Тема 11. Правотворчество




 

Цели изучения темы:

· определение роли и значения правотворческого процесса;

· анализ стадий законодательного процесса;

· сущность и назначением систематизации нормативно-правовых актов.

 

Задачи изучения темы:

· сопоставление понятий «правообразование», «правотворчество», и «законотворчество»;

· анализ стадий принятия законов и подзаконных актов;

· рассмотрение видов систематизации нормативно-правовых актов.

 

Успешно изучив тему, Вы:

 

получите представление o:

· правотворческом процессе в РФ;

· стадиях законотворчества в РФ;

· сущности видов систематизации: инкорпорации, консолидации и кодификации.

 

будете знать:

· Что такое правотворчество, и каково соотношение между понятиями «правотворчество» и «правообразование».

· Виды правотворчества.

· Стадии законодательного процесса.

· Суть кодификации.

· Суть инкорпорации.

· Суть консолидации.

 

Теоретический материал по теме

 

Как известно, российское право относится к континентальному праву, исходя из чего, основными источником права являются акты государственных органов, со­держащие нормы нрава (юридические нормы). Все они являются результатом правотворчества. Правотворчество – это составная часть более широкого явления – правообразования – процесса, который состоит из объективно складывающихся правовых предпосылок под влиянием общественной необходимости и деятельности государства по созданию нормативно-правовых актов.

 

Наряду с множеством критериев классификации правотворчества, важнейшим является субъектный критерий. Так, выделяют непосредственное правотворчество народа, правотворчество органов местного самоуправления; правотворчество государственных органов.

Выделяют еще также делегированное законотворчество и санкционированное правотворчество.

 

Стадии правотворчества (законодательного процесса).

 

Законодательный процесс понимается как нормативно упорядо­ченная деятельность высшего представительного органа государства по принятию федерального закона.

Теория различает в законодательном процессе пять стадий.

Первая стадия — внесение законопроекта в нижнюю палату парламента субъектами законодательной инициативы.

Вторая стадия — рассмотрение законопроекта в нижней палате, как правило, в трех чтениях.

Третья стадия — вотирование закона нижней палатой, т. е. голосование по законопроекту, в результате которого либо закон считается не принятым, либо вотированный закон направляется в верхнюю палату парламента.

Четвертая стадия — одобрение вотированного закона верхней палатой парламента.

Пятая стадия — промульгация. Закон, принятый палатами парламента, не вступает в силу автоматически. В условиях разделения властей номинальный глава государства или глава исполнительной власти, на которого возложены обязанности главы государства, должен подписать закон и опубликовать его для всеобщего сведения.

 

Систематизация нормативно-правовых актов и их учет.

 

Систематизация нормативно-правовых актов – это деятельность, направленная на упорядочение и совершенствование правовых норм.

Систематизация нормативно-правовых актов — это обработка, приведение их в единую, согласованную систему.

Кодификация – форма систематизации путем объединения нормативного материала в единый, логически цельный, внутренне согласованный акт с изменением его внутреннего содержания.

Кодификационные работы в зависимости от направления и глубины пересмотра нормативного материала бывают нескольких видов: всеобщая, отраслевая, специальная.

Кодификация выражается в создании кодексов, уставов, основ законодательства: кодекс, устав (положение), основы законодательства.

Инкорпорация основывается только на внешней систематизации без изменения содержания актов. Инкорпорацию проводит систематизирующий орган (например, министерство юстиции), не имеющий полномочий отменять, изменять или устанавливать правовые нормы.

В зависимости субъектов инкорпорация делится на официальную и неофициальную.

Официальная инкорпорация бывает следующих видов: хронологическая инкорпорация, предметная инкорпорация.

Консолидация представляет собой особое промежуточное звено, нечто среднее между кодификацией и инкорпорацией.В результате возникает сводный акт, устраняются повторы и противоречия, возможна даже новая редакция некоторых статей.

На практике бывает так, что многочисленные, в различное время, разрозненные нормативные акты, регулирующие однородную сферу собирают вместе и создают на их основе единый нормативный акт.

Наряду с систематизацией нормативно-правовых актов немаловажное значение имеет их учет, т.е. деятельность по сбору, хранению и поддержанию в контрольном (мониторинговом) состоянии действующих нормативно-правовых актов, а также по созданию специализированной поисковой системы для оптимизации процесса выдачи справок по запросам заинтересованных лиц.

В настоящее время получает все более широкое распростране­ние компьютерная информационно-поисковая система законодательства — компьютерная справочная правовая система, например, Консультант-Плюс, Гарант, и т.д.

 

Методические указания

 

Базовый учебник:

Мелехин А.В. Теория государства и права. Учебник. М.: Маркет ДС, 2006.

Основная литература:

1. Комаров С.А. Общая теория государства и права. СПб. 2004. С. 10-24.

2. Лазарев В.В., Липень С.В. Теория государства и права. М. 2008. С. 7-33.

3. Морозова Л.А. Теория государства и права. М. 2007. С. 11-49.

4. Нерсесянц В.С. Общая теория права и государства М., 2004 г. С.4-16.

5. Теория государства и права: Учебник для вузов / Отв. ред. В.Д. Перевалов. М. 2006. С. 1-43.

 

Перечень дополнительной литературы:

6. Бачило И.Л. О методологии и юридической технике законотворчества // Государство и право. 2006. № 6. С. 14-22.

7. Законодательная техника: Научно-практическое пособие / Под ред. Ю.А. Тихомирова. М. 2000. – 272 с.

8. Законотворчество в Российской Федерации (научно-практическое и учебное пособие) / Под ред. А.С. Пиголкина. М. 2000. – 608 с.

9. Игнатенко В.В. Региональное правотворчество и законодательство. Основные понятия и термины. Иркутск. 1996. – 79 с.

10. Исмагилова Я.Ф. Правотворчество субъектов Федерации / Автореф. дисс. канд. юр. наук. Екатеринбург. 2004. – 25 с.

11. Каменская Е.В. Региональное правотворчество: вопросы теории и практики // Актуальные проблемы совершенствования российского законодательства на современном этапе: Материалы Всероссийской научно-практической конференции (4 – 5 ноября 2003 года): Сборник. М. 2004. С. 79-80.

12. Керимов Д.А. Законодательная техника. Научно-методическое и учебное пособие. М. 2000. С. 9.

13. Мелехин А.В.Теория государства и права: Актуализированный курс лекций с учебно-методическими материалами. / Московская финансово-промышленная академия. — М., 2004. — 369 с.

14. Проблемы общей теории права и государства / Под ред. В.С. Нерсесянца. М. 1999. С. 136-198.

15. Проблемы правотворчества субъектов Российской Федерации. Научно-методическое пособие / Отв. ред. А.С. Пиголкин. М. 1998. – 272 с.

 

Ответьте на вопросы:

1. Что такое правотворчество?

2. Каково соотношение между понятиями «правотворчество» и «правообразование»?

3. Какие виды правотворчества Вам известны?

4. Каковы стадии законодательного процесса?

5. В чем выражается суть кодификации?

6. В чем выражается суть инкорпорации?

7. В чем выражается суть консолидации?

 

 


Тема 12. Норма права

 

Цели изучения темы:

· определение сущности правовой нормы;

· анализ структуры правовой нормы;

· рассмотрение подходов к классификации правовых норм.

Задачи изучения темы:

· анализ понятия и признаков правовой нормы;

· характеристика структуры правовой нормы: анализ гипотезы, диспозиции и санкции;

· рассмотрение видов правовых норм;

· выявление соотношения нормы права и статьи нормативно-правового акта.

Успешно изучив тему, Вы:

получите представление o:

· сущности нормы права;

· структуре нормы права;

· видах норм права.

будете знать:

· что такое правовая норма;

· какие структурные единицы составляют полную норму права, и что представляет собой усеченная норм права;

· какие существуют подходы к классификации норм права;

· какие существуют способы закрепления правовых норм в нормативно-правовых актах;

· каково соотношение нормы права и статьи нормативно-правового акта.

 

Теоретический материал по теме

Норма права — это первичная структурная единица системы права. Она явля­ется моделью типового общественного отношения, опреде­ляет границы возможного и должного поведения людей, меру их внутренней и внешней свободы в конкретных вза­имоотношениях.

Признаки правовой нормы: это правило поведения, устанавливающее конкретные права и обязанности участников общественных отношений; норма права устанавливается или санкционируется государством как модель поведения в соответствии с зако­ном; носит обязывающий характер, что связано с признанием равенства субъектов; реализация правовой нормы обеспечивается принудитель­ной силой государства.

Таким образом, норма права – это общеобязательное правило поведения на территории данного государства, установленное или санкцио­нированное государством и обеспеченное его принудительной силой.

Можно привести другое, более полное определение: норма права – содержащееся в нормативно-правовом акте общеобязательное правило поведения, явля­ющееся мерой свободы и ответственности формально рав­ных субъектов общественных отношений и обеспечивающе­еся принудительной силой государственной власти.

Внутреннее строение юридической нормы, логически связывающее ее составные части и обеспечивающее ее функциональную целостность называется структурой правовой нормы. В своем полном (классическом) виде норма права включает в себя три элемента:

· гипотезу;

· диспозицию;

· санкцию.

Гипотеза бывает положительной или отрицательной, простой или сложной, альтернативной.

Диспозиция бывает простой, описательной, альтернативной, ссылочной, бланкетной.

Санкции бывают формально негативными, формально позитивными, карательными, правовосстановительными, поощрительными, а также абсолютно-определенными, относительно-определенными, альтернативными, кумулятивными.

 

Многогранность общественных отношений обусловливает многообразие правовых норм.

1. По функциональной роли: исходные, общие, специальные правовые нормы

2. По предмету правового регулирования: конституционные; гражданские; уголовные; административные и т.п.

3. По методам правового регулирования: императивные, диспозитивные рекомендательные правовые нормы

4. По времени действия: постоянные; временные правовые нормы.

5. По характеру правовой нормы: материальные; процессуальные правовые нормы.

6. По способу изложения: прямого изложения; отсылочные; бланкетные нормы права

7. По форме предписания: обязывающие, запрещающие, управомочивающие нормы права.

8. По степени определенности изложения элементов правовой нор­мы в статьях нормативно-правовых актов: абсолютно-определенные, относительно-определенные, альтернативные нормы права.

 

Соотношение нормы права и статьи нормативно-правового акта.

Не всегда (и далеко не всегда) правовая норма содержит (прямо фиксирует) все три эти элемента. В этой связи не следует отождествлять статьи нормативно-правового акта с правовой нормой.В одной статье (пункте) нормативно-правового акта может содержаться несколько норм права и наоборот, норма иногда бывает «разорвана» — гипо­теза и диспозиция в одном пункте (статье) нормативно-правового акта, а санкция — в другой статье. Исходя из этого, в зависимости от полноты фиксирования элементов правовых норм норма права бывает прямой, отсылочной и бланкетной.

Методические указания

Базовый учебник:

Мелехин А.В. Теория государства и права. Учебник. М.: Маркет ДС, 2006.

Основная литература:

1. Комаров С.А. Общая теория государства и права. СПб. 2004. С. 10-24.

2. Лазарев В.В., Липень С.В. Теория государства и права. М. 2008. С. 7-33.

3. Морозова Л.А. Теория государства и права. М. 2007. С. 11-49.

4. Нерсесянц В.С. Общая теория права и государства М., 2004 г. С.4-16.

5. Теория государства и права: Учебник для вузов / Отв. ред. В.Д. Перевалов. М. 2006. С. 1-43.

Перечень дополнительной литературы:

6. Астанин А.В. Гипотеза как элемент правовой нормы: автореферат дисс… к.ю.н. Саратов. 2004.

7. Емельянов С.А. Право: определение понятия. М. 2002. - 12 с.

8. Кудрявцев Ю.В. Нормы права как социальная информация. М. 2001. – 144 с.

9. Мелехин А.В.Теория государства и права: Актуализированный курс лекций с учебно-методическими материалами. / Московская финансово-промышленная академия. — М., 2004. — 369 с.

10. Проблемы общей теории права и государства / Под ред. В.С. Нерсесянца. М. 1999. С. 136-198.

11. Чернобель Г.Т. Структура норм права и механизм их действия (логические аспекты) // Правоведение. 2003. № 6.

Ответьте на вопросы:

1. Что такое правовая норма?

2. Какие структурные единицы составляют полную норму права и что представляет собой усеченная норм права?

3. Какие существуют подходы к классификации норм права?

4. Какие существуют способы закрепления правовых норм в нормативно-правовых актах?

5. Каково соотношение нормы права и статьи нормативно-правового акта?


Тема 13. Система права

 

Цели изучения темы:

· определение сущности и структурных элементов системы права;

· правовой анализ отраслей права и институтов права.

Задачи изучения темы:

· выявить элементы системы права;

· проанализировать соотношение элементов системы права.

Успешно изучив тему, Вы:

получите представление o:

· понятии «система права»;

· структуре данного явления.

будете знать:

· что является первичным структурным элементом системы права;

· что такое отрасль права и институт права, а также подотрасль права и субинститут права.

 

Теоретический материал по теме

Система права — это объективно обусловленное системой общественных отношений внутреннее строение права, выражающееся в единстве и согласованности действующих в государстве правовых норм и разделении права на относительно самостоятельные части нормы, институты и отрасли права.

Структура права, которая складывается из юридической нормы, института права и отрасли права.

Отрасль права — это совокупность обособленных юридических норм, регулирующих качественно однородную группу общественных отношений.

Внутри отдельных отраслей выделяют так называемые подотрасли — совокупности специальных правовых норм и институтов, направленных на регулирование специфичной области общественных отношений.

Внутри отрасли права юридические нормы группируются в определенные блоки — институты и субинституты права. Институт права — совокупность относительно обособленных юридических норм, регулирующих качественно однородную группу общественных отношений внутри отрасли права ( например, институт гражданства в конституционном праве, институты исковой давности в граждан­ском праве, институт погашения и снятия судимости в уголовном праве).

Зачастую в рамках одного правового института выделяется со­вокупность правовых норм, регулирующих сходные общественные отношения. В таком случае принято говорить о наличии правовых субинститутов. Например, в семейном праве институт алиментных обязательств подразделяется на следующие субинституты: алимент­ные обязательства родителей и детей, супругов и бывших супругов.

Деление системы права на отрасли происходит по двум основаниям:

· по предмету правового регулирования;

· методу правового регулирования.

Классификация отраслей права: публичное и частное право; материальное и процессуальное право.

Публичное право — то, что относится к интересам государства совокупность отраслей права, поддерживающих и охраняющих и политический строп, устанавливающих ответственность за нарушение существующей системы общественных отношений (конституционное, уголовное, административное и другие отрасли права).

Частное право — то, что служит интересам отдельных лиц, или совокупность отраслей права, которые выражают и защищают частные интересы отдельных лиц (гражданское, предпринимательское, семейное, патентное, страховое право и др.).

Материальные отрасли права, которые прямо регулируют общественные отношения: закрепляют государственный строй, положение и структуру госорганов, устанавливают права и обязанности граждан и организаций.

Процессуальные отрасли, которые определяют процедуру реализации материального права и производны от него (гражданско-процессуальное, уголовно-процессуальное право, административно-правовой процесс, арбитражный и конституционный процесс).

 

Методические указания

Базовый учебник:

Мелехин А.В. Теория государства и права. Учебник. М.: Маркет ДС, 2006.

Основная литература:

1. Комаров С.А. Общая теория государства и права. СПб. 2004. С. 10-24.

2. Лазарев В.В., Липень С.В. Теория государства и права. М. 2008. С. 7-33.

3. Морозова Л.А. Теория государства и права. М. 2007. С. 11-49.

4. Нерсесянц В.С. Общая теория права и государства М., 2004 г. С.4-16.

5. Теория государства и права: Учебник для вузов / Отв. ред. В.Д. Перевалов. М. 2006. С. 1-43.

Перечень дополнительной литературы:

1. Алексеев Л.И. К вопросу об общем понятии права // Государство и право. 1993. № 6. С. 128-133.

2. Архипов С.И. Субъект права: Теоретическое исследование. СПб. 2004. – 469 с.

3. Бобылев А.И. Современное толкование системы права и системы законодательства // Государство и право. 1998. № 2. С. 22-27.

4. Варламова Н.В. Правоотношения: философский и юридический подходы // Правоведение. 1991. № 4.

5. Власенко Н.А. Логико-структурные дефекты системы советского права // Правоведение. 1991. № 3. С. 21-28.

6. Емельянов С.А. Право: определение понятия. М. 2002. - 12 с.

7. Краюшкин С.В. Региональное право в системе российского права: к постановке проблемы // Научные труды. Российская академия юридических наук. Выпуск 3. В 3 томах. Том 1. М. 2003. С. 154-159.

8. Мелехин А.В.Теория государства и права: Актуализированный курс лекций с учебно-методическими материалами. / Московская финансово-промышленная академия. — М., 2004. — 369 с.

9. Мозолин В.П. Система российского права (Доклад на Всероссийской конференции 14 ноября 2001 г.) // Государство и право. 2003. № 1. С. 107-113.

10. Проблемы общей теории права и государства / Под ред. В.С. Нерсесянца. М. 1999. С. 136-198.

11. Потапов М.Г. Система норм права и система нормативных правовых актов субъекта Федерации // Журнал российского права. 2001. № 12. С. 59-73.

12. Потапов М.Г. Система норм права и система нормативных правовых актов субъекта Федерации // Федеративные отношения и региональная социально-экономическая политика, М. 2001. № 9. С. 47-62.

13. Современное состояние российского законодательства и его систематизация. «Круглый стол» журнала «Государство и право» // Государство и право. 1999. № 2. С. 23-31.

14. Сырых В.М. Комплексные институты как компоненты системы российского права // Журнал российского права. 2002. № 10. С. 22-27.

Ответьте на вопросы:

1. Что является первичным структурным элементом системы права?

2. Что является первичным структурным элементом системы законодательства.

3. Что такое отрасль права и институт права, а также подотрасль права и субинститут права?

4. Каково соотношение системы права и системы законодательства?

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: