Глава 2 ДВАЖДЫ ЗА ЖИЗНЬ ПОБЕГ ИЗ ПЛЕНА 6 глава




Последнее такового рода явление показалось сначала небольшим бело-синеватым шаром, из коего мгновенно распространялись по своду небесному того же цвета полосы и некоторые простирались до противоположного горизонта; а иные, достигая зенита, переходили оный; иногда на небесном своде представляли подобие пера, а иногда все небо и даже горизонт на севере покрывался сим светом При утренней заре прекрасное южное сияние постепенно исчезало» [26, с 461].

4 марта начальник экспедиции принял решение в связи с приближением антарктического зимнего времени прекратить плавание на восток вдоль побережья ледяного материка и направиться к берегам Австралии. Причем он решил на время разлучиться с «Мирным». Шлюпы должны были плыть к Австралии параллельными курсами, проложенными на расстоянии 125 миль друг от друга. Таким образом он хотел обследовать район, где так же параллельными курсами прошли в свое время капитан Джемс Кук на корабле «Резольюшн» и капитан Ферно на корабле «Адвенчур». Причем Лазареву поручалось найти и осмотреть о. Компанейский, обозначенный на ряде карт европейских картографов. При этом оба русских шлюпа должны были осмотреть пространство моря, которое еще никем из известных мореплавателей не было обозреваемо. 5 (17) марта шлюпы разошлись, чтобы встретиться в Порт-Джексоне (Сиднее).

9 (21) марта «Восток» попал в зону жестокого шторма. На шлюпе был серьезно поврежден такелаж, ветром порвало грот-марса шкот, грот-стаксель и бизань-стаксель-шкоты; положение шлюпа стало просто угрожающим Хотя марсель убрали скоро и опустили стаксели, но они к употреблению уже были совершенно негодны. Устоял один фок-стаксель. Командир приказал скорее его спустить, дабы иметь хоть один парус на всякий случай. Ветер ревел, волны поднимались до необыкновенной высоты. Фактически шлюп остался совершенно без парусов, на произвол свирепствующей бури. Командир приказал растянуть на бизань-вантах несколько матросских коек, чтобы удержать шлюп ближе к ветру. Счастье, что хотя бы не встречалось льдов в эту ужасную бурю.

Но вот с бака сообщили, что впереди показались льдины. Все увидали, что корабль несло на одну из плавающих льдин. Командир скомандовал поднять фок-стаксель и положить руль на ветре на борт. Тем не менее льдина все приближалась к кораблю. Одну льдину пронесло под кормой, а другая находилась прямо против середины борта, и все ожидали удара. Но по счастью, огромная волна, вышедшая из-под шлюпа, отодвинула льдину на десяток метров и пронесла у самого подветренного борта Эта льдина явно могла проломить борт или отломить руслень (площадку на борту парусного судна, служащую для отвода вант) и свалить мачты.

Затем буря вершиною одной из огромных волн ударила в конец бушприта и серьезно повредила крепление закрепленных на нем тросов такелажа. Под руководством старшего офицера капитан-лейтенанта Завадовского моряки сумели ликвидировать повреждение и удержать на месте бушприт и мачты. Только в 2 часа пополудни сила ветра несколько уменьшилась.

13 (25) марта «Восток» прошел мимо нескольких плавучих ледяных островов, один из них был высотой в 250 футов (75 м). На краю его стоял ледяной столб наподобие обелиска. Наконец в широте 57°33′ шлюп прошел мимо последней льдины, которая имела вид сопки. Далее ледяные острова до самого побережья Австралии более не встречались.

К счастью, несмотря на бури и штормы, на «Востоке» в течение долговременного кругосветного плавания не было случая травматизма среди экипажа, связанного с работами на мачтах. Случилось лишь одно происшествие. 21 марта (2 апреля) в 10 часов утра от большого волнения шлюп резко лег на бок Священник, беседуя в кают-компании, не удержался на ногах. Штурман Парядин, желая ему помочь, вместе с ним свалился и ударился головой о продольную переборку в кают-компании, прошиб переборку и проломил себе голову. Доктор Берг оказал ему скорую помощь, и, к счастью, к прибытию корабля в Порт-Джексон он совершенно оправился от удара

По пути в Порт-Джексон «Восток» приблизился к району, где должен был быть о. Компанейский, но острова никто не обнаружил. Беллинсгаузен предполагал в этом районе у острова встретить «Мирный», но и его никто не увидел 27 марта (8 апреля) моряки «Востока» увидали к западу берег Австралии. А 30 марта (11 апреля) 1820 г. в 11 часов утра «Восток» бросил якорь на рейде против г. Сиднея, пробыв 131 день под парусами со времени выхода из Рио-де-Жанейро.

Уже на следующий день была оборудована на берегу обсерватория и астроном Симонов приступил к установке там приборов для астрономических наблюдений. Во время пребывания «Востока» в Сиднее ежедневно проводились наблюдения днем истинного полдня по положению солнца, а ночью — прохождения через меридиан звезд южного полушария. Ночными наблюдениями занимался сам Симонов, тем более что после произведенных астрономом де Лакалем на мысе Доброй Надежды таких наблюдений никто в южном полушарии не делал. В помощники к себе астроном избрал двух подштурманов и артиллерии унтер-офицера, которым поручил замечать время по хронометрам.

Рядом с обсерваторией была поставлена палатка, в которой оборудовали баню. В ней из чугунного балласта устроили печь и на ней разогревали воду, а еще в одном месте при помощи каленых ядер. Приготовив воду, закрывали палатку и из брандспойтов непрерывно обливали ее водой, чтобы пар, полученный при испарении попавшей на раскаленный балласт воды, не выходил сквозь парусину.

Наконец 7 (19) апреля в Порт-Джексон прибыл «Мирный». М.П… Лазарев о переходе шлюпов Рио-де-Жанейро — Порт-Джексон написал А.А.Шестакову: «После сего путь наш направлен был к порту Джексону, куда и прибыл я 7 апреля после 138-дневного плавания, в продолжение которого не лишились мы ни одного человека, но не имели больных и даже никаких признаков скорбута [цинги.— Авт] Каково нынче русачки наши ходят!» [23, с 151].

Лейтенант Лазарев доложил командиру экспедиции, что «Мирный» также не обнаружил о. Компанейского, который вроде бы открыли ранее испанцы. После этого стало ясно, что такого острова вообще не существует. Проанализировав состояние шлюпа «Мирный» после прибытия в Порт-Джексон, М.П.Лазарев сделал вывод: «Шлюп «Мирный», кроме многих удобств для груза и покойного помещения как для офицеров, так и для служителей, имел еще качества доброго морского судна. Один недостаток, и притом довольно важный, который чувствовали мы в продолжение всего похода, был тот, что шлюп весьма худо слушался руля, а причиною сему излишняя полнота в кормовой подводной части» [26, с 475].

В Порт-Джексоне моряки осмотрели корпуса шлюпов и провели возможный ремонт повреждений корпусов и рангоута, полученных от ударов льдин и волн. Лейтенант Лазарев ввел шлюп «Мирный» в залив около берегового лагеря русских и поставил корабль при большой воде носом на мель, а когда вода убыла, то обнажилась поврежденная часть корпуса около форштевня длиною 4,5 фута (1,35 м). Совместными усилиями лучших специалистов с обоих шлюпов повреждение было ликвидировано. После этого шлюп оттянулся с мели и вышел на рейд.

Облегчив насколько можно было носовую часть «Востока», удалось починить медное покрытие в подводной части. На степсе (гнезде) бушприта оказалась трещина, его подкрепили толстыми железными обоймами с обеих сторон и уперли сзади двумя длинными кницами наискось.

Закончив ремонтные работы и пополнив запасы продовольствия, 8 (20) мая 1820 г. Беллинсгаузен и Лазарев вышли в море для проведения исследований в тропической части Тихого океана.

В Тасмановом море шлюпы попали в сильный шторм Беллинсгаузен изменил маршрут судов: вместо пути мимо северной оконечности Новой Зеландии он пошел малоисследованным путем через пролив Кука, разделяющий Северный и Южный острова Новой Зеландии. В этом, по выражению астронома Симонова, «бедовом» проливе русским морякам пришлось не легко. Встречный ветер заставил шлюпы около недели лавировать у восточного выхода из пролива, пока, наконец, 10 (22) июня корабли не смогли продолжить путь к о. Опаро, или Рапа, расположенному в южной части Полинезии и открытому в 1791 г. английским мореплавателем Ванкувером

Уточнив его координаты, шлюпы взяли курс к архипелагу Туамоту и здесь 8 (20) июля открыли и нанесли на карту последовательно острова, названные по фамилии русских государственных деятелей, полководцев и флотоводцев: Моллера (в честь контр-адмирала, державшего свой флаг на фрегате, которым командовал Беллинсгаузен), Аракчеева, Волконского, Барклая-де-Толли, Нихиру (так называли этот остров туземцы), Ермолова, Кутузова-Смоленского, Раевского, Осген-Сакена, Чичагова, Милорадовича, Витгенштейна, Грейга. Кроме того, были уточнены координаты островов Паллисера

Беллинсгаузен писал по этому поводу: «Вся сия гряда коральных островов, начиная от острова графа Аракчеева до острова Крузенштерна, описана и приведена в известность российскими мореплавателями; в числе сих островов хотя находятся четыре острова Пализера [Паллисера.— Авт.] и хотя они обретены капитаном Куком, но как после описаны лейтенантом Коцебу и нами и определено их настоящее протяжение и вид, то я почитаю приличным всю гряду назвать островами Россиян» [27, с 202]. На современных картах острова Россиян составляют часть архипелага Туамоту (русские названия в настоящее время заменены местными).

22 июля шлюпы стали на якорь в бухте Матаваи о. Таити. Там удалось запастись свежей провизией, проверили хронометры и 27 июля вышли в море. В ходе дальнейшего плавания моряки смогли уточнить положение о. Крузенштерна, названного так Коцебу во время плавания на «Рюрике»
(26 апреля 1816 г.), и то, что о. Рюрика, названный также Коцебу, является островом 1-м Паллисера, получившим это наименование от Кука.

Далее были открыты и нанесены на карту острова Лазарева (в честь М.П.Лазарева), Восток, великого князя Александра, Оно, Михайлова (в честь художника экспедиции Павла Николаевича Михайлова) и Симонова (в честь астронома экспедиции Ивана Михайловича Симонова).

М.П.Лазарев в письме своему другу А.А.Шестакову так кратко и точно описал этот этап экспедиции: «Между широтами 15 и 20° S, долготами 210 и 220° восточными от Гринвича, открыли 15 прежде неизвестных островов, некоторые из них обитаемы, и все вместе получили название архипелага Александра. Были в Таити для поверения своих хронометров, которые оказались верны, а потому и заключать можем, что открытия наши положены на карте с довольною точностью.

Все открытия Коцебу подвинулись на 24' к осту, и потому остров, названный им Рюриковою цепью, смаран, ибо пришелся на первый остров Паллизера, виденный Куком. После сего открыли еще пять, что с прежними составит 20 новых открытий в тропиках, и спустились вторично в Порт-Джексон, куда прибыли 10 сентября» [23, с 152].

В Порт-Джексоне на этот раз экспедиция пробыла 50 дней, которые были использованы в первую очередь для ремонта шлюпов. На «Востоке» были поставлены несколько дополнительных креплений, заменен поврежденный степс бушприта (гнездо, в которое вставляется мачта или бушприт нижним концом-шпором). Только 31 октября (12 ноября) 1820 г. шлюпы вышли в море и направились в Тихий океан на юго-восток, чтобы «продолжать путь вокруг земного шара».

Через несколько дней после выхода из Порт-Джексона в носовой части «Востока» открылась течь. Но Беллинсгаузен, проанализировав обстановку, решает продолжить плавание на юг.

17 (29) ноября шлюпы подходили к о. Маккуори, на который для осмотра съезжал капитан-лейтенант Завадовский. Вскоре после отхода от острова на «Востоке» почувствовали два сильных удара, как будто бы шлюп коснулся мели. Однако измеренная глубина оказалась более 60 сажен (109,8 м). Шлюп «Мирный» в это время был на траверзе. М.П.Лазарев послал на шлюпке лейтенанта Анненкова, чтобы доложить Беллинсгаузену, что на «Мирном» также почувствовали два сильных удара. Вскоре это убедило начальника экспедиции в том, что в этом районе произошло моретрясение. 18 и 19 ноября шлюпы опять подошли к о. Маккуори, для того чтобы получить от проживавших на острове промышленников целую шкуру морского слона для Петербургского музея.

После короткой остановки у о. Маккуори шлюпы продолжили плавание. 28 ноября (10 декабря) на 62-й параллели моряки вновь увидели первые айсберги (Беллинсгаузен называл их «льдяными островами»), Шлюпы начали опасное ледовое плавание. 29 ноября «Восток» подошел к одному из ледовых островов, и туда послали шлюпки, чтобы нарубить льда. Лед рубили «от плавающих кусков, а потому он был солоноват, но как лежал в мешках, то вся соленая вода стекала» [27, с 280].

Через два дня корабли подошли к кромке сплошного льда и повернули вдоль нее, выискивая проходы к югу к ледовому континенту. «1 [13] декабря продолжали идти вдоль ледяного поля сквозь разбитый лед,— записал в свой дневник мичман Новосильский.— С полуночи до 4 часов утра на моей вахте прошло 80 островов [больших льдин.— Авт.] и видели трех эгмондских куриц, которые далеко от берега не отлетают» [25, с. 199, 200]. Через два десятка лет это предположение Новосильского о близости земли подтвердилось: к югу от местонахождения шлюпов была открыта Южная Земля Виктории.

«Желание наше исполнилось,— записал Новосильский в дневник 13 (25) декабря 1820 г: — в восьмом часу вечера мы в четвертый раз пересекли Южный полярный круг». Через 2 дня в желудке убитого на льду пингвина моряки нашли маленькие камешки. «Стало быть, — заключил Новосильский, — пингвин этот был недавно на неизвестном берегу, потому что самые ближайшие острова удалены от нас более чем на 2000 миль» [25, с 200].

Плавание становилось временами очень тяжелым Вот некоторые записи Беллинсгаузена: «2 декабря… В 7 часов вдруг ветер задул от юга с порывом, пошел снег и сделалась такая великая мрачность, что едва на 30 сажен можно было видеть… Чрез каждые полчаса я производил выстрел… но мы ответа [от «Мирного».— Авт.] не слыхали… по условию нашему мы должны были, в случае разлуки, искать друг друга в том месте, где последний раз виделись, по сим причинам я поворотил на другой галс… Шлюп «Мирный» при перемене ветра со снегом остался на одном месте в дрейфе на разные галсы… идучи контр-галсом, мы соединились… в сие время настала мрачность и пошел снег, а вскоре за сим последовала буря. Порывы ветра набегали ужасные, волны подымались в горы, и подветренные их стороны были особенно круты… волны быстро неслись, море покрылось пеною, воздух наполнился водяными частицами, срываемыми ветром с вершины валов, и брызги сии, смешиваясь с несущимся снегом, производили чрезвычайную мрачность…

3 декабря… буря свирепствовала с жесточайшими порывами… снег мелкий и крупный несло горизонтально; паруса и стоячий такелаж покрыты были льдом толщиною до двух дюймов [5,08 см]. Ежеминутно при сильном движении шлюпа падали сверху куски льда; лед сей нарастал от несущихся по воздуху водяных капель и снега, которые, приставая к твердому телу, от мороза в 30 превращались в лед…

13 декабря. В полдень в виду нашем было 148 льдяных островов и множество разбитого льда» [27, с. 282, 283 и 287].

Опасное ледовое плавание шлюпов продолжилось. 10 (22) января 1821 г. шлюпы достигли самой южной точки за два года плавания 69°53′ ю. ш. и 92°19′ з. д., а спустя несколько часов моряки увидели землю. Матрос с «Востока» Егор Киселев так описал это долгожданное событие: «Увидели новой остров, которой никаким мореходцам не просвещен, кроме наших двух судов, и остров пребольшой и высокой, кругом его ледяные поля и множество разных птиц, особливо больших альбатросов. Тут была пушечная пальба, и кричали три раза «ура»… И дано за оный остров пять талеров награждения, кто первый свидел, и записаны в журнал» [25, с 200].

Остров, названный, как писал Беллинсгаузен, в честь «виновника существования в Российской империи военного флота» островом Петра I, имел в окружности около 25 миль. Лед, стоявший у берегов острова, не позволил шлюпам подойти к нему вплотную. Астроном Симонов определил его координаты — 68°57′ ю. ш. и 90°46′ з. д.

«Ныне обретенный нами берег, — отметил Беллинсгаузен, — подавал надежду, что непременно должны быть еще другие берега, ибо существование токмо одного в таком обширном водном пространстве нам казалось невозможным». И действительно, через несколько дней пути на восток от вновь открытого острова, 17 (29) января он записал в дневник: «В 11 часов утра мы увидели берег». Все попытки приблизиться к берегу ближе чем на 40 миль успеха не имели. Открытая земля была названа Берегом Александра I. «Я называю обретение сие берегом потому, что отдаленность другого конца к югу исчезала за предел зрения нашего, — отметил Беллинсгаузен. — Сей берег покрыт снегом, но осыпи на горах и крутые скалы не имели снега. Внезапная перемена цвета на поверхности моря подает мысль, что берег обширен, или, по крайней мере, состоит не из той только части, которая находилась перед глазами нашими» [25, с 200,201].

В некоторых исследованиях, посвященных первой русской антарктической экспедиции, указаны даты открытия о. Петра I и Земли Александра I 9 и 16 января (старого стиля) 1821 г., т.е. с учетом поправки во времени. Ведь оба шлюпа, следуя на протяжении всего кругосветного плавания от Рио-де-Жанейро в восточном направлении, должны были учесть это при счислении дней. Поэтому на «Востоке» число 3 февраля 1821 г. отмечалось два дня подряд, На «Мирном» поправка в датах была произведена Лазаревым 4 декабря 1820 г. Это число на «Мирном» также отмечалось дважды.

Итак, в январе 1820 г. экспедиция открыла ледовый континент в восточном полушарии. Через год она подошла к антарктическим берегам в западном полушарии. Море, в котором находится о. Петра I и Берег Александра I получило имя Беллинсгаузена.

От Берега Александра I шлюпы поплыли на северо- восток к Южной Шетландии. О существовании такой земли Беллинсгаузен узнал в Порт-Джексоне из письма русского посла в Бразилии. Посол сообщил, что в феврале 1819 г. капитан купеческого судна «Виллиам» англичанин Смит, огибая Огненную Землю, из-за продолжительных встречных ветров отклонился далеко к югу и на 63-й параллели увидел землю, которую назвал Южной Шетландией, приняв ее за берег Южного материка. Чтобы проверить сообщение Смита, Беллинсгаузен решил осмотреть эту землю с южной стороны.

24 января (5 февраля) 1821 г. шлюпы подошли к Южной Шетландии, которая оказалась группой островов. В течение нескольких дней русские моряки нанесли на карту эти острова, назвав их по местам ожесточенных битв в период Отечественной войны 1812 г. и последующих битв с наполеоновскими войсками островами Бородино, Малый Ярославец, Смоленск, Березина, Полоцк, Лейпциг, Ватерлоо. Кроме того, к юго-востоку от о. Малый Ярославец был открыт о. Тейля, названный в честь русского посла в Бразилии. Небольшой остров, лежащий на юго-восток от Ватерлоо, был назван Камень Елены.

Во время дальнейшего плавания к северо-востоку от Южных Шетландских островов было открыто еще несколько островов. Группе из трех небольших, схожих между собой скалистых островов было дано название Трех Братьев; остальные острова из вновь открытых были названы именами военных моряков того времени — контр-адмирала Рожнова (под его начальством служил Беллинсгаузен), адмирала Мордвинова, капитан-командора Михайлова (друга Беллинсгаузена), вице-адмирала Шишкова. Некоторые из этих островов участники экспедиции посетили лично для более подробного их осмотра и сбора коллекций. 3 (15) февраля 1821 г. возле Южной Георгии шлюпы замкнули круговой маршрут (пересекли меридиан Петербурга), пройденный вокруг земного шара.

Во время шторма у Южных Шетландских островов был серьезно поврежден корпус «Востока», в его трюме заметно увеличилось поступление воды. Но это не остановило Беллинсгаузена в раскрытии еще одной географической загадки. Он решил проверить, существует ли о. Гранде, показанный на ряде иностранных карт. Чтобы проверить в этом отношении возможно большее пространство океана, курс шлюпов отклонили на несколько градусов к востоку от прямого курса к берегам Бразилии. Но о. Гранде моряки не обнаружили, значит, и на этот раз этот остров оказался «географическим мифом».

28 февраля (12 марта) шлюпы пришли в Рио-де-Жанейро. А 24 июля (5 августа) 1821 г. «Восток» и «Мирный» бросили якорь на Кронштадском рейде.

Так закончилась замечательная первая русская антарктическая экспедиция. Кораблями экспедиции пройдено в общей сложности 49 723 мили, путь в два с четвертью раза превышающий длину экватора. Причем южнее 60-й параллели корабли находились 122 дня, из них 100 дней — во льдах. На протяжении всего плавания, и особенно в южных полярных водах, русские моряки показали блестящие образцы кораблевождения.

Экспедицией сделаны выдающиеся открытия в южных полярных водах и в тропической зоне Тихого океана. В ходе экспедиции были сделаны ценные для науки систематические наблюдения за температурой воздуха, барометрическим давлением, элементами земного магнетизма, а также многочисленные измерения глубины океана, температуры, удельного веса океанской воды на различных глубинах с определением степени ее прозрачности.

Беллинсгаузен дал правильную характеристику главных особенностей прибрежных районов Антарктики, сделал первую попытку описать и классифицировать антарктические полярные льды, дать первые наметки теории льдообразования.

Русские моряки, систематически наблюдая за океанскими течениями, дали правильное объяснение происхождению Канарского течения, ранее считавшегося ветвью Флоридского. Верные предположения высказал Беллинсгаузен и о происхождении водорослей Саргассова моря. Важную ценность представляли собранные моряками этнографические, ботанические и зоологические коллекции.

Первым о результатах русской кругосветной антарктической экспедиции сообщил широкому кругу читателей астроном экспедиции Симонов. Его речь на торжественном собрании Казанского университета, изданная под заглавием «Слово об успехах плавания шлюпов «Восток» и «Мирный» около света и особенно в Южном Ледовитом море в 1819, 1820 и 1821 гг», была переведена на немецкий и французский языки. Другие его научные труды — «Определение географического положения мест якорной стояния шлюпов «Восток» и «Мирный»» и «О разности температуры в Южном и Северном полушарии» сыграли важное значение в расширении научных знаний об районах Антарктики. Последние годы жизни член-корреспондент Петербургской Академии наук И. М. Симонов работал над «Записками о кругосветном плавании», в котором предполагал дать подробное описание хода экспедиции на «Востоке» и «Мирном», но окончить их не успел.

Ф.Ф.Беллинсгаузен закончил в 1824 г. книгу «Двукратные изыскания в Южном Ледовитом океане и плавание вокруг света на шлюпах «Восток» и «Мирный»», но издана она была из-за бюрократизма чиновников Адмиралтейского департамента лишь в 1831 г. тиражом всего в 600 экземпляров. Причем карты для книги он вычертил сам, а прекрасные рисунки изготовил художник экспедиции П.Н.Михайлов.

Работа Беллинсгаузена была переведена на немецкий, голландский, шведский и английский языки Уже в 1867 г. известный немецкий географ и картограф, организатор арктических экспедиций Август Петерман (1822–1878) писал, что в мировой географической литературе заслуги русской антарктической экспедиции оценены недостаточно. Он особо подчеркивал бесстрашие Беллинсгаузена, с которым тот пошел против господствующего в течение 50 лет мнения Кука о невозможности исследований районов вокруг Южного полюса; «Он [Беллинсгаузен.— Авт.] бесстрашно пошел против… решения Кука, царившего во всей силе в продолжение пятидесяти лет и успевшего уже прочно укрепиться. За эту заслугу имя Беллинсгаузена можно поставить наряду с именами Колумба, Магеллана, с именами тех людей, которые не отступали перед трудностями и воображаемыми невозможностями, созданными их предшественниками, с именами людей, которые шли своим самостоятельным путем, а потому были разрушителями преград к открытиям, которыми обозначаются эпохи» [25, с. 203]. Так что у Советских антарктических экспедиций 1955–1991 гг., а затем у Российских антарктических экспедиций наших дней были замечательные предшественники и начинатели.

По возвращении из антарктической экспедиции Ф.Ф.Беллинсгаузен был произведен в капитаны 1-го ранга и через два месяца в капитан-командоры. Уже в чине капитан-командора, в течение двух лет он командовал 15-м флотским экипажем и затем исполнял должность дежурного генерала и генерал-цейхмейстера (инспектора морской артиллерии).

В 1826 г. Беллинсгаузен получил назначение на должность командующего отрядом кораблей гвардейского экипажа. Отряд в составе кораблей «Царь Константин» и «Елена» был направлен в Средиземное море с официальной целью; обучение молодых матросов. Ну а фактически отряд крейсировал вблизи побережья Турции, с которой назревала война. За это успешное плавание, которое длилось 9 месяцев, Беллинсгаузен был произведен в контр-адмиралы, а по возвращении в Кронштадт назначен командиром гвардейского экипажа.

Весной 1828 г. началась очередная война с Османской империей, которая не хотела сдавать свои позиции на Черном море. Из Кронштадта к западным берегам Черного моря, находившимся под властью Турции, на усиление Черноморского флота был направлен в пешем походном порядке гвардейский экипаж в составе восьми рот. 18 августа 1828 г. Беллинсгаузен с гвардейцами прибыл к Варне. Подняв свой флаг на линейном корабле «Пармен», он принял активное участие в осаде и штурме этой крепости. 29 сентября после ожесточенного штурма крепость Варна капитулировала.

По возвращении с Черного моря Беллинсгаузен уже в чине вице-адмирала был назначен командиром 2-й флотской дивизии, которой командовал до 1839 г., т.е. до момента назначения на пост главного командира Кронштадтского порта и Кронштадтского военного губернатора.

За время пребывания в этой должности Беллинсгаузен много сделал для укрепления Кронштадта и для поднятия боеготовности Балтийского флота. Под его личным наблюдением были выстроены новые и перестроены многие портовые сооружения и здания — гранитные форты, доки, судостроительный завод.

Он постоянно заботился о подчиненных, добился резкого улучшения питания матросов, увеличения матросского мясного пайка, завел огороды, продукция которых шла для снабжения экипажей кораблей свежими овощами. Он заботился о благоустройстве крепости и города Кронштадт. При нем островной город украсился скверами, новыми насаждениями и фонтанами. Он был основателем Кронштадтской морской библиотеки, одной из крупнейших в то время в России. Скончался он в чине адмирала 13 января 1852 г.

Имя Ф.Ф.Беллинсгаузена 13 раз запечатлено на географических картах: 1) научная станция, Антарктида, о. Кинг-Джордж (Ватерлоо). 62°12′ ю. ш., 58°58′ з. д., основана в 1968 г.; 2) банка, Аральское море, образовалась на месте размытого острова, который был открыт в 1849 г. А.И.Бутаковым и назван в честь Ф.Ф.Беллинсгаузена, после размытия острова название осталось за банкой; 3) берег, Антарктида, о. Петра I, 68°47′ ю. ш., 90°30′ з. д., открыт в 1821 г. русской антарктической экспедицией, назван так в 1929 г. норвежской экспедицией на судне «Норвегия»; 4) гора, Антарктида, Земля Виктории, 75°12′ ю. ш., 162°25′ в. д., обнаружена в 1901–1904 гг. английской экспедицией Р.Скотта и названа так; 5) гора, Охотское море, о. Сахалин, названа так по заливу Беллинсгаузена, на побережье которого она находится; 6) залив, Охотское море, о. Сахалин, открыт участниками Амурской экспедиции 1851–1955 гг. и назван так; 7) котловина, Тихий океан, субантарктическая часть, 60° ю. ш., 100° з. д., названа так в 1935 г. немецким океанографом Г.Шоттом; 8) море, Тихий океан, Антарктида,70° ю. ш, 85° з. д., открыто в 1821 г. русской антарктической экспедицией, названо так французским исследователем Антарктиды Ж.Шарко; 9) мыс, Антарктика, о. Южного Георгия, 54°03′ ю. ш., 37°13′ з. д., назван так в 1912–1913 гг. американским натуралистом Р.К.Мерфи; 10) мыс, Охотское море, о. Сахалин, открыт в 1805 г. шлюпом «Надежда» и назван так по фамилии члена экипажа шлюпа мичмана Ф.Ф.Беллинсгаузена; 11) [Моту-Оне], остров, Тихий океан, острова Общества, 15°30′ ю. ш., 155° з. д., открыт в 1824 г. Коцебу на шлюпе «Предприятие» и назван так; 12) остров, Антарктика, Южные Сандвичевы острова, 59°25′ ю. ш., 27°03′ з. д., открыт в 1820 г. русской антарктической экспедицией, назван так в 1930 г. английским комитетом «Дисковери II»; 13) шельфовый ледник, Антарктида, Земля Королевы Мод, 69°30′ ю. ш., 00°30′ з. д., нанесен на карту Советской антарктической экспедицией в 1961 г., назван так не позже 1965 г.

Замечательна и дальнейшая судьба лейтенанта Михаила Петровича Лазарева, Беллинсгаузен в своем ходатайстве о награждении Лазарева отметил: «Во все время плавания шлюп «Мирный» всегда находился в соединении, невзирая на туманы, мрачность, снега и льды, чему в истории флота еще примера не было: все сие приписываю бдению и искусству лейтенанта Лазарева». [25, с 206]

Ходатайство было удовлетворено. Лазарев получил ряд наград и чин капитана 2-го ранга, минуя чин капитан-лейтенанта.

В 1822–1825 гг. он совершил свое третье кругосветное плавание в качестве начальника экспедиции и командира фрегата «Крейсер».

36-пушечный фрегат «Крейсер» под командой капитана 2-го ранга М.П.Лазарева и 20-пушечный шлюп «Ладога», которым командовал капитан-лейтенант Андрей Петрович Лазарев, посылались для доставки грузов в Петропавловск-Камчатский и Ново-Архангельск. «Крейсер», кроме того, должен был охранять поселения и промыслы РАК.

Корабли вышли из Кронштадта 17 (29) августа 1822 г. В Копенгагене были проведены разные закупки, а далее в проливе Скагеррак корабли разлучились. «Крейсер» пришел в Портсмут 4 (16) октября, а «Ладога», получившая во время шторма повреждение фок-мачты, только 6 (18) октября. Закупки в Лондоне навигационных и астрономических инструментов, исправление рангоута и противные ветры задержали корабли в Портсмуте до 29 ноября (11 декабря). Затем корабли зашли на о. Тенерифе и в Рио-де-Жанейро. Выйдя в океан, корабли повернули на юго-восток. 6 (18) марта во время плавания по Атлантике шлюп несколько раз отходил от фрегата миль на шесть перпендикулярно курсу для поисков острова, показанного на картах на 20°41′ з. д., но его в указанном месте не было. Корабли обогнули мыс Доброй Надежды и Южный мыс Тасмании и 18 (30) мая стали на якорь в порту Хобарт (Тасмания).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-10-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: