Эмоциональное отношение к конкретной территории, к проживающим




 

На ней людям.

 

Именно поэтому возникающие в процессе осмысления социальные отношения, характеризуются тесными личными связями, эмоциональной глубиной, продолжительностью во времени, стремлением участвовать в совместных делах того пространства социальности, которое именуется малой родиной.

 

Специфика родины в своих глубинных основаниях обусловливается теми социокультурными факторами, которые формировались на ранних этапах становления человека и которые образуют его достояние в пространстве генетической памяти. В связи с этим важно понять, что такое социальность, как возникает человеческое в человеке, что предпосылки этого складываются в процессе формирования человеческих чувств. Именно они изначально образуют основания для становления культуры как специфического средства, обеспечивающего идентификацию индивидов.

 

Первоначально эта самодетерминация имеет спонтанный характер ситуативных поведенческих моделей первобытной социальности. Она начинает складываться в процессе бесконечного повторения в повседневной жизни первобытного сообщества специфического состояния, которое можно было бы назвать чувственным резонансом.

 

Естественно предположить, что у первобытных людей такого рода состояния, прежде всего, возникали при угрозе собственного существования и утери привычного уклада жизни.

 

1 Кутузов А.Г. и др. В мире литературы. Учебник-хрестоматия. 7 кл., М.: Дрофа, 2001-2003. С.58


 

Оказавшись перед лицом возникшей вдруг опасности с возможной трагической развязкой, тот или иной индивид переживает напряжение,

 

преодолевая страх (витальные потребности) и собираясь перед экстремальными действиями чтобы защитить своих близких и привычную среду обитания. Его напряжение передается другим участникам данной ситуации, резонируя их приготовления к действию.

 

«Иметь родину — писал Иван Ильин, значит любить ее, но не тою любовью, которая знает о негодности своего предмета и потому, не веря в свою правоту и в себя, стыдится и себя и его; и вдруг выдыхается от

 

«разочарования» или же под напором нового пристрастия. Патриотизм может жить и будет жить лишь в той душе, для которой есть на земле нечто священное: которая живым опытом (может быть, вполне «иррациональным»)

 

испытала объективное и безусловное достоинство этого священного — и

 

узнала его в святынях своего народа»1.

 

Проникая в чувства индивида, чувственное состояние родственного коллектива как бы заряжает данного индивида, и наоборот, эмоциональное состояние индивида передается коллективу. Именно благодаря этому первобытные люди, объединяясь в группы, могли противостоять другим группам, защищая собственный ареал расселения. Это чувственное взаимодействие, чувственный резонанс, собственно и обеспечивает преодоление инстинкта страха у каждого участника группы, обусловливает приготовления к совместным действиям по защите и созиданию той культуры, слагаемыми которой в первобытном сознании были души предков,

 

кормилица- земля и та социальность в системе которой они проходили этапы собственной жизни.

 

Обратим внимание, что чувственный резонанс возникает вследствие кризисного состояния человека, когда под угрозой оказывается само его существование, остро встает вопрос о благополучии и спокойствии близких,

 

гомеостаза жизнедеятельности когда на основе эмоций происходит


 

 

1 Ильин И.А. Путь к очевидности. М.: Республика, 1993. (Мыслители ХХ века). С.224


 

мобилизация всех возможностей индивида и первичного коллектива,

 

возникают спонтанные произвольные относительно как конкретного индивида и социальной группы. Источник этих действий - состояние психики под сильнейшим эмоциональным напряжением.

 

Этот выход за пределы инстинктов (в данном случае страха)

 

осуществляется индивидом в процессе произвольного (относительно его биологической сущности) действия, которое в силу императивов сообразности, соотнесенности с коллективом в конкретной ситуации адекватно этой ситуации. Так в чувственном резонансе одухотворялась сила произвольного действия, превращаясь в осознанную силу.

 

Именно эта сила обусловила направленность развития наших предков по небиологическому, а историческому пути.

 

Благодаря ей над природным бытием начинает доминировать новое социальное бытие как результат процесса резонансного проникновения индивидов в глубины своей самости, своего все более содержательного бытия, превращающего «инстинкт социальности» в нечто «духовное» -

 

первоначально чувственно-волевое, а затем и рационально-опредмеченное. В

 

результате произведение себя индивидом исходно было связано с регламентацией его «витальных» действий и поведения в рамках зарождающегося целого - приобретенной социальности.

 

Для эмоциональной сферы наших далёких предков характерен феномен взаимопроникновения энергии эмоциональной реакции от одного индивида к другому, усиливаемый опасностью.

 

В коллективном противостоянии опасности развитие чувственной сферы индивида через устремленность и проникновения в себя разворачивается в произвольном относительно инстинктов действии и как проникновение в другого и прежде всего в чувственный мир окружающего коллектива.

 

Это связано с тем, что по природе своей произвольное действие индивида осуществляется не на основе какой - либо заданной матрицы и


 

подражания и не как процесс отражения, а как предвосхищение понимание,

 

как единение-проникновение в чувственно-эмоциональную сферу коллектива и каждого его участника. На основе способности глубокого проникновения в эмоционально-чувственные переживания друг друга, как результат развития такого проникновения популяция начинает существовать как слитная целостность, способная развивать эмоции в чувства и в реальном

 

(чувственном, духовном и социокультурном) коллективном действии порождать социальность.

 

И.А. Ильин писал: «Люди инстинктивно, естественно и незаметно привыкают к окружающей их среде, к природе, к соседям и культуре своей страны, к быту своего народа. Но именно поэтому духовная сущность патриотизма остается почти всегда за порогом их сознания. Тогда любовь к родине живет в душах в виде неразумной, предметно неопределенной склонности, которая то совсем замирает и теряет свою силу, пока нет надлежащего раздражения (в мирные времена, в эпохи спокойного быта), то вспыхивает слепою и противоразумною страстью, пожаром проснувшегося,

 

испуганного и ожесточившегося инстинкта, способного заглушить в душе и голос совести, и чувство меры и справедливости, и даже требования элементарного смысла»1.

 

В русском языческом сознании исторически возникло своеобразное толкование и основополагающих земных идеалов, главной их составляющей становится идеал Земли-матери, позднее — идеал Отечества в сонме славянских божеств. Образы воспроизводства как роли Матери-Родины и

 

упование на силу Отца-Отечества в ее защите в русской истории имелисвою обусловленность.

 

Сакральные отношения в древнейших славянских общинах заложили основу и оформили в обычном праве систему правил, регулирующих отношения взаимопомощи, взаимного обмена дарами, услугами,


 

1 Ильин И.А. Путь к очевидности. М.: Республика, 1993.- 431 с. (Мыслители ХХ века)

 

.С.218)


 

формировали соответствующие ценностные и поведенческие стереотипы,

 

которые нашли своё выражение в православной доктрине.

 

Корни сострадательного отношения к ближнему находят в обычаях восточнославянских племён, которые в отличие от воинственных германцев и норманнов, «…избавлявшихся от слабых, увечных и пожилых сородичей,

 

истреблявших пленных, были милостивы к старшим и молодым соплеменникам, а так же пленным»1.

 

Такое сострадание является внутренней основой характерных как для наших далёких предков, так и для исторического пути русского народа,

 

отражённого в архетипах, ментальности и стереотипах самобытных форм коллективистской демократии, силе решения проблем «всем миром».

 

Сложились отечественные социокультурные православные идеологемы о пользе милостыни, о взаимном спасении бедных богатыми в посюстороннем мире и спасении богатых бедными в потустороннем,

 

основанном на принципе подаяния и молитвы, что определяется понятием

 

воздаяния.

 

Именно поэтому богатство на Руси никогда не было легитимным, и

 

можно грешить против истины, говоря о русских традициях восхищения ухарством, размахом и удалью купцов, тем более, если это питало аллергию к патриотизму и социальную безответственность. «… если русский нарушает незыблемые для народного сознания святыни: чувство справедливости,

 

сострадательности, жалости»2. Обратим внимание, что чувственный резонанс возникает вследствие кризисного состояния человека, когда под угрозой оказывается само его существование, остро встает вопрос о благополучии и спокойствии близких, гомеостаза жизнедеятельности когда на основе эмоций происходит мобилизация всех возможностей индивида и первичного коллектива, возникают спонтанные произвольные относительно как конкретного индивида и социальной группы. Источник этих действий -

1 Соловьев С.М. Сочинения, кн.1., М., 1988, - Т.1. С.91

2 Ляшенко В. «Новые русские»: пять лет спустя// Российская Федерация сегодня. - 1997. -

№ 9, - С.52


 

состояние психики под сильнейшим эмоциональным напряжением,

 

предполагающий резонансные явления.

 

Чувственный резонанс как основной способ коллективного действия первичного человеческого сообщества обусловливает новое качество не только в действии, но и в эволюции индивидов. Дело в том, что взамен инстинктивной программы у человека в процессе чувственного развития формируется специфическая родовая программа, которая во многом опосредует действие инстинктов. Она возникает в процессе очеловечивания телесности индивидов в произвольном действии под давлением природных факторов (крупный опасный зверь, гроза, сильный холод), социогенных

 

(борьба за территорию) возбуждающих чувственный резонанс первичного коллектива. Формирование этой программы связано с тем, что в процессе взаимопроникновения и взаимовозникновения коллективного и индивидуального в сопряжение с природой происходит становление индивидов, общности и природы. В психической сфере индивида этот процесс связан с формированием биопсихических детерминант индивидуального поведения и развития (в форме коллективного бессознательного), в сфере общности - с системой общностных связей, в

 

основе которых социопсихические механизмы поведения индивидов,

 

разворачивающиеся в систему общественных отношений, на полюсе природы - с расширением ареала объектов природы, инициирующих патриотические чувства.

 

Возникая в чувственном резонансе (социопсихической детерминации поведения) и вытесняя или опосредуя инстинкты, эмоции и чувства закрепляются в системе биопсихических психофизиологических детерминант индивидуального развития коллективного бессознательного, которые, как и инстинкты, передаются по наследству. В результате коллективное бессознательное, возникая в процессе чувственного развития первичного коллектива, приобретает врожденный характер и тем самым выступает как исторический опыт чувственной жизни рода, передается по наследству и


 

становится тем основанием, на котором выстраивается индивидуальная

 

психика человека.

 

Архетип - в «аналитической психологии» К.Г.Юнга изначальные,

 

врождённые психологические структуры, образы (мотивы), составляющие содержание так называемого коллективного бессознательного и лежащие в основе общечеловеческой символики. Бессознательным оказывается всё то,

 

что не становится предметом особых действий по осознанию.

 

Экспериментальная разработка понятия бессознательного была начата Зигмундом Фрейдом, показавшим, что многие человеческие действия, в

 

реализации которых человек не отдаёт себе отчёт, имеют осмысленный характер и не могут быть объяснены за счёт инстинктов. Им было рассмотрено, как та или иная мотивация проявляется в сновидениях,

 

невротических симптомах, в творчестве. В современной науке выделяется

 

несколько основных проявлений проявлений бессознательного:

 

1) мотивы, истинный смысл которых не осознаётся в силу их социальной неприемлемости или противоречия с другими мотивами; 2)

 

поведенческие стереотипы, действующие в привычной ситуации; 3)

 

подпороговое восприятие, которое в силу большого объёма информации не осознаётся.

 

Именно этим определяется смысл поиска идентификационного кода российской культуры, адекватного вызовам современности. По существу,

 

речь идет о выявлении и рефлексировании некой тенденции, за которой скрывается новая, укорененная в глубинах народной жизни система базовых ценностей, существующая в форме таких архетипических конструкций,

 

которые на протяжении тысячелетий формировали разные поколения,

 

создавая лицо народа и нации, обусловливая совершенно определенный тип личности. Очевидно, что суть культурологической реконструкции связана с перегруппировкой культурных архетипов и их новым синтезом, что придает смысл социальному творчеству народа и обусловливает превращение выделенной тенденции в основание нового типа системного развития.


 

В повседневной жизни архетипы коллективного бессознательного как бы незаметно определяют жизнь индивида. Они выступают как запечатленные в его психике акты программы поведения древнего человека в моменты произвольного действия в окружающем коллективе. Совокупность таких интуиции, образующих коллективное бессознательное, и есть внутренняя реальность сознания. Содержанием коллективного бессознательного являются общечеловеческие первообразы-архетипы

(образы матери, земли, дзядов, навий и т.д.). Этот внутренний мир индивида,

 

составляя, так сказать, интимные основания социальности, восходит к его эмоционально-чувственному развитию и не понятен современному человеку,

 

поскольку в процессе последующего развития люди утратили способность

 

«психической идентичности» или «мистического участия» в жизни других,

 

способность посредством чувств и эмоций сочувствовать, разделять судьбу окружающих. При рассмотрении символов в бытии и сознании человека необходимо иметь в виду следующее:

 

символическое мировосприятие формировалось у человека на протяжении многих тысяч лет как на сознательном, так и на подсознательном уровне; символы по природе своей эмоциональны, и потому человек переживает

 

символы каждый раз, когда использует или встречает их; символ всегда несет в себе определенную ценность человеческого бытия;

 

истолкование символа есть диалогическая форма знания: смысл символа

 

реально существует только внутри человеческого общения.

 

Будучи явлением идеальным, он существует в любой форме человеческой деятельности, которая является символической и по форме, и

 

по содержанию и является парасубъектным феноменом и выглядит объективная реальность, существующая в форматах человеческого сообщества. Именно поэтому можно считать, что смысл символа реально существует только внутри человеческого общения.

 

Таким образом, корни человеческой души восходят к социокультурным, сверхличным процессам, к коллективному


 

бессознательному как всеобщему основанию душевной жизни. Архетипы как бы распределяют частицы этого опыта, организуя его в определенное целое.

 

И элементарные поведенческие программы вроде безусловных рефлексов, и

 

такие сложные формы взаимодействия человека с миром, как восприятие,

 

мышление, воображение, разворачиваются на основе интуитивного

 

«схватывания» архетипа. При этом в чистом виде архетип не входит в сознание как целое, он всегда соединяется с каким-то опытом, подвергается предварительной обработке. Причем в процессе такого соединения внутренний мир индивидов (самость) определенным образом организуется.

 

Коллективное бессознательное составляет основу традиций, к нему восходят определенные общественные установления, нормы поведения,

 

ценности, идеи, обычаи, обряды, присущие данному обществу.

 

Именно поэтому феномен малой родины, любовь к ней, стремление к её защите в своих глубинных основаниях опирается на те корни, которые связывают современного человека с первичными процессами

 

Человекообразования.

 

Внутренняя самоорганизация человека зиждется на его способности,

 

оказавшись под воздействием изменяющихся внешних психологических,

 

социальных, экономических условий, самостоятельно выдерживать это воздействие, в себе самом находить основания для поддержания устойчивого внутреннего душевного состояния, несмотря на непредсказуемые изменения внешних воздействий. Это способность достигать устойчивости внутренней жизни человека по отношению к внешним воздействиям. Такая способность обусловливается тем, что человек имеет внутреннюю, сочлененную с сообществом программу развития.

 

В этой связи следует говорить, что человек уже в раннем возрасте обладает врожденными механизмами саморазвития. Более того, он имеет еще и биологическую, сочлененную с социально-антропологической, программой развития. Создавая условия, необходимые для проявления и развития лучших черт растущего человека, общество формирует в нем его собственный


 

механизм саморазвития, что и являет собой стержневой элемент его, данного индивида, способности поддерживать гомеостаз.

 

Главное условие формирования нового синтеза архетипических оснований народной жизни, предполагающего постепенное и естественное включение в осуществление реформ всего народа, мобилизация социального потенциала населения на основе консенсуса возникающих и активно организующихся социокультурных групп, ориентированных на этнокультурные традиции организации жизни, прежде всего в деятельностной сфере.

 

Для российского полиэтнического сознания унаследовать прошлое — не уходить от предшествующих поколений, а идти по их путям, дорогам: с

 

преданиями, традициями, обычаями, заветами предков.

 

Уважение наследия своего народа - одна из сфер проявления внутренней культуры человека, поэтому смысл обучения – это работа с умом молодого гражданина. И патриотизм выражается в преданности высшим нравственная ценностям народа, опирается на духовно национальные начала,

 

базируется на принципах органического восприятия высоких патриотических идей, берущих свои истоки в глубине веков и составляющих основы национального самосознания любого народа.

 

Глубокая древность относит нас к истории разгадки тайны сознания.

 

На протяжении многих веков философы пытаются проникнуть в тайны сознания и возможности его познания.

 

Для того, чтобы познать окружающую действительность необходимо её осознать, освоить, преобразовать в коды символики и т.д.

 

Акты сознания концентрируют наше внимание, память, мышление,

 

воображение, ибо задействованы все психические процессы, состояния и свойства человека, т.к. сознание - это единство всех форм познания и переживаний человека и его отношение к осознанному.


 

Сознание современного человека - это продукт истории всего человечества, итог развития бесконечной череды набора опыта поколениями людей.

 

Итак, сознание - это высшая форма отражения действительного мира,

 

свойственна только людям и связана с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном и целенаправленном отражении действительности, в

 

предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и само-контролировании поведения человека.

 

Стержнем сознания, способом его существования является знание.

 

Сознание принадлежит субъекту, человеку, а не окружающему миру. Но содержанием сознания, содержанием мыслей человека является весь мир, все его стороны, связи, законы. Поэтому сознание можно охарактеризовать как субъективный образ объективного мира.

 

Сознание представляет собой субъективную сторону психики,

 

осознание как ближайшей чувственно воспринимаемой среды, так и осознание локальной связи с другими объектами, находящимися вне пространства непосредственного «времени-пространства» субъекта.

 

В основе всех этих проблем лежит неразвитость патриотического самосознания молодёжи, его направленности на идеалы служения Отечеству.

 

Патриотическое самосознание гармонизирует человека с самим собой,

 

природой, коллективом, обществом и государством и является основой формирования индивидуальной философии жизнедеятельности, повышения личностного потенциала человека, открытия новых путей его развития, что является необходимым условием подготовки компетентных, творчески мыслящих, адаптированных к новым, быстро меняющимся условиям работы специалистов разного профиля.

 

Богатый опыт исследования самосознания личности накоплен в классической отечественной и зарубежной философии и психологии. Особое значение для анализа самосознания имеют психоаналитические и


 

гуманистические направления, изучающие структурную организацию самосознания (Р. Берне, В. Франкл, 3. Фрейд, Т. Шибутани, Э. Эриксон и др.), теории социальной установки (А. Г. Асмолов, Д. Н. Узнадзе, В. А.

 

Ядов); теории интериоризации (Л. С. Выготский, Ж. Пиаже).

 

В последнее время наметилась тенденция более глубокого изучения проблемы самосознания в связи с разработкой ее отдельных компонентов,

 

таких как самопознание, самооценка, «образ Я» (Е. А. Голомшток, С. С.

 

Гриншпун, С. И. Вершинин, С. П. Зуева, Ю. М. Орлов, Л. Н. Кабардова, Л. Н.

 

Рожина, Н. И. Романова, М. С. Савина). Общие закономерности формирования личности как субъекта служения Отечеству в разнообразных сферах деятельности отражены в работах Г. Г. Агаповой, Н. Н. Захарова, Е.

 

А. Климова, И. Н. Назимова, Н. С. Пряжникова, А. П. Сейтешева, В. Д.

 

Симоненко, И. Д. Чечель, С. Н. Чистяковой, П. А. Шавира.

 

Формирование самосознания будущих поколений необходимо начинать с раннего периода жизни человека в семье, дошкольном учреждении, ибо этот период, по мнению большинства исследователей (И.

 

С. Кон, В. В. Столин, Л. Д. Олейник, И. В. Дубровина), является периодом возрастной сензитивности для формирования данного личностного образования.

 

Развитие патриотического самосознания в подростковом возрасте будет способствовать целостности его представлений об образе Родины,

 

исторической практике защиты и созидания Отечества.

 

Самосознание подростков в это время направляется на осознание собственных качеств, важных для будущей деятельности, вектором которой будет установка на служение Отечеству. Исходя из сказанного, старший подростковый возраст рассматривается как наиболее значимый период формирования патриотического самосознания.

 

В качестве основного средства формирования патриотического самосознания выступает актуализация образов служения Отечеству.

 

Очевидно, что процесс формирования патриотического самосознания


 

молодых поколений носит комплексный характер, предполагающий создание универсальной для России системы педагогических условий, разработка которой и составляет проблему долгосрочного научного исследования.

 

Таким образом, одной из приоритетных целей патриотического воспитания на начальном этапе обучения в школе должно стать формирование их патриотического самосознания через механизмы само и взаимоидентификации.

 

Феномен самосознания широко исследуется в философской и психологической литературе (Л. С. Выготский, И. С. Кон, С. Л.Рубинштейн,

 

В. В. Столин, А. Н. Леонтьев, Д.А. Леонтьев). Ряд работ посвящен изучению патриотического самосознания, его структуре, функциям, формированию в образовательном процессе школы и вуза.

 

Психологические, философские аспекты самосознания как духовного феномена исследованы в работах отечественных ученых (К.А.

 

Абульхановой-Славской, А.Г. Асмолова, Л.И. Божович, В.П. Зинченко, Ю.Г.

 

Волкова, Л.С. Выготского, И.С. Кона, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна,

 

А.Г. Спиркина, Л.В. Скворцова и др.).

 

В середине 80-х годов наиболее фундаментальной работой по проблемам патриотического сознания стала монография " Патриотическое сознание: сущность и формирование / Бойко В.И., Бобков Р.В., Бублик Л.И.

 

и др.; Отв.ред.Бойко В.И.; АН СССР. Сиб.отд-ние. Ин-т истории,филологии и философии. - Новосибирск: Наука. Сиб.отд-ние, 1985".

 

Затем, наиболее обстоятельный анализ был дан в работе Б.Т.Лихачева

 

"Национальное самосознание - основообразующее начало воспитания //

 

Известия Рос. акад. образования. - М., 1999.

 

В настоящее время проблемы патриотического сознания и патриотического самосознания исследуются разносторонне в ракурсе межнаучного синтеза.

Так, М.С.Колчина исследует проблемы социального проектирования в развитии гражданского самосознания учащихся; Б.И.Кононенко определяет


 

патриотизм как феномен общественного сознания в российском обществе; А.

 

В.Кузнецова рассматривает проблему формирования патриотическогосознания современной молодежи в условиях трансформации российского общества на опыте социологического исследования; С.И.Гончарук поднимает проблему духовной безопасности России в ракурсе соотношения этнического и патриотического сознания; С.Ю.Иванова предметом научных поисков избрала проблему соотношения патриотизма, национализма и глобализма в формировании патриотического сознания наших современников.

 

При всём многообразии и противоречивости философских и психологических подходов к пониманию самосознания, оно признается важнейшей сущностной характеристикой личности, являющейся механизмом и продуктом саморазвития.

 

Важнейшими методологическими основами формирования патриотического самосознания являются индивидуальный, акмеологический и деятельностный подходы. В соответствии с индивидуальным походом молодой человек выступает как субъект взаимодействия с коллективом,

 

обществом, государством с присущим ему самосознанием. Через его самосознание преломляются внешние педагогические, психологические воздействия и тогда происходит осознанние ценности Отечества и служение

 

в его благо.

 

В соответствии с индивидуальным подходом молодой человек выступает как субъект своей Родины с присущим ему самосознанием. Через его самосознание преломляются внешние педагогические, психологические воздействия и тогда происходит осознанный выбор идеалов, ценностей,

 

стереотипов и т.д. При этом самосознание складывается на основе интерпсихологических процессов, закладываемых в семье, ближайшем окружении (Л. С. Выготский, Ж. Пиаже), т. е. индивид формирует самосознание путем усвоения, интериоризации.

Акмеологический подход дает возможность разрабатыватьпедагогические технологии, способствующие активизации самопознания,


 

самооценки, самовоспитания и самореализации в будущей деятельности, а

 

молодому человеку позволяет раскрыть, осознать и развить свои потенциальные возможности.

 

Самосознание человека возникает в результате его взаимодействия с окружающим миром, людьми. Человек начинает осознавать себя реально существующим во времени и пространстве, как часть окружающей среды.

 

В результате деятельности самосознания человек получает знания о себе самом и своих возможностях. Различные психические установки,

 

полученные в течение жизни, а также количество клеточной памяти сильно извращают знание о себе и своих возможностях.

 

Базисной доминантой, дифференцирующей самосознание индивида,

 

является структура его жизнедеятельности.

 

Во-первых, человек сталкивается с тем,что его разные обязанности ироли, например профессиональные и семейные, не совпадают, а иногда и противоречат друг другу. Эти межролевые конфликты активизируют работу самосознания, побуждая личность иерархизировать разные аспекты своей жизнедеятельности, соподчинять их соответственно какой-то шкале ценностей.

 

Во-вторых, каждая«социальная роль»есть отношение,которое егоучастники могут определять по-разному (например, требования,

 

предъявляемые к учителю школьной администрацией, коллегами,

 

родителями и учениками, могут существенно расходиться). Эти внутри ролевые конфликты предполагают необходимость самостоятельного,

 

индивидуального определения собственной роли со всей вытекающей отсюда мерой ответственности.

 

В-третьих,неодинаково само отношение индивида к выполняемымролям: одни функции и виды деятельности переживаются и осознаются как органические, неотделимые от собственного «Я», другие — как более или менее внешние, периферийные, «искусственные». Степень психологического


 

отчуждения индивида от своих «ролей» зависит от многих причин как социального, так и психологического характера.

 

В структуре самосознания можно выделить, «образ-Я» который обозначает нечто независимое от ситуации и «Я-концепция», устойчивую систему представлений о себе. Важно выделить роль рефлексии в духовном самоопределении личности. Личностная рефлексия — это форма проявления сублимации, ее «количественная» ипостась.

Самосознание обычно понимают как относительно устойчивую, более или менее осознанную систему представлений индивида о самом себе, на основе которой он строит свое взаимодействие с другими и относится к себе.

Это есть итог познания и оценки самого себя через отдельные образы в условиях различных ситуаций; здесь же возможен и отказ от вчерашних ценностей в потенциальном плане, в акте сменяющихся ценностей. В

 

становлении самосознания большое значение имеет свободное соотнесение личностью своего рационального «Я» с тем идеальным «Я», которым имманентно каждая личность обладает, хотя, разумеется, критерии этого идеального весьма разнообразны и во многом субъективно-иррациональны.

 

Тем не менее идеальное «Я» включает представление личности о себе в

 

«нарисованном» ею идеале себя.

 

Идеал «Я» служит в будущем внутренним критерием чувства собственного достоинства человека, основой его самооценки. В каждой конкретной ситуации складывается, хотя бы в мозаичном виде,

 

представление об окружающей действительности, которое можно называть эмпирическим образом мира, в основе своей являющимся иерархической целостностью, состоящей из структур, высвеченных субъективными представлениями. Идеал можно было бы также охарактеризовать как систему ожиданий по отношению к внешней действительности, ибо в этом образе отражается то, во что склонен верить человек и на какие ценности опираться.

 

Таким образом, априори существующая потребность к самореализации,

 

встречаясь с социокультурными ценностями общества, находит в той или


 

иной степени свое предметное воплощение в выборе наиболее значимого и порождает эмоции и мотивы достижения желаемого.

 

Становлению самосознания индивида предшествовал процесс формирования его идентичности с родом и осознания самого себя как единого целого, что явилось главным условием и предпосылкой возникновения общественного сознания, его системы идеалов, ценностей,

 

стереотипов и проч.

 

В свою очередь, формирование общества служило условием и предпосылкой формирования человека как его интегральной части. В этих условиях человек осознавал себя в фокусе той группы, к которой он принадлежал.

 

Таким образом, термин «самосознание» обозначает различные, хотя и тесно связанные между собой сферы мыследеятельности человека:

(самопознание, самонаблюдение, самооценка, самоконтроль,

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: