Святых и героев, поэзия, история, армия, территория, хозяйство.




 

Семейноевоспитание представляет собой процесс

 

человекообразования в соответствии с имеющимися у данной кровно-


 

1 Воспитание личности и современное общество // ВВШ, 3, 2006 - С.30


 

родственной группы традиции, предания, обычаев, представлений о нормах поведения и взаимоотношений "по вертикали" - межпоколенные, "по-

 

горизонтали" - сын, дочь, муж, жена, зять, невестка.

 

Существуют различные виды воспитания с самыми разнообразными приставками (дис-; а-; анти-): диссоциальное воспитание есть целенаправленное формирование у вовлеченных в них людей девиантных чувств, сознания, отношений и поведения; асоциальное воспитание есть бессистемное, сиюминутное воздействие на психику ребёнка,

 

осуществляемое, как правило в среде родителей или ближайшего окружения сплочённого социальной болезнью (алкоголизм, наркомания);

 

антисоциальное воспитание широко представлено в маргинальныхсоциальных общностях, ищущих виновных в своём положении.

 

Коррекционное воспитание -создание условий для приспособления,

 

обретения полноценной жизни в социуме, преодоления или ослабления влияния негативных сопутствующих, либо побочных явлений развития индивида.

 

Воспитание осуществляется во взаимодействии различных субъектов;

 

индивидуальных (конкретных людей), групповых (семья,коллективы,

 

группы), социальных (образовательные, воспитательные, религиозные и иные государственные и общественные организации). Процессы воспитания диалектически связаны с процессами социализации. Воспитание как процесс и механизм человекообразования отличается от социализации ряду оснований.

Во-первых, социализация — процесс взаимодействий и взаимовлияний членов социума с целью приспособления индивида к условиям жизни в данной социальной группе.

 

Во-вторых, социализация - процесс адаптации к определённым условиям жизни в актуальном "пространстве - времени".

 

В-третьих, социализация, носит комплексный характер, ибо человек субъект собственного образования испытывает (оценивает, принимает,


 

отвергает) влияние социума, либо в той или иной мере приспосабливается или обособляется во взаимодействии со всем комплексом обстоятельств своей жизни.

 

В современной педагогической практике используются авторские концепции, которые углубляют и дополняют теоретические положения государственных документов и нормативных актов. Активно внедряются в практику концепции воспитания в системе образования Е.В.Бондаревской,

 

И.А.Зимней, И.М.Ильинского и П.И.Бабочкина, В.А.Караковского,

 

В.Т.Лисовского, 3.И.Мальковой и Л.И.Новиковой, М.И.Рожкова,

 

П.Л.Селивановой, В.В.Серикова, Н.Е.Щурковой и др. Общим устремлением,

 

объединяющем все концепции, является их ориентация на идею воспитания целостной личности. Все они, будучи, несомненно, важными, тем не менее не в полной мере могут обеспечить решение задач воспитания поколения,

 

способного к стремительному изменению условий жизнедеятельности в современном информационном мире с достижением зримых и реальных успехов в области экономики, экологии, безопасности и т.д. В этих и других концепциях явно недостаточно обозначен общетеоретический подход к воспитанию как к феномену общественно-государственною развития через единство и соответствие индивидуальных, коллективных, общественных и государственных интересов.

 

Единство интересов личности, коллектива, общества и государства может быть обеспечена на основе общих целей (укрепление мира,

 

стабильности, межнационального, межконфессионального и гражданского согласия для укрепления нашего общего дома – России; жизни народа как единого целого, повышение качества и уровня жизни россиян; обуздание международного терроризма и др.) и принципов (державности,

 

государственничества, социальной справедливости, патриотизма и взаимной ответственности).

 

Реализация этих принципов отвечает формуле: «Россия может быть только великой или не быть совсем», что предполагает развитие


 

толерантности, уважения к ближнему, коллективизма, соборности,

 

идентичности, духовности, нравственности и, естественно, патриотизма направлено на достижение достойного уровня и качества жизни россиян,

 

духовно-нравственного, социально-экономического и политического возрождения России. В ряду методологических проблем патриотического воспитания одной из важнейших выступает проблема обеспечения предметно-категориальной определенности понятия.

 

Е.В.Бондаревская отмечает, что в украинском языке есть слово

 

«вiхование», позволяющее понять смысл категории «воспитание». Данный смысл в обретении того, что спрятано (сховано), т.е. самостоятельно добытое путём накопления опыта и определённой меры труда, затраченного на поиск знаний, ценностей, смыслов.

 

Естественно, что абсурд идеи воспитания, как ориентации в системе образования привел к довольно скромным функциям воспитательной деятельности педагогов: организации системы условий, надлежащих мер,

последовательности развёртывания содержания, мероприятийности с рецептурой вместо методики.

 

В этой связи, необходима интегративная определённостьвоспитания,основанная на идеях гуманизма,патриотизма,демократии,

ответственности индивида перед коллективом, обществом, государством и наоборот.

 

Достижение такой определенности является крайне сложным делом,

 

поскольку родовое, более общее для патриотического воспитания понятие

 

«воспитание» является многозначным. Известно, что при определении понятия «воспитание» спектр выделяемых учеными значений широк: это воспитание в широком социальном смысле, включая в него воздействие общества на человека, т.е. осуществляется отождествление воспитания с социализацией; это воспитание в широком педагогическом смысле как целенаправленное воспитание, осуществляемое системой учебно-

 

воспитательных учреждений; это воспитание в узком педагогическом


 

смысле как воспитательная работа в целях формирования у детей системы

 

определенных качеств, взглядов, убеждений, решения конкретных
воспитательных задач.    
В педагогической науке последнего времени сложилось большое

 

разнообразие подходов к пониманию сущности воспитания.

 

Культурологическая концепция (Е.В.Бондаревская).Воспитание вэтой концепции определяется как процесс педагогической помощи ребенку в становлении его субъектности, культурной идентификации, социализации,

 

жизненном самоопределении. Целью воспитания является целостный человек культуры. Человек культуры – это свободная личность, способная к самоопределению в мире культуры, гуманная, духовная, творческая и адаптивная. Содержание воспитания включает следующие компоненты личностного опыта:

 

1) аксиологический (ценностно-смысловой);

 

2) культурологический;

 

3) жизнетворческий (событийный);

 

4) морально-этический;

 

5) гражданский;

 

6) личностный;

 

7) индивидуально-творческий.

 

Концепция Н. Е. Щурковой –формирование образа жизни,достойногоЧеловека. Воспитание понимается как целенаправленное, организованное профессионалом-педагогом восхождение ребенка к культуре современного общества, как развитие способности жить в нем и сознательно строить свою жизнь, достойную Человека. Цель воспитания – это личность, способная строить свою жизнь, достойную Человека, то есть построенную, по мнению автора, на Истине, Добре и Красоте. Основу содержания воспитания составляют такие направления, как философическое, диалогическое и этическое воспитание.


 

Философическое воспитание –это воспитание надситуативногомышления, способности к обобщениям, чтобы ребенок мог за фактом видеть явления жизни, за явлением – закономерности, а за закономерностями

 

«распознавать основы человеческой жизни».

 

Диалогическое воспитание –это стиль педагогическоговзаимодействия. Это организация такой жизни воспитанника, когда он находится в постоянном диалоге с самим собой, с картиной, другим человеком и т.д.

 

Этическое воспитание –это«возвышение до ученика»,до тойвысокой этики, когда взаимодействие с ребенком выстраивается в системе

 

«человек – человек».

 

Концепция педагогической поддержки ребенка и процесса егоразвития (О.С. Газман) рассматривает воспитание как специально организованный процесс предъявления социально одобряемых ценностей,

 

нормативных качеств личности и образцов поведения. Цель воспитания – дать школьнику базовое образование и культуру и на их основе предоставить условия для развития тех сторон личности, для которых есть наиболее благоприятные субъективные условия и объективные возможности.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: