Крым. Политические аспекты.




19 февраля 2014 г.

Красная папка

19 февраля на заседании парламента Крыма депутат Колесниченко («Партия регионов») заявил: «Президент Украины обязан принять очень жесткие меры для наведения порядка в стране. Если ситуация не стабилизируется, мы, крымчане, и в первую очередь депутаты, должны поднять вопрос о возвращении Крыма России».

Спикер крымского парламента Константинов прервал выступление Колесниченко, дескать, все же главная задача, стоящая перед депутатами в данный момент – «помочь Януковичу отстоять власть».

Однако уже на следующий день (после того, как он в Москве провел встречи с лидерами парламентских фракций Госдумы), Константинов заявил в интервью информационному агентству «Интерфакс», что не исключает отделения Крыма от Украины в случае обострения ситуации в стране. Отвечая на вопрос – нужно ли при неблагоприятном развитии ситуации на Украине проводить референдум по поводу отделения Крыма, он сказал, что предпочитает пока «не жевать» эту тему, поскольку сегодня Крым – это одна из опор центральной власти. «И если мы начнем этим заниматься, мы просто погубим эту центральную власть», – подчеркнул он. И добавил, что сегодня «борьба идет не за Крым, а за Киев». Однако, если все‑таки под давлением эта центральная власть будет сломлена, Верховный совет Крыма будет признавать легитимными для автономии только свои решения. «И тогда у нас будет единственный путь – это денонсация решения Президиума ЦК КПСС от 1954 года… С этой минуты мы будем признавать те решения, которые считаем нужными».

 

Сохраняется опасность провокационных действий националистов в отношении объектов флота, нападения на отдельных военнослужащих ЧФ, информационно‑психологическое воздействие на членов семей военнослужащих…

 

 

 

Глава 16

Похороны надежд

 

21 февраля 2014 года в сгустившихся над Киевом тучах гражданской войны стал вроде бы намечаться долгожданный просвет – Виктор Янукович и лидеры оппозиции (Арсений Яценюк, Виталий Кличко и Олег Тягнибок) подписали Соглашение об урегулировании политического кризиса.

Присутствовавшие при этом главы министерств иностранных дел Германии и Польши – Франк‑Вальтер Штайнмайер и Радослав Сикорский, а также руководитель департамента континентальной Европы МИДа Франции Эрик Фурнье засвидетельствовали процесс подписания документа. Они охотно давали интервью журналистам.

У Штайнмайера в те минуты был такой вид, словно он стал лауреатом Нобелевской премии или первым немцем, побывавшим на Луне. Он величественно говорил в объективы густо нацеленных на него телекамер:

– Германия считает, что подписание Соглашения по урегулированию политического кризиса на Украине позволяет с уверенностью смотреть в будущее. Это, возможно, последний шанс на то, чтобы найти выход из круговорота насилия. И хотя не все проблемы решены, есть все основания для того, чтобы с уверенностью смотреть вперед. Выход из кризиса теперь возможен.

Пройдет всего лишь пару дней, и Штайнмайер поймет, что был наивным, как ребенок, когда обнародовал этот свой оптимистичный пассаж.

Видимо, он оценивал киевскую ситуацию лишь по компромиссному поведению тех украинских и европейских политических фигур, которые в тот день сидели за столом переговоров, где подписывалось Соглашение.

К тому же напросившийся к нему на аудиенцию косноязычный боксер – лидер партии «УДАР» Виталий Кличко – перед подписанием Соглашения нахраписто агитировал немца за подписание документа. Штайнмайер потом признался: «Мне показалось, что боксер‑политик в тот момент был нетрезв. Ведь я накануне… сам уговаривал Кличко поставить автограф под Соглашением».

Кличко, составляя слова в членораздельные фразы, сообщил германской газете «Bild», что оппозиция подпишет Соглашение с Януковичем: «Мы готовы сделать все, чтобы добиться мирного разрешения» (забыв добавить ключевое слово «конфликта»).

Но уже вскоре оказалось, что Соглашение влияло на ситуацию в Киеве примерно так же, как облака над Германией влияют на качество баварского пива. События на Майдане и вокруг него стали развиваться совсем не по тому руслу, которое было предусмотрено документом – вооруженные отряды путчистов готовились к штурму Администрации президента Украины, Правительства и Верховной Рады.

Когда еще не засохли чернила подписей под Соглашением, Верховный представитель Европейского Союза по вопросам внешней политики и политики безопасности, вице‑президент Европейской комиссии Кэтрин Эштон победно колотила в дипломатические барабаны:

«Я приветствую Соглашение, достигнутое сегодня между президентом и лидерами оппозиции. Это Соглашение открывает путь для политического урегулирования кризиса в Украине. Демократическое и мирное решение – это единственный путь вперед. Теперь ключ к выходу из кризиса – реализация Соглашения».

Эштон не забыла отвесить жирный комплимент и Евросоюзу, и тем, кто лоббировал подписание документа: «ЕС приложил много усилий, которые привели к этому важному прорыву. Я особо отмечаю важную работу министров иностранных дел Франции, Германии и Польши, которые способствовали этому Соглашению».

Фамилию одного из главных подписантов документа – Януковича, ни Эштон, ни другие политики не называли. Они безлико называли его «президентом».

Но все же угроза политической и физической расправы над Януковичем вроде бы начинала отступать. То был компромисс, который президент Украины расценивал, как успех. И по горячим следам решил развить его, выпустив сообщение своей Администрации, в котором говорилось:

«В течение 48 часов после подписания Соглашения будет принят, подписан и обнародован специальный закон, который восстановит конституцию Украины 2004 года с изменениями, внесенными до этого времени. Подписавшие Соглашение заявляют о намерении создать коалицию и сформировать правительство национального единства в течение 10 дней с момента подписания. Президентские выборы будут проведены сразу после принятия новой конституции Украины, но не позднее декабря 2014 года, будет принято новое избирательное законодательство и сформирован новый состав центральной избирательной комиссии на пропорциональной основе согласно правилам ОБСЕ и Венецианской комиссии» (Венецианская комиссия, официально – Европейская комиссия за демократию через право, консультативный орган по конституционному праву, созданный при Совете Европы в 1990 году. С 2002 года участвовать в работе комиссии могут и страны, не входящие в СЕ. Сессии проходят в Венеции, откуда и пошло название комиссии – прим. автора).

В Соглашении между Януковичем и оппозицией содержались и другие принципиально важные моменты, направленные на мирный выход из кризиса. Власти обещали не вводить в стране чрезвычайное положение, а Верховная Рада обязывалась принять «третий закон об освобождении от ответственности, который распространяется на те же правонарушения, что и закон от 17 февраля 2014 года».

Вскоре из Администрации президента Украины пошли сообщения, которые открывали новые детали Соглашения:

«Незаконное оружие должно быть сдано в органы министерства внутренних дел Украины в течение 24 часов с момента вступления в силу специального закона. После указанного периода все случаи незаконного ношения оружия будут попадать под действующее законодательство… Расследование недавних актов насилия будет проведено под общим мониторингом власти, оппозиции и Совета Европы».

Узнав о подписании Соглашения, Киев облегченно вздохнул.

Появлялась надежда, что затеянная на Майдане буча (а она длилась уже почти три месяца) пойдет на спад и город вернется к нормальной жизни. И все потихоньку утрясется. Но на короткое время притихший Майдан снова начал грозно роптать. Из его стана еще громче раздавались призывы «додавить гадину». Все шло по американскому плану.

Служба безопасности Украины докладывала Януковичу, что в палаточный лагерь майдановцев течет стрелковое оружие – большинство стволов доставалось членам «Правого сектора». Его лидер Ярош заявил на очередном митинге, что подписанным Соглашением «мы вытрем задницу».

Ярош пробился к Яценюку и нахраписто потребовал узаконить вооружение «Правого сектора». Более того – настаивал на том, чтобы Минобороны Украины начало легальную передачу армейского стрелкового оружия членам организации.

Яценюк в тот же вечер вместе с Ярошем направился в Минобороны Украины, где перед высшим комсоставом армии объявил о своем согласии с предложением руководителя «Правого сектора».

Сразу три заместителя министра обороны Украины выступили категорически против этой затеи. И в тот же час были уволены. На то, что уволить их мог только законно избранный президент страны, уже никто, казалось, не обращал внимания. Конституцию и многие другие законы Украины во времена Майдана часто подменяла «революционная целесообразность».

В ту же ночь преданные Януковичу офицеры СБУ, работавшие в гуще Майдана, сообщили Виктору Федоровичу, что боевики «Правого сектора» готовят вооруженный поход на Администрацию президента и силовое его свержение.

Янукович тут же связался со своим пресс‑секретарем и приказал срочно готовить ему новое обращение к народу. Он решил хотя бы на время выбросить кусок белого флага. Этого требовал политический момент.

Читая на черном поле монитора белые буквы своего обращения, он с большим трудом душил в себе предательское чувство растерянности.

Референты постарались написать проникновенный текст. Виктору Федоровичу не сразу хватило мастерства, чтобы прочитать его с той драматичной патетикой, которая требовалась.

– Стоп! Стоп! – с непозволительной фривольностью рявкал телережиссер, – Виктор Федорович, надо порешительней! Вы будто умоляете оппозицию. Баска со сталью добавляйте! Больше уверенности в себе! Вы же пре‑зи‑дент!

И Янукович смиренно повиновался хлопцу в потертых джинсах и с бабьим хвостом на затылке. Президент собрался с духом, сильно примешал к голосу того самого «баска» и требуемой решительности. И народ услышал в эфире:

«В эти трагические дни, когда Украина понесла такие тяжелые потери, когда погибли люди по обе стороны баррикад, считаю своим долгом перед светлой памятью погибших заявить – ничего нет важнее человеческой жизни. И нет таких шагов, которые бы мы все вместе ни должны были сделать, чтобы восстановить мир в Украине. Я объявляю о шагах, которые нужно сделать, чтобы восстановить спокойствие и избежать новых жертв противостояния. Заявляю о том, что я инициирую досрочные президентские выборы. Я инициирую также возвращение к Конституции 2004 года с перераспределением полномочий в пользу парламентской республики.

Призываю к началу процедуры формирования правительства национального доверия»…

 

 

Но было уже поздно.

В срочном секретном письме в Вашингтон посол США на Украине Джеффри Пайетт сообщал госсекретарю Джону Керри:

«Соглашение, подписанное Януковичем и оппозицией, как и объявленные им досрочные президентские выборы, радикальным образом тормозят выполнение нашей главной задачи – быстрой смены власти на Украине. Этого торможения нельзя допустить. Янукович может выиграть стратегическое время для маневра. Ибо за месяцы, которые предшествуют президентским выборам, Янукович при поддержке Путина может сломать все наши планы. Потому считаю необходимым с помощью наших людей здесь решительно мобилизовать все оппозиционные силы Украины на скорейшее свержение Януковича. Мы позаботимся о том, чтобы все это было сделано под видом массового народного восстания. Если ЭТО не будет сделано в ближайшие дни, ситуация может развиваться не по нужному нам сценарию. Все наши люди находятся в боевых порядках Майдана и ждут сигнала. А промедление сведет на нет все наши замыслы».

Керри позвонил Пайетту вскоре и, остерегаясь прослушки разговора русскими, произнес лишь одно слово: «Согласен».

Соглашение влияло на ситуацию в Киеве примерно так же, как облака над Германией влияют на качество баварского пива. События на Майдане и вокруг него стали развиваться совсем не по тому руслу, которое было предусмотрено документом…

 

 

Глава 17

Гнев Керри

 

В тот же день Пайетт получил от Керри шифровку, пышущую гневом: «С твоими соображениями насчет времени «Ч» согласен, но только не ставь мне тех задач, которыми обязан там заниматься сам. К тому же я теперь не уверен, что после твоей засвеченной телефонной трепотни с Нуланд, это мое письмо сейчас не читает Путин.

Вы с Викторией (имя Нуланд – прим. автора) допустили позорный прокол… Вы совершили преступление, когда открытым текстом болтали по телефону о расстановке новых фигур украинской власти. Когда мне сообщили, что ваш разговор попал в интернет, я был вне себя и даже хотел немедленно вышвырнуть тебя из Киева…

Уже совершенно очевидно, что все вы там под колпаком у русских, которые к тому же перевербовали многих украинских разведчиков. Немедленно прекрати обсуждать по телефону какие‑либо киевские события, на которые мы влияем или стараемся влиять. Я дал указание нашим специалистам немедленно вылететь в Киев и перекроить всю систему защиты посольства от прослушек. Запомни – на Украине уши и глаза русских везде!

…Я до сих пор зверею от твоего телефонного трепа с Викторией. Считай это моим последним предупреждением. ДК».

Пайетт достал из ящика письменного стола распечатку своего телефонного разговора с Нуланд и еще раз перечитал текст. Прокол получился действительно позорный. Пайетт корил себя за то, что повелся на него, когда Виктория ему позвонила. Хорошо, что русские засекли разговор не с самого начала. Но ведь засекли!

Нуланд советовала ему выступить с официальным заявлением для украинской прессы, что это, мол, фальшивка. Наивная баба! Голоса в интернете ведь не спрячешь. Теперь, конечно, русские оттянутся по этому поводу на полную катушку. Пайетт снова перечитывал текст, который уже, казалось, знал наизусть, до последней буковки.

 

* * *

 

Нуланд:

– Что ты думаешь?

Пайетт:

– Думаю, мы в игре. Кличко в этом деле – это, безусловно, сложная частичка. В особенности, когда это касается объявления его кандидатуры на пост заместителя премьер‑министра. Ты видела некоторые мои заметки, касающиеся его проблем в отношениях… прямо сейчас? Мы сегодня пытаемся выяснить, какую роль он занимает во всем этом. И я думаю, что это именно тот факт, который ты должна привести ему в качестве аргумента в ходе следующего телефонного разговора с ним. Точно так же, как ты это сделала с Яцем (Яценюком – прим. автора). И я рад, что ты поставила его в неловкое положение, вынудив его вписаться в этот сценарий. И я очень рад тому, что именно так он ответил на это.

 

Джон Керри, Госсекретарь США с 2013‑го по 2017‑й годы

 

Нуланд:

– Хорошо. Но я не думаю, что Клич (Кличко – прим. автора) должен идти в правительство. Не думаю, что это необходимо и что это хорошая идея.

Пайетт:

– Да, я думаю… относительно того, чтобы он не собрался войти в правительство… Просто позвольте ему остаться снаружи (за рамками правительства – прим. автора), где он будет продолжать делать свою «политическую домашнюю работу и всякое такое». Но, если говорить о продвижении политического процесса вперед, мы должны сохранить умеренных демократов вместе. Проблема возникнет только с Тягнибоком и его ребятами. Я уверен, что именно на это частично рассчитывает Янукович в этой ситуации.

Нуланд:

– Мне кажется, Яц – это подходящий кандидат. У него есть опыт в вопросах экономики и вопросах управления. Яценюку нужно, чтобы Клич и Тягнибок остались снаружи. А сейчас ему нужно советоваться с ними четыре раза в неделю! Понимаешь?! Я представляю, если Клич войдет в правительство… он должен будет работать на Яценюка на его же уровне, и это все не сработает как надо.

Пайетт:

– Да, я думаю, ты права. Хорошо. Что ты хочешь? Чтобы мы организовали телефонный разговор с ним?

Нуланд:

– Насколько я понимаю из того телефонного звонка… Скажи мне, когда была встреча лидеров «большой тройки», собирался ли Яц предложить диалог в формате «три плюс один» или «три плюс два» с твоим участием? Разве это не именно то, что ты понял?

Пайетт:

– Нет. Я думаю… Я имею ввиду то, что… он предложил…но я думаю, осознавая динамику среди них, что Кличко выступает в качестве хозяина положения (дословно «top dog» – пес, который победил всех в драке – прим. автора), ему требовалось некоторое время, чтобы показать это на встречах с ними. Возможно, даже он об этом говорил. Поэтому я думаю, что если ты сможешь обратиться к нему напрямую, это поможет преодолеть личностный аспект среди всех троих. А также даст нам шанс продвинуться быстрее со всем этим делом. Это нужно сделать раньше, чем они снова соберутся, и когда он (Кличко – прим. автора) даст понять, что ему не нравится такое решение.

 

 

Нуланд:

– Хорошо. Я согласна. Почему бы тебе не пообщаться с ним еще раз, чтобы узнать, когда он хочет поговорить? До или после?

Пайетт:

– Хорошо. Так и сделаю. Спасибо.

Нуланд:

– Еще одно, Джеф. Не помню, говорила я тебе это или докладывала только в Вашингтон. Суть вот в чем. Когда сегодня утром я говорила с Джеффом Фелтманом (заместитель Генерального секретаря ООН по политическим делам, до 2012 – специалист Госдепа США по вопросам демократизации Восточной Европы и Ближнего Востока – прим. автора), то выяснила у него имя нового спецпредставителя ООН, коим является Роберт Серри (голландский дипломат, занимавшийся урегулированием кризисов на Среднем Востоке, первый посол Голландии на Украине – прим. автора). Я написала тебе об этом сегодня утром.

Пайетт:

– Да, я видел это.

Нуланд:

– Фелтман сумел договориться с Серри и Пан Ги Муном (Генсеком ООН – прим. автора) о том, чтобы отправить в Киев Серри, который может прибыть на место уже в понедельник или вторник. Так что было бы здорово, я думаю, если ООН поможет «склеить все это». Поэтому знаешь?! Пусть ЕС идет на три буквы (в оригинале «Fuck the EU!» – прим. автора)!

Пайетт:

– Именно! Я думаю, что нам нужно приложить усилия, чтобы «все склеить». В противном случае мы можем быть уверены, что если маховик начнет раскручиваться, тогда русские будут работать за кулисами, стараясь подорвать наши усилия. И опять тот факт, что это там, я все еще пытаюсь выяснить для себя, почему Янукович … (слово неразборчиво – прим. автора) это. В данный момент происходит съезд фракции «Партии регионов». И я думаю, что там идут живые дебаты по этому вопросу. В любом случае, нам повезет, если мы поторопимся. Поэтому позвольте мне работать над Кличко, а вы можете просто продолжать… Мы хотим попытаться достичь цели при помощи персоны с международным признанием, которая придет сюда и поможет, как акушерка с этим делом. Другой вопрос касается своего рода проникновения к Януковичу, но мы, вероятно, должны будем перегруппироваться на этом вопросе завтра, отмечая для себя то, как вещи начнут упорядочиваться.

Нуланд:

– Джефф, когда я написала записку по этому вопросу, Салливан (советник по национальной безопасности вице‑президента США Джейк Салливан – прим. автора) обратился ко мне напрямую, сказав, что нам нужно посоветоваться с Байденом (вице‑президент США Джо Байден – прим. автора). И я сказала, что, возможно, завтра будет самое время для этого хорошего мальчика, когда можно будет получить от него «детали для склейки» (в оригинале «deets to stick» – прим. автора). По желанию Байдена.

Пайетт:

– Хорошо. Спасибо…

 

* * *

 

Этот разговор Пайетта с Нуланд, перехваченный спецами российской радиоэлектронной разведки, был еще одним доказательством того, что американцы уже «позволяли себе» без элементарной предосторожности вторгаться в украинскую политическую жизнь и с циничной откровенностью двигали американскими ставленниками на Украине так же легко, как своей мебелью дома.

Пайетт достал из ящика письменного стола распечатку своего телефонного разговора с Нуланд и еще раз перечитал текст. Прокол получился действительно позорный. Пайетт корил себя за то, что повелся на него, когда Виктория ему позвонила.

 

 

Глава 18

Демарш Лукина

 

За несколько дней до подписания Соглашения об урегулировании украинского кризиса, когда уже шли к финишу тяжелые переговоры украинского президента с оппозицией, Янукович позвонил Путину и попросил его прислать в Киев посредника от России. И даже фамилию желательной кандидатуры назвал. Это был Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации Владимир Лукин. Путин согласился, заметив, что такое приглашение надо было сделать раньше.

Но произошло странное и загадочное – омбудсмен Лукин не поставил подпись под документом о договоренностях между Януковичем и оппозицией. Хотя по другой информации из Киева, он вроде бы оставил свой автограф, но затем дезавуировал его (позже сам Лукин признается, что действительно «парафировал Соглашение», но затем сделал демарш).

Глава Администрации Президента Украины Андрей Клюев еще больше разогрел интригу на встрече с журналистами: «Представитель Российской Федерации достаточно конструктивно работал над Соглашением, но у него не было мандата для подписания» (о каком «мандате» шла речь, кто его должен был выдать Лукину, так и осталось непонятным – прим. автора).

Тогда же Клюев сказал: «Многие предложения российского представителя были учтены в Соглашении. При этом сначала на столе, за которым проходило подписание всеми сторонами Соглашения об урегулировании кризиса в Украине, присутствовала табличка с именем Лукина как одной из сторон – подписантов, а потом она исчезла»…

Это еще больше добавляло тумана в ситуацию и запутывало ее.

В российской и иностранной прессе в связи с этим начался шум недоумения – что же на самом деле произошло? Ответа на этот вопрос долго не было. Лукин молчал. Его молчание лишь нагнетало интригу. Чтобы сбить кривотолки, российский МИД попытался внести ясность в ситуацию. И выступил с многословным заявлением, в котором, в частности, говорилось:

«Когда Лукин подключился к переговорам, текст договоренностей был уже в значительной степени готов и наш представитель исходил из того, что именно власть и оппозиция должны искать согласия между собой… Тот факт, что В.П. Лукин не подписался в качестве свидетеля под этими договоренностями, как это сделали три европейских министра, не означает, что Россия не заинтересована в поиске компромиссов, которые позволят незамедлительно прекратить кровопролитие и вернуть ситуацию в правовое русло. Напротив, мы будем готовы и далее оказывать украинцам содействие по их просьбам в нормализации обстановки.

 

Уполномоченный по правам человека в РФ Владимир Лукин

 

Мы убеждены, что такие судьбоносные для Украины процессы, как конституционная реформа, должны осуществляться с полным вовлечением политических сил и регионов, а проект такой реформы должен быть вынесен на всенародный референдум. Практические шаги по незамедлительному успокоению ситуации должны носить обоюдный характер, чтобы на деле содействовать национальному примирению. Разумеется, любые формы посредничества должны осуществляться при безусловном уважении суверенитета Украины. Подчеркнем еще раз, что главная ответственность за свою страну лежит на правительстве и оппозиции».

Когда Лукин прибыл в Киев, журналисты стали спрашивать его о цели визита. Лукин ответил с хитрой ухмылкой:

– Узнать, как вы живете…

– А на что вас уполномочил Владимир Владимирович Путин? – продолжали наседать журналисты.

– На то, чтобы я сначала поговорил с вашими руководителями, а потом уже об этом рассказал.

– А у вас есть какие‑то конкретные предложения российской стороны по урегулированию ситуации на Украине?

– Ноу комментс.

После такого ответа Лукина киевские борзописцы стали распускать слухи о существовании некого «секретного пакта», подписанного Путиным и Януковичем. Документ этот якобы предполагал ввод российских войск на Украину ради спасения власти ее президента. Один из таких «сказочников» писал:

«Так с чем же мог приехать спецпредставитель Путина Владимир Лукин в Киев?

Вне всякого сомнения, такие сепаратные Пакты о вводе войск в устной форме не делаются. Поэтому они должны были быть составлены обязательно в письменной форме и, вероятнее всего, Лукин прибыл в Киев уже с готовым текстом секретного соглашения, в котором четко прописывались обязанности сторон. И сроки, и этот договор или соглашение уже должно было быть с подписью Путина.

Учитывая то, что Лукин прибыл в Киев в 01:20 ночи 21 февраля, то подписать Путин мог такое соглашение только 20‑го февраля»…

Фантазии вместо фактов – типичный прием провокаторов. Ибо никакого соглашения «с подписью Путина» не было.

 

* * *

 

После того, как Лукин переговорил с Януковичем, представители Германии, Франции и Польши показали ему уже готовый после многих правок и добавлений документ. Владимир Петрович внес в него несколько весьма существенных правок и в итоге (хотя и нехотя) согласился с финальным текстом. А затем, говоря его же словами, «парафировал документ». Но уже вскоре пошел на попятную, объясняя это тем, что ему не понятно «кто является субъектом этого Соглашения, в нем не видно сил и лиц, которые должны это реализовывать».

Эти аргументы Лукин затем будет повторять много раз. И лишь однажды он проговорился, что уже на другой день после подписания Соглашения (22 февраля) «прозрел» и отозвал свою подпись. К тому же Путин и Лавров во время телефонного разговора «не советовали» Лукину оставлять свой автограф под документом.

 

* * *

 

21 февраля, когда в Киеве было подписано Соглашение между президентом Януковичем и оппозицией, Владимир Путин позвонил Бараку Обаме, чтобы обсудить с ним это событие, которое вроде бы давало надежду на урегулирование украинского кризиса.

Обама пообещал «способствовать исполнению договоренностей обеими сторонами».

Но события в Киеве развивались так, что это обещание президента США уже ничего не значило. Оно было ритуальной демагогией фирменного американского замеса. Ибо между тем, что говорил Путину насчет Соглашения Обама, и тем, что делали в Киеве американские эмиссары и их «подопечные», была большая политическая пропасть.

Пока президент США обещал Путину «способствовать исполнению договоренностей», американские дипломаты и разведчики подталкивали Майдан и его главарей к скорейшему свержению Януковича.

Последний шанс остановить гражданскую войну на Украине был упущен, а точнее – вероломно отвергнут.

Новые десанты, состоявшие из политиков, дипломатов, военных и разведчиков США, высаживались в те дни из «Боингов» в киевском аэропорту Борисполь. Девушки в национальных украинских костюмах встречали их с хлебом‑солью. Яценюк, Турчинов и Парубий с услужливыми улыбками холуев подавали американцам руки, взбежав на середину трапа.

Пожилая уборщица аэропорта сказала дежурившим там журналистам:

– Мериканци злитаються до нас, як навозни мухы на свиже навозне гимно…

 

* * *

 

И лишь спустя год спецпосланник Президента России Владимир Лукин, в феврале 2014 года участвовавший в переговорах между президентом Украины Виктором Януковичем и оппозицией, в интервью немецкому журналу «Der Spiegel» рассказал и о своем понимании причин переворота в Киеве, и о том, что произошло с ним во время подписания Соглашения об урегулировании кризиса.

На Украине, по словам Лукина, возникла «классическая революционная ситуация, которая объяснялась общей обстановкой в стране. Народ перестал верить правительству. Люди были недовольны своей жизнью и безграничной коррупцией. Это было восстание против коррупции и олигархов. Но сейчас у власти на Украине находятся те же коррумпированные олигархи, а восточные и западные националисты убивают друг друга и одновременно еще и мирное население… Я не верю в дешевые теории заговоров, согласно которым тайная деятельность спецслужб каких‑то западных, восточных, южных или северных государств стала наиболее важной причиной революции на Майдане. Конечно, попытки воспользоваться ситуацией на Украине в своих целях со стороны иностранных государств имели место, но радикальные националисты быстро взяли под свой контроль протестное движение против отмены Януковичем Соглашения об ассоциации с ЕС».

В целом же во время переговоров, по словам Лукина, «царила нескрываемая паника». На вопрос корреспондента журнала, почему спецпосланник Путина предварительно одобрил соглашение между Киевом и оппозицией, но затем отказался его подписать, Лукин ответил, что поначалу он «парафировал его, потому что в первые часы 21 февраля считал соглашение хорошим компромиссным планом на бумаге».

– Я думал, что оно заставит президента Януковича и Майдан добиваться мирного решения, достойного демократической страны, – пояснил Лукин. – Однако уже на следующий день я осознал, что Президент Путин и министр иностранных дел Сергей Лавров были совершенно правы, когда не рекомендовали подписывать его. Причина заключается в том, что под влиянием слухов и сообщений о бесчинствах активистов с Майдана Янукович собрал чемоданы и уехал. Его поспешное бегство и выступления оппозиции привели к тому, что все мои западные коллеги были опозорены. А сейчас на Украине идет жестокая, бессмысленная и братоубийственная гражданская война. Самую зловещую роль во всем этом играл и, к сожалению, продолжает играть Запад. С помощью Евросоюза и НАТО он пытается отодвинуть старую разделительную линию от Эльбы до ворот Смоленска, прямо на границе с Россией. Я уже говорил, что экспансия НАТО на восток была большой ошибкой Запада. В России наш инстинктивный защитный рефлекс привел к гигантскому росту шовинизма и национализма. К моему великому сожалению, наша однозначная приверженность европейской цивилизации поставлена под вопрос. Второй и последней попыткой указать на то, что не стоит ставить к рулю этих скомпрометированных с головы до ног людей, была публикация разговора между Нуланд и Пайеттом. Выводов из этого разговора можно сделать ровно два. Первый: среди европейских элит есть точное понимание того, что майдановская клика во главе с Яценюком, Турчиновым и Парубием ответственна за серьезнейшие преступления. А второй вывод: что Европа ничуть не против иметь с ними дело. Повторялась извечная история: хоть Гитлер, хоть Бен Ладен, хоть сам сатана – лишь бы он был против России, а остальное значения не имеет. На этом Россия оставила попытки донести до мира, каких мерзавцев ведут Штаты к управлению страной. Стало совершенно понятно, что мир об этом и так прекрасно знает, просто ему наплевать.

 

Народные избранники наблюдают за событиями из окон Верховной Рады

 

В своем интервью для «Der Spiegel» Лукин прозрачно дал понять, что в Кремле еще до подписания киевского Соглашения знали, что европейцы намерены обмануть всех, и потому совершенно ни к чему было России замазываться в этой истории. Пусть уж Европа остается в ней наедине со своим позором. Вот почему из Москвы было передано Лукину ясное распоряжение – документ не визировать.

Лукин объяснял свою позицию еще и так: «Москва решила не подписывать эти Соглашения по очень правильной причине, на самом деле – не очень понятна ситуация с тем, кто является субъектом этого Соглашения, в нем не видно сил и лиц, которые должны это реализовывать».

Тут с Лукиным можно поспорить. Уже через час после подписания Соглашения Верховная Рада приняла сразу в трех чтениях проект «Закона о восстановлении действия отдельных положений Конституции Украины», возвращающий Конституцию 2004 года.

Со своей стороны, Янукович приказал правоохранительным органам отступить от Майдана, начать отправку спецподразделений в места постоянной дислокации (и этим не только еще шире открыл перед бунтующими ворота своей резиденции, но и, образно говоря, своими руками надел петлю себе на шею).

 

Не от хорошей жизни, конечно, эти старушки присоединились к Майдану…

 

…хотя местами не покидает ощущение, что не хватало им чего‑то не только в кастрюлях…

 

 

Нельзя было не обратить внимание на противоречия в заявлениях Лукина, касающихся оценок происходящего в Киеве. В одном случае он говорил: «Я не верю в дешевые теории заговоров, согласно которым тайная деятельность спецслужб каких‑то западных, восточных, южных или северных государств стала наиболее важной причиной революции на Майдане». А в другом Лукин фактически опровергал сам себя: «Самую зловещую роль во всем этом играл и, к сожалению, продолжает играть Запад»…

 

* * *

 

А теперь давайте заглянем в текст Соглашения. Вот он:

 

«Обеспокоенные трагическими случаями потери жизней на Украине, стремясь немедленно прекратить кровопролитие, решительно настроенные проложить путь к политическому урегулированию кризиса. Мы, нижеподписавшиеся стороны, договорились о следующем:

1. В течение 48 часов после подписания данного соглашения будет принят, подписан и обнародован специальный закон, который восстановит действие Конституции Украины 2004 года с изменениями, внесенными до этого времени. Подписанты заявляют о намерении создать коалицию и сформировать правительство национального единства в течение 10 дней после этого.

2. Конституционная реформа, уравновешивающая полномочия президента, правительства и парламента, будет начата немедленно и завершена в сентябре 2014 года.

3. Президентские выборы будут проведены сразу после принятия новой Конституции, но не позднее декабря 2014 года. Будет принято новое избирательное законодательство, а также сформирован новый состав Центральной избирательной комиссии на пропорциональной основе в соответствии с правилами ОБСЕ и Венецианской комиссии.

4. Расследование недавних актов насилия будет проведено под общим мониторингом власти, оппозиции и Совета Европы.

5. Власть не будет вводить чрезвычайное положение. Власть и оппозиция воздержатся от применения силовых мер.

Верховная рада Украины примет третий закон об освобождении от ответственности, который будет распространяться на те же правонарушения, что и закон от 17 февраля 2014 года.

Обе стороны будут прилагать серьезные усилия для нормализации жизни в городах и селах путем освобождения административных и общественных зданий и разблокировки улиц, скверов и площадей.

Незаконное оружие должно быть сдано в органы Министерства внутренних дел Украины в течение 24 часов с момента вступления в силу вышеупомянутого специального закона (п.1 настоящего Соглашения).

После указанного периода все случаи незаконного ношения и хранения оружия подпадают под действующее законодательство Украины. Силы оппозиции и власти отойдут от позиций противостояния. Власть будет использовать силы правопорядка исключительно для физической защиты зданий органов власти.

6. Министры иностранных дел Франции, Германии, Польши и Специальный представитель Президента Российской Федерации призывают к немедленному прекращению всех видов насилия и противостояния.

г. Киев, 21 февраля 2014



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2023-02-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: