АДАПТИРОВАННАЯ ПРИМЕРНАЯ
ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
Под редакцией профессора Л. В. Лопатиной
Допущена к использованию в образовательном процессе образовательных организаций экспертным научно-методическим советом Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга
Санкт-Петербург ЦДК проф. Л. Б. Баряевой 2014
Авторы:
Л. Б. Баояева, Т. В. Волосовец, О. П. Гаврилушкина, Г. Г. Голубева, Л. В. Лопатина, Н. А. Ноткина, Т. С. Овчинникова, Н. Н. Яковлева
Рецензенты: д-р пед. наук, проф. О. Г. Приходько (МГПУ); д-р пед. наук, проф. М. Л. Скуратовская (ЮФУ); канд. пед. наук, доц. Н. А. Кузь (НГПУ)
Адаптированная примерная основная образовательная программа для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи / Л. Б. Баряева, Т. В. Волосовец, О П. Гаврилушкина, Г. Г. Голубева и др. Под. ред. проф. Л. В Лопатиной. — СПб., 2014. — 448 с.
18ВЫ978-5-904123-31-4
Программа представляет собой адаптированную примерную основную образовательную программу для дошкольных образовательных организаций, в которых получают образовательные услуги дети с тяжелыми нарушениями речи. Программа адресована педагогическим работникам дошкольных образовательных организаций: учителям-логопедам, педагогам-психологам, воспитателям, музыкальным руководителям и другим специалистам. Она окажет существенную помощь родителям, воспитывающим детей с недоразвитием речи. Материалы программы могут быть использованы в диагностических целях при отборе детей (ПМПК) в группы для дошкольного образования детей с ограниченными возможностями здоровья совместно с другими детьми, а также в специализированные группы или в специализированные образовательные организации (ч. 5 ст. 17 Федерального закона от 29 декабря 2012 г.). Кроме того, возможно применение материалов программы специалистами образовательных организаций в процессе отслеживания динамики развития детей и при разработке образовательной программы для детей с фонетико- фонематическим недоразвитием речи.
Много полезной информации, необходимой в их будущей работе, почерпнут учащиеся педагогических колледжей, студенты факультетов дошкольного воспитания и коррекционной педагогики вузов, слушатели курсов повышения квалификации работников образования.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
Пояснительная записка
Цель и задачи реализации «Программы»
Принципы и подходы к формированию «Программы»
Характеристики, значимые для разработки и реализации «Программы»
Планируемые результаты освоения «Программы»
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
Введение в раздел
Первая ступень обучения (Младший дошкольный возраст)
Логопедическая работа по коррекции тяжелых нарушений речи
Направления логопедической работы на первой ступени обучения
Подготовительный этап логопедической работы на первой ступени обучения
Основной этап логопедической работы на первой ступени обучения
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
Игра
Ролевые игры
Театрализованные игры
Игры с природными материалами
Представления о мире людей и рукотворных материалах
Безопасное поведение в быту, социуме, природе
Труд
Образовательная область «Познавательное развитие»
Конструктивные игры и конструирование
Представления о себе и об окружающем природном мире
Элементарные математические представления
Образовательная область «Речевое развитие»
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
Изобразительное творчество
Музыка
Образовательная область «Физическое развитие».......
Физическая культура
Представления о здоровом образе жизни и гигиене
Вторая ступень обучения ( Средний дошкольный возраст)
Логопедическая работа по коррекции тяжелых нарушений речи
Направления логопедической работы на второй ступени обучения
Подготовительный этап логопедической работы на второй ступени обучения
Основной этап логопедической работы на второй ступени обучения
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
Игра
Сюжетно-ролевые игры
Театрализованные игры
Игры с природными материалами
Подвижные игры с использованием полифункционального игрового оборудования
Представления о мире людей и рукотворных материалах
Безопасное поведение в быту, социуме, природе
Труд
Образовательная область «Познавательное развитие»
Конструирование
Представления о себе и об окружающем природном мире
Элементарные математические представления
Образовательная область «Речевое развитие»
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
Изобразительное творчество
Музыка
Образовательная область «Физическое развитие»
Физическая культура
Представления о здоровом образе жизни и гигиене
Третья ступень обучения (Старший дошкольный возраст)
Логопедическая работа по коррекции тяжелых нарушений речи
Направления логопедической работы на третьей ступени обучения
Подготовительный этап логопедической работы на третьей ступени обучения
Основной этап логопедической работы на третьей ступени обучения
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
Игра
Сюжетно-ролевые игры
Театрализованные игры
Представления о мире людей и рукотворных материалах
Безопасное поведение в быту, социуме, природе
Труд
Образовательная область «Познавательное развитие»
Конструирование
Представления о себе и об окружающем природном мире
Элементарные математические представления
Образовательная область «Речевое развитие»
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
Изобразительное творчество
Музыка
Образовательная область «Физическое развитие».......
Физическая культура
Представления о здоровом образе жизни и гигиене
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
Первая ступень обучения (Младший дошкольный возраст)
Примерный перечень игр и игровых упражнений.....
Примерный перечень детского литературного материала
Примерный перечень иллюстративного материала...
Примерный перечень произведений декоративно-прикладного искусства
Примерный перечень музыкального материала
Вторая ступень обучения (Средний дошкольный возраст)
Примерный перечень игр и игровых упражнений
Примерный перечень детского литературного материала
Примерный перечень иллюстративного материала
Примерный перечень произведений декоративно-прикладного искусства
Примерный перечень музыкального материала..........
Третья ступень обучения (Старший дошкольный возраст)
Примерный перечень игр и игровых упражнений.....
Примерный перечень детского литературного материала
Примерный перечень иллюстративного материала
Примерный перечень произведений декоративно-прикладного искусства
Примерный перечень музыкального материала
Примерный перечень оборудования и материалов для предметно-развивающей среды
Список рекомендуемой литературы......
Сведения об авторах
ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
«Адаптированная примерная основная образовательная программа для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи» (далее «Программа») предназначена для специалистов дошкольных организаций, в которых воспитываются дети с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) от трех до семи-восьми лет. Принято считать, что к группе детей с тяжелыми нарушениями речи относятся дети с общим недоразвитием речи различного генеза (по клинико-педагогической классификации) [1].
«Программа» обеспечивает образовательную деятельность в следующих группах образовательных организаций (далее — организация):
¾ в группах компенсирующей направленности для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) с учетом особенностей их психофизического развития и индивидуальных возможностей, где она обеспечивает работу по коррекции нарушений развития и социальную адаптацию воспитанников с ограниченными возможностями здоровья;
¾ в группах комбинированной направленности (совместное образование здоровых детей и детей с ОВЗ) в соответствии с образовательной программой дошкольного образования, адаптированной для детей с тяжелыми нарушениями речи с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающей коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию воспитанников с ограниченными возможностями здоровья [2].
«Программа» содержит материал для организации коррекционно-развивающей деятельности с каждой возрастной группой детей. Коррекционная деятельность включает логопедическую работу и работу по образовательным областям, соответствующим Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО), представляющему собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию. На основе ФГОС ДО разработана предлагаемая «Адаптированная примерная основная образовательная программа для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи», обеспечивающая разностороннее развитие ребенка с речевыми расстройствами и подготовку его к школьному обучению.
Коррекционная помощь детям с отклонениями в развитии является одним из приоритетных направлений в области образования. В логопедии актуальность проблемы раннего выявления, диагностики и коррекции нарушений речевого развития детей обусловлена следующими факторами: с одной стороны, растет число детей раннего и дошкольного возраста с нарушениями речевого развития разной степени выраженности и различного этиопатогенеза, которые часто приводят к тяжелым системным речевым нарушениям в дошкольном и школьном возрасте. Это обусловливает актуальность «Программы» и необходимость ее внедрения в практику образования.
«Программа» разрабатывалась с учетом концептуальных положении общей и коррекционной педагогики, педагогической и специальной психологии Она базируется:
¾ на современных представлениях лингвистики о языке как важнейшем средстве общения людей, освоения окружающей действительности и познания мира;
¾ на философской теории познания, теории речевой деятельности: о взаимосвязях языка и мышления, речевой и познавательной деятельности.
В основе «Программы» лежит психолингвистический подход к речевой деятельности как к многокомпонентной структуре, включающей семантический, синтаксический, лексический, морфологический и фонетический компоненты, предполагающей интенсивный и экстенсивный пути развития и формирование «чувства языка».
«Программой» предусматривается разностороннее развитие детей, коррекция недостатков в их речевом развитии, а также профилактика вторичных нарушений, развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности.
«Программа» включает следующие образовательные области.
¾ социально-коммуникативное развитие;
¾ познавательное развитие;
¾ речевое развитие;
¾ художественно-эстетическое развитие;
¾ физическое развитие.