ТЕМА 11. Социальное самочувствие как индикатор социального развития молодежи 2 глава





13 («рикции» как взаимодействия присутствующих. Гидденс особенно подчеркивает ИПряномерность понимания социальною поведения как жестко детерминирован­ного «Не существует «неизбежных тенденций» социального развития, которые Пиво ускоряются, либо замедляются конкретно-историческими процессами. Каж-/i.i" модель социальной организации и изменений состоит из случайно связанных между собой предвиденных и непредвиденных результатов». «Поток действий производит последствия, которые являются ненамеренными, и эти непредвиден­ны* последствия могут также формировать новые условия действия посредством обратной связи...». И еще один важный момент - и это четко выразил Луман - они ни претендуют на отражение в своих концепциях социальной реальности во всей И полноте, на исключительное обладание истиной.

ЗАДАНИЕ 1.5. Оно аналогично предыдущему. Оцените, какие выводы вы­
текают из д анного подхода для социологии молодежи
______________

На социологии молодежи не может не сказаться и присущее всей социологии кии науке стремление к самоопределению, чтобы достойно ответить на вызовы XXI века «Перемены нашего времени по своему величию подобны тем, которые «пучились в период возникновения социологической классики». - отмечает из­вестный социолог Я.Сойсал и ставит вопрос: «Смогут ли наши концепции и орга­низационные метафоры трансформировать себя и стать основой новой социоло­ги ДЛЯ осмысления «стареющих» обществ Европы и мира? Идеологии, ценности, иерархии, границы, стили жизни и институты Европы, равно как и её народы, I и ткнулись лицом к лицу со значительной дезинтеграцией и обновлением. Что представляют собой возникающие в эру перемен социальные регуляторы, конфи-гуреции, конфликты и расколы? Каковы наши социологические константы, катего­рии и вехи, позволяющие вскрыть внутренние движения обществ?»'.

Наконец, нельзя не отметить утверждение в социологии синергетической ме-юдологии. Синергетика (теории самоорганизации) подчеркнула необходи­мость разграничения состояний хаоса и порядка. В хаотических системах со­стояние каждого элемента самодостаточно, их взаимодействие - случайно. Но тем самым случайность стала рассматриваться как конструктивное начало, не­обходимое для рождения нового Было убедительно показано: некоторая доля кеоса, стихийности, неопределенности - это не зло. Основная идея И. Пригожина:

Цн7 по: Кравченко С.А.. Романов B.JJ. Социология и вызовы современной социокультурной динамики // Гоиис. 2004. №8. С.З.


14

оптимален управляемый хаос (хаоса должно быть столько, чтобы было воз­можно управление / «порядок»/, но и управления должно быть столько, чтобы хаос не исчез). Такой подход - «порядок через флуктуации» (отклонения) - вы­деляет необратимость процессов в сложных системах. По-иному ставится и про­блема их детерминированности (причинной обусловленности). Случайности де­лают ее менее жесткой. Соответственно, процесс развития предстает нелиней­ным, многовариантным; социальные действия - как носящие вероятностный характер и принципиально непредсказуемые в точках бифуркаций (выбора). Си­нергетика показывает несостоятельность идеи полного и всеохватывающего кон­троля над социальными процессами. Управляющее воздействие со стороны субъекта лишь включается в процесс социальной самоорганизации. Оно вносит коррективы В этот процесс, но никогда полностью не подчиняет его. Обнаружива­ются пределы человеческих возможностей. И не только в связи с конечностью и исчерпаемостью ресурсов, но и в собственно человеческом смысле Оказывает­ся - не все проблемы имеют решение, во всяком случае - эффективное и леги­тимное (законное). Социальная сфера является одной из областей нового синер-гетического прочтения. Действительно, она представляет собой постоянное столкновение необходимых и случайных явлений В ней возникает множество не­стабильных, неустойчивых процессов, действуют синергетически неравновесные социальные институты. Задуманное и спланированное часто при осуществлении оборачивается прямо противоположным, начинает развиваться иначе, подчиняясь каким-то своим самоорганизационным началам, своей логике. Синергетическое понимание общества должно включать его осмысление как многоуровневой сис­темы, в которой решение проблем на макроуровне может и не перестроить всю систему. Недооценка этого особенно опасна при осуществлении глубоких соци­альных преобразований.

i ЗАДАНИЕ 1.6- Оцените, какие выводы вытекают из синергетическоео подходе!
| для социологии молоде жи __________________________________________________

Анализ общетеоретических проблем определяют важнейший - методологи­ческий, но не единственный структурный срез социологии как науки. Сам вопрос о структуре социологии до сих пор является дискуссионным. И это понятно. Ведь даже применительно к предмету социологии возможны различные подходы. Еще больше различий - в понимании характера общества и перспектив социаль­ного развития. И социальные общности, и социальные институты могут быть раз­ными - по масштабу и диапазону. Так, можно говорить как об общностях - о


15 студентах данной группы, курса, факультета, вуза, города, о студенчестве стра­ны, мира. В социологии это приводит к необходимости выделять уровни иссле-ломании. Чаще всего разграничиваются два уровня (по аналогии с физикой -•макро-» и «микро-») и выделяются:

• макросоциология (ориентир - изучение обществ, их составных частей и их меняющихся комбинаций);

• микросоциология (ориентир - анализ малых групп, их взаимоотношений).

В соотношении этих уровней существуют определенные проблемы. Одни из пик связаны с тем, что выделение только двух уровней делает переход от одного к другому слишком резким. Не случайно, американский социолог Р. Мертон пред­ложил выделять теории «среднего уровня», сориентированные на изучение достаточно больших по масштабу и диапазону социальных общностей и институ­тов (социология города, молодежи, этнических групп, образования и т.д.).

Общая система социологического знания многомерна. Она включает в себя дав уровня познания - теоретический и прикладной, а также многие десятки структурированных по различным гносеологическим и онтологическим основани-нм отраслевых, особых и частных научных дисциплин и сотни специализирован­ных теорий. Не претендуя на специальный анализ, отметим: наряду с теоретико-методологическим уровнем, с присущей ему высокой степенью обобщения, можно выделить и уровень частных, специальных социологических исследований. Их обычно называют отраслевыми социологиями. Одной из них и является социо­логия молодежи. Объекты отраслевых социологии таковы:

• конкретные социальные общности, слои, группы (рабочие, интеллигенция, свляне, этнические группы, социально-демографические группы и т.д.)1;

• различные социальные процессы (социальные конфликты, революции и ре­формы, адаптация, социализация, инновация, глобализация и т.д.);

• отдельные социальные институты (семья, система образования, церковь, врмия, государство, спорт и т.д.);

• различные сферы социальной жизни (экономика, политика, быт и т.д.);

• конкретные общественные отношения, отражаемые в соответствующих

' П современных условиях акцент на молодежь как общность вновь выступает определяющим в подходе ряда авторов: «Вполне естественно, что столь многочисленная прослойка российского общества должна инлжьси объектом пристальною внимания со стороны социологической науки, выделившей социологию молодежи в самостоятельную отрасль социологического знания, исследующего на основе теоретических и •мпирнческих представлений современной социологии молодежь как социальную общность» (Социология молодежи: Учебник,' Под ред. д-ра социологических наук, проф., чл.-корр. РАН В.Н Кузнецова. М„ 2005. С.7.). Авторы подчеркивают комплексный характер предмета социологии молодежи, охватывающий «широ­кий ряд социальных проблем, связанных с молодежью как возрастной категорией» (там же).


16

формах сознания (социология права, науки, культуры, религии и др.)1.

Важно исходить из методологического принципа: «Будучи отраслью единой

системы социологического знания, социология молодежи тесно связана с другими

её отраслями, поскольку изучает молодежь не только как социальный феномен,

взятый изолированно, но и в контексте ее включенности в разнообразные

формы конкретных социальных отношений»2.

ЗАДАНИЕ 1.7. Попробуйте самостоятельно сформулировать, в чем за­ключается сложность разграничения проблемного поля социологии мо­лодежи с другими отраслевыми социологиями. Ориентиром в ваших рас­суждениях могут быть следующие моменты:

можно ли так разграничивать по одному из этих критериев?

насколько жестки и взаимопереплвтвны сами эти критерии? В рамках какой отраслевой социологии рассматривать проблемы студенческой семьи или процесс адаптации молодого специалиста в коллективе?

насколько применим к социологии молодежи всфврный» критерий вы­деления отраслевых социологии, когда акцентируются проблемы: «мо­лодежь и экономика», «молодежь и политика», «молодежь и...»? Ведь та­кой подход предусматривает два ракурса анализа: «от молодежи» или «от конкретной сферы». Специфика экономического или политического поведения молодежи, как и других социальных групп, может рассматри­ваться и в рамках социологии экономики, социологии политики;

насколько учитывается многогранность молодежи как субъекта соци­альной жизнедеятельности, объекта социологического анализа? Можно ли свести многоплановость социологии молодежи к ее пониманию как оп­ределенной социально-демографической группы, поколения?

как учесть то, что некоторые формы и особенности социального по­ведения и стиля жизни молодежи в той или иной сфере могут приобре­тать автономный, самостоятельный и даже контрастный характер? Это и отразилось в становлении своеобразной молодежной «субкульту­ры» и «контркультуры», что получило теоретическое осмысление в со­ответствующих социологических концепциях;

как преодолеть серьезную проблемную ситуацию в применении «про­цессуального» критерия классификации отраслевых социологии? Ведь процесс социализации (особенно первичной) настолько «молодежный» -по целям, содержанию, характеру, что во многих современных западных учебниках по социологии молодежная проблематика рассматривается в разделе «Социализация»3. Да и в теориях молодежной революции при всей переоценке роли молодежи в революционном обновлении общества сама постановка проблем «молодежь и революция», «молодежь и иннова­ции» имеет глубинный смысл. И не только в историческом плане - приме­нительно к молодежной революции 1968 г. на Западе. Актуален анализ роли молодежи в обновлении современного российского общества. Важна теоретическая, содержательная сторона проблемы. _______________________________________________________

'Соколов Н.М. Социологи» морали - реальная или гипотетическая? // Социс. 2004. №8. С. 80. ' Волков Ю.Г.. Добренькое В.И. и яр. Социолога молодежи: учебное пособие' под ред. проф. Ю.Г. Волко­ва. Ростов и/Д„ 2001. С. 15.

'См.: ГидденсЭ. Социология: учебник 90-х гг./пер. с англ. Челябинск, 1991; Смелзер Н. Социология/пер. с англ. М., 1993 и др. Масионис Дж. Социология. 9 -е изд. /пер. с англ. СПб., 2004.


 

ТЕМА 2. Специфика социологии молодежи

Круг рассматриваемых проблем и понятий: Социология молодежи как отраслевая социология. Социологические подходы к изучению молодежи. Цели, задачи и функции социологии молодежи. Ювенология и социология молодежи. Теоретиче­ские подходы в социологии молодежи (стратификационный, культуроло-шичесний, институционально-функциональный, ресурсный, твзаурусный). Основные направления социологического анализа молодежи. Особенности социологического анализа проблем молодежи.

«Мы слишком мало знаем о молодежи. А то, что мы знаем. -лишь вершина айсберга» К Смит, юнолог. США «До недавнего времени... на молодежь смотрели как на какую-то заготовку будущих граждан Надо во многом пересмотреть ми­ровоззрение. идеологию молодеж­ной социологии» В.А Ядов, социолог, Россия.

Социология молодежи.... Уже сочетание двух понятий («социология» и «молодежь») во мно­гом определяет направление анализа и предмет-пун i пОпасть проводимых исследований. Действи­тельно, социология молодежи это: ■ социология молодежи - специфический (со­циологический) подход к изучению молодежных ■Облом;

• социология молодежи - выявление характерных черт и особенностей соци­ального облика молодежи, изучение ее интересов, потребностей, ценностных ориентации, ее социальной жизни.

Все авторы отечественных учебников по социологии молодежи сходятся в её понимании с уже отмеченным нами статусом специальной отраслевой социологи­ческой теории. Но в определении проблемного поля, объекта и предмета социо-П01ии молодежи есть определенные различия.

Одно из первых таких определений в отечественной социологии было дано §Т Лисовским: «Социология молодежи - отрасль социологической науки, изу­чающая молодежь как социальную общность, особенности социализации и воспи­тания вступающих в жизнь поколений, процесс социальной преемственности и унаследования молодежью знаний и опыта от старших поколений, особенности оОраэа жизни молодежи, формирование её жизненных планов и ценностных ори­ентации, в том числе профессиональных, социальную мобильность, выполнение ооциальных ролей различными группами молодежи»1. В определении известного отечественного социолога И.С Кона акцентируется ориентация социологии моло­дежи на исследование проблем молодежи как социальной группы, её места и ро- Щ в социальной структуре, становления личности молодого человека, влияния

' Лисовский ВТ. Социология молодежи,'.' Социологический словарь. 2 изд. Минск, 1991. С. 407-408.


18 социальных различий на выбор профессии и социальное продвижение молодежи, ее ценностные ориентации1. Весьма значим и отмеченный Ж.Т. Тощенко аспект социологии молодежи: изучение «степени, уровня и формы новаторства молоде­жи при решении общественных проблем»2. Еще шире характеризуется проблем­ное поле социологии молодежи ЮГ. Волковым и соавторами. По их мнению, оно также включает роль и место молодежи в воспроизводстве общества, её потреб­ности и способы деятельности, неформальные молодежные объединения и дви­жения. Особый интерес представляет их идея о внимании социологии молодежи к общесоциологическим проблемам, которые в то же время затрагивают молодежь или находят своеобразное преломление в молодежной среде3.

Вряд ли стоит рассматривать эти и многие другие определения социологии мо­лодежи как более или менее «правильные», «полные». Скорее - в духе «принципа дополнительности» Н.Бора - нужно выходить на комплексное, интегративное по­нимание проблемного поля социологии молодежи И тут исходным является пред­ставление о многомерности молодежи, тем более, что оно отражается в разно­образии социологических подходов к проблемам молодежи;

• Стратификационный подход: молодежь - общность, определенная соци­ально-демографическая, возрастная группа.

• Институционально-функциональный подход: молодежь - социальный ин­ститут, молодежное движение (организация и функционирование молодого поко­ления, его отношения с другими поколениями; характер, формы и тенденции раз­вития молодежного движения). В рамках этого подхода происходят серьезные из­менения. Они отражают развитие институционального подхода в целом. Традици­онно (шло от структурного функционализма) социальный институт определялся как «устойчивый комплекс формальных и неформальных правил, принципов, норм, установок, регулирующих различные сферы человеческой деятельности и организующих их в систему ролей и статусов, образующих социальную систему»4. Современный институционализм четче разграничивает институты и организации5.

1 См. Социология молодежи: Учебник/Под ред. В.Т. Лисовского. СПб., 1996. C.S.

' Тощенко Ж.Т. Социология. М. 2000. C.2I5.

3 См.: Волков Ю.Г., Добреньков П.И. н др. Социология молодежи: Учебное пособие /Под ред. проф. Ю.Г.

Волкова. Ростов н/Д., 2001.C.8.

' Современная западная социология. Словарь. М., 1990. О 17.

Норт Д. Институциональные изменения: рамки анализа/'/ Вопросы экономики.!999. №3; Ahme G. Social Organizations Interaction Inside, Outside and Between Organizations. Stockholm. 1994; Bales F.. Harvy P. Social institution. NY. 1973; Beardshow J., Palfreman D. The organization in its Environment. L. 1990; Bedeian A. Or­ganizations: Theory and Analysis/Chicago, 1984; Blumberg R.L. Organisations in Contemporary Society. Prentice-Hall,1987;c.a.


Няряюпрна позиция Д. Норта: «Если институты - это правила игры, то организа­ции являются игроками». Сегодня появились работы, рассматривающие в данном iMypce отдельные социальные институты (образование, профессии)1. Новые Мклпои'ивы открываются и перед социологией молодежи. В центре внимания ис-Мшдопл гелей обычно были или проблемы участия молодежи в функциониро­вании того или иного социального института, или деятельность специфиче-

• ■•«• «молодежных» институтов - формальных и неформальных общественных нЛ|.ялин1'ний молодежи Но сегодня все более настоятельной становится лотреб- КМгть в изучении институционализации молодежи Примечательны в этом

• Mini in' I! гребуют серьезного научного обоснования попытки - с помощью кулъ-

и к фндиций, символов, ритуалов, обрядов, правовых, законодательных норм ■ ||цпить возрастную сегментацию общества, уточнить границы тех или иных ММрясгных групп, переход от одной стадии жизненного цикла к другой.

• Культурологический, аксиологический (ценностный) подход: молодежь -
•мцифический образ жизни, система ценностей, установок; нормы поведения,
Шит. жизни, мироощущение, мировоззрение (субкультура). В рамках этого под-
•<|Дй чище в поле внимания оказываются лишь отдельные, наиболее яркие (или
ни тирующие, эпатирующие) проявления молодежной субкультуры. Гораздо реже
ipiiiuciHo анализируется молодежный образ жизни, хотя некоторые авторы связы-
ияип представление о молодежи именно с современным образом жизни: «Моло-
дамь - это такая часть населения (в возрасте от 14 до 30 лет), которая связана с
•переменным образом жизни, участвует по крайней мере в одном из видов жизне­
деятельности и труда и является носителем и потребителем всех современных
фирм культуры»2.

■ Ресурсный подход: молодежь - серьезный потенциал социального разви- 1ия Исходной является идея К. Манхейма о молодежи как скрытом ресурсе. Ре-Мим •кгуальные, сегодняшние проблемы молодежи, общество, тем самым, закла-лмиапт фундамент своего последующего развития - ведь сегодняшняя молодежь, Проходящая первичную социализацию, уже завтра будет активным субъектом со-миямыюй жизни, основной производительной и творческой силой общества. Но данный подход получил дальнейшее развитие лишь сравнительно недавно3.

' ► Dft&neu Г Б. Профессия и образование: социологический аспекз связи. Екатеринбург. 1999.

' Мк|мпяк АЛ Социология: Учеб.пособис. М., 2002. С.182. Безусловно, и такой подход имеет право на су-

нмн'иишинис. тем более, что в нем акцентируется социокультурный ракурс анализа молодежи. Но представ-

....... «спорным соотнесение молодежи только с «современным» образом жизни и со «всеми современными

нитями культуры». | м 1'учкин Б.А. Молодежь и становление новой России// Соцнс. 1998. №5.

Фирмами культуры»


20

• Еще более «молод» тезаурусный подход В русле этого подхода предпринята попытка социологической интерпретации понятия «тезаурус»: «оно маркирует ментальные структуры, придающие смысл обыденным действиям людей и их со­обществ, но фоме этого предопределяющие самые различные отклонения от обыденности и оказывающие воздействие, возможно - решающее, на весь ком­плекс социальных структур, социальных институтов и процессов». При этом под­черкивается противоречивость состава тезауруса: «по определению, его характе­ризует полнота, но это свойство субъективировано, оно соединяет вместе, ставит. в одну плоскость то, что в реальности разделено пространством и временем, оно захватывает не только реальность, но и предположение о реальности (не только прошлое и настоящее, но и будущее)». Тезаурус рассматривается «как иерархи­ческая система, которая имеет целью ориентацию в окружающей среде», «как часть действительности, освоенная субъектом (индивидом, группой)». Соот­ветственно делается вывод: «Уникальность жизненных миров и составляет ос­нову их связанности, различающейся на разных этажах общественной организа­ции, в том числе имеющей особые формы и способы реализации на уровне по­вседневности»'. Обогащение достижениями современной социальной мысли (в частности, идеями символического интеракционизма, постструктурализма, теори­ей «социального конструирования реальности» П. Бергера и Т. Лукмана) открыва­ет перед социологией молодежи новые методологические перспективы. Конкрет­ной реализацией социального конструирования применительно к молодежи вы­ступают попытки исследовать молодежь (молодежный вопрос) как особый соци­альный конструкт2,

• Еще одним новым современным подходом в социологии молодежи является рискологический подход. На основе общесоциологического понимания расту­щей неопределенности современного общества (по определению У. Бека, - «об­щества риска») ряд отечественных социологов (Ю.А. Зубок, В.И Чупров и др.) рассматривают разнообразные риски, с которыми сталкивается молодежь в про­цессе социализации и жизненного самоопределения3,

ЗАДАНИЕ 1.8. Оцените достоинства и ограниченность каждого из этих подходов.

' Ковалева А.И., Луков В.А. Социология молодежи. Теоретические вопросы. М.Л999. C.13Z-I44.

Интересный анализ этапов конструирования молодежного вопроса в СССР (России! и на Запале см.: Омельченко ЕЛ. Молодежь: Открытый вопрос. Ульяновск. 200-1.

' Зубок Ю.А. Проблемы социального развития молодежи в условиях риска."Социс, 2003. №4. Зубок Ю.А. Социальная интеграция молодежи в условиях нестабильного общества. М., I99S.


■• коли, выполняя данное задание, вы придете к выводу, что определение со-Циопогии молодежи должно охватывать все указанные аспекты, то будете

^НЫУже в середине 1960-х гг. были предприняты попытки комплексного опре-Мимпним ее предмета. Одна из них - характеристика ее как: «особой социологи-н дисциплины, исследующей специфические черты, социальный статус, ин-М1|и"1.1 потребности И ориентации молодого поколения» (В Г Лисовский). Все бо­нн* исследователи приходили к пониманию: социология молодежи не может ■ сидена к изучению специфики молодежи как социально-демографической мы, но менее важно исследовать все многообразие процессов социодинамики ионии, социокультурных факторов институциональной целостности и само-. iiiHii'iii.Hiji in молодежи

Ичходным и достаточно общим может быть определение: социология моло-
ма*и это отраслевая социология, изучающая социальную жизнь молодежи во
■мм многообразии ее проявлений. Дальнейший анализ может наполнить это оп-
■■jai.... hi' конкретным содержанием Основные аспекты такого анализа

• i нпцифика молодежи как социально-демографической группы, ее возрастные
пМиИцм и социальный статус;

i «ярактер и факторы социализации молодежи;

• процесс самоидентификации молодежи, ее самооценки своей роли и взаимо-
пинии i другими поколениями

. i„ мпгммос-.ги молодежной культуры, стиля и образа жизни молодежи

• молодежь как целостное поколение и особенности социальной жизни молоде-N1 различных групп, регионов, стран;

• i ициодинамика поколений, механизмы преемственности поколений и их роль в мщишшном обновлении общества;

• формы, уровни, механизмы участия молодежи в различных сферах социаль- ЯМ жизни

• икмюченность молодых людей в функционирование социальных институтов;

• динамика ценностных ориентации и установок, интересов и мотивов молодежи,

• аозрастной символизм - образы молодежи в массовом общественном созна­нии оОрнды. ритуалы и традиции, с которыми общество связывает переход чело-Ми* из одной возрастной страты в другую, от одного возрастного этапа к другому;

• степень развития и реализации молодежи как социального ресурса;

. с щ|и.1М1.ное конструирование и проектирование реальности молодежью


22

ЗАДАНИЕ 1.9. Постарайтесь конкретизировать и расширить направлен­
ность социологического
изучения молодежных проблем, круг изучаемых
проблем (
что изучать?).

Другой исследовательский ориентир обусловлен выбором парадигмы со­циологического познания. Преобладание социоцентризма сказалось и на оте­чественной социологии молодежи. Дело даже не в том, что групповой портрет нашей молодежи рисовался приукрашенным. Сегодня трудно определить, что тут шло от «художника» (социолога), а что от «натуры» (респондентов, ориентиро­вавшихся в своих ответах на «как надо»). Главное в другом: обобщаемые социо­логами типичные черты представлялись как обязательная норма, эталон пове­дения для каждого молодого человека. Это и питало установку «быть как все».

Парадигму социологии молодежи «от молодого человека» нельзя реализо­вать, изучая индивидуальные особенности каждого. Такая задача - не социологи­ческая, а психологическая. Для социолога же указанная антропоцентристская па­радигма означает: нужно изучать, насколько данная социокультурная среда, дан­ный социальный институт способствуют (или препятствуют) саморазвитию, самореализации каждого молодого человека. Такой подход («способствуют -препятствуют») помогает преодолеть одностороннее понимание процессов адап­тации, социализации молодых людей - как обязательного усвоения каждым норм и стереотипов официальной культуры.

Уже отмеченное различие социологического и психологического подхо­дов к изучению молодых людей ставит проблему самоопределения социологии молодежи как науки в иной плоскости. Речь идет об ее соотношении с другими науками, изучающими молодежь. Для обозначения всего комплекса этих наук утвердилось понятие «ювенология» («ювенис» в переводе с латыни - «моло­дой») или «юнология». Общий знаменатель ювенологических наук - исследова­ние разнообразных проблем молодежи1. Различия между ними идут от харак­тера рассматриваемых проблем и своеобразного - социологического, психоло­гического, историко-этнографического, культурологического, педагогическо­го, демографического, медико-физиологического и т.д. - угла зрения. Инте­ресна попытка В.В. Павловского2 уточнить сущность ювенологии, ее соотношение

' «Ювенология - комплексное междисциплинарное знание о взрослении, становлении н ра!витии молодого поколения в дианетическом единстве социального, духовного и биологического начал, базирующихся на общности процессов воспитания, образования и социализации молодежной популяции в целях стратегиче­ского развития на долгосрочную перспективу» (Ювенологический словарь: 300 терминов/ Под обшей ред. Е.Г. Слуцкого, И.В. Скомарцевой. СПб., 2002. C.110

'" Павловский В.В. Ювенология: становление науки о молодежи. Красноярск, 1997; Павловский В.В. Социо­логия молодежи и ювенология/ Соиис. 1999. №5.С.46-47


23 | ■оциологией молодежи. Суть его позиции: «Сумму подходов ряда научных к

'.■стающим поколениям можно определить как ювенологические исследова­нии К типология изучает общие проблемы становления и развития подрастаю­щие поколений, имеет свои предмет и объект исследования имеет исследова кую логику, методологию и т.д.. выступает как теоретическая и методологи-

щ основа изучения молодежи, основание для обобщения и систематизации ЮШокупности знаний о подрастающих поколениях, формирования научного знания • ник, соответствующих методов Она позволяет определить и учитывать биооб-

пн'ммую природу новых поколений, возрастные стадии молодости, социаль­ную структуру новой смены людей в конкретно-исторических условиях природы и ■ ' 1|< i т.) виды ступени и закономерности ее вхождения в природные и общест-иинммо сферы, проблемы отчуждения и его преодоления, типы личностей инди-•ИДои молодежного возраста и др. Ювенология может служить базой междисцип-



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: