конкурентоспособность личности.
К сожалению, в последние полтора десятилетия представления о воспитательном потенциале образования и его интеграционном ресурсе -
патриотизме были преданы забвению. Интеграция патриотизма в образование отвечает интересам страны, потребностям российского общества в людях целеустремлённых, имеющих гражданскую и патриотическую позицию, сориентированных, на созидание и защиту Отечества, что вполне согласуется с интересами конкретного человека и окружающего его коллектива.
Интеграция государственных ориентиров и ценностных ориентаций педагогов, детей и родителей служит основой для конкретизации задач воспитания патриотизма у современных школьников. Гражданские и патриотические духовные и нравственно-волевые качества представляют собой единый комплекс и рассматриваются в диалектической взаимосвязи.
О личности принято судить по характеру его поступков, актов поведения, результатам деятельности, ценностным основаниям отношений:
не может человек, равнодушный к судьбе своего Отечества быть нравственным; нравственный человек не может не быть защитником и созидателем Отечества. Безвольный, конформный, несамостоятельный,
зависимый не будет ни деятельным, ни духовным. А.С.Макаренко писал:
«…не может быть колебаний, - стремиться к воспитанию смелых, честных,
настойчивых или малодушных, трусливых и лживых: каждый должен быть смелым, мужественным, смелым, трудолюбивым, патриотом».1
По данным мониторинга общественного мнения, проведённого Институтом социально-политических исследований РАН в 2000 - 2004 годах,
основные патриотические ориентиры населения РФ могут быть представлены следующим образом:
Любовь к Родине – 63%; Любовь к своей семье, родным и близким – 50%;
Любовь к родному городу, деревне, дому – 42%; Любовь к родному пепелищу … - 8%; Любовь к русской культуре – 38%; Любовь к народу – 27%;
Любовь ко всему человечеству – 10%; Возрождение традиций советского государства – 10%;
Возрождение традиций российского государства – 21%; Стремление к социальной справедливости – 19%; Стремление к безопасному глобальному миру – 9%; Религиозная вера, которую я исповедаю – 7%; Коллективный, общинный образ жизни – 4%;
Патриотизм в условиях глобализации теряет своё значение – 4%; «Последнее прибежище негодяя» (С.Джонсон) – 1%2.
1 Цит. по: Гликман И. Воспитание в законе и воспитания … в загоне// Народное образование, 2004; № 6; С.40
2 В.К.Левашов Патриотизм в контексте современных социально-политических реалий//Социс, № 8,2006; С.68
Данные мониторинга позволяют ответить на вопрос:
Каков он – патриот России начала третьего тысячелетия?
(эскиз модельной композиции)
Сфера духа:
Проявляет субъектность собственно освоенного духовногобогатства;
Любит свою малую и большую Родину,как духовную данностьему своими предками;
Проявляет творческое отношение ко всем сторонам общественнойжизни, к межличностным, семейным, национальным, межнациональным и т.д.;
Обладает волей к достижению общественно значимых целей; Позитивно относится к социальной и профессиональной
деятельности; Критически воспринимает негативные явления в обществе,
предупредительно и рационально относится к ним; Отстаивает в различных формах и на различных уровнях,
сообразно собственным возможностям, национальные интересы России;
Предотвращает,на уровне собственных возможностей,угрозынациональной безопасности России.
Сфера души:
Обладает патриотическим сознанием; Привязан смыслоценностными корнями к своей малой и большой
Родине, хотя может проживать далеко от неё; Испытывает чувство верности историко-культурному наследию;
Обладает патриотической позицией и гражданскойответственностью;
Осознаёт,что деланное им идёт во славу России и историческисложившейся цивилизации;
Формирует образ собственной жизнедеятельности во благоОтечества и своих ближних;
Обеспечивает в пространстве собственной жизнедеятельностидуховную, ценностную, энергетическую самодостаточность.