Глава 2 ДВАЖДЫ ЗА ЖИЗНЬ ПОБЕГ ИЗ ПЛЕНА 9 глава




Дул крепкий северо-западный ветер, разведший крупную волну. Цвет морской воды изменился на мутно-зеленый, что заставляло предполагать малые глубины. Но лот показывал глубины больше 30 м, и лоцман утверждал, что в этом районе мелей нет. Литке вспоминал позже: «При полутораузловом ходе [2, 8 км/ч. — Авт.] лот был бросаем через четверть часа, так что мы на каждых 300 саженях имели глубину. К 7 часам 15 минутам возросла она до 35 сажен, и я совершенно успокоился, как вдруг получило судно жестокий удар носом и вслед затем другой кормою; глубина оказалась 3 и 2 сажени. Удары стремительно следовали один за другим, скоро вышибло руль из петель, сломало верхний его крюк и разбило корму; море вокруг судна покрылось обломками киля его, несколько минут не теряли мы хода — наконец стали. Жестокость ударов усугубилась, и страшный треск всех членов брига заставлял ожидать каждую минуту, что он развалится на части.

Лишась всякой надежды спасти судно, должен я был помышлять только о спасении людей. Уже отдано было приказание рубить мачты, как то самое, что привело нас на край гибели, сделалось и причиной спасения нашего: я разумею крепкий ветер и великое волнение; последнее отделяло судно от камней, между тем как первый понуждал его двигаться вперед; уже занесены были топоры, как судно тронулось снова и скоро вышло на глубину.

Миновала явная гибель, но положение наше, тем не менее, оставалось весьма опасным. Ветер дул с прежнею силой, волнение нимало не смягчалось, наступала ночь, а мы были без руля. Натурально, что первой заботой нашей было вставить и укрепить по возможности это необходимейшее для корабля орудие. Кому известна хлопотливость дела этого и в добрую пору, то легко вообразит, что оно нам стоило при жестоком волнении, которое иногда и целые рули выбрасывает из мест. После полуторачасовой работы, в продолжение которой мне оставалось только любоваться усердием людей наших, громкое согласное ура, первое еще, может быть, огласившее пустынные места эти, возвестило наш успех» [31, с 240,24].

Бриг направился в Архангельск, а Литке сумел еще по пути произвести опись северной части побережья о. Колгуева и полуострова Канин. По пути морякам пришлось провести ремонт крепления руля, для чего необходимо было вытащить его на борт, изготовить новые крюки и с помощью их закрепить руль на штатном месте. Наконец 14 сентября бриг был введен в р. Соломбалку и повален на борт для серьезного ремонта разбитого киля и подводной части днища и кормы.

В 1824 г. Литке вышел в плавание на бриге 30 июля и 5 августа подошел к Новой Земле у полуострова Адмиралтейства на широте 74°30. Далее на север путь преградили льды. Литке принял решение повернуть на запад и идти вдоль кромки льдов, чтобы по возможности проникнуть как можно далее на север. Но и здесь экспедицию постигла неудача. Также не слишком удачными оказались и описные работы у о. Вайгач.

Литке так и не удалось проникнуть на север далее мыса Нассау. Поэтому, составляя карту побережья Новой Земли, он взял с карты Баренца участок берега от мыса Нассау до мыса Желания — самого северною мыса архипелага. Впоследствии оказалось, что мыс Желания был помещен Литке на карте по данным Баренца на 9° восточнее истинного положения. А восточный берег так и остался не описанным Картами Литке полярные исследователи пользовались в течение XIX в. Исследования Пахтусова, Цивольки и Моисеева дополнили ее деталями описей участков побережья, а опись Литке с судна давала общую картину.

В 1826 г. Литке закончил книгу «Четырехкратное путешествие в Северный Ледовитый океан, совершенное на бриге «Новая Земля» в 1821–1824 годах», изданную в 1828 г. Она была переведена на немецкий язык и издана в Берлине в 1835 г. Следует еще раз отметить точность астрономических определений и тщательность гидрографических исследований, изложенных Литке в этой книге. В ней он очень тепло вспоминал о Головнине, своем учителе морского дела и морской службы Он отметил; «В ознаменовании благодарности моей к капитану Головнину, под начальством которого провел я два полезнейших года моей службы, назвал я одну из вновь открытых гор Новой Земли горой Головнина» [30, с 15].

Плавание Литке, кроме того, показало, насколько несовершенны существовавшие навигационные карты Белого моря. По его ходатайству был создан отряд под начальством лейтенанта Михаила Францевича Рейнеке, который в 1824, 1826–1832 гг. (последние два года он был в чине капитан-лейтенанта) провел прекрасное гидрографическое описание Белого моря.

Едва успел Литке окончить отчет о новоземельской экспедиции, как был назначен командиром шлюпа «Сенявин», готовившегося в научное кругосветное плавание. В мае 1826 г. шлюп — трехмачтовый парусный корабль водоизмещением около 300 тонн, длиной 90 футов (27 м) и шириной 29 футов (8,7 м) — был спущен на воду в Охтенской верфи и отведен в Кронштадт, где был окончательно оснащен.

Экипаж шлюпа помимо командира капитан-лейтенанта Ф.П.Литке включал 8 офицеров: лейтенантов старшего офицера шлюпа Николая Иринарховича Завалишина и Аболешева, мичманов Ивана Алексеевича Ратманова, Майера, Бутакова, Глазенапа; юнкера П.И.Крузенштерна (сын адмирала И.Ф.Крузенштерна, в 1827 г. в ходе плавания «Сенявина» присвоено звание мичмана), штурманского корпуса штабс-капитана Василия Егоровича Семенова (впоследствии генерал-лейтенант корпуса флотских штурманов), кондукторов Нозикова и Орлова, натуралиста экспедиции доктора Мартенса; адъюнкта — профессора Постельса, минералога и, как писал Литке, рисовальщика; зоолога Китлица, унтер-офицеров 5, матросов 41, слуг 2, всего, включая натуралистов, 62 моряка. Кроме того, на борту были 15 пассажиров-мастеровых, которых нужно было доставить в Петропавловск и Охотск.

20 (31) августа 1826 г. шлюп вышел из Кронштадта в кругосветное плавание.

Первым делом Литке в самом начале плавания отменил на корабле телесные наказания. Ясно, что это было совсем не заурядное решение. Ведь дело происходило в период царствования молодого императора Николая Павловича, сторонника самой свирепой палочной дисциплины в армии и во флоте, сопровождаемой жестокими наказаниями солдат и матросов в виде избиения линьками и шпицрутенами.

Но в первый же день плавания Литке собрал командный состав в свою каюту и обратился к нему со следующими словами: «Я пригласил вас к себе, чтобы сказать несколько слов о моих взглядах на дисциплинарные взыскания… Вы знаете, что наш шлюп укомплектован отборною, лучшею во флоте командою и что каждый наш матрос постарается служить превосходнейшим образом, вы же все прекрасно образованные и воспитанные люди. Я полагаю, что ввиду столь удачного подбора личного состава команды шлюпа мы можем обойтись без применения рукоприкладства и телесных наказаний…

Как просвещенные, гуманные начальники, вы всегда найдете в каждом отдельном случае для провинившихся культурные меры воздействия, кои несомненно принесут больше пользы, нежели грубые и унижающие человека наказания» [30, с 17,18].

В кругосветную экспедицию Литке на «Сенявине» должен был идти вместе со шлюпом «Моллер», которым командовал капитан-лейтенант Михаил Николаевич Станюкович (впоследствии адмирал), отец известного писателя-мариниста Константина Михайловича Станюковича. Шлюп «Моллер» имел несколько лучший ход и обычно уходил вперед, а затем уже «Сенявин» догонял его на больших стоянках. Станюкович считался старшим в экспедиции, хотя Литке в большинстве случаев действовал самостоятельно и большую часть пути плыл один.

Выйдя из Кронштадта 20 августа 1826 г. «Сенявин» 8 (20) сентября пришел в Копенгаген, где были закуплены ром и теплая одежда. Там Литке дожидался «Моллера», вышедшего из Кронштадта позже. 25 сентября (7 октября) оба шлюпа стали на якорь в Портсмуте. Литке ездил в Лондон, где он приобрел необходимые приборы и проверял их в Гринвичской обсерватории. Из Англии оба шлюпа ушли 21 октября (2 ноября). Наступило время частых осенних штормов.

Литке вспоминал: «Был сильнейший шторм, и качка, которую мы испытывали, превосходила всякое описание. Выход из Английского канала [пролив Ла-Манш. — Авт.] позднею осенью есть подвиг, на который мореходец готовится всегда с некоторым беспокойством» [30, с 18].

Во время шторма шлюпы потеряли друг друга. 2 (13) ноября Литке подошел к Канарским островам. Станюковича там не было, и Федор Петрович решил скорее идти в Рио-де-Жанейро. Тем не менее за два дня стоянки натуралисты экспедиции смогли познакомиться с разрушениями, которые вызвал ураган 27 октября и произвести ряд сборов. В Рио-де-Жанейро пришли 27 декабря (8 января) и там застали «Моллера», который прибыл на 10 дней раньше. Литке занимался геофизическими наблюдениями до 10 (22) января, а натуралисты использовали это время для проведения экскурсий в окрестностях.

12 (24) января 1827 г. оба шлюпа направились на юг к мысу Горн, к которому подошли 4 (16) февраля. Начался шторм, и шлюпы вновь потеряли друг друга. Литке в поисках Станюковича зашел сначала в бухту Зачатия, но там второго шлюпа не оказалось, а 18 (30) марта пришел в Вальпарайзо (Чили) и встретил выходящего в море «Моллера», уже идущего на Камчатку.

Литке снял дом в предместье Вальпарайзо и организовал там береговую базу экспедиции, где проводились магнитные и астрономические наблюдения. В это же время натуралисты осматривали окрестности города и делали там сборы растений, минералов и отдельных видов животных. 3 (15) апреля «Сенявин» вышел в море и направился на Аляску в Русскую Америку. По дороге корабль выдержал сильнейший ураган.

При выходе из Вальпарайзо Литке распорядился всем вахтенным внимательно наблюдать за горизонтом, где в океане можно было ожидать новых географических открытий, а обнаружившим неизвестные острова была обещана награда

В столицу Русской Америки Ново-Архангельск на о. Ситка (теперь о. Баранова) «Сенявин» пришел 11 (23) июня. Литке сдал грузы и пробыл там до 19 (31) июля, проводя ремонт судна и судового оборудования и занимаясь наблюдениями и изучением природы и местных обитателей. В отчете об экспедиции Литке дал солидный обзор состояния Русской Америки. Затем Литке повел шлюп к о. Уналашка (Алеутские острова), где было промысловое поселение, чтобы принять там на борт двух алеутов и байдарки. Одновременно главный правитель Русской Америки в Ново-Архангельске отправил со шлюпом на Уналашку некоторое количество пшеницы.

Чтобы сэкономить время, Литке избрал для следования на Уналашку узкий и усеянный опасностями, но лежащий вплотную к берегу острова Уналгинскимй пролив. Несмотря на неблагоприятные погодные условия, он благополучно провел шлюп в Бобровую губу, где корабль был взят на буксир двумя 16-весельными байдарами, высланными из селения Иллюлюк правителем острова, и приведен на место якорной стоянки.

Погодные условия задержали Литке на Уналашке вместо одного дня на целых десять. Затем Литке направился к о. Св.Матвея, чтобы описать его и точно определить географическое положение. По пути к острову Литке проложил путь так, чтобы пройти мимо островов Прибылова, в правильности определения долготы которых были сомнения. На одном из них — о. Св.Георгия управляющий прислал на шлюп трех живых котиков для зоологической коллекции. От этого острова Литке хотел пройти ко второму из островов Прибылова — о. Св.Павла, но сильный северо-восточный ветер помешал этому.

Только 25 августа (6 сентября) Литке сумел подойти к оконечности о. Св.Матвея и начать его опись, которая продолжилась в течение недели. За это время моряки впервые осмотрели остров подробно со всех сторон и весьма надежно определили его положение астрономическим способом К сожалению, из-за сильного прибоя натуралисты экспедиции не смогли побывать на самом острове.

Резкое ухудшение погоды, свидетельствовавшее о приближении осеннего времени, заставило Литке отказаться от дальнейшего плавания на север. Он повернул к Командорским островам, а затем направился в Петропавловск-Камчатский. 12 (24) сентября шлюп подошел к Петропавловску Камчатскому, где пробыл в ожидании почты до 29 октября (10 ноября) 1827 г., а экспедиция изучала окрестности порта, тем более что натуралисты экспедиции были в восторге от природы Камчатки.

Затем шлюп «Сенявин» покинул Камчатку и экспедиция направилась к Каролинскому архипелагу. Уже 24 ноября (6 декабря) сигнальщик заметил о. Юалан, самый восточный из Каролинских островов. До 30 марта (11 апреля) 1828 г. «Сенявин» плавал по архипелагам Каролинскому и Марианскому, проводя гидрографические работы. Сам Литке, кроме того, выполнял астрономические, магнитные и гравиметрические измерения и внимательно наблюдал за жизнью местного населения. Натуралисты провели в этот период сборы богатых коллекций.

Литке внимательно изучал быт, нравы и культуру местных жителей островов. Матросы шлюпа подружились с жителями о. Юалан, возле которого остановился шлюп, обучали их разведению злаков и животноводству, знакомили с европейскими орудиями труда. Покидая юаланцев, Литке желал лишь одного — чтобы эти доверчивые люди «никогда не имели причины сожалеть, что белые люди нашли дорогу к их уединенной земле» [32, с. 175].

В своем дневнике Литке отмечал, что европейские колонизаторы на Марианских островах беспощадно эксплуатировали местных жителей, применяя при этом «не всегда чистые средства, такие, к каким и везде капиталисты прибегают, чтобы закабалить работников» [33, с. 262].

Литке был убежденным противником насилия над местным населением. Так, в январе 1828 г. он открыл большую, неизвестную доселе европейцам группу островов, которую назвал островами Сенявина — в честь известного отечественного флотоводца Д.И.Сенявина, чье имя носил шлюп. Обитатели наибольшего из этих островов оказались людьми воинственными и напали на шлюпки, присланные для измерения глубин в одной из бухт острова. Литке приказал своим подчиненным немедленно прекратить работы и вернуться на корабль. «Чтобы держать их [островитян.— Авт.] от себя на почтительном расстоянии,— писал Литке,— оставалось одно средство — дать им почувствовать силу нашего огнестрельного оружия, но средство это считал я слишком жестоким и готов был лучше отказаться от удовольствия ступить на открытую нами землю, нежели купить это удовольствие ценою крови». И моряки не проникли на вновь открытую землю. Литке ограничился лишь тем, что «в ознаменование неудачи нашей и негостеприимного нрава хозяев назвал открытую бухту портом Дурного Приема» [33, с 262].

30 марта (11 апреля) 1828 г. «Сенявин» от Каролинских островов отправился к архипелагу Бонин-Сима и через три недели дошел туда Там не было постоянного населения, но на одном острове были обнаружены двое потерпевших крушение англичан-китобоев. Они сообщили, что в 1827 г. английский капитан Бичи на шлюпе «Блоссом» описал эти южные острова Поэтому Литке не провел опись островов, а выполнял главным образом специальные наблюдения, и описал только несколько рейдов. Натуралисты и здесь собрали богатые коллекции. 3 (15) мая 1828 г. «Сенявин» вышел на Камчатку, взяв с собой англичан.

В конце мая 1828 г. шлюп снова подошел к Петропавловску, где простоял три недели. За это время удалось привести в порядок корабль, а Литке закончил предварительный отчет о плавании в тропиках. Заболевший старший офицер шлюпа Завалишин по болезни вынужден был покинуть корабль, а натуралист Китлиц решил провести лето на Камчатке для изучения местной природы.

15 (27) июня корабль вышел на север для проведения описных работ по азиатскому побережью Берингова моря. Литке отметил, что «не имел возможности заняться подробной описью всего Камчатского берега, которая взяла бы столько времени, что мы [т.е. экспедиция.— Авт.] до дальнейших и еще менее известных мест совсем бы не дошли; намерение мое было только определить географическое положение главнейших пунктов, между которыми подробная опись может быть включена после по частям с гораздо меньшими затруднениями» [32, с 190].

Ф.П.Литке определил географическое положение мысов Шипунского и Кроноцкого, высоту Кроноцкой Сопки (измеряя ее геометрическим способом с борта шлюпа), которая оказалась равной 11 066 футов (3375 м, современные измерения — 3521 м). За Кроноцким мысом, который шлюп миновал 17 (29) июня, далеко к северу показались горы, между которыми располагалась Ключевская Сопка. Измерение ее высоты по величине расстояния до нее и углу дало высоту сопки 16 542 фута (5045 м, современные измерения — 4688 м). Затем корабль прошел мимо мыса Камчатский, причем, как отметил Ф.П.Литке, «пасмурная погода не помешала нам открыть большие несообразности в картах этой части берега» [32, с 191].

К вечеру 22 июня (4 июля) к северу моряки шлюпа увидели о. Карагинский. Шлюп вошел в пролив между островом и Камчатским берегом Опись острова проводилась мичманом И.А.Ратмановым и поручиком корпуса флотских штурманов В.Е.Семеновым с помощью гребных шлюпок корабля. В это время Ф.П.Литке с натуралистами экспедиции высадились на берег острова для изучения его флоры и фауны, а также геологического строения.

Литке впоследствии вспоминал; «Этот и следующий день занимался я разными наблюдениями и описью ближайшего берега. Тучи комаров необыкновенно затрудняли эти работы. При астрономических наблюдениях два человека должны были беспрестанно хлестать ветками по лицу и рукам, а магнитные наблюдения невозможно было производить иначе, как разводя в палатке огонь из хвороста и торфа, едкий дым которого выгонял не только комаров, но часто и самого наблюдателя: я припомнил страдания Гумбольдта на берегах Ориноко [натуралист Гумбольдт прославился изучением природы р. Ориноко в Южной Америке в начале XIX в. — Авт.]» [32, с.1931].

Проведенные описи показали, что о. Карагинский имел гораздо большее протяжение, нежели то, что указывалось на картах. 1(13) июля, после завершения описи острова, шлюп проследовал далее. Южный мыс острова Литке назвал в честь первого натуралиста, который исследовал Камчатку, — студента, а впоследствии академика Степана Петровича Крашенинникова, а пролив между о. Карагинским и Камчатским полуостровом позже был назван в честь Ф.П.Литке.

Затем экспедиция описала о. Верхотурова, который вместо 5, как предполагал Литке, лежит в 40 км к северу от о. Карагинского. Далее шлюп направился на северо-восток мимо о. Св.Лаврентия к Берингову проливу. «На другой день [15 (27) июля.— Авт.] — вспоминал Ф.П.Литке, — стихло и очистилось, и мы увидели себя среди многочисленного архипелага островов. Верхи гор обоих материков, между которыми лежащие низменности скрывались в отдалении, казались островами. Некоторое время потребовалось на то, чтобы осмотреться и, так сказать, разобрать все видимое. Покуда не определили места своего наблюдения, считали мы Восточный мыс [мыс Дежнева.— Авт.] одним из островов Св.Диомида, оттого что пустой промежуток от него до ближайших гор к S [югу.— Авт.] составлял не менее трех румбов [33 3/4°. — Авт] Я склонен думать, что подобная обманчивость служила поводом к мнимому открытию о. Ратманова» [32, с 197].

Здесь речь идет о том, что в 1816 г. российский мореплаватель
О.Е. фон Коцебу принял мыс Дежнева за четвертый, несуществующий остров в группе островов Диомида и назвал его в честь М.И.Ратманова. Это называние впоследствии было оставлено западному острову группы островов Св.Диомида.

Затем Ф.П.Литке направился к губе Св.Лаврентия (теперь залив Лаврентия) на Чукотском побережье. Там шлюп стал на якорь. Заход в губу был необходим по ряду причин: требовалось отремонтировать грот-марс, поврежденный при крепком ветре у мыса Олюторского, а в море это сделать было невозможно. Необходимо было проверить хронометры, сделать магнитные наблюдения. Здесь состоялись встречи с местными чукчами, в ходе которых Литке собрал сведения об их нравах и обычаях. Причем Литке во всех отчетах постоянно ратовал за гуманное отношение к ним «Они никогда,— утверждал Ф.П.Литке,— не были столь беспокойным народом, как их описывали. Они были не мирны, покуда с ними обращались дурно, с переменой же обращения и они переменились. Однажды укоренившееся мнение не скоро может исчезнуть: на Колыме их до сих пор боятся, как нелюдей, между тем как небольшая артель русских без всякого опасения живет на Анадыре совершенно в руках у чукчей. Все это я говорю об оленных, которых и здесь около нас было довольно, оседлые же всегда слыли тихими» [32, с. 200].

Затем шлюп проследовал на юг. Удалось привязать вход в губу Мечигменскую к описи и открыть пролив, отделяющий от Чукотки большой остров Аракамчечен. Шлюп зашел в пролив и стал на якорь. Высадившись на остров, Литке взошел на его самую высокую гору, с которой открылся прекрасный вид на все окрестные места от губы Св.Лаврентия к северу до о. Св.Лаврентия к югу. По мнению Литке, эта гора стала одним из важнейших пунктов проводимой описи Чукотского берега, поскольку посредством нее связался по долготе весь берег, начиная от мыса Дежнева до Чукотского мыса. Литке назвал ее горой Афос, а пролив по имени шлюпа «Сенявин». Так Литке увековечил память о победе русской эскадры, которой командовал адмирал Дмитрий Николаевич Сенявин в битве с турецкими кораблями 19 июня 1807 г. у горы Афон.

И.А.Ратманов, описывая западный берег острова, открыл почти в самом устье пролива небольшой залив, названный в его честь. Затем описные работы Литке проводил с баркаса и байдарки в южной половине пролива Далее был описан лежащий к югу от Аракамчечен о. Итыгран, юго-восточная оконечность которого была названа в честь натуралиста экспедиции мысом Постельса. Близ мыса располагалась гора, взобравшись на которую Литке мог, как и прежде с вершины г. Афос, наблюдать черту, простиравшуюся почти параллельно изгибам берега на расстоянии от него около 4 миль и разделявшую воду пролива по цвету. Между чертой и берегом цвет воды был синий, а по другую сторону желтоватый. Черта эта простиралась вдоль берега в обе стороны до самого горизонта и, видимо, служила границей между большими и малыми глубинами. При возвращении баркаса и байдарки на шлюп погода резко ухудшилась, ветер усилился, баркас стало заливать, а байдарку пришлось взять на буксир. Литке вынужден был прервать плавание и ночевать на острове. Только на следующий день он и его спутники добрались до шлюпа

6 (18) августа шлюп вышел из пролива на юг. Ф.П.Литке продолжил опись Чукотского побережья: от мыса, образующего южный предел пролива Сенявина и названного в честь врача и натуралиста экспедиции Мартенса, до мыса, названного в честь мичмана Ф.А.Чаплина — штурмана бота «Святой Гавриил» при плавании экспедиции В. Беринга в 1728 г. в пролив, отделяющий Азию от Америки. А затем Литке определил положение мыса Чукотского — самого южного мыса Чукотского побережья. В полдень 10 (22) августа шлюп находился почти на том самом месте, где за 100 лет до этого, 10 августа 1728 г. находилась экспедиция В. Беринга. Поэтому мысу, лежащему в 13 милях к северо-западу от Чукотского мыса и несколько на него похожему, было дано название мыса Столетия.

Утром 13 (25) августа шлюп прошел губу Преображения, названную так В.Берингом, так как останавливался там в день этого церковного праздника. Высокий и утесистый мыс в 12 милях к северо-западу от губы Преображения, лежащий на параллели 65° с. ш., Ф.П.Литке назвал мысом Беринга Именно им заканчивается гористый берег, продолжающийся от самого Чукотского мыса А мыс, расположенный в 17 милях к северу от мыса Беринга, был назван Литке мысом Чирикова, в честь помощника В.Беринга

Следуя далее на запад, Ф.П.Литке повел «Сенявин» в залив Св.Креста и стал там на якорь. Сойдя на берег, Литке из расспросов чукчей выяснил, что шлюп находился в полутора дневных переходах от устья р. Анадырь, хотя он считал, основываясь на имевшихся у него картах, что находится в 100 милях от него по прямой линии. И оленные чукчи, прибывшие в поселок оседлых чукчей на следующее утро, подробно описали морякам путь до Анадыря и подтвердили сообщения оседлых соплеменников. Подтверждением этого послужил и приход в залив чукотской байдары с Анадыря, которая была в пути три дня, простояв день на месте из-за сильного ветра.

Поднявшаяся буря сорвала отправку исследовательской партии на баркасе к устью Анадыря, и Литке решил ускорить опись самого залива Святого Креста, что и было выполнено описными партиями мичмана И А Ратманова и поручика В.Е.Семенова.

5 (17) сентября шлюп снялся с якоря и направился к выходу из залива Святого Креста. Литке очень хотел осмотреть устья Анадыря, в положении которого на имевшихся картах выяснилась такая большая погрешность. Но так как ветер дул с моря, он опасался, что не сможет отойти от незнакомого подветренного берега в случае необходимости, и поэтому решил отказаться от своего намерения. Крепкие ветры с весьма дурной погодой продолжались несколько дней. Только 11 (23) сентября ветер стих, и погода исправилась. В ночь на 12 (24) сентября шлюп подошел к мысу Святого Фаддея. К юго-западу от него лежал высокий мыс, приметный потому, что за ним берег круто загибался к северо-западу. Литке назвал его мысом Наварин, а высокую коническую гору на этом мысе — горой Гейдена в честь победы русских моряков в 1827 г. и по фамилии адмирала, командовавшего русскими кораблями в сражении при Наварине. Мыс Наварин является южным мысом, замыкающим Анадырский залив. В 10 милях к северу от мыса Наварин вдается к западу глубокая губа, названная в честь судна капитан-командора В.Беринга губой Архангела Гавриила, а ее северный окаймляющий мыс — мысом Кинга в честь Джеймса Кинга — одного из помощников Джемса Кука, плававшего в Беринговом и Чукотском морях в 1778–1779 гг.

Крепкий восточный ветер с мрачной и сырой погодой принес шлюп за двое суток на широту мыса Олюторский. В ночь на 16 (28) сентября поднялась жестокая буря с сильным волнением и ненастьем. Шлюп быстро плыл к югу. Вечером 17 (29) сентября корабль миновал Кроноцкий мыс и утром 23 сентября (5 октября) достиг устья Авачинской губы. В тот же день корабль положил якорь в Петропавловской гавани, где уже более месяца М.Н.Станюкович дожидался прихода «Сенявина». 30 октября (11 ноября) оба шлюпа вышли из Петропавловска-Камчатского в Кронштадт, куда благополучно прибыли в конце августа (начале сентября) 1829 г.

Подводя итоги своих сложных гидрографических работ в Беринговом море, Ф.П.Литке отмечал: «В Беринговом море определены астрономически важнейшие пункты берега Камчатки от Авачинской губы к северу; измерены высоты многих сопок; описаны подробно острова Карагинские, дотоле вовсе неизвестные, остров Св.Матвея и берег Чукотской земли от мыса Восточного почти до устья реки Анадыря; определены острова Прибылова и многие другие» [32, с. 10].

По прибытии на Родину Литке сразу приступил к обработке огромного собранного материала. Он подытожил весь собранный материал:«Плоды сей экспедиции вкратце были следующие:

По части географической:

[О работах в Беринговом море краткий отчет дан выше.— Авт.]

В Каролинском архипелаге исследовано пространство сим архипелагом занимаемое, от острова Юалана до группы Улюфый (острова Макензи или Эгой); открыто 12, а описано всего 26 групп или отдельных островов. Каролинский архипелаг, почитаемый дотоле весьма опасным для мореплавания, будет отныне безопасен наравне с известнейшими местами Земного Шара.

Острова Бонин-Сима отысканы и описаны.

Сверх того собрано много данных для определения географического положения мест, в которых шлюп останавливался; познания течений моря, приливов и отливов и пр.

Мореходный атлас, содержащий более 50 карт и планов.

По части физики:

Опыты над постоянным маятником в девяти пунктах. Опыты сии, согласно с произведенными прежде разными наблюдениями, показали значительнейшее сжатие Земли, противу выводимого из неравностей движения Луны. Общий вывод сжатия из сих опытов выводит 1/269, но в соединении с некоторыми другими приближается оный к 1/288.

Опыты над магнитной стрелкой, как на берегу, так и на море, наиболее в северной части Великого океана.

Наблюдения над часовыми колебаниями барометра между параллелями 30° N и 30° S, производимые через каждые полчаса во все сутки. Период наблюдений сих заключает до 12 месяцев.

Ежедневные наблюдения температуры морской воды на поверхности.

Выводы всех сих опытов и наблюдений будут помещены в Записках Императорской Академии наук.

По части естественной истории:

По зоологии. Собрано несколько редких видов летучих мышей и один новый вид тюленей; 100 видов пресмыкающихся животных, из числа коих 25 изображены красками г. Посгельсом. 300 видов рыб, сохраненные в спирте; из оных г. Постельс нарисовал красками 245 с живых экземпляров; многие между ними еще мало известны, а другие совершенно новы. 150 видов черепокожных, из коих 100 нарисовано доктором Мартенсом с живых экземпляров. Около 700 видов насекомых; несколько черепов диких; значительное собрание раковин; 300 видов птиц в 750 экземплярах.

По ботанике. Травник г. Мартенса заключает до 2500 явнообразных растений со включением папоротников. Примечательнейшие из видов изображены красками со свежих экземпляров г-ном Посгельсом.

По геогнозии. Горнокаменные породы были собираемы г-ном Посгельсом во всех местах, где шлюп останавливался, число оных простирается до 330.

По части этнографической:

Общими трудами составлено богатое собрание одежды, орудий, утварей и украшений; важнейшие из сих предметов нарисованы г-ном Постельсом.

По части живописи:

В продолжение самого путешествия составлен портфель, заключающий до 1250 рисунков, из сего числа 700 трудов г-на Постельса, 360 доктора Мартенса и 200 барона Китлица.

Все сии собрания, по возвращении из экспедиции переданы были в музеум Академии наук» [32, с, 10,11].

По возвращении из экспедиции Литке сразу приступил к обработке огромного собранного материала. В 1833 г. вышла его книга «Опыты над постоянным маятником, произведенные в путешествии вокруг света на военном шлюпе «Сенявин» в 1826–1829 годах», а в 1835–1836 гг. общий отчет под заглавием «Путешествие вокруг света на военном шлюпе «Сенявин» в 1826–1829 гг.». Оно было удостоено Академией наук полной Демидовской премии, а сам Литке был избран членом-корреспондентом Академии. «Путешествие» Литке было переведено на главные европейские языки и доставило ему мировую известность.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-10-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: