Предпосылки к авиационному происшествию, выявленные комиссией




Как показало проведенное расследование 10 сентября 1981г. диспетчер КДП МВД был направлен руководством Братского ОАО в аэропорт Железногорск. Одновременно заместителем начальника базового аэропорта Братск по движению был оформлен допуск диспетчера к самостоятельной работе на КДП МВЛ с 11.09.81г.

11 сентября 1981г. начальник аэропорта Железногорск, старший диспетчер по приписным аэропортам Братского ОАО и старший инженер базы ЭРТОС аэропорта Железногорск составили формальный акт, а 16 сентября 1981г. командир Братского ОАО издал приказ о допуске дспетчера к самостоятельной работе в качестве диспетчера КДП аэропорта Железногорск с 11 сентября 1981г., без прохождения им соответствующей стажировки (в объеме 240 часов) и проверки специальных знаний на МКК ОАО.

Таким образом, допуск диспетчера к самостоятельной работе на КДП МВЛ аэропорта Железногорск был оформлен формально и с грубыми нарушениями Требований "Положения о подготовке, допуске к работе и классификации специалистов службы движения ГА".

Комиссия отметила что авиационному происшествию способствовало:

Þ несоответствие требованиям ОПП-77 схем снижения и захода на посадку воздушных судов по ППП на аэродроме Железногорск;

Þ недостаточная радиоосмотрительность и пассивность в обеспечении полетов экипажа вертолета Ми-8 22268;

Þ допуск к работе на КДП МВЛ неподготовленного диспетчера.

Анализ протокола опроса и объяснительных записок очевидцев и должностных лиц, учавствующих в подготовке и обеспечении полета самолета Як-40 и вертолета Ми-8, показал:

Þ диспетчер КДП МВЛ аэропорта Железногорск не имел допуска для работы на ОПРЛ-4 в режиме посадки и при руководстве движением самолетов использовал ОПРЛ-4 в режиме кругового обзора;

Þ диспетчер не был подготовлен для работы на КДП МВЛ а/п Железногорск, не знает Инструкции по производству полетов на данном аэродроме, слабо знает порядок и правила полетов в районе аэродрома и руководства воздушным движением;

Þ после авиационного происшествия не был дан сигнал "тревоги" и не было проведено оповещение служб аэропорта Железногорск;

Þ диспетчер не запрашивал у наблюдателя АМГС погоду на аэродроме перед посадкой воздушных судов;

Þ старший диспетчер по приписным аэропортам МВЛ, проводивший подготовку диспетчера МВЛ, имел малый опыт работы, нечетко знал требования Положения о подготовке диспетчеров и допуске их к самостоятельной работе. Подготовку диспетчера к работе на КДП МВЛ провел не в полном объеме, зачеты принял формально, акт оформил без проверки специальных знаний на МКК ОАО;

Þ план и программа стажировки диспетчера КДП МВЛ не были составлены;

Þ контроль за работой диспетчеров УВД приписных аэропортов осуществлялся не регулярно;

Þ начальник аэропорта Железногорск самоустранился от контроля за подготовкой диспетчера и поставил свою подпись под формально оформленным актом о допуске его к самостоятельной работе.

При проверке работоспособности радиотехнических средств контроля и управления Комиссия выявило следующие недостатки:

отсутствует резервное электропитание радиолокатора ОПРЛ-4;

в Инструкции по производству полетов на аэродроме МВЛ Железногорск место установки пеленгатора указано неправильно, отсутствует схема зоны видимости радиолокатора ОПРЛ-4 в вертикальной и горизонтальной плоскостях;

схемы линейной связи между органами УВД и обеспечивающими службами отсутствуют;

не указано наличие средств объективного контроля;

не выполнены требования МГА в части нанесения картографической информации на индикаторах радиолокатора ОПРЛ-4 и УВД радиопеленгатора АПР-6Д.

В метеорологическом обеспечении полетов, осуществляемом АМГС Иркутского УГКС, выявлены следующие недостатки:

¨ со стороны начальника аэропорта не осуществлялся контроль за освещением щитов-ориентиров видимости;

¨ не подобран ряд дневных ориентиров видимости согласно установленных минимумов;

¨ не организованы шаропилотные наблюдения для определения направления и скорости ветра на высоте круга;

¨ в Инструкции по производству полетов на аэродроме Жезезногорск не отражены местные особенности возникновения опасных для авиации явлений погоды; отсутствует схема расположения характерных ориентиров для определения горизонтальной видимости при визуальном наблюдении и схема орнитологической обстановки в районе аэродрома;

¨ отсутствует обзор летного поля с рабочего места техника-наблюдателя АМСГ, что усложняет наблюдение за видимостью и опасными для авиации явлениями погоды.

Согласно инструкции по производству полетов на аэродроме Железногорск контроль за состоянием ВПП и определения коэффициента сцепления возложены на начальника аэропорта (диспетчера КДП МВЛ). Однако, специалистами аэродромной службы Братского ОАО занятия с начальником аэропорта и принятие зачетов по знанию им требований НАС ГА-71 не проводились. Машина для определения коэффициента сцепления длительное время находится в неисправном состоянии, в то время как а/п Железногорск обеспечивает полеты самолетов с ГТД.

Приложение: Выписка из магнитофонной записи радиообмена диспетчера КДП аэропорта Железногорск с ВС по УКВ каналу 18.09.81г. (с 06час 06мин 44сек до 07час 39мин 12сек)

Время Кто работает Текст
06.06.44. Б Железногорск вышке, 22268
06.06.51 Д 268, Железногрск (женский голос)
06.06.58 Д 22268, Железногорск
06.07.01 Б Железногорск, 22268 из Братска 2100, сию вхожу в вашу зону мин. 100/1000, ОПС, запасной Тулун, остаток горючего на 3,5ч.
06.07.21 Д Вас понял, погода Вам наша нужна, да?
06.07.23 Б Да, прочтите погоду.
06.07.27 Д Авиа, за 5.50 погоды Железногорска 10/8 кучево-дождевая, 820, 2 балла разорванно-дождевой 150 визуально, видимость 10, на востоке туман клочками пять (пятерки) 190-2, 703 +190-2 703, =9 влажность 96 сцепление 0,6 Метео, до связи?
06.07.58 Б До связи. Расчетное снижение 268-му.
06.08.09 Д Минуту.
06.08.32 Б 268, расчетное снижение.
06.08.49 Д 268, Железногорск (мужской голос)
06.08.52 Б 268-й, расчетное снижение.
06.08.55 Д Вы погоду приняли,да?
06.08.57 Б Погоду приняли, 268.
06.08.59 Д На Шестаково, занимайте 150 по давлению 703 (семь ноль три)
06.09.04 Б У нас заход по схеме будет, заход по приводам.
06.09.08 Д Понял Вас, на привод. Следуйте на привод.
06.09.12 Б Не понял Вас.
06.09.18 Д Занимайте на привод,150.
06.09.20 Б У нас заход по схеме, по схеме, по приводам заход.
06.09.22 Д Разрешаю заход по схеме.
06.09.34 Б Разрешите снижение, 268-му.
06.09.39 Д 268, Вам снижение разрешаю, по давлению 703, занимайте 300, на привод.
06.09.48 Б У нас заход по привода, по схеме, по схеме. Надо 1500 на привод и заход дальше по схеме.
06.09.54 Д Разрешаю 1500 на привод.
06.09.57 Б Занимаю 1500, 268.
06.11.03 Д 268, Вы у нас с посадкой будете, или тренироваться.
06.11.05 Б Мы у вас сейчас сделаем три захода по схеме, затем следует посадка, смена экипажа, еще три захода сделаем, нет а затем уйдем в Железно..., а затем уйдем в Братск.
06.11.19 Д Понял.
06.11.27 Д Без заправки, да?
06.11.30 Б Перед тем придется заправляться у Вас.
06.11.32 Д Понял.
06.15.37 Б Железногорск, 22268 дальний привод 1500, заход по приводам.
06.15.46 Д 268, заход по приводам разрешаю, посадочный 275, по давлению 703 (семь ноль три) к третьему 500.
06.15.55 Б 268, на эшелоне перехода 1500, давление семь ноль три установил, занимаю 500.
06.18.06 Б 268, на третьем 500.
06.18.13 Б Железногорск 268 на третьем 500
06.18.20 Д 268, 400 к 4-му доложите.
06.18.22 Б 400 к 4-му.
06.19.03 Б 268 на 4-м 400.
06.19.11 Д 268 готовность к посадке доложите.
06.19.15 Б 268, понял.
06.20.25 Б 268 в глиссаде заход с уходом.
06.20.30 Д 268 заход с уходом разрешаю.
06.20.32 Б 268 понял.
06.22.47 Б 268, ближняя, повторный заход.
06.22.50 Д 268, повторный заход разрешаю, на 500 будете выполнять?
06.22.53 Б Да, да, на 500.
06.22.54 Д Занимайте 500.
06.22.56 Б 500, доложу 268.
06.24.18 Б 268, на 2-м 400.
06.24.21 Д 268 на 500, 3-й доложите.
06.24.25 Б 3-й доложу, 500.
06.27.15 Б 268 на 3-м, 500 заход по приводам с уходом.
06.27.18 Д 268 нам на 3-м давали 500, к 4-му занимайте 400.
06.27.25 Б Занимаю 400 к 4-му, 268.
06.28.00 Б 268 на 4-м, 400.
06.28.05 Д 268, готовность к посадке доложите.
06.28.08 Б Заход с уходом будет у нас.
06.28.10 Д 268, заход с уходом разрешаю.
06.28.13 Б Разрешили.
06.32.04 Б 268, ближняя, повторный заход.
06.32.07 Д 268, занимайте 500 метров.
06.32.09 Б пятьсот метров.
06.33.40 Б 268, второй 450.
06.33.45 Д 268, третий доложите, на 500.
06.33.50 Б 3-й на 500 доложу.
06.36.42 Б 268 на 3-м 500, заход с посадкой.
06.36.45 Д 268, заход с посадкой разрешаю, к 4-му 400.
06.36.52 Б К 4-му, на 400.
06.36.55 Д 268-му, за 35 минут в Железногорск, 6 баллов слоистая на 190.
06.37.02 Б 268, понял.
06.37.32 Б 268 на 4-м, 400.
06.37.37 Д 268, готовность к посадке доложите.
06.37.40 Б Готовность доложу.
06.40.00 Б Железногорск, 268 в глиссаде, к посадке готов.
08.40.04 Д 268, посадку разрешаю.
06.40.06 Б Посадку разрешили, 268.
06.40.08 Д Расчитывайте на вертолетную стоянку.
06.40.10 Б Нет мы сядем на полосу, сменим экипаж и продолжим тренировку.
06.40.12 Д А ну понял без заправки, да?
06.40.15 Б Да, пока без заправки.
06.40.17 Д Понял.
06.41.27 Б 120 на заходе высота облаков была.
06.41.32 Д Понял.
06.42.50 Б 268, посадка, смена экипажа на полосе.
06.42.55 Д 268, посадка 43 минуты, понял Вас.
06.45.46 Б Железногорск 22268 к взлету готов.
06.45.47 Д 268 взлет разрещаю. Ветер 220, два метра.
06.45.55 Б Взлетаю 268.
06.46.03 Б 268 взлет, полет по схеме.
06.46.04 Д 268, занимайте 500 метров
06.46.05 Б На 500.
06.47.36 Б 268 на втором 500.
06.47.39 Д 268 на 500, 3-й доложите.
06.47.41 Б 3-й доложу.
06.48.40 Б Железногорск вышка, 87455.
06.48.43 Д 87455, Железногорск.
06.48.45 Б Погоду дайте вашу.
06.48.47 Д За 6 час 20 мин, 10/8 кучево-дождевая 500, 4 балла разорванно-слоистая 250, верхняя видимость 20, ветер 220, 3 метра. Давление 703 (семь ноль три) 96%.
06.49.03 Б А облачность это там сколько-то баллов, повторите еще?
06.49.08 Д Вот за 6 час 35 мин дают разорванно-слоистая, шесть баллов ИВО.
  Д сто девяносто.
06.49.15 Б 220, да?
06.49.16 Д 190, 190 на 6 час 35 мин.
06.49.20 Б Понял, ветер, ветер какой?
06.49.23 Д Ветер 220, 3 метра.
06.49.23 Б Вас понял.
06.49.32 Д Предельная, кресло скажите?
06.50.09 Б 87455, вышка, предельная 30 кресел, 8440, 2440.
06.50.15 Д Сколько кресел?
06.50.16 Б Тридцать.
06.50.18 Д Понял.
06.50.36 Б Железногорск, 70620.
06.50.40 Д 70620, Железногорск.
06.50.41 Б 70620 из Братска к вам на 2100, расчетное снижение по кодам.
06.50.48 Д 620 следуйте 2100 до расчетного, наша погода на 6 час 20 мин пока 10/8 кучево-дождевой 500, 4 балла разорванно-слоистой 250, верхняя, видимость 20, видимость 20, ветер 220, 3 метра, давление семь ноль три, плюс 9, 96%.
06.51.10 Б Ваши условия принял.
06.51.12 Д За 6 час 35 мин у нас дают разорванно-слоистая шесть баллов, 190.
06.51.17 Б Вас понял.
06.51.21 Б Железногорск, 22268 на 3-м 500, заход с уходом.
06.51.26 Д 268 к 4-му 400.
06.51.28 Б 400 к 4-му.
06.52.14 Б 268 на 4-м, 400.
06.52.17 Д 268 готовность к посадке доложить.
06.52.20 Б Заход с уходом.
06.52.21 Д Понял, понял Вас, заход с уходом разрешаю.
06.52.24 Б Разрешили.
06.56.25 Б 268 пролет ближней, повторный заход.
06.56.30 Б 268 занимайте 500 метров.
06.56.35 Б пятьсот метров
06.58.08 Б Железногорск, 70620расчетное снижение.
06.58.12 Д 620 на привод занимайте 1500.
06.58.15 Д Вас понял, 1500 на привод.
06.59.27 Б Железногорск, вышке, 87455 4500 занял.
06.59.31 Д 455 на привод, занимайте 1800.
06.59.35 Б 1500 доложу 455.
07.00.07 Д Погода Железногорска за 6час 50мин: 10/10 кучево-дождевой, разорванно-слоистая 200, видимость 20, ветер 240 три метра, 240, 3 метра, давление 703 (семь ноль три), плюс девять, 96% влаги, коэффициент сцепления 0,6.
07.00.30 Б 455 принял.
07.00.34 Д 70620 приняли погоду?
07.00.37 Б Приняли, 620-й.
07.01.42 Б 268 на 3-м 500, заход с уходом.
07.01.45 Д 268 к 4-му, 400.
07.01.48 Б 400 к 4-му.
07.03.00 Б 268 на 4-ом, 400, заход с уходом.
07.03.04 Д 268 заход с уходом разрешаю.
07.03.06 Б Разрешили.
07.03.18 Б 70620 занял 1500.
07.03.23 Д 620 привод доложите.
07.03.25 Б Понял, доложу.
07.04.39 Д 87455 Железногорск, не наблюдаете борт?
07.04.42 Б Пока нет.
07.05.28 Б 455, 1800, посмотрите, к курсу подходим на удалении 30 км.
07.05.39 Д Нет, на удалении 30 никого не вижу.
07.05.42 Б По курсу посадки.
07.05.44 Б Занял 1800, 455.
07.05.46 Д 455, пока 1800, вот удаление 12, это не Вы?
07.05.55 Б Железногорск, 70620, 1500 пролет.
07.05.59 Д 620 занимайте к 3-му. У Вас заход по ОСП будет? Да.
07.06.02 Б Да, да.
07.06.04 Д К 3-му 500 доложите.
07.06.06 Б Понял к 3-му 500.
07.06.07 Б 455, да, наше удаление.
07.06.13 Б Железногорск, 87448.
07.06.15 Д 87448 Железногорск.
07.06.18 Б 87448 на 3900, следуем к Вам, прибытие расчитываем 23 минуты, ваша погода.
07.06.25 Д Минутку. 455 сию ваше удаление по локатору?
07.06.29 Б Ваше удаление порядка 7-8 километров.
07.06.32 Д Понял Вас.
07.06.35 Б Слово неразборчиво 455.
07.06.37 Д 455 выход по ОСП будут, да у Вас?
07.06.41 Б Да, да.
07.06.45 Б 268, ближняя, повторный заход.
07.06.48 Д 268 занимайте 500 метров.
07.06.50 Б пятьсот метров
07.06.54 Б А АН-2 к 3-му 500 занимает, да?
07.06.56 Д 268-му 500 метров.
07.06.59 Б Понял 268.
07.07.04 Д 455 привод проходите, да?
07.07.06 Б Да, 1800.
07.07.08 Д 455 и 3-му, 800 доложите.
07.07.12 Б 800, не понял 455, сколько?
07.07.14 Д Ко второму доложите.
07.07.16 Б Понял, 800 455-й.
07.07.20 Б На втором, 250 метров, 22268.
07.07.34 Д 500 заняли 268?
07.07.35   Помеха, 268, помеха, на эшелоне перехода условна.
07.07.41 Д Какой борт вызывает?
07.07.43 Б 87455, эшелон перехода 1500, условия прошу.
07.07.46 Д 455, эшелон прехода 1500, по давлению семь ноль три занимайте ко второму, пока, 800.
07.07.56 Б На эшелоне перехода семь ноль три, 800 доложу 455.
07.08.13 Б Железногорск, 70620, 4-й, 400.
07.08.18 Д 620 готовность к посадке доложите.
07.08.20 Б Вас понял.
07.08.24 Б На втором 800, 455.
07.08.28 Д 455 к третьему 500.
07.08.30 Б 500, 455-ый.
07.08.32 Б 22268 на втором, 500.
07.08.38 Д 268 сохраняйте 500, 3-й доложите.
07.08.42 Б 3-й на 500 доложу, 268.
07.08.46 Б 455-ый, где вертолет находился?
07.08.49 Б Я только выполнил второй разворот, только второй, на 500 метров, 268.
07.08.54 Б 455, траверз дальний проходим, 500 метров.
07.09.00 Б 70620 к посадке готов.
07.09.03 Д 620 посадку разрешаю.
07.09.05 Б Понял разрешили.
07.09.07 Д Вертолет сзади Вас, километра 4 будет.
07.09.12 Б Понял.
07.09.15 Д 448наша погода за 6час 50мин, пишите.
07.09.17 Б Давайте.
07.09.20 Д 10/10 кучево-дождевой, разорванно-слоистой 200, видимость 20, ветер 240, 3 метра, давление 703 (семь ноль три), +90, 96% влаги, сцепление 0,6.
07.09.35 Б 448 принял погоду. Слово не понятно, 29 кресел, предельная, предельную после посадки дам.
07.09.48 Д Понял.
07.10.05 Б 455 на 3-м, 500.
07.10.07 Д 455 к 4-му 400.
07.10.10 Б 400 доложу, 455
07.10.12 Б 268 пролетел траверз, на 500.
07.10.18 Д 268 3-й доложите.
07.10.20 Б 3-й доложу.
07.11.12 Б На 4-ом 400, 455-й.
07.11.15 Д 455 готовность к посадке доложите.
07.11.18 Б Понял.
07.11.32 Б 22268 на 3-м 500.
07.11.35 Д 268 к 4-му, 400.
07.11.39 Б 400 к 4-му.
07.11.41 Б 70620 посадка.
07.11.43 Д 620 посадка 12 мин., по центральной на перрон.
07.11.46 Б Понял.
07.11.52 Б Удаление 455 подсчитайте.
07.11.56 Д 455-му минутку.
07.11.59 Б 70620 полосу освободил.
07.12.02 Б Помеха, 87448 3300, дальнейшее снижение.
07.12.05 Д 488 в траверз, занимайте 1500.
07.12.10 Б 1500 в траверз, 448-му.
07.12.12 Д 620 на перроне, по указанию техники.
07.12.14 Б Понял, 620-й.
07.12.18 Д 455 Ваше удаление километров, двенадцать километров.
07.12.23 Б Двенадцать, 455-й.
07.12.25   Шумы в эфире!!!
07.12.30 Б Железногорск, 448, Иркутск открытие не давал?
07.12.35 Д Не понял?
07.12.36 Б Иркутск открытие не давал?
07.12.40 Д К готовности только после семи по запросу он дал, и все.
07.12.44 Б А Вы про нас ничего не запрашивали?
07.12.47 Д Да нет, сейчас запросим.
07.12.48 Б Пожалуйста.
07.14.45 Д 455 по локатору Ваше удаление подскажите.
07.14.50 Б 448-го?
07.14.52 Д четыреста пятьдесят пять
07.15.04 Д 22268, Братск.
07.15.16 Б 87448 1500 занял.
07.15.20 Д 448, пока 1500, вызовите борт 87455.
07.15.24 Б 87455, 448-й.
07.15.33 Б 455-й 448-му ответьте.
07.15.45 Б 448 беру курс на привод. 1500 сохраняю.
07.15.50 Д 448 понял Вас.
07.15.52 Б Тот не отвечает.
07.16.00 Д Понял Вас.
07.16.01 Д Где-то вертолет тоже был на связи.
07.16.04 Б Понял.
07.16.21 Д 87455, Железногорск.
07.16.27 Б 87455, Железногорск вызывает (448 дублируют).
07.16.49 Б А вертолет был 22268, да?
07.16.52 Д Да, да, вертолет 22268.
07.16.55 Д За ЯК-40, за ЯК-40 заходил вертолет.
07.16.59 Б Понятно.
07.17.01 Б 22268 87448.
07.17.58 Б 87448прохожу дальний привод, 1500.
07.18.04 Д 448 эшелон перехода 1500, по давлению 703 (семь ноль три) следуя к третьему занимайте 500 метров.
07.18.15 Б 448 семь ноль три установлено, к третьему развороту. Занимаю 500 метров, заход отворотам по приводам.
07.19.24 Б Железногорск 448, локатор работает у Вас, да?
07.19.29 Д У меня допуска нет по локатору.
07.19.31 Б А вообще-то работает, Вы нас видите?
07.19.35 Д Нет, Вас не вижу пока.
07.19.37 Б Понял, 448.
07.19.55 Д 448 Ваше удаление 13,5.
07.19.59 Б Понял 448, 500 метров занял, выполняю третий разворот.
07.20.04 Д Понял.
07.20.28 Д 448 нажатие дайте.
07.20.30 Б Даю нажатие,448.
07.20.32 Д С каким курсом следуете?
07.20.34 Б Выполняю третий, 448, 500 доложил Вам.
07.20.38 Д Ваше удаление 19 километров.
07.20.41 Б Понял, 19.
07.21.34 Б 448 на 4-ом.
07.21.37 Д 448, готовность к посадке доложите.
07.21.40 Б Понял, 448-ой.
07.22.05 Б 448-му удаление по Вашим средствам какое у нас?
07.22.07 Д Не понял Вас?
07.22.08 Б По Вашим средствам удаление какое у нас, 448-му.
07.22.12 Д Сию у Вас 13км.
07.22.14 Б Понял, 448.
07.22.49 Б 87448вошел в глиссаду, шасси выпущено, к посадке готов.
07.22.55 Д 448-ой посадку разрешаю.
07.22.57 Б Посадка разрешена 448-му.
07.26.41 Б 448-й посадка.
07.26.48 Д 448 посадка 29 минут, по центральной на перрон.
07.27.01 Б 448освободил.
07.27.03 Д 448 на перрон, по указанию техника.
07.27.05 Б Понял.
07.29.02 Б 448, на перроне, конец.
07.29.05 Д 448 конец.
07.30.00 Б Железногорск, 70620 на, "непонятно"... на предварительном.
07.30.05 Д 620 разрешаю предварительный, взлетный будет 275.
07.30.10 Б 620-й взлетный 275.
07.30.42 Б 620-му исполнительный.
07.30.46 Д 620 разрешаю, ветер 240 4 метра.
07.30.50 Б Понял 620-й разрешили.
07.32.44 Б 620-й к взлету готовы.
07.32.47 Д 620-й взлет разрешаю.
07.32.49 Б Взлетаю.
07.33.47 Б 70620 взлет произвел, левым на курс.
07.33.53 Д 620-й,на какой высоте пойдете?
07.33.57 Б Я пойду 100 метров над местностью.
07.34.00 Д 620-й разрешаю.
07.34.02 Б Понял.
07.38.28 Б Пришел на место, обследую.
07.38.33 Д Понял Вас, на 100 метров, да?
07.38.35 Б Да, да, на 100 метров.
07.39.06 Б Железногорск, 70620, так оно и есть, вызывайте вертолет, срочно.
07.39.12 Д Понял Вас.

 

 




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-12-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: