II. ЭТЮДЫ ДЛЯ ПРЕОДОЛЕНИЯ ЗАСТЕНЧИВОСТИ, НА ПОВЫШЕНИЕ САМООЦЕНКИ




 

ЗАТРУДНИТЕЛЬНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ

Однажды в Витиной семье создалось какое-то затруднительное положение (придумать какое именно). Никто из членов семьи не мог понять, как из него выйти. (Показать, что делает и говорит каждый). Все уже начали расстраиваться, и вдруг Витя придумал выход! Какой? Как все обрадовались? Что сказали? (Пусть Витя сыграет себя и кого захочет, а мама - остальных. Если он будет затрудняться в придумывании сюжета, то помочь ему).

 

ДОМАШНИЙ КОНЦЕРТ

Аня пошла в гости (к кому? - придумать). Там было много незнакомых ребят. Они (что делали? во что играли?) А потом вдруг ребята решили устроить концерт. Один показал фокусы (какие?), другой рассказал стишок (показать), третий... (что сделал? придумать).

- Ну, а ты что покажешь? - спросили Аню.

- Я?. - растерялась она, я... не знаю..."

- Ну, тогда сиди тихо и не мешай, - сказали ребята. - Ты будешь зрительницей.

Но Аня неожиданно решила выступить...

Какой номер показала Аня? (придумать и показать). Всем ее номер очень понравился. Показать, как ее похвалили. Что сказала мама?

 

(Варианты: концерт в школе или в детском саду. Кто-то заболел или вдруг застеснялся, и ребенок исполняет его номер).

 

ПОМОГИ НОВЕНЬКОЙ

Ира играла на переменке с подружкой (во что?). Всё шло хорошо. Но вдруг Ира увидела, что в сторонке стоит очень грустная девочка. Оказывается, она тоже хочет поиграть, но не умеет, и к тому же стесняется. Ира подбодрила девочку (какими словами?), пригласила её поиграть, терпеливо научила правилам игры. Покажите, как они весело играли втроём. Потом, на следующей переменке оказалось, что девочка умеет (что делать?). И она научила Иру с подружкой тому, то умеет.

 

КАК ПОДРУЖИТЬСЯ С РЕБЯТАМИ?

Слава пошёл на интересные занятия (какие?). Он пришёл рано, но там уже было много новых детей. Некоторые стеснялись знакомиться друг с другом. (Как они себя вели? Что делали? – показать.)

А Слава проявил смелость и подружился с новыми детьми! Он подошёл к нескольким из них и сказал:

- Привет! Меня зовут Слава. А вас как? …

Что ответили ему ребята?

Во что они успели поиграть до занятий? (Пусть Слава сыграет себя, а мама - остальных).

 

НАСТОЯЩИЙ ДРУГ

Коля вырос и пошёл в школу (нарисуйте декорацию). На уроке (каком?) оказалось, что в классе появился новый мальчик. Этот мальчик вёл себя странновато: не хотел садиться, переминался с ноги на ногу, держался в сторонке. Никто не мог понять, в чём дело, некоторые даже стали дразнить новенького. Только Коля понял, что мальчик стесняется.

Коля очень хотел ему помочь. Когда урок закончился, он… что сделал? Что Коля сказал тем, кто дразнит? Что сказал новенькому? Как Коля познакомил новенького с ребятами? Оказалось, что новенький знает очень много интересных игр (покажите, как ребята играли на перемене).

 

КИНОПРОБА

В детский сад (или в школу) пришел режиссер и устроил конкурс, чтобы отобрать лучшего артиста на роль (какую? - придумать). Дети рассказывают стихи, загадывают загадки, поют (пусть Оксана все это изобразит). А Оксана решила показать (какой номер? - пусть придумает). И режиссеру именно ее выступление так понравилось, что он выбрал Оксану для участия в фильме. Придумать и показать отрывок из фильма.

 

ЗООПАРК

Однажды мама с Илюшей и его братом Федей пошла в зоопарк. Как только они пришли туда и мама начала рассказывать про животных, у неё неожиданно пропал голос. Она охрипла. Илюша раньше уже не раз ходил в зоопарк, поэтому мама доверила ему рассказывать Феде о животных. Что интересного рассказал Илюша Феде? Про каких животных? Что он делал, чтобы Федя меньше отвлекался, чтобы не заблудился? Как заботился о Феде?

Поход в зоопарк прошёл великолепно, все вернулись домой, мама выпила чай с мёдом, и голос к ней вернулся.

Все вместе рассказали папе про то, как интересно провели время.

 

ФЕЯ

(также очень подходит для отверженных, детей со страхами, сирот)

Однажды, когда Валя лег спать, к нему прилетела фея.

- Валя! - сказала фея. - Я давно наблюдаю за тобой и вижу, что ты очень хороший мальчик. Проси что хочешь! Я готова выполнить три твоих желания." Какие желания загадал Валя? (Пусть придумает их самостоятельно. Если будут варианты - записать и принести.)

 

СТРАНА НЫТИКОВ

Однажды Миша потерпел неудачу (в чем? - пусть придумает сам). Но не расстроился (как себя успокоил?), а... (что сделал?). И как только он принял и исполнил правильное решение, появился волшебник.

Волшебник попросил Мишу помочь ему и перенес его в Страну Нытиков. Там дети постоянно расстраивались и ныли из-за разных своих неудач (показать 2-3 эпизода).

Как Миша научил их не ныть? Что посоветовал? (Пусть подскажет выход из каждой показанной ситуации). Дети послушались Мишу и сразу повеселели. Какую веселую игру они с ним затеяли? (Миша играет себя, а мама - нытиков).

 

ВОЛШЕБНИК ОТОБРАЛ У ДЕТЕЙ ПАМЯТЬ

Саша вырос, стал капитаном и отправился в кругосветное путешествие. (Показать, где он был, что видел). Наконец, он приплыл в волшебную страну, где злой волшебник отобрал у детей память, и они не знали, как дружить. (Показать три ситуации:

1) Мальчик смеется над ребятами, которые не могут решить задачку. Говорит: "Да это же легкотня! Вы что, совсем глупые?"

Они обижаются, и выходит ссора.

2) Другой мальчик не хочет уступить (в чем?) Опять получается конфликт (показать).

3) Придумать самим.

Посмотрел на это Саша и решил детям помочь. Пусть он разберет каждую ситуацию и объяснит ребятам, как надо поступать, чтобы получалось хорошее общение (если ему будет трудно, подсказывать). Дети попробовали - и все у них получилось. А Саша еще и научил их играть в интересную игру (какую?). Как они его поблагодарили? А на прощание Саша оставил жителям этой страны "Правила дружбы". (Написать их и принести на занятие, зачитать). Пусть Саша сыграет себя, а мама - жителей. Пусть Саша, сколько сможет, говорит за автора.

 

ВИКТОРИНА

Олина мама узнала, что в детском клубе по соседству будут проводить викторину (на какую тему? - придумать) и предложила Оле поучаствовать. Оля сперва отказывалась, потому что стеснялась, а потом согласилась (почему?). И, придя на викторину, так хорошо отвечала (показать ответы на вопросы), что стала победительницей. Какой приз ей вручили? Как похвалили?

(Вариант: все то же самое, но в конце этюда Оля видит маленькую девочку, которая расстраивается, что ей не дали приза. И Оля делится с ней своим призом! Такой вариант сценки дается ребенку, у которого есть проявления жадности).

 

КОНКУРС ЧТЕЦОВ

В школе устроили конкурс чтецов. Причем, не совсем обычный: участникам давалось задание рассказать какое-нибудь стихотворение с разной интонацией, выражая разные эмоции: медленно и задумчиво, скороговоркой (придумать другие варианты). Одна девочка быстро сбилась и не справилась с заданием. Другой ребенок что-то выполнил хорошо, а что-то оказалось для него трудным (показать). А Валера рассказал стихотворение на разные лады и даже на разные голоса! (Показать) И его выступление понравилось больше всех.

 

КОНКУРС НА ЛУЧШИЙ ПЕРЕСКАЗ

Конкурс на лучший пересказ (или рассказ). Ребенок стесняется, а потом занимает первое место.

 

В ЧУЖОМ ГОРОДЕ

Однажды во время каникул Женя с мамой поехали в гости в другой город (Куда? К кому?). Женя там еще не разу не была. В вагоне поезда мама неожиданно потеряла голос (как это произошло? Придумать) и могла объясняться только жестами. Придумать и показать, как Женя ухаживает за мамой, общается с проводницей, расспрашивает незнакомых прохожих о том, как доехать до (какого места?), знакомится с людьми, к которым они едут в гости, рассказывает о Москве. Хозяева удивляются и восхищаются смелостью и общительностью Жени. Что говорят? Что говорит мама Жени, когда к ней возвращается голос?

 

НЕОБЫЧНЫЙ РЕЦЕПТ СПАСЕНИЯ

Олег попал в волшебную страну. (Придумать и показать его приключения). В какой-то момент он узнал о том, что некто (кто именно - придумать самим) попал в беду (какую?). Его можно было выручить, но только очень необычным способом: сочинить рассказ на заданную тему. А у тех, кто за это брался, все мысли из головы вылетали, и ничего не получалось (показать посмешнее).

А вот Олег смог собраться с мыслями и сочинить рассказ! (Показать) И выручил из беды (кого?).

 

ШАПКА-НЕВИДИМКА

Однажды утром к Славе пришел волшебник и подарил ему шапку-невидимку. Эта шапка, если её надеть, делала невидимым человека на один день. Слава превратился в невидимку. Что он делал, когда стал невидимым? Придумайте, что хорошего мог сделать Слава, оставаясь невидимым. Что хорошего для брата? Для папы? Для мамы? Для других родственников? Потом Слава рассказал, что стал невидимкой. Так прошёл день. На следующее утро Слава проснулся обычным мальчиком. Что он рассказал? Что ему понравилось, когда он был невидимкой? Что - не очень?

 

СНЕЖНЫЙ КОРОЛЬ

Однажды вечером Тима сидел в своей комнате и скучал. И тут вдруг в окно раздался стук. Тима посмотрел и увидел птицу (какую - придумать). Она постукивала по стеклу, явно просясь в комнату. Тима приоткрыл окошко, и птица влетела.

- Тима! - взволнованно воскликнула птица. - Если ты нам не поможешь, мы пропали!

И птица рассказала, что ее прислали жители волшебной страны, которой грозит страшная опасность. Дело в том, что в эту страну недавно явился Снежный король, и в ней наступила холодная зима. Жители сначала радовались, ведь можно было кататься на санках, играть в снежки и (что еще делать?). Но потом их радость закончилась, так как становилось все холоднее, и конца зиме не было видно. А Снежный король злорадно хохотал и грозился всех заморозить.

- И чем же я могу вам помочь? - растерялся Тима. - Я же не волшебник, а обыкновенный мальчик.

- Да, но ты зато очень находчивый и сообразительный, - сказала птица. - А мы узнали, что победить Снежного короля можно, если загадать ему такую загадку, которую он не сможет разгадать. Но наши загадки он все разгадал. Теперь надежда только на тебя!

Тима хотел отказаться, но потом вспомнил, что недавно ему попались в одной книжке очень сложные и интересные загадки. И решил рискнуть. Придумать и показать, как они с птицей перенеслись в замороженную страну. Какое приключение было с ними в пути?

А потом, когда они добрались до цели, Тима пришел к королю и начал загадывать ему загадки. Две загадки Снежный король отгадал, а третью не смог. И - растаял. А вместе с ним растаяли и сугробы. Стало тепло, наступила весна.

Как радовались жители и благодарили Тиму?

 

В ГОСТЯХ У ГЕРОЕВ СКАЗКИ

Однажды Ксюша попала в сказку «Волшебник изумрудного города». И попала она туда совсем одна, без мамы. Там было очень интересно. Ксюша встретилась с девочкой Элли и её собачкой Тотошкой. Так они вместе пошли в изумрудный город. А по дороге им встретился лев. Он был очень большой. Ксюша сначала очень испугалась, но она увидела, что лев сам всего боится (опишите – чего боялся лев, лучше, если Ксюша сама это придумает). Он сказал, что идёт к доброму Гудвину за смелостью. Всем вместе им пришлось заночевать в незнакомом лесу. Они сделали шалаш и легли спать, но заснуть никак не удавалось. Элли и Льву чудились страшные звери. Ксюша их успокоила (что сказала и сделала Ксюша? Пусть она сама это придумает и говорит в сценке больше сама). Утром оказалось,что Элли и Лев потеряли голос и совсем не могут говорить (придумать, какие происходили события дальше, как Ксюша разговаривала с добрым Гудвином, как она помогла Элли, Льву и себе, какие подвиги совершила).

 

 

КАК СМЕЛОСТЬ И НАХОДЧИВОСТЬ ПОМОГЛИ СПАСТИ ГЕРДУ И КАЯ

 

Однажды, когда Аня была занята (чем?), появился северный олень. Он принес Ане письмо от бабушки Герды. Бабушка писала, что Герда отправилась на поиски Кая и пропала. "До меня дошел слух, что ты очень смелая и добрая девочка, совсем как моя Герда, - написала бабушка Ане. - Поэтому я очень прошу тебя: пожалуйста, разыщи Герду и Кая, помоги им. Чует мое сердце, что они живы, но попали в беду".

Аня сперва испугалась (показать), но потом пожалела бабушку Герды и согласилась. Она села на спину оленя, и он помчал ее в Лапландию.

Аня долго искала Герду, но никто не знал, где она. (Показать, как она у кого-то спрашивает, но никто не знает). А потом вдруг (придумать как) она встретилась с маленькой разбойницей.

- Я знаю, где искать Герду, - заявила разбойница. - Но не скажу.

Аня принялась ее упрашивать, убеждать (показать). И, наконец, разбойница согласилась, но при условии, что Аня ее развеселит. (Придумать и показать, как Аня развлекла и развеселила разбойницу).

Разбойница объяснила Ане, что идти надо к замку Снежной королевы и показала туда дорогу. Но предупредила, что Ане два раза нужно будет проявить находчивость, иначе она не доберется до замка. (Придумать и показать, как Аня дважды проявила находчивость и смогла войти в замок Снежной королевы.)

Снежной королевы не было, а Кай и Герда сидели в зале и собирали узор из льдинок. Они и сами были как замороженные. Показать, как Аня их рассмешила, растормошила, напомнила им про бабушку, они очнулись и решили бежать из дворца. А чтобы Снежная королева не смогла сразу догадаться, что они убежали, Аня придумала хитрый ход: ребята быстро слепили из снега две фигуры, как будто это Герда и Кай, а еще (что еще придумала Аня, чтобы отвлечь внимание Снежной королевы? - придумать).

И им удалось убежать из дворца и добраться до бабушки Герды! Показать, как бабушка от всей души благодарит Аню и дарит ей на память (что?) (Пусть Аня сыграет себя и еще кого захочет, кроме бабушки и разбойницы, которых должна сыграть мама. И пусть больше говорит за автора).

 

ПРИКЛЮЧЕНИЯ В СОЛНЕЧНОМ ГОРОДЕ

Серафим очень любит читать. Однажды вечером он читал, читал и не заметил, как уснул. И приснился ночью Симе сон. Как будто гуляет он по городу. Присмотрелся Сима и узнал, что это Солнечный город, и живут в нём коротышки. Вдруг подбегает к Симе один из коротышек. Сима сразу узнал: это был Незнайка.

- Сима, Сима! Как хорошо, что я тебя встретил! Все коротышки улетели путешествовать на воздушном шаре, а меня оставили за старшего. Я сначала очень обрадовался, но потом понял, как я мало знаю и умею. А ты очень умный и умелый мальчик. Вот ты нам и поможешь!

- Что случилось? – спросил Сима.

- Понимаешь, у нас сломалась … (что) (Придумать и показать что сломалось, и как Сима сумел это починить).

- Вот здорово! – оглядев починенную вещи, обрадовался Незнайка. – Послушай, я такой голодный! Ты умеешь готовить? – спросил Незнайка.

- Я не знаю – засомневался Сима. Но потом собрался с мыслями, вспомнил, как он видел … (придумать и показать, как Сима готовил, а потом угостил Незнайку и других коротышек).

- Я был уверен, Сима, что ты почти Волшебник. Так много знаешь и умеешь. А теперь… (придумать, что попросил сделать Незнайка). Сима сначала растерялся, но потом, проявив смекалку и смелость и справился с просьбой.

Сима коротышкам очень понравился, в знак благодарности они готовы выполнить его желание. Придумать, что попросил Сима. Что захотел увидеть в Солнечном городе, с кем встретиться?

 

ПРИКЛЮЧЕНИЯ В СОЛНЕЧНОМ ГОРОДЕ (2-й ВАРИАНТ)

Однажды, когда Даша собиралась пойти погулять, перед ней явилась встревоженная Фея.

– Даша, – обратилась к ней Фея, – ты помогла Каю и Герде, а недавно случилась беда в Солнечном Городе, его жителям нужна твоя помощь. Фея рассказала, что на Солнечный Город напали гигантские гусеницы, которые поедали все растения, и жители могли остаться без своих садов, огородов и вообще без деревьев. Знайка придумал, как справиться с этими вредителями: он изобрел танцевальный спрей-опрыскиватель. Если гусеница съест растение, опрысканное этим спреем, то она начинает танцевать до упаду. Но это средство не действует, потому что никто не хочет выполнять Знайкины инструкции! Пилюлькин решил, что он лучше разбирается в химии и сделал свой раствор. Пончик и Сиропчик захотели сэкономить и побрызгали только цветы (придумайте еще 1-2 примера, что жители стали делать по-своему, а не как придумал Знайка). Скоро гусеницы все съедят, если ты – Даша не сможешь убедить жителей города. Даша согласилась помочь, и Фея перенесла ее (придумать как) в Солнечный Город. (Придумайте, что сказала Даша жителям города, как она убедила их послушать Знайку). С помощью Даши по гениальному плану Знайки жители Солнечного Города победили гигантских гусениц. В благодарность они собрали для Даши корзину с фруктами (придумайте, какие фрукты они положили). Когда Даша вернулась домой, родители удивились таким прекрасным фруктам и спросили, откуда они. Даша рассказала, где она была и что делала. Родители похвалили ее (придумайте, что сказала мама, что сказал папа. Пусть Даша играет себя и кого захочет, а мама – остальных).

 

 

III. ПРОБЛЕМЫС УЧЕБОЙ

 

МОЙ ШКОЛЬНЫЙ ДЕНЬ

Показать, как проходит школьный день.

 

ОПЯТЬ ДВОЙКА!

Однажды Саша получил в школе плохую оценку. От этого у него было плохое настроение. Он думал (о чем?). Но когда Саша сказал об оценке маме, мама его успокоила (как?), и они вместе придумали, как поправить положение (каким образом? Придумать. Показать реализацию планов и благополучный исход. Желательно, чтобы Саша побольше в этой сценке придумал сам, но если будет затрудняться, помогать.) Пусть Саша сыграет себя, а мама - себя.

ОТКРЫТЫЙ УРОК

Однажды в школе проходили довольно трудную тему (какую? - придумать). А тут еще, как назло, учительница заявила, что через два дня будет открытый урок. Это когда на урок придут другие учителя и даже директор, чтобы посмотреть, как ребята будут отвечать. Ваня cперва испугался и даже не хотел идти на занятия. Но потом (как себя уговорил?) дома потренировался, и на открытом уроке ответил прекрасно! Его даже поставили в пример другим ребятам. Как его похвалила учительница? Что сказали родители, узнав о его успехах?

 

ЮНЫЙ УЧИТЕЛЬ

Миша подрос. Когда он ходил уже в (какой?) класс, учитель у первоклашек заболел, и Мише поручили вести урок (какой?), так как он самостоятельный и надёжный мальчик. К тому же в этом классе учился его младший брат. Когда Миша пришёл в класс, дети его сначала не слушались и безобразничали, иногда даже делали назло… (показать). Но потом Мише удалось их организовать (каким образом? Покажите, как брат ему в этом помог). Покажите удивление и радость учителей, когда они увидели, что Миша смог провести урок. Как мама с папой дома наградили Мишу?

 

(вариант)

Никита вырос, пошёл в …(какой?) класс. Он хорошо учился. А у первоклашек в этой школе заболела учительница. Никиту попросили провести один урок (чтение или еще какой-нибудь, вызывающий трудности у ребенка). Сначала ему было трудно держать дисциплину, но потом всё же удалось (каким образом?). Урок прошёл отлично, его похвалила учительница (что она сказала Никите? Что – маме?) Покажите, как Никиту похвалили родители. А вечером появилась фея и исполнила три его заветные желания! (Какие?)

 

СПРОСИТЬ - НЕ СПРОСИТЬ?

Однажды на уроке (каком?) Алеша не понял (что именно?). Поэтому он не мог выполнить задание (какое?). А задать учительнице вопрос не отваживался (почему?). Однако потом все же преодолел свою робость и спросил. И правильно сделал, потому что те, кто не поняли и не спросили, получили плохие отметки. А Алеша выполнил задание правильно. Дома он рассказал о случившемся маме. Как она одобрила его поступок? (Стараться, чтобы Алеша больше придумывал сам. Терзания "спросить - не спросить" показать посмешнее.)

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: