Анализ действий диспетчеров УВД и экипажей




Инцидент произошел в зоне ответственности диспетчера РЦ Владивосток в 03.46 на участке Авгок-Адибо международной трассы R-22 на эшелоне 8600м.

Диспетчер РЦ Владивосток осуществлял УВД на международной трассе R-22 в пределах своей зоны ответственности без радиолокажионного контроля. 9 августа 1995г. самолеты Б-747 SAB-208 и BAW-018 следовали из Японии по международной BTR-22 по маршруту Авгок - Адибо - Единка - Троицкое и далее по трассе. В 03.26 к диспетчеру РЦ Владивосток вышел на связь SAB-208 и доложил, что следует на эшелоне 7800м, расчетное Авгок 03.31.

В 03.31 экипаж рейса SAB-208 доложил Авгок на эшелоне 7800 и сообщил расчетное время пролета Адибо 03.51 (точка Адибо является рубежом передачи УВД между РЦ Владивосток и РЦ Хабаровск).

В 03.36 экипаж рейса ВАW-018 доложил диспетчеру РЦ Владивосток о пролете Авгока на эшелоне 8600м и передал расчетное время пролета Адибо 03.56.

Через две минуты в 03.38 экипаж рейса ВАW-018 повторно вышел на связь с диспетчером и запросил разрешение на занятие эшелона 10600м.

Диспетчер разрешил экипажу занять эшелон 10600м. Экипаж рейса BAW-018 получив разрешение на занятие эшелона 10600м к набору заданного эшелона 10600м не приступил и продолжал полет на эшелоне 8600м.

В 03.39 экипаж рейса SAB-208 запросил у диспетчера разрешение на занятие эшелона 8600м. Диспетчер не проанализировав воздушную обстановку в нарушение НПП ГА-85 разрешил экипажу SAB-208 набор эшелона 8600м. В 03.46 экипаж SAB-208 доложил о том, что занял эшелон 8600м.

Дальнейшее действие диспетчера проанализировать не представилось возможным из-за того, что в выписке по каналу экипаж-диспетчер закончилась запись, а сама пленка не сохранилась. В выписках из магнитофонной записи радиообмена "экипаж-диспетчер" РЦ Хабаровск (Сектор - 5) и РЦ Владивосток доклад экипажа BAW-018 о занятие эшелонов разноречив, что затруднило комиссию сделать конкретный вывод. По имеющим материалам (выписка радиообмена РЦ-5, объяснительная диспетчера) предположительно можно сделать вывод, что самолеты следовали в течение 9 минут с 4-х минутным интервалом на одном эшелоне 8600м. Диспетчер сектора 5 РЦ Хабаровск осуществлял УВД на международной BTR-22 в пределах границ г.т.Тиран и г.т.Адибо на высотах от 7200 до 12100м. В пределах выше указанных границ радиолокационный контроль есть. Взаимодействие диспетчеров РЦ (сектор 5) Хабаровска и РЦ Владивостока осуществлялось по КВ каналу через оператора. Прямая связь отсутствовала.

В 03.41 РЦ Владивостока передал РЦ Хабаровска предварительную информацию о движении по трассе UR-22: Б-747 SAB-208 на эшелоне 7800м расчетное время пролета рубежа между РЦ Владивостока и РЦ Хабаровск "АДИБО" в 03.51 и Б-747 BAW-018 на эшелоне 8600м. "АДИБО" в 03.55. В 03.53 Владивосток передал изменение эшелонов: SAB-208 на 8600м, а BAW-018 на 10600м.

Фактически SAB-208 вышел на радиосвязь с диспетчером Хабааовского РЦ-5 в 03.55 и доложил, что прошел "АДИБО" в 03.51 на эшелоне 8600м, расчетное Троицкого 04.16. BAW-018 (по докладу экипажа в 03.56) прошел "АДИБО" в 03.55 в наборе с 8600м до 10600м, расчетное Троицкого 04.20. После уточнения диспетчером у экипажа BAW-018 высоты, экипаж доложил, что текущая высота 8800м (03.57). Из этого следует, что SAB-208 и BAW-018 прошли рубеж передачи "АДИБО" с интервалом в 4 минуты на одном эшелоне без РЛК.

После выхода на связь BAW-018 диспетчер Хабаровского РЦ-5 передал команду " BAW-018 набирайте 10600м, занятие доложить ". Экипаж BAW-018 в 03.54 и в 03.59 информировал экипаж SAB-208, что он наблюдает его по системе ТСАS. К службе движения экипажи претензий не предъявляли.

Одновременно по спрямленному маршруту Южно-Сахалинск-Хабаровск-Тырма-Магдагачи (далее на Москву) выполнял полет ИЛ-86 РС 16 № 86013 на эшелоне 8600м по трассе П-158. В 03.59 (за 85 км до пересечения МВТ UR-22) экипаж 86013 вышел на связь с диспетчером Хабаровского РЦ-2 и доложил, что время пересечения трассы UR-22 в 04.06 на эшелоне 8600м. Диспетчер Хабаровского РЦ-2, зная от диспетчера РЦ-5, что в это время на UR-22 эшелон 8600м занят и что трасса П-158 закрыта в Благовещенском РЦ фронтальными грозами, разрешил экипажу 86013 следовать на Троицкое и вынужден был снизить ВС на встречный эшелон 8100м в нарушение НПП ГА-85, так как экипаж 86013 рассчитал Троицкое в 04.18.

В ходе расследования установлено:

Диспетчер сектора 2 Хабаровского РЦ при УВД самолетом ИЛ-86 86013 допустил следующие нарушения:

· управление воздушным движением осуществлял на не установленных рубежах передачи УВД, чем нарушил требования НПП ГА-85;

· в нарушение НПП ГА-85 разрешил экипажу следовать на Троицкое не по установленному маршруту;

· КВ р/канал взаимодействия между ВРЦ Сов.Гавань и Хабаровским РЦ-2 09.08.95 в период с 02.34 до 04.04 не работал.

Основным видом связи в Хабаровском РЦ между смежными районами УВД является КВ связь, которая не в полной мере отвечает современным требованиям с точки зрения оперативности, так 09.08.95 информация о движении воздушных судов проходила с задержкой до 9 минут.

Выводы Комиссии

Причиной опасного сближения явилось сочетание следующих факторов:

Þ расписание движения воздушных судов из аэропортов Японии в западном направлении предусматривающее прохождение основного потока (98% суточного объема движения воздушных судов) в течении крайне ограниченного периода времени (4-х часов), что вынуждает специалистов УВД работать в экстремальной обстановке;

Þ экипаж BAW-018 получив разрешение на набор 10600м (за 18 минут до ADIBO) и подтвердив это сообщением "набираю 10600 метров, BAW-018" фактически к набору не приступил, что подтверждается магнитофонной записью радиообмена с диспетчером РЦ Хабаровск при пролете ADIBO;

Þ отсутствие радиолокационного контроля в восточном секторе Владивостокского района УВД;

Þ отсутствие контроля за выполнением ранее данных команд со стороны диспетчера РЦ Владивосток.

Заключение Комиссии

Комиссия пришла к выводу, что 09.08.95г. имело место опасное сближение выразившееся в сокращении временного интервала между воздушными судами до четырех минут, однако тенденции к аварийной ситуации не было, в связи с тем, что:

Þ экипаж BAW-018 летящий за SAB-208 контролировал его полет по системе TCAS, что подтверждается выпиской из магнитофонной записи радиообмена;

Þ экипажи информировали друг друга о взаимном контроле;

Þ взаимное расположение воздушных судов и конфигурация полета SAB-208 однозначно была направлена на увеличение интервалов по вертикали;

Þ экипажи входили в зону с радиолокационным контролем с фактическим интервалом более 60 километров (при нормативном - 30 км).

Схема движения ВС приведена на рис.8.1.

Рис.8.1.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-12-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: