ЧАСТЬ 1. СОЦИО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ




А.В.Семенович

Метод замещающего онтогенеза

Сборник нейропсихологических программ

II

Эффективное общение

 

АННОТАЦИЯ

Психологическая успешность обусловлена хорошей работой мозга, умением общаться и рече- познавательной активностью. С самого раннего возраста эти грани развития определяют уровень достижений ребенка. Но они нуждаются в постоянном, продуманном внимании взрослых. В книге излагается фундаментальная технология нейропсихологического сопровождения детей – Метод замещающего онтогенеза (МЗО).

Сборник программ МЗО включает 4 раздела: I. Таланты детского мозга, II. Эффективное общение, III. Познавательная активность, IY. Речевая компетентность. Каждый из разделов содержит соответствующую поэтапную программу нейропсихологических занятий с детьми от 3 лет. Эти программы эффективны как профилактические, развивающие, и как коррекционные – для занятий с «особыми» детьми. Они являютсячастью общеобразовательных программ дошкольного и школьного образования (ФГОС) и весьма актуальны для применения в клинике.

Раздел II. – «Эффективное общение» посвящен развитию социо-коммуникативнойкомпетентности детей. Представлена специальная программа МЗО (3+) «В диалоге с миром». В ней впервые описаны модули нейропсихологического формирования,профилактики и коррекции базовых коммуникативных способностей: произвольной саморегуляции, психосоматического баланса, основных (неречевых и речевых) каналов и средств общения с миром и самим собой.

Для специалистов (психологов, логопедов, педагогов, врачей), студентов психолого-педагогических специальностей, родителей и всех, кто заинтересован в высокой психологической успешности ребенка.


Оглавление

ЧАСТЬ 1. СОЦИО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ.. 5

ГЛАВА 1. О ПРОЦЕССАХ ОБЩЕНИЯ.. 6

§1. Особенности социальных коммуникаций в детском возрасте. 8

§2. Что такое социо-коммуникативные процессы?. 14

Структура коммуникативных процессов. 17

ГЛАВА 2. НЕЙРОПСИХОЛОГИЯ О ФОРМИРОВАНИИ СОЦИО-КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ.. 26

§1. Врожденные механизмы поведения и обучение. 26

1.1. Врожденные механизмы поведения. 27

1.2. Обучение и воспитание. 32

1.3.Произвольная саморегуляция. 37

§2. Почему могут возникать проблемы социо-коммуникативного развития?. 41

§3. Нейропсихологическое сопровождение социо-коммуниктивного развития. Общие рекомендации 44

ЧАСТЬ 2. НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОФИЛАКТИКА, КОРРЕКЦИЯ И АБИЛИТАЦИЯ СОЦИО-КОММУНИКАТИВНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ. ПРОГРАММА «В ДИАЛОГЕ С МИРОМ». 50

ЭТАПЫРАБОТЫ... 52

ГЛАВА 3. УНИВЕРСАЛЬНЫЕ НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МОДУЛИ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИО-КОММУНИКАТИВНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ДЛЯ ПОВСЕДНЕВНОГО ПРИМЕНЕНИЯ НА ЗАНЯТИЯХ И ПРОГУЛКЕ, ДОМА, В ДОУ И ШКОЛЕ.. 53

§1.Базовые алгоритмы произвольной саморегуляции. 53

§2. Сценарии игр. 64

1.1. Внимание. 64

2.2. Групповые и парные сюжетные и игры.. 68

2.3 Фольклор – «детский рэп». 74

3. Контакт с собственным телом.. 76

3.1 Общая активация поведения. «Просыпалки». 76

3.2. Общая релаксация поведения. Расслаблялки. 81

ГЛАВА 4. СПЕЦИАЛЬНЫЕ НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МОДУЛИ ДЛЯ РЕГЛАМЕНТИРОВАННЫХ ЗАНЯТИЙ ДОМА, В ДОУ И ШКОЛЕ.. 82

§1. Психомоторное обеспечение коммуникативных процессов. 82

1.1. Первый этап занятий. 83

1.2. ВТОРОЙ ЭТАП ЗАНЯТИЙ.. 86

1.3.ТРЕТИЙ ЭТАП ЗАНЯТИЙ.. 89

§2. Неречевые каналы коммуникации. 92

2.1. Первый этап занятий. 93

2.2 Второй этап занятий. 96

2.3. Третий этап занятий. 100

§3. Речевые каналы и средства коммуникации. 102

3.1. Первый этап занятий. 103

3.2. Второй этап занятий. 106

3.3. Третий этап занятий. 110

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА.. 114


II.ЭФФЕКТИВНОЕОБЩЕНИЕ

«Люди, с которыми мы

Вступаем во взаимно приятное

об щение, и есть то, что я

называю родиной».

И. В. Гете

ЧАСТЬ 1. СОЦИО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ

Общение между людьми, их социальные коммуникации – очень сложный и многоплановый процесс. Он порождается стремлением обсуждать что-то в ходе совместной деятельности: в быту, на работе, дома и т.д. Люди спорят и договариваются, выясняют отношения, учат и учатся. С раннего детства человек становится личностью исключительно в результате взаимодействия и общения с другими людьми. Никакого иного варианта в природе не существует. Дошкольный и младший школьный возраст – главный этап на этом пути. Ведь именно здесь образуется фундамент всего дальнейшего «стиля общения» человека – гармоничного и эффективного или – не очень гармоничного, а то и вовсе конфликтного и непродуктивного.

В психологической и педагогической литературе представлен широкий спектр теорий и подходов к проблеме общения (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, А.А. Реан, В.С. Мухина, И.Ю. Кулагина, Е.Е. Кравцова, Е.О. Смирнова и др.). Специалисты активно обсуждают процессы становления социо-коммуникативных компетентностей, акцентируя различные стороны их развития. Существует множество психологических и психотерапевтических «программ эффективного общения». Все они ориентированы на формирование высших уровней социальных коммуникаций: моделей, стилей и т.п. Между тем у большинства современных детей недостаточны именно базовые предпосылки общения. Их профилактике, коррекции и направленному формированию и посвящено данное описание. В нем излагается прагматичный, информационный подход к формированию социо-коммуникативных процессов. Он прямо связан с аксиомой нейропсихологии: материальной основой психического является информация, неразрывно связанная с энергией.

В программах нейропсихологических занятий выделяются три базовыемишени психолого-педагогического сопровождения процессов общения: 1) произвольность поведения, 2) психосоматическая компетентность и 3) главные каналы и средства общения. Именно они определяют психологическую успешность ребенка, его коммуникаций с самим собой, с окружающим миром и в социуме: с родителями, сверстниками, педагогами, на улице, в театре, дома, в детском саду, школе и т.д. Во второй части данного раздела представлены базовые модули нейропсихологической профилактики, коррекции и абилитации (направленного формирования) социо-коммуникативных способностей. Но вначале обсудим кратко несколько вопросов: что означает такое знакомое слово «общение»? какова специфика социальных коммуникаций дошкольников и школьников? что кроется за фасадом «социо-коммуникативных компетенций» ребенка с точки зрения нейропсихологии и как можно помочь ребенку стать успешным в общении?



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: