Глава 7 ИССЛЕДОВАНИЕ АРАЛЬСКОГО МОРЯ




 

Нелюдимо наше море,

День и ночь шумит оно;

В роковом его просторе

Много бед погребено.

Николай Языков. 1829

 

31 марта (12 апреля) 1841 г. военный транспорт Российского флота «Або», находясь в Индийском океане и направляясь к Зондскому проливу между островами Суматра и Ява, в районе островов Св.Павла и Новый Амстердам на 13° ю. ш. и 92,7 ° в. д. попал в страшный шторм. Многие паруса были изорваны, упали все стеньги, сломало утлегарь (продолжение бушприта), боканцы, на которых висели гребные суда В шканечном журнале судна записано: «Во время самого урагана был сильный, почти параллельный дождь, с беспрестанною грозою; но ударов грома, от жестокого шума и свиста, слышно не было» [1, с 206].

Старший офицер транспорта лейтенант Алексей Иванович Бутаков вспоминал впоследствии: «Десятивесельный катер, висевший на левых боканцах [т.е. на балках (деревянных или металлических)— выстрелах, выступавших за борт в носовой части корпуса судна и установленных для проводки фока-галсов (концы для управления парусом-фоком) и для подъема баркасов, катеров и шлюпок с воды на борт корабля.— Авт.], приподняло ветром, когда судно накренилось на правую сторону, и ударило о шлюпбалки с такою силою, что они как ножи врезались в борт шлюпки, и одна из них переломилась…Горизонта не было. Кругом судна видна была только белая масса пены, срываемой с верхушек валов. Черные, самые зловещие тучи беспрестанно озарялись молниями, до того ослепительными, что несколько минут после них нельзя было ничего видеть. Грома не было слышно — его заглушал рев урагана. Гроза сопровождалась дождем, которого крупные капли неслись горизонтально и смешивались с солеными брызгами моря… По нокам фока — рея [поперечный брус, на котором крепится на передней фок-мачте самый нижний парус-фок.— Авт.] перебегали голубовато-белые фосфорические огоньки. Обломки рангоута, перепутанные снастями, било о борт. Вал за валом вкатывался на палубу через гакаборт [верхняя крайняя часть кормы или кормовой надстройки (юта) судна.— Авт.]. Это продолжалось до пятого часа утра. Тогда ветер начал стихать, и рассвет показал вполне бедственное состояние транспорта. Хаос и путаница были невероятны. Лохмотья парусов печально развевались в воздухе» [34, с. 111]

Однако через пять суток напряженной работы моряки «Або» сумели вооружить запасные и отремонтированные паруса и обеспечить дальнейшее плавание судна на восток.

Безусловно, это кругосветное плавание транспорта «Або» явилось серьезным испытанием для 25-летнего молодого моряка Алексея Ивановича Бутакова. Он родился 7 (19) февраля 1816 г. в Кронштадте, семье флота капитана Ивана Николаевича Бутакова. Младшие братья Алексея Ивановича Григорий Иванович и Иван Иванович, как и старший, стали моряками и оба прославили Российский флот. Григорий Иванович Бутаков (1820–1882) дослужился до чина адмирала, был активным участником обороны Севастополя в 1854–1855 гг. и много писал по военно-морским вопросам.

Иван Иванович (1822–1882) дослужился до вице-адмирала, участвовал в кругосветных плаваниях российских кораблей, принял активное участие в освоении российскими моряками дальневосточных морей. Бутаковы были родом из Костромской губернии.

Алексей Иванович в 1832 г. окончил Морской кадетский корпус и был выпущен оттуда мичманом. После этого ежегодно плавал в Балтийском море, в российских, а также в иностранных водах. Характерно, что будучи молодым офицером, Алексей Иванович с сочувствием относился к своим подчиненным матросам, а это было совсем не просто в суровую эпоху императора Николая Павловича, всячески поощрявшего палочную дисциплину в армии и во флоте. Еще будучи мичманом 18-летний юноша Алексей Иванович писал своим родителям 25 ноября 1834 г. из Кронштадта «Я не следую правилам наших нынешних отчаянных дисциплинистов в обращении с командою. И оттого меня однажды спросил мой нынешний командир корвета «Отчего на вашей вахте люди работают лучше и усерднее, нежели на прочих?» Эти вещи убеждают меня, что добром можно заставить работать лучше, нежели палкой» [34, с 123]. И, видимо, в своей дальнейшей службе Алексей Иванович не отступил от правил поведения, установленных им для себя в молодости.

В начале 1840 г., будучи уже лейтенантом, он был назначен старшим офицером (старшим лейтенантом) на корабль, направляемый в кругосветное плавание. В письме матери от 21 января 1840 г. он писал: «Будем производить наблюдения над магнитной стрелкой и над всеми ее капризами во всех частях земного шара Будут делаться барометрические наблюдения и, вероятно, опись какой-нибудь группы островов Тихого океана Я теперь изучаю теорию магнетизма, а также теорию барометрических наблюдений, знакомлюсь со всеми академиками — А.Л.Купфером [1799–1865] и Э.Х.Ленцем [1804–1865] и прочими и скоро буду ходить на обсерваторию Академии наук учиться у Купфера делать наблюдения над магнитной стрелкой» [34, с 110].

Свое кругосветное плавание А.И.Бутаков подробно описал в журнале «Отечественные записки» за 1844 г. и кратко в «Записках Гидрографического департамента». Это плавание также описано по шканечному журналу контр-адмиралом Николаем Алексеевичем Ивашинцевым в работе «Русские кругосветные путешествия 1803–1849 гг.» (1872 г.). По мнению академика Л.С.Берга, произведения А.И.Бутакова «изложены прекрасным литературным языком и читаются с большим интересом Вообще А.И.Бутаков был хорошо образованным моряком Он внимательно следил за литературой и прекрасно знал языки: свободно говорил и писал по-французски и по-английски, знал немецкий, выучился португальскому и казахскому» [34, с 111].

Кругосветное плавание А.И.Бутаков совершил на военном транспорте «Або», построенном на верфи в Або (теперь Турку) из сосны в начале 1840г. и имевшем водоизмещение 800 тонн, длину 128 футов (39 м). Командовал транспортом капитан-лейтенант Андрей Логгинович Юнкер. Алексей Иванович отзывался о Юнкере крайне отрицательно как в отношении знания командиром морского дела, так и в моральном отношении. Учитывая большое количество скончавшихся из числа членов экипажа во время плавания, Юнкера после возвращения на родину вообще- то должны были бы отдать под суд, но это не состоялось, так как он имел высокопоставленных покровителей в числе окружения великого князя Константина Николаевича, сына императора Николая I.

Плавание транспорта на Дальний Восток предназначалось для доставки туда в российские порты, в первую очередь в Петропавловск-Камчатский, различных материалов и оборудования. Судно отплыло из Кронштадта 5 (17) сентября 1840 г. Экипаж состоял из 82 моряков.

Выйдя из Кронштадта, транспорт заходил в Копенгаген и Хельсингёр (Дания). Следующей после Портсмута (Англия) остановкой был о. Тенерифе (Канарские острова), а затем Столовая губа у мыса Доброй Надежды на самом южном участке африканского побережья. Там русские моряки наблюдали действия английских крейсеров, преследовавших торговцев неграми, которые вывозили в Бразилию негров-рабов с Мозамбикского побережья.

Бутаков с возмущением описывал действия работорговцев: «Во время нашей стоянки в Капе, — писал он в статье, помещенной в «Отечественных записках», — пришел английский бриг, захвативший в Мозамбикском канале большое португальское судно «Скорпион» со 130 неграми. Надобно заметить, что «негрер» (судно, торгующее неграми) для задержания погони беспрестанно выбрасывает негров, из которых крейсеру удалось спасти около 50 человек; без сомнения, много несчастных еще утонуло или было съедено акулами. По показанию негров, около 170 было выброшено за борт» [34, с.111].

Транспорт попал в полосу сильных штормов, о чем рассказано в начале очерка. В начале мая «Або» подошло к Никобарским островам, расположенным в Андаманском море Индийского океана западнее Малакки (в то время эти острова датчане считали своей территорией, а сейчас они принадлежат Индии). «Або» 26 апреля (8 мая) стал на якорь на рейде о. Нанкаури. Русские моряки сумели наладить мирные отношения с туземным населением.

Моряками был нарублен лес для ремонта поврежденного во время шторма рангоута, на котором поднимали паруса. «В лесу воздух сырой и душный, — вспоминал АИ.Бутаков, — напитанный гнилыми испарениями, и местами чаща была так густа, что с трудом можно было через нее пробраться. Срубив деревья в разных местах острова, надобно было делать просеки, чтобы протащить их к берегу. Тут встречалось новое затруднение: стелющиеся [вьющиеся, то есть лианы, отмечает Л.С.Берг. — Авт.] растения до того переплетали между собой вершины дерев, что часто, дабы свалить одно дерево, приходилось срубать 2, 3 и даже 5…

Жители Никобарских островов были в обращении с нами сначала весьма робки, но хорошее обхождение преодолело их недоверчивость, и скоро у нас не было отбоя от посетителей. Они привозили с собою свиней, кур, ананасы, рыбу и т.п., а в обмен получали ножи, рубашки, ситцевые платки, куски коленкора и проч… Хижины дикарей конусообразны, выстроены на легких сваях на взморье… Одежды они не употребляют» [34, с. 112]. На всем архипелаге было всего около 4500 туземцев.

А.И.Бутаков рассказал о поведении некоторых европейских экипажей судов, попавших на Никобарские острова. Месяца за два до прихода «Або» к островам подошло английское китобойное судно. Английские моряки сошли на берег, настреляли в нескольких деревнях кур и свиней, а затем напали на местных женщин и измывались над ними. На следующий день местные жители захватили судно и уничтожили более половины команды, отомстив за грабеж и насилие над женщинами. Часть английской команды спаслась на шлюпке и добралась до Малакки. Оттуда к Никобарским островам направили бриг, который обстрелял прибрежные деревни, а затем сжег и разрушил их. По словам одного датчанина, рассказавшего об этом ужасном преступлении Бутакову, никобарцы вообще-то народ кроткий, простодушный и миролюбивый и только крайняя жестокость напавших на них английских моряков могла побудить их к решительному отпору и убийству насильников.

Бутаков особо отметил, что для европейцев климат Никобарских островов явно вреден. При северо-восточном муссоне на островах царит беспрестанная жара, а при юго-западном летнем муссоне, с апреля по октябрь идут беспрестанные дожди.

Закончив за две недели ремонтные работы, 10 (22) мая 1841 г. транспорт отправился от Никобарских островов далее на восток. На островах более 20 моряков экипажа заболели тропической лихорадкой и пятеро из больных скончались во время перехода Малаккским проливом до Сингапура. Бутаков вспоминал об этом тяжелом этапе кругосветного плавания: «Если в аду есть наказание особенного рода для осужденных на вечную муку моряков, то вряд ли найдется что-нибудь тягостнее скуки и утомления, от которых мы страдали во время плавания в Малаккском проливе и в Тихом океане, от Манилы до 25° с. ш. Паруса хлопали о рангоут и рвались; снасти перетирались и лопались; огромная зыбь не дозволяла судну слушать руля, так что невозможно было править ни на том, ни на другом галсе, а беспрестанный однообразный скрип блоков, рангоута и переборок наводил тоску неописанную» [34, с. 112]. По приходе 2 (14) июня в Сингапур больные моряки были перевезены на берег, но после месяца стоянки окончательно поправилась только половина

Выйдя из Сингапура 6 (18 июля), «Або» зашел в Манилу, а оттуда поплыл в Петропавловск-Камчатский. На последнем переходе до Петропавловска скончалось еще 13 моряков.

20 сентября (2 октября) 1841 г. транспорт стал на якорь в Петропавловске-Камчатском. Бутаков в своих записках дал живое описание природы Камчатки и быта местных жителей. Вот как он изобразил Петропавловск 40-х гг. XIX в: «Население Петропавловского порта, полагаемое до 500 человек обоего пола, состоит исключительно из служащих». Он описал небольшие деревянные домики местных жителей, изготовленные из тополевого или березового леса, не обшитые тесом и крытые по большей части шеламайником (это, по словам А.С.Берга, камчатская таволга, высокая трава, вырастающая за один месяц до 2 м, очень характерная для Камчатки). Каменных строений в то время там не было, во-первых, из-за недостатка в кирпиче, а также из-за землетрясений.

Бутаков описал одно из них: «6 (18) мая 1841 г. землетрясение было здесь так сильно, что самые древние старожилы не запомнят на своем веку подобного. Колокола собора звонили сами собою; трубы и печи в большей части домов развалились; вода несколько раз быстро уходила из Малой губы и потом вторгалась туда снова с такой силою, что угрожала затопить порт; со стороны устья реки Калахтырки прилив возвысился футов на 50 [15 м], причем утонула одна женщина и множество собак, бывших там на привязи. Наконец недалеко от Орловки земля дала трещину, из которой била ключом горячая вода. Все жители Петропавловска в неописанном ужасе ждали своего последнего часа. Странно, что в Камчатке жители не выходят из своих домов во время трясения, полагая, что опасность вне их больше» [34, с. 112].

Он анализирует цены на продовольственные и промышленные товары, доставляемые из Охотска в Петропавловск, и устанавливает, что они непомерно высоки, в два и больше раз выше, чем цены на эти товары в Петербурге и на продовольствие в Маниле.

«Живность является здесь в большом количестве против прежнего с тех пор, как нынешний начальник Камчатки принял строгие меры, чтоб собаки жителей были на привязи круглый год. Прежде они гуляли на свободе и питались, как могли, выбрасываемою на берег рыбою; тогда нельзя было оставлять без самого бдительного надзора кур, свиней и даже коров; собаки бросались на них и загрызали их. Страннее всего, что собаки не съедают своих жертв, а преспокойно оставляют их на земле…

Камчатские собаки похожи видом на волков и не имеют многих врожденных собакам качеств, между прочим главного — бдительности: дюжина собак, лежащих перед домом на привязи, вовсе не сторожит его, и ни одна не тронется при виде чужого человека. К счастию, воровство здесь неизвестно, а потому всякий хозяин дома смело может быть уверен, что у него никогда ничего не украдут. Камчатские собаки не лают, а воют, что с непривычки производит самое неприятное впечатление…

Рыбы здесь несметное множество. Кроме больших рыб, сюда приходят летом в огромном количестве сельди и вахня, или навага. Вахня чрезвычайно нежная и вкусная рыба. Чтобы составить себе понятие о количествах, в которых она ходит, скажу только, что закинув судовой невод, мы однажды вытащили зараз столько вахни, что она не уместилась в двух шлюпках, из которых одна была десятивесельный катер» [34, с 113].

Видимо, Алексей Иванович был не удовлетворен своей деятельностью во время кругосветного плавания. Он писал своему брату Григорию Ивановичу: «Если бы я имел независимый кусок хлеба, я занялся бы только естественными науками. Для меня наука никогда не будет дойною коровой, я ценю ее слишком высоко. Если бы мне пришлось идти вокруг света еще раз, я пошел бы не таким олухом». Что касается научных наблюдений, которые Бутаков собирался производить в море, то ему не удалось в полной мере использовать свои знания и опыт, приобретенный при занятиях в обсерватории Академии наук Этому помешали, как он писал, «обязанности службы и личность командира».

Выгрузка привезенных грузов задержала транспорт в Петропавловске-Камчатском, откуда он вышел в обратный путь лишь 24 ноября (6 декабря) 1841 г. Морякам транспорта из-за этого пришлось при выходе из Петропавловска прорубаться сквозь лед.

Направив курс к мысу Горн, судно вновь попало в зону жестоких штормов и находилось в штормовых условиях свыше 20 суток. А.И.Бутаков живо описал это штормовое плавание в Тихом океане: «Редко удавалось нести два марселя в три рифа [т.е. сильно подобранные. — Авт.], а в два рифа могли их держать только два раза, да и то не долее нескольких часов… Иногда по ночам штормы сопровождались пургами [метелью.— Авт] огромные хлопья мокрого снега крутились в воздухе, приставали к рангоуту и снастям, а потом глыбами падали вниз на палубу… 11 декабря, рано утром, закатился к нам с кормы огромный вал. Сперва он ударил снизу висевшую за кормой четырехвесельную гичку и переломил ее пополам об гик; кормовая половина повисла на талях, а носовая, вместе с переломанною правою шлюп-балкою, обошла спереди бизань мачты и очутилась на левой стороне шканец. В то же время вал ударил в висевшие на боковых боканцах два 10-весельные катера; один разломало так, что его уже нельзя было починить, а другой мы после кое-как исправили, т. е. наполовину выстроили вновь. Вахтенного лейтенанта, кондуктора и рулевых валом покрыло с ног до головы и смыло к грот-мачте. Сходный люк был накрыт чехлом: масса воды ударила в него, выворотила стойки медных поручней из карлинцев, переломила дуги и влилась вниз. Удар в дверь капитанского буфета был так силен, что дверь слетела с петлей и проломилась внутрь, хотя она и отворялась внаружу. Круглый люк капитанской каюты, накрытый чехлом, продавило; в кают-компанейском люке разбило стекла, и внизу сделалось настоящее наводнение; тогда же силою воды приподняло одну каронаду со станком [короткую гладкоствольную пушку на подвижном станке. — Авт.], и под задние его колеса подбросило бухту грот-марса-браса» [1, с 207]. Вода залила жилую палубу и каюты.

Такая погода продолжалась приблизительно до 20 декабря (1 января) 1842 г. Транспорт пропитался сыростью. 20 февраля (4 марта) под 35° ю. ш. некоторые матросы заболели цингой. Транспорт попытался подойти к о. Питкерн, но неблагоприятные переменные ветры не позволили это сделать. Решено было обогнуть мыс Горн. А число больных цингой увеличилось и дошло до 30 человек, т.е. до половины членов экипажа.

15 (27) марта 1842 г. транспорт достиг мыса Горн, а 10 (22) апреля он стал на якорь на рейде Рио-де-Жанейро. На переходе от мыса Горн до Рио-де-Жанейро скончались 4 моряка, а пятый умер в Рио.

Вскоре после прихода «Або» в Бразилию там обострилась политическая обстановка 5 мая должно было произойти открытие палаты депутатов, но бразильский император распустил палату. Это вызвало волнения, подавленные властями. На рейде в Рио-де-Жанейро стояли английские крейсеры, которые должны были перехватывать суда, доставлявшие в страну негров-рабов. Но Бутаков отметил, что тем не менее постыдный торг продолжался. Он писал впоследствии, что «негров ввозят отчасти при содействии правительства, которое, невзирая на трактаты, смотрит на это сквозь пальцы» [34, с. 113]. Простояв в Рио-де-Жанейро два с половиной месяца, транспорт 26 июня (8 июля) вышел в Атлантику и взял курс на Кронштадт.

Зайдя по пути в Портсмут и Копенгаген, 13 (25) октября 1842 г. транспорт стал на якорь в Кронштадте. В кругосветное плавание на нем ушли 82 моряка, а возвратились лишь 59, 23 моряка погибли. Историк контр-адмирал Н.А.Ивашинцев отметил, что ни одно из русских кругосветных плаваний не сопровождалось столькими бедствиями. В Индийском и Тихом океанах судно мною раз подвергалось воздействиям штормов. Экипаж сильно страдал от тропической малярии и цинги. Для команды не хватало воды и пищи, и офицеры передавали свои продукты больным морякам Когда судно пришло в Рио-де-Жанейро, то из матросов всего пятеро было здоровых, а на работы выходило еще десятеро, серьезно больных.

В письме к брату из Кронштадта от 12 декабря 1842 г. Алексей Иванович обвинял командира транспорта «Або» Юнкера в аморальных поступках и хищениях, а об офицерах транспорта отзывается очень сочувственно. В Петербурге офицеры «Або» были «обвинены в заговоре против капитана только потому, что Константину [великий князь Константин Николаевич, второй сын императора Николая I, родившийся в 1827 г. и уже в четырехлетием возрасте поставленный отцом на должность генерал-адмирала, руководителя Российского военного флота.— Авт.] неудобно признаться в неудачности своего выбора» [34, с 114]. Из следующего письма брату ясно, что дело с хищениями командира было замято. Вместе с тем отпали и обвинения офицеров в «заговоре» против командира транспорта «Або» Юнкера.

В начале 1848 г. А.И.Бутаков был назначен для съемки и описи Аральского моря. Для выполнения этой особо важной в тот момент гидрографической работы (в связи с намерениями российских властных структур по продвижению российского влияния в среднеазиатские ханства) он был рекомендован начальнику Морского штаба адмиралу A.G Меншикову знаменитым флотоводцем Ф.Ф.Беллинсгаузеном. В Оренбурге под наблюдением AC. Бутакова весной 1848 г. была построена двухпушечная шхуна «Константин» длиною 16 м. 20 июля (1 августа) она была доставлена на Сырдарью, в укрепление Раим, в 64 км от устья реки и там спущена на воду. 30 июля (11 августа) шхуна вышла в море для описи. На ней находились начальник экспедиции лейтенант АИ. Бутаков, офицер генерального штаба (впоследствии генерал-лейтенант, известный исследователь Средней Азии) штабс-капитан Алексей Иванович Макшеев, прапорщик К.Е.Поспелов и другие. Всего экипаж шхуны состоял из 27 человек.

В его составе был и рядовой Тарас Григорьевич Шевченко, бывший в ссылке замечательный украинский поэт и художник. Чтобы лучше познакомить читателя со взглядами А.И.Бутакова на людей и общество, расскажем о его взаимоотношениях с Т.Г.Шевченко. Нужно помнить, что описываемые нами события проходили в довольно суровые времена последних лет царствования императора Николая I. За участие в деятельности Кирилло-Мефодиевского общества в Киеве (члены общества проповедовали братство славянских народов на основе идей православия и своеобразной демократии при ликвидации крепостного права и сословных привилегий) Тарас Григорьевич Шевченко был сослан рядовым в Орскую крепость с запрещением что-либо писать и рисовать. В приговоре от 30 мая 1847 г. было сказано: «Художника Шевченку за сочинение возмутительных и в высшей степени дерзких стихотворений определить рядовым в Оренбургский отдельный корпус, поручив начальству иметь строжайшее наблюдение, дабы от него ни под каким видом не могло выходить возмутительных и пасквильных сочинений, с запрещением писать и рисовать» [34, с 120].

Находясь в 1848 г. в Оренбурге, где строилась шхуна «Константин», А.И.Бутаков узнал, что Шевченко служит рядовым в Орске. Он обратился к начальнику Оренбургского края генералу Владимиру Афанасьевичу Обручеву с просьбой откомандировать рядового Шевченко в распоряжение аральской описной экспедиции для зарисовки береговых видов Аральского моря. И Обручев, в нарушение приговора по делу Шевченко, согласился.

Путь от Орска до низовьев Сырдарьи Шевченко проделал вместе со штабс-капитаном А.И.Макшеевым, который также отправлялся на Аральское море для участия в описной экспедиции. «Я предложил несчастному художнику и поэту, — вспоминал позже А.И.Макшеев, — пристанище, на время похода, в своей джуламейке [небольшая юрта.— Авт] и он принял мое предложение. Весь поход Шевченко сделал пешком, отдельно от роты, в штатском плохеньком пальто, так как в степи ни от кого, и от него в особенности, не требовалось соблюдения формы» [34, с. 120].

Во время плавания по морю в 1848 и 1849 гг. Шевченко жил в маленькой офицерской каюте вместе с тремя офицерами. В течение двух сезонов он сделал много акварельных рисунков. Сам Бутаков относился к Шевченко весьма благожелательно. 14 ноября 1849 г. Шевченко в письме так отозвался о Бутакове: «…он был мне друг, товарищ и командир». Осенью 1849 г. Шевченко вместе с Бутаковым выехал из Раимского укрепления (низовье Сырдарьи) в Оренбург и поселился в доме капитана Герна.

Генерал Обручев остался очень доволен видами Аральского моря, сделанными Шевченко. А Бутаков стал хлопотать о производстве Тараса Григорьевича в унтер-офицеры, чтобы облегчить его существование. А находясь в Петербурге, Бутаков, по его словам, «двинул всех знакомых дам, чтобы они просили о Шевченко всех, кого надо».

В это время в Петербург поступил донос о том, что ссыльному Шевченко вопреки приговору разрешили рисовать. В апреле 1850 г. у поэта был произведен обыск. В результате всего Шевченко по распоряжению Обручева (видимо, в результате давления из столицы) был арестован и по этапу отправлен в Орск, ему было запрещено даже иметь при себе чернила, перья, карандаши, бумагу. В октябре 1850 г. Шевченко был сослан в Александровский форт (ныне Форт-Шевченко) на восточном каспийском побережье полуострова Мангышлак.

А А.И. утакова из-за всего этого ждали большие неприятности. Об этом свидетельствует секретное письмо военного министра князя А.Чернышева от 4 декабря 1850 г. начальнику Морского штаба князю А.С.Меншикову о взыскании с капитан-лейтенанта Бутакова за упущение по наблюдению за рядовым Шевченко. А в результате князь Меншиков уведомил военного министра о том, что Бутакову «за упущение по наблюдению за рядовым Шевченко сделан строжайший выговор» [34, с. 120, 121].

Теперь расскажем об описных работах А.И.Бутакова на Арале. Описные работы в 1848 г. продолжались почти два месяца — август и сентябрь. Бутаков провел общую рекогносцировку всего моря, промер глубин, определение широт приметных точек побережья и островов. Была открыта группа островов Николая (затем названных островами Возрождения).

А.И.Бутаков писал родителям 13 августа 1848 г. с о. Барса-Кельмес (по-казахски «пойдешь — не вернешься»), расположенного в северной части моря: «20 июля я спустил свою посудину, а 25-го отправился от Раима [в низовьях Сырдарьи.— Авт.], подняв свой брейд-вымпел на шхуне «Константин», вниз по матушке Сыру-реке. Команды у меня 24 человека- Кроме меня и моего помощника Поспелова, у меня один офицер генерального штаба Макшеев, движимый любознательностью, которого укачивает насмерть, и офицер-топограф для съемки…

Питаемся мы морскою провизией, особенно ревностно кушаем горох и гречневую кашу. Теперь пойдет со мной в море приказчик рыбопромышленной компании со шхуны «Михаил» и берет с собою перетяг, следственно осетрины будет вволю. Компания добыла в нынешнем году, не устроившись еще, 3000 осетров [собственно шипов.— Примеч. А.С.Берга]. Рыбы этой здесь тьма: она плавала спокойно от сотворения, и теперь судьба назначила ей могилою российские желудки. Жителей мы не видели нигде, хотя во многих местах находили свежие следы пребывания киргизов [так в то время называли казахов.— Авт.]»: Бутаков высказал мнение, что местное население боится русских. «Им хивинцы [Хива-независимое тогда ханство на территории Узбекистана и Южного Казахстана, отряды которого часто совершали нападения на вошедшие в состав Российской империи районы Средней Азии.— Авт.] всячески внушают эти опасения, а сами грабят их без зазрения совести»» [34, с 116].

Алексей Николаевич прекрасно разобрался в местной обстановке и всячески пытался помочь казахам в их взаимоотношениях с ханом-властителем Хивинского ханства и его подручными. О действиях последнего Бутаков в одном из писем выразился так: «Он разоряет вконец своих собственных подданных. В особенности ужасна нищета несчастных киргизов [казахов.— Авт] о которой, не видавши, нельзя составить себе даже понятия; глядя на них, удивляешься живучести человеческой: они едва одеты, живут в прозрачных кибитках, продуваемых насквозь морозными ветрами, и едва не умирают с голода. Довольно сказать, что кочующие по Сырдарье киргизы были ограблены четыре раза в течение каких-нибудь восьми месяцев! И как ограблены! Хивинец жжет и уничтожает все, что не хочет или не может забрать с собою. Варварство этих подлых разбойников превосходит всякое описание, и завоевание Хивы нами было бы величайшим благополучием для всех подданных хивинского хана», что и произошло в последующие годы [34, с 123].

23 сентября шхуна «Константин» возвратилась в устье Сырдарьи. Оттуда Бутаков писал родителям 3 октября 1848 г; «Ура! Милые родители, первое плавание великого главнокомандующего всеми морскими силами Российской империи на здешних водах кончено благополучно и не без пользы: я обрыскал все Аральское море, нашел богатейший пласт каменного угля, нашел в середине целую группу островов (состоящую из трех), из которых наибольший [о. Николая, затем назван о. Возрождения. — Авт.] занимает пространство около 200 квадратных верст, если не больше,— словом, он более многих лилипутов государств Германии [в то время Германия состояла из множества независимых государств больших и малых.— Авт]. На острове никогда еще не бывала человеческая нога, и он представляет все элементы блаженства киргизов: покрыт лесом и имеет свежую воду в копанях. А для нас, славян, питавшихся солониной — он имеет еще прелесть: тьма сайгаков, рода диких коз, которых мясо чрезвычайно вкусно. Да навалилась же на этих зверьков моя команда! Двадцать братий поглощало ежедневно по два сайгака, а иногда и больше, а в звере, без головы, ног и шкуры, весу около пуда [16 кг], а иногда и 1 пуд 10 фунтов [20 кг]. Дров бездна, а потому я дал им свободу отъедаться вволю. И с утра до вечера камбуз на судне и котлы на земле были беспрестанно в деле. Кроме сайгаков, там было множество диких гусей, уток, бакланов, куликов; но мы на эту мелочь и не смотрели».

Когда Бутаков и его команда впервые высадились на острове, то сайгаки с удивлением смотрели на людей, подпускали к себе очень близко и не разбегались даже после выстрела В начале XX в. сайгаки на этом острове были окончательно выбиты. Да и сплошные заросли саксаула, которыми был покрыт остров, были полностью вырублены.

Бутаков с юмором описывает этот остров: «На острове этом две чудеснейших бухты; но промерить их мне не удалось, потому что ветры, пока делалась съемка берегов, были прескверные и я все время стоял на обоих якорях. Остальные острова меньше. На всех их видны во множестве лисьи норы, и один из матросов, ходивших на съемку, уверял, что видел волка. Одним словом, острова обессмертят мое имя на географических картах, а в школах будут сечь наших поздних потомков, если по тупости памяти они не будут знать их географического положения и имени того великого мореплавателя, который их открыл.

Аральское море — стакан воды, довольно глубокий: у западного берега, в полумиле или в мили от земли, глубина доходила до 37 сажен [68 м]. Оно, по-видимому, идет котлом к западному берегу, потому что в середине, когда я проходил через все море по диагонали, от юго-восточной части к северо-западной, глубина не превышалась 15 саж. [27 м]. Западный берег вышиною в 300 фут. [90 м] и более, крутой, каменистый и весьма приглубый. Он тянется почти прямой чертой с небольшими изгибами. На всем его протяжении нет ни одной бухточки, укрытой от всех ветров.

Рыба здешняя — осетры и сомы. Гавань, где будет зимовать моя флотилия, в устье Сыра, там же, где стан рыбопромышленников, вследствие чего у нас осетрины по уши…

Покуда, так как на берегу помещение для команды еще не готово, все мы живем на шхуне, и я не спускаю своего брейд-вымпела, который здесь равняется флагу полного адмирала. Зиму я проживу здесь, на острове Кос-Арал [в устье Сыр-дарьми.— Авт.], в весьма небольшом дворце, сооруженном среди маленькой крепостцы с 4 орудиями, что достаточно для удержания в решпекте всей хивинской армии. Зимою мне бы очень хотелось выучиться по-татарски — это общий язык киргизов и башкиров, только с небольшими изменениями, но не знаю, удастся ли. Немножко-то мы смыслим, прихрамывая на обе ноги, да мало».

Продолжая свое письмо, Бутаков писал: «6 октября спустил я свой брейд-вымпел и присоединил к своему титулу звание главного командира Кос-аральского порта. У нас здесь милое соседство: недавно, по рассказам киргизов, появилась на нашем острове maman тигрица с двумя прехорошенькими детками; я видел на глине свежий след ее — намек славянам не прогуливаться в приятных мечтаниях при лунном свете.

Теперь мы ждем с величайшим нетерпением прибытия осеннего транспорта, который привезет луку, чесноку, сушеной капусты и разных разностей. На огородах возле Сыра родилось в нынешнем году довольно много капусты, редьки, огурцов, моркови, арбузов и дынь. Арбузы — так себе; но дыни обворожительные, так что я, нелюбитель фруктов, поглощал их с величайшим удовольствием Киргизы, которых аулы по Сыру и в соседстве, также имеют бахчи (огороды), и у них дыни были также в большом изобилии и также отличные».

В письме родителям с устья Сырдарьи от 24 ноября 1848 г. Бутаков описывает охоту на тигра: «Недавно было у нас развлечение, каких лишена ваша Европа; не больше и не меньше, чем тигровая охота! Появился по соседству этот зверь — киргизы называют его джулбарс; летом еще, пока я был в море, он съел одного киргиза, потом зарезал (так здесь выражаются) четырех волов рыболовной компании и, наконец, 19 ноября — лошадь компании. У киргизов же он истребил штук 10 разного скота.

Так как последний подвиг джулбарса был весьма близко от укрепления и он мог скушать кого-нибудь из имущих образ и подобие божие, то 20-го мы и собрались в числе человек 45 и сделали облаву поперек всего острова, который тянется к северу длинною и узкою косою. Намерение мое было оттеснить тигра до воды шумом и движением, а потом, когда он сунется в воду, чтобы переплыть на другой берег, то весьма лишить его живота, для чего по реке спускалась лодка с несколькими стрелками. В числе составляющих облаву были также киргизы и рыболовы. Пройдя версты 4, мы попали на след джулбарса вдоль берега реки. Поэтому я двинул туда человек пять и держался тут (сам вооруженный парою добрых пистолетов). Таким образом мы подвигались вперед в густом камыше с криками, трескотнею в барабан и т.п. Остальные все шли по двое и по трое близко друг от друга. След зверя несколько раз выходил на самое побережье реки, но потом круто пошел влево, через глинистый солонец. Мы тоже поворотили влево; вдруг на другом фланге облавы раздались выстрелы. Я поскакал (я был верхом) туда, люди побежали бегом, и мы всей публикой окружили густой камыш, в котором притаился зверь. Сначала сделали по нему несколько неудачных выстрелов, которые заставили его выскочить из засады; только что он показался, как получил пулю в бок, которая заставила его снова прыгнуть в камыш. Выстреливший так ловко из штуцера солдат (который прошлою зимою убил двух тигров под Раимом) стал снова заряжать штуцер; едва успел он кончить, как джулбарс показался из камыша и приопустился на передние лапы, чтоб прыгнуть на него; но тот предупредил тигра и в то самое мгновенье, как он прилег перед прыжком, пустил ему пулю прямо в лоб, с расстояния двух сажен [4,26 м]. Удар был так хорош, что тигр как был, так и остался, прилегши на передние лапы.

Мы с триумфом притащили его в укрепление; шкура, разумеется, моя. Я отдал ее выделать одному приятелю киргизу, а голова джулбарса (то есть одни кости) висит у меня над постелью. Череп весь раздроблен, но челюсти целы. Длина джулбарса 6 футов 4 дюйма от конца морды до начала хвоста [1,9 м]; передние лапы вдвое толще задних, а на зубы страшно смотреть; я ими любуюсь на свободе. В кишках его нашли множество кабаньих щетин. И вообще он был чрезвычайно жирен — немудрено, все лакомая пища! Мясо его довольно вкусно. Как любознательный путешественник, я не преминул сделать котлеты из тигровой говядины». Во второй половине XIX в. тигр в низовьях Сырдарьи был совершенно истреблен.

Далее Бутаков писал: «Когда шкуру сняли, ко мне пришел один киргиз [казах] с убедительнейшею просьбой отдать ему зубы джулбарса.

— На что тебе?

— А когда женщина беременна, то ее мучат шайтаны [то есть черти], и тогда ей надобно носить на шее зуб джулбарса, чтоб черти ушли.

— Кто тебе это сказал?

— Бакса (то есть колдун или лекарь [шаман]).

Разумеется, что я не расстался с зубами. Но мне стало любопытно видеть баксу. Так как аул его был недалеко, то за ним послали, и он явился дня через три после убиения тигра.

Усевшись на пол, бакса вытащил род скрипки, на которой вместо струн были пряди конских волос, приготовил смычок.

Во время сеанса бакса взял нож и стал заколачивать себе в живот (то есть в рубашку).

Пребывание наше здесь — истинное благодеяние для киргизов. Старший врач моего флота (фельдшер Истомин) вылечил многих больных, над которыми оказывалась бессильной ворожба баксы, хотя бакса и брал за лечение по нескольку баранов, а лейб-медик мой лечит даром. Кроме того, они получают от наших разные тряпки, летом променивают арбузы и дыни и живятся крохами разного рода. У солдат и матросов есть между ребятишками фавориты, которых они кормят и принаряжают.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-10-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: