Российского патриотизма начала третьего тысячелетия.




 

Принципы патриотизма —одна из форм выражения духовно-

 

нравственных и идейных требований, в наиболее общем виде раскрывающая содержание служения Отечеству, существующего в современном российском


 

обществе. Они выражают основополагающие требования, касающиеся сущности служения Отечеству, обеспечения единства интересов человека,

 

коллектива, характера взаимоотношений между людьми в обществе,

 

государстве, определяют общее направление деятельности человека и лежат в основе частных, конкретных норм поведения. В этом отношении они служат критериями нравственности, культуры, патриотизма и гражданственности.

 

Принципы патриотизма имеют всеобщее значение, охватывают всех людей, закрепляют основы культуры их взаимоотношений, создаваемые в длительном процессе исторического развития каждого конкретного общества. К числу основных принципов следует отнести:

 

Национально-идеологические принципы:

 

приоритетной ценности и высокой социальной значимости патриотизма в сознании, чувствах, действиях и отношениях индивида;

 

универсальности и уникальности российского патриотизма; державности, единой и неделимой России; служения Отечеству;

 

исторической и этно-культурной преемственности; гордости и великодушия к прошлому Отечества; принадлежности к России, её культуре и истории.

 

Общественно-государственные принципы:

 

единства личных, коллективных, общественных и государственных интересов;

 

национальной, социальной и этнокультурной идентичности; культурной укоренённости и самодостаточности; сохранения и воспроизводства отечественных традиций; гражданского и патриотического долга человека; деятельности во благо Отечества.


 

Социально-педагогические принципы:

 

повышения социального статуса патриотического воспитания; единства патриотического контекста, смыслотворчества и проблемной конструктивности патриотического воспитания

 

(требует рассматривать процесс патриотического воспитания в зависимости от того контекста в котором оно применяется. Этот принцип следует из закона со-трансформации педагога и воспи-танника, согласно которому педагог неизбежно транслирует воспитаннику свое миропонимание и предостерегает от механического переноса средств других сфер воспитания);

 

адекватности символики целям воспитания; сакральности в развитии духовного мира и воспитания

 

великодушия; природо- и культуросообразности.

 

Значение патриотизма в начале третьего тысячелетия заключается втом, что он выступает как мощный мобилизационный ресурс развития личности, коллектива, общества и государства, активизирующий энергию граждан в решении проблем общественного и государственного развития на высокую самоотдачу ради достижения общей цели – сохранения и развития России, стремления сохранить и способствовать развитию государственности, социально-экономической и духовной сферы,

 

общественных идеалов и ценностей.

 

Условия наличия патриотизма -возможность репродукции семьи,

 

этноса, народа, национальности, наличие перспективы общества,

 

энергетический, духовно-нравственный, социально-экономический баланс и гармония отношений личности, семьи, общества, государства.

 

Востребованность патриотизма для каждого субъекта сообщества.

 

Патриотизм может формироваться и как защитная реакция на вытеснение,

 

ущемление естественной жизни этноса, нации, народа.


 

Источники патриотизма -территориально-бытовая и природногеографическая среда; чувство Родины, сознание долга перед ней и ответственность за ее судьбу; духовные и материальные связи с Отчизной,

 

привязанность к родному краю; Родина - как сложное естественно-духовное,

 

социально-природное образование; природа отечественной цивилизации,

 

основанная на православии, ценностях величайшей гуманистической культуры, благородных традициях имперской российской государственности; история России; национальные традиции, преданность Отечеству; конкретные люди с деятельным отношением к своей Родине и Отечеству и народ в целом со своим менталитетом, психическим складом;

 

социально- экономические условия общества, социальные условия жизни,

 

наука, региональная специфика и т.д. При этом мы исходим из того, что социальность, как и человечность имеют глубокую укорененность в человеке и первичном коллективе (группе). Речь идет, в частности, об архетипическом мире человека (коллективном бессознательном). Обратим внимание на то,

 

что коллективное бессознательное, имея врожденный характер и становясь тем основанием, на котором выстраивается психика человека, одновременно составляет и основу традиций, к нему восходят определенные общественные установления, нормы поведения, ценности, идеи, обычаи, обряды, присущие данному обществу. В них корни патриотизма любого народа и, в частности феномен соборности российского народа как некоего коллективного бессознательного, имеющего основой ответственность перед живущими рядом.

 

Рассмотрим более подробно источники патриотизма как духовного и социокультурного феномена.

 

Коллективное бессознательное есть «живая память» предков,

 

унаследованная индивидом, ветвь их исторического дерева, потеряв которую, индивид теряет себя. И если случается такое, природа жестоко мстит заблудшим, превращая их в зверей. Только развивая в себе «живую память» предков, человек может обрести себя настоящего, подлинного, того,


 

что скрыт под наслоением времен и нравов. И в этом смысле патриотизм выступает как своеобразный иммунитет человеческой социальности разных форматов: от конкретного человека, окружающего его коллектива, до общества и государства, от степени включённости в связи которой зависит степень противостояния внутренним и внешним опасностям, а уровень консолидации отвечает уровню безопасности и стабильности.

 

Воплощением русского духа был и остается великий русский язык,

 

несущий нравственный и честный взгляд, правду, глубокую философию жизни. Воистину — он говорит о главном. Род — вот коренное слово,

 

означающее как «дающий жизнь», так и «жизнь продолжавший».

 

Слова этого корня несут светлое, доброе начало. С приставкой на,

 

означающей стремление ввысь, внутрь, к сердцу, образуется слово народ.

 

Хоровод светлых слов рождается из этого корня. Говорим «родимый» (род-

 

имый — имеющий) и знаем — «дорогой, близкий сердцу». Произнесем

 

«родник», и воображение рисует нам чистый, животворный, из недр матери-

 

земли текущий ручей. Скажем «Родина», — мыслим: дорогая, самая близкая сердцу страна.

 

Язык подсказывает нам: идти к добру—значит идти к народу. Или,

 

например, в русском языке есть исконное слово «рать» — от ратовать, т.е.

 

сопротивляться силе, насилию, сражаться, защищать, оказывать помощь в беде. Отсюда — «ратник», «защитник». Вместе с тем в глубоковековой традиции и верованиях восточных славян понятие родины было священно,

 

ибо это то, что принадлежит Роду: Родина земля, т.е. земля Рода, верховного языческого божества наших далёких предков.

 

Отечество в мировосприятии наших далёких предков представлялось как ограда истоков социального бытия, и это мировосприятие находит свое воплощение в символике воина как витязя — хранителя и защитника самой жизни (слово витязь образовано от древнего арийского корня «вита» —

 

жизнь).


 

Этимология слова «победа» — означает не радость одержащего верх над соперником, а преодоление беды, реализованную потенцию противостоять любой беде. Идея служения Отечеству основывалась во все времена именно на этой парадигме. Российское государство формировалось,

 

прежде всего, на основе этой идеи «кто с мечом к нам придёт …», как охранительное средство народа от всякого рода бед и носителей беды. В

 

современных документах по образованию нет ключевых слов, без которых идея служения, идея патриотизма, направляющая весь воспитательный процесс в любой здоровой по духу школе, не может быть ни осознана, ни воспринята. Эти слова: Бог, Россия, народ и Родина. Без них невозможно понятие служения. Служить можно только высшему, определенному,

 

исторически утвержденному и освященному в сознании поколений, то есть народу, а не обществу, ибо народ — понятие нравственное, а общество может быть поливариантным.

 

Древнерусская литература, имевшая по словам Д. С. Лихачева, «учительный характер», воспитывала своих читателей, учила их любви к родине, но изъяснялась не на языке понятий, а на языке чувств, образов.

Природа, род, родители, родственники, Родина, народ —неслучайно однокоренные слова. Это своеобразное пространство патриотизма,

в основе которого лежат чувства Родины, родства, укорененности в ментальной культуре, сопричастности к иному, к миру других,

 

ответственности и солидарности, любви, которая обусловлена на уровне инстинктов. Оно необходимо, ибо мы не выбираем родителей, детей, Родину,

 

место своего рождения. Ивану Ильину принадлежат такие строки: «По-

 

видимому, люди приобретают этот патриотический опыт без всяких поисков и исследований: он приходит как бы сам собою».1

 

Константин Паустовский, гуляя по осеннему лесу, размышлял над словом

 

«родник». Связав его со словами «родина», «народ», он так записал свои раздумья: «С необыкновенной силой я понял, что все это — родина, родная


 

1 Ильин И.А. Путь к очевидности. М.: Республика, 1993. (Мыслители ХХ века). С. 218


 

земля, любимая до последней прожилки на лимонном листке осины, до едва уловимого курлыканья журавлей в высоком и прохладном небе»1.

 

Одним из системообразующих факторов конкретных форм социальности является феномен малой родины — чувственно-

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: