Рабочая программа дисциплины (модуля)
__________Теория конкуренции________
Направление подготовки бакалавра 080100
Экономика (Экономика предпринимательства)
Профиль подготовки
Экономика предпринимательства
Квалификация (степень) выпускника
Бакалавр
Форма обучения
_____________очная_______________
(очная, заочная)
Саратов,
2011 год
Цели освоения дисциплины
Целями освоения дисциплины (модуля) является изучение исторически различных теорий конкуренции, а также ее развитие в современной экономике и ее место в системе современных экономических дисциплин, а также роль конкуренции в формировании глобальных, макро- и микрологистических систем в экономике.
В объеме учебной программы предполагается рассмотреть основные подходы к конкуренции, виды конкуренции в современной экономике, а также направления ее развития и на основе этого формирование современных рыночных структур. Изучение «Теории конкуренции» способствует формированию у студентов системы знаний о необходимости конкурентных отношений в экономической системе, о видах, способах и средствах конкуренции.
Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата
Дисциплина «теория конкуренции» входит в цикл профессиональных дисциплин и предлагается обучающимся для освоения в 3 и 4 семестре. Данный курс основывается на знании микроэкономики, экономики предприятия, технико-экономического анализа предприятия. Данный курс раскрывает основное содержание и значение истории возникновения и развития конкурентных отношений в различных сферах экономики, а также о ее роли в формировании микро и макроэкономических систем. Курс «Теория конкуренции» углубляет и расширяет систему знаний о явлениях и процессах рыночной экономики, о способах и средствах формирования конкурентных стратегий.
|
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Теории конкуренции»
В результате освоения дисциплины формируются следующие компетенции:
Студент должен овладеть культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1); способен понимать движущие силы и закономерности исторического процесса; события и процессы экономической истории; место и роль своей страны в истории человечества и в современном мире (ОК-3); способен анализировать социально-значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе, и прогнозировать возможное их развитие в будущем (ОК-4); умеет использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-5); способен логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-6); способен к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-9); осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-11); способен понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-12); владеет основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, имеет навыки работы с компьютером как средством управления информацией, способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-13); владеет основными методами защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий (ОК-15); владеет средствами самостоятельного методически правильного использования методов физического воспитания и укрепления здоровья, готов к достижению должного уровня физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности (ОК-16).
|
Также выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК): по расчетно-экономической деятельности способен собрать и проанализировать исходные данные, необходимые для расчета экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов (ПК-1); способен на основе типовых методик и действующей нормативно-правовой базы рассчитать экономические и социально-экономические показатели, характеризующие деятельность хозяйствующих субъектов, (ПК-2); способен осуществлять сбор, анализ и обработку данных, необходимых для решения поставленных экономических задач (ПК-4); способен выбрать инструментальные средства для обработки экономических данных в соответствии с поставленной задачей, проанализировать результаты расчетов и обосновать полученные выводы (ПК-5); способен на основе описания экономических процессов и явлений строить стандартные теоретические и эконометрические модели, анализировать и содержательно интерпретировать полученные результаты (ПК-6); способен анализировать и интерпретировать финансовую, бухгалтерскую и иную информацию, содержащуюся в отчетности предприятий различных форм собственности, организаций, ведомств и использовать полученные сведения для принятия управленческих решений (ПК-7); способен использовать для решения аналитических и исследовательских задач современные технические средства и информационные технологии (ПК-10); способен использовать для решения коммуникативных задач современные технические средства и информационные технологии (ПК-12); способен критически оценить предлагаемые варианты управленческих решений и разработать и обосновать предложения по их совершенствованию с учетом критериев социально-экономической эффективности, рисков и возможных социально-экономических последствий (ПК-13).
|
В результате освоения дисциплины «Теория конкуренции» обучающийся должен:
• Знать: Основные теоретические положения и ключевые концепции всех разделов дисциплины, направления развития теории конкуренции; понимать проблемы современного развития рыночных отношений на основе конкурентных отношений, видеть взаимосвязь этих проблем с макроэкономическими.
• Уметь: использовать методики расчетов конкурентоспособности продукции и фирм в своей профессиональной и организационно-экономической деятельности, проводить базовый анализ конкурентной политики фирмы, ее конкурентного окружения, оценивать конкурентоспособность продукции; выявлять проблемы формирования конкурентных отношений при анализе конкретных ситуаций как на микро так и на макроуровнях, предлагать способы и методики их решения и оценивать ожидаемые результаты; также уметь в письменной и устной форме логично на основе аналитического материала оформлять результаты своих исследований,
• Владеть: логикой теории конкуренции; категориальным аппаратом теории конкуренции на уровне понимания и свободного воспроизведения; методиками расчетов наиболее важных показателей деятельности основных субъектов конкуренции, важнейшими методами анализа экономический явлений, владеть навыками работы с информационными источниками и справочной экономической литературой.
4. Структура и содержание дисциплины (модуля)
Общая трудоемкость дисциплины составляет 7 зачетных единиц 252 часа
№ п/п | Раздел дисциплины | Семестр | Неделя семестра | Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) | Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Формы промежуточной аттестации (по семестрам) | |||
Конкуренция ее виды, значение и закономерности. | 1,2,3 | Тест, ситуация для анализа | ||||||
Конкурентоспособность и методы ее достижения | 4,5 | Выполнение заданий | ||||||
Конкурентные рыночные структуры | 6,7,8 | Тест, ситуации | ||||||
Конкуренция и научно-технический прогресс. | 9,10 | Ситуации, эссе | ||||||
Конкурентные стратегии в сфере крупного производства | 11,12,13 | Тест, ситуации | ||||||
Конкуpентные преимущества узкой специализации | 14,15,16 | Тест, ситуации | ||||||
Конкурентная стратегия в сфере радикальных инноваций | 1,2,3 | Тест, Ситуации, эссе | ||||||
Конкурентные стратегии в сфере мелкого неспециализированного бизнеса | 4.5,6 | Тест, ситуации | ||||||
Государственная политика по содействию развития товарных рынков и конкуренции | 7,8,9 | Тест, сам.задания | ||||||
Международная конкуренция | 10,11,12 | Ситуации для анализа | ||||||
Особенности конкурентных отношений в России | 13,14,15,16 | Ситуации для анализа, эссе | ||||||
Зачет, Экзамен | ||||||||
Итого: |
Тема 1. К онкуренция ее виды, значение и закономерности.
Конкуренция как системообразующий элемент рыночной экономики. Индивидуалистические черты капитализма. Конкуренция как дополнение и противовес индивидуализму. Роль конкуренции в реализации принципа «невидимой руки».
Фирма как основной субъект конкуренции. Обзор истории фирмы. Определение фирмы. Фирма как институт, минимизирующий трансакционные издержки. Фирма как система контрактов. Функции фирмы.
Рынок и рыночные ниши. Определение рынка. Неоднородность спроса и сегментация рынка. Фундаментальная и реализованная нишифирмы. Пять сил рыночной конкуренции. Принципиальные исходы конкурентной борьбы.
Определение рыночной конкуренции. Понятие конкурирующих фирм. Поведенческий, структурный и функциональный подходы к определению конкуренции.