Особенности социальных коммуникаций в детском возрасте




Дошкольное детство – ворота в мир взрослых. В это время ребенок постепенноподходит к «открытию» огромного мира. Происходит это через восприятие ребенком взаимоотношений в семье, взрослых и сверстников между собой и с ним самим. Он наблюдает за манипуляциями окружающих с различными предметами и ситуациями, за поступками и разговорами героев мультфильмов и книг, событиями в окружающем его мире. И не просто наблюдает, но запоминает и стремится воспроизвести увиденное или услышанное. Иногда мы замечаем это, но чаще – воспринимаем как данность. Хвалим и восторгаемся им, ругаем и разводим бессильно руки. А ведь это, мягко говоря, совершеннонеадекватно, не по адресу… Восторги (или, напротив, ужас) по поводу тех или иных поступков ребенка должны относиться не к нему, а к «первоисточнику» его поведения и стиля общения. То есть – к его взрослому окружению.

Главная потребность дошкольника состоит в том, чтобы войти в мирвзрослых, быть как они и действовать вместе с ними. Но он еще не умеет выполнять функции старших. Потому начинает «моделировать» их, проигрывая в разнообразных контактах с куклами или сверстниками, в рисунках, фантазиях и т.п. В играх он научается исполнять разные роли,соблюдать правила игры,сотрудничать и соперничать.Постепенно его возможностивозрастают. Это побуждает ребенка искать все новые поводы для общения, расширяя его круг. В определенном смысле, именно в этом возрасте он впервые становится непосредственным «сотрудником» взрослого дома и в разнообразных дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ). Они вместе стремятся к получению осязаемого результата их общих занятий: бытовых, игровых, учебных и т.п.

В В связи с развитием речи в этом возрасте происходит значительное расширение рамок общения. Коммуникации становятся истинно социальными. Благодаря речи, они перестают быть конкретно-ситуативными; их границы многократно раздвигаются. Ведь теперь общение может происходить по поводу разнообразных абстрактных проблем: познавательных, нравственных или личностных.

Да и сам мир взрослых существенно меняется, выходя далеко за пределы родного дома. Общение с новыми знакомыми в ДОУ, кружках, в театре и планетарии приводит к интенсивному наращиванию потребности в дальнейшем расширении «кругозора». Это является мощным механизмом и условием психологического развития, который влечет за собой все более глубокое освоение коммуникативных умений и навыков.

Ведущим видом деятельности здесь выступает сюжетно-ролеваяигра. Ребенок учится брать на себя роль взрослого и вообще «другого», выполняя самые необычные для него функции. Именно поэтому дошкольный возраст называют периодом наиболее интенсивного освоения смыслов и целей человеческой деятельности. А главным его психологическим новообразованием становится новая внутренняя позиция: принципиально новый уровень осознания своего места в системе человеческих взаимоотношений.

Уже в три года ребенок декларирует всем: «Я – большой ». Но по мере взросления он все больше склоняется к девизу: «Я – маленький ». Наиболее четко этот девиз начинает звучать к 6–7 годам, что зачастую приводит к значительным трудностям учебной адаптации. Такая смена «лозунгов» – самое яркое подтверждение взросления. Ребенок как бы показывает нам, что уже вполне оценивает свои возможности и понимает: в «мире взрослых» придется много и долго «учиться». А ведь иногда так не хочется…

Завершение дошкольного детства (в норме) характеризуется стремлением ребенка занять по-настоящему взрослую позицию: пойти в школу и делать свое важное дело – учиться и быть ответственным. Чтобы подойти к этой черте, он осваивает широкий спектр разнообразных форм самовыражения и общения: в игре, труде, быту и т.п. Развивается и исполнительная, и мотивационно-личностная сторона. Самое важное, что закрепляются основные формы произвольного поведения и произвольной саморегуляции. Параллельно наращивается познавательный репертуар в самых различных сферах (движение и восприятие, память, речь и мышление, воображение и т.п.); формируются первые морально-этические установки, самоосознание и самооценка.

Основные параметры психологического портрета дошкольника и школьника всесторонне и глубоко описаны в классических психологических трудах: они всем известны со студенческой скамьи. Потому ограничимся лишь несколькими тезисными замечаниями, важными для понимания сути нейропсихологического сопровождения социо-коммуникативного развития.

1. Одним из наиболее важных показателей процессов психологического развития является развитие произвольности ребенка. Произвольность, целенаправленность и активность в общении являются одним из показателей психологической успешности. Развитие произвольности в диаде «дошкольник-взрослый» проходит несколько стадий (по Кравцовой).

Сначала ребенок не учитывает позицию взрослого, не ориентируется на него, не принимает поставленную взрослым цель. Лишь постепенно у него появляется способность к развернутой самостоятельной деятельности, цель которой поставлена взрослым. Он начинает обращать внимание на позицию взрослого, но у него нет способов учитывать ее в своем поведении.

Далее ребенок переходит к активному диалогу. Находясь на этой стадии, он способен нарочно делать «наоборот», совершать действия, противоположные требованиям взрослого. Так заявляют о себе начальные формы произвольности в общении в ожидаемых ситуациях.

Потом ребенок обнаруживает относительно устойчивые формы произвольности в общении. Но он способен лишь подыгрывать взрослому, строя свою позицию в зависимости от партнера, а не от логики и содержания совместных занятий. Наконец, он намеренно «моделирует» свое общение, ориентируясь на содержание совместной деятельности, с учетом позиций взрослых.

Развитие произвольности в коммуникации «дошкольник-дошкольник » (в кругу сверстников) также проходит ряд стадий. Маленький ребенок не обращает внимания на сверстника. Он пытается управлять сверстником, становится по отношению к нему в позицию «над». Либо, напротив, начинает ориентироваться на позицию сверстника и пытается подражать ему, тем самым реализуя позицию «под».

Затем появляется и начинает доминировать такой способ общения, как соревнование. Наконец, возникает произвольное общение: отношения партнерства и содержательного сотрудничества.

2. Именно в дошкольном возрасте формируется (или не формируется) фундамент всех будущих коммуникаций ребенка в системе «воспитанник,ученик–воспитатель,учитель». Понятие«учиться»имеет очень широкий контекст:это способность осваивать и использовать разнообразные формы поведения в быту, в ДОУ и школе, в социуме вообще, в профессии и т.п. И неважно, кто выступает в роли Воспитателя: няня или педагог, мама или дедушка, учитель музыки, тренер по карате или Ф.М. Достоевский. У Воспитанника в самом раннем детстве должны быть до автоматизма доведены все нюансы его роли. Все мы учимся в течение всей жизни. Во всяком случае, именно этого неуклонно требует от нас наш мозг. Как только мы перестаем учиться (принимать и усваивать разнообразные программы и способы поведения), мозг начинает потихоньку «засыпать».

А мы, соответственно, становимся все более ленивыми, нелюбопытными и постепенно психологически стареем со всеми вытекающими последствиями. Причем начаться это «старение» может уже в 20 лет, если человек не стремится к получению новых знаний и умений.

Сегодня модно призывать педагогов и родителей к лояльности и демократии по отношению к детям. Это, конечно, прекрасно, но суть процесса обучения всеобщей демократии не предполагает. Точнее,она присутствует в виде постоянного диалога,обмена мнениями, обсуждения и т.п. Но таблица Менделеева, использование туалета и написание букв – крайне «нелиберальные»модели мира; равно, как и «переходи улицу на зеленый свет» и т.п. Вряд ли кому-то придет в голову «демократично» переписывать законы Ньютона или правила этикета. Точнее, правила этикета сегодня просто игнорируются, но в какой-то момент жизни человек просто вынужден их изучить и подчас платит за это немалые деньги.

Процесс обучения всегда сопряжен с осознанным ограничением «степеней свободы». Нельзя,например,учиться рисовать(лепить из пластилина,читать и т.п.)иодновременно – танцевать. Если мы хотим освоить какой-то навык, мы просто обязаны: 1) сосредоточиться именно на этом и2)выполнять все по пунктам, «как надо»,а не«какхочется». Иначе мы никогда и ничему не научимся даже в том случае, если нас окружат лучшие учителя всех времен и народов. Конечно, впоследствии мы можем творчески перерабатывать и трансформировать полученные знания. Но вначале они должны быть полноценно усвоены.

Социальные коммуникации «ученик-учитель» постепенно преобразуют отношение ребенка к родителям, другим взрослым и сверстникам. Ведь в отношениях с педагогом впервые заявляют о себе отношения «ребенок – общество». Именно в маме (папе, дедушке, старшем брате, воспитателе, учителе музыки и т.п.), выступающей в роли «педагога», воплощены требования общества с системой единых эталонов и оценок. Можно спорить по поводу плюсов и минусов этой реальности, но она существует. Не зря так флегматично звучит извечное: «Не мы, так жизнь научит…».

3. Уже в 3–4 года ребенок (при правильном поведении взрослых) постепенно начинает «хотеть узнавать новое», потому что у него есть потребность в общении. Он стремится занять определенную позицию в обществе. У него возрастает познавательнаяактивность,которую невозможно удовлетворить,только играя дома с игрушками.Далееэти две потребности – познавательная и социо-коммуникативная – определяют новоеотношение ребенка к занятиям. Оно становится каркасом его внутренней позиции будущего школьника.

Закономерно нарастает произвольность, то есть самоуправление своими сиюминутными порывами, подчинение их требованиям объективной ситуации. Приходит время «игры по правилам»! Возникает обобщение собственных переживаний; расширяется круг интересов и социальных контактов. Стиль общения со взрослыми и сверстниками становится все более целенаправленным, упорядоченным, подчиненным правилам игры «в школу».

4. Другая сторона медали состоит в том, что эффективность процессов воспитания и обучения полностью зависит от сотрудничества взрослого и ребенка. С первых лет его жизни усилия взрослых должны быть сосредоточены на освоении им особых взаимоотношений: умении договориться, обмениваться мнениями, понимать и оценивать друг друга исебя.Не умея вести«диалог»никто никогда никого ничему ненаучит и не научится.

Конечно, особую роль здесь играет прямое активное общение между детьми в быту и во время занятий. Они должны переговариваться, обмениваться идеями и т.д. Только так они все вместе (под руководством взрослого) могут всесторонне освоить любую информацию, принять к сведению разные точки зрения, удивиться разнообразию мира.

5. Постепенно особую значимость для ребенка приобретает его положение среди сверстников, его роль в широком социальном контексте. Формируется особая форма социальной коммуникации, активно направленная на завоевание признания и уважения других, на самоутверждение. Она постепенно начинает задавать смысл всей его деятельности. Соответственно, перестраиваются и развиваются внутренний план действий ребенка, сфера его эмоциональных переживаний, познавательная активность, произвольность и воля, самооценка и самосознание.

Очевидно, что здесь необходимо постепенно формировать представление о прагматичной ценности сотрудничества:принятии общей для всех задачи исопереживания соседу. Важно показать, что эффективное сотрудничество, совместное планирование и выполнение каких-то заданий приводит к наилучшему результату. И именно такой стиль общения наиболее важен для уважительного отношения окружающих.

6. В 5–6 лет дошкольник уже переходит на новый уровень общения. Возникают не только особые отношения с педагогом, но и специфические отношения с другими детьми. Ведь появляются занятия, которые по сути своей – коллективная деятельность. Дети должны постепенно переходить к «деловому общению» друг с другом: учиться взаимодействовать, выполняя совместные действия. Возникает кооперативно-соревновательное общение: дети сосредоточены на одной цели, планируют свои действия, но часто видят друг в друге соперников, противников. Они любят прихвастнуть, любым образом обратить на себя внимание, остро переживают неудачи и т.п. Это связано и с тем, что подспудно между ними ведется борьба за признание и любовь взрослых (педагога и родителей).

7. Вот почему так важно именно на этом этапе ввести надситуативную, объективную систему «оценок и поощрений». Оценка–это отклик,обратная связь от взрослых. Если она отсутствует, у детей размыты представления об их достижениях. В их картине мира не формируется четкое представление об объективном «уровне достижений». Это не значит, что поощряться будет всегда самый успешный ребенок. В каких-то случаях важно поддержать самого неуспешного! Но система таких поощрений всегда должна быть ясно, недвусмысленно и деликатно оговорена взрослым.Кроме того,критерии оценок обязательно должны быть едиными для всех участников образовательного процесса. Если педагог говорит одно, мама другое, а бабушка советует ребенку никого не слушать, эффект будет однозначно негативным. Самое страшное для ребенка – многовластие взрослых.

8. Социальные коммуникации младших дошкольников носят непосредственный характер: ребёнок всегда обращается к миру, имея в виду кого-то определённого (маму, воспитателя Ольгу Петровну, любимую игрушку или героя мультфильма, своего друга Васю или недруга Катю). Развитие совместной деятельности постепенно приводит к постепенному употреблению более обобщенных форм повествования и вопросов. Дети начинают слушать и слышать других, придерживаться некоторых общих правил общения. Потому так важно ненавязчиво контролировать стиль их общения между собой и со взрослыми, показывая всем своим поведением, как именно принято делать это между людьми.

9. В общем плане развитие контактов со сверстниками в период дошкольного детства характеризуется этапностью. В раннем детстве наиболее распространено обращение с другим ребенком через призму «неподеленных игрушек или взрослых». Здесь главенствует эмоционально-практическое взаимодействие. Игрушка, папа или педагог более привлекательны здесь, чем сверстник. А самым важным является для ребенка признание его уникальности. Сосед и его интересы, как правило, не замечаются, игнорируются. Во всяком случае, до тех пор, пока тот не начинает мешать…

По мере взросления возникает потребность в ситуативно-деловом сотрудничестве с окружающими людьми. К 5–6 годам число конфликтов существенно снижается.

Содержанием общения становится совместная игровая деятельность; параллельно возникает потребность в признании и уважении сверстника. Общение все больше становится внеситуативно-деловым; складываются устойчивые избирательные предпочтения. Детям интереснее и важнее играть вместе; они чаще говорят о себе «мы». То есть, формируется понимание ценности товарища, его интересов и переживаний. Наконец – выгоды совместной игры и занятий. Потребность в признании, уважении оказывается главной в общении как со взрослым, так и сверстником. Именно здесь активно формируется истинная социо-коммуникативная компетентность, которая обнаруживается в разрешении конфликтов и проблем, возникающих в разнообразных межличностных отношениях.

10. Со всем этим багажом дошкольник начинает«подготовку к школе»,а затемвступает в школьную жизнь. Глубокие изменения в психологическом портрете школьника, свидетельствуют о широком спектре разнообразных преобразований (познавательных и эмоционально-личностных) в этот период детства. Здесь уже можно в полной мере судить о психологическом потенциале ребенка, активно познающего окружающий мир и самого себя; реализующего накопленный опыт общения с этим миром и приобретающего новый. Как известно, начало школьного обучения сопровождается универсальным кризисом, преобразованием ведущей деятельности. Игровая деятельность должна смениться учебной. Это качественно перестраивает все функции общения в диадах «учитель-ученик», «ученик-ученик» и «ученик-родители».

11. Старший дошкольный и младший школьный возраст – критический для формирования радости познания, то есть общения в самом широком смысле этого слова.

Ведь в конечном итоге, мы общаемся не с человеком, книгой, картиной или природой. Мы общаемся с той информацией, которую несет нам тот или иной человек, книга, интернет, восход солнца и т.д. Чтобы такой информационный обмен был в радость, необходимо научиться учиться, научиться сочувствовать, научиться соблюдать необходимые правила «игры» с любой новой информацией. И главное–получать отэтого искренне удовольствие, не прекращая ни на миг этот процесс. Если мы покажем ребенку, как это все делается, – совершим главный шаг к его психологической успешности. Если нет, сделать это потом будет почти невозможно.

12. С первого дня в школе ребенок включается в процесс нового социо-коммуникативного диалога с одноклассниками и учителем.Конечно,сначала он несетна себе отпечаток дошкольного стиля общения, но постепенно приобретает специфические именно для школы формы. На протяжении всего младшего школьного возраста эти формы имеют определенную динамику и закономерность развития.

Отношение к одноклассникам сначала отступает на второй план перед обилиемновых школьных впечатлений. А контакты первоклассников строятся опосредованно, через педагога. Но постепенно происходит интенсивное установление дружеских контактов. Друзья – это, как правило, те, с кем ребенок играет или видит чаще других. Выбор друга определяется, прежде всего, внешними причинами: он сидит рядом за одной партой, живет в одном доме и т.п. Личные его качества еще несущественны, важен внешний стиль поведения; очень важна его оценка учителем. Эта «дружба», как правило, очень подвижна, непрочна и недолговечна; она легко возникает, может довольно быстро оборваться, затем опять восстановиться и т.д.

Постепенно (к 8-10 годам) появляются совсем иные, эмоционально-личностные и морально-этические критерии выбора. Друзьями становятся те, кто помогает, откликается на просьбы и разделяет интересы. А взаимная симпатия определяется наличием доброты, самостоятельности, уверенности в себе и честности. К концу младшего школьного возраста на первом месте оказывается общественная активность и внешность. Все большее значение приобретают личностные качества: самостоятельность, уверенность в себе, честность, сила и «социальный статус» в группе сверстников.

Взаимоотношения «учитель-ученик» здесь являются решающими.Ведь они в полноймере становятся отношениями «ребенок-общество» со всеми вытекающими плюсами и минусами. Авторитарный, демократический, либеральный, элитарный или эгалитарный, «домашний или офисный» стили педагога в значительной степени определяют будущий стиль и характер общения ребенка вообще. Можно, без преувеличения, сказать, что учитель становится первым и самым главным проводником ребенка в огромный информационный мир. Именно он прививает ученику принципиальные навыки грамотного обращения с информацией и азы произвольной регуляции/саморегуляции. Очевидно, что это возможно только при аналогичной направленности всего взрослого окружения ребенка.

Сегодня развитию социо-коммуникативных компетенций детей уделяется самое пристальное внимание. Существует много разных точек зрения, подходов и программ их психолого-педагогического сопровождения. Для того, чтобы корректно подойти к решению этой проблемы, очевидно, надо ответить на самый главный вопрос: «Что такое социо-коммуникативные процессы?». Всесторонне рассмотрев его, можно более осознанно и планомерно перейти к ответу на другие вопросы: «Как формировать социо-коммуникативные компетенции у детей? С чем могут быть связаны проблемы общения, как их корригировать? И т.п.».



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: