V. ПРЕОДОЛЕНИЕ КОНФЛИКТНОСТИ, ПАТОЛОГИЧЕСКОЙ ЖАЖДЫ ЛИДЕРСТВА




 

ИГРА ВО ДВОРЕ

Леня вышел во двор. Там гулял его приятель (как его звали?). Они начали играть (во что? - показать). А потом возникла такая ситуация: Леня хотел играть в одну игру (в какую?), а приятель - в другую. Чем все закончилось? (Пусть Леня придумает окончание этюда сам. Если оно будет расходиться с тем, как это обычно бывает в реальности, не переубеждать его, а описать на листочке реальное положение дел и принести свои записи на занятие).

 

ССОРА С ДРУГОМ

Однажды Сема играл с другом (как его звали? в какую игру играл?). Сперва все было хорошо (показать). А потом вдруг вспыхнула ссора. (Из-за чего? - пусть ребенок это придумает сам). Что было дальше? Удалось ли помириться? Если да, то каким образом? Кто сделал первый шаг? (Сюжет данной сценки желательно целиком отдать на откуп ребенку. А в том случае, если придуманная им ситуация будет расходиться с реальной, маме не надо ребенка переубеждать, а необходимо просто написать, как бывает в действительности, и принести свои записи на занятия).

 

КОНФЛИКТ В КЛАССЕ

Однажды в классе, где учится Мансур, возник конфликт (из-за чего? - придумать). Ситуация быстро накалялась, разгорался настоящий скандал (показать). Но неожиданно Мансур придумал, как избежать конфликта. Что он придумал? (Пусть Мансур сыграет себя, а мама - остальных).

 

НЕЛЬЗЯ ОБИЖАТЬ НОВИЧКА!

В Тимином классе появился новичок. Ребята начали его дразнить. Тима сначала к ним присоединился (показать), а потом ему стало стыдно (почему? - пусть озвучит свои мысли). Он пожалел новичка и решил ему помочь. Как он поговорил с ребятами? Как помогал новичку с уроками? Как с ним подружился?

 

ЗАЩИТНИК ДЕВОЧЕК

Арсений вышел во двор и увидел, что там ребята обижают девочку. Выглядело это очень некрасиво, неблагородно. Арсений возмутился и решил за нее заступиться (показать). А потом выяснилось (каким образом - придумать), что они это делали не со зла, а от скуки. Арсений придумал, чем увлечь ребят. Они переключились на интересное занятие, настроение у них улучшилось, и все подружились. И девочка стала вместе с ними делать (что?). Оказалось, что она прекрасно умеет (что?), и ребята ее зауважали. А у Арсения, когда он уходил домой, попросили номер телефона, и с тех пор всякий раз, когда собирались гулять, звонили ему и приглашали вместе с собой.

 

МАЛЬЧИК УШИБСЯ

Петя шел из школы домой и увидел (где?) мальчика, который потирал ушибленную коленку. Петя сперва не обратил внимания, решив, что ушиб пустяковый. Но потом понял (каким образом - придумать), что мальчик ушибся не на шутку и что ему надо помочь. Как он помог мальчику? Как Петю поблагодарили родные мальчика? Что сказали Петины родные, узнав о случившемся?

ЗЛОБНАЯ ВОРОНА

Матвейка жил на даче. Однажды он пошел прогуляться по своей улице и вдруг увидел ужасную картину. На соседнем участке возился в песочнице трехлетний малыш. А на него налетала ворона! Малыш так испугался, что от ужаса не мог произнести ни звука, поэтому его мама, находившаяся в доме, ни о чем не подозревала. Что было делать? Нельзя было терять ни минуты! Хорошо, что калитка, ведущая на участок, была не на запоре!

Придумать и показать, как Матвейка отогнал ворону, как успокоил малыша и отвел его в дом. Как мама мальчика поблагодарила Матвейку? Чем его угостила? Показать, как она пришла к родителям Матвейки и сказала им спасибо за то, что у нее такой смелый и отзывчивый сын. Как родители Матвейки были рады и горды своим сыном?

 

СТАРУШКА С ЯБЛОКАМИ

Однажды Егор шел (откуда и куда - придумать). Перед ним шла старушка с пакетом яблок. Неожиданно она споткнулась и упала. Яблоки рассыпались. Мальчишки-хулиганы, пробегавшие мимо, злорадно рассмеялись. А Егор пожалел старушку, помог ей подняться (показать), собрал рассыпавшиеся из ее сумки яблоки и довел до дому. Как она поблагодарила его на прощание?

Вариант: Старушка оказывается доброй волшебницей, которая выполняет три желания ребенка.

КВН

Максим отдыхал в летнем лагере. Он (чем там занимался? где побывал?). А потом объявили, что будет устроен КВН. Каждый отряд должен был подготовить свою программу и участвовать в конкурсах. Капитаном одной из команд выбрали Максима. В его задачи входило (что? - перечислить, что должен делать капитан команды). Максим был доволен тем, что ему оказали такое доверие, и постарался как следует подготовиться к предстоящему КВНу. Он... (каким образом готовился? - рассказать, показать).

И вот настал долгожданный день. Капитаном другой команды был мальчик (как его звали - придумать). Начались соревнования. Этот мальчик вел себя совсем не так, как должен вести себя настоящий капитан команды: он не соблюдал правила, все время старался выпятить себя, злился и обижал ребят из своей команды, пытался дразнить противников (показать посмешнее). В результате он всем надоел, даже членам своей команды, и жюри решило его удалить. А Максим вел себя правильно (рассказать и показать, как именно должен вести себя капитан команды), и его команда выиграла. Показать, как ребята радовались победе.

 

ОТДЫХ НА ЮГЕ

Макар поехал с родителями отдыхать на юг (куда?). Немного рассказать об этом месте, показать декорации. На юге он подружился с компанией ребят. Придумать три сценки: 1) как он защищает девочку от хулиганов (увещеваниями);

2) как помогает мальчику, с которым случилась неприятность (какая?);

3) вместо того, чтобы дать сдачи (за что?), предлагает дружбу мальчику, который его задирает. Увлекает его каким-то интересным занятием.

Ребята были восхищены его благородством, и когда он уезжал домой, обменялись с ним телефонами и адресами, чтобы продолжать дружбу.

 

ГОРОД ССОР

Женя попал (каким образом? - придумать) в волшебный Город Ссор. Там все ссорились и не понимали причины ссор. Женя пригляделся и увидел, что каждый выпячивает себя, свои заслуги, не слушает других, лезет вперед, поддевает других (придумать и показать две-три ситуации). Разобравшись, в чем дело, Женя подсказал жителям, как именно нужно действовать в каждой из показанных ситуаций (пусть объяснит подробней), а затем устроил горожанам лекцию о правилах общения (показать).

Жителям очень понравились его правила, и когда они начали их соблюдать, то перестали ссориться. И переименовали свой город в... (пусть придумает название.) (Женя играет в сценке себя, а мама - ссорящихся жителей).

 

СТРАНА НЕСОБЛЮДЕНИЯ ПРАВИЛ

Выдался такой день, когда Паша в школе прекрасно себя вёл – проявлял терпение не уроках (покажите).

Вечером того дня к нему явился Волшебник и попросил(покажите в диалогах) его помочь навести порядок в Волшебной стране. (Как она называлась – придумать.) И Паша перенесся в эту страну (каким образом – придумать) Он был очень удивлён увиденной картиной: в этой стране жители любили играть вместе, но каждый всё делал только по своим правилам (покажите как можно смешнее, придумайте 2-3 примера и покажите с куклами). Из-за этого никакая игра и никакое дело не складывалось…Жители знали, что Паша прислан Волшебником и попросили о помощи. Каким образом Паша смог урегулировать ситуацию? Что он посоветовал жителям? Как их урезонил? Паша придумал Правила Для Жителей. Какие? Что из этого получилось (покажите). Как жители решили отблагодарить Пашу? Как Паша вернулся обратно домой?

 

КАК НАУЧИТЬСЯ ИГРАТЬ?

Лева попал в волшебную страну. Жители там любили играть, но ненавидели проигрывать: сильно расстраивались, отказывались от игры (показать пару ситуаций). Из-за этого у них часто было плохое настроение. Пусть Лева научит их прогонять обиду. Какие советы он им даст? В благодарность жители подарили Леве (что? - пусть придумает сам).

 

ПРАВИЛА ОДНИ НА ВСЕХ

Волшебной стране каждый играет по своим правилам. Из-за этого игры, конечно же, не получается, и жители расстраиваются. Показать посмешнее два-три эпизода. Старейшина просит Митю урегулирует ситуацию. Пусть Митя объяснит жителям, зачем в играх нужны правила, ответит на их вопросы (напр., на такой: "А если я хочу постоянно изменять правила, чтобы всегда выигрывать?"). Показать, как жители не сразу научились играть по правилам, но, в конце концов, у них получилось. И тогда Митя научил их одной очень интересной игре (какой?).

 

СТРАНА НЕУБРАННЫХ ИГРУШЕК

Путешествуя по сказочным городам и весям, Соня попала в Страну неубранных игрушек. Игрушек там было огромное количество, но все валялись где попало, и из-за этого многие поломались, поцарапались, испачкались. Дети отказывались их убирать, да еще (если в поведении ребенка присутствуют такие черты) обзывались! Например, говорили маме в ответ на просьбу убрать игрушки (процитировать "перлы" Сони, не упоминая о том, что это из ее лексикона).

Соне, конечно, все это очень не понравилось. Она решила вмешаться. Пусть объяснит детям, зачем нужно убирать игрушки и почему нельзя грубить родителям. А родителям пусть подскажет, какие меры принимать, если дети не хотят убираться и продолжают грубить. Показать "положительный вариант" - как дети исправились. (Соне - играть себя, мам непослушных детишек и самих детей, когда они ведут себя правильно, а маме - говорить за автора и играть детей, когда они упрямятся и грубят).

 

СТРАНА КАПРИЗОВ

Однажды Полина с мамой пошли в магазин. Им нужно было купить много продуктов (каких?). В результате денег совсем не осталось. А Полина увидела в магазине (что?), и ей очень этого захотелось. Но мама сказала (что?). Полина сперва хотела раскапризничаться, а потом подумала (о чем?) и не стала. Они спокойно дошли до дома, разложили продукты по местам. А вечером, когда Полина ложилась спать, появился волшебник. "Полина! - сказал волшебник. - Я видел, как ты спокойно и по-взрослому вела себя в магазине, и хочу попросить тебя о помощи. Только ты можешь мне помочь!"

И волшебник перенес Полину в волшебную Страну Капризов. Дети там постоянно что-то требовали от взрослых и капризничали, если те им отказывали (придумать и показать две-три ситуации). Поэтому и у детей, и у взрослых было очень плохое настроение. "Помоги им, пожалуйста, - попросил волшебник. - А то они все время такие грустные..." (Пусть Полина разберет каждую ситуацию и подскажет, как в ней надо поступить детям, и как - взрослым. Если будет затрудняться, помогать, но стараться все-таки наводить ее на правильные мысли). Жители послушались Полину, и сразу повеселели! (Показать). Как они поблагодарили Полину за помощь? Что подарили ей на прощанье? (Пусть сыграет себя и говорит побольше за автора).

 

2 ВАРИАНТ

Страна Капризов. На людях дети ведут себя хорошо, а дома – плохо. Чтобы выбраться из этой страны, ребенку нужно понять причину, почему жители так себя ведут (в каждой конкретной ситуации) и дать им советы.

 

СТРАНА БЕЗ СОЛНЦА

 

Никита попал (придумайте как?) в Страну Конфликтов.. Из-за этого там была очень напряженная обстановка. Все жители были грустные. Даже солнце не выглядывало из-за туч. И каждый день был хмурым. «Что за напасть такая», - подумал Никита. А когда пригляделся - понял, в чем дело. Вот он видит: Мама торопится, нужно скорее идти (куда?), а дочь тянет время, никак не собирается (покажите смешнее). В результате все кончается конфликтом: и мама и дочь в плохом настроении. Никита решил помочь, он объяснил, как надо поступать девочки и как маме. (Пусть Никита разберет ситуацию. Если будет трудно, помогите ему). Они попробовали выполнить рекомендации и у них получилось договориться без ссор (покажите) Настроение у обеих хорошее. И сразу над страной ненадолго выглянуло солнце. Еще две ситуации придумайте сами. Так Никита научил жителей избегать конфликтов, и над страной засияло солнце. Все жители повеселели. Они благодарили Никиту за помощь (что говорили?) И решили, что страну надо переназвать.(как?) А Никите на прощание подарили (что?) Никита играет себя и как можно больше говорит за автора. Сделайте декорации.

 

СТРАНА ПЛАКС

Однажды Илья играл с кем-то из взрослых (с кем?) в игру (какую?) Сначала всё было спокойно, но, в конце концов, Илья проиграл… Ему было очень грустно но он не показал вида. Как он себя успокоил? Что хорошего может быть в проигрыше? (Пусть Илья придумает. Если будет сложно, подскажите ему.)

После этого появился волшебник и перенёс его в Страну Плакс. Плаксы всегда очень расстраивались, если у них что-то получалось не так, даже самая незначительная вещь. (Покажите два примера). У Ильи тоже в этой стране случилась неприятность, но он не расплакался. Жители очень удивились его поведению и спросили, что за волшебство знает Илья, почему не плачет? Илья объяснил жителям, кто такие оптимисты, поделился с ними своими правилами оптимизма (придумать правила, как поддерживать хорошее настроение). Покажите, как жители их применили и что из этого получилось. После этого Илья вернулся домой.

 

СТРАНА НЕВЫПОЛНЕНИЯ ПРОСЬБ

Однажды Филипп попал в Страну Невыполнения Просьб. Дети там были очень несчастные. У одного мальчика была сломана нога, так как мама вовремя не сняла его с подоконника, другой ребенок был голодный, так как ему не готовили еду, и т.п.). А все потому, что в этой стране дети не выполняли просьб взрослых, а взрослые – просьб детей.

Филиппу стало крайне неприятно на это смотреть. Пусть он разберет каждую ситуацию и объяснит жителям, зачем нужно выполнять просьбы друг друга. Пусть ответит на вопросы типа: "А если я не хочу делать то, о чем меня просят?" "А если у меня другие планы?" Пусть научит детей и взрослых идти на компромисс, объяснит, что это такое и как это осуществить (ты немножко уступаешь, и тебе идут навстречу). Показать, что получилось. Жители очень обрадовались и попросили Филиппа стать их правителем. Какие законы они придумал для этой страны?

 

ПЛАНЕТА НЕПОСЛУШНЫХ ДЕТЕЙ

Толик сконструировал ракету и полетел на ней в космос. Придумать и показать, что он там увидел, какие звезды и планеты. А потом он попал на Планету Непослушных Детей. Дети там были очень несчастные, с ними постоянно случались всякие неприятности. (Придумать и показать три ситуации. Пусть каждый непослушный герой расскажет свою печальную историю: например, как он не слушался родителей, говоривших о том, что нельзя грубить учителям, и что из этого вышло. Каждый эпизод должен соответствовать какому-нибудь пункту "Лестницы недостатков", составленной родителями.) Выручить персонажей можно только, если, встав на их место, поступишь по-другому. Толик решил им помочь. Показать, как он правильно поступил в каждом из описанных случаев. Дети стали ему подражать, и неприятности у них закончились. А благодарные родители на радостях устроили для них и для Толика очень приятный сюрприз (придумать какой именно, но пусть он тоже будет связан с космической темой).

 

СТРАНА ПЕРЕВЕРТЫШЕЙ

Мише приснился сон, что он попал в волшебную страну. Там жили люди- перевёртыши, которые всё делали наоборот… Покажите три ситуации, как они себя обычно вели. Жилось им очень плохо, потому что настоящих друзей у них не было, и родные их никогда не слушали… Даже внешне они выглядели очень непривлекательно… (Как именно? - придумать и показать).

Они стали жаловаться Мише на свою жизнь. Что он им посоветовал?

(придумать три-пять аргументов, почему плохо вредничать и делать назло).

Жители его послушались, и когда стали выполнять его советы, стали преображаться. Да и настроение у них исправлялось. Жители даже предложили Мише стать их королём, но он отказался и…проснулся.

 

КАК ОПАСНО НЕПОСЛУШАНИЕ В ПОХОДЕ

Дима вырос и пошел в поход. (Придумать и показать, что там было интересного, красивого.) Но в походе был мальчик, который не слушал инструктора. Инструктор говорил идти направо, а мальчик шел налево. (Придумать, в чем еще мальчик не слушался и показать). Из-за этого у всех ребят начались большие неприятности. Когда они встали на привал, инструктор сказал, что нужно очень беречь спички, потому что их мало и, если они пропадут, нечем будет зажечь костер и приготовить еду. А мальчик баловался, подкидывал коробок, и тот упал в ведро с водой, и все спички намокли. Костер разжечь не удалось. Пришлось ложиться спать голодными. Когда ставили палатку, нужно было успеть до темноты, а мальчик опять стал баловаться, задел за веревки, и палатка упала. А уже наступила ночь, в темноте ничего не было видно.

"Ладно, будем спать на земле", - вздохнул инструктор.

Но не тут-то было! Заснуть тоже не удалось, потому что мальчик всем мешал (показать).

Утром инструктор и ребята заявили, что больше терпеть эти безобразия нельзя. "Из-за тебя весь наш поход срывается! - сказали они. - Иди домой, раз ты такой маленький и глупый, не понимаешь, что инструктора надо слушаться.

Мальчик очень расстроился. Дима пожалел его и сказал: "Давайте дадим ему еще один шанс! Я научу его, как надо себя вести".

Придумать и показать, как Дима объяснил мальчику, почему надо слушаться инструктора и соблюдать правила. Показать ситуацию, в которой мальчик поступил правильно. Как он поблагодарил Диму за помощь и поддержку? (Пусть Дима сыграет себя и инструктора, а мама - мальчика).

 

СТРАНА ГРУБИЯНОВ

В Стране Грубиянов родителям, в конце концов, надоело терпеть грубость своих детей (показать пару ситуаций). Они обиделись и ушли. Сначала дети радовались, что можно делать, что хочешь, а потом, довольно скоро в стране начался развал (показать и рассказать). Все перессорились, ведь они были грубые и несдержанные, не умели уступать и договариваться, все решали с позиции силы. В результате власть захватил самый главный грубиян, который превратил всех остальных ребят в рабов. Жизнь у ребят стала совсем несладкой. И тут вдруг (каким образом - придумать) в этой стране появился Олег. Жители стали ему жаловаться. Он объяснил жителям, почему так получилось, как надо себя вести. (Пусть разберет каждую показанную в начале сценки ситуацию, объяснит, что грубые люди всегда, в конце концов, остаются одни, потому что другим не хочется с ними общаться). Олег объединил ребят, они свергли грубияна (как именно это произошло - показать) и пошли просить прощения у родителей. Грубияна же посадили в клетку, как дикого зверя, вплоть до полного исправления. А ребенок издал указ о наказании за грубость (написать и зачитать).

 

ДЕТИ-КОМАНДИРЫ

Однажды Ульяна попала в очень удивительную страну: там дети командовали взрослыми. В результате один ребенок ел только конфеты, второй не хотел учиться, третий целый день сидит за компьютером (продолжить, показать какие-то характерные для нее ситуации). Ульяне сначала показалось, что это очень здорово - делать что хочешь. А потом она пригляделась и поняла, что дети не могут предвидеть последствия своих поступков. А последствия бывают очень даже плохие: придумать, показать и рассказать, какие были плохие последствия в каждом конкретном случае. Пусть Ульяна объяснит детям, почему ребенок не может командовать взрослыми и что из-за этого бывает.

Дети прислушались к ее объяснениям, и жизнь в стране наладилась. Дети стали слушаться родителей. А обрадованные родители старались сделать для своих послушных детей что-то хорошее (что? - придумать).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: