Самоисследование, самосовершенствование).




 

Самопознание складывается из самонаблюдения и самооценки,основнымобъектом которого является человеческое «Я».

Г.В.Ф.Гегель считал, что проблема самосознания в формуле: «познай самого себя», представляет собой познание подлинного в человеке,

 

постижение его сущности им самим. Человек поднимается до понимания того, что он несет в себе смысл всего исторического родового генотипа.

 

Самосознание, таким образом, соотнесено с сознательностью, когда познавательные процессы, волевые усилия и действия осознаются человеком.

 

Сознательность — это нравственно-психологическая характеристика действий человека, которая основывается на осознании своего долга.

 

Самонаблюдение может быть представлено в двух видах.

 

Первый вид —наблюдение за собой«со стороны»,своейдеятельностью, соотнося ее результаты с собственными установками и

 

целями.


 

Второй вид —когда человек наблюдает за процессами,

 

происходящими внутри собственного организма и психики, за их индивидуальными особенностями, тем самым познавая собственное Я. В

 

результате такого двойного самонаблюдения человек познает результаты применения разнообразных оздоровительных средств, находит слабые места,

 

подбирает приемлемые варианты оздоровления именно для себя.

 

Самооценка собственного Я влияет на направление мыслей,чувств,

 

поведения и деятельности. Понимание собственной слабости,

 

снисходительности, нетребовательного отношения к себе, стремления постоянно оправдываться, иллюзий, самоустранения — вот основные критерии самооценки.

 

Самоконтроль,ориентированный на существующие вне человека вещи.

 

Самосознание стало возможным в процессе усложнения общественной жизни, потребовало от каждого человека оценки собственного места в окружающем социальном пространстве. Контролируя свои поступки,

 

поведения и действия, предусматривая их результаты, человек берет на себя полную ответственность за них.

 

Теряющее самоконтроль самосознание индивида гипертрофирует сознание собственного достоинства, ведёт к высокой оценки самого себя,

чувству высокомерия. Самоконтроль позволяет управлять своим поведением. Степень самоконтроля у каждого человека неодинакова и зависит от индивидуальной конституции, воспитания, интеллектуального развития, наличия зажатых в рамках стереотипов эмоций и смысловых реакций. Самоконтроль призван «держать» человека в рамках необходимого,

наилучшего режима, постоянно преодолевать излишнее личное желание,

 

сдерживать неумеренность Самоконтроль является главным условием самосовершенствования.

 

Самоисследование, как раскрытие потенциальных каналов

 

собственного развития.


 

Самосовершенствование —процесс улучшения всех качествличности с целью приблизиться к воплощаемому образу как идеалу.

 

Каждый человек создает образ как идеал, к которому он стремится.

 

Под самосовершенствованием следует понимать процесс наработки социальных интенций, включающих, освоение культуры (физической,

 

нравственной, правовой и др.), а так же здоровье, раскрытие потенциальных возможностей, заложенных в человеке с учетом его индивидуальной конституции, гражданственности и патриотизма.

 

Самосознание, как прояснение духа является актом сознания,

 

посредством которого человек не может разумно действовать без хотя бы минимального знания самого себя.

 

И в этом смысле, развитие самосознания проявляется как изменение собственной самости.

 

Слово «самость», отмечает И. С. Кон, «…обозначает, прежде всего,

 

некоторую индивидуальность, имманентную идентичность, которая сохраняется при всех изменениях окружающей среды, поддерживая и воспроизводя собственную структуру»1.

 

Составным компонентом целостного самосознания человека в сфере его патриотической деятельности является профессиональное самосознание,

 

понимаемое как составная часть его компетентности, профессионализма и мастерства как основы субъектности (Л. Ф. Воскресенская, Е. Б. Савина, С.

 

Н. Чистякова, П. А. Шавир и др.).

 

Становление патриотического самосознания личности предполагает формирование сознательного отношения к Отечеству как базовой ценности,

 

во многом предопределяющей ценность жизненного пути любого человека.

 

Таким образом, патриотическое самосознание — это целостная,

 

относительно устойчивая система представлений человека о себе как духовном, биосоциальном и социобиологическом существе, включающая осознание себя субъектом защиты и созидания Отечества деятельности,

1 Кон И.С. Открытие «Я». М.: Политиздат, 1978; С.8


 

убеждение в ценности Родины, адекватную самооценку в пространстве единства личных, коллективных, общественных и государственных интересов.

 

Патриотическое самосознание выступает важнейшим новообразованием личностного самосознания на различных этапах самостоятельного выбора жизненной стратегии и составляющих её жизненных циклов и определяется как осознание, оценка молодым человеком своих личностных качеств, возможностей, как соотнесение их с требованиями национальной безопасности России. В этой связи,

 

патриотическое самосознание рассматривается как установочная система по отношению к самому себе как субъекту служения Отечеству, определяющая готовность, предрасположенность молодого человека к самостоятельному осознанному выбору линии поведения, отношений и деятельности. Данное личностное образование определяется уровнем информированности о себе, о

 

малой и большой Родине, её истории, осознанием и оценкой своих личностных качеств, возможностей и их соответствием идеалам служения Отечеству и своим ближним.

 

Формирование основ патриотического самосознания молодёжи есть процесс, логика которого отражает поэтапное развертывание «образа Я» в

 

обретаемом опыте служения Отечеству и реализуется следующей последовательностью: цельличностный смыслмотив выбора жизненной стратегии — знания о себе («образ Я») — знания об Отечестве

 

и требованиях к личности, служащей ему — самооценка личностных качеств в соответствии с требованиями к защитнику и созидателю славы России —

 

соотнесение «образа Я»с образом служения Отечеству— «образ Я» какготовность к созиданию и защите Родины.

 

Становление патриотического самосознания, определяющего духовные, биосоциальные и социобиологические качества человека, мы рассматриваем в качестве доминантного направления патриотически-

 

ориентированного образования, направленного на выработку


 

индивидуальной поведенческой стратегии образа жизни человека в русле единства личных, коллективных, общественных и государственных интересов.

 

В ходе проведённых исследований были выделены функции патриотического самосознания в структуре личности молодых людей,

 

будущих защитников и созидателей Отечества.

 

Основная, ведущая функция самосознания — функция ориентировки

 

в своем внутреннем мире, включающая самопознание и самооценку.

 

Самопознание проявляется в осознании своих психических свойств,

 

морфофункциональных особенностей, половой принадлежности, анализе поведения, происходящем в результате обобщения данных самонаблюдения,

 

а также в осознании своих потенциальных способностей и возможностей, в

 

процессе обретения и реализации опыта служения Отечеству.

 

Функция целеполагания обеспечивает выработку программыдостижения конечного результата, согласующейся с «Я-образом» в целом, с

 

представлениями о своих возможностях, правах, обязанностях, долге.

 

Функция саморегуляции проявляется в соблюдении патриотическихнорм и правил поведения в соответствии с принципами служения Отечеству во всех сферах жизнедеятельности, способствуя развитию осознанного эмоционально-ценностного отношения к образу Родины.

 

Функция самосовершенствования проявляется в овладенииспособами и приемами эффективной оздоровительной и духовно-

 

насыщаемой деятельности, направленной на оптимизацию функционального состояния своего организма и интеллекта, повышение их устойчивости к различного рода неблагоприятным воздействиям материальной и духовной среды.

 

Гностическая функция, реализующаяся в формированиипатриотических идеалов, освоении ценностей, символов, смыслов и т.д.

 

Выделенные функции патриотического самосознания позволили определиться в понимании его содержания и внутренней структуры, в


 

которой на основании данных исследований и анализа педагогических факторов были выделены следующие компоненты: когнитивно-ценностный,

 

мотивационный, рефлексивно-оценочный, поведенческий.

 

Когнитивно-ценностный компонент отражает принимаемые науровне ценностей знания и представления о пространственной образности служения Отечеству, а также степень овладения практическими умениями и навыками по реализации осознаваемых принципов, социальных требований и норм в процессе жизнедеятельности.

 

Поэтому проявление патриотизма в современных условиях:

 

— это раскрытие тех потенций, по которым должна активизироваться инициатива, начаться творческая и созидательная работа по восстановлению страны;

 

— это преодоление маргинализма и ложной социальности;

 

— это активизация социума и культуры, блокирование эгоизма,

 

космополитизма, изменение направленности частных интересов;

 

— это прояснение содержания и укрепление коллективного «мы»,

 

расширение гражданской солидарности, чувства и сознания идентичности.

 

Существующие в современной науке подходы к пониманию патриотизма, можно дифференцировать по существенным признакам,

 

выделяемым в исследованиях.

 

Во-первых,патриотизм,рассматривается как одно из высших чувств,

 

которое появляется в детском возрасте, развивается и обогащается в социокультурной и особенно духовной практике.

 

Во-вторых,патриотизм понимается как проявление активнойсоциальной деятельности на основе смыслов и ценностей сознания,

 

действий и поступков,осуществляемых на благо Отечества.

 

В-третьих,патриотизм определяется как социально-историческоеявление представляющее собой источник и смысловое пространство

 

существования, развития, а иногда и выживаемости человека и социума.

 

В-четвертых,исторически сложившимися идеологическими


 

характеристиками российского патриотизма являются принципы

 

державности, социальной солидарности и справедливости. На

 

современном этапе развития российского общества патриотизм представляется как фактор укрепления России как великой державы.

 

В-пятых,в качестве субъекта патриотизма выступает конкретныйчеловек,приоритеты которого определяются социально значимой целью

 

осознания, освоения и осмысления своей исторической, культурной,

 

национальной, духовной миссии в созидании и защите России как высшей миссии, определяющей смысл и стратегию жизни, направленной на служение Отечеству.

 

В-шестых,интегративной характеристикой истинного патриотизмавыступает ценностно-мотивационное ядро человека культуры, гражданина,

патриота, субстанция которого в духовности, которая предполагает бескорыстие, жертвенность, ответственность, преданность и т.д., в служении Отечеству, что являлось во все времена российской истории главными ориентирами-регуляторами социальной деятельности, самого смысла и предназначения человеческой жизни конкретной личности как его

 

отношение к собственной миссии с жизни.

 

Эти ориентиры-регуляторы сосредоточены в русской словесности. Ни один другой язык в современном мире не даёт такого богатства возможностей для выражения и распознавания жизненно важных духовных критериев, как, например, истина, добро, правда, справедливость,

 

праведность, честь, совесть, целесообразность и другие. Так, являясь противоположностью лжи, заблуждения, обмана, понятие ИСТИНА реально отражает действительность и не нуждается в конструкциях и композициях доказательности. Если истина - достояние сферы сознания человека, то

 

ДОБРО как онтологическая реальность соотносится с духовными сферамиверы, надежды, любви, правды, ответственности, воли, т.е. всего того, что честно и полезно, чего требует от нас долг человека, гражданина, семьянина,

 

патриота.


 

Ближайшим аналогом меры истины, является понятие ПРАВДЫ

 

представляющей собой субъктный резонанс действительного положения вещей, актуального события, хода тенденций и процессов в обществе с позиций, прежде всего, чести, справедливости, целесообразности,

 

социальной оправданности, праведности.

 

Понятие ЧЕСТЬ опирается внутреннее нравственные регуляторы человека культуры, гражданина, патриота, а также честность, благородство души и чистую совесть перед Отечеством и своими ближними.

 

СПРАВЕДЛИВОСТЬ —это мера отношения человека к другому,

 

коллективу, обществу, государству, основанная на принципах доверия,

 

честности и правды. В свою очередь понятие СОВЕСТЬ базируется на нравственной ответственности за своё поведение перед собой, окружающими людьми и обществом в целом и государством, интересы которых человек осознаёт.

 

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ -категория этики и важное патриотическоекачество, характеризующая личность с точки зрения выполнения ею нравственных требований, соответствие ее действий, поступков и деятельности патриотическому долгу, рассматриваемого с позиций гармонизации интересов личности, коллектива, общества и государства.

 

Воспитывая ответственность, необходимо учитывать ряд факторов, в

 

том числе: способен ли человек выполнять предписанные ему обязанности;

 

правильно ли он их понял; должен ли он отвечать за последствия своих действий, на которые влияют внешние обстоятельства; может ли человек эти последствия предвидеть.

 

ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ,означает наличие ясной,вполне разумной ипрактически полезной для защиты и созидания Отечества цели в деятельности каждого гражданина.

 

ДОСТОИНСТВО,характеризует наличие глубинных смысловиндивидуальной миссии конкретного человека.


 

ГОРДОСТЬ есть вдохновенность тем пространством,где и с кемпроисходит общение, ценности, принятые как наследство от ушедших, но дающее питание жизненному творчеству.

 

ВЕЛИКОДУШИЕ в отношении человека к драматическим событиями периодам России. Патриот, питаемый силами великодушия всепричастен к своей Отчизне: гордится достижениями, мучается её неудачами и уповает с надеждой на будущие свершения. М.К.Мамардашвили принадлежит мысль,

 

что, великодушие – это свобода и власть распоряжаться собой и своими намерениями, потому что ничто другое нам не принадлежит.

 

В начале третьего тысячелетия признаки патриотизма гражданина России, которые могут являться основой отбора и структурирования его содержания, можно сформулировать следующим образом:

 

чувство Родины (ощущение связи с Родиной) и преданности ей,

 

основанной на традиционных стародавних навыках общинности, соборности,

 

артельности, инициативы, предприимчивости, ответственности;

 

- отношение к Родине (позиция в пространстве-времени актуального существования индивида в континууме малой и большой Родины);

— безграничная вера и деятельная, практическая любовь к Родине и народу как творческий акт духовного самоопределния;

 

гордость за героическое прошлое Отечество, великодушие к судьбоносным периодам его истории, приверженность идеалам, ценностям и традициям своего народа, чувство долга перед Родиной, готовность

 

защищать, сохранять и приумножать честь и славу своего Отечества;

 

служение сокровенным интересам Отечества (включающим защиту физической, территориальной, политической, культурной целостности государства, сбережение нации);

ответственность за судьбу Родины и своего народа, за их будущее,

 

стремление использовать свои собственные силы в сохранении и

 

приумножении её славы;


 

представление о своей стране как о субъекте мировой системы,

 

целостном, фундаментально неизменном государственном образовании;

 

преодоление личного, национального и религиозного эгоизма, высокий уровень личной духовности;

неприятие антиподов патриотизма — измены, потребительского космополитизма, личного и группового эгоизма, ксенофобии, национальной ограниченности, замкнутости, шовинизма, самообольщения, самообожания;

 

гуманизм,милосердие,общечеловеческие ценности, идущие во благо Отечества.

 

Выделение основных признаков патриотизма решает важную педагогическую проблему: каким образом воспитание в процессе образования приобретает цель и смысл в развитии конкретных компонентов структуры личности молодого человека сообразно признакам смыслового пространства патриотизма?

 

Проявления патриотизма могут быть самыми разными.

 

Патриотизм как чувство может иметь своим результатомсоциальную активность личности, но в определенных условиях может обернуться и депрессивной пассивностью, страхом за будущее государства, и следовательно, свое собственное.

 

Патриотизм как сознание может реализоваться в формахмировоззрения, ведущих идей, мыслеобразов, идеалов. Однако, также проявляться в бесконечных речах, призывах и лозунгах, которые, однако, не всегда стимулируют людей к общественно полезной деятельности,

 

деятельности на благо Отечества.

 

Патриотизм как отношение выступает системообразующей силой вделе консолидации общества в кризисные периоды.

 

Имению поэтому мы можем говорить об оптимальном результате без всяких оговорок тогда, когда патриотизм проявляется в социальной практике общества через конкретные действия его членов. Хотя для того, чтобы стать гражданином, патриотом, не обязательно быть героем, суперменом,


 

достаточно сочувствовать и сопереживать судьбам Отечества, любить свою Родину такой, какая она есть. Ведь другой не будет. И здесь уместно отметить, что отношение человека к своей Родине аналогично отношению сына или дочери к своим родителям. Богословие относит любовь к сфере духа человека.

 

Патриотизм как деятельность обусловлен условиями человеческогобытия, сущностными потребностями человека, но, кроме того, определяется уровнем общественного и индивидуального сознания. Наряду с другими формами регулирования сознания, поступков, поведения, отношения людей в коллективе, обществе и государстве патриотизм служит согласованию деятельности множества индивидов, превращению их в совокупную массовую деятельность, подчиненную принципу служения Отечеству.

 

При этом в концептуальном осмыслении патриотического воспитания ведущую роль играет структура патриотизма, которую можно представить по следующим основаниям.

 

Психологический аспект:чувства(приверженности,любви,гордости,

 

ненависти к врагам, преданности, верности), позиции (самоотверженности,

 

сопереживания, бесстрашия), потребности в саморазвитии и самосовершенствовании, самоактуализации, направленность, характер, опыт патриотического поведения, отношений и деятельности.

Духовный аспект:смысл жизни,воля в индивидуальном и социальномпространстве жизнедеятельности, общая культура личности, наличие жизненных принципов, селективность поступков, сопричастность традициям,

 

развитость исторической памяти.

 

Ценностный аспект: идеалы,система ценностей,стереотипы,

 

убеждения, привязанность к среде существования, востребованность в социально-хозяйственном репродуктивном пространстве.

 

Познавательный аспект:подражание,познание идеалов,обретениесмыслов, присвоение ценностей, следование примеру, знания, умения,

 

навыки, опыт действия, идентификация, подражание.


 

Социально-воспитательный аспект:осознание и реализацияличностных, коллективных, социальных и государственных интересов в собственной деятельности, встраивание собственной жизненной стратегии в социокультурные процессы общества и государства,

 

самосовершенствование, овладение патриотической мотивацией профессиональной деятельности.

 

Следует заметить, что у наших соотечественников это чувство основывалось на проявлении жертвенной любви к своей Родине.

 

Вместе с тем, человек в собственной ипостаси есть субъект собственного саморазвития, самосовершенствования и самореализации,

нацеленный на опредмечивание патриотических мотивов, поступков,

 

поведения, деятельности и отношений. Именно поэтому коллектив

 

выступает как фактор его социализации в условиях корпоративности, малой и большой родины, этнокультурной идентичности и т.д. Общество

 

выступает формой социально-профессиональной востребованности личности и способом ее включенности в процесс воспроизводства. Распространив же себя на общество, человек получает свободу.

 

Государство представляется гарантом безопасности личности,

 

коллектива и общества. Общество выступает гарантом державности

 

государства, стабильности коллектива, воспроизводства личности.

 

Коллектив выступает гарантом интересов государства, справедливости в

 

общественных отношениях,востребованности личности. Личность есть агент синтеза интересов государства, общества, коллектива и собственных.

В исследованиях выделяются следующие типы патриотизма:

 

государственный, российский общенародный, однонациональный,

 

гражданский, местный или региональный и т.д. Все эти типы патриотизма взаимосвязаны, однако каждый из них выявляет в нем (патриотизме) нечто свое, особенное.

 

Смысловой предпосылкой подхода к выяснению типологий патриотизма могут служить распространенные в народе понятия большой и


 

малой Родины, соборности, духовности, служения Отечеству, защиты Родины и др. Под большой Родиной ранее имелась в виду Российская империя, позже — Советский Союз, Россия, Российская Федерация. Малая Родина — губерния (позже — область, край, национальная республика) либо уезд (район), город, деревня, хутор, предприятие, школа и т.д.

 

Цивилизационный патриотизм. Россия как государство,

 

геополитическое образование и особая цивилизация в условиях развития глобальных процессов столкнулась с объективными факторами, имеющими новую цивилизационную и планетарную природу. Все они требуют нового осмысления, а также быстрой, точной и безошибочной реакции на реально существующие вызовы. Борьба цивилизаций как главных субъектов геополитики есть новый механизм социального планетарного развития,

 

который будет определять дальнейшее будущее всего человечества. Россия сегодня находится на этапе первоначального осмысления этого процесса.

 

Государственный патриотизм связан,прежде всего,с единой ивысшей целью каждого человека, коллектива и общества в целом — интересы государства и национальной безопасности являются приоритетным началом в системе «личность — коллектив — общество — государство».

 

Политическими регулятивами государственного патриотизма является понятие государства, государственничества, а основным принципом,

 

поддерживающим и развивающим отечественную культуру, защищающим национальную независимость и государственную территориальную целостность, является принцип державности.Краеугольным являетсявопрос - что же такое патриотизм в современных условиях,что он в себявключает на уровне конкретной личности человека? Важность правильного ответа на этот вопрос крайне велика, так как выводимые из него качества являются целью патриотического воспитания детей и молодежи, тесно коррелируют с ценностями демократического государства, имеющего рыночную экономику.


 

С позиций государственно-патриотического воспитания, что отражено

 

в Концепции патриотического воспитания, патриотизм – это особая

 

направленность самореализации и социального поведения граждан,

 

предполагающая на основе любви и служения Отечеству приоритет

 

общественных и государственных начал над индивидуальными интересами и устремлениями и выступающие как высший смысл жизни и деятельности личности, всех социальных групп и слоев общества. С позиций же индивидуального самосознания, формируемого и превалирующего в

 

условиях рыночной экономики, патриотизм предполагает более
рациональное соотношение общественного и личного в реализации
     

 

конституционного долга гражданина по защите государственных интересов.

 

Гармоничное соотношение государственного и индивидуального подходов к пониманию патриотизма проявляется в определении совокупности качеств,

 

являющихся одновременно целями, результатами и критериями

 

эффективности патриотического воспитания.

 

Необходимость рассмотрения патриотизма с позиций сочетания

 

общественно значимых и личностно значимых потребностей в современных
условиях дополняется необходимостью учета сочетания
         

 

внутригосударственных российских и глобальных общецивилизационных процессов. Сущность патриотизма в виде формируемых у граждан качеств

зависит от обоснования места России в процессах глобализации, в
глобальной интеграции мира, предполагающих нивелирование
         

 

национальных и патриотических чувств, ограничение национальных суверенитетов и традиционных культурных укладов жизни народов.

 

Российский общенародный патриотизм в большей степени связан сэмоциональным миром человека. Его духовно-нравственной основой является понятия «Отечество» (отчий дом) и «Родина» (лоно рождения). Они раскрывают духовную основу патриотизма, содержание патриотического опыта народа, его ценности. В своей совокупности Отечество и Родина


 

плодотворят народ как семью, проживающую в полиэтническом и едином

 

политическом пространстве.

 

Национально-этнический (русский,татарский,башкирский и т.д.)

 

патриотизм опирается на свою этнонациональную культуру,т.е.сохраняетдуховное содержание прошлых этнических, социальных и политических форм. Он должен пробуждать чувство любви к Родине в её этнической форме, национальную гордость, способствовать развитию национальных чувств и национального характера, традиций, формировать чувство высокой нравственной ответственности за созидание этнокультурных форм жизнедеятельности социума. Н.А.Добролюбов писал: «… патриотизм живой,

 

деятельностный именно и отличается тем, что он исключает всякую международную вражду, и человек, одушевлённый таким патриотизмом,

 

готов трудиться для всего человечества, если только может быть ему полезен. Ограничение своей деятельности в пределах своей страны является у него вследствие сознания, что именно здесь настоящее место, на котором он может быть наиболее полезен… Настоящий патриотизм, как частное проявление любви к человечеству, не уживается с неприязнью к отдельным народностям»1.

 

Местный, региональный патриотизм проявляется в любви кокружающей природе, своей малой и большой родине, хозяйственному труду, семье и близким, духовной культуре своего народа. Сама же жизнь, ее современные реалии говорят о том, что эффективность патриотического воспитания детей в решающей степени зависит от семейного воспитания.

 

Именно в семье ребенок получает азы любви к своему микросоциуму, «малой» Родине, именно через семью передается генетическая связь поколений, патриотическая ментальность народов в оригинальном сочетании их этнических и религиозных особенностей. И именно российская семья оказалась в центре мощного разрушительного воздействия формировавшихся рыночных механизмов в постсоветский период развития


 

1 Добролюбов Н.А. Избр. филос. произв. М., 1948. Т.2. С.567


 

страны, разлагающей духовно-нравственной экспансии средств массовой информации, именно семья как социальная ячейка и духовный оплот государства испытывает сейчас крупномасштабный кризис. Придание семье статуса одного из ведущих субъектов патриотического воспитания детей,

 

включение духовно-нравственного потенциала семейной сферы в содержание патриотического воспитания научно состоятельны и жизненно необходимы. Природные, исторические, кровные и бытовые связи должны стать предметом патриотической любви как элементы духа своих предков и своего народа.

 

Гражданский патриотизм, в основе которого лежат любовь к Родинев ее государственном масштабе, национальное и правовое самосознание,

 

гражданская мораль и естественная поддержка природных инстинктов: гор-

 

дость за свою семью, дом, свой народ, двор, спортивный клуб, город, регион,

 

страну.

 

В основу гражданского патриотизма положены такие подсознательные стремления и импульсы, которые коренятся в духе народа, национальном инстинкте, стремлении к творчеству, к активной социальной деятельности.

 

Кроме того, П.В. Степанов делит патриотизм на естественный и

 

реактивный1.

 

Естественный патриотизм кроется от громких и массовыхпроявлений в лоне интимного мира каждого человека и питается источником любви к своей Родине. Ему чужды лозунги, ксенофобия и национальная кичливость. Для него неестественно и даже аномально проявление публичной любви к своей Родине, как и отсутствие этой любви.

 

Реактивный патриотизм возникает как ответная реакция наразличного рода национальное, культурное, религиозное, территориальное ущемление. Распад СССР, поражение в «холодной войне», падение авторитета нашей страны на международной арене, локальные военные


 

1 Патриотическое воспитание в современной школе. Научно-методический журнал заместителя директора школы по воспитательной работе. 2005, №6; С.121)


 

конфликты, всё это стало питательной средой для роста такого неестественного сознания и чувства, воплощённого в формы образов врагов,

 

предателей, диссидентов и проч.

 

Хотелось бы отметить такую форму патриотизма как ложныйпатриотизм (П.Я.Чаадаев) и лжепатриотизм (В.И.Лутовинов),которыйимеет питательную среду в атмосфере нетерпимости, неприязненного отношения, а зачастую и открытой агрессии по отношению к людям другой национальности, другого вероисповедания, другого цвета кожи.

 

В.И. Лутовинов считает, что лжепатриотизм имеет в своей основе подмену представлений о преданности Отечеству в неадекватном контесте

 

(политические интересы и пристрастия, мода, иллюзии, имидж и т.д.), а

 

также духовный, идейный и ценностный вакуум, в котором оказалось подавляющее большинство молодежи. Его параметры определяются от полного безразличия к судьбе Отечества до воинственного,

 

немотивированного национализма.

 

Причинами проявления лжепатриотизма, на наш взгляд, являются:

 

— конкуренция на рынке труда между иммигрантами и сезонными рабочими из ближнего и дальнего зарубежья;

 

— проблема международного терроризма, которая непосредственно коснулась России;

— сложившийся десятилетиями ментальный «комплекс неполноценности» у представителя «homo sowjeticus» бывшего пространства СССР, питающий зависть и презрение к иностранцам;

 

— национальное мифотворчество питает чувство национальной униженности и не способствует укреплению веры в возрождение сильной и богатой России.

В.И.Лутовинов обосновывает классификацию проявлений лжепатриотизма следующим образом.

К разновидностям лжепатриотизма первого рода относятся преднамеренные извращения истинного смысла и значения патриотической


 

идеи. Учёный выделяет три основных направления, в которых они проявля-

 

ются постоянно и в наибольшей мере.

 

Первое из этих направлений- политизация патриотизма.В рамкахданпого направления патриотическая идея усиленно используется,

 

обыгрываеrся многими известными политиками, политическими партиями и движениями для наживания политического капитала, преследуя своекорыстные интересы расширения собственной социальной базы.

 

Истинный же патриотизм как духовно-нравственное явление, как важнейшая социально значимая ценность не имеет прямого отношения ни к политике, ни тем более к борьбе за власть и не являются серьёзным фактором развития патриотической идеи, особенно в условиях современной жизни, когда в борьбе за власть активное участие принимают влиятельные финансово-

 

экономические и промышленные группы, коррумпированные чиновники высокого ранга, представители криминального мира и т. д.

 

Второе направление,в рамках которого извращение патриотизмаосуществляется ос



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: