Возникновение и становление




УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ ВУЗОВ


 


 

УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ ВУЗОВ


 


'


 


 


СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА

Под редакцией профессора В.А. Никитина



Рекомендовано

Министерством образования Российской Федерации

в качестве учебного пособия для студентов

высших учебных заведений

 

цедагоги«епко_е>

Москва

«Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС»

«Московский государственный социальный университет»



ББК 74.6я73 С69

Издание осуществляется в рамках Государственной программы научно-методического обеспечения специаль­ности «Социальная работа» — научный руководитель док­тор исторических наук, профессор В.И. Жуков

Авторский коллектив:

И.М. Бгажнокова, доцент, кандидат психологических наук (гл. 10); СЛ. Беличева, профессор, доктор психологических наук (гл. 5); О.Е. Буланова, кандидат психологических наук (гл. 11); А.Н. Гамаюнова (гл. 10); Н.В. Ляпунова, доцент, кандидат истори­ческих наук (гл. 4); Л.В. Мардахаев, профессор, доктор педагоги­ческих наук (гл. 3, 7, 8, 12); А.В. Маллер, кандидат психологиче­ских наук (гл. 9); ВА. Никитин, профессор, доктор философских наук (введение, гл. 1, 2, 6, руководитель авторского коллектива).

Рецензенты: академик Российской академии образования, профессор

Г.Н. Филонов; профессор, доктор педагогических наук АЛ. Бишаева

Социальная педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. С69 учёб, заведений / Под ред. В.А. Никитина. — ML: Гу-манит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. — 272 с.

JSBN, 5-691-00473-5.

Учебное пособие предназначено для студентов факультетов соци­альной работы, а также для практических работников в системе со­циальной защиты населения.

ББК 74.6я73

© Коллектив авторов, 2 0 0 0

© МГСУ, 2000

© «Гуманитарный издательский центр

ВЛАДОС», 2000 © Серийное оформленние обложки.

«Гуманитарный издательский центр
ISBN 5-691-00473-5 ВЛАДОС». 2000


В современном обществе уже стало фактом общественного сознания признание высокой конструктивной роли педагоги­ческой теории и практики в развитии и преобразовании обще­ства. По крайней мере, опыт XX столетия является блестящим подтверждением становящегося аксиомой положения, кото­рое четко сформулировал педагог Я. Корчак: «Реформировать мир — значит реформировать воспитание человека».

Как показывает история общества, и история педагогики в частности, обучающе-воспитательная деятельность внутренне присуща жизни людей, без нее невозможно существование и развитие общества. Недооценка значения, а тем более отрица­ние педагогической теории и практики нарушают «связь вре­мен», могут привести к умственной, физической и духовно-нравственной деградации общества.

Содержание педагогической теории и практики в конечном счете определяется обществом, потребностями и интересами общественных групп населения, отдельных людей. По мере ус­ложнения общественной жизни, накопления знаний и социо­культурного опыта человечества возрастает роль педагогики в жизни индивидов, больших и малых социальных групп, всего человечества.

Возникнув как практика подготовки детей к взрослой жиз­ни, ныне педагогика выступает как комплексно-интегратив-ная область знания и деятельности, объектом которой являет­ся уже все общество в целом, отдельный человек с момента за­чатия и до последних дней жизни. Ныне она не ограничивает­ся ролью средства адаптации людей к жизни, к изменяющим­ся общественным условиям. Все больше педагогика рассмат­ривается как средство социального проектирования и созда­ния нового вида общества, отдельных его сфер с помощью соот­ветствующей обучающе-воспитательной деятельности по фор­мированию новых образов знания, мышления и чувств, форм


индивидуального и общественного поведения. В соответствии с этим процессом традиционное понимание педагогики только как теории и практики обучения и воспитания детей с целью подготовки к взрослой жизни сменяется определением педаго­гики как теории и практики обучения и воспитания человека на всех этапах его возрастного существования.

В концентрированном виде это изменение нашло выраже­ние в установившихся во всех цивилизованно-культурных странах системах непрерывного образования, в основе кото­рых лежит принцип «образование — через всю жизнь», включающих дошкольное и школьное детство, юность, зре­лость, пожилой возраст, т.е. дотрудовой, трудовой и после-трудовой периоды жизни человека. Причем, эта система ка­сается людей не только стандартного статуса, но и таких, ко­торые имеют особые, как принято говорить, социальные нужды в связи с особенностями физического и умственного состояния. В этом контексте необходимо уточнение содержа­ния и основных педагогических понятий и принципов.

В научной и методической литературе термин «воспита­ние» употребляется в различных смыслах, что создает затруд­нение в теоретической и практической работе. В широком смысле воспитание понимается как сумма непреднамеренных и преднамеренных воздействий на человека и общество в це­лом, окружающую среду в целом и на самого себя; в собствен­ном смысле — как целенаправленный процесс формирования морально-волевых качеств, характера, системы ценностей и устойчивых определенных форм общественного поведения че­ловека; в узком смысле слова — как компонент в процессе обучения ребенка с момента рождения и до получения образо­вания. Разумеется, что на формирование человека оказывает воздействие все, что его окружает (по мнению некоторых ис­следователей, более 400 факторов). С этой точки зрения, его воспитание действительно является точкой пересечения сти­хийных и организационных, природных и общественных, фи­зических и духовных факторов. Но при таком подходе недо­оценивается, с одной стороны, организуемая и направляемая обществом, государством, общественными группами, семьей воспитательная деятельность педагогов, а с другой — роль са­мого объекта воспитания, его собственная деятельность по са­мовоспитанию. К тому же сознательно направляемая деятель­ность общества в целом и отдельного человека не уменьшает­ся, а возрастает, в результате чего воздействие некоторых


факторов, как, например, природных и общественных усло вий, зачастую приобретает роль источников и условий воспи тания. Поэтому представляется целесообразным понимать воспитание в собственном смысле слова с тем дополнением, что, во-первых, его объектом является не только ребенок, а человек на всех этапах его существования, и, во-вторых, само воспитание является не менее значимым компонентом педа гогического процесса, чем проводимая педагогами или други ми людьми, занимающимися воспитанием, целенаправлен ная деятельность. Самовоспитание является органической ча стью теории и практики воспитания, одним из средств и целей воспитания вообще.

В любом обществе воспитание преследует определенные це ли, в основе которых лежит, как правило, конкретно-истори ческое представление о благополучной жизни и людях, кото рые могли бы создать ее и были бы ее достойны. Иными слова ми, перед педагогикой всегда стоит вопрос об идеале человека, которого надо вырастить. Проблема идеала человека, которая определяет цели воспитания, стоит и в наше время, когда про ходит деформация прежних общественных отношений и кон струирование отношений нового типа. Как говорили древние, пришли иные времена — нужны иные имена. Вполне естест венно, что ныне делается акцент на развитии индивида, и по тому создается система воспитания, учитывающая этот ак цент. Однако существует опасность игнорирования соборного начала в жизни российского общества, его коллективных тра диций, одним из выражений которых являются гражданско-патриотические позиции, единство духовной жизни и культу ры. Высказываемые идеи о полноте и гармонии бытия к а к и д е -але жизни общества в целом и каждого отдельного человека не принесут удовлетворения и счастья, если не будут связаны с принципами социальной справедливости, народовластия, единства народов нашей страны.

В связи с происходящими изменениями в экономической, политической, социальной и духовной сферах жизни нашего общества вносятся новые моменты, а иногда меняется содер жание в направлениях воспитания. Так, в умственном воспи тании усиливается внимание к развитию способностей много мерно-диалектического мышления, в соответствии с которым отрицается одномерная оценка явления, предмета, состояния, признается ценность научных и ненаучных форм и методов мышления, утверждается терпимость к иным взглядам, ин-5


теллектуальным позициям. В области эстетического воспита­ния становится необходимым пробуждение эстетической по­требности, воспитание эстетического вкуса, а также культуры потребления. Кроме того, развитие способностей, формирова­ние представления о прекрасном связывать не только с произ­ведениями профессионального творчества, но и с красотой по­вседневных отношений между людьми в процессе их общест­венной и личной жизни. Слова Ф.М. Достоевского «красота спасет мир» могут быть реализованы только в том случае, если каждый член общества будет понимать, что прекрасное долж­но пронизывать все стороны жизни, и всей своей деятельнос­тью, поведением будет способствовать этому. Сам будет тво­рить эту красоту в своей ж и з н и, а также инициировать и помо­гать другим это делать.

Ныне все больше нарастает роль социального воспитания, смысл которого состоит в том, чтобы помочь человеку не толь­ко в социальном ориентировании, но и в приобретении способ­ности социального функционирования, в том числе в развитии таких качеств, как милосердие и сострадательность, а глав­ное — потребности и способности к такой деятельности на практике. Это должно найти отражение в теории и практике обучения. В частности, развиваются тенденции соединения об­щечеловеческих и национальных ценностей, дифференциро­ванного обучения людей с учетом степени их одаренности. Большое значение приобретает разнообразие организационных и правовых форм, применяемых органами и учреждениями о б -разования, плюрализм в методах обучения, отказ от идеологи­ческой завершенности и т.п.

Вместе с тем существует серьезная опасность превращения обучения в инструмент усиления социальной разобщенности. Конечно, воспитание и обучение использовались и использу­ются в социально-идеологических целях для утверждения господства каких-то групп, классов. Но это должно быть чуж­до природе педагогической теории и практики нашего време­ни — по определению педагогика должна сеять «разумное, до­брое, вечное». Недаром в истории мировой культуры хранят­ся имена тех педагогов, которые следовали этому предназна­чению.

Наконец, происходят изменения в педагогике как системе. Продолжается процесс вычленения частнопедагогических тео­рий и практик. Ныне говорят не только о дошкольной и школьной педагогике, все чаще говорится об эмбриональной


педагогике, рассматривающей педагогические проблемы вы­ращивания ребенка до появления на свет, о ювеногогике как теории и практике воспитания молодежи, об андрагогике, изу­чающей вопросы образования взрослых, о геронтогогике— пе­дагогических проблемах пожилых людей так называемого тре­тьего возраста, о педагогической антропологии. Интерес к этим дисциплинам возрастает в связи с тем, что открылись бо­лее широкие возможности для дифференцирования процессов воспитания и обучения, а значит, появилась потребность более точно учитывать биологическую, социальную, духовную и ин­теллектуальную природу человека.

У каждого человека есть свой потенциал и границы совер­шенствования, есть уровень воспитуемости и обучаемости, ко­торые зависят от генетической наследственности, условий вос­питания в семье, в коллективах, социальной среде, и, конечно, от морально-волевых качеств самого человека. Эти и другие особенности, связанные с наследственностью и с приобретен­ными в ходе развития качествами, необходимо знать и уметь использовать не только педагогам, но и самим воспитанникам. Например, каждый человек может и должен выбирать опти­мальные варианты своего развития в обществе; должен выби­рать сферы, где его способности соответствуют необходимому уровню и активно действовать там, где может полноценно ре­ализовать его творческий потенциал.

Данное учебное издание посвящено проблемам такой отно­сительно молодой частнопедагогической теории и практики, как социальная педагогика. Отдельные ее части и компонен­ты появились чуть ли не с первых шагов педагогической дея­тельности, но как более или менее четкая система взглядов и действий она стала складываться в последнее столетие. В на­ши дни она стремительно приобретает все признаки своей идентичности, т.к. не определены еще четко объект и предмет исследования и практики, а также инструментарий ее реали­зации.

В данном учебном издании рассматриваются теоретические и практические проблемы социально-педагогической работы главным образом в учреждениях социальной защиты населе­ния. Они имеют некоторые отличия от социально-педагогиче­ских проблем в учреждениях системы образования, опыт кото­рый получил более полное отражение в педагогической лите­ратуре. Это не могло не отразиться на содержании предлагае­мого издания.


 




Глава 1

Возникновение и становление



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: