Учебно-воспитательная практика в дошкольном образовательном учреждении
Учебно-методические пособие
Ишим 2010
УДК 378.147.88
ББК 74.580
Печатается по решению редакционно-издательского совета ИГПИ им. П.П. Ершова
Рецензенты:
Е.И. Попова – к. п. н., доцент кафедры социальной и дошкольной педагогики и методики их преподавания;
Пашкова В.Ф. – директор АУДО ЦРР д/с № 8 г. Ишима;
Фетисова Н.А. – зам. директора АУДО ЦРР д/с № 8 г. Ишима.
Кипина, О.А.
Учебно-воспитательная практика в дошкольных образовательных учреждениях: учебно-методическое пособие [Текст]/ О.А. Кипина. – Ишим: Изд-во ИГПИ им. П.П. Ершова, 2010. – 123 с.
Учебно-методическое пособие построено в соответствии с целями, задачами, содержанием и методами организации педагогической практики студентов по специальности «Организатор-методист дошкольного образования».
В пособии представлена программа и методические рекомендации по организации учебно-воспитательной практики в дошкольных образовательных учреждениях.
Пособие адресовано студентам и преподавателям педагогических вузов, а также специалистам ДОУ.
УДК 378.147.88
ББК 74.580
© Ишимский государственный педагогический институт им. П.П. Ершова, 2010
© Кипина О.А., 2010
СОДЕРЖАНИЕ
Программа учебно-воспитательной практики в дошкольном образовательном учреждении…………………………... …………………………………………..3
Содержание практики…………………………………………………………….5
Методические рекомендации………………………………….…………………6
Задание 1. Диагностика детей дошкольного возраста……………………...…11
Задание 2. Составление перспективного плана воспитательно-образовательной работы……………………………………………………...…21
Задание 3. Составление «Портфеля педагога»……………...………………....25
Задание 4. Организация и проведение занятия с детьми дошкольного возраста..………………………………………………………………….….... 30
Задание 5.Анализ занятия с детьми дошкольного возраста……………….…48
Задание 6.Знакомство и проведение различных форм сотрудничества с родителями………………………………………………………………….……57
Задание 7. Выполнение эксперимента для курсовой работы….……..……..58
Задание 8. Разработка исследовательского проекта……….………………….60
Задание 9. Самооценка педагогической деятельности практиканта………....61
Документация по практике………………………………………………...……63
Литература ………………………………….………………………………..….63
Приложение……………………………………….……………………………..66
ПРОГРАММА УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
Педагогическая практика является связующим звеном между теоретической подготовкой студентов и их самостоятельной работой в образовательных учреждениях. В период педагогической практики студент под руководством методистов реально осуществляет педагогическую деятельность, взаимодействуя со всеми участниками педагогического процесса. В педагогической практике находят воплощение все компоненты педагогической деятельности - цели, мотивы, содержание, организация, функции, результаты, контроль, самоконтроль. Именно в ходе педагогической практики студент учится системному подходу в педагогической деятельности, обеспечению целостности педагогического процесса. В процессе осуществления педагогической деятельности развиваются педагогические способности и профессионально-значимые качества личности.
Содержание педагогической практики отражает основные направления Концепции дошкольного воспитания и изменения, происходящие в системе дошкольного образования. Выпускник педагогического факультета должен вписаться в инновационный режим современных дошкольных учреждений, быть ориентированным на творчество, педагогическую импровизацию, поиск новых методов и форм воспитания и обучения, быть готовым к экспериментально-поисковой работе как с группой детей, так и индивидуально с каждым.
Педагогическая практика не только позволяет отследить теоретическую подготовку студентов, но и обогащает их практическими навыками, вырабатывает стереотип действий как будущих специалистов.
Цель практики:
Освоить многофункциональную деятельность воспитателя детей дошкольного возраста.
Формировать профессионально-педагогические умения и профессионально-значимые качества личности воспитателя, профессионально-педагогическую мобильность (личностную активность, адаптивность, креативность, способность к саморазвитию).
Задачи практики:
Углубить, закрепить теоретические знания студентов, научить применять их в воспитательно-образовательной работе с детьми. Познакомить с содержанием и методикой работы с детьми по разным образовательным программам.
Формировать профессионально-педагогическую направленность студентов, интерес к профессии.
Формировать профессионально-значимые качества личности: дисциплинированность, сдержанность, организованность, целеустремленность, доброжелательность и др., профессионально-педагогические умения, соответствующие квалификационным требованиям к воспитателю дошкольного учреждения.
Формировать у будущих педагогов личностную активность, обеспечивающую готовность к деятельности, освоению новых форм и видов деятельности; умение гибко адаптироваться к изменяющимся условиям профессионально-педагогической среды; творческое отношение к организации собственной деятельности, ее преобразованию.
Формировать готовность и способность к саморазвитию, самообразованию.
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРАКТИКИ
Практика проводится в VI семестре, в группах детей дошкольного возраста (3-7 лет). Продолжительность практики – 6 недель по 6 часов в день. Ежедневную работу студентов наблюдают воспитатели групп, 1-3 раза в неделю педагогическую деятельность практикантов изучает групповой руководитель.
СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИКИ
Содержание практики заключается в проведении студентами психолого-педагогической диагностики детей, составлении проекта собственно педагогической деятельности с дошкольниками. Основное время практики посвящено освоению студентами всех форм воспитательно-образовательной работы с детьми, выполнению функциональных обязанностей воспитателя детского сада. Предварительно на факультете проводится инструктаж, после прохождения практики – итоговая конференция.
В первый день практики студенты знакомятся с дошкольным учреждением и педагогическим коллективом, проходит распределение студентов по возрастным группам.
Дошкольные учреждения работают по разным вариативным программам воспитания, обучения и развития дошкольников. Чтобы подготовиться работать в таких условиях, быть мобильным, студенты знакомятся с вариативностью образовательных программ, с особенностями их реализации. Работа в изменяющихся условиях образовательной среды дает возможность проявлять инициативу, решать разнообразные образовательные задачи, формирует готовность гибко адаптироваться к изменяющимся условиям, проявляя при этом личностную активность, творческое отношение к освоению и преобразованию собственной деятельности.
Практиканты готовят и проводят самостоятельно отдельные режимные моменты, совместную деятельность и занятия с детьми дошкольного возраста. Руководствуясь приоритетной целевой направленностью программы, по которой работает данная группа, изготавливают наглядные пособия, вносят изменения в предметно-развивающую среду. Практиканты принимают участие в методической работе дошкольного учреждения, работе с родителями.