Что такое социо-коммуникативные процессы?




Социо-коммуникативные процессы – это процессы передачи информации отодного человека к другому, или к целой группе других людей. Существуют межгрупповые или межкультурные коммуникации, обмен информацией между поколениями или коммуникации в диаде: «воспитатель-воспитанник», «родители-дети», «педагог-родители» и т.д. В любом случае они протекают по определенным каналам коммуникации при помощи различных коммуникативных средств (речевых и неречевых). Независимо от того, в каком возрасте и в какой ситуации осуществляется коммуникация, это всегда сложный и разносторонний процесс. Основные понятия, используемые при описании процесса общения:

- участники коммуникационного процесса– «отправитель »и«получатель »сообщения.Эти роли очень подвижны: отправитель сообщения становится получателем, как только возникает реакция на его сообщение. Например, пока вы бесстрастно читаете эту книгу – вы просто «получатель» информации, но в тот момент, когда вы начинаете реагировать (положительно или отрицательно) на прочитанное – сразу становитесь «отправителем». И, смею заверить, так или иначе, ваше послание вернется ко мне, преображая меня из отправителя в получателя информации. Я, в свою очередь, вынуждена буду отреагировать на вашу реакцию, если, конечно, стремлюсь к продолжению диалога. И появится другая книга, в которой я постараюсь учесть все ваши вопросы, пожелания и замечания (опять стану отправителем), вы ее прочтете, и начнется новый виток нашего диалога. Или – не начнется…Ровно тот же сюжет разворачивается при любом общении (очном или заочном), и крайне важно, чтобы он не прерывался никогда. В ином случае неизбежен «разрыв коммуникативных связей», который может быть виден не сразу. Как легко понять, сказанное имеет прямое отношение к общению взрослых с ребенком: прерывание или незавершенность цикла «отправитель-получатель» здесь просто недопустимо. Ведь тогда ребенок просто вынужден будет искать (и найдет!) кого-то, кто поддержит с ним полноценный диалог.

- обратная связь между участниками коммуникации,которые всегда образуют единуюсистему: если получатель информации никак на нее не отреагировал, значит, коммуникации, как таковой – нет; предмет коммуникации – то, что сообщается или обсуждается; форма сообщения (рассказ, пантомима, статья, телевизионный сюжет, письмо т.д.); эффект коммуникации – последствия того или иного общения. Эффект коммуникации всегда выражается в изменении состояния и поведения участников, их взаимоотношений, действий, эмоционального настроя и т.д.

- средства коммуникации–язык,используемый для передачи информации(слова,мимика и жесты, графический образ, символ и т. д.); каналы, по которым передается и получается сообщение (слухо-речевой, тактильный, зрительный и т.д.). Ведь мы можем общаться словами, а можем просто понять удивленно брови; можем долго беседовать, успокаивая кого-то, а можем просто обнять его. Подчас наш взгляд выражает гораздо больше, чем многочасовой диалог, а рисунок раскрывает такие глубины, которые просто невозможно выразить речью.

Коммуникативный процесс подразумевает, что отправитель всегда (осознанно или нет) испытывает потребность в общении. Потребность может быть обусловлена самыми разными мотивами, но существует обязательно. Иначе быть не может, поскольку любое поведение (в том числе – социо-коммуникативное) инициируется и разворачивается за счет актуальной доминирующей потребности (по Ухтомскому). А устремлено оно к получению конкретного результата, который удовлетворяет эту потребность. Если это происходит, данный поведенческий акт завершается и начинается новый, обусловленный наличием какой-то иной потребности и направленный на результат, который удовлетворит уже ее. Если же полученный результат неудовлетворителен (не снимает мотивационно-потребностную напряженность), один и тот же поведенческий акт будет воспроизводиться снова и снова. Это фундаментальный закон работы человеческого мозга организма в целом; он известен всем из теории функциональных систем (П.К. Анохин, А.Р. Лурия и др.).

Таким образом, коммуникативное поведение любого человека (взрослого или младенца) всегда начинается не просто так, а «почему-то»: вследствие доминирующей в данный момент мотивации. Мотивация может быть связана с потребностью в пище или защите, поддержании собственного статуса, эмоциональном резонансе или неофилии (любовь, стремление к новой информации). А внешне проявляться одинаково – в той или иной форме общения. Другая сторона этого процесса состоит в том, что он изначально протекает «зачем-то»: для получения абсолютно осязаемого результата общения, снимающего именно данную потребность.

Очевидно, что уотправителя и у получателя сообщения эти «почему? и зачем?» – свои. Из-за этого и возникают всевозможные «коммуникативные сбои», недопонимание и/или игнорирование тех сигналов, которые люди посылают друг другу. Положение осложняется еще и тем, что существует проблема «как?»: способы и средства передачи информации от человека к человеку, ее приема, переработки, способов реагирования и т.п.

А это затрагивает, по существу, все виды и уровни саморегуляции, восприятия, движения, речи, памяти, внимания и мышления человека.

Коммуникативный акт имеет определенную цель: надо передать сообщение и оказать определенное воздействие на получателя. Благодаря обратной связи (ответу, отклику) отправитель убеждается в произведенном эффекте. Это своего рода контроль, подтверждающий, что сообщение:1) получено, 2) как-то понято и 3) как-то отреагировано. Именно реакция адресата позволяет судить о результате данной конкретной коммуникации, ее эффективности, необходимости внесения корректив для дальнейшего общения и т.д.

Даже взрослыми все эти премудрости не всегда освоены. Например, всем известен феномен, когда спрашивающий не слушает ответа на свой вопрос, а просто делает вид, что слушает. Создавая иллюзию диалога, он просто выдерживает некоторую паузу, пока собеседник отвечает. После чего продолжает, в сущности, свой монолог.

У детей формирование социальных коммуникаций занимает длительный период онтогенеза (индивидуального развития). Решающая роль в этом отведена взрослым. Даже когда ребенок просто наблюдает, как общаются между собой его сверстники, родные или воспитатели, смотрит мультфильм или слушает сказку, он (еще пассивно) впитывает основные навыки общения. Это обусловлено врожденными механизмами имитации иподражания. Но наибольшее значение имеет активная совместная деятельность всех заинтересованных взрослых и ребенка. В любом своем проявлении она уже включает всю совокупность коммуникативных навыков (речевых и неречевых). Они закономерно обогащаются за счет интенсивных контактов ребенка с природой и расширения его общих психомоторных и познавательных способностей.

Очевидно, что наиболее важным (и сложным) является направленное формирование социо-коммуникативных компетенций ребенка. Каким оно должно быть? Есть множество подходов и идей, которые имеют свою специфику. Однако существует единый механизм: расширение зоны ближайшего и потенциального развития ребенка в игровом контексте. Он универсален и эффективен для оптимизации функций общения вообще.

Дошкольный и младший школьный период – самый чувствительный и благодарный для направленного формирования любых психологических компетенций именно потому, что игровая деятельность является здесь ведущей, спонтанной и непринужденной. Кроме того, в этом возрасте у многих детей возникает интерес к обучению (игра в школу) и самостоятельная потребность в получении новой информации (неофилия). Этим имеет смысл воспользоваться: не получив обратной связи (постоянной подпитки) от взрослого мира, порывы ребенка очень быстро сойдут «на нет». Точнее, начнут удовлетворяться информацией, почерпнутой на улице, в рекламных роликах и худших кино- и интернетобразцах. Чтобы этого не произошло, уделим время коммуникативной компетентности ребёнка.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: