Список картин Айвазовского по алфавиту 14 глава




Только одна горькая пилюля помешала Айвазовскому получить радость от весенней выставки — не удалось или не успел выпросить у государя картины «Пожар Москвы в 1812 году». Получилось, что обещал, а не привез. Даже Погодину он жалуется в своем письме, прося его вообще не упоминать тему «Пожара». Зачем говорить о неудачах, когда все так славно складывается? Айвазовский не склонен к депрессиям. И вот уже в сентябре он готовит новую выставку в Москве, но теперь уже в списке присутствует та самая картина.

Государь по-настоящему чтил и любил искусство Айвазовского, поэтому ничего удивительного, что после отъезда государыни императрицы из Николаевского дворца Николай I разрешил дать возможность желающим осмотреть находящиеся там картины всеми любимого мариниста. Но поскольку это оказалось неудобным с позиции безопасности, Московский военный генерал-губернатор г. Закревский[189]предложил обер-гофмейстеру барону Боде[190]перенести картины Айвазовского в залы училища ваяния и живописи Московского художественного общества, с тем, чтобы по окончании выставки все произведения были возвращены на прежнее место. Ответственность за транспортировку картин была возложена на купца 1-й гильдии г. Кокарева под наблюдением самого Айвазовского.

Что же это были за особенные картины и почему художник хотел показать их именно в Москве? Про одну мы слышали — это «Пожар Москвы в 1812 году», в настоящее время находится в Кремле, в Грановитой палате. Вторая же значилась на выставке как «Москва в 1851 году», это может быть «Вид Москвы с храмом Христа Спасителя на первом плане», о котором Айвазовский пишет в «Автобиографии». Впрочем, некоторые историки не согласны с этим определением, считая, что на выставке был представлен вид на Москву со стороны Воробьевых гор, написанный также в 1851 году. Картина находится в Музее Москвы, есть у него и вид Москвы (1848, Русский музей), и вид Москвы со стороны Серпуховской заставы… о последней он писал П. М. Третьякову[191]в 1867 году… так что ничего определенного тут сказать пока не получается. Айвазовскому нравилась белокаменная. «Москва производила на меня всегда сильное впечатление своими оригинальными видами, но никогда не был я поражен ею так живо, как в нынешнее мое пребывание. Это живописнейший город во всей Европе. Отныне я буду изображать ее со всех сторон и года через два, может быть, успею представить что-нибудь достойное вашего внимания…» — это фрагмент ответной речи Айвазовского на их совместной с Ф. Иорданом выставке (Журнал «Московитянин», апрель 1881 г., № 7–8).

1852 год — тяжелое во многих отношениях время — умирает Гоголь, смертельно больной Карл Брюллов в компании своих учеников отбывает в Италию, дабы скончаться там, где он был когда-то счастлив. Страшная потеря. Не желая говорить с журналистами по поводу кончины друзей, Айвазовский спешно отбывает в Феодосию, закрываясь там на некоторое время от мира.

 

Глава 19

 

«По легкости, видимой непринужденности движения руки, по довольному выражению лица, можно было смело сказать, что такой труд — истинное наслаждение».

B.C. Кривенко. Впечатления от работы Айвазовского над большим полотном

 

В марте 1853 года Айвазовский разработал проект учреждения в Крыму художественной школы, который был подан им для утверждения в Академию художеств. Местом новой школы Иван Константинович избирает родной город Феодосию. Тут сразу же несколько плюсов: географическое положение, наличие порта, красивые окрестности, привлечение дополнительного внимания столицы к Феодосии, ну и, разумеется, здесь живет и работает он сам — будущий директор школы. В помощь себе Айвазовский желал бы иметь надзирателя и двух учителей рисования, которые будут находиться в полном ему подчинении. Сама же школа будет состоять под властью и покровительством императорской Академии художеств.

В школе будет сделан уклон на пейзажную живопись, разумеется, живопись морских видов, а также народных сцен. Лучшие работы учеников школы директор намерен посылать в Академию, с тем, чтобы они участвовали в конкурсах наравне с произведениями академистов и получали академические награды, «…т. е. медали, звание художника и учителя рисования. Учащиеся в школе и удостоенные от Академии награды серебряной медали 1-го достоинства могут быть по усмотрению Академии допускаемы к конкурсу с учениками Академии на получение золотых медалей и 2-го и 1-го достоинства, согласно установлениям Академии, и пользуются правами, с получением медалей сих сопряженными, средства же, для исполнения программ необходимые, получают от школы».

Кроме денег, которые пожалует Академия на обустройство новой школы, а Айвазовский оговаривает, что на наем дома для оной, отопление, освещение, приобретение оригиналов для рисования, на жалование директору и двум художникам и наем служителей и натурщиков необходимо будет выдавать 3000 рублей серебром в год. Предполагается привлекать меценатов, а также директор школы намерен организовывать выставки, на которых произведения учащихся будут продаваться, и часть денег опять же пойдет на нужды школы, а также содержание неимущих учеников школы.

Очень важный пункт: «Школа имеет свою печать с изображением государственного герба и надписью «Художественная школа в Крыму». — Россия и Малороссия погрязли под бумажным валом, без справки, рекомендательного письма, инструкции никуда не сунешься. Наличие собственной печати дает Айвазовскому право такие бумаги выписывать, не обращаясь каждый раз в далекий Петербург.

Число учащихся в школе может быть любым, обучение проходит в двух отделениях — приготовительное и художественное.

Принимаются ученики всех сословий. «Ученики, оказавшие отличные успехи в художестве и удостоенные от Академии серебряной медали 1-го достоинства при возможных средствах, доставленных покровителями и членами школы, могут быть посылаемы в путешествие по России для снятия местностей, замечательных в историческом отношении, с целью составить коллекцию картин, могущих ознакомить публику с разнообразием народного быта и природы Российской империи». — Заметьте, Айвазовский не только печется о людях, не способных заплатить за свою учебу, но и сообщает Академии, что его идея принесет ощутимую пользу.

«Директор школы и два художника считаются в действительной службе и имеют мундир, присваиваемый званию, полученному ими от императорской Академии художеств», — тоже важный пункт. Айвазовский знает, что мундир способен оказывать гипнотическое воздействие на местных чиновников и крымских господ, с которыми ему и учителям неминуемо придется сталкиваться.

О деятельности школы и отчете о потраченных средствах Айвазовский обещает отчитываться ежегодно в то учреждение или тому лицу, которое ему укажут свыше.

Президент Академии одобрил проект открытия школы в Крыму, сочтя начинание полезным, после чего направил в свою очередь запрос в Министерство уделов, с тем, чтобы там приняли решение о возможности реализации этой идеи и довели до сведения государя.

В свою очередь министр уделов доложил императору о проекте, приложив запрос от Президента Академии, «…но государю императору не благоугодно было изъявить соизволения на ассигнование трех тысяч рублей серебром предположенных для содержания сего училища».[192]

Что делать? Во всяком случае, не время опускать руки, государь не сказал напрямую, что не желает новой художественной школы, или не хочет, чтобы таковая открылась в Крыму. Он всего лишь отказался финансировать проект. Следовательно, остается либо найти меценатов, которые согласятся содержать школу, либо взять и обучение и содержание школы на свой счет. В любом случае Айвазовский не отказывается от проекта, вскоре он выступит с новым предложением, но не будем забегать вперед.

Три тысячи серебром — не сверхбольшая сумма, тем более для российского самодержца, а следовательно, и не повод для отказа. Остается предположить очевидное: реальное неудобство контролировать данное заведение. А Николай I старался вникать во все, что связано с искусством и особенно живописью. Он сам отбирал те или иные произведения на выставки за границу, решал, подходят или нет заказанные образа для новой церкви, давал советы профессорам живописи и академикам, увольнял и штрафовал виновных. Следовательно, само наличие официальной художественной школы где-то на южной окраине Российской империи было бы для него постоянной мукой и причиной волнений.

Поэтому Айвазовскому в его благородном начинании было отказано, и он, недолго погоревав о несбывшейся мечте, решил обождать со своими проектами до лучших времен.

А пока весну и лето 1853 года Айвазовский вместе со своей супругой посвящают новому в их жизни увлечению — археологическим раскопкам в Феодосии. У них в семье снова прибавление, год назад родилась третья дочь Александра, но Юлия не желает отставать от супруга, работая вместе с ним на раскопках, «…открыли пять курганов, в которых ничего не нашли, кроме разбитых кувшинов с углями и золой, но вчера, т. е. в пятом кургане, нашли просто под землей в золе золотую женскую головку самой изящной работы и несколько золотых украшений, как видно, с женского наряда, а также куски прекрасной этрусской вазы», — пишет Иван Константинович министру уделов 6 июня 1853 года (выписка из письма цитируется в книге Н. Барсамова «И. К. Айвазовский», 1962, стр. 80). К письму Иван Константинович прилагал собственно обнаруженные в результате раскопок ценные находки.

В результате до 1856 года с перерывами они с женой раскопали 80 курганов!

«Дальнейшие разыскания доставили для музея Эрмитажа еще значительное число предметов из золота и обработанной глины. В числе золотых вещей заслуживают особенного внимания: а) серьги филигранной работы; б) ожерелье, плетенное из проволоки, с длинными привесками; в) ожерелье из крупных дутых бус; г) такое же проволочное ожерелье с львиными головками на концах; д) золотая булавка с изображением передней части какого-то мифического животного с львиной головой, бараньими рогами и крыльями; е, ж, з) три перстня; и двое серебряных зарукавьев витых с золотыми концами; и) золотой сфинкс с диадемою на голове; к) пара золотых серег в виде виноградной кисти; л) три головы Медузы, оттиснутые на золоте; м) бычья голова из дутого золота; н) витое кольцо и о) ожерелье из золотых бус с филигранными на них украшениями и с привесками в виде амфор.

Из глиняных вещей попадалось много изображений разных божеств и медальоны с головами Горгон, с изваяниями амазонок, поражающих оленей. Стоит заметить, что в древней Феодосии изображения, кроме красок, покрывались еще позолотою», — пишет в своем отчете об археологических раскопках в Крыму в 1856 году директор керченского музея Люценко. (Печатается по тексту из книги Н. Барсамова «Айвазовский», 1953, стр. 225–226.) «…Главная цепь курганов близ Феодосии тянется по гребню гор, окружающих этот город и его бухту в виде амфитеатра, от монастыря св. Ильи до Лысой горы. Сверх того, несколько второстепенных курганов и насыпей занимают отдельные пункты на скатах гор против означенного монастыря, на крутых берегах моря и на Лысой горе.

Небольшая насыпь, в которой найдена была Айвазовским гробница с золотыми вещами, находится поблизости монастыря св. Ильи, на крутом берегу, несколько выдавшемся в море, между двумя курганами довольно значительной величины…»

Найденные четой Айвазовских экспонаты ныне хранятся в Эрмитаже.

 

Глава 20

 

«Каждая победа наших войск на суше или на море, радует меня, как русского в душе, и дает мысль, как художнику, изобразить ее на полотне…»

И. К. Айвазовский

 

Наверное, горячий по природе Айвазовский учредил бы собственную школу живописи уже в 1853 году, собрав туда учеников, а заодно и приучив их к раскопкам, сам он был весьма увлекающимся человеком и умел заражать своим энтузиазмом других, но в октябре 1853 года Турция объявила войну России. Англия и Франция тут же заявили, что берут страну-зачинщицу под свое покровительство. В подтверждение своих намерений английский и французский флоты появились в Босфоре.

18 ноября в бухте города Синоп произошло знаменитое сражение, русская эскадра под командованием адмирала Нахимова разгромила турецкую эскадру, после чего английская и французская эскадры вышли из Босфора в Черное море. В марте 1854 года обе эти страны официально объявили войну России — так началась Крымская война.

Желая поддержать боевой дух моряков, Айвазовский спешно устраивает выставку в Севастополе.

К картинам было невозможно пробиться, поток желающих увидеть произведения Айвазовского не ослабевал ни утром, ни вечером. Главный акцент выставки был сделан на трех картинах: «Наваринский бой» — морское сражение, произошедшее 20 октября 1827 года. Россия, Англия и Франция заперли турецкий флот в гавани города Наварина (древнего Пилоса), 66 турецких кораблей с 2224 орудиями и сильная береговая артиллерия против 26 русских, английских и французских кораблей. Это была помощь терзаемой Турцией Греции. Флагманский корабль «Азов» под командованием Лазарева бился сразу с пятью неприятельскими кораблями. В результате им было потоплено три турецких корабля, посажен на мель линкор и уничтожен турецкий адмиральский фрегат.

Таким образом, Турция потеряла свой флот, а «Азов» и все, кто были на нем, сделались легендами флота. И вот теперь сражавшиеся на «Азове» плечом к плечу с Лазаревым, лейтенант Нахимов и мичман Корнилов, возглавляли черноморский флот: Нахимов — старшим из флагманов флота, Корнилов — начальником штаба флота.

Другая картина: «Бриг «Меркурий» — сразившись и выйдя победителем из боя над двумя турецкими судами 110-пушечным линейным и 74-пушечным — встречается с русской эскадрой.

И третья картина — на самую животрепещущую тему: «Синопский бой» — недавняя победа Черноморского флота 18 ноября 1853 года.

Все три картины были актуальны и оттого производили еще большее впечатление на зрителей. Из Севастополя художник возвращался в приподнятом настроении, с ощущением выполненного долга. К сожалению, его радость вскоре омрачилась новыми тревожными событиями. Первое, еще в Севастополе Айвазовский имел встречи с морскими офицерами и знал от них чудовищную правду — Россия не готова к войне. Мало железных дорог, а значит, не получается вовремя доставлять продовольствие и необходимое вооружение. Русский флот до сих пор ходит под парусами, в то время как Франция и Англия не пожалели денег на современный паровой флот. Следовательно, пока русские будут ждать попутного ветра, их несколько раз сумеют обойти с любой стороны.

Русское оружие на начало войны реально устарело. Наши ружья стреляют на триста шагов, а английские и французские на тысячу двести. Французская и английская армии на начало войны насчитывали шестьдесят две тысячи солдат, в два раза больше чем в войсках защитников Крыма.

Но и это еще не все, Севастополь вообще не был укреплен со стороны суши! Об этом многократно докладывали князю Меншикову Нахимов и Корнилов, но тот только отмахивался от них, считая проект несвоевременным и дорогостоящим.

О плачевном положении Севастополя знали не только русские, поэтому ничего удивительного, что в начале сентября 1854 года десант, высадившийся у берегов Евпатории, благополучно добрался берегом моря до Севастополя, рассчитывая на легкую и быструю победу. Восьмого сентября на реке Альма десант был встречен русскими войсками, произошел бой, но в результате противник только сменил направление и, обойдя Севастополь с южной стороны, все равно взял город в кольцо. Укрепление и оборону Севастополя возглавили Корнилов и Нахимов.

Семь нормальных, в хорошем состоянии кораблей пришлось сразу же затопить в бухте, закрывая, таким образом, проход неприятелю. Еще долго из воды будут торчать их мачты. Среди принесенных в жертву судов линейный корабль «Силистрия», на котором Айвазовский ходил вместе с Раевским рисовать десант в Субаши.

21 сентября неприятель высадил второй десант, но теперь уже в Ялте, город был отдан на разграбление.

Понимая, что теперь нужно думать не о картинах, а спасать семью, Айвазовский забирает жену, троих дочерей и престарелую мать и вывозит их в спокойный Харьков.

Здесь Юлия снова пытается увлечь Айвазовского археологией или выразительными сценками малороссийского быта, но Иван Константинович не может сосредоточиться, непрерывно думая о войне и своих друзьях в Севастополе. Вскоре он не выдерживает и убегает из Харькова, чтобы быть на первом фланге в Севастополе. Он должен писать военные события, делать мгновенные зарисовки, портреты героев. Само присутствие Айвазовского вдохновляет защитников города. Его видят на Малаховом кургане вместе с Нахимовым и Корниловым. Два дня он рисует под непрекращающейся бомбардировкой, не обращая внимания на просьбы и даже приказы. Через два дня пребывания художника в Севастополе Корнилов отдает официальный приказ художнику Айвазовскому покинуть осажденный город. С одной стороны, недисциплинированный художник делает действительно большое дело — оставляет потомкам память о севастопольских событиях, с другой — весьма вероятный исход — смерть самого Айвазовского. Корнилов не желает рисковать жизнью художника, и после препирательств, уговоров, просьб Иван Константинович вынужден вернуться в Харьков. В те дни смерть ходила меж людьми, выбирая, кого бы забрать с собой, Айвазовского или Корнилова. Пятого октября она выбирает Владимира Алексеевича Корнилова. Последние слова, которые произнес на Малаховом кургане этот герой, будет еле слышное «Ура!», которое подхватят защитники осажденного города.

В это же время Айвазовский берется за создание ряда полотен о героической обороне Севастополя. Но самую удачную, по мнению критиков, картину о тех событиях Иван Константинович напишет только в 1859 году — это будет «Осада Севастополя».[193]

В общей сложности о крымской войне и осаде города Севастополь расскажут следующие картины Айвазовского: «Гибель английского флота у Балаклавы», «Буря у Евпатории», «Переход русских войск на Северную сторону», «Оборона Севастополя». Художник будет раз за разом возвращаться к тому героическому времени. В 1892 году он пишет «Малахов курган», то самое место, где погиб Корнилов.[194]На картине два ветерана возле лежащего на земле, точно распростертый воин, креста. Два седых старика, в одном из которых можно узнать семидесятилетнего Айвазовского, а второй… рядовой солдат, участвующий в обороне Севастополя, с которым Иван Констинтинович сдружился уже в старости.

Зиму 1853–1854 годов Айвазовский проводит в Крыму, ломая загодя выстроенные планы: «Несмотря на славные наши победы, береговые жители в страхе, и как мы ни стараемся уговаривать — все напрасно, так что и мы перебрались к себе в имение. Кроме этого обстоятельства еще другая причина меня удерживает в Крыму — это заказы [на картины, изображающие] взятие пароходов. Кроме того, я теперь пишу чудное Синодское дело».[195]Имеется в виду «Синопский бой» — большая картина Айвазовского. Ныне она находится в Центральном военно-морском музее в Санкт-Петербурге. Иван Константинович писал ее зимой 1853 года. Для сбора материала ему пришлось ехать в Севастополь. «Мы уже более года жили в Крыму, как в кавказских крепостях», — пишет он в ноябре 1854 года Х. Е. Лазареву.[196]

30 апреля 1854 года в Севастополе открылась выставка картин И. К. Айвазовского: «…Сегодня второй день, как Айвазовский открыл выставку своих картин: двух видов Синодской битвы, двух видов битв «Первас-Бахри» с «Владимиром» и пятый — вход «Владимира» с «Первас-Бахри» на буксире под парами в Севастополь, — пишет мичман Иванов, служащий флаг-офицером у адмирала Панфилова. — Перед этими картинами постоянно куча народа, в особенности из офицерства. Первая картина представляет начало Синодского сражения. Некоторые суда неприятельские только начали гореть, другие выброшены и, наконец, один фрегат взорван. «Картина чрезвычайно верно сделана», — это сказал Нахимов, герой Синопа.

Вторая представляет пожар в городе и судов на рейде ночью. Эта картина так поражает, что трудно оторваться от нее. Флот наш стоит на том же месте, где только сражались. И пароход только что собирается вывозить некоторые корабли сквозь линии».[197]

В том же 1854 году Иван Константинович ведет активную переписку со своим братом Гавриилом (Габриэлем), письма последнего к Айвазовскому не дошли до нас, но из контекста писем Ивана Константиновича можно понять, что находящийся в это время в Париже Гавриил Константинович планирует возвращение в Россию. Об этом он, в частности, пишет в своем послании к почетному попечителю Института восточных языков — Лазаревского института в Москве Христофору Екимовичу Лазареву 17 ноября 1854 года. «Весною, когда возможно будет ему возвратиться, я готов со своей стороны по возможности помочь», — пишет Иван Константинович, тем не менее в словах его не чувствуется уверенности. Война, необходимость покинуть со всем семейством насиженное место, до этого он просто вывозил домашних в одно из приобретенных в Крыму имений, теперь же ситуация сделалась опасной для жизни: «С душевным прискорбием мы должны были выехать из милого нашего Крыма, оставив все свое состояние, приобретенное своими трудами в продолжение пятнадцати лет. Кроме своего семейства, матушки 70 лет, должен был взять с собой и всех родных, мы и остановились в Харькове, как ближайшем городе к югу и недорогом для скромной жизни».

Устроив родных, Айвазовский не может усидеть на месте, и то и дело выбирается в Крым, дабы продолжать начатую работу. 28 октября он посещает Севастополь, где с риском для жизни успевает зарисовать общий вид Севастополя во время сильной канонады.

В марте 1856 года Айвазовский с семьей в Петербурге. Работает, участвует в разработке проекта о железной дороге в Крыму, особенно в той части пути, которая относится к Феодосии. Во время своего вынужденного странствия художник беспрестанно думает о Крыме, мечтая поскорее вернуться в места, где ему всегда так хорошо писалось: «Ждем мира с нетерпением и, ежели состоится, то мы, крымчане в особенности, будем счастливы и возвратимся восвояси», — пишет он Григорию Ивановичу Бутакову,[198]выдающемуся флотоводцу, командиру русского фрегата «Владимир», одержавшему победу в трехчасовом бою с турецким десятипушечным фрегатом «Парвас-Бахра» в ноябре 1853 года на Черном море. Айвазовский запечатлел вышеозначенный бой в 1855 году в двух картинах под названием «Морской бой».[199]Узнав от художника-иллюстратора Василия Федоровича Тимма,[200]командированного в Крым для писания картин на военно-морскую тему, что прославленный капитан «Владимира» желает заказать Айвазовскому копию, на котором изображен пароход «Владимир» во время боя с «Первас-Бахри», художник делает просимое и посылает Бутакову в подарок, прося его лишь отыскать в Николаеве художника Мешкова, который натянет картину на раму и приведет ее в надлежащий вид.

Айвазовский по-прежнему быстр и вполне уверен в себе. Но вот что удивительно в этом человеке: он может достаточно быстро создать новую картину или сделать точную копию уже написанной, но при этом сам неизменно остается недоволен соделанным. Когда в 1860 году Погодин просит его написать автобиографию и указать в ней несколько своих основных произведений, он охотно пишет о событиях своей жизни, но при этом отказывается назвать хотя бы несколько самых значительных и любимых из них: «…а указать на лучшие свои произведения, право, не могу по той причине, что вскоре после окончания я вижу в них много недостатков и только тем утешаюсь, что вперед лучше напишу, поэтому-то я и не люблю их иметь долго у себя». В нем уживается легкость доступная гению и одновременно с тем скромность и способность видеть собственные недостатки. Он с радостью организовывает все новые и новые выставки, зная, что его творчество доставляет зрителю удовольствие, и при этом чутко прислушивается ко всему, что говорят у его полотен. Недостатки своих произведений он видит и сам, оттого и не может держать картины при себе, сказывается его вечная неудовлетворенность. Тем не менее он пишет, стараясь правильно воспринимать критику и выискивая возможно скрытые от него самого недостатки, дабы не исправлять их в готовых картинах, а писать следующие с учетом высказанных пожеланий. Если же Айвазовский замечает, что критика в его адрес необоснованна, он не стесняется доказывать правоту. Так поступил он и с капитаном «Владимира», который, по воспоминаниям художника Тимма, заметил неверное расположение труб на своем корабле. В доказательство правильности изображения корабля, Айвазовский указывает в письме к Бутакову, что работал не только с натуры, но и имел во время дальнейшего написания картины чертежи «Владимира», а, следовательно, в этой части любые обвинения, пусть даже и капитана корабля, он считает необоснованными.

В 1855 году под Евпаторией был разгромлен генерал Хрулев,[201]многие считали это предвестником неминуемого поражения в войне. Поэтому, когда вскоре после этого в Петербурге скончался император, прошел слух, будто бы Николай Павлович покончил с собой, предотвратив личный позор и сожаления. Склонные считать покойного государя самоубийцей ссылались на тот факт, что перед смертью Николай Павлович запретил делать вскрытие и бальзамирование своего тела. Считалось, что яд для его величества приготовил лейб-медик Мандт, находящийся много лет при особе государя. Официальная же версия смерти императора гласила — воспаление и отек легкого.

В последний год Крымской войны на Российский престол взошел сын покойного государя — Александр II,[202]впоследствии, в 1861 году удостоенный особого эпитета «Освободитель» в связи с отменой крепостного права.

 

Глава 21

 

«Движение живых стихий неуловимо для кисти: писать молнию, порыв ветра, всплеск волны немыслимо с натуры. Для этого художник и должен запомнить их и этими случайностями, равно как и эффектами света и теней, обставлять свою картину… Так я писал сорок лет тому назад, так пишу и теперь…»

И. К. Айвазовский

 

В 1858 году Айвазовский направляется в Париж на встречу со своим братом, причина встречи и радостная и тревожная одновременно. Гавриил готовится к принятию чина епископа, его брат-художник использует все свое влияние, помогая ему в этом нелегком предприятии. В это время Юлия ждала их с мужем четвертую дочь, Жанну.[203]Девочка родилась в 1858 году, сразу же сделавшись всеобщей любимицей. В 1859 году на пост Президента Академии художеств взошел ученик и друг Брюллова Григорий Гагарин. Давно, еще в 1845 году, скончался от простуды герцог Максимилиан Аейхтенбергский. Инспектируя уральские заводы, большой знаток в литье, Максимилиан старался все делать сам, в поездке занедужил, слег, а вскорости и сгорел от температуры. В память о нем в Екатеринбурге построили храм-колокольню во имя Великомученика Максимилиана, да ученые мужи в Петербурге еще долго разбирали подробные отчеты герцога относительно увиденного им в поездке. На пост президента на срок 1852–1876 годов взошла вдова Максимилиана Великая княгиня Мария Николаевна.

Николай I никогда особо не отличал будущую президентшу Академии художеств, обижаясь на то, что Маша-де не родилась мальчиком. Как писала по этому поводу супруга Николая Павловича Александра Федоровна:[204]«Действительно, я легла и немного задремала; но вскоре наступили серьёзные боли. Императрица, предупреждённая об этом, явилась чрезвычайно скоро, и 6 августа 1819 г., в третьем часу ночи, я родила благополучно дочь. Рождение маленькой Мари было встречено её отцом не с особенной радостью: он ожидал сына; впоследствии он часто упрекал себя за это и, конечно, горячо полюбил дочь». Тем не менее, когда встал вопрос, кто заменит покойного Максимилиана Иосифа Евгения Августа Наполеона Богарне, он выбрал именно ее.

С 1855 года при Великой княжне появляется князь Григорий Григорьевич Гагарин, художник и человек, сделавший чрезвычайно много для Крыма и Кавказа, который, к восторгу художественной братии, принимает на себя президентские обязанности. В 1858 году император производит Гагарина в генерал-майоры, а в 1859 году Григорий Григорьевич становится уже вице-президентом помянутой Академии. С князем Гагариным Айвазовский встречался на Кавказе и был наслышан о его славных делах. Несмотря на свои должности, он продолжал рисовать, причем делал это действительно хорошо. Его карандашу принадлежат графические портреты «М. К. Орбелиани», «Д. А. Чавчавадзе», написанные в начале 1840 года (оба в настоящее время находятся в Русском музее Санкт-Петербурга). В 1841 году Гагарин участвовал в Чиркеевском походе, за что был награжден орденом Станислава 3-й степени. Через год вошел в экспедицию кн. А. Чернышёва[205]в Дагестан. С 1848 году состоял при князе М. С. Воронцове (командующим Отдельным Кавказским округом и одновременно наместником Кавказского округа) в городе Тифлис, где вскоре построил по собственному проекту театр, позже занялся восстановлением фресок в Сионском соборе и в старых грузинских монастырях, включая Грузинскую Бетанию.[206]

Гагарин иллюстрировал книги, писал этнографические зарисовки. По проектам Григория Григорьевича в ряде кавказских городов были построены соборы в «византийском стиле».

Кроме того, князь Гагарин был большим поклонником творчества Айвазовского и в 1864 году незадолго до получения последним чина тайного советника представил Ивана Константиновича к очередной награде, о чем и сообщил художнику 3 декабря 1864 года.

Интересный факт — Айвазовский был и остается единственным художником в Петербурге и России, имевшим чин тайного советника — равный по табели о рангах адмиралу флота, что давало ему неотъемлемое право носить адмиральский мундир!

Юлия Яковлевна старалась пользоваться мельчайшей возможностью посетить столицу, часто ездила туда с мужем. Последнее время она все чаще задумывалась об участи своих дочек. Когда придет время выдавать их замуж, необходимо, чтобы они с супругом не ударили в грязь лицом. Дочери Айвазовского воспитываются если не как принцессы, то во всяком случае как английские леди. Сейчас, в 1860 году, старшей одиннадцать лет, в этом возрасте девочка должна чувствовать себя в обществе как рыбка в воде. Еще три, четыре года — и на нее начнут засматриваться молодые люди. Поняв, что муж не желает, чтобы вышедшие замуж дочери покинули его, Юлия Яковлевна смирилась и с этим и, начав приглядываться к знакомым мужа и соседям, неожиданно обнаружила несколько семей, в которых подрастали мальчики подходящих возрастов. Решив дать дочерям возможность завести собственные знакомства под присмотром матери, Юлия Яковлевна завела обыкновение устраивать у себя в феодосийском доме званые вечера и балы. Пусть ее красавицы вращаются в местном «высшем свете», покрасуются в шелковых платьях, потанцуют. Девичий век недолог, зачем же отказывать себе в небольших радостях.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: