Процедура морфологического анализа




 

Единицы морфологического уровня – морфемы образуют множество принципиально исчислимых величин. Их можно инвентаризировать.

Единицы морфологического уровня аналогичны в этом отношении единицам фонологического уровня. Но морфемы являются знаками, у них есть две стороны – означающее и означаемое, поэтому морфологический анализ более сложен, чем фонологический. Он предполагает обращение к дополнительным критериям.

Термин «морфема» как общее название для корней и аффиксов ввел И.А.Бодуэн де Куртенэ. Морфема – минимальная значимая единица в системе языка, минимальный знак: лет-чик, пере-писать

Психологически носитель языка выделяет слово, а не морфему. Для него слово конкретнее. Выделение морфем требует определенного анализа. Для лингвиста морфема представляет собой более определенный в своих границах объект. Понятием морфемы удобнее оперировать при описании малоизученных языков.

В античной (греко-римской) языковедческой традиции и в европейском языкознании в центре внимания стояло слово в целом, а не его внутренняя структура. Европейские языковеды стали обращаться к значимым частям слова в XIX в. При сравнении родственных языков должны были соотноситься не слова в целом, а части слов (корни и аффиксы).

В древнеиндийских грамматиках, в арабской лингвистической традиции исследовалось членение слова на его значимые части.

Существуют национальные лингвистические традиции. Есть различия в этих традициях. Так, лингвистическая традиция России и Германии лексикоцентрична. Слово объявляется основной единицей языка. Путь анализа идет от слова к морфеме. А языкознание Франции и США – морфемоцентрично. Слово выводится из морфем. Путь анализа идет от морфемы к слову. Слово описывается как своего рода конструкция, построенная из морфем. Под понятие морфемы здесь стали подводить не только сегментные, но и суперсегментные явления, например, чередование тонов, ударения, а также чередование фонем.

Есть морфемы легко отличимые от слов: префиксы, суффиксы, окончания, но есть морфемы, которые трудно отличить от слов.

Во многих языках слово и морфема не могут быть четко противопоставлены (например, в китайском, вьетнамском языках)

Суть морфологического анализа заключается в том, что словоформы членятся на морфемы, значимые части, выделяются элементы морфологической структуры слова. Морфология языка была бы несложной, если бы означающее каждого минимального значимого компонента (монемы) не изменяло свою форму и имело постоянную реализацию, занимая одну и ту же позицию на определенном участке речевой цепи, не вторгаясь на территорию соседних означающих. Для установления границ между морфемами в пределах словоформы разработан специальный морфемный анализ.

Морфемный анализ имеет своими целями:

- сегментацию высказывания на кратчайшие значимые сегменты (морфы);

- идентификацию морфов как представителей морфем или алломорфем;

- инвентаризацию морфем.

В языкознании разработан ряд формальных исследовательских приемов, служащих морфемной сегментации.

А.М. Пешковский предложил следующую процедуру вычленения значимых частей. Слова располагаются по двум рядам – вертикальному и горизонтальному. Так, членение слова стекл-о на две значимые части поддерживается возможностью заполнить такие ряды:

 

стекл- о окн- о весл- о сукн- о полотн- о и т.д.

стекл

стекл -янный

стекл -яшка

стекл -ышко

Вертикальный ряд иллюстрирует возможность выделения компонента стекл -, а горизонтальный – компонента – . Каждый из этих компонентов имеет значение.

Существует другая процедура членения на морфемы с использованием так называемого «квадрата Гринберга». Суть этого метода состоит в том, что, когда возникает вопрос о членимости некоторой единицы (например, слова читал), подбираются три другие единицы, которые вместе с данной составляют пропорцию, или «квадрат», демонстрирующий неуникальность, повторяемость каждой из двух составляющих этой единицы. Например, из существования пропорции («квадрата») типа:

учи-ть: учи-л

чита-ть: чита-л

следует членение соответствующих слов на учи-, чита-, -л, -ть.

Чтобы далее разделить чита- в слове читать составляем еще одну пропорцию:

чит-ать: чит-ка

кач-ать: кач-ка

Эта пропорция доказывает выделимость чит-. Так как предыдущая пропорция доказала существование компонента -ть, мы делаем вывод (на основании принципа остаточной выделимости), что и является самостоятельным компонентом в данной словоформе.

Пропорция демонстрирует повторяемость, неуникальность вычленяемых компонентов.

Членение текста на морфемы осуществляется так, чтобы в результате получались единицы, где отдельному означающему соответствовало бы свое означаемое, и дальнейшая сегментация с тем же результатом была бы невозможна. Например, такая единица, как груша не является минимальной. её можно расчленить на две: груш- и - а. Каждой из двух выделенных частей соответствуют свои означаемые. Означаемое морфемы - а поддается дальнейшему анализу (хотя и не линейной сегментации). В составе комплексного значения, выражаемого экспонентом - а вычленяются значения единственного числа, именительного падежа. Однако каждому из этих значений не соответствует отдельное означающее. Поэтому - а можно считать минимальным знаком. Компонент груш- можно бы разложить еще на гру и ш, но, с одной стороны, ш не имеет означаемого, т.е. этой форме ничего не соответствует в плане содержания, а относительно компонента гру можно отметить, что он может встречаться в словоформах: грусть, грубый, грудь, груз и др., но эти слова не имеют никакой смысловой связи с корневой морфемой груш-, и в них не выделяется самостоятельный компонент гру-.

Планом содержания морфемы может быть определенная функция, например, интерфикс - о- в слове пароход является морфемой, значением которой является соединительная грамматическая функция.

Членение многоморфеменных слов осуществляется многоступенчато.

В дескриптивной лингвистике (США) процедура сегментации была формализована в так называемом НС-анализе (анализе по непосредственно составляющим). Эту процедуру можно схематически представить в виде следующего “дерева” НС:

 

разговорчивый

разговорчив ый

       
   
 


разговор чив

       
   
 
 


раз говор

раз говор чив ый

Членение можно записать с помощью скобок (скобочная запись):

 

(((раз говор) чив) ый)

 

Словоформы обладают разной членимостью. Можно выделить:

- нечленимые словоформы – одноморфемные слова: зря, вдруг и др.;

- безусловно членимые словоформы, т.е. многоморфемные слова с хорошо выделимыми компонентами: дом-ик, вы-ход и др.,

- а также слова с затрудненным членимостью, в которых один из значимых элементов может быть вычленен только после того, как вычленены другие компоненты (остаточная выделимость): бужен-ин-а. Вычленение - ин заставляет нас рассматривать компонент бужен- также как отдельный вычленимый компонент.

Выделяют несколько степеней членимости в зависимости от степени связанности морфем. Учитывается валентность морфем, т.е. встречаемость ее с другими морфемами.

Первая степень членимости, например, в слове сад-ик объясняется тем, что обе морфемы мультивалентны, т.е. встречаются в сочетаниях со многими другими морфемами.

Вторая степень членимости у словоформ, в которых выделяется мультивалентный компонент (например, почт-) и унивалентный компонент (например, -(а) льон): почт(а)- льон. Третья степень членимости у словоформ типа почтамт, где - амт – уникальный компонент.

В русском языке выделено около 200 унификсов, например, в словоформах попадья, детвора, дубликат, жених, цитата, чертеж, любовь и др. В этих случаях выделимость корней обеспечивает выделимость унификсов.

В результате применения процедуры сегментации в тексте выделяются минимальные значимые части текста – морфы. Морф, морфа (от греч. morphe – форма) – минимальная значимая единица текста, текстовый представитель морфемы. Термин «морфа» был предложен Ч. Хоккетом. Морфы рассматриваются как непосредственно составляющие словоформы:

 

столик

стол ик

 

В данном примере морфы стол- и - ик являются непосредственно составляющими словоформы столик

Морф является минимальной двусторонней, знаковой единицей речи. У морфа есть означающее и означаемое.

Одно означаемое может соответствовать разным морфам: морф в словоформах: читка, лапка – это не один и тот же морф, а омонимичные морфы, так как они имеют разное означаемое.

В словоформах разработать, разрабатывать представлены разные морфы работ, рабат с одним значением.

Трактовка морфов может зависеть от принятой фонологической концепции. В «активных» грамматиках (в «динамических» моделях, – т.е. в моделях языкового синтеза (имитирующих кодирование смысла говорящим), принято транскрибировать означающие посредством морфонем. Суперсегментные средства рассматриваются наряду с сегментными. Например, мягкость конечного согласного в словоформе зелень рассматривается как морф, тождественный по функции морфу -от в словоформе красота. «Пассивные» грамматики, имитирующие восприятие текста слушающими, придерживались требования автономно-фонологического транскрибирования и сегментности морфа. В приведенных выше словоформах при таком подходе следует рассматривать разные морфы.

Компромиссным подходом между активными и пассивными грамматиками можно считать признание одного морфа в качестве исходного, главного, представляющего всю морфему. Из этого исходного морфа по правилам чередований могут быть получены остальные морфы данной морфемы.

После сегментации текста на морфы возникает проблема идентификации выделенных морфов, т.е. отождествления их как вариантов (алломорфов) одной морфемы или самостоятельных морфем. Способы идентификации морфов аналогичны способам идентификации фонов. В качестве критериев отождествления принимаются отношения дополнительной дистрибуции и свободного варьирования. Вводится важное дополнение, связанное с тем, что морфемы – знаковые единицы. Отождествляются только сегменты с общим планом содержания.

Например, единицы рук-, рук’-, руч- являются алломорфами одной морфемы, так как они обладают общим планом содержанияи находятся в отношении дополнительной дистрибуции:

 

….. – а, -у, -ой,,ам,-ами, …… -и, -е ….. –к, -н, -еньк, -онк

рук- + – –

рук’- – + –

руч- – – +

 

Морфы - к, -овк (студентка, воровка) являются алломорфами одной морфемы, так как находятся в отношении дополнительной дистрибуции.

 

односложн. неодносложн.

корень корень

- к – +

-овк + –

 

Взаимозамена вариантов невозможна. Один вариант встречается в том окружении, в котором другие невозможны. Они находятся в отношении непересекающейся дистрибуции.

Алломорфы одной и той же морфемы неравноправны. Один из всех вариантов является основным. В качестве основного варианта выступает такой вариант, из которого можно по определенным правилам, путем указания на контекст, вывести остальные варианты. так, для морфемы рук- основным вариантом является морф рук, так как остальные морфы являются результатом влияния контекста.

Морфы, представленные экспонентом - к в словоформах студентка, ягодка, заколка являются самостоятельными морфемами. Это омонимичные морфемы, имеющие соответственно значение ‘женский пол’, уменьшительно-ласкательное значение, значение ‘носитель признака’.

Итогом процедуры идентификации оказывается установление инвентаря морфем.

Морфема осмысляется как абстрактный инвариант, реализующийся в виде конкретных вариантов – морфов и алломорфов (объединений морфов). В морфеме наблюдается экспонентное и содержательное варьирование. Экспонентное варьирование, связанное в первую очередь с чередованием фонем, изучается в морфонологии.

Варьирование морфемы может быть обусловлено грамматически, и тогда морфема предстает в виде грамматического или морфонологического варианта: писать – пишу. Морфема пис- представлена морфонологическими вариантами пис- и пиш-, чередующимися в данных грамматических формах.

Варьирование морфемы может быть связано с фонетической позицией. Например, значение множественного числа существительных в английском языке выражается морфами [s], [z], [iz]. Эти варианты обусловлены фонетической позицией – качеством исхода основы, ср.: bats [s], birds [z], boxes [iz].

Понятие морфемы, как и большинство лингвистических понятий, отличается двойственностью, проистекающей из необходимости употреблять общее название и для неформального объекта, представляющего собой известный тип языковых сущностей (онтологический аспект), и для различных конструктов – его формальных аналогов (эпистемологический аспект).

Трудности в исследовании морфемы связаны с неопределенностью принципов парадигматического отождествления морфов, принципов сведения алломорфов в морфему. Например, считать ли - ов в отцов и -ей в матерей представителями одной морфемы, считать ли - s в англ. pens и -en в oxen, которые выражают значение множественного числа одной морфемой?

Иногда выделяют такие морфемы, как «морфема именительного падежа единственного числа», которая выражается морфом в слове яблок-и и морфом - а в слове город-а.

Следует ли наделять морфемным статусом «остаточные» единицы типа ярус в стеклярус и - адья в попадья?

Иногда такие элементы, как англ. am трактуют как мегаморф, который выражает сочетание морфов: be + prеs. ind. + 1 sg. Иногда также трактуются граммемы, которые выражаются во флективных языках в составе одной грамматической формы с помощью одной флексии (кумулятивно), например, морф - ами в словоформе книгами служит для выражения и числа и падежа.

Иногда в ходе морфологического анализа вычленяются «пустые», асемантичные компоненты в словоформе (их называют структемами, асемантемами, соединителями и т.п.): нож– ик, чуд (ес)а, лес )воз, отц (ов) ский, стира (ль) ный, шоссе )ный, республик (ан) ский. У таких аффиксов нет значения, есть только функция морфонологического средства оформления экспонента словоформы.

Можно говорить о промежуточном классе единиц – аффиксоидах в словоформах типа оленевод, землемер, языковед, панелевоз, полуботинки, самоочевидный и др.

Выделяются также нулевые морфемы, когда морфу не соответствует материально выраженный фонетический сегмент. В таком случае говорят о нулевом морфе: дел-Ø. Нулевой морф выделяется по соотношению с другими функционально противопоставленными и материально присутствующими морфами: дела, делами и др. Отсутствие экспонента является в этом случае своеобразным знаком значения. Нулевой экспонент – значащее отсутствие аффикса или служебного слова. Нулевой экспонент может иметь одна какая-нибудь форма в парадигматическом ряду: читал – читала, бел – бела, бел- белы. На основе противопоставления безэкспонентной формы другим формам, имеющим экспонент, выявляется значение первой.

Что обеспечивает единство морфемы? Ученые отвечают на этот вопрос по-разному. Единство морфемы обеспечивается единством ее функции. При таком понимании одной морфемой признаются, например, аффиксы - ed,- d, а также чередующиеся фонемы в неправильных глаголах для образования формы Past Indefinite в английском языке в качестве одной морфемы. Эти формы будут омосемичными. Они имеют одно значение, но разные экспоненты. Аналогично будут рассматриваться формы дан, взят в русском языке. Омосемичными являются аффиксы в словоформах: стол- ом, книг- ой, кисть- ю.

Некоторые ученые считают, что единство морфемы обеспечивается экспонентным тождеством и содержательным единством. При таком подходе одной морфемой будут признаваться, например, префиксальные морфы в словоформах сделать, списать, соскочить, свалиться и др.

Морфемы могут быть распределены по классам на основе разных классификационных критериев. Все морфемы можно разделить на два больших класса: класс знаменательных морфем (корневых морфем) и класс служебных (грамматических) морфем. Корневые морфемы – это открытые списки, а грамматические (служебные) морфемы – это закрытые списки.

Промежуточный класс между корневыми и служебными морфемами составляют словообразовательные морфемы.

Грамматические морфемы участвуют в процессе словоизменения – образовании для каждого слова (кроме неизменяемых слов) его парадигмы, т.е. всех его словоформ и всех его аналитических форм. Словоформы – это грамматические формы слова: ученикученика – ученики и т.п. Словоизменение иногда называют формообразованием. При словоизменении тождество слова (лексемы) не нарушается.

Словообразовательные морфемы участвуют в процессе образования новых слов. Граница между словообразованием и словоизменением не абсолютна: возможны промежуточные явления (например, вид глагола в русском языке).

 

4.3. Основные понятия словообразования

 

Словообразование – образование слов, называемых производными и сложными, обычно на базе однокорневых слов по существующим в языке образцам и моделям с помощью аффиксации, словосложения и других формальных средств.

Словообразование относится к явлению деривации. Деривация (от лат. derivatio – отведение, образование) – процесс создания одних языковых единиц (дериватов) на базе других, принимаемых за исходные. Дериватемы – словообразовательно мотивированные слова, т.е. слова значение и форма которых обусловлены другими однокоренными словами. Понятие «деривация» введено Е. Куриловичем для характеристики словообразовательных процессов. Курилович разграничивал лексическую (камень – каменщик) и синтаксическую (камень – каменный) деривацию.

В настоящее время под деривацией понимается образование в языке любых вторичных знаков, которые могут быть объяснены с помощью единиц, принятых за исходные, или выведены из них путем применения определенных правил, операций. В процессах деривации происходит изменение формы (структуры) и семантики исходных единиц. В содержательном отношении это изменение может быть направлено на использование знака в новом значении (семантическая деривация).

Процесс деривации можно представить в виде последовательности применения к исходной единице серии формальных операций. Вводятся понятия: ступени деривации, шаг деривации, деривационное «дерево».

Понятие деривации применимо к тем единицам языка, возникновение которых может быть описано путем реконструкции породившего их процесса, т.е. восстановления их деривационной истории. Методика анализа, называемого синхронной реконструкцией деривационного акта (Е.С.Кубрякова), заключается в том, чтобы представить производные знаки языка в виде конечного продукта формальной операции или серии операций, совершенных для достижения функционально-семантического сдвига в исходной единице.

Одним из основных понятий теории словообразования является: понятие мотивации. Словообразовательная мотивация – это отношение между двумя однокоренными словами, значение одного из которых определяется через значение другого (дом – домик). В акте словообразования одни единицы выступают в качестве источника мотивации (мотивирующее слово), а другие – как результирующие (мотивированное). Мотивированным признается слово, основа которого характеризуется большей формальной сложностью (читать – перечитать), или большей семантической сложностью (математика – математик = «тот, кто занимается математикой»).

Словообразовательная цепочка – это ряд однокоренных слов, находящихся в отношении последовательной мотивированности: старый – стареть - устареть – устарелый – устарелость.

Словообразовательное гнездо – это совокупность слов с тождественным корнем, упорядоченная в соответствии с отношениями словообразовательной мотивации:

смелость

смело

смелый смельчак

смелеть осмелеть

осмелиться посмелеть

Целью словообразовательного анализа можно считать установление отношений словообразовательной производности между дериватом и исходной для него единицей. Мотивированное слово включает мотивирующую основу (например, смел- в слове смелость) и словообразовательный формант (-ость в слове смелость). Словообразовательный формант получил название дериватор.

Словообразовательный тип – это схема построения слов определенной части речи, абстрагированная от конкретных лексических единиц, например смелый – смелость, жестокий – жестокость, выносливый – выносливость и др.

Общее значение, которое отличает все мотивированные слова данного типа от их мотивирующих, является словообразовательным значением слов этого типа. Носителем словообразовательного значения является словообразовательный формант, например - ость (значение абстрактности, отпризнаковости).

Иногда у производного слова появляются более конкретные, модификационные значения, например, уменьшительности домик, увеличительности – домище, усилительности раскричаться и др.

К словообразовательным относятся также классифицирующие значения, например, значения производителя действия писатель, читатель, строитель; вместилища – чернильница, сахарница, пудреница; орудия действия скребок, рубанок, лейка и др.

Дериватемы рассматриваются как сложные знаки, состоящие из деривационной базы и дериватора. Как деривационная база, так и дериватор могут быть комплексными, например, машин-о-пис -н-ый; письм-о- нос-ец.

Дериватемы не объединяются в закрытые и жестко структурированные множества, подобные морфологическим категориям. Словообразовательные значения (в отличие от формообразовательных) выражаются менее стандартизованными, менее регулярными способами, например:

 

Глагол учить строить основывать ехать лечить копать

 

Существ. учитель строитель основатель – – –

 

К способам деривации относятся:

- аффиксация (деривационные аффиксы);

- усечение (аббревиация): doctor – doc

- значащее чередование фонем: sing – song;

- значащее изменение ударения: exportexport

- конверсия (транспозиция, переход слова из одной части речи в другую): столовая (А) – столовая (N) и др.

Деривационная морфология описывает средства и способы организации морфологических структур слова в языках разного типа. Данные о различии деривационных процессов используются для типологической характеристики языков.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: