Анализ действий диспетчеров




Руководство воздушным движением в районе аэродрома Завитинск осуществлялось группой руководства полетами военной авиации в составе:

· руководителя полетов;

· помощника руководителя полетов;

· дежурного штурмана КДП;

· руководителя посадки самолетов.

Руководство воздушным движением на участке МВЛ Чегдомын-Бурея осуществлял диспетчер ВРЦ Архара.

Группа руководства полетами аэродрома Завитинск перед заступлением на дежурство прошла предполетную подготовку. Однако при этом анализ и оценка воздушной обстановки в районе ответственности в части получения информации об эшелонах и времени пролета через район аэродрома транзитных самолетов произведены не были.

Диспетчер ВРЦ Архара прошел подготовку перед заступлением на дежурство и приступил к исполнению обязанностей в 02час 00мин. Информация о плане полетов ведомственной авиации в районе ответственности Благовещенского РЦ была доведена до МДП Архары. В планах было указано, что при полетах с аэродрома Завитинск 24.08.81г. МВЛ Бурея-Чегдомын будет пересекаться военными самолетами на высотах 4200-4500м в 09час, 14час и 19час.

Вылет самолета Ан-24 был задержан на 4 часа по метеоусловиям. Информация о задержке этого рейса была направлена в АДП Хабаровска и Благовещенска в соответствии с табелем сообщений о движении воздушных судов гражданской авиации. В 07час 56мин самолет Ан-24 произвел вылет из аэропорта Комсомольск-на-Амуре. Информация о вылете поступила в соответствии с табелем сообщений в АДП Благовещенска.

В 08час 30мин диспетчер ВРЦ Архара получил от диспетчера Хабаровского РЦ расчетное время и эшелон входа самолета Ан-24 в зону ответственности ВРЦ - в 08час 55мин, на эшелоне 5400м.

В 08час 57мин экипаж самолета Ан-24 доложил диспетчеру ВРЦ Архара о входе в зону. Диспетчер подтвердил вход в зону и сообщив экипажу местонахождение самолета: азимут (А) - 420, дальность (Д) - 225км., разрешил следовать на эшелоне 5400м, потребовав доложить пересечение воздушной трассы Хабаровск-Москва.

В 09час 07мин экипаж доложил о пересечении трассы на эшелоне 5400м. Диспетчер подтвердил пересечение и сообщил экипажу местонахождение: А- 37ои Д - 162км. В 09час 15мин диспетчер Архары повторно сообщил экипажу местонахождение: А - 320 Д - 112км. На последующие вызовы экипаж диспетчеру не ответил.

В соответствии с заявкой в/ч два самолета Ту-16К (позывные - 07034 и 07514) должны были выполнять маршрутный полет с целью разведки погоды. Заявка на полет была рассмотрена в ЗЦ Хабаровска, подтверждена без изменений и направлена в РЦ Благовещенска. РЦ Благовещенска разработал порядок пролета МВЛ на 4200-4500м и сообщил об этом в гражданский сектор РЦ.

Подтверждение заявки было передано военным сектором РЦ Благовещенска в штаб дивизии и на аэродром Завитинск. При этом порядок пролета МВЛ сообщен не был, а заявка предусматривала набор высоты с 4200-4500м от ИПМ Бахирево до 7800-8100м к г.т. 49035' с.ш. 132000' в.д. Таким образом, заявкой предусматривался полет с переменным профилем и пересечением МВЛ.

В 09час 00мин и 09час 01мин два самолета Ту-16 произвели взлет с аэродрома Завитинск для выполнения маршрутного полета. ИПМ Бахирево самолеты прошли в 09час 18мин на высоте 4200-4500м, левее на 6 км и приступили к последующему набору высоты по маршруту.

В 09час 21мин (15час 21мин местного времени) ведомый самолет Ту-16 столкнулся с самолетом Ан-24.

Выводы комиссии

Государственная комиссия, проводившая расследование причин катастрофы, пришла к следующим выводам:

Þ Катастрофа самолетов Ту-16 и Ан-24 с отказами и неисправностями авиационной техники не связана. Все разрушения планера, двигателей, их систем и авиационного и радиоэлектронного оборудования явились следствием столкновения самолетов в воздухе, падения на землю и столкновения с землей. Состояние радиотехнических средств УВД, навигации и связи, а также действия обслуживающего их персонала не оказали влияния на катастрофу.

Þ Уровень подготовки экипажей самолетов Ту-16 и Ан-24 опыт их работы не явились причиной катастрофы. Уровень подготовки специалистов группы руководства полетами аэродрома Завитинск и диспетчера ВРЦ Архара соответствовал требованиям документов Минобороны и МГА.

Þ Руководитель полетов аэродрома Завитинск не использовал радиолокационные средства для контроля за действием самолетов Ту-16. Действия руководителя полетов оказали прямое влияние на возникновение аварийной ситуации.

Þ Командование объединения не обеспечило соответствие инструкции по производству полетов на аэродроме Завитинск требованиям ОПП-77, Инструкции по производству полетов и УВД на территории военного округа и совместной директиве ВВС - МГА, что также оказало влияние на обеспечение безопасности полетов в районе аэродрома Завитинск.

Þ Командование ВВС военного округа не организовало внесение необходимых изменений в Инструкцию по производству полетов и УВД на территории округа в части планирования и обеспечения полетов воздушных судов Минобороны, происшедших в связи с созданием и функционированием с февраля 1980г. центров ЕС УВД.

Þ Взаимодействие военных и гражданских секторов ЗЦ ЕС УВД Хабаровска и РЦ ЕС УВД Блавещенска в части взаимной информации о воздушной обстановке в зонах и районах ответственности организовано недостаточно.

Þ Временное положение о центрах ЕС УВД, инструкции по взаимодействию между гражданскими и военными секторами ЗЦ и РЦ ЕС УВД, а также табель сообщений о движении воздушных судов гражданской авиации не предусматривали обмена информацией между гражданскими и военными секторами центров по вопросам задержек с вылетом самолетов, фактического времени вылета, расчетного времени входа в районы ответственности РЦ ЕС УВД, а также пролета транзитом ведомственных районов аэродромов.

Þ Заявка на аэродроме Завитинск была составлена в соответствии с требованиями "Инструкции по составлению формализованных заявок на аэродромные, маршрутные и трассовые полеты воздушных судов", издания 1981 года. Заявка предусматривала переменный профиль на участке от ИПМ Бахирево с 4200-4500м к г.т. 49035', 132000' до 7800-8100м, своевременно прошла в соответствии с установленной схемой, была утверждена в ЗЦ ВС Хабаровска и без изменения направлена в ВС РЦ Благовещенска. ВС РЦ Благовещенска отработал порядок пересечения трассы МВЛ Чегдомын-Бурея и сообщил этот порядок ГС РЦ Благовещенска. ГС РЦ Благовещенска сообщил о полетах ведомственной авиации в ВРЦ Архара, ВС РЦ Благовещенска сообщил телеграммой и по телефону подтвержденную заявку в штаб дивизии. Штаб дивизии по телефону продублировал утвержденную заявку диспетчеру аэродрома Завитинск. Порядок пролета МВЛ Чегдомын-Бурея на высоте 4200-4500м, отработанный в ВС РЦ Благовещенска, не был доведен до штаба дивизии.

Þ Порядок подачи информации о задержках рейсов (табель сообщений) и порядок взаимодействия между ВС ГС (Инструкции по взаимодействию военного и гражданского сектора РЦ Благовещенск издания 1980г.) не предусматривали обмена информацией о вылетах по расписанию и задержках рейсов. В результате этого военному сектору РЦ не было известно о наличии воздушного судна Ан-24 46653 на участке МВЛ Чегдомын-Бурея, в свою очередь ВС РЦ Благовещенска не проинформировал ГС РЦ о времени фактического вылета двух самолетов Ту-16, т.к. это не было предусмотрено Инструкцией по взаимодействию.

Заключение комиссии

В Заключении комиссия указала что:

Þ Причинами столкновения самолетов явились неудовлетворительные организация и руководство полетами в районе аэродрома Завитинск и несоответствие Инструкции по производству полетов в этом районе требованиям ОПП-77.

Þ Столкновению самолетов способствовало нечеткое взаимодействие между гражданским и военным секторами центров ЕС УВД, управлявшими полетами этих самолетов, и несоответствие требованиям ОПП-77 порядка передачи информации в пункты УВД, установленного табелем сообщений о движении воздушных судов гражданской авиации.

Þ Основными виновниками столкновения двух самолетов являются:

· Руководитель полетов аэродрома Завитинск, который в нарушение статьи 245 НПП-78, не оценив воздушной обстановки в районе аэродрома и не организовав должного радиолокационного контроля за самолетами, выполнявшими полет вблизи МВЛ, разрешил пересечение МВЛ с переменным профилем, что привело к залету самолетов в воздушное пространство МВЛ и столкновению с самолетом Ан-24, следовавшим по МВЛ.

· Старший авиационный начальник аэродрома Завитинск, разработавший Инструкцию по производству полетов на этом аэродроме с грубыми нарушениями ОПП-77 и Инструкции по производству полетов и УВД в зоне ответственности округа.

· Командующий ВВС округа и начальник штаба ВВС округа, формально утвердившие Инструкцию по производству полетов на аэродроме Завитинск с наличием серьезных недостатков.

· Командующий Воздушной армией и начальник штаба Воздушной армии, которые не определили необходимых мер по обеспечению безопасности маршрутных полетов при пересечении ими местных воздушных линий и воздушных трасс СССР при проведении учений.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-12-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: