Вопросы для семинарских занятий:
Охарактеризуйте основные подходы к определению понятия конкуренции и сформулируйте наиболее полное определение.
Одинаково ли значение конкуренции в рамках предприятия» региона и государства?
Существовал и ли конкурентные отношения в советский период на предприятиях?
Каковы плюсы и минусы децентрализованной системы принятия решений в рыночной экономике?
Как проявляется индивидуализм рыночной экономики в действиях: а/ учредителей АО; б/ акционеров (вкладчиков)?
Способна ли конкуренция устранить возможность появления финансовых пирамид? Объясните механизм вымирания подобных компаний под воздействием конкуренции.
Дайте определение фирмы.
Назовите функции фирмы.
Приведите примеры из российской практики, когда нарушаются функции фирмы.
Дайте определение рыночной ниши.
Каковы характеристики фундаментальной ниши?
Каково соотношение между фундаментальной и реализованной нишами?
Как связаны степень специализации фирмы и ее жизнеспособность в случае вторжения в ее реализованную нишу чужих конкурентоспособных продуктов?
Что называют конкуренцией?
Чем определяется интенсивность конкуренции?
Назовите пять сил конкуренции по М. Портеру.
Дайте определение конкурентоспособности.
Можно ли считать конкурентоспособными услуги по хранению вкладов Сбербанком, коммерческими банками, спекулятивными финансовыми организациями?
Являются ли, на Ваш взгляд, конкурентоспособными индексируемые государственные облигации?
От чего зависит ценность товара для институционального потребителя?
Какова связь между потребительской ценностью и конкурентоспособностью?
Назовите факторы повышения конкурентоспособности.
|
Выделите особенности ценовой конкуренции.
Раскройте особенности неценовой конкуренции.
Почему в современных условиях преобладает неценовая конкуренция?
Какие факторы влияют на запас конкурентоспособности продукции?
В чем состоит суть принципа компенсации для свойств товара?
Раскройте принцип компенсации для фирм.
Нарисуйте схематически поле стратегии конкурентной борьбы.
Какая из черт деятельности фирмы является определяющей для выбора стратегии: а/ то, что она выпускает; б/ то, что она действует в определенной отрасли; в/ то, что она, например, узко специализирована?
Раскройте цикл жизни фирмы применительно к различным типам компаний: коммутантам, патиентам, виолентам, эксплерентам.
Как определить, чего ждет от товара потребитель?
В чем Вы видите недостаточность традиционной теории экономии на масштабах производства для объяснения эффективности крупных фирм?
В чем суть безусловно фиксированных издержек?
Каковы база и границы эффективности крупного производства?
В чем заключается сущность стратегии обслуживания массового спроса?
Приведите примеры потребительских товаров, для рыночного успеха которых особо важна полнота рыночного ассортимента.
Есть ли отрицательные стороны у политики расширения ассортимента?
Как реализуется стратегия подавления конкурентов?
Можно ли считать высокий уровень концентрации российской промышленности естественным результатом рыночного развития? Сохранится ли он в дальнейшем?
Обсудите шансы российских виолентов на мировом рынке.
|
Раскройте направления инвестиций по А. Чендлеру.
Каковы риски при осуществлении крупномасштабных инвестиций?
Объясните, на какие объективные возможности опирается инновационная деятельность виолента.
Подумайте, что общего между российскими крупными предприятиями и западными фирмами-бегемотами. В чем вы видите различия?
Первыми жертвами политики сосредоточения усилий на основном производстве в России оказываются объекты соцкультбыта. Подумайте, могут ли приватизированные предприятия сохранить объекты социальной сферы. Какой вам видится политика государства в этой сфере?
Покажите основные возможности роста фирмы.
Выделите преимущества дифференциации продукта.
Каковы преимущества узкой специализации?
Есть ли в России узко специализированные секторы рынка, которым суждено в дальнейшем достигнуть гигантских размеров?
Выделите факторы сегментации рынка.
Как завоевать потребителей: снижать цены или повышать качество?
В чем состоит принцип конкурентного исключения?
Дайте определение понятия «предприниматель» с позиции Й. Шумпетера.
Каковы особенности вечурного капитала?
Сравните характеристики радикальных и улучшающих нововведений.
Поставьте себя на место инвестора и скажите, какие факторы делают для Вас непривлекательным вложение денег в тот или иной проект.
Всегда ли потребитель действительно знает, что ему нужно?
Кого привлекают товары-новинки?
Почему в современных условиях возрастает роль гибкости как источника конкурентоспособности?
Выделите черты локальных потребителей.
|
Назовите разновидности фирм-коммутантов.
Как воздействует копирование марочных продуктов на потребителя этих продуктов?
Каково влияние подражательства на темпы научно-технического прогресса?
В чем с точки зрения экономики разница между легальным копированием и «пиратством»?
Можно ли по-научному управлять малой фирмой?
От каких факторов зависит конкурентоспособность наций?
Раскройте механизм формирования кластеров.
Каковы конкурентные преимущества ТНК?
Какие классификации типов конкурентной стратегии вы знаете?
Раскройте понятие «индуцированная неконкурентоспособность».
Выделите этапы формирования конкурентных отношений в российской экономике.
Приведите примеры патиентов, действующих в непроизводственном секторе российской экономики в настоящее время. Насколько успешны эти фирмы?
Выделите характерные черты фирмы-эксплерента.
Найдите в прессе примеры российских эксплерентов. Каковы их шансы на успех?
Какие модели конкурентных войн вы знаете?
В чем особенности новой структуры сообщества компаний в России?
Что представляют собой российские виоленты?
Какие функции в деятельности виолента выполняет общенациональная (или мировая) сбытовая сеть? В какой степени с ними могут справиться биржи?
Вспомните примеры эфемерных образований, принимавших огромные масштабы в ходе реформ в России, а затем исчезнувших. Согласуется ли их судьба с теорией конкуренции?
В чем состоят особенности деятельности российских компаний-патиентов?
Перечислите рекомендации фирмы «Маккинзи» по сокращению издержек.
Как перейти к управлению с помощью бизнес-единиц?
Какие рекомендации можно дать, чтобы повысить конкурентоспособность фирмы?
Каковы принципы выбора стратегии и основные правила ее проведения?
В какой степени оптовые рынки используют такие пути повышения конкурентоспособности, как снижение издержек и повышение потребительской ценности?
Можно ли считать конкурентную стратегию торговых фирм, работающих на мелкооптовых рынках, виолентной?
Приведите примеры виолентной стратегии фирм из различных сфер российской экономики.
Раскройте выражение «золотая середина» мелкого бизнеса.