Анализ действий диспетчеров и экипажей




31 июля 1993 года в 11.48.55 из аэропорта Пулково произвел взлет самолет ДС-9 Скандинавской авиакомпании, выполнявший регулярный рейс SK-733 по маршруту С.Петербург - Стокгольм. С интервалом 2 мин. 04 сек. за ним произвел взлет аэробус А-320 Французской авиакомпании, выполнявший рейс FR-1803 по маршруту С.Петербург - Хельсинки. Воздушные суда должны были следовать по одному маршруту в границах С.Петербургского района УВД. При этом скоростное воздушное судно ДС-9 выпускалось первым. После взлета А-320 между воздушными судами обеспечивался продольный интервал в 11-12 км, разница по высоте составляла 1000 метров.

В 11.52 экипаж самолета ДС-9 вышел на связь к диспетчеру ДПП-2 на эшелоне 1800 м в наборе 3000м и получил команду о наборе эшелона 6000м на ПОД Крона. В 11.53 к диспетчеру Подхода-2 вышел на связь экипаж Аэробуса А-320 на эшелоне 2100 м и получил разрешение на набор высоты на ПОД Крона - 5400 м. Продольный интервал составлял 10 км, что соответствовало требованиям НПП ГА-85.

В дальнейшем Аэробус А-320 пересек высоту самолета ДС-9 и в 11.54 занял 3600 м, а экипаж Скандинавского самолета, по запросу диспетчера, доложил эшелон 3300 м, продольный интервал составлял минимально допустимый. Из условий дальности полета и разности подписанных эшелонов (SK-733 - 8600 м, FR-1803 - 7200 м) диспетчер подхода задержал Аэробус А-320 на эшелоне 4500 м и информировал экипаж FR-1803 о попутном движении впереди с набором 6000 м. Экипаж FR-1803 подтвердил получение информации. Самолет ДС-9 продолжал набор.

При просмотре магнитной записи видеоканала средств объективного контроля АС УВД "Спектр" отмечена неустойчивая работа самолетного ответчика ВРЛ на самолете ДС-9, вследствии чего информация о текущей высоте в формуляре сопровождения отсутствовала.

Диспетчер подхода своевременно информировал диспетчера Западного направления С.Петербургского РЦ о движении данных воздушных судов и их взаимном положении, что подтверждалось прослушиванием записи переговоров в зале УВД АДЦ АС УВД "Спектр".

В 11.58.00 и 11.58.17 последовательно диспетчер ДПП передал воздушные суда диспетчеру районного центра, SK-733 на эшелоне 5100 метров в наборе 6000 метров, а FR-1803 в горизонтальном полете на эшелоне 4500 метров, причем продольный интервал при этом сохранялся до 5 км. Тенденция на догон явно определялась.

Диспетчер Западного направления С.Петербургского РЦ УВД в 11.58.00 и 11.58.17 последовательно принял на управление воздушные суда SK-733 и FR-1803, уточнил у диспетчера подхода их взаимное расположение и разрешил набор крейсерского эшелона экипажу самолета ДС-9 и экипажу аэробуса А-320. Из-за неправильного нанесения линии движения самолета ДС-9 момент догона отмечен на графике в 12.08, а фактически догон произошел в 12.01. График движения воздушных судов велся с грубым нарушением требований Технологии работы диспетчера РЦ.

Самолет А-320 находясь на высоте 5400 метров прошел расстояние около 60км и имел значительный прирост горизонтальной скорости. После получения разрешения на набор крейсерского эшелона экипаж А-320 приступил к интенсивному набору высоты и, имея больший запас скорости, в 12.01.04 нагнал на эшелоне 6100 метров самолет ДС-9 SK-733, обогнал его в вертикальной и горизонтальной плоскостях. Полет при этом проводился сверх облаков с видимостью более 10 км. Боковой интервал при нахождении воздушных судов на одной высоте, согласно карточки донесения капитана FR-1803, составлял приблизительно 300 метров. По письменному заявлению капитана SK-733 в момент расхождения между самолетами было 1000 метров. Опасное сближение подтвердилось в результате просмотра магнитной записи видеоканала.

Диспетчер Западного направления С.Петербургского РЦ объяснить развитие ситуации не смог. Доклад об опасном сближении от экипажей самолета ДС-9 SK-733 и А-320 FR-1803 отрицал.

Проанализировав график движения воздушных судов и магнитофонную запись видеоканала АС УВД "Спектр" комиссия определила, что опасное сближение произошло вследствии нарушения диспетчером РЦ требований п.5.9.2.3 НПП ГА-85 и п.п.4.1.2, 4.1.11 Технологии работы диспетчера РЦ.

Заключение Комиссии

31.07.93 в 12.01.04 в зоне ответственности С.Петербургского РЦ ЕС УВД на участке международной воздушной трассе B141 Крона-Силом, на удалении 123 км от КТА аэродрома Пулково, произошел опасный инцидент - опасное сближение воздушных судов в полете. Воздушные суда разошлись в непосредственной близости на одной высоте с нарушением интервала, установленного п.5.9.2.3 НПП ГА-85 (по письменному заявлению командиров экипажей воздушные суда разошлись на одной высоте с боковым интервалом в диапазоне 300 -1000 метров).

Причиной опасного сближения воздушных судов в полете явилось личная технологическая недисциплинированность диспетчера С.Петербургского РЦ, выразившаяся в нарушении п.п.4.1.2, 4.1.11 Технологии работы диспетчера.

Схема движения ВС приведена на рис.6.1.

Рис.6.1



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-12-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: