мои, что меня очень удивило, ибо французы не очень жалуют гостей, особенно русских художников, но как-то вышло напротив, а кроме журнальных похвал и прочего, здешние известные любители, граф Портал и другие члены общества художественного желали иметь мои картины, но так как они уже принадлежат, то я обещался сделать. А что более доказывает мой успех в Париже, это желание купцов картинных, которые просят у меня картины и платят большие суммы, а сами назначили им цены, за которые продают здесь Гюдена картины, одним словом, очень дорожат моими. Все это меня радует, ибо доказывает, что я им известен очень хорошей стороной».[154]

Да, Айвазовский безусловно празднует свою победу, но победа эта не в наградах и признании прессы, не во внимании к его работам «картинных купцов»: «Однако довольно похвастался, теперь скажу о главном, все эти успехи в свете вздор, меня они минутно радуют и только, а главное мое счастье — это успех в усовершенствовании, что первая цель у меня». Итак, рыцарь моря, отправившийся в свой крестовый поход вслед за блеском волны, наконец начал по-настоящему осознавать, что у него действительно получается. Что его цель хоть и грандиознее всего того, чего может достичь человек за одну жизнь, но она все же не туманное облачко, в котором видится то замок, то сказочная красавица, его цель реальна и до нее можно дотронуться.

И еще одно, бросая взгляд на совсем недавние свои произведения, буквально на картины, которые сам же посылал к прошлой петербургской выставке, Айвазовский вдруг обнаруживает, какая пропасть разделяет его сегодняшнего и его же годичной давности. «Не судите меня по картинам, что вы видели в последней выставке в Петербурге, — пишет он в том же письме А. Р. Томилову, — теперь я оставил все эти утрированные краски, но между тем нужно было тоже их пройти, чтоб сохранить в будущих картинах приятную силу красок и эффектов, что весьма важная статья в морской живописи, впрочем, и во всех родах живописи, можно сказать, а кроме трех моих картин, что на выставке, я написал две большие бури и совсем окончил, надеюсь, что это лучше всего, что я до сих пор сделал».

Письмо в Петербург любезно согласился доставить генерал-адъютант Петр Петрович Ланской,[155]как раз в это время собиравшийся уезжать из Парижа. С Ланским Айвазовский мог быть знаком по Крыму, где у того находилось поместье.

Письма Айвазовского очень однообразны и сухи. Обычно это мини-отчет о проделанной работе. Он сообщает, что успел сделать, над чем работает сейчас, что отправил на ту или иную выставку, что продал, иногда копирует газетные или журнальные заметки. Эти письма не для развлекательного чтения, да и ему, по всей видимости, не приходит в голову, что его собеседники ждут описания музеев, которые посетил художник, и городов, через которые проехал. Для сравнения, в своих письмах к К. П. Брюллову родственники неизменно пеняют художнику на нежелание последнего описать тот или иной собор, в то время как по письмам его старшего брата, А. П. Брюллова, можно водить реальные экскурсии, тут вам и количество ступеней, и впечатление от освещения картин, и наглядное указание: посмотрите на гравюру в столовой с видом Рима, найдите самый большой купол, поверните направо — вот там мы и обитаем…

Айвазовскому даже не приходит в голову развлекать своих собеседников по переписке, делиться с ними впечатлениями. Ему некогда, да и, по всей видимости, не любит он писать — черта нетипичная для людей этого времени.

Еще одна особенность Айвазовского — прежде чем решиться создать картину, он не делится своими планами, не спрашивает разрешения у Академии, как поступало большинство пенсионеров. Это объясняется тем, что пишет он куда быстрее, чем идут письма в Петербург и обратно, кроме того, он отлично знает, что его полотна не пропадут и он всегда сумеет их пристроить, ну а если не продаст и не отдаст картинным купцам, следовательно, подарит кому-нибудь из новых друзей. Кроме того, Айвазовский всегда пишет по велению сердца, пока не пропадает желание, а значит, он просто не может ждать.

В Париже 1842 года он начал писать очередную свою бурю, сюжет почерпан из газет: «Теперь я предпринимаю большую картину, бурю, случившуюся недавно у африканских берегов далеко от берега (8 человек держались 45 дней на части корабля разбитого, подробности ужасные, и их спас французский бриг, об этом писали в газетах недавно). Теперь я очень занят этим сюжетом и надеюсь Вам показать ее в сентябре в Петербурге».

В Петербурге умирает Президент Академии художеств Алексей Николаевич Оленин, продержавшийся на этом посту с 1817 года, то есть с того самого года, когда в семье купца Константина Айвазяна родился Ованес. Айвазовский живет на этом свете уже 26 лет и столько же трудился в Академии Алексей Николаевич.

Айвазовский тяжело воспринимает такие сообщения, тем более что застают они его на чужбине — так что даже попрощаться толком не получается. Приблизительно в то же время из Феодосии приходит известие о смерти его отца. Горько, тяжело. Но художник давным-давно привык в горе и радости, в болезни и здравии… он работает, находя только в этом смысл и оправдание собственной жизни. Да, и отец и Оленин умерли своей смертью, так желал Господь. Что тут поделаешь? Главное, не предаваться отчаянью, не давать себе поблажки, не искать легких путей, роняя пьяные слезы над грязной кружкой в харчевне. Нельзя уподобляться слабым людям, сколько их встречал на своем веку Иван Айвазовский, тем, для кого жизнь — не вызов, а изнуряющая каторга, тем, кто забывается не искусством, а водкой, плача навзрыд о своей безвинно загубленной жизни.

Сейчас нужно спрятать все свои чувства куда подальше и продолжать штурмовать свой личный Олимп, еще два года Академия будет оплачивать нахождение своего пенсионера за границей, пересылая деньги его семье, а дальше… а вот как раз это самое дальше он создает в настоящем. И кому какое дело, плачет художник по умершему и похороненному без него родителю или счастлив и весел? Он должен делать то, что должен, вернуться домой со щитом, построить дом, в котором будет жить его заслужившая покоя на старости лет мать и, может быть, даже… Поэтому надо не просто работать, не просто махать кистью, а все свое свободное время тратить на организацию выставок и общение с будущими заказчиками или купцами, закупающими картины для перепродажи. Надо бывать на виду, и желательно, чтобы о тебе время от времени писали в газетах.

Иначе, когда подойдет к концу срок командировки, вместе с ним закончится и вольготная жизнь, уступая место суровой реальности.

На место Президента Академии приходит блистательный Максимилиан Евгений Иосиф Август Наполеон герцог Аейхтенбергский, князь Венецианский,[156]муж великой княжны Марии Николаевны.[157]Дом герцогов Лейхтенбергских происходил от пасынка Наполеона Евгения Богарне[158]. Герцог был красив, умен и образован, увлекался гальванопластикой, гальваническим золочением и серебрением, минералогией и вообще горным делом. Он ставил опыты, развивая идеи о гравировании с гальванопластических досок. Сразу же после женитьбы он устроил себе отдельную небольшую лабораторию в Зимнем Дворце, а затем перенес ее в помещение Главного Штаба Гвардии.

Максимилиан получил от императора титул Императорского Высочества, чин генерал-майора русской службы и вскоре занял место шефа гусарского полка. О необходимости писать в письмах на имя нового Президента «Его Императорскому Высочеству» находящимся за границей пенсионерам указывалось особо.

Впрочем, быстро выяснилось, что Максимилиан Лейхтен-бергский хоть и был настоящим вертопрахом и волокитой, но нрав имел не вредный, да и его близость ко Двору давала некоторую надежду на то, что он сумеет донести до государя нужды и чаяния Академии. Последнее радовало.

Из Парижа Айвазовский направляется в Бельгию и Голландию. Бельгийская школа произвела сильное впечатление на Ивана Константиновича не только своими картинами, но и дружеским отношением художников друг к другу: «Здесь еще надобно дать справедливость, что все артисты живут между собой как следует: ни мелкой зависти, ни сплетни, напротив, один другого достоинство старается выставить перед иностранцем», — пишет он В. И. Штернбергу 10 июня 1844 года из Антверпена. Вообще Айвазовский не любит или не считает нужным жаловаться ни на судьбу, ни на окружающих его людей. Он всем доволен, ко всем внимателен. Но само упоминание о зависти и сплетнях наводят опытного читателя на мысль о том, что Иван Константинович чаще, чем этого хотел, вращался в обществе людей злых, желающих порочить честног художника, распуская про него небылицы. В письме к Штернбергу Айвазовский определяет свое творческое кредо как жертвенность во имя искусства. Редкий случай, когда мастер высказывается столь прямо: «Я знаю, что большая жертва — Италию заменить на Бельгию, но художество должно быть везде первое утешение и всем [надо] жертвовать для этого».

Теперь понятно, отчего нет заслуживающих доверия упоминаний о связях Айвазовского с женщинами, он жертвует своей жизнью во имя творчества, подобно тому, как его старший брат пожертвовал своей ради науки и служения богу.

Из Бельгии Айвазовский держит путь в Голландию, затем в Гамбург и, наконец, в Петербург. Не оставляют в покое мысли об овдовевшей матери. Кто теперь поможет ей? Старший брат — да, он остался в Феодосии, но, судя по всему, характер этого человека не допускает мысли о нем, как о нежном утешителе. Сестры — одна из них вышла замуж за господина Мазирова, их сын и племянник Айвазовского Левон,[159]когда подрастет, станет помогать дядюшке, организуя его выставки и даже представляя великого мариниста за границей. У замужней женщины свои обязанности, если и забежит к матери, то на какую-нибудь минуточку. Что со второй сестрой, мы точно не знаем. Саргис в монастыре. Получается, что единственный, кто может и должен быть рядом с матерью, это он — младший и любимый сын, художник Айвазовский.

В Гамбурге Иван Константинович останавливается в недорогой, но опрятной гостинице, на улице, дома которой плотно прижимаются друг к дружке. Желая почувствовать себя жителем города, он ездит на штульвагене (так называют общественный экипаж) или берет извозчика и едет куда-нибудь за город, туда, где заканчивается мостовая и начинается более приятная мягкая дорога. Художник любуется на поля, владельцы которых отмечают границы территорий полосой кустарника. Мимо экипажа проплывают многочисленные фермы, деревни, крестьянки в этих землях не показываются на улицу не подпоясанные фартуком, все в изящных соломенных шляпках, грациозные пейзанки. Никто не таскает в руках ведра с водой, не носит кувшинов на плечах, как это часто наблюдал Иван Константинович на своей родине. Нужно доставить в дом воду — берут коромысло. Живописные пейзажи с мельницами, рядом с которыми неизменно стоят телеги, заваленные мешками с зерном, повсюду много птицы и скотины. На лицах благостное выражение довольства.

Чтобы понять искусство страны — необходимо в этой стране хотя бы побывать. Айвазовский свято придерживался этого правила.

На самом деле он вернется в Россию на два года раньше намеченного срока, вдруг прервав свой блистательный вояж вслед за шумом волн, чтобы вернуться в родную Феодосию и сделать то, что должен. Вот что пишет сам Иван Константинович в своей автобиографии: «В начале 1844 г. я вторично отправился в Париж, но поездка эта была невольной причиной ускорения возврата моего на родину. В одной из газет, вскоре по моем приезде, была напечатана статья, в которой какой-то непрошеный доброжелатель заметил, что меня привлекли в столицу Франции радушие, ласки и внимательность парижан и что я, по-видимому, намерен возвратиться в Париж на все время пребывания моего в чужих краях. Это… побудило меня сократить время пребывания моего за границей на два года».

Говоря проще, произошло следующее: парижские газетчики распространили слух о том, что Айвазовский решил окончательно переехать в Париж, что разрывало бы его отношения с Родиной. Скользкая фраза «на все время пребывания моего в чужих краях» — может означать как срок командировки, так и время нахождения за границей вообще.

Поняв, что эти слухи, скорее всего, дойдут до Петербурга, художник немедленно вернулся в Россию, чем опроверг их.

Спустя много лет о своей заграничной поездке Айвазовский говорил дословно следующее: «К массе впечатлений, сохранившихся в моей памяти за четырехлетний период пребывания моего за границею, примешивалось, конечно, отрадное сознание в том, что не бесплодно прошли для меня эти счастливейшие годы молодости, что я, по мере сил моих и способностей, оправдал… те ожидания, которые на меня возлагали соотечественники. Рим, Неаполь, Венеция, Париж, Лондон, Амстердам удостоили меня самыми лестными поощрениями, и внутренне я не мог не гордиться моими успехами в чужих краях, предвкушая сочувственный прием и на родине».[160]

Покинув Париж, Иван Айвазовский отправился в Россию, однако не забыв по дороге заглянуть на родину первых маринистов в Амстердам, где также выставлял свои картины и вновь добился благожелательного отклика в прессе. Снова проявились его необыкновенная трудоспособность и деловой характер, казалось бы — горячая армянская кровь должна была бы заставить его загнать коней, ан нет. Служение художеству — превыше всего. И вместо того, чтобы ехать домой, лично опровергать слухи, он продолжает работать, прославляя отечество.

 

Глава 16

 

«На картине нет ничего кроме воды и неба, но вода это океан беспредельный, не бурный, но колыхающийся, суровый, бесконечный, а небо, если возможно, еще бесконечнее. Это одна из самых грандиозных картин, какие я только знаю».

И. Н. Крамской о картине «Черное море»

 

И вот Айвазовский в Петербурге — уже не подающий надежды юнец, а состоявшийся художник, двадцатисемилетний мужчина с деньгами и положением в обществе.

Друзья встречают Айвазовского веселыми пирушками, он радуется вместе со всеми, наносит визиты учителям, покровителям, друзьям. Обед в честь вернувшегося из дальних странствий друга устраивает в своей мастерской К. П. Брюллов и позже братья Кукольники.

Понимая, что сам Айвазовский не станет просить за себя перед Академией, Брюллов выступает перед академическим начальством с предложением немедленно отметить заслуги Ивана Константиновича, наградив его подобающим образом. В противном случае заграничная пресса заклеймит неблагодарную родину великого Айвазовского несмываемым позором. Шутка ли сказать, Рим, Париж, Лондон, Амстердам удостоили художника высочайших наград и почестей, а Россия?

1 июля 1844 года Иван Айвазовский был высочайше пожалован кавалером ордена святой Анны 3-й степени. Но это еще не все: «по особому всемилостивейшему вниманию к его ходатайству, не в пример другим, высочайше повелено отдать ему (И. К. Айвазовскому. — Прим. автора) на 99 лет в безоброчное содержание 1500 десятин земли из казенного оброчного участка, называемого Ойгуйским в Таврической [губернии]».

4 сентября 1844 года в Совет Академии художеств поступило представление профессора А. И. Зауервейда о присвоении И. К. Айвазовскому звания профессора: «Приобревши себе имя в Италии и в Париже, славу первого художника в Голландии и Англии, объехавши Средиземное море до Мальты, занимавшись в Гибралтаре, Кадиксе и в Гренаде, заслужив похвалу и награды, как ни один из пенсионеров не имел счастия когда-либо себе приобресть, я себе в обязанность поставлю предложить, во уважение упомянутых достоинств, вознаградить его званием академика», — пишет он.

13 сентября 1844 года Совет Академии художеств единогласно присвоил Айвазовскому звание академика.[161]Но и это еще не все! Отметить заслуги художника перед родиной решило и Морское министерство, причислив художника к Главному Морскому штабу в звании первого живописца и с правом носить мундир Морского министерства «с тем, чтобы звание сие считать почетным…»

Тем не менее — мундир это, конечно, приятно и дамам нравится, но дело здесь в другом: на самом деле причисление Айвазовского к Главному Морскому штабу и звание первого живописца давало следующие привилегии: благодаря ново-приобретенному званию Айвазовский делался как бы ближе к морскому флоту и мог требовать помощи в своей работе со стороны Адмиралтейства. Так сам Иван Константинович объяснял пользу своего нового положения: «Когда я писал виды морских сражений, мне давались всевозможные пособия от Адмиралтейства: чертежи кораблей, оснастки судов, вооружение и т. д. Для доставления мне возможности видеть полет ядра рикошетом по водной поверхности, при мне в Кронштадте произведено несколько пушечных выстрелов боевыми зарядами. Для ближайшего ознакомления с движениями военных кораблей во время морских сражений я присутствовал на морских маневрах в Финском заливе».

Позже, 7 января 1845 года в своем сообщении о продлении срока пребывания Айвазовского в Крыму для зарисовок черноморских портов президент Академии пишет Айвазовскому, что: «Начальником главного морского штаба по сношению моему предписано г. г. командирам Черноморских портов, в чем будет нужно, оказывать Вам зависящее содействие при снятии видов». То есть Айвазовского свободно пропускают во все порты и на все корабли, на которые он только укажет. Если нужно, могут помочь и разместиться и предоставят возможность добраться до какого-то малодоступного места.

Он не получал денежного содержания от Морского министерства, так как труды художника вознаграждаются особо — его картины приобретались либо государем или непосредственно Морским министерством, либо он распоряжался ими по своему усмотрению.

Вообще-то удивительно, что ничего подобного не было сделано раньше, во время работы И. К. Айвазовского на военных кораблях, где, мягко говоря, людям в штатском было не место.

Впрочем, это назначение было не просто еще одной почестью, которой удостоился художник, тут же ему было поручено написать виды портов и приморских городов: Кронштадта, Петербурга, Петергофа, Ревеля, Свеаборга, Гангута. То есть его опять посылали трудиться, не дав даже как следует перевести дух. Но и в этом был особый знак — если посылают именно его, следовательно, считают самым достойным, не могут отыскать другого равного Айвазовскому. И еще одно, Зауервельд как обычно поторопился, и вместо того, чтобы представить своего талантливого ученика к звании академика, перепрыгнул через ступеньку, прося для того сразу же профессора. Поэтому новая командировка являлась и вполне понятным намеком — хочешь дальнейших успехов и наград, выполни то, что тебе поручено, «…его императорское величество наградил его (Айвазовского) орденом Святой Анны 3-й степени и сделал заказ важных работ [просить] его императорское высочество представить к производству ему содержания, которое дает ему возможность произвести труд важный и сложный, достойный звания профессора, и потому полагает возвести его ныне в звание академика».[162]

Одновременно молодого художника начинают заваливать все новыми и новыми заказами: в большом почете морская живопись, считается хорошим тоном украшать стены маринами самого прославленного живописца моря. Картинами Айвазовского, сделанными на заказ, уже украсили свои дома и частные коллекции в России граф Виельгорский, граф Строганов, князь Гагарин,[163]министр юстиции граф Панин[164]и многие, многие другие вельможи. При дворе говорили, что благодарный за картину министр юстиции послал художнику дорогую чайную чашку севрского фарфора и несколько кустов цветущих розанов. Услышав об этом, государь наведался как-то в дом Панина и также был очарован сказкой Амальфи, сетуя на то, что министр опередил его и купил «Лунную ночь в Амальфи», которой впору висеть в Эрмитаже. «Они прелестны! Если бы можно было, то, право, я отнял бы их у Панина», — передавали придворные друг другу слова своего императора.

Айвазовский отправляется в новое плавание, как обычно делает массу эскизов, которые позже дорабатывает в своей новой мастерской. Несколько месяцев — и с заказом Морского министерства покончено. Иван Константинович же отдыхает, ведя светскую жизнь, жуируя по салонам и гостиным. В одном из модных литературных салонов он чувствует себя особенно легко и приятно. Это дом княгини Ольги Степановны Одоевской,[165]с супругом которой князем Владимиром Федоровичем он дружен. Там он знакомится с Виссарионом Григорьевичем Белинским. Белинского почитали в кружке Брюллова, его статьями зачитывался Гоголь в Риме, его критиковал, но все равно много читал и часто цитировал Нестор Кукольник. К сожалению, Белинский не был расположен хвалить творчество Айвазовского, как раз наоборот, за дивной сказкой итальянских марин лучшего художника моря Белинский усматривает скрытую опасность. Ведь что такое пейзажная живопись — это живопись вне политики, вне философии, вне мысли. Смотрящий на очаровательную картину лунной ночи человек как бы погружается в дивный сон, забывая о тяготах народа. А ведь в той же Италии Айвазовский мог увидеть и изобразить людей, борющихся за свою свободу и независимость. Его картины могли бы пробуждать дух, будить мысль, а они погружают в сон. Слова Белинского подействовали на впечатлительного Айвазовского, он стал искать встреч с Виссарионом Григорьевичем, старался послушать, когда тот рассказывал о предназначении литератора или о народной борьбе.

«…Я точно теперь перед собою вижу его лицо, на которое тяжелая жизненная борьба и веяние смерти наложили свой отпечаток. Когда Белинский сжал мне в последний раз крепко руку, то мне показалось, что за спиной его стоит уже та страшная гостья, которая почти полвека назад отняла его у нас, но душой оставила жить среди нас», — пишет Айвазовский 29 июня 1889 года в письме H.H. Кузьмину о своих встречах с В. Г. Белинским. «…Помню, в тот грустный час он после горячей, полной энтузиазма речи, должно быть утомленный длинной беседой со мной, энергичным жестом руки откинул волосы назад и закашлялся. Две крупные капли пота упали со лба на его горящие болезненным румянцем щеки. Он схватился за грудь, и мне показалось, что он задыхается, и, когда он взглянул на меня, то его добрые и глубокие глаза точно устремлены были в бесконечность…»

Тем не менее с Белинским он решался говорить только наедине, ни разу не пытаясь встрять в разговор Виссариона Григорьевича с другими людьми, робея перед великим Белинским, как школьник перед строгим учителей. Впрочем, слова Виссариона Григорьевича, его пламенные речи и критика живописи декоративной подействовали на Айвазовского, который написал после одного из вечеров в обществе Белинского картину «Буря»!

В апреле 1845 года Айвазовский включен в экспедицию адмирала Федора Петровича Литке[166]в Константинополь, куда он едет по личному приглашению ученика Литке Его императорского высочества великого князя Константина Николаевича.[167]После миссии в Турции они на некоторое время заезжают в Крым. Государю потребовались виды Севастополя, Феодосии, Керчи и Одессы.

Это плавание приносит много новых радостей Ивану Константиновичу, которого живущие в Турции армяне снова называют Ованес Айвазян, или «Айваз-эфенди», как подписал он один из своих рисунков той поры. Путешествие проходило на парусных кораблях, впервые он увидел Константинополь, Хиос, Патмос, Самос, Митилини, Родос, Смирну, Синоп. Посещает развалины древней Трои и многие другие острова Архипелага, любуется пейзажами Леванта и берегами Анатолии.

Вот что пишет об этой поездке он сам: «Вояж мой с его императорским высочеством Константином Николаевичем был чрезвычайно приятный и интересный, везде я успел набросать этюды для картин, особенно в Константинополе, от которого я в восхищении. Вероятно, нет ничего в мире величественнее этого города, там забывается и Неаполь и Венеция.

Возвратившись оттуда на родину свою, я имел счастье по воле его импе[раторского] величества отправиться из Николаева в Севастополь на одном пароходе с его величеством, который все время чрезвычайно был ко мне милостив и много картин заказал во время смотра морского в Севастополе».[168]

Константинополь турки называют Истамбул, название легко произносится и давно уже вошло в обиход среди посольских. Впрочем, не одни только названия перенимают живущие много лет в Турции иностранцы. В русском посольстве — турецкие ковры и мебель, турецкий табак и, естественно, отличнейший крепкий сладкий и горький одновременно кофе. Посольства расположены недалеко от Стамбула в местечке Буюкдере в бывшем дворце, впрочем, посольский дом продолжает быть дворцом роскошным и по-восточному изящным. При посольстве разбит огромный сад, в первый раз ничего не стоит заблудиться среди столетних деревьев-богатырей, образующих тенистые аллеи. С широких террас можно рисовать парк или залив Босфор. Айвазовского ведут именно туда. А впереди еще экскурсии по Стамбулу и прогулки вдоль береговой линии, с обязательным заходом в живописные места и поместья друзей. Что еще прекрасного забыли? Да вот далеко не отходя от русского посольства — посольство Австрии. При чем здесь австрийское посольство? — Но так ведь у них тоже отменный парк, причем с живописными развалинами древнего храма, и еще: туда буквально вчера на специальном корабле доставили отличнейшее темное портерное пиво! В Петербурге, между прочим, такое можно достать только в английском клубе, да и то по двадцать копеек серебром за бутылку. Господин Айвазовский не откажется от такого удовольствия? Что? Не любит пиво? Какая жалость! Но тогда прогулка к храму при луне, а потом… Художника возят, показывая ему все новые и новые места. Кто-то спешно договаривается о написании картины, кто-то интересуется, не привез ли Айвазовский что-нибудь на продажу. Интерес огромен. С Турцией нужно, просто необходимо дружить, ведь тут мало того, что природа словно сама просится на холст, но и спрос-то каков!

 

 

Вид Феодосии в начале 1840-х гг. Литография с акварели К. Боссоли. 1856 г.

 

 

И. К. Айвазовский. Портрет Рипсимэ Гайвазовской, матери художника. 1849 г.

 

 

И. К. Айвазовский.

Портрет Константина Григорьевича Гайвазовского, отца художника. 1859 г.

 

 

Вид на Академию художеств. Литография с оригинала Ф. Перро. 1839–1840 гг.

 

 

И. К. Айвазовский. Портрет сенатора Александра Ивановича Казначеева, предводителя дворянства Таврической губернии. 1847 г.

 

 

И. К. Айвазовский. Портрет бабушки художника Ашхен, 1858 г.

 

 

И. К. Айвазовский. Берег моря ночью. У маяка. 1837 г.

 

 

Б. К. Виллевальде.

Портрет А. И. Зауервейда. 1840-е гг.

 

 

К. П. Брюллов. Автопортрет. 1830-е гг.

 

 

H.H. Раевский-младший. Гравюра XIX в.

 

 

И. К. Айвазовский. Портрет вице-адмирала М. П. Лазарева. 1839 г.

 

 

И. К. Айвазовский. Десант H.H. Раевского в Субаши. 1839 г.

 

 

И. К. Айвазовский. Художник A.B. Тыранов. 1841 г.

 

 

И. К. Айвазовский. Вид на венецианскую лагуну. 1841 г.

 

 

И. К. Айвазовский. Сорренто. Морской вид. 1842 г.

 

 

В. И. Штернберг. Айвазовский в итальянском костюме. 1842 г.

 

 

A.A. Иванов. Портрет Н. В. Гоголя. 1841 г.

 

 

A.A. Иванов. Литография П. Бореля с фотографии 1846 г.

 

 

A.A. Иванов. Мастерская A.A. Иванова в Риме. Конец 1830-х гг.

 

 

И. К. Айвазовский. Вид Венеции со стороны Лидо (в гондоле художник и М. Тальони). 1855 г.

 

 

Мария Тальони в балете «Баядерка». Литография 1831 г.

 

 

И. К. Айвазовский. Хаос (Сотворение мира). 1841 г.

 

 

И. К. Айвазовский. Вид Одессы в лунную ночь. 1846 г.

 

 

И. К. Айвазовский. Русская эскадра на севастопольском рейде. 1846 г.

 

 

И. К. Айвазовский. Девятый вал. 1850 г.

 

 

И. К. Айвазовский. Синопский бой 18 октября 1853 года. 1853 г.

 

 

И. К. Айвазовский. Всемирный потоп. 1864 г.

 

 

И. К. Айвазовский. Вид из Ливадии. 1861 г.

 

 

И. К. Айвазовский и Ю. Я. Гревс с дочерьми (слева направо) Александрой, Марией, Еленой, Жанной. Фото 1850-х гг.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: