Список картин Айвазовского по алфавиту 15 глава




Поначалу все получалось, на праздники к Айвазовским съезжалась вся губернская знать, но вскоре идиллию прервал сам хозяин дома, посчитавший, что гости мешают его работе, требуют его внимания в часы, строго отведенные для рисования, мешают писать письма, готовить приезд любимого брата.

И вот вместо роскошных бальных платьев маленьких принцесс — обычные скромные одежды, вместо веселых кавалеров — не обращающие на них внимания ученики отца, вместо волшебной музыки заунывный дудук, грязные бандуристы с рынка или рапсоды с их надоевшими скрипками. Иван Константинович же словно в протест любимой супруге повадился приводить в дом пропахших рыбой рыбаков, портовых грузчиков или ремесленников.

Вот и попробуй зазвать в дом образованных юношей, когда тут такое общество. Одно утешение — когда Юлия Яковлевна и Иван Константинович серьезно вздорили, обиженная супруга собирала девочек и уезжала с ними в Одессу или Петербург.

1861 год в семье Айвазовских беда. В Петербурге заболели скарлатиной жена Юлия и дочь Александра — болезнь заразная и плохо лечится. Понимая, что самым лучшим для всех будет немедленно отделить больных от здоровых, Иван Константинович забирает остальных троих дочерей, младшей из которых едва ли уже исполнилось три годика, и переезжает с ними в гостиницу, через дорогу от месторасположения больных: «У меня в доме ужасная беда. Одна дочь — третья заболела скарлатиной, и поэтому я с прочими детьми переехал напротив, в гостиницу. Между тем жена моя, полуживая, как Вам известно, оставаясь с больной дочерью, выбилась из сил и вот шесть дней, что опасно больна», — жалуется в письме И. К. Айвазовский А. П. Халибову.[207]

Ухаживать за Юлией и Александрой берутся брат Юлии, специально приехавший для этого в Петербург, и доктор. Сам Иван Константинович хоть и заходит к больным, но старается ни к чему не прикасаться. Страшное дело — заразить остальных детей!

Когда больные пошли на поправку, доктор посоветовал им поехать на лечение в Германию. Сопровождать еще не успевшую как следует оправиться после тяжелой болезни Юлию взялся ее брат. Айвазовский разрывается между желанием отправиться в Крым и поехать навестить супругу и дочерей в Вюрцбург, где они проходят лечение сывороткой. Впрочем, жене с каждым днем все лучше и лучше, девочки тоже чувствуют себя замечательно, лечение и климат явно идут всем на пользу. И успокоенный художник собирается в дорогу. Нет, не в Германию к семье, как это можно было предположить, в начале мая он планирует поездку на Кавказ, где его ждет наместник, с тем, чтобы в июне оказаться в Таганроге у А. П. Халибова.

1862 год — он в непрерывных разъездах, помогает Халибову построить гимназию или занят на строительстве собственного дома. У Айвазовского много встреч, тем не менее, он не оставляет занятий живописью и в один прекрасный день 20 ноября даже пишет князю Долгорукову:[208]«Я в восторге в настоящее время от своей картины «Всемирный потоп». Я ее почти оканчиваю, и она, смело могу сказать, есть лучшее мое произведение» — необыкновенное утверждение для скромного и взыскательного к себе художника. Вообще Айвазовский написал несколько картин на библейские темы. Но, к сожалению, именно это полотно «Всемирный потоп» 1862 года не дошло до нас. В Русском музее Санкт-Петербурга находится картина «Всемирный потоп» 1864 года.[209]Полотно «Ной с животными спускается с вершины Арарата» было подарено Айвазовским Эчмиадзинскому монастырю. Сейчас ее можно отыскать в Государственной картинной галерее Армении. Работая над темой Ноя и животных, художник использовал природу Араратской долины. Интересно, что когда Иван Константинович выставлял эти картины в Париже, он приметил там внимательно изучающего его картины корреспондента журнала «Базмавеп», который затем написал статью («Базмавеп», 1889 г., стр. 176–177): «Я рассматривал картины, когда ко мне подошел художник и сказал: «Вы, вероятно, ищете армянские темы в моих произведениях?» «Да, вы угадали», — ответил я. Он взял меня под руку, повел по залу и, показывая на одну из картин, сказал: «Вот наша Армения». Это была картина «Ной спускается с вершины Арарата».

Работая над произведениями по библейской теме, Айвазовский консультируется со своим братом и, самое главное для него, пишет природу Араратской долины.

Вообще библейские и античные сюжеты — составляли обычную программу Академии художеств. Тем не менее новое время диктовало новые законы и правила. Входил в моду реализм, в Александринке дают «Грозу» Островского — тяжелую вещь о дикости, мраке и невежестве современного общества, загубившего молодую и жаждущую любви и света Катерину. В моде стихи Некрасова и романы Тургеньева, публика взахлеб читает Гоголя, узнавая среди его героев своих знакомых, часто выставленных в недобром свете. В живописи отдаются предпочтения жанровым сценам из народного быта или из жизни города. Люди хотят, чтобы искусство служило зеркалом реальности, они желают находить в полотнах художников или идущих в театрах спектаклях — самих себя.

Осенью 1863 года в Академии художеств как обычно была заявлена тема конкурсной работы. На этот раз академистам предстояло окунуться в поэзию скальдов, в скандинавские мифы об Одине и его свите. Ничего особенного — с точки зрения заслуженных профессоров Академии, но ученики неожиданно усмотрели в задании насмешку над их желанием писать злободневные картины. В результате произошло то, чего никто не мог предугадать — четырнадцать подающих большие надежды академистов во главе с Иваном Крамским[210]взбунтовались, потребовав дать им свободу в выборе тем. Академическое начальство было вынуждено пойти на крайние меры — все бунтовщики были лишены премий и командировок за границу. Мало этого — их перестали пускать в мастерские Академии. Но вместо того, чтобы повиниться перед начальством и получить прощение, четырнадцать художников демонстративно покинули стены Академии и создали артель художников: «Товарищество передвижных художественных выставок», или попросту «Передвижники», как окрестили их зрители.

Основателями общества по праву считались: И. Н. Крамской, Г. Г. Мясоедов,[211]H.H. Ге,[212]В. Г. Перов[213]и И. Е. Репин.[214]В разное время в товарищество входили художники: В. И. Суриков,[215]H.H. Дубовской[216], В. Е. Маковский[217], И. М. Прянишников[218], А. К. Саврасов[219], И. И. Шишкин, В. М. Максимов[220], К. А. Савицкий[221], А. М. и В. М. Васнецовы[222], А. И. Куинджи[223], П. И. Келин[224], В. Д. Поленов[225], Н. А. Ярошенко[226], И. И. Левитан,[227]В. А. Серов,[228]А. М. Корин,[229]А. Е. Архипов,[230] В. А. Суренянц Бялыницкий-Бируля,[231]A.B. Моравов[232].

Первое новшество, которое привнесло в жизнь русского общества новообразованное товарищество, были передвижные выставки картин, устраиваемые в крупнейших городах России. «Общество понимало, что для нашего искусства пришел чудесный момент, и радовалось, смотря на гордый, смелый почин горсточки молодых художников», — писал критик В. В. Стасов. Прежде выставки традиционно проходили в Академии художеств, организовывая собственные выставки, Айвазовский обошел передвижников. Но в отличие от последних все деньги, которые удавалось собрать на входных билетах, Иван Константинович жертвовал тем, кто в них более нуждался: в сиротские приюты, беженцам, людям, пострадавшим во время войны, и т. д. Например, в 1866 году, когда на Крите началось восстание греков против турецкого владычества, Айвазовский написал несколько картин на эту тему, которые выставил в Одессе. Деньги, полученные от продажи входных билетов, ушли на поддержку критского восстания.

Что же до семьи — случилось то, что давно уже должно было произойти. Уставшая от невнимания супруга, Юлия отказалась возвращаться в Феодосию. Вместе с ней остались и дети. Семья распалась.

 

Глава 22

 

Однажды Ивана Константиновича спросили, какую из своих картин он считает самой значительной из его работ? «Ту, — не задумываясь, ответил Айвазовский, — что стоит на мольберте в мастерской, которую я сегодня начал писать».

 

В 1865 году Айвазовскому пожаловали орденский знак Святого Владимира 3-й степени. Очередной орден — это не только повод показаться с ним в обществе, выпить с друзьями, устроить еще одну газетную публикацию. Да, Айвазовский любит свои заслуженные награды, рисует себя в парадном мундире с орденами и медалями, но все они не просто украшения. Владимир 3-й степени открывает перед художником двери в его давнюю еще довоенную мечту — организовать художественную школу для молодых, талантливых художников Крыма. Тогда у царя не нашлось лишних трех тысяч серебром в год, потом началась война, и ни о какой школе уже не заикались. Теперь, кавалер Анны и Владимира, академик и профессор Айвазовский, художник с двадцатипятилетним стажем непрерывной деятельности открывает в Феодосии художественную мастерскую, для чего он намерен осесть в родном городе на долгие годы, лишь время от времени уезжая рисовать в другие города и страны.

Разумеется, и в прежние времена молодые художники, проживающие в разных городах, тянулись к отзывчивому и всегда готовому помочь Ивану Константиновичу, но как можно брать на обучение кого-либо, если ты то и дело переезжаешь с места на место? Захоти Айвазовский преподавать в Петербурге, ему бы тотчас освободили лучшую мастерскую при Академии, а ученики носили бы своего профессора на руках, но Иван Константинович избирает свой родной город, где ему, во-первых, хорошо пишется, и во-вторых, он прекрасно понимает, что мало кто из бедных, но талантливых молодых людей может реально приехать в столицу Российской империи или пусть даже в Москву. Ему самому просто повезло, появился Кох, Казначеев, друзья Казначеева. Без них кем был бы теперь Айвазовский? Да никем. В лучшем случае помогал бы старшему брату Григорию в порту, торговал в лавках или нанялся на работу в порт, рисуя после работы и путешествуя лишь в собственных мечтах. Таких как Казначеев — чертовски мало, на всех ни за что не хватит. А значит, можно быть талантливым и сверхталантливым, но если тебя вовремя не заметят…

Не получилось открыть собственную школу, но учебное заведение со статусом «художественная мастерская» — это многим лучше чем ничего, учитывая, что преподавать в ней будет непревзойденный мастер моря — сам Айвазовский. Почитай, всю жизнь Ованеса окружают простые люди, а у простых и жизнь без хитростей. Сначала ребенок растет, учится у мастера, затем начинает работать, совершенствоваться, и наконец, передает свой опыт другим пришедшим постичь науку, овладеть мастерством. Казначеев почитает Айвазовского духовным сыном, а теперь у него появятся долгожданные внуки. Следовательно, приемный сын отплатит сторицей, воспитав не одного, а множество талантливых художников.

Да, он научит их всему, что знает сам — дань Воробьеву, Зауервейду, Таннеру. Он сделает даже больше этого, о каждом таланте он будет лично писать в Петербург, с тем, чтобы Академия художеств тоже приняла посильное участие в открытом Айвазовским молодом даровании — поклон Казначееву, Томилову, Башмаковой, всем тем, кто поддерживал его во время творческого становления. Что для этого нужно? Самую малость. Нет, Иван Константинович уже не просит денег на помещение или зарплату. Деньги у него есть. Ему необходим статус реально преподающего в Академии профессора: «Ввиду всех вышеизложенных обстоятельств, Айвазовский полагает, что сфера его деятельности в художественной мастерской будет некоторым образом соответствовать занятиям классных профессоров Академии, а потому считал бы весьма для себя лестным зачисление его на службу при Академии художеств со всеми правами, коими пользуются служащие в Академии профессора, конечно, за исключением жалованья, с тем, однако, чтобы ему предоставлена была полная свобода отлучаться из Феодосии во всякое время внутрь России или за границу без спрашивания на то разрешения Академии, так как по самому роду его занятий ему необходимо делать иногда беспрепятственные разъезды.[233]

В результате, получив просимое, Иван Константинович открыл при своей мастерской собственную художественную школу, которую назвал «Общая мастерская».

Наверное, Айвазовский с его живым открытым характером мог бы сойтись и с передвижником, но он привык вслушиваться в то, что говорили о его картинах, когда же до художника доходили оценки, даваемые его маринам главным передвижником Крамским, у него на какое-то время опускались руки.

А Иван Николаевич то и дело ругал Айвазовского за то, что тот-де уделяет много времени и внимания заказанным картинам, которые и картинами-то сложно назвать, что ради достижения максимального эффекта готов жертвовать правдой натуры. Крамской ратовал за реальное отражение окружающей жизни и презирал добрые сказки Айвазовского, не понимая, а главное, не желая понять их.

Все это огорчало Ивана Константиновича, который был готов воспринять любую критику, но только не высказанную в грубой, категоричной форме, да еще и во всеуслышание. Нет, с передвижниками у него определенно не получалось, приезжая в Петербург, где жили его друзья, Айвазовский отдыхал за разговорами с ними. С кем-то удавалось строить совместные планы, он ходил в театр, слушал оперу, посещал выставки и мастерские художников. Одно угнетало — все это теперь он был вынужден делать один или в компании со знакомыми и их семьями. Юлия не собиралась возвращаться к мужу, предпочитавшему беседы с волнами или неграмотными рыбаками ее обществу. Втайне она всегда надеялась, что общительному Айвазовскому рано или поздно надоест его холодный одинокий дом и что он потянется к семейному очагу. Она продолжала любить своего пылкого Ованеса, но не собиралась разделять его плебейских наклонностей, которые неминуемо подхватывали их прекрасные девочки. Не желала она и родниться с армянскими семьями, понимая, что если Айвазовский легок на ногу и то и дело вывозит семейство за границу, эта черта скорее редкость, нежели правило среди армян. И вышедшие в Феодосии замуж дочери будут вынуждены всю жизнь просидеть в какой-нибудь деревне, вышивая гладью, рожая детей и проклиная свою скучную, однообразную жизнь.

8 марта 1865 года государь император всемилостивейше пожаловал Айвазовскому чин статского советника, но это уже не радует художника так, как обрадовало бы всего несколько лет назад. Большой дом, построенный по проекту Ивана Константиновича, еще совсем недавно наполненный смехом и голосами его ненаглядных девочек, нынче пуст. Не спасает ни работа, ни ученики, ни друзья. Дом опустел, и вместе с ним жизнь изменилась далеко не в лучшую сторону. Он с головой погружается в работу, пытаясь убедить себя в том, что все происходит как надо, что теперь его уже никто не станет отвлекать от главной цели жизни, что не прибежит вдруг раскрасневшаяся после прогулки дочка Сашка с букетом цветов и сбившейся шляпкой, не бросится ему на шею, пачкая краской свое любимое платье. Уж лучше бы прибежала. Юлия не станет зудеть под ухо о необходимости весной посетить Париж и купить там хотя бы несколько платьев. Он скучает по этим невинным просьбам. Да и Париж… какой Париж без любимой женщины?!

Он исправно высылает деньги, сам подбирает арендаторов на имение жены, с тем, чтобы та вовремя получала арендную плату. Но как бы было неплохо теперь просто приехать к ней и обнимая девочек, скомандовать прямо с порога: «Собирайте чемоданы. Завтра в путь!»

Да, теперь ему уже никто не будет говорить, куда следует ехать, а куда нет, он свободен и может делать все, что пожелает, но ему все равно не удается убедить себя, будто бы черное это белое, и что ему хорошо в этом огромном для одного человека доме.

Тем не менее он не намерен сдаваться и 30 июля 1866 года пишет представление в Совет Академии художеств о работах своих учеников, своих нынешних «детей» — это своеобразный отчет, показатель того, чего профессор Айвазовский добился всего за год работы. Три ученика: Фесслер,[234]Алтунджи и Кондопуло — работы которых Иван Константинович представил на суд Академии.

Кроме картин своих учеников Айвазовский сообщает об отправке пяти своих новых картин, три из которых, большого размера, отобраны самим художником для участия во Всемирной парижской выставки. Да, Париж в этом году будет снова без Юлии, хотя, возможно, та еще одумается.

Как обычно, Айвазовский не ограничился пятью обещанными картинами и прислал девять. Три Совет Академии определит для Парижа, а остальные оставит для ежегодной выставки в Петербурге (сентябрь 1866 г.).

За доставку картин отвечал племянник Айвазовского, сын его сестры Левон (Леонид) Мазиров, который некоторое время назад начал работать на своего дядю, помогая ему в организации выставок и продаже картин.

9 ноября 1867 года Иван Константинович дарит Морскому музею картину, изображающую крушение корабля «Ингерманланд», о чем и пишет управляющему Морским министерством Н. К. Краббе,[235]обещая создать новое полотно на тему осады Севастополя, которую также намерен передать в дар означенному музею.

29 марта 1868 года он выдвигает проект о сооружении железной дороги от Феодосии до Акманаи, в надежде вдохнуть новые силы в еще не пришедший в себя после войны Крым. После чего решает отправиться в длительное путешествие, дабы собрать материал для работы и как-то отвлечься от мыслей об утраченной семье.

В «Автобиографии» Иван Константинович пишет, что, выехав из Феодосии осенью 1868 года, он посетил: «Владикавказ, Северный Дагестан, Чечню, Каранайские высоты, Гуниб, Дарьял, Шуру, Сухуми и др. живописные места Кавказа». В ноябре он добрался до Тифлиса, где гостил у Тамамшева[236]— одного из видных армянских общественных деятелей того времени. Здесь он написал одну за другой 15 картин, которые были представлены на выставке Айвазовского: «Вид Гуниба»,[237]«Дарьяльское ущелье»,[238]«Цепь кавказских гор»,[239]«Озеро Севан», «Гора Арарат», «Река Риони», «Берег у Поти», «Вид Тифлиса»,[240]«Берег Сухума», «Снежный обвал у Казбека на военно-грузинской дороге», виды на Шуру с Каранайских высот и Дагестана. Сохранился альбом Ивана Константиновича с эскизами и рисунками, сделанными на Кавказе.

Как обычно, входной сбор пошел на благотворительные нужды. На этот раз в пользу детского приюта. Билеты на выставку шли аж по 200 рублей, в результате он собрал 5000 рублей. На обеде, устроенном в честь знаменитого художника тифлисцами, Ивану Константиновичу был поднесен оправленный в золото заздравный турий рог. Художник тут же велел принести ответный дар — «Вид Петербурга».

Жители Тифлиса отнеслись к художнику с теплотой и вниманием, извозчики перенесли свою стоянку поближе к дому, в котором устроил свою мастерскую Иван Константинович, каждый почитал за счастье подвезти Айвазовского, ссорясь между собой за право подать ему экипаж. Согласно легенде, в один из дней студенты и молодые люди Тифлиса скупили все цветы на рынках города и подарили их Айвазовскому.

В декабре Айвазовский получает письмо от католикоса Геворка IV[241]с благословением от его святейшества и тут же пишет ему в ответ о своем намерении посетить весной Армению:

«Святейший отец и благословенный владыка!

С любовью получив письмо и благословение Вашего святейшества, отвечаю:

Хотя давно я должен был приехать в незабвенную родную землю, дабы вновь возликовать при виде ее, снискать любовь и благословение Вашего святейшества, однако жестокие зимние метели держат меня в Тифлисе. Но по наступлении весны, в апреле, с благословения Вашего святейшества, я непременно исполню обет, данный мною с давних пор.

Остаюсь покорным слугою и сыном Вашего святейшества и Отца всего народа. Оганес Айвазовский».[242]

Айвазовский собирался посетить святую для него землю предков — Армению, но обстоятельства оказались сильнее его — поступил спешный вызов в Петербург. Обещание, данное католикоса Геворку IV о посещении Эчмиадзина осталось не исполненным.

Здесь мы снова коснемся темы имени Айвазовского, так как этих самых имен и фамилий у певца моря уже собралось предостаточно. Поэтому возникает законный вопрос, как следует правильно называть метра, чтобы не обидеть его и сделать все правильно с точки зрения политкорректности, тем более что и сам он в разных случаях подписывается по-разному:

«Эмма Акопян-Гаспарян: Уважаемый господин Айвазовский, ваши некоторые документы и письма подписаны (до 1841 г.) «Иван Гайвазовский». Письма, написанные вами по-армянски различным деятелям Армении, в том числе Католикосам Нерсесу и Геворку IV, подписаны Ованес или Оганес Айвазовский. Почему такое разночтение? Как правильно вас величать?

Иван Константинович Айвазовский: Старший брат мой Габриэл Айвазян, архиепископ, видный ученый и публицист, писал, что отца раньше звали Кайтан Айваз. Переехав из Молдавии в Россию, отец присвоил себе имя Константин-Геворк, а фамилию Айваз, или Гайваз (армянская буква h на русский переводится или «Г», или «А»), счел нужным переделать на Гайвазовский, так писалось до 1840 года, а потом стали писать — Айвазовский. Константин-Геворк Айвазовский и есть наш отец, умерший в 1841 г. Мать — Рипсиме Айвазовская. В письмах на родном языке я всегда писал свое имя Ованес или Оганес (в переводе с армянского на русский — Иван). А фамилию — Айвазовский или Айвазян. В официальных же документах и в среде русских подписываюсь Иваном Константиновичем Айвазовским».[243]

Из Петербурга Айвазовский возвращается ненадолго в Феодосию и затем осенью 1869 года едет на открытие Суэцкого канала в Египет. Надо полагать, что его спешный вызов в столицу был связан как раз с этим событием. Во всяком случае, в страну фараонов и сфинксов был направлен специальный русский пароход, на котором Айвазовский входил в число почетных пассажиров, так как российское правительство направило его в Египет с единственной целью запечатлеть на полотне торжественное открытие канала.

Ну, разумеется, художник не мог ограничить себя присутствием на церемонии, и, сделав несколько эскизов, Айвазовский отправляется в путешествие по этой новой для себя стране, в результате обогатившись впечатлениями и рисунками, некоторые из которых по возвращении на родину перелились в дивные картины.

Путешествие получилось недолгим, так что уже в декабре 1869 года Айвазовский устраивает новую выставку в Петербурге, на которой представляет картины с видами Кавказа и Крыма. Выставка проходила в залах Академии художеств, с платой за вход в выходные дни по рублю, а в будни по 25 копеек. Все собранные деньги пошли на памятник генералу Котляровскому.[244]

Зимой 1870 года Айвазовский «за неутомимые труды его на художественном поприще и во внимание к отличному таланту[245]» представлен к чину действительного статского советника. А уже летом 10 июня 1870 года Иван Константинович подает прошение на развод в Эчмиадзинский Синод: «Руководствуясь человеческим и христианским долгом, я многие годы терпеливо относился к недостаткам жены, что могут засвидетельствовать не только родные и друзья, но и все знакомые во многих городах России… Перенесенное ею в 1857 г., по свидетельству столичных врачей, неизлечимое нервное заболевание еще более несносным сделало ее характер. Исчезло спокойствие в моем доме… Почти двадцать лет она клеветала на меня, запятнала мою честь и честь моих родных перед нашими детьми и чужими людьми. И это она делает с той целью, чтобы убить меня не физически, а морально, чтобы, незаконно отобрав у меня имение, имущество, оставить без хлеба насущного… Моя жена Юлия, относясь ко мне враждебно, живет в столице за мой счет, часто путешествует в Австрию, Францию, Германию, вовлекая меня в колоссальные расходы… Жизнь в Одессе мотивирует болезнью, хотя на самом деле одесские врачи рекомендуют ей уезжать из города… Юлия Гревс, руководствуясь советами сомнительных лиц, в последнее время обращается к губернатору и другим высоким чинам государства с просьбой забрать мое имущество и имение, хотя я постоянно обеспечиваю жизнь ее, посылая в Одессу ежемесячно по 500–600 рублей… Она восстанавливает дочерей против меня, беря у них подписи, что после развода они будут жить с ней».

Синод Эчмиадзина со своей стороны дает предварительное согласие на развод, но это еще не все, необходимо получить аналогичное разрешение церкви его супруги. Юлия Яковлевна Гревс принадлежала к лютеранской церкви.

Весь следующий год Айвазовский занят новым строительством в Феодосии, это не дом и даже не новая мастерская, в которой могли бы разместиться ученики великого мариниста. Если у него нет семьи, значит, не для кого и копить деньги. В феодосийском доме вместе с Айвазовским живет его сестра, которой не нужны дорогие наряды и заграничные поездки, пускай же бежавшая супруга поносит его на каждом углу за расточительность. Он не гнал ее из дома, не отбирал куска хлеба от детей. Живи они с ним — возможно, все было бы по-другому. Но теперь он волен тратить деньги так, как считает это нужным. А детьми его будут благодарные ученики. Те, кто станет так же верно служить морю, как служит теперь он!

На собственные средства Айвазовский выстроил часовню и музей в память Котляревского в Феодосии. К сожалению, в годы Великой Отечественной войны здание музея, построенного по проекту Айвазовского в Феодосии, было разрушено.

Огромные вложения денежных средств, кажется, что теперь Айвазовский имеет полное право ожидать новых чинов и наград от государя, признания отчизны, но… единственное, о чем просит художник уже после построения этих двух зданий — аудиенции у императора, на которой он надеется показать написанную по такому случаю картину — вид музея и часовни. Для чего потребовалась личная встреча с государем, зачем писать картину? Этот изящный отчет о проделанной работе необходим с одной-единственной целью — показать государю свой город, рассказать о его насущных нуждах, заинтересовать открывающимися перспективами. Художнику жизненно необходимо продолжать помогать Феодосии, если получится, всему Крыму.

1872 год. Айвазовский снова в дороге. На этот раз цель поездки Ницца, где он устраивает очередную выставку. Модный курорт, дорогие входные билеты — Иван Константинович собирает деньги для сиротского дома. После Ниццы он держит путь во Флоренцию, где не был тридцать лет. Италия — место, где Айвазовский в первый раз вкусил настоящей славы, Италия подняла его много лет назад на гребне огромной волны по имени известность. Теперь художнику предстояло показать итальянцам силу своего возросшего гения, поэтому для этой выставки он отбирает самые лучшие свои картины из тех, что у него были в то время на руках: несколько видов Черного моря, кораблекрушения, «Неаполитанский залив в туманное утро». Выставка проходила во Флорентийской Академии изящных искусств. Огромные толпы флорентийцев часами стояли на улице в надежде прорваться к экспозиции. Итальянские газеты славили Айвазовского, Академия изящных искусств избрала его своим почетным членом. В качестве особой чести художнику было предложено написать автопортрет для галереи дворца Питти. Сбылась давнишняя мечта, когда вместе с Гоголем и Ивановым он бродил по галереям Уффици и Питти, мечтая когда-нибудь украсить музей своим портретом.

В галерее Питти давно уже висел портрет Ореста Адамовича Кипренского, с которым Айвазовский был знаком в далекой юности, того самого Кипренского, на которого Ованес смотрел с немым обожанием, ловя каждое слово прославленного и умудренного опытом живописца. Теперь на стенах галереи поселились портреты двух русских художников — молодого Кипренского и старого Айвазовского.

 

Глава 23

 

«…родной внук Айвазовского — Ганзен является счастливым обладателем семидесяти картин великого мариниста. Среди них есть полотна исполинских размеров, и в общем это… полумиллионное состояние. И крупные западные фирмы, и коллекционеры России предлагали Ганзену купить у него все эти картины. Но внук не желает их продать. В своем собственном доме в Одессе Ганзен хочет устроить галерею картин деда для бесплатного осмотра публикой. Такую симпатичную мысль можно только приветствовать».

(«Биржевые ведомости». 1910 г.)

 

Как планировалось заранее, Айвазовский старался проводить зимы в Петербурге или за границей, с тем чтобы весной и летом быть в Феодосии.

Зимой 1873 года, устраивая очередную выставку новых картин, Айвазовский сообщает письмом конференц-секретарю Академии П. Ф. Исееву[246]о своем распоряжении пропускать учащихся Академии бесплатно: «Поэтому прошу Ваше превосходительство, если найдете нелишним, дать знать бедным молодым художникам, а им достаточно при входе сказать, что [они] — ученики Академии». Неудивительно, что академисты обожали Ивана Константиновича, даже не будучи лично знакомыми с великим маринистом. Такой щедрый жест не редкость, а скорее норма для Авазовского, взявшего себе за правило отдавать больше, чем получал, дарить, не ожидая ответного дара или хотя бы «спасибо».

Иван Константинович всю свою жизнь будет благодарить судьбу за дарованный ему талант, за любовь и понимание, которое видел в окружающих его людях. Он будет отдавать сторицей за добро и никогда не унизится до мести или сведения счетов. Он даже Феодосию будет благодарить, одаривая, украшая, вкладывая огромные денежные средства в жизнь и процветание родного города. За что благодарить? Во времена детства и юности художника Феодосия представляла собой довольно-таки унылое зрелище. Талантливому человеку, рожденному мало того что в бедности, а еще и в забытой богом и властями России, скорее уж следовало волком выть, кляня жестокую судьбу. А еще лучше бежать куда глаза глядят, а главное, где смогут разглядеть его самого — увидеть, заметить, помочь встать на ноги. Айвазовский благодарит госпожу Феодосию, прекрасную Кафу за солнце и море! За радость родиться и жить в доброй, дружной семье, в окружении прекрасной природы. Он не сетует на окружающую его нищету и заброшенность, а старается изменить ситуацию и словом и делом. Забегая вперед, хотелось бы заметить, что стараниями Ивана Константиновича о Феодосии наконец заговорят в столице, и очень скоро прекрасная госпожа Кафа поднимется в свой полный рост, приняв еще один титул — «Земля Айвазовского».



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: