В ходе работы комиссии по расследованию вскрыты некоторые недостатки и упущения в деятельности руководства службы движения авиапредприятия "Пулково". Комиссия отметила недостаточную требовательность со стороны ЗНА по движению в части решения вопросов кадровой политики и оснащения службы новыми техническими средствами.
В предприятии не решался вопрос о совершенствовании языковой подготовки специалистов УВД, на протяжении двух лет отказывалась в выделении средств для обучения и стажировки диспетчеров службы движения в учебном центре Англо-Контененталь, что снизило качество и надежность при управлении воздушными судами иностранных авиакомпаний.
В ходе работы комиссии проведены неформальные беседы с диспетчером РЦ, руководителем полетов, диспетчерами районного центра, которые отметили наличие таких проблем как:
Þ морально и физически устаревшая техника;
Þ нехватка языковых знаний на фоне увеличивающегося потока иностранных бортов;
Þ неудовлетворительная работа зонального центра по организации самолетопото- ков;
Þ недостаточная загруженность на отдельных пунктах в дневное время;
Þ неэффективность тренажерной подготовки для диспетчеров, отработавших три года и более;
Þ недостаточный уровень оплаты труда;
Þ неудовлетворительная организация финансовых отношений между службами в предприятии.
Относительно расследуемого событий было отмечено следующее неудобство ПОД КРОНА. Это ограниченность по времени пролета ВС зоны ДПП, что сужает возможности диспетчера этого пункта по оперативному воздействию на ситуацию и формированию удобного для РЦ взаиморасположения судов, особенно разноскоростных. Тоже самое можно сказать относительно участка трассы РЦ КРОНА-СИЛОМ, на котором реализуются установки диспетчера и экипажей по набору и снижению.
Кроме того, по отзывам диспетчеров, начиная с 1991 года УВД в зоне РЦ ЗАПАД постепенно все более усложнялось и этот пункт оценивался диспетчерами как наиболее сложный среди пяти пунктов Петербургского РЦ. Эта сложность определялась:
· наличием потока иностранных бортов высокой интенсивности на прилет и вылет;
· приближением госграниц;
· неудобством рубежа передачи РЦ-ДПП "Крона".
Нарастание потока иностранных ВС с 1991 года поставило две проблемы перед специалистами УВД: овладение УВД на языке и изучение "почерка" работы экипажей различных авиакомпаний.
Приближение госграниц создавало дополнительную напряженность в деятельности диспетчеров ввиду необходимости регулярной связи с органами ПВО, строгого выдерживания технологических параметров при передаче уходящих ВС, а также своевременного согласования со смежниками на языке. В данном случае явного влияния этого фактора на формирование события выявлено не было, однако диспетчер ожидал входа в зону встречного борта и это могло повлиять на его решение о разрешении подъема FR-1803 для устранения их возможной конкуренции.
Оборудование, стоявшее на эксплуатации в РЦ а/п Пулково, выработало свой основной ресурс. В журнале регистрации отказов периодически фиксировались различные отклонения в работе системы "Пульт-2", но они отражали, по отзывам диспетчеров, лишь небольшую часть реального количества отказов. В период развития события таких отказов зарегистрировано не было, хотя это и не говорит однозначно об их отсутствии в то время. В целом ненадежная работа РТС порождала у диспетчеров внутреннее беспокойство и раздражение в отношении должностных лиц, от которых зависило обеспечение службы надежными радиотехническими средствами, а значит и влияло на дисциплину и мотивацию труда в негативном направлении.
В конкретном случае такое отношение с большой вероятностью способствовало действиям диспетчера РЦ, опиравшимся не столько на отображаемую картинку экрана РЛК, сколько на внутреннюю модель развития ситуации в соответствии с режимом ожидания благоприятного ее исхода.
По результатам расследования комиссия выработала следующие рекомендации:
Þ С целью разделения потоков воздушных судов и равномерного распределения нагрузки на диспетчеров Западного и Юго-Западного секторов пересмотреть структуру воздушного пространства в С.Петербургском РЦ УВД.
Þ Организовать работу двумя диспетчерами на Западном секторе С.Петербургского РЦ с учетом интенсивности воздушного движения.
Þ Освободить диспетчеров УВД от передачи информации, не предусмотренной документами, регламентирующими порядок УВД.
Þ Принять меры к повышению уровня знания английского языка специалистов УВД и дежурных службы движения со знанием иностранного языка.
Þ Ускорить ввод в эксплуатацию оборудования "Строка-2", "Документ-М".
Þ С целью повышения уровня безопасности полетов при УВД ходатайствовать перед Росаэронавигацией об ускорении финансирования работы по разработке и внедрению опытного образца интегрированной АРАС УВД "Синтез" в С.Петербургском районе УВД.
Приложение: Выписка из магнитофонной записи радиообмена диспетчера подхода а/п Пулково с экипажами ВС А- 320 и ДС-9 (САС 733 и Эр Франс).
Время | Кто работает | Текст |
11.52 | Э | Петербург САС 733, Добрый день, пересекаю 1800 м, в наборе 3000 м с курсом на "Крону". |
Д | САС 733 Петербург подхода, Доброе утро, набирайте 6000 м на точку "Крона". | |
Э | Продолжаю набор 6000 м на точку "Крона" САС 733. | |
Д | САС 733 какая ваша скорость набора? | |
Э | Мы держим 2000 футов в минуту САС 733 | |
11.53 | Э | Отправление Эр Франс 1803 занять 2100 м. |
Д | Эр Франс 1803 Петербург подход, Добрый день, курс на точку "Крона" продолжайте набор эшелона 5400 м. | |
Э | Набираю 5400м, 1803. | |
Д | САС 733, установите на ответчике 4446. | |
Э | Мы устанавливаем 4446, САС 733. | |
Д | Эр Франс 1803, самолет в том же направлении прямо по курсу 6000 м. | |
Э | Принято в том же направлении набирает 6000 м. | |
Д | САС 733, ваша высота? | |
Э | САС 733, 3300м в наборе. | |
Д | САС 733 понял. | |
11.55 | Д | Эр Франс 1803, набирайте первоначально 4500 м. |
Э | Набираем 4500, Эр Франс 1803. | |
Д | Эр Франс 1803, правильно. | |
Подходу. | ||
Да. | ||
Я Скандинава выше сделаю, а француза подзадержу. | ||
Хорошо. | ||
11.57 | Д | Эр Франс 1803, поддерживайте эшелон 4500 м. |
Э | Держать 4500 м Эр Франс 1803. Можем мы ожидать эшелон повыше? | |
Д | Эр Франс 1803, держите эшелон 4500 м первоначально. | |
Э | Сохраняем, Эр Франс 1803. | |
Д | САС 733, продолжайте набор 6000м, работайте с Петербургом - контроль на частоте 135,4. До свидания. | |
Э | Понял. Набирать 6000 м и с Петербургом на 135,4 САС 733. До свидания. | |
11.59 | Д | Эр Франс 1803, держите 4500 м и работайте с Петербургом- контроль на частоте 135,4. До свидания. |
Э | Держим 4500 м и работать на 135,4. Конец. | |
Слушаю. | ||
Скандинав впереди или он сзади идет? | ||
Скандинав впереди и повыше, а француз следом за ним, километров 5. | ||
Понял. |
7. Опасное сближение самолета А-340 с самолетом Б-747
в районе ответственности Самарского РЦ ЕС УВД
03.08.95 года в 00 час. 16 мин. в зоне ответственности сектора "Юг" Самарского РЦ на международной воздушной трассе G-3, в районе пункта обязательного донесения NAGAT в наборе заданного эшелона 11100, по заявлению экипажа А-340, выполнявшего рейс VS-200, при пересечении эшелона 10600 произошло опасное сближение на встречном курсе с самолетом Б-747, выполнявшим рейс KLM 888. Инцидент подтвержден телеграммой от руководства VIRGIN FLIGHT CENTRE где указано, что воздушные суда разошлись с разницей по высоте 90-120 метров с боковым интервалом 400м.