Акт-действие — активность — поступок — поведение — деятельность —




 

Отношения.

 

Именно в этом последнем происходит «первичное определение» мира,

 

окружающей среды каждым индивидом, складывается система ориентации — от себя как центра — к ближайшим значимым реалиям (семья,

 

друзья, место учебы, работы, проживания, избранные духовные наставники,

 

родной край и др.), а затем — и к более отдаленным. Так складывается собственное личностное пространство, в котором развертывается во времени собственный опыт индивида — как свой внутренний, так и совместный с другими, коллективный.


 

Знание структур такого пространства — важное условие организации патриотического воспитания, поскольку педагог имеет возможность обеспечить особое внутреннее «прохождение» каждым учеником изучаемых предметов не только по несвойственному содержанию, но и в своем внутреннем плане — переместить это содержание в пространстве своего опыта от отдаленного и формального к близкому и значимому.

 

Предоставление ученику возможности выбора содержания и форм деятельности позволяет найти наиболее доступную,интересующую,

 

мотивационно оправданную, личностно значимую.

 

Композиции поддерживающих и дополняющих типов разномасш-

 

табных организационных форм воспитательной системы: массовые,

 

коллективно-групповые, индивидуальные облегчают школьнику проявление себя в различных качествах и социальных ролях.

 

Теоретическую модель целостного процесса патриотическоговоспитания школьников можно представить как последовательность его этапов, продвигающих школьников на более высокий уровень сформированности идей, идеалов, чувств, ценностных отношений, рас-

 

крывающихся в единстве их внутренней структуры: цель - содержание -

 

средство - результат.

 

Целевой аспект модели предполагает направленность на развитиеадекватного и однозначно задаваемого качества - ценностного отношения к

 

Родине, полноценного проявления всех его компонентов (сознания,

 

бессознательного, подсознательного, эмоционально-мотивационного,

 

чувственного, смыслосозидающего, деятельностно-регулятивного и проч.).

 

Он выполняет системообразующую роль, организуя средства в определенную систему, и, определяя содержание, определяет их вектор и ресурсный потенциал в достижении результата. Каждый этап процесса предполагает отражение, с одной стороны, содержания воспитания, с другой

 

- актуальных проблем социокультурной действительности, опирающейся на личностный опыт школьников. Средства, актуальные для каждого этапа,


 

должны быть адекватны поставленной цели, соответствовать содержакию и нести в себе аспекты развития личности. Последовательность этапов, т.е. их диалектическая развёрнутость в пространстве-времени, характеризует организацию процесса, определяемую особенностями функционирования

 

механизма,заложенного в его основу.При зтом порядок прохожденияэтапов обусловливается уровневыми характеристиками сложившегося на определённый момент мотивационно-ценностного ядра служения Отечеству.

 

Содержание патриотического воспитания составляет основнойсистемообразующий компонент средств патриотического воспитания.

 

Содержание патриотического воспитания -это смысловое поле, в

 

котором происходит обмен понятыми,принятыми,признанными(т.е.

 

узнанными) и присвоенными образами мышления,сознания,поведения,

 

отношений, деятельности человекообразующих субъектов - (воспитателей и воспитуемых, а также воспитуемых между собой). Оно представляет собой энергетический обмен между субъектами воспитания информацией,

 

ценностными установками, типами и способами общения, познания,

 

деятельности, игры, поведения, отбор и усвоение которых имеет индивидуально избирательный характер. Основу содержания патриотического воспитания должна составлять базовая культура личности.

 

Ее приоритетными направлениями являются культура жизненного самоопределения, семейных отношений; экономическая культура и культура труда, политическая, демократическая и правовая культура,

 

интеллектуальная, нравственная и коммуникативная культура;

 

экологическая, художественная и физическая культуры.

 

Следуя общепринятым в отечественной педагогике (В.В.Краевский,

 

И.Я.Лернер) подходам к структуре содержания образования, можно выделить следующие его компоненты:

 

знания о действительности в ракурсе патриотизма; опыт подражания патриотической деятельности героев; опыт служения Отечеству;


 

эмоционально - мотивационное отношение к собственной деятельности, детерминированное осознанием интересов личности,

 

коллектива, общества и государства.

 

Содержательные характеристики патриотического воспитания,

 

служащие основанием для определения инвариантных целевых параметров,

 

могут быть установлены через систему смысловых соответствий феномена патриотизма в современных исследованиях по философии, социологии,

 

психологии и истории педагогики, что даёт возможность описать патриотическое воспитание как педагогический феномен во всей его сложности и противоречивости, в единстве статических и динамических аспектов. Таким образом, патриотизм можно определить как статическое

 

(незыблемое) и динамическое (дискретное) свойство личности, включающее в себя одновременно устойчивость его смысложизненной позиции и

 

направленность её развития.

 

Результатом осмысления философии и методологии герменевтики,

 

феноменологии, экзистенциализма были выявлены и сформулированы содержательные характеристики патриотического воспитания,

 

интегрирующие концептуальные основы диалектики патриотизма в образовании и являющиеся основой для определения инвариантнык целевых ориентиров в воспитании человека культуры, гражданина, патриота,

 

нравственной, ответственной и соборной личности. Содержательные характеристики патриотического воспитания основываются, в первую очередь, на понимании патриотизма, описание которого предложено в первой главе.

 

Необходимо выделить ряд требований к отбору содержания патриотического воспитания:

 

соответствие целей и задач интересам обеспечения национальной безопасности России;

 

обеспечения соответствия логики развёртывания содержания воспитания, логике развития личности;


 

достаточный научный уровень концептуальности программ, моделей;

 

учёт реальных возможностей в патриотическом воспитании.

 

Обобщённая характеристика может быть представлена следующим

 

образом.

 

Во-первых, это способ взаимодействия учителя и ученика в

 

пространстве формирования сознания,воспитания чувств,организации и

 

стимулирования деятельности (Абрамов А.В.,Курзанова Н.И.,

 

Пионтковский В.В., Попко В.Л., Сапегин П.Е. и др.).

 

Во-вторых, это совокупность последовательных(формирующих,

 

коррекционных, вдохновляющих) взамодействий и взаимосодействий субъект - объектного и субъект - субъектного характера.

 

В-третьих, путь обретения опыта служения Отечеству,на который

 

направляет воспитатель и сопровождает ученика.

 

Основой отбора и структурирования содержания патриотическоговоспитания в системе общего образования являются его педагогические требования, выводимые из признаков и функций патриотизма гражданина России в современных условиях, о которых говорилось ранее. В процессе формирования содержания образования необходимо учитывать как совокупность всех компонентов, так и каждый компонент в отдельности,

 

поскольку изменение одной стороны не решает вопроса об изменении другой.

 

Если обычно содержание патриотического воспитания в образовании в виде учебного материала передается ученику в целях его усвоения, в нашем случае — для другой цели, а именно для того, чтобы учеником было создано собственное содержание образования в виде его личных интеллектуальных продуктов творчества.

 

Педагог должен осознавать, что в контексте российской культуры,

 

менталитета, исторических глубинных традиций жизни нашего общества именно патриотизм является исходным (хотя и неосознаваемым, как бы


 

данным вечно) условием осуществления каждым индивидом своих социальных функций — от учебы, дружбы, работы, создания семьи,

 

включенности в общественные отношения, институты и др. до собственных перспектив и основ бытия и развития самого нашего общества. Поэтому патриотически-ориентированное образование должно идти как к самим предметам (выполнение учебной программы), так и к освоению ценностного смысла самих ближайших условий жизни людей в обществе, причем это двойное движение не должно быть расходящимся.

 

В структуре патриотического воспитания можно выделить ряд

 

подсистем:

 

эмоционально-мотивационная подсистема; познавательно--творческая подсистема; духовно-смысловая подсистема; идейно-ценностная подсистема;

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: