II. Грамматические задания




Тема 2. Имя существительное. Первое склонение

1.Переведитенарусскийязык.

1) Patriamamāreetdefendĕredebēmus.

1) Lunaetstellaenoctuterramillustrant.

2) Lunasaepefigūramlittĕrae “C” habet.

3) Nonsemperlunamvidēmus: umbraterraeinterdumobscūratlunam.

4) Dea Diana sagittis bestias silvārum necat.

 

2. Переведите на латинский язык.

· Греция и Италия – это древние страны Европы.

· Сицилия – это большой остров Италии.

· Философия – это учительница жизни.

· Мы – коллеги.

· Вы – хорошие земледельцы.

 

3. Прочитайте, сделайте грамматический разбор и переведите.

1) Cognoscĭmusnomĭnaetopĕramultōrumauctōrum – Gaius, Celsus, Iuliānus, Paulus, Pomponius, Papiniānus, Ulpiānusetc.

2) Ea, quaeexhostĭbuscapiuntur, naturāliratiōnenostrafiunt.

3) Sinelegĭbusnullaestcivĭtas, namcivĭtaslegĭbuscontinētur.

4)Interservosetlibĕrosmatrimoniacontrăhinonpossunt.

5)Concordārelegeslegĭbusestoptĭmusinterpretandimodus.

Тема 3. Второе склонение имен существительных. Предлоги

1. Закончитепредложения, соответственносоединивлевуюколонкусправой, переведите.

1. Medĭcicausasmorbōrum … a) …medicīnaelocosunt.
2. Etferrumetignissaepe … b) … invenīrestudent.
3. Interbellaetpericŭla … c) … rectelegĕreetscribĕre.
4. Magistridocentpuĕrosverba… d) … autabsolvunt.
5. Arbĭtrireosautcondemnat … e) … nonestlocusotio.

 

2. Соединителевуюколонкусправой, подобравсоответствующийлатинскийэквивалент пословицы:

1. Жизнь коротка, искусство вечно a) Ususestoptĭmusmagister
2. Корни учения горьки, плоды сладки b) Repetitioestmaterstudiōrum
3. Истина – дочь времени c) Vitabrevis, arslonga
4. Опыт – лучший учитель d) Radīcesdoctrīnaeamāraesunt, fructusdulces
5. Повторение – мать учения e) Tempŏrisfiliaverĭtas
6. Мы учимся не для школы, а для жизни f) Nonscholae, sedvitaediscĭmus

 

3.Переведитенарусскийязык.

defacto, exofficio, indubio, abovo, perminas, performŭlas, contra tabŭlas, in insŭlam, in insŭlis, pro patria, sine causa, post factum, sine cura, cum amīco, inter oras, exempli causā, studii gratiā

 

4. Переведителатинский язык.

1. Греция – древняя страна Европы. 2. Жители Греции и Италии – моряки и земледельцы. 3. Мы – хорошие ученицы. 4. Моя подруга Юлия – римская девочка. 5. Антоний – мой римский друг. 6. Мы любим нашу родину.

Тема 4. Прилагательные 1-й группы 1 – 2 склонений

1.Переведите и просклоняйте словосочетание.

virerudītus, furtummanifestum

 

2. Закончитепредложения, соответственносоединивлевуюколонкусправой, переведите.

1. Admalafactamalussocius... a)... ventumfortemnontimet.
2.Nautabonus... b)... multōrumpopulōrumest.
3. Aeterna est virōrum … c)... socium trahit.
4.Consilia nostra cum... d)... clarōrum memoria.
5.Antīqua Italia patria... e) … vestris consentiunt.

 

3. Прочитайте, сделайтеграмматическийразбор, переведите.

1) Filiusamīcinostriaegrōtusest, medĭcumadpuĕrumadvocāmus.

2) Interdumsubnomĭnepacisbellumoccultātur.

3) Sororeiushomĭnisvirgoformōsaest; eamcupio, pater, uxōremducĕresinedote.

4) Voluntas testatōris ambulatoria est usque ad mortem.

5) Agricŏlae magnā cum curā agros suos colunt et armenta alunt.

 

Тема 5. Глагол. Спряжения. Настоящее время изъявительного наклонения действительного залога. Повелительное наклонение

Прочитайте и запомните тему «Имперфект изъявительного наклонения» занятие 17.

Образование форм « Imperfectum indicativi »

  Основа инфинитива + суффикс I-II спр. - ba - III-IVспр. - eba - + личные окончания глагола действительного или страдательного залога

 

Образцы спряжения

narrāre (1) - рассказывать; audīre (4)–слушать

NB! В 1-ом л. ед. ч. в действительном залоге окончание «.

Sing. Pl.
1. narrā-ba-m, audi-ēba-m 1. narra-bā-mus, audi-ebā-mus
2. narrā-ba-s, audi-ēbas-s 2. narra-bā-tis, audi-ebā-tis
3. narrā-ba-t, audi-ēba-t 3. narrā-ba-nt, audi-ēba-nt

 

Неправильные глаголы

esse - быть; posse – мочь

Sing. Pl.
1. eram potĕram 1. erāmus poterāmus
2. eras potĕras 2. erātis poterātis
3. erat potĕrat 3. erant potĕrant

 

1. a) Проспрягайтеглаголывимперфектвдействительномистрадательномзалогах.

ducĕre, punīre, abesse (absumтолькоactivi).

b)Прочитайтеипереведите.

1) CopiaeRomanōrumarmisettelispugnābantetinimīcosfugābant.

2) Lacedaemoniianteproeliacomamcorōnisornābant.

3) SolēbantGraecimonumentaexstruĕreinlocovictoriae, quodRomāninonfaciēbant; RomāniinbelloportaetempliJaninonclaudēbant.

4) MagistripuerōrumRomanōrumplerumqueserviGraecierant,nonlibĕriviri; istipuĕrosRomānosinscholamducēbantetibieoslegĕre, scribĕre, recitāredocēbant.

5) DescribĭturabHomērobellumlongum, quodGraecicumTroianisgerēbant; multafactavirōrumclarōrumGraecōrumabeodesribebantur.

 

2. Запишите глаголы в полной словарной форме, определите спряжение глаголов, проспрягайте в настящем времени действительного и страдательного залогов; образуйте все формы повелительного наклонения и неопределенную пассивную форму; переведите все формы на русский язык.

do, cogo, audio

3. Закончитепредложения, соответственносоединивлевуюколонкусправой, переведите.

1. Commodumexiniuriāsuā … a) … agros suos colunt et armenta alunt.
2. Simultosamīcoshabes, … b) … ininsŭlamSiciliamveniuntetmultascoloniasibicondunt, oppĭdapulchrastruunt.
3. Magnācumcurāagricŏlae … c) … magnasdivitiashabes.
4. Vitaagricolārumduraest, namnon... d) … nemohabēredebet.
5. Graecioctāvosaecŭloanteaeramnostramexpatriāsuā... e) … solum in agro et in vinea labōrant, sed etiam vias muniunt et inimīcos armis propulsant.

 

4. Прочитайтеипереведитебасню.

Lupusinfabŭlis

Duopoētaeantīquisaepefabŭlasdeluponarrant: unusAesōpus, poētaGraecōrum, alterPhaedrus, poētaRomanōrum. Poētaeluposutbestiassaevasetferaspingunt.

Lupusaliquandoapudrivumagnumvidet. Riviaquaalupoadagnumfluit, sedlupusavĭdusagnoclamat: “Curaquamturbas?” Etagnummisĕrumdevŏrat.SicPhaedrusnarrat.

Aesōpusfabŭlamdelupoetequonarrat.Lupusequuminagruminvītatetavēnameipromittit. Lupoinanĭmoestequumlacerāre. Seddoluslupipatet. Ităqueequussalvusest.

Etpuĕrietviritimentluposetnominārecavent. Lupi, ut fama est, advenīre solent, si eos memŏrant. Unde proverbium “Lupus in fabŭlis”. Namsiquissubĭtoadvĕnit, amīcidigĭtiseummonstrantet: “Lupusinfabŭlis!” – clamant.

Комментарии:

Lacedaemonius,i, m – лакедемонянин = спартанец

coma,ae,f – волосы, кудри

bellumgerĕre – вести войну

lupusinfabŭlis – пословица: легок на помине (досл. волк в баснях)

rivus,i,m – ручей

equus,i,m - конь, лошадь

digĭtus,i,m - палец

Тема 6. Тема Глагол. Настоящее время изъявительного наклонения страдательного залога. Инфинитивы

1. Закончитепредложения, соответственносоединивлевуюколонкусправой, переведите.

1.Generalĭterdicĭturiniuriaomne, … a) … locoauttempŏreautpersonā.
2.Atroxiniuriaaestimāturaut … b) … ponunturetinfluviumjaciuntur.
3.Servōrumpeculiainbonis … c) … quodnoniurefit.
4.ImperioregisAmuliigemĭniRomŭlusetRemusinalveo … d) …Faustŭloinveniuntureteducantur.
5.DeindeRomŭlusetRemusapastōre... e)… dominōrumnumerantur.

 

2. Определитеформыглаголов: лицо, число, залог, наклонение; переведите их на русский язык.

condemnāri, docēmur, nolitacēre, credĭmus, habe, vetātur, habent, nolitepunīre, punīmur, scribĭmus, faciuntur, vivo, vive, salvēte, valēte, respondēris

 

3.Прочитайте, сделайте грамматический разбор, переведите.

1) Siquisfurtumfacit, bonarapit, damnumdat, iniuriamcommittit, obligatioexdelictonascĭtur.

2) Dosautdaturautdicĭturautpromittĭtur.

3) Qui officii causā in provinciā agit vel milĭtat, praedia comparāre non potest.

4) Bonōrum possessio datur aut contra tabŭlas testamenti aut secundum tabŭlas aut intestāti.

5) In causā adulterii dilatio postulāta impertīri non potest.

Комментарии:

adulterium,i,n – супружеская неверность

officiicausā – по службе

impertio, īvi, ītum, īre – предоставлять, уделять, оказывать

dilatio, ōnis,f – отсрочка (в слушании дела)

postŭlo, āvi, ātum, āre - требовать

4. Переведитена латинский язык.

1.Ежедневно мы приходим в академию. 2. Мы должны хорошо учиться. 3. Пока дышу – надеюсь. 4. В школе учителя обучают детей. 5. Дети учатся писать, читать, рассказывать басни, заучивают наизусть пословицы.6. Школа указывает путь к знаниям.

 

Тема 7. Третье склонение. Согласный тип

1. Переведите и просклоняйте словосочетания.

genusantīquum, frausmagna

 

2. Соедините левую колонку с правой, подобрав соответствующий латинский эквивалент термина:

1. Нежелающему не оказывается благодеяние a) Dominium ex iure Quiritium
2. Обязательство – это узы права b)Contrafactumnondaturargumentum
3. Против факта не дается доказательство c) Obligatio est iuris vincŭlum
4. В обход закона d)Nullumcrimen, nullapoenasinelege
5. Никакого преступления, никакого наказания, если они не предусмотрены законом e) Invīto beneficium non datur
6. Собственность по праву квиритов f)Infraudemlegis

 

3.Закончитепредложения, соответственносоединивлевуюколонкусправой, переведите.

1. Inadfīnemvelcognātuminvītitestes … a) … nequereusperaliumdefendipotest.
2. Adoptiononiussanguĭnis, … b) … minuĭtur, sedaugētur.
3. Nequeaccusātorperaliumaccusāre … c) … culpaeadsignātur.
4. Peradoptiōnemdignĭtasnon… d) … sediusadgnatiōnisadfert.
5. Praeceptōrisnimiasaеvitia … e) … interrogārinonpossunt.

 

Тема 8. Третье склонение. Смешанный тип

1. Заполните пропуск окончанием, выбрав его из правой колонки, переведите.

1. Nav… nostraeadAsiamnavĭgant. 2. Cummultishost... milĭt… Romānipugnant. 3. Isvirmultospisc... inaltoflumĭn... capit. 4. Duxarmamilĭt... fortidat. 5. Matersuamvirgĭn... vocat. 6. Eishomin... sempercredo. 7. Nomĭn… eōrumhomĭn… mihiignōtasunt. 8. Oper… script… Romanōrumclarasunt. a) -ĭbus b) -es c) -a d) -um e) -em f) -i g) -e h) -ōrum  

 

2. Закончитепредложения, соответственносоединивлевуюколонкусправой, переведите.

1. Dissociāmurrenuntione, morte, … a) … suiiurisfiunt.
2. Adoptio, noniurefacta, a… b) … essevirtūtilocus.
3. Mortepatrisfiliusetfilia... c) … nemopatĭtur.
4. Nunquampotestnon... d) … capĭtisdeminutiōneetegestāte.
5. Cogitatiōnispoenam … e) … princĭpeconfirmāripotest.

 

3. Прочитайте, сделайте грамматический разбор, переведите.

1) Emancipatiōnedesinuntlibĕri in potestāte parentum esse.

2) Qui aliēno nomĭne obligātur, fideiussor vocātur.

3) Rumpĭtur testamentum mutatiōne item agnatiōne.

4) Contemplatiōne publĭcae utilitātis privatōrum commŏda praeferuntur.

5) Functio dotis pacto mutāri non potest, quia privāta conventio iuri publĭco nihil derŏgat.

Комментарии:

egestas, ātis,f–нищета, недостаток средств

emancipatio,ōnis,f – эманципация (выход из-под власти отца семейства)

desĭno,sivi,situm, ĕre – прекращать, переставать

rumpo,rupi,ruptum, ĕre – уничтожать, рвать

mutatiōne, agnatiōne – при рождении либо усыновлении того, кто имеет законное преимущество перед любым назначенным наследником

contemplatio,ōnis,f – соображение, цель, намерение

4. Переведитена латинский язык.

1. Суров закон, но это закон. 2. Чем выше власть, тем меньше свободы. 3. Падение лучшего – самое худшее падение. 4. Благо народа – высший закон государства. 5. Лучше правосудие предупреждающее, чем карающее.

 

Тема 9. Третье склонение. Гласный тип

1. Закончитепредложения, соответственносоединивлевуюколонкусправой, переведите.

1. Summadivisiodeiurepersonārumhaecest,... a)... quianecnaturāleslibĕrosinpotestātesuahabent.
2.Nullāpartelegismarīto... b)... quodomneshomĭnesautlibĕri sunt aut servi.
3.Pollicitatio donatiōnis inter privātos... c)... debet et dignĭtas.
4.In teste et vitae qualĭtas spectāri... d)... vim obligatiōnis non indūcit.
5.Femĭnae adoptāre non possunt, … e)... uxōrem occidĕre concedĭtur.

 

2. Вправойколонкенайдитедефиницииюридическихпонятий; предложенияпереведите.

1. Ius gentium est,...     2. Ius civīle est,...   3. Responsa prudentium sunt...     4. Senātus consultum est,...     5. Condemnatio est...   a)ea pars formŭlae, quā iudĭci condemnandi absolvendīve potestas permittĭtur. b) sententiae et opiniōnes eōrum, quibus permissum est iura condĕre. c) quod senātus iubet atque constituit, idque legis vicem obtĭnet, quamvis fuĕrit quaesĭtum. d) quod quisque popŭlus ipse sibi constituit, id ipsīus civitātis proprium est. e)quod naturālis ratio inter omnes homĭnes constituit, id apud omnes popŭlos custodītur et quasi eo iure omnes gentes utuntur.

 

3. Прочитайте, сделайте грамматический разбор,переведите.

1) Caecustestamentumfacĕrepotest, quiascirepotestadhibĭtostestesetaudīresibitestimoniumperhibentes.

2)Castrensepeculiumest, quodincastrisadquirĭturvelquodproficiscentiad? militiamdatur.

3)Agri publĭci, qui in perpetuum locantur, a curatōre sine auctoritāte principāli revocāri non possunt.

4) Omne delictum est milĭtis, quod alĭter, quam disciplīna commūnis exĭgit, committĭtur.

5)Summa supplicia sunt: crux, crematio, decollatio; mediocrium autem delictōrum poenae sunt: metallum, ludus, deportatio; minĭmae: relegatio, exilium, opus publĭcum, vincŭla.

Комментарии:

vicemalicuiusobtinēre – становиться вместо, получать силу ч-либо

quamvisfuĕritquaesĭtum – хоть это и считалось спорным

perhibeo,ui,itum, ēre – предлагать, предоставлять, высказывать

adhibeo,ui,itum, ēre – приглашать, допускать, применять

proficiscensadmilitiam – отправившийся на военную службу

adquiro, quisivi,quisitum, ĕre – приобретать, наживать

exigo,egi,actum, ĕre – требовать, устанавливать

mediocris,e–средний, умеренный

vincŭlum,i,n – веревка, узы: арест, содержание под стражей

 

Тема 10. Прилагательные 2-ой группы третьего склонения

1. Определите грамматичecкские формы следующих словосочетаний: определите падеж, число, склонение каждого слова. Переведитенарусскийязык:

iure privāto, homĭnes libĕros, obligatiōnes naturāles, privilegio reāli,

virōrum prudentium, socii pares, laborĭbus difficilĭbus, crimĭna gravia, virgĭnum pulchrōrum, legi speciāli, parentem naturālem

 

2. Закончитепредложения, соответственносоединивлевуюколонкусправой, переведите.

1. Contraiuriscivīlisregŭlas... a)... parentumsunt, sedetiamadptīvi.
2. Civīlis ratio civilia quidem iura... b)... pactaconventaratanonhabentur.
3.Exconversatiōne aequāli... c)... corruppĕre potest, naturalia vero non potest.
4.Non tantum naturāles libĕri in potestāte... d)... adoptiōne, naturalium loco sunt.
5.Adoptīvi filii quamdiu manent in... e)… contemptiodignitātisnascĭtur.

 

3. Прочитайте, сделайтеграмматическийразбор, переведите.

1) Sponsalia tam inter pubĕres, quam inter impubĕres contrăhi possunt.

2) Omnia tamquam mortāles timētis, omnia tamquam immortāles concupiscĭtis.

3)Iura sanguĭnis nullo iure civīli dirĭmi possunt.

4) Patiens et fortis se ipsum felīcem facit.

5) Provincialia praedia usucapiōnem non recipiunt.

Комментарии:

conversatioaequālis – панибратство, разговорнаравных

contemptiodignitātis – неуважение, унижение достоинства

ratanonhabentur – не ратифицируются

tamquam – как, подобно, так … как

concupisco,ivi,itum, ĕre – жаждать, страстно желать

usucapio, ōnis,f – приобретение по давности пользования

 

4. Переведитена латинский язык.

1. Присутствие которых достаточно. 2. Восстановление в первоначальном виде. 3. Тот, кто действует через другого, действует сам (основа представительства). 4. Лицо, подчиненное чужому праву. 5. Не все, что дозволено, является достойным. 6. Право – это искусство добра и справедливости.

 

Тема 11. Причастия настоящего времени действительного залога

1.Определите падеж, число, род, склонение каждого слова в словосочетании, переведите их на русский язык.

verveniens, puĕrosstudentes, milĭtescuminimīcispugnantes, discipŭlilegentes, interabsentes, factaconcludentia, inflagrantidelicto, vigilantĭbusetnondormientĭbushominĭbus, absentemreum, pupilluscumadrogatiōnedissentiens, testiumaccusantium

 

2. Закончитепредложения, соответственносоединивлевуюколонкусправой, переведите.

1.Absensreuscausasabsentiae … a)… nocensabsolvĭtur.
2.Verbōrumobligatio, interabsentes … b) … innocentifiliopoenaest
3. Nullumpatrisdelictum … c) … perprocuratōremreddĕrepotest.
4. Iudexdamnātur, cum … d)… concepta, inutĭlisest.

 

3. Прочитайте, сделайтеграмматическийразбор, переведите.

1) Telōrumappellatiōneomnia, exquibussalūtihomĭnisnocēripotest, accipiuntur.

2)Impensārumspeciessunttres: autenimnecessariaedicunturaututĭlesautvoluptuōsae.

3)Testamentōrumgenĕrasunttria: unum, quodcalātiscomitiis; altĕrum, quodinprocinctu; tertium, quodperaesetlibramfit, idestpermancipatiōnemimaginariam.

4)Inquotestamentolibrĭpensadhibēturetfamiliaeemptoretnonminusquinquetestes, cumquibustestamentifactioest.

5) Quitestamentumfalsumscribit, recĭtat, subjicit, signat, supprĭmit, amōvit, resignat, delet, poenalegisCorneliaedefalsistenētur, idestininsŭlamdeportātur.

Комментарии:

telum,i,n – оружие (для наступательных действий: копье, стрела, дротик)

impensa,ae,f – расход, издержка

voluptuōsus,a,um – приятный, связанный с развлечением или удовольствием

comitiacalāta – созванные комиции (проходившие под руководством жреца)

inprocinctu – перед боем

aes,aeris,n – медь, деньги

libra,ae,f – весы

imaginarius,a,um – воображаемый, фиктивный, символический

librĭpens,endis,m – весовщик

familiaeemptor – доверенное лицо, душеприказчик, которому наследодатель поручает сохранить имущество и проследить за его распределением между наследниками в соответствии с волей умершего (стряпчий)

recitāre – оглашать; signāre – прикладывать печать; supprimĕre – утаивать; amovēre – прятать; resignāre – распечатывать

defalsis – закон Л.Корнелия Суллы (81 г. до н.э.) определял санкции для нарушителей и фальсификаций завещаний

 

4.Переведите на латинский язык.

растущее дерево, предложенный вопрос, доказанная истина, оправдывающий судья, отсутствующий ответчик

Слова для перевода:

arbor, ōris,m - cresco,crevi,cretum, ĕre

quaestio, ōnis,f – propōno,posui,posĭtum, ĕre

veritas, ātis,f – probo, āvi, ātum, āre

iudex, ĭcis,m – absolvo,solvi,solūtum, ĕre

reus,i,m – absum,afui,-, abesse

Модуль 2 Ignorātis termĭnis artis ignorātur et ars

Работа над текстом.

5) Прочитайте и переведите текст.

De actionĭbus

Nihil aliud est actio quam ius, quod sibidebētur, (iudicio) persequendi. (Actiōnum)(genĕra) sunt duo: in (rem), quae dicĭtur vindicatio, et in (persōnam), quae condictio appellātur. In persōnam actio est qua agĭmus cum aliquo, qui nobis vel ex (contractu), vel ex (delicto) obligātusest. In rem actio est cum aut (сorporālem rem) intendĭmus aut (ius aliquod), velut ius utendi-fruendi, agendi, aquam ducendi. In rem actio adversus eum est, qui rem possĭdet. In persōnam actio adversus eum (locum) habet, qui obligātus est nobis.

(Celsus, Gaius, Ulpiānus)

 

2) Определите формы слов или словосочетаний, данных в скобках: род, число, падеж, склонение.

3) Определите формы глаголов или глагольных форм, местоименийи других слов, выделенных курсивом: спряжение, лицо, число, залог; неличные формы.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: