Воспитание как феномен социокультурного воспроизводства патриота России




 

В настоящее время в России осуществляются глубокие социально-

 

экономические преобразования с целью перехода к правовому демократическому государству с рыночной экономикой.

 

Важным моментом современных представлений о роли патриотизма в регулировании общественных процессов является различение объективных и субъективных видов регулирования, в зависимости от наличия или отсутствия осознанных регулятивных действий. Объективное воздействие включает такие его виды как природное, социокультурное и производственно-экономическое. Субъективное предстает как осознанное воздействие субъекта на социальные процессы. Объективное регулирование осуществляется спонтанно, независимо от сознания.

 

Такие преобразования, как введение рынка, новых технологий и т.д.,

 

суть лишь надстроечные структуры по отношению к исходным формам жизни, которые существуют и существовали в России и ее регионах,

 

проблема заключается в том, чтобы та или иная надстроечная структура была обеспечена лежащей в ее основании деятельностью. Именно единство и гармония исходной деятельности и соответствующей идеей соответствия интересов личности, коллектива, общества и государства открывают новые источники созидательной социальной энергии. В этом видится путь от понимания императивов будущего до формирования реальных социальных структур, реализующих такое понимание, в современных условиях пролегает не через искусственное создание неких новых институциональных образований, редуцирующих многообразие жизни, спроектированных согласно этому пониманию, а через культурологическую реконструкцию жизни на основе выявления и создания условий для эмансипации и реализации соответствующих новым личностным императивам культурных архетипов.


 

Именно этим определяется смысл поиска идентификационного кода российской культуры, адекватного вызовам глобализации. По существу, речь идет о выявлении и рефлексировании тенденции, за которой скрывается новая, укорененная в глубинах народной жизни система базовых ценностей,

 

существующая в форме таких архетипических конструкций патриотизма,

 

которые на протяжении тысячелетий формировали разные поколения,

 

создавая лицо народа и нации, обусловливая совершенно определенный тип личности. Очевидно, что суть духовно-культурной реконструкции личности патриота связана с перегруппировкой культурных архетипов и их новым синтезом, что придает смысл социальному творчеству народа и обусловливает превращение выделенной тенденции в основание нового типа системного развития России.

 

Главное условие формирования нового синтеза архетипических оснований народной жизни, предполагающего постепенное и естественное включение в осуществление реформ всего народа, мобилизация социального потенциала населения на основе консенсуса возникающих и активно организующихся социокультурных групп, ориентированных на этнокультурные традиции организации жизни, прежде всего в сфере труда.

 

Тогда само реформирование, будучи изначально искусственным движением,

 

соединится с эволюционно-естественным течением народной жизни,

 

возникнут условия для гармоничного взаимодействия надстроечных структур с исходными формами народной жизни и окультуривания первых,

 

для превращения их в свое, естественное.

 

Организованный таким образом функциональный набор позиций,

 

реализуя разные социокультурные смыслы, выступает основой своеобразной системы проекций ценностного поля патриотизма субъектов на ситуацию в регионе и городе, содействующей разрешению соответствующей конкретной проблемы. В этом плане основной задачей интеграции патриотизма в социальную жизнь в современных общественно-исторических условиях является организация такой сферы коммуникации, при которой


 

обеспечивалось бы включение индивида и группы в социальные преобразования в контексте ценностного содержания социального развития,

 

благодаря чему ценностные системы индивида и группы, группы и общества,

 

общества и государства были бы в достаточной степени сопряжены.

 

Картина современного мира характеризуется тем, что на фоне возрастающих тенденций взаимодействия, взаимозависимости его субъектов происходит напряженная и ожесточенная борьба за экономические выгоды, геополитические интересы, военное превосходство,

 

политическое, идеологическое, этноконфессиональное влияние, культурная экспансия.

 

Учитывая исторические параллели в развитии российского общества и отечественного образования, можно с уверенностью сказать, что глубокие изменения, которые происходят сейчас в их недрах, имеют в своей основе радикальные преобразования в социально-экономических отношениях,

 

государственно - политическом обустройстве нашей страны на основе ориентиров патриотизма. Стремление российского общества к идеалам гуманизма, патриотизма, социальной солидарности, демократии, созданию условий для развития человека, востребованного коллективом, обществом и государством определяет и главные направления модернизации образования.

 

Именно в этом видится направленность курса Президента РФ В.В.Путина в области образования. Одним из приоритетных национальных проектов является проект "Образование", а в целом в образовательной политике выделяется приоритет воспитания.

 

Необходимо отметить, что в систему воспитания под воздействием глобализационных процессов сегодня начинают проникать законы рынка,

вызывая целый ряд противоречий, наиболее острым среди которых является утрата учебно-воспитательным процессом широкой образовательной миссии и переориентация на потребности современного рынка, при этом даже западные исследователи, обладающие опытом многих поколений рыночного общества, указывают на патологические проявления так называемой


 

«рыночной ориентации характера». Следствием становится деформация требований нравственности, замещаемых критерием рациональности. При этом авторитет и значимость нравственных требований либо существенно снижаются, либо полностью атрофируются, и начинает процветать откровенно хищническое «деловое» поведение, отбрасывающее ценности трудового воспитания.

 

В отечественной педагогической науке сложились общие подходы к раскрытию понятия воспитания.

 

Определяя объем понятия воспитание, многие исследователи

 

(ЕН.В.Бондаревская, И.В.Бестужев-Лада, Б.М.Бим-Бад, Е.П.Белозерцев,

 

Н.М.Борытко, О.Н.Козлова, Н.Е.Щуркова, Г.Н.Филонов и др.) выделяют:

 

воспитание в широком социальном смысле, включая в него воздействие общества на человека в целом, т.е. фактически отождествляют воспитание с социализацией;

 

воспитание в широком педагогическом смысле, как воспитание, осуществляемое cиcтемoй образования;

 

воспитание как социокультурный феномен, влияющий на материальное производство и духовную сферу.

 

В начале XXI века одной из основополагающих становится проблема разработки новой парадигмы воспитания, адекватной тенденциям общественного развития и российской ментальности с сильным социально-

 

адаптивным акцентом. В государственных документах последних лет выдвинут комплекс ориентиров, отвечающих как насущным потребностям сегодняшнего дня, так и определяющих тенденции государственной политики в области воспитания на ближайшую перспективу.

 

Воспитание - одна из основных категорий педагогики. Воспитание можно рассматривать как:

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: