Патриотизм в современном российском обществе в условиях




 

глобализации выполняет следующие функции:

 

Сохранение российской нации.

 

Будучи объектом глобализации Россия, сможет выполнять технические задания регионального масштаба - подтягивать к глобализму слабо развитые традиционные общества внутри России и в рамках СНГ, а

 

также выполнять стратегические задачи регионального масштаба в интересах


     
США (например, противодействие консолидации исламизма,
возникновению националистических движений и т.д.).  
Уже в краткосрочной перспективе соучастие в глобализации

 

подорвет остатки суверенитета РФ, вызовет всплеск серьезного социального протеста, осложнит ситуацию с ближайшими геополитическими соседями -

 

включая Европу и некоторые страны Азии. Гораздо предпочтительней для России встать на антиглобалистскую позицию, но не в ее радикальном

издании, а в мягкой версии «гуманитарного глобализма». Выгоднее всего

 

заявить о приверженности «многополярному глобализму», «региональному глобализму». Это позволит выступать посредником между набирающими силу антиглобалистскими тенденциями и, собственно, полюсом действительного глобализма.

 

Экономически такая глобализация настаивает на повсеместном

 

утверждении либеральной модели экономики, радикального
монетаризма, «финансизма» (развитие фондовых рынков, венчурных
фирм и т.д.)  

 

Политически такая глобализация утверждает необходимостьповсеместного утверждения светского либерал-демократического устройства, доминацию идеологии «прав человека», «открытого общества», «гражданского общества». Государственность постепенно упраздняется,

 

административные системы разных держав упраздняются.

 

Стратегически такая глобализация означает прямой контроль ВССША и их партнеров (сателлитов) по глобализации (Англия) над всем пространством планеты.

 

Социокультурной идентификации, национальной идентичности.

 

Национальная идентичность является единственным фактором,

 

позволяющим народу данной страны сохранить свою целостность и культуру в рамках государства, так как в период всеобщей глобализации физические границы государств не имеют принципиального значения. Только


 

идентификация с определенной нацией, народом может являться тем критерием, который поможет сохранить самобытные культурные,

 

эстетические, моральные и другие ценности, а это является одним из составляющих такой ценностной установки как патриотизм.

 

Воспроизводства культуры как особого энергетического пространства, питающего жизнедеятельность людей.

 

По отношению к глобализму культура находится в том же положении,

 

что и природа. Но если в необходимости защиты природы отдают отчет и что- то предпринимается, то об экологии культуры говорят в самом неопределенном или узко эмпирическом смысле как бережном обращении с памятниками и артефактами. Нет ясности от чего/кого ее надо защищать,

 

какие процессы угрожают культурному разнообразию мира. Не разрабатывается, следовательно, и модель потребного состояния. Под влиянием начинающей господствовать глобалистской идеологии

 

"стираются", подавляются даже его контуры, которые в таком случае надо подчеркивать и пропагандировать. Общесистемным ядром разрешения противоречия между глобальными тенденциями развития цивилизации и существованием культур, ставшего критическим для современного мира,

 

является "принцип Троицы" - неслиянно и нераздельно. Это синтез принципов механизма и организма, "живой комплекс", отношения между элементами которого не функциональные, а коэволюционно-синергийные. В

 

политическом плане позитивной альтернативой глобализму является идея многополярного мира. Ее разделяет большинство государств планеты и предотвратить нарастающую опасность "столкновения цивилизаций" в

 

ближайшей перспективе способен именно этот подход. Глобализмпровоцирует мировую войну. Экономически ему может противостоятьориентация на "реальную экономику", ограничение спекулятивного манипулирования виртуальными финансовыми потоками, когда разрушается производство целых стран, независимо от действительного уровня его развития. Объективно в этом заинтересованы все правительства и нужно


 

лишь понимание и политическая воля.. Собственно культурная политика должна быть направлена на защиту традиционных, специфических для данного общества форм искусства, образа жизни, быта - "различий", того, что делает их интересными друг для друга, создает основу для взаимного диалогического и дружеского существования. Когда говорят, что ради мира между людьми надо прекратить их делить на "мы" и "они", это напоминает рецепт избавления от головной боли путем отрубания головы. Поддержание культурной идентичности этносов служит не только их сохранению самих по себе, но "человека со свойствами", человека как такового. Политические образования, этносы и культуры интенсивно взаимодействуют, сознательной целью при этом должно быть культивирование ими своей тождественности

 

- "выживание". Аналогичная цель встает перед человечеством в целом.

 

Национальной безопасности.

 

Новые цивилизационные факторы развития человечества порождают новые противоречия и даже новые классы противоречий современного человеческого бытия, а они, в свою очередь — порождают новую диалектику его развития.

 

Очевидно, что глобальную политику формируют цивилизационные течения, это значит, что Национальная стратегия России, а значит и вся система ее национальной безопасности, должна формироваться с учетом этого нового глобального фактора.

 

Нам представляется, что при формировании стратегии национальной безопасности России, понимание новой логики развития мира является для нее, может быть самым главным делом.

Воспроизводства ментальности и этно-культурной уникальности через своеобразие быта, языка, верований, духовности, культуры.

 

В глобально целостной системе этносы не обогащают друг друга, а взаимопоглощаются, культуры не получают импульс для самораскрытия, а нивелируются, страны не коэволюционируют, сотрудничая, а унифицируются. Своеобразие народов уходит в прошлое, в традицию, в


 

фольклор и существует как пережиток прошлого. Если бы в городах не было старых кварталов и музеев, то путешествовать было бы совершено бессмысленно - человек неизбежно попадает в окружение изощренно одинаковых автомобилей, дизайн-зданий, его преследуют вездесущие рекламы транснациональных корпораций. Многоразличное, до противоположности, пестрое, географически разбросанное и растянувшееся по историческим эпохам человечество стоит на пороге трансформации в раздираемое противоречиями, но структурно однородное пространственно-

 

временное образование. Формирующийся одинаковый образ жизни не равновесное смешение всех существующих форм. Это не сплав этносов,

 

культур и политических институтов с заимствованием в каждом лучшего и включением его в общую целостность. С точки зрения содержания в глобализме выражается победа западной, в особенности американской культуры над всеми остальными. Стоит ли, однако, драматизировать ситуацию, ведь любые существующие ныне этносы и культуры продукт интеграции более мелких. Народности образовывались из племен, нации возникали в результате переплавки в тигле истории народностей с потерей их оригинальных обычаев, искусства, языков. Становление монокультуры означает сужение базиса развития человечества. При коренных изменениях -

 

война, природные, техногенные катастрофы и т.п. не будет заготовок и моделей для соответствующей адаптации, не окажется ростков, способных дать всходы в новых обстоятельствах. Корабль, в котором убраны трюмные перегородки, становится легче и идет быстрее, но может погибнуть от одной пробоины.

 

Так называемая гуманитарная глобализация представляет собой развитие диалога культур и цивилизаций после окончания противостояния двухполярного мира. В этом случае под «глобализацией» понимается не навязывание Западом единой экономической, культурной, политической,

 

информационной, ценностной модели всем остальным, но «глобальный обмен опытом», интенсивный диалог различных субъектов. Такая


 

глобализация предполагает изживание «колониального» («расистского»)

 

подхода, стремится предоставить различным народам полную свободу для выбора пути исторического и культурного развития.

 

Она допускает многообразие социально-политических и экономических систем, имеет пацифистский характер, ведет к ядерному разоружению всех стран, включая США, или (как промежуточная фаза)

 

созданию нескольких ядерных полюсов, взаимоограничивающих друг друга.

 

Отстаивания национальных интересов и защита конституционного строя.

 

С проникновением глобализма национальный суверенитет последовательно ослабляется, а реальная власть переходит к транснациональным корпорациям (ТНК) и международным,

 

наднациональным организациям. Происходит вмешательство этих глобалистских структур во внутренние дела юридически пока еще независимых государств. Сурово караются непокорные, стираются государственные границы между покорными, ослабляются национальные валюты.

 

Поиска и утверждения национальной идеи, способной противостоять чуждым воздействиям на сознание россиян

Государство и российское общество целенаправленно ведут поиск этой объединительной национальной идеи - и контуры ее начинают вырисовываться.

 

Сегодня все больше и больше начинают говорить о патриотизме, о

 

патриотических чувствах россиян. И это закономерно. Любовь к Родине стала мощным эмоциональным побудительным мотивом в общественном сознании, значимом для различных социальных групп. Патриотизм стал своего рода защитной реакцией по отношению к пропагандируемым в последнее десятилетие тезисам, что "Россия неспособна к цивилизованному развитию" и ее ждет "беспросветность впереди". Не случайно сегодня в российском обществе вновь растет интерес к отечественной истории, к


 

нашим корням, к тому, что дорого всем нам. Поэтому вполне понятна трансформация культур в общественном сознании личности: от культуру тоталитарности (советский период), через культуру личной выгоды и потребительства (период «перестройки» и «постперестройки») к культуре ответственности.

 

В условиях глобализации российским реформаторам необходимо задуматься, для жизни в каком государстве они воспитывают своих граждан,

 

и выработать соответствующую стратегию в области образования,

 

направленную на обеспечение политики разумной закрытости отечественной системы воспитания, самоизоляции от процессов интеграции и глобализации,

 

ведущих к потере доказавших эффективность национальных образовательных традиций (соответствующих национальному мировоззрению) и зависимости от западных стран.

 

Процессы глобализации нельзя остановить, создать им «железный занавес» или просто закрыть глаза. Их надо учитывать в некоей тактической схеме общественного и государственного развития. Так, наш «ближайший родственник» по восточнославянской крови - Украина, уже становится проводником ценностей евроатлантической цивилизации на культурно-

 

историческом пространстве наших предков.

 

К.Леви-Стросс писал: «… оригинальность каждой из культур заключается, прежде всего, в её собственном способе решения проблем,

 

перспективном размещении ценностей, которые общи всем людям. Только значимость их никогда не бывает одинакова в разных культурах»1.

 

Таким образом, основные функции патриотизма гражданина России начала третьего тысячелетия, являющиеся основой процесса его воспитания являются:

 

сохранения, сбережения и собирания Российской государственности;

 

воспроизводства патриотически-выраженных социальных отношений;


 

1 Цит по Мудрик А.В. Социальная педагогика. М., 1999. С.36.


 

обеспечения комфортности жизнедеятельности человека в данной социокультурной среде;

 

защиты государственных и национальных интересов России, ее целостности;

идентификации личности в социокультурной среде собственной малой Родины и соотнесения себя в пространство большой Родины;

 

мобилизации ресурсов личности, конкретного коллектива, общества,

 

государства в обеспечении социальной, политической и экономической стабильности;

 

— гражданского и патриотического смыслообразования в жизненной

 

позиции и стратегии личности;

 

толерантности в процессе консолидации российского общества.

 

Состояние российского общества зависит от качества основополагающих идей, ценностей и смыслов, функционирующих в новых исторических реалиях. Для патриотического воспитания это имеет особое значение, потому что оно не терпит пустоты, обнаруживающей себя в разрыве межпоколенной преемственности, и как следствие, угасания исторической социокультурной преемственности. Различие смысловых установок старших и младших обретает в последнее время критический характер и ставит под угрозу успешность передачи социокультурного опыта,

 

продуцирует конфликты и отчуждения. Преодоление противоречий между поколениями возможно при условии определения общей стратегии развития воспитания и разработки конкретного консолидированного плана действий в реализации которого принимают участие все структуры государства,

 

местного самоуправления и гражданского общества.

 

Развитие общественной активности населения на основе его патриотизма в рамках территориальной организации и ценностного бытия собственно и обусловливает становление институциональной организации местного сообщества. Обычно структурирование местного сообщества понимается, исходя из формального административно-территориального


 

деления. Однако такое понимание не вскрывает самого главного -

 

источников той социальной энергии, которая обусловливает стремление населения к общественной организации, а также становление механизмов общественного самоуправления, которые являются основой становления местного сообщества.

 

Таким образом, патриотизм можно определить следующим образом:

 

это важнейший мобилизационный ресурс общества (социальной группы,

 

этноса, личности), направленный на интеграцию условий, сил и средств,

 

существенных для важнейших стратегических, геополитических,

 

национальных, культурных и других проблем. Следовательно, патриотизм — это стратегическая позиция, которая должна быть развита и четко обозначена в смысложизненных приоритетах личности, в сплочении намерений

 

коллектива, в программах стабилизации российского общества, в

 

политических интересах государства.Именно такое состояние,начиная ссередины 90-х годов, переживает Россия. Это обусловлено тем, что реформаторы в России с самого начала игнорировали не только сложившуюся веками национальные российские доминанты: правда-

 

справедливость, добро-истина, труд-благо, но и обширные традициисамобытной культуры России. Единое социокультурное пространство,

объединявшее людей, распадается, устанавливается хаотический режим их взаимодействия.

 

Патриотизм –это духовное явление,которое имеет большуюустойчивость, долго сохраняется в народе при его уничтожении, а в 3-4

поколении умирает. Истинный, духовный в своей основе патриотизм предполагает бескорыстное, беззаветное служение Отечеству. Он был и остаётся нравственным и политическим принципом, социальным чувством,

 

содержание которого выражается в любви к своему Отечеству, преданностью ему, гордости за его прошлое и настоящее, стремлении и готовности его защищать. Патриотизм – одно из наиболее глубоких чувств, закрепленных веками борьбы за свободу и независимость родины.


 

Патриотизм является элементом как общественного,так ииндивидуального сознания. На уровне общественного сознания под патриотизмом подразумевается национальная и государственная идея единства и неповторимости данного народа, которая формируется на основе традиций, стереотипов, нравов, истории и культуры каждой конкретной нации. На уровне индивидуального сознания патриотизм переживается как любовь к Родине, гордость за свою страну, стремление узнать, понять и улучшить ее.

 

Таким образом, патриотизм представляет собой одну из составных элементов структуры общественного сознания, в которой отражено:

 

отношение личности к Отечеству, к Родине, к народу. На протяжении многих веков эти отношения проявлялись только на уровне психологии, становясь в переходные и трагические моменты развития отчизны мощнейшим стимулом ее защиты.

 

Патриотизм —это не движение против чего-либо,а движение за теценности, которыми располагает общество и человек. Патриотизм — это,

 

прежде всего, состояние духа, души. Это наш воз—дух. Воз — как нечто возвышающееся и возвышенное, как условие получения возможности дыхания, этого непременного условия жизни. Дух как нечто самоорганизующее эту жизнь в её красоте и величии. Это сложный способ

 

(форма) духовно-психологического существования человека.

 

И вот, перейдя в третье тысячелетие, мы можем поставить вопрос о значимости феномена патриотизма для российского государства, общества и различных его институтов, каждого человека в отдельности.

 

В условиях начала третьего тысячелетия, в которое вступила Россия, он имеет особенную стать. Она выражается в основных принципах

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: