Психологические особенности проживания кризиса и утраты




Кризис — это реакция па опасные события, которая пере­живается как болезненное состояние. В китайском языке слово «кризис» состоит из двух частей и обозначает опас­ность и возможность, это слово несет в себе оттенок чрезвы­чайности, угрозы и необходимости в действии. Само понятие «кризис» реально означает острую ситуацию или момент времен для принятия какого-то решения, поворотный пункт, важнейший момент. Кризисы случаются в жизни людей, групп, организаций, обществ и наций.

В большинстве случаев кризис является результатом про­цесса, совершавшегося длительное время, или одновремен­ного действия нескольких факторов. Кризис может возни­кать в ответ на незначительное событие, по типу «послед­ней капли». Он же может привести к положительным пере­менам и стать важным личностным опытом. В момент кри­зиса человек не видит выхода из сложившейся ситуации. Это ощущение безысходности, с одной стороны, влечет за собой тяжелые переживания, а с другой — в этот момент че­ловек максимально открыт новому опыту. Именно в этом смысле психологические кризисы хотя и являются болез­ненными, могут рассматриваться как поворотный пункт — к лучшему или к худшему.

Кризис имеет определенную длительность, которую поч­ти невозможно спрогнозировать, и может продолжаться от нескольких часов до многих месяцев. Можно выделить три стадии в формировании кризиса.

Первая стадия. Нормальная реакция на фрустрацию. При столкновении с проблемной ситуацией человек вначале ис­пользует прошлый опыт для того, чтобы справиться с ней. На этой стадии используются привычные для человека спосо­бы решения и механизмы защиты. Задействуются знакомые, привычные и отработанные ресурсы, сохраняется гибкость в подходе к проблеме; напряжение и релаксация сбалансиро­ваны. Но если привычные способы не работают, то наступа­ет вторая стадия.

Вторая стадия. Тревога. У человека начинают возникать и нарастать ощущения неуверенности, страха, растерянности. На этой стадии пробуются новые способы решения проблемы, уменьшается гибкость, напряжение преобладает над релакса­цией. Именно в этот период человек нуждается в помощи со стороны, он готов к восприятию новых идей. Если по тем или иным причинам он не может получить помощи, наступает новая стадия.

Третья стадия. Кризис. Она характеризуется эмоциональной и интеллектуальной дезорганизацией, ощущением хаоса, человеку начинает казаться в этот период, что все ресурсы исчерпаны, и он не видит выхода из создавшейся ситуации. Здесь может возникнуть возможность неблагоприятного исхода — это злоупотребление алкоголем, наркотиками, психические нарушения, криминальное поведение, суи­цид. На этой стадии консультант может помочь человеку обрести контроль над ситуацией, обратиться к своим ресурсам, и если не решить проблемы, так как не все проблемы в принципе решаемы, то все же увидеть возможности выбора.

Любой кризис сопровождается и душевной болью, поэтому он вызывает необ­ходимость сильной реакции, которая является попыткой помочь человеку облег­чить дискомфорт и вернуть его в состояние эмоционального равновесия, которое ----------------------------1 было до начала кризиса. Если это имеет место, кризис может

Все, что происходит быть преодолен, при этом человек получает возможность

с нами, будучи правиль-, Ґ r J

но понятым, возвраща- обучиться использованию новых для него адаптивных реак-

ет нас к самим себе; ций. Однако скрытые возможности для личностного раз-как будто некое бессо- вития обнаруживаются только тогда, когда человек, столк-знательное руководство v ^ < стремится освободить нувшись с болью, научается ее переносить. Способность

нас от этого и сделать переносить боль усиливается, если становится понятной

опирающимися на са- причина последней. Одна из причин, по которой трудно мих себя. ^ ~ г • г rj

К. Г. Юнг конструктивно сопротивляться кризису, — это скрытое убеж-----------------------------' дение, что «страшное событие или катастрофа могут про­изойти с кем угодно, только не со мной». Эта часть кризиса развенчивает иллюзии и приносит осознание того, что мы живем не в мире покоя и безопасности, а там, где с людьми произвольно случаются ужасные события, и перенести утрату этих иллюзий довольно трудно. Кризис бросает вызов возможностям человека, он как будто подталкивает людей к поиску новых навыков и умений; кроме того, это час­то сопровождается утратой, потерей: смерть близкого человека, развод, неизлечи­мая болезнь, внезапная инвалидность, рождение больного ребенка и др. На фоне таких потерь утрата работы, например, может показаться незначительной, но при­мечательно то, что со всеми потерями у нас утрачивается понимание того, кто мы. Например, потеря работы может рассматриваться как серьезная утрата, ибо эта ситуация несет в себе кризисное состояние, так как человек с потерей работы мо­жет утратить место, к которому привык, друзей, «себя», свою значимость, смысл су­ществования. Или, например, люди могут скрывать некоторое время свое отноше­ние к нам, свое истинное отношение, но когда они проявляют свое истинное Я, мы сталкиваемся с открытием чего-то неприятного для себя. Подобное неприятное открытие - общая черта многих кризисов, оно вызывает сильное стрессовое со­стояние, так как ставит под сомнение правильность собственного понимания ре­альности.

Итак, кризис, как правило, неожидан и неконтролируем. Он может быть свя­зан с потерей, неприятным открытием, унижением, обидой, привнести дополни-

Пример

Клиентка, обратившаяся в службу занятости за помощью, проработала на одном пред­приятии 25 лет. Страдая сахарным диабетом, она практически не брала больничный и даже не состояла на учете у эндокринолога, так как все силы отдавала работе. Она счи­тала себя специалистом в своей области. Пришло новое руководство и уволило ее. Подобная ситуация сопровождается чувством унижения и обиды. Открытие, что к тебе могут относиться по-разному: не ценить тебя, не уважать как личность или как профес­сионала, может нанести удар по образу Я и вызвать жгучее, болезненное состояние сты­да. Часто подобное ощущение выступает как черта, характеризующая кризис, которая и является наиболее стрессогенной из всего кризиса. Большинство кризисов формирует­ся постепенно. Анализируя ситуацию, можно обнаружить признаки, свидетельствующие о том, что не все на работе в отношениях с начальством у данной клиентки было в поряд­ке, однако очень часто это можно увидеть только ретроспективно; большинство кризи­сов оказываются неожиданными для людей, которые их переживают. Проблемы клиент­ки копились годами, но она не замечала их, она признала, что не занималась своим здоровьем, не выстроила близких отношений с людьми, направив свою энергию и время только на работу. Она оценивала себя в одном-единственном качестве: добросовестно­го работника, делового человека — подобная позиция обеспечивала возможности про­фессионального успеха и безопасности. Что касается работы, то с приходом нового руководства стали вводиться изменения, новые технологии и она не сумела приспосо­биться к ним. У нее был только один набор правил, и когда она стала получать сигналы, говорящие о том, что ситуация нестабильна, то оказалась не в состоянии изменить свое собственное отношение и поведение. Разразившийся кризис застал ее врасплох. Пред­ставление ее о себе как о сильной, деловой, компетентной работнице были поколебле­ны, и она оказалась без ресурсов, которые привыкла использовать, чтобы чувствовать себя уверенно. В данном случае проявляются элементы неконтролируемости, потери и унижения и еще два других важных аспекта кризиса - неопределенность и изменение привычного хода событий. Эта женщина не знает, что ее ждет в будущем, сможет ли она найти другую работу, как отнесутся к этому окружающие, как это повлияет на образ жиз­ни, на здоровье. Она перешла из упорядоченного мира в непредсказуемый, ее ежеднев­ные привычки и распорядок потеряли смысл. Вся ее психика была приспособлена к оп­ределенному роду задач и действий: принятию решений, выполнению определенных ситуаций, организации рабочего времени своего и других людей, теперь же она не будет заниматься этим, что само по себе вызывает стресс и нарушает ориентировку.

тельные ноты неопределенности и нарушений в повседневную жизнь. Кризис угро­жает индивидуальному представлению о себе, идеальному образу Я и личным планам на будущее. Более того, некоторые кризисы содержат элементы объектив­ной опасности и даже угрозу жизни человека.

Опасность и травма при кризисе. Большинство людей, особенно пока они моло­ды, считают, что мысли о собственной смерти и мире, продолжающем существо­вать без нас, неправдоподобны. Смерть воспринимается порой как абстрактный факт, мы как бы знаем, что она должна прийти, но не принимаем ее. Избегать ре­альности смерти в повседневной жизни помогает нам и общество, скрывающее случающуюся ежедневно прозаическую смерть как нечто слишком огорчительное или иногда даже непристойное. Парадоксально, что при этом люди постоянно имеют иллюзорный контакт с насильственной смертью благодаря ежедневным сообщениям в газетах, многочисленных передачах, фильмах, пьесах. Тысячи смер­тей, отснятых в видеосюжетах или фильмах, не влияют на то, чтобы сделать до­ступной и понятной обыденную реальность нашего собственного конца. Напротив, они представляют смерть чем-то из ряда вон выходящим, что случается исключи­тельно с другими людьми, а не с нами. Именно поэтому для большинства людей любое событие, которое посягает на веру в собственное бессмертие, перерастает в кризис, даже если угрозы прямой опасности для них нет.

Пример

Женщина обнаружила уплотнение в груди, и врач, к которому она обратилась, предло­жил ей пройти тщательное обследование и затем — лечение. Она догадалась, что уплот­нение злокачественное, и испытала сильный страх. Позже ей была предложена опера­ция и последующее длительное стационарное лечение. Руководители фирмы, в которой она работала, обнаружили, что им невыгодно держать сотрудника, который постоянно отсутствует, и ее уволили.

Описанный кризис вызовет сильный стресс практически у любого человека, поскольку подобное событие в жизни приводит к мысли, что будущее может быть весьма ограни­ченным и что бессмысленно питать иллюзии относительно бесконечности времени соб­ственной жизни.

С другой стороны, для многих людей существует большая неопределенность по поводу их конца, так как даже сам по себе диагноз их заболевания может быть известием о грядущей смерти.

Переживание времени в период кризисов. Время есть прежде всего длитель­ность существования, бытия; продолжительность человеческой жизни. Жизнь и деятельность личности развертываются, упорядочиваются и реализуются в опре­деленном отрезке времени. Из отмеренности существования вытекает проблема конечности, временности человеческой жизни, и в этом заключены трагизм и фа­тальность времени. Время течет однонаправленно, асимметрично и необратимо, его невозможно ускорить или замедлить, остановить его течение, невозможно вер­нуться в прошлое и внести в него коррективы.

---------------------------1 Время является не только мерой длительности жизни,

Итальянская пословица оно представляет собой также меру осуществленности, pea-

ГЛЭСИТ. <(МЄЛОВЄК ИЗМб" f _ _

ряет время, а время из- лизованности бытия. Независимо от рода его деятельно-меряет человека». сти значимость, состоятельность человека как личности --------------------------- заключается в том, смог ли он стать хозяином своего вре­мени. Конечно, в кризисной ситуации события представляются человеку не в обыч­ной последовательности, а беспорядочно, время не поддается управлению со сто­роны человека, когда он переживает состояние кризиса, и не каждому удается совладать с требованиями ситуации.

Все мы живем в социальном (историческом) времени, как раз оно определяет круг наших возможностей, и выйти за его границы мы не можем. И тем не менее даже в заданных социальных пределах достижения людей сильно варьируют в за­висимости от личностных качеств, принадлежности к определенной социальной сре­де и т. п.

Поскольку представление о времени конструируется социально, аттитюды по отношению ко времени, в частности степень ориентации людей на прошлое, на­стоящее и будущее, отражает их жизненные установки и ценности. Наступление одних событий человек планирует в отдаленном будущем, а появление других он ожидает в ближайшем, какие-то появляются спонтанно для него. Он также может черпать силы или вновь страдать, вспоминая очень давнюю историю. Протяжен­ность времени, где размещаются жизненные события, называется временной пер­спективой. Чем насыщеннее временная перспектива событиями, планами и надеж­дами, тем интенсивнее, содержательнее жизнь человека. И наоборот, чем меньше планов на будущее и реальных событий на временном горизонте, тем беднее и бес­содержательнее его жизнь. Еще К. Левин отмечал, что временная перспектива

Пример

Человек, насильно лишенный чего-то значительного для себя (работы, любимого суще­ства или предмета, его заменившего; свободы, здоровья, чувства собственного досто­инства или/и безопасности; надежды, собственной роли и т. п.), воспринимает свое на­стоящее и как незаполненность своего времени, и как внутреннюю незаполненность, т. е. незаполненность своего сознания. Он чувствует себя ненужным, у него появляется желание оправдать себя за неудачи в жизни, и он всю вину и ответственность может перекладывать на факт утраты. Собственные ошибки интерпретируются как предопре­деленные судьбой, временем и как следствие утраты. Ему кажется, что его судьба («без­работного», «разведенного», «заключенного», «инвалида» и т. д.) освобождает его от ответственности перед другими так же, как и ответственности перед самим собой, осво­бождает его от ответственности перед жизнью. Собственно, и временная перспектива у этих людей исчезает, хотя человек, который все еще хочет выжить, все-таки относится к своей судьбе и к своему времени с некоторой долей ответственности.

удлиняется с возрастом: «Маленький ребенок живет настоящим; его временная перспектива включает только непосредственное настоящее и прошлое». Кратко­срочность временного горизонта, по его мнению, характе- і----------------------------

ризует «примитивность поведения». Маленький ребенок жи-

г j г ^ /-- ^ вет настоящим; его

Временная перспектива, в которую отдельный инди- временная перспектива

вид помещает жизненные цели и средства, серьезно влияет включает только непо-

на повседневное поведение. Чем больше жизненных пла- средственное настоя-

, щее и прошлое,

нов, тем больше опыт взаимодействия; чем насыщеннее к Левин

временная перспектива событиями, тем больше вариатив- '----------------------------

ность поведения, тем порой легче человеку справляться с кризисными состояния­ми. Отсутствие жизненных планов, как правило, связано с отсутствием позитив­ного образа будущего, от чего и может проистекать сопротивление к переменам, которое «провоцирует» человека попадать в кризисное состояние. Практически любое неожиданное событие воспринимается как угроза, так как его не планиро­вали, не ждали, а новое и неизвестное в любом случае несколько пугает. Интересно, что противодействие планируемому развитию может проистекать и из обязательств человека по отношению к прошлому. Вопреки бытующим представлениям о том, что ориентация на будущее представляет собой более или менее универсальную модель развития, существуют образцы поведения, ориентированные только на на­стоящее или прошлое.

Например, опыт показывает, что люди, находящиеся в кризисном состоянии, практически не ориентированы на будущее. Они не могут ставить целей, планиро­вать, в основном все их помыслы устремлены в прошлое, а настоящее пугает. Лю­ди в этом состоянии становятся все более безучастными ко всему, и их инициати­ва все более и более сменяется апатией. Эта апатия небезопасна, так как она делает людей неспособными принимать помощь.

Кризис в отсутствии события. Многие кризисы не похожи на ранее описанные, так как являются результатом постепенно накапливающегося стресса, и их финал может быть вызван чем-то, казалось бы, довольно обыденным. Запускающим фак­тором становится «последняя капля» — незначительное событие, являющееся по­следним в ряду многих других трудностей и неприятностей, а не какое-то особое событие, т. е. особенностью этих кризисов является то, что у них нет видимых причин и их нельзя прямо приписать какому-нибудь одному, вызывающему силь­ный стресс источнику.

Пример

Иногда безработные, состоящие на учете в центре занятости, с трудом подчиняются то­му распорядку, который там существует. Инспектор обязан помогать людям в поиске ра­боты, он предлагает различные варианты, но некоторые клиенты не воспринимают эту помощь. Состояние их таково, что им порой трудно выходить по утрам из дома и отправ­ляться на поиск работы, они перестают ухаживать за собой, агрессивно относятся к раз­ного рода требованиям со стороны. Это выглядит так, как будто они боятся, что кто-то увидит хаос, в котором они пребывают, и поможет с ним справиться. Такое поведение типично для людей, находящихся в ситуативно вызванной депресии. В таких случаях кризис может содержать скрытую (неосознаваемую, вызывающую тре­вогу и поэтому отрицаемую) потребность в общении с психотерапевтом по поводу лич­ностных трудностей.

Не осознавая, что происходит, человек нередко создает кризисные ситуации, форсируя события до крайности.

Ситуации, которые не являются кризисными. Два вида ситуаций внешне могут напоминать кризис. Первая возникает, если имеется вызывающее стресс событие. Стресс, даже очень жесткий, не является кризисом, если человек не переживает ситуацию как неконтролируемую. Например, некто после серьезной потери мо­жет осознавать, что находится в состоянии стресса, и мобилизовать необходимые личные и социальные ресурсы, чтобы справиться с этим. Во втором случае чело­век испытывает в определенный момент времени состояние подавленности без ка­ких-либо доказательств существования скрытого источника, вызывающего стресс. Существуют различные варианты и многогранных кризисов, имеющих слож­ную природу и включающих целую серию взаимосвязанных событий и накопив­шихся личных проблем. Отчасти это происходит потому, что простые и очевид­ные кризисы нередко активизируют естественную систему поддержки, которая работает без необходимости участия психолога-консультанта. Многогранные кри­зисы отличает от простых более сложная структура, так как в них присутствуют все элементы простых кризисов: утрата, опасность, неприятное открытие, дли­тельная или жесткая депривация скрытых (неосознаваемых) потребностей, угро­за самооценке, бессознательная идентификация с кем-либо или с чем-либо и т. д.

Реакции людей на кризис. Общеизвестным расстройством является нарушение картины сна: например, некоторые люди относительно быстро засыпают, но про­сыпаются ночью или внешне обычный ночной сон может не давать освежающего эффекта. Расстройство функций внимания и памяти, а также снижение или утра­та интереса к сексуальным отношениям также почти неизбежно сопровождают протекание кризиса, хотя у некоторых людей интерес к сексу и потребность в нем обостряются, поскольку несут защитный, компенсаторный характер. ---------------------------1 Могут нарушаться также аппетит и пищеварение, об-

И^^,^^^Ка1Це^З" остряться хронические заболевания. Люди, не посещав-нов существо нє можєт

быть изъят из своих шие врачей до момента кризиса, активно начинают ле-

связей с жизнью. читься, находить у себя различные заболевания. Другие

А. Адлер признаки кризиса — физическая усталость без особых на это причин, апатия, вялость чувств, мышечное напряже­ние и болезненные ощущения, вызванные им, частые мигрени, боли в спине, шее и плечах и т. п. Список этих проявлений бесконечен. У некоторых людей реакция на стресс выражается в возникновении соматических заболеваний в большей степени,

Пример

Легко поддаться настроению другого человека или группы людей и в результате прийти к заключению, что имеете дело с большим кризисом, когда на самом деле вы просто столкнулись с этим человеком или людьми в момент особой эмоциональной ранимости, обусловленной усталостью или болезнью. На следующее утро у человека восприятие мира может стать совершенно другим.

Кризис — это не дело 1-2 дней, он предполагает длительную угрозу и обычно не может быть разрешен в течение недели. Необходимо иметь в виду, что есть категория людей, склонных к «катастрофизации» событий и к драматическим интерпретациям (см. разде­лы, посвященные рационально-эмотивной и психоаналитической терапии). Это может быть следствием как сложившихся иррациональных убеждений, так и, например, прояв­лением инфантильных, в частности нарциссических, особенностей личности.

нежели в проявлении психологических проблем, хотя возможно совмещение того и другого. Например, боль в спине и грудной клетке, гинекологические заболева- ■ ния, экзема и колит могут вспыхнуть в ответ на кризис; более того, кризис спосо­бен оказать нежелательное влияние на естественные защитные механизмы орга­низма - иммунную систему, что с высокой степенью вероятности заканчивается, например, тяжелым гриппом или другим инфекционным заболеванием.

Наиболее типичными эмоциональными реакциями в состоянии кризиса явля­ются тревога, гнев, стыд, вина, депрессия; наиболее характерными поведенческими реакциями могут быть названы навязчивые мысли и активизация примитивных защитных механизмов личности, в первую очередь таких как проекция, вытесне­ние, отрицание, изоляция.

Фундаментальный компонент кризиса — тревога, она имеет как физиологиче­ское, так и психологическое измерение. Для человека тревога не сводится только к реально происходящим событиям, к реальной, по терминологии 3. Фрейда, до­бавляются невротическая и моральная тревога.

Все эмоции влияют на способ нашего мышления, а способ мышления воздей­ствует на эмоции. Высокий уровень тревожности окрашивает суждения людей, заставляя верить пугающим мыслям, которые при обычных ситуациях человек прогоняет от себя. Подобный процесс происходит, когда человек подавлен или разгневан. Мысли, которые соответствуют эмоциям, приобретают дополнитель­ное значение, и человек с большей вероятностью верит им. В результате может возникнуть замкнутый круг. Обычно имеется исходное событие, с которого начи­нается кризис. Однако настоящий кризис возникает только тогда, когда реакции на событие позволяют ситуации выйти из-под контроля. Иногда именно реакция на исходное событие вызывает беды в большей степени, чем событие само по себе.

Как указывает Изард, очень многие люди, если их попросить вспомнить, что именно они чувствовали в состоянии тревоги, скажут, что были мучимы недобры­ми предчувствиями, испытывали волнение, беспокойство, а возможно, даже дро­жали. Все эти описания свидетельствуют о том, что в основе феноменологии тре­воги лежит переживание страха. С. Кьеркегор отмечал, что эмоции интереса и страха соперничают друг с другом за наше внимание и поведение. Эмоция интере­са — это возбуждение, которое имеет позитивное значение, побуждая индивида приближаться к ситуации, объекту, побуждая конструктивное взаимодействие с ними, она играет наиважнейшую роль в регуляции страха.

С другой стороны, возможно, что переживание страха иногда влечет за собой чувство изоляции и одиночества, поэтому некоторые люди включают в эмоцио-

Пример

Когда клиентке В. в кабинете начальника сообщили, что она уволена, она была совер­шенно спокойна, но, выйдя за дверь, она потеряла сознание.

Эмоциональное спокойствие во время неприятной ситуации — это способ «урвать» вре­мя, чтобы справиться с внешней угрозой. Интенсивное отстранение всегда сопровожда­ет жесткий стресс, но выраженное менее сильно, оно может быть чертой любого кризиса. «Омертвение» чувств носит временный характер, позднее начинаются физиологические, эмоциональные и поведенческие проблемы.

нальный паттерн тревоги и эмоцию печали. Комбинация страха и печали вызывает к жизни совершенно иные стратегии поведения, чем комбинация страха и возбуж­дения. В состоянии тревоги присутствуют сложные сплетения эмоций, поэтому в кризисной ситуации у человека появляется возможность изменений.

Описывая состояние тревоги, некоторые люди упоминают о переживании сты­да или вины. В нашем обществе взрослые приучают детей, особенно мальчиков, не выказывать страха. Таким образом, переживание страха и боязнь обнаружить свой страх могут вызвать у человека чувство вины и стыда. Комбинация страха со стыдом в эмоциональном паттерне тревоги особенно вредна для психического здоровья человека, так как ни одну из этих эмоций нельзя считать сколько-нибудь благоприятным фоном для социального взаимодействия.

Важно понимать, что в состоянии тревоги мы, как правило, переживаем не од­ну эмоцию, а некую комбинацию или паттерн различных эмоций, каждая из кото­рых оказывает влияние на наши социальные взаимоотношения, на наше сомати­ческое состояние, на наши восприятие, мысли и поведение. Это же и определяет, насколько человек готов к выходу из кризисной ситуации, насколько глубок дан­ный кризис, каковы у него возможности и какова опасность.

Стыд и вина присущи человеку в той или иной степени, но не так легко отли­чить одно от другого: они имеют тенденцию появляться одновременно, и человек определяет по опыту, как интерпретировать возникшее чувство — как чувство стыда или вины. Чувство вины дает ощущение, что «я — плохой человек, потому что сделал или задумал сделать то, что делать нельзя». Чувство вины происходит от этических или моральных норм, называемых в философской этике «непрелож­ными законами». Чувство стыда возникает оттого, как человек оценивает свою жизнь или самого себя, или, что более точно, насколько они обесцениваются в его глазах.

Стыд — отрицающая форма самосознания, когда у человека, например, возни­кает желание убежать подальше и спрятаться. Современные психоаналитики, на­пример Э. Рихард, считают, что стыд формируется гораздо раньше, чем это приня­то считать: не на 2-м году жизни, как считает Э. Эриксон, а на 1 -м году жизни ребенка, когда тот не получает ответа на свой запрос (взгляд, звук, движение) ох матери, что приводит к состоянию моторной иммобилизации младенца и сильно­му напряжению мышц лица.

Независимо от того, сопровождается ли чувство стыда определенным парали­чом эмоциональных и поведенческих реакций или, наоборот, их усилением, оно проживается человеком так, как если бы за ним наблюдали критически настроен­ные и нерасположенные к человеку судьи, которые считают данного индивида презренным и отвратительным. Проблема в том, что человек, проинтерпретиро-

вав и интроецировав в себя в детстве реакции близких или/и значимых взрослых, сам становится тем судьей, который с трудом выносит сам себя.

В различных описаниях переживания стыда обращают внимание на одни и те же характеристики этой эмоции. Стыд сопровождается острым и болезненным пе­реживанием осознания собственного Я и отдельных черт собственного Я. Человек кажется себе маленьким, беспомощным, скованным, эмоционально расстроенным, глупым, никуда не годным и т. д. Стыд сопровождается временной неспособно­стью мыслить логично и эффективно, а нередко и ощущением неудачи, пораже­ния. Пристыженный человек не в состоянии выразить словами свои переживания. Позже он обязательно найдет нужные слова и будет вновь и вновь представлять себе, что он мог бы сказать в тот момент, когда стыд лишил его дара речи. Как пра­вило, переживание стыда сопровождается острым чувством неудачи, провала, пол­ного фиаско. Стыд порождает особого рода отчужденность. Человек не в состоя­нии так же, как прежде, запросто обратиться к другому человеку, перекинуться с ним ничего не значащими фразами. Переживание стыда сродни чувству, что не­кая неприличная или ущербная часть вашей личности выставлена на всеобщее обозрение.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-03-24 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: