Глава 8 КРУГОСВЕТНЫЕ И ПОЛУКРУГОСВЕТНЫЕ ПЛАВАНИЯ ДЛЯ УКРЕПЛЕНИЯ ПОЗИЦИЙ РОССИИ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ




 

Вот чего ждали мы, дети степей!

Вот она, сродная сердцу стихия!

Чудо свершилось: на грани своей

Стала Россия!

Брат-Океан! Ты — как мы! Дай обнять

Братскую грудь среди вражеских станов.

Кто, дерзновенный, захочет разъять

Двух великанов?

Валерий Брюсов. 1904

 

В начале 1848 г. многие из окружения великого князя Константина Николаевича, которого отец-император Николай I определил уже в младенческом возрасте быть генерал-адмиралом Российского флота, недоумевали, почему капитан-лейтенант Геннадий Иванович Невельской, один из лучших и образованнейших морских офицеров просил назначить его на скромную должность командира военного транспорта «Байкал», который направлялся с грузами из Кронштадта в Петропавловск-Камчатский и Охотск.

Геннадий Иванович в 19 лет по окончании в 1832 г. Морского корпуса был произведен в мичманы и оставлен в Офицерском классе для продолжения обучения. Затем он служил и плавал на Балтийском флоте, а в 1836–1846 гг. служил с великим князем Константином (рождения 1827 г.): плавал на фрегатах «Беллона» и «Аврора», при вооружении вновь построенного в Архангельске корабля «Ингерманланд» и переводе его в Кронштадт был помощником великого князя, исполнявшего обязанности старшего офицера корабля. Все это время великий князь и Г.И.Невельской плавали под флагом воспитателя великого князя, тогда еще контр-адмирала Федора Петровича Литке к берегам Швеции, Пруссии, Дании и Голландии. Именно тогда Ф.П.Литке познакомился с молодым моряком, убедился в его высоких моральных и деловых качествах, в отличном знании морского дела. Он и рекомендовал великому князю обратить внимание на молодого моряка. Ясно, что это стало известно многим из окружения великого князя, и все считали, что у Геннадия Ивановича есть все шансы сделать блестящую морскую карьеру.

Но оказалось, что просьба Г.И.Невельского о вообще-то скромном назначении на должность командира небольшого военного транспорта была совсем не случайна. Он еще будучи слушателем Офицерского класса заинтересовался вопросами освоения южных дальневосточных районов.

Его удивляло то, что многие картографы ошибочно, по его убеждению, представляли, что Амур в своем устье не судоходен и Сахалин не остров, а полуостров. Эти картографы игнорировали изданную в 1755 г. карту академика Крашенинникова и карту 1802 г. тогда еще контр-адмирала Сарычева, на которых Сахалин был показан островом Эти картографы ссылались на исследования мореплавателей Лаперуза, Броутона и Крузенштерна, которые первый в 1787 г., второй в 1796 г., а третий в 1805 г. не смогли из-за встреченных ими малых глубин пройти Татарским проливом первые два на север в Охотское море, а третий на юг в Японское море.

Однако известно было, что в 1826 г. беглый ссыльный Гурий Васильев спустился по Амуру и прошел на лодке Татарским проливом на юг. Он перезимовал там, снова поднялся на север, прошел Татарским проливом в Охотское море и в 1828 г. добрался до Удского острога, расположенного на р. Уде, впадающей в это море.

Корпуса флотских штурманов поручик Козьмин, описывавший в 1829–1831 гг. Удский берег Охотского моря и Шантарские острова, разработал проект исследования устья Амура, считая его судоходным. При этом он основывался на расспросах местных жителей.

Как утверждает капитан 1-го ранга Петр Александрович Тихменев, известный мореплаватель и морской историк (1824–1888 гг.), «доказательства Кузьмина и Гурия Васильева в возможности плавания из устья Амура тем были важнее, что окончательно разрушали всякое предположение о существовании перешейка между о. Сахалином и рекою и о недоступности устья последней с моря» [1, с. 275]. Выяснение возможности плавания в районе устья великой реки было поручено РАК, главой правления которой в Петербурге в то время был вице-адмирал Фердинанд Петрович Врангель (впоследствии адмирал).

В 1846 г. для исследования устья Амура был послан бриг «Великий князь Константин», принадлежащий РАК, под командой подпоручика корпуса флотских штурманов Александра Михайловича Гаврилова, участвовавшего до этого в кругосветном и двух полукругосветных плаваниях.

Он, выйдя 21 апреля (3 мая) 1846 г. из Ново-Архангельска, 18 (30) июля подошел к Сахалину. Оттуда он прошел в залив (позже названный Г.И.Невельским Байкал), принятый им в тумане за вход в Амурский лиман. Поэтому Гаврилов назвал этот залив бухтой Обмана.

26 июля (7 августа) Гаврилов подошел к Амурскому лиману. А через три дня его судно село на мель. Правда, Гаврилову удалось быстро сойти с нее. Он пробыл в устье и лимане Амура до 20 августа (1 сентября). За это время он поднимался с промерами на 70 верст по Амуру, а по Татарскому проливу спускался до 52°49,2' с. ш. Причем обследование Амура Гаврилов проводил на шлюпке и двух байдарах.

Капитан 1-го ранга П.А.Тихменев правильно отметил, что Гаврилов сумел наметить глубоководный фарватер вдоль западных берегов Сахалина и положение банки (местами обсыхающей) перед устьем Амура, а также глубоких каналов между обоими берегами реки и этой банкой.

Вместе с тем в письме Ф. П. Врангелю Гаврилов донес, что из его наблюдений совсем нельзя делать каких-либо выводов о доступности с моря устья и лимана Амура. И одновременно на карте, приложенной к рапорту, Гаврилов показал большие отмели, которые по его оценке протянулись от материка к Сахалину.

12 декабря 1846 г. барон Врангель представил письменное донесение министру иностранных дел графу Нессельроде: «Из приложенных при сем в подлиннике журнала и составленной по нему карты северной части Амурского лимана и устья реки Амура, ваше сиятельство изволите усмотреть, что возложенное на меня высочайшее повеление исполнено. Судно Российско-Американской компании было послано, и Гаврилов осмотрел северную часть лимана и устье реки Амура, которое оказалось доступным только для мелкосидящих шлюпок. При этом осмеливаюсь ходатайствовать о награждении главного правителя колонии капитана 1-го ранга Тебенькова, снаряжавшего экспедицию Гаврилова, самого Гаврилова и экипажа, бывшего в оной. Что же касается до стоимости этой экспедиции, то она простирается в 5435 рублей серебром».

Затем граф Нессельроде докладывает императору: «Повеление Вашего величества председателем Главного правления Российско-Американской компании бароном Врангелем в точности исполнено; устье реки Амура оказалось недоступным для мореходных судов, ибо глубина на оном от 1 до 3 футов [0, 45 до 1, 05 м], и Сахалин — полуостров; почему река Амур не имеет для России никакого значения». На этом докладе Николай I написал: «Весьма сожалею. Вопрос об Амуре, как о реке бесполезной, оставить; лиц, посылавшихся к Амуру, наградить».

22 января 1847 г. граф Нессельроде сообщил барону Врангелю, что император повелеть соизволил: «За труды, оказанные при посылке в Амурский лиман судна, выдать из сумм Азиатского департамента Министерства иностранных дел главному правителю колонии Тебенькову 2000 рублей, командиру брига «Константин» Гаврилову 1500 рублей, экипажу брига 1000 рублей и уплатить Российско-Американской компании 5453 рубля. Затем дело о реке Амур навсегда считать конченным и всю переписку поэтому хранить в тайне» [35, с. 66, 67].

Вот здесь и появляется капитан-лейтенант Геннадий Иванович Невельской. Заинтересовавшись проблемами Дальнего Востока, он несмотря на ожидаемое от него стремление к блестящей военно-морской карьере, проявляет настойчивость, стремление по-своему решить сложные проблемы, а, главное, стремление послужить наилучшим, по его пониманию, образом Родине. Исходя из этих соображений, он добивается назначения командиром военного транспорта «Байкал», который должен проследовать на Дальний Волсток.

Одновременно с назначением на «Байкал», он просит у начальника Главного морского штаба князя Меншикова разрешения после доставки грузов в Петропавловск-Камчатский пройти к Сахалину и провести исследования в устье Амура Меншиков сомневался в том, что Невельскому удастся добраться до Петропавловска-Камчатского раньше осени 1849 г., а деньги были выделены на содержание транспорта «Байкал» и его плавание в течение только одного года плавания.

И поэтому Невельской решил ускорить свой выход из Кронштадта, как можно быстрее добраться до Камчатки, быстро сдать казенные грузы и выигранное таким образом время употребить на исследования в Амурском лимане, сделав вид, что судно попало туда случайно. А последнее необходимо было для того, чтобы не вызвать нареканий со стороны Министерства иностранных дел, боявшегося осложнений с Китаем Дело в том, что граница в районе нижнего Амура так и не была к тому времени точно установлена. По крайней мере, Министерство иностранных дел России постановило считать южную границу России проходящей по южным склонам Станового и Хинганского хребтов до Тугурской губы Охотского моря, т.е. собиралось ни много ни мало отдать навсегда Китаю весь Амурский бассейн.

Будучи назначенным командиром «Байкала», Г.И.Невельской по указанию князя Меншикова представился незадолго до этого назначенного генерал-губернатором Восточной Сибири (в ее составе считались Камчатка и побережье Охотского моря) генерал-майору Николаю Николаевичу Муравьеву и доложил ему о своем намерении обследовать Амурский лиман для того, чтобы убедиться в том, что Сахалин остров и устье Амура судоходно. Выслушав со вниманием доводы Невельского, Н.Н.Муравьев, по словам Геннадия Ивановича, «изъявил полное сочувствие моему предложению, выразил, что он со своей стороны постарается употребить все средства к его осуществлению» [35, с 74].

Г.И.Невельской составил и представил князю Меншикову проект инструкции для командира «Байкала», в котором предписывалось: «По сдаче груза в Петропавловске следовать в Охотское море, тщательно осмотреть и описать залив Константина (залив Академии и соседственный с ним юго-западный берег Охотского моря, до лимана Амура, исследовать лиман этой реки и её устье и описать северо-восточную часть Сахалина до 52° северной широты. Затем отправиться в Охотск, сдать транспорт и с офицерами через Сибирь возвратиться в Петербург. По прибытии в Камчатку находиться в распоряжении генерал-губернатора Восточной Сибири ввиду содействия с его стороны в возлагаемом на вас поручении».

Прочитав этот проект, князь вычеркнул лиман и устье Амура, а вместо этого написал: «и осмотреть юго-западный берег Охотского моря между теми местами, которые были определены или усмотрены прежними мореплавателями», и при этом он сказал Невельскому, что исполнение им распоряжений генерал-губернатора должно ограничиться лишь пределами этой инструкции, в противном случае Невельской будет подвергнут строжайшей ответственности [35, с 83]

В Кронштадте, перед отходом «Байкала», Невельской побывал также у адмирала Ф.Ф.Беллинсгаузена, участника плавания Крузенштерна вокруг света, который сказал ему, что «опись, произведенная И.Ф.Крузенштерном в северной части Амурского лимана, а равно и предположение его, что у восточного берега Сахалина существует бар одного из рукавов реки Амура, — весьма сомнительны». С запиской от Беллинсгаузена Невельской побывал у Врангеля. Последний, предупреждая Невельского о секретности всего этого дела, заявил: «Впрочем, все, что здесь замечательно, это то, что устье реки Амур и ее лиман оказались недоступными» [35, с. 83, 84]. И Врангель показал Невельскому, как подтверждение своих слов, копию с журнала описи Гаврилова. Эти документы показались Невельскому неубедительными и лишь укрепили его намерения проверить их самому на «Байкале».

«Байкал» был заложен на верфи в Гельсингфорсе (теперь Хельсинки) в январе 1848 г. и благодаря энергии и настойчивости Геннадия Ивановича Невельского и старшего офицера транспорта лейтенанта Петра Васильевича Козакевича был закончен постройкой на несколько месяцев ранее намеченного срока. 20 июля (1 августа) судно прошло в Кронштадт и началась приемка грузов.

«Байкал» был двухмачтовым барком (на носовой мачте прямые паруса, на кормовой — косые) грузоподъемностью 250 тонн, длиной 94 фута (28,5 м), шириной 24 фута 7 дюймов (7,5 м), при полном грузе должен сидеть ахтерштевнем 12 футов 9 дюймов (3,8 м), а форштевнем 11 футов 8 дюймов (3,5 м). Экипаж транспорта состоял из командира капитан-лейтенанта Г.И.Невельского, лейтенантов П.В.Козакевича (старший офицер), А.Л.Гревенса, мичманов Гейсмара и Гроте, корпуса штурманов: поручика Халезова и подпоручика Попова, юнкера князя Ухтомского, лекаря Берга. Нижних чинов было: унтер-офицеров 3, матросов 22, баталер 1, артиллерийский унтер-офицер 1, фельдшер 1. Кроме того, на транспорте плыли в Петропавловск 14 мастеровых, всего с пассажирами 51 человек

21 августа (2 сентября) «Байкал» покинул Кронштадт. Г.И.Невельской так и не получил утвержденную императором инструкцию, определяющую его действия по обследованию Амурского лимана после прибытия в Петропавловск и сдачи грузов. 22–24 августа судно простояло из-за свежего противного ветра на якоре у восточного берега о. Сескар и, зайдя по пути в Копенгаген, 16 (28) сентября стало на якорь в Портсмуте (Англия). Там Невельской задержался на две недели для проверки хронометров, закупки провизии и теплой одежды для команды. Геннадий Иванович не смог там приобрести подходящей шлюпки с гребным винтом, вращение которого производилось бы с помощью небольшой паровой машины, так как после заказа необходимо было ждать полтора месяца ее изготовления.

30 сентября (12 октября) «Байкал» снялся с якоря и с Портсмутского рейда направился в Рио-де-Жанейро. Только 13 (25) октября судно встретило северо-восточный пассат, который дул весьма неустойчиво, переходя нередко к востоку и даже к востоку-юго-востоку со шквалами и пасмурной погодой, а близ экватора 30 октября (11 ноября) незаметно перешел к юго-востоку.

Когда транспорт был в 100 милях от Рио- де- Жанейро, ветер стал стихать и наступил штиль, который продолжился более суток. 15 (27) ноября был брошен якорь на рейде Рио-де-Жанейро. Там были выполнены конопатка бархоута (утолщенных поясьев деревянной наружной обшивки корпуса), обтянут такелаж, выполнена покраска корпуса, пополнены запасы провизии и пресной воды.

Из Рио-де-Жанейро Невельской отправил письмо генерал-губернатору Н.Н.Муравьеву, в котором сообщил, что, судя по раннему приходу «Байкалу» в этот порт, он надеется в мае быть в Петропавловске и, по сдаче груза в этом порту, он решился, невзирая на то, получит или не получит высочайшего повеления, отправиться прямо к северо-восточному побережью Сахалина и Амурскому лиману для их описи, «о чем, — писал он, — долгом моим считаю предварить Вас, в надежде, что Вы не оставите меня своим содействием: ибо, если я не получу на произведение описи высочайшего соизволения, то подвергаюсь по закону тяжкой ответственности» [35, с 88].

1 (13) декабря транспорт покинул Рио-де-Жанейро и направился вокруг мыса Горн. Часто ветер усиливался до степени шторма, и «Байкал» вынужден было идти под зарифленным грот-триселем — подобранным косым кормовым четырехугольным парусом 2 (14) января 1849 г. судно перешло меридиан мыса Горн. С самого выхода из Рио-де-Жанейро погода стояла постоянно пасмурная и ненастная, но больных на транспорте почти не было, заболели только 3 моряка, и хворали они не более нескольких дней. Г.И.Невельской и его помощники-офицеры строго следили за состоянием здоровья моряков. На транспорте строго придерживались правила, чтобы моряки не ложились на койки в сырой одежде или обуви и чтобы белья, которым запаслись в Англии, было на каждого матроса не менее полторы дюжины. Одежда и обувь моряков тщательно просушивались, палубы и трюм регулярно проветривались. Всеми средствами офицеры старались не держать матросов наверху в сырую погоду, постоянно следили за качеством пищи.

2 (14) февраля транспорт достиг рейда Вальпарайзо (Чили). Пополнив запасы продуктов и питьевой воды, через четверо суток Невельской направился к Гавайским островам. После 55-суточного плавания транспорт добрался до Гонолулу на о. Оаху. Там состоялась радостная встреча с судном РАК, которым командовал капитан-лейтенант А.О.Рудаков. В Гонолулу Г.И.Невельской вместе с А.О.Рудаковым и офицерами представился королю Сандвичевых (Гавайских) островов Камеамеа. По словам Невельского, русские моряки были приняты королем «весьма парадно и благосклонно, в знак особого уважения, какое он питал к России» [35, с. 87].

Пополнив запасы провизии и воды, судно 10 (22) апреля направилось в Петропавловск. До 31°32′ с. ш. транспорт шел при умеренных и тихих северо-восточных ветрах, но с этой широты, с 21 апреля (3 мая), ветер изменялся беспрестанно в направлении и силе, нагоняя при этом шквалы и пасмурность. 11 (23) мая, в виду Авачинской губы, выпал большой снег и налетел жестокий шквал с гор. На следующий день транспорт вошел в Авачинскую губу, и через 8 месяцев 23 дня по выходе из Кронштадта был брошен якорь в Петропавловской гавани, против порта. Больных на транспорте из членов экипажа не было. Здесь следует отметить, что рейс «Байкала» Кронштадт — Петропавловск прошел за самый короткий срок из всех плаваний российских парусных судов в первой половине XIX в., кроме шлюпа «Камчатка» под командой тогда еще капитана 2-го ранга В.М.Головнина — 8 месяцев 8 дней — на 15 дней меньше «Байкала» (правда, нельзя забывать, что шлюп водоизмещением в 900 тонн имел ход более 11 узлов, а «Байкал» не ходил более 8,5 узла).

Геннадий Иванович доложил из Петропавловска князю Меншикову о своем прибытии: «При содействии неутомимых моих помощников мне удалось совершить это плавание благополучно и прибыть в Петропавловск с бодрой и здоровой командой, не имея никаких повреждений в корпусе судна, а равно и никакой порчи в грузе. Этим оправдалась надежда моя — быть в Петропавловске в начале мая 1849 года. Таким образом, без особых расходов для казны, исполнить возложенное на меня Вами поручение. Надеюсь приступить к нему с июня месяца, начав опись с северо-восточного берега Сахалина и продолжая её далее до Тугурской губы». А начальник Камчатки капитан 1-го ранга Ростислав Григорьевич Машин доложил князю A.C.Меншикову «о приходе в Петропавловск транспорта «Байкал» в совершенной исправности, с бодрой и здоровой командой», а в заключение писал, что «никогда еще не доставлялось в Камчатку такого хорошего качества и прочности материалов и запасов, а равно и в такой полноте, без всякой порчи их, какие доставлены ныне на транспорте «Байкал», и что вследствие этого наши сибирские порты обеспечены по крайней мере на четыре года» [35, с 87,88].

В Петропавловске Невельской получил от Н.Н.Муравьева секретное письмо, доставленное туда с курьером, и копию с распоряжением Р.Г.Машину принять все меры к скорейшему выходу транспорта из Петропавловска. Вместе с тем им была получена и копия инструкции, представленной Муравьевым, через князя Меншикова, на утверждение Николаю I. В своем письме Муравьев благодарил Невельского за особую решительность и самоотвержение к достижению важной для России цели, объясняя, что он ходатайствовал, чтобы представленная им инструкция, копия с которой командиру «Байкала» посылается, была утверждена императором, на что он и надеется.

В этой инструкции Невельскому предписывалось: из Петропавловска следовать к северной части Сахалина, определить с севера подход и вход в лиман Амура, а также состояние Амурского лимана, обследовать устье Амура и саму реку, выяснить, где она течет, определить состояние входа в реку из лимана, описать берега реки Амур и её лимана близ устья, определить состояние южной части лимана: справедливо ли убеждение, что Сахалин полуостров; если это убеждение ошибочно, то исследовать пролив, отделяющий Сахалин от материка Затем требовалось обследовать юго-западный берег Охотского моря и Константиновского залива и положить их на карту, необходимую для безопасного плавания судов в Охотском море. Все исследования в Амурском лимане предписывалось проводить на гребных судах, транспорт же должен оставаться на якоре близ мыса Головачёва (на побережье Сахалина, несколько севернее северного входа в Амурский лиман); как на транспорте, так и на гребных судах не должно быть поднимаемо ни военного, ни коммерческого русского флага Доклады о результатах исследований секретно сделать князю Меншикову и генерал — губернатору Муравьеву, ибо поручение и все последствия должны оставаться без огласки.

Не получив, таким образом, в Петропавловске прямого повеления следовать к Сахалину и в Амурский лиман, Г.И.Невельской решил все же начать обследования Амура Он созвал офицеров к себе в каюту и объяснил им сущность амурского вопроса, важность для России его полного разрешения. Он объявил, что транспорт должен как можно скорее следовать к Сахалину и в Амурский лиман и что он вполне уверен, что каждый из них готов переносить все опасности и трудности. Заключил он совещание словами: «Господа, на нашу долю выпала столь важная миссия, и я надеюсь, что каждый из нас честно и благородно исполнит при этом долг свой перед отечеством Ныне же я прошу вас энергично содействовать мне к скорейшему выходу отсюда транспорта Все, что я вам объявляю, должно оставаться между нами и не должно быть оглашаемо» [35, с 90].

Через две недели транспорт был готов следовать к Сахалину. Осталось дождаться лишь байдарки с Алеутских островов, за которой Р.Г.Машиным был послан бот «Камчадал». Между тем транспорт «Иртыш», зимовавший в Петропавловске, взял груз с «Байкала», назначенный для Охотского порта, и 28 мая (9 июня) отправился по назначению. С ним Невельской отправил письмо генерал-губернатору Н.Н.Муравьеву, в котором извещал о своем эпохальном решении идти из Петропавловска к Сахалину и в Амурский лиман, а также о том, что он около исхода июня надеется быть в северной части лимана Наконец на боте «Камчадал» для Невельского доставили байдарку и утром 30 мая (11 июня) при тихом ветре с берега «Байкал» вышел из Авачинской губы и направился к восточному берегу Сахалина.

Так начались выдающиеся исследования дальневосточных земель, проведенных в 1849–1855 гг. Амурской экспедицией под руководством и при активном личном участии Григория Ивановича Невельского и его командою офицеров, матросов, казаков и солдат на Дальнем Востоке, во многом способствовавшие закреплению за Россией Приамурского и Приморского (к востоку от р. Уссури до побережья Японского моря) краев и острова Сахалина Много пришлось пережить Геннадию Ивановичу Невельскому — и грозящее разжалование в рядовые за самовольные действия, и нападки ряда высоких чиновников, и кончину маленькой дочери-дальневосточницы, но он устоял, не изменил своему стремлению быть полезным родине и российским людям.

В завершение рассказа о начале исследовательской деятельности Геннадия Ивановича Невельского приведем слова Антона Павловича Чехова о Невельском и его жене Екатерине Ивановне; «Это был энергичный, горячего темперамента человек, образованный, самоотверженный, гуманный, до мозга костей проникнутый идеей и преданный ей фанатически, чистый нравственно. Один из знавших его пишет: «более честного человека мне не случалось встречать». На восточном побережье и на Сахалине он сделал себе блестящую карьеру в какие-нибудь пять лет, но потерял дочь, которая умерла от голода, состарился, состарилась и потеряла здоровье его жена — «молоденькая, хорошенькая и приветливая женщина», переносившая все лишения геройски» [36, с. 11].

Теперь расскажем о плавании «круг света» других российских кораблей, сопровождавшихся участием в событиях на Дальнем Востоке в середине XIX в.

20 сентября (2 октября) 1852 г. вышел из Кронштадта в Петропавловск-Камчатский с различными грузами военный транспорт «Двина» длиной 120 футов (36, 6 м), водоизмещением 640 тонн, вооружение — 10 пушек под командой капитан-лейтенанта Петра Николаевича Бессарабского, уже знакомого с особенностями кругосветных плаваний (он плавал вокруг света мичманом на транспорте «Або»).

Транспорт заходил в Копенгаген, Хельсингёр и 24 октября (5 ноября) пришел в Портсмут, где из-за противных ветров простоял более дух месяцев. Вышел транспорт в море уже в январе 1853 г. Далее транспорт заходил в порт Прайа (острова Зеленого Мыса) и в Саймонс-бей (около мыса Доброй Надежды). На переходе от берегов Африки до Тасмании судно попало в жестокий шторм. В австралийский Порт-Джексон (Сидней) транспорт пришел лишь 15 (27) июня.

На пути из Сиднея в Петропавловске 5 (17) августа с борта транспорта была усмотрена и определена группа из 16 островов, названных в честь великого князя Константина Южная оконечность группы была названа берегом Беллинсгаузена, но осмотреть ее из-за штормовой погоды не удалось. Это был атолл Лаэ (Маршалловы острова). Считается, что это открытие было последним из сделанных русскими парусными кораблями в тропической части Тихого океана.

27 августа (8 сентября) 1853 г. транспорт прибыл в Петропавловск, где стал на зимовку. На следующий год транспорт 13 (25) мая 1854 г. вышел из Петропавловска и направился в порт Аян на побережье Охотского моря для приемки запасов для Петропавловского порта.

Затем на транспортах «Двина» и «Иртыш» из залива Де-Касгри был перевезен в Петропавловск десант из 350 человек под командой помощника губернатора Камчатки и командира 47-го флотского экипажа капитана 2-го ранга Арбузова.

Там транспорт принимал участие в отражении атак англо-французской эскадры в составе трех фрегатов, пароходофрегата, корвета и брига (всего 218 орудий, 2600 человек экипажей и десантных войск). Оборону города осуществляли общей численностью 920 бойцов (гарнизон, команды обоих судов и добровольцы из местных жителей, а также фрегат «Аврора» и военный транспорт «Двина»). Всего оборонявшиеся имели 76 орудий (из них 27 на кораблях, остальные корабельные орудия были сняты и использованы на береговых батареях). Обороной города и порта руководил камчатский военный губернатор генерал-майор B.C.Завойко.

Во время этих боев 18–24 августа 1854 г. команда транспорта проявила большое мужество и стойкость, огнем из корабельных орудий участвовала в отражении двух десантов англо-французов, которые вынуждены были с большими потерями возвратиться на корабли, покинувшие затем Авачинскую бухту.

С 5 (17) апреля 1855 г. транспорт «Двина» участвовал в эвакуации из Петропавловска бойцов гарнизона и их семей в Залив Де-Кастри, а затем прошел в устье Амура и зимовал в Николаевском посту (будущий г. Николаевск-на-Амуре).

Оттуда транспорт под командой капитан-лейтенанта И.И.Бутакова вышел 13 (25) октября 1856 г. к мысу Горн и через Атлантику прошел в Балтику и 15 (27) сентября 1857 г. прибыл в Кронштадт.

Теперь расскажем о полукругосветном плавании знаменитого благодаря очеркам участника этого путешествия выдающегося писателя Ивана Александровича Гончарова 52-пушечного фрегата «Паллада». Он был построен в 1832 г. на Охтинской верфи в Петербурге корабельным мастером В.Ф.Стоке. Его водоизмещение 2090 тонн, длина 52,8 м, ширина 13,6 м, осадка 6,1 м, экипаж 426 моряков. Его первым командиром был тогда еще капитан-лейтенант П.С.Нахимов.

Корабль под командой капитан-лейтенанта Ивана Семеновича Унковского вышел из Кронштадта для следования в Японию 7 (19) октября 1852 г. В плавание ушли 486 моряков экипажа, а также штаба начальника экспедиции вице-адмирала Е.В.Путятина. 12 (24) октября при входе в Зунд (теперь Эресунн, пролив между о. Зеландия и побережьем Скандинавского полуострова) без лоцмана фрегат коснулся мели, но вскоре с нее снялся. Датский пароход отбуксировал «Палладу» в Копенгаген, где она простояла до 17 (29) октября. Оттуда фрегат отправился в Англию и 30 октября (11 ноября) стал на якорь в Портсмуте.

На следующий день на фрегат прибыл вице-адмирал Ефим Васильевич Путятин, начальник экспедиции на «Палладе», следовавший в Японию с дипломатическим поручением. Он не был новичком в океанских плаваниях, Еще в 1822–1825 гг., будучи мичманом, он совершил кругосветное плавание на фрегате «Крейсер», которым командовал знаменитый мореход, тогда еще капитан 2-го ранга M.П.Лазарев. В 1833 г. он по поручению тогда еще вице-адмирала М.П.Лазарева производил опись Дарданелл Столоначальник департамента внешней торговли коллежский асессор Иван Гончаров плавал на фрегате «Паллада» в качестве секретаря вице-адмирала Е.В.Путятина.

Перед отправлением в плавание на «Палладе» друг Гончарова поэт В. Г. Венедиктов написал ему поэтическое послание, в котором, в частности, было сказано:

Лети! И что внушит тебе природа Тех чудных стран, — на пользу и добро, Пусть передаст, в честь русского народа, Нам твой рассказ и славное перо! Прости! Вернись и живо и здорово В суровые приневские края, И радостно обнимут Гончарова И Майковы, и все его друзья.

В Портсмуте фрегат был поставлен в док и на нем были проведены солидные ремонтные работы. В Англии вице-адмирал Е.В.Путятин приобрел железную винтовую шхуну «Восток» (мощность паровой машины 40 ас (30 кВт), водоизмещение 210 тонн). Командиром «Востока» назначили капитан-лейтенанта Воина Андреевича Римского-Корсакова. Шхуна «Восток» сразу же была включена в состав экспедиции Е.В Путятина.

Предполагая пройти на Дальний Восток вокруг мыса Доброй Надежды через Индийский океан, воспользовавшись юго-западным муссоном, Путятин послал бывшему в то время на Дальнем Востоке корвету «Оливуца» и судну РАК «Князь Меншиков» приказание идти для встречи с ним к островам Бонин-Сима в Тихом океане.

6 (18) января 1853 г. «Паллада» и «Восток» вышли из Портсмута, но уже в первую ночь разлучились. Соединились они в проливе Ла-Манш только через 5 дней. К вечеру море стихло, и фрегат взял шхуну на буксир. «При тихом ветре фрегат, буксируя шхуну, имел от 4 с половиной до 6 узлов, а на другой день…фрегат, лежа в бейдевинд на левый галс [т.е. когда угол между диаметральной плоскостью судна и направлением ветра составлял менее 90°], имел ходу от 6 с половиной до 8 узлов» [1, с 210]. Однако к вечеру волнение усилилось и пришлось отдать буксиры. Скорость фрегата увеличилась до 11 узлов, а шхуна отстала. Местом встречи был назначен о. Мадейра.

18 (30) января фрегат «Паллада», не становясь на якорь, запасся у о. Мадейра провизией и пресной водой. «Востоку» было оставлено предписание идти к мысу Доброй Надежды. А сам фрегат пошел в порт Прайа (острова Зеленого Мыса). Там были пополнены запасы провизии и проведена обтяжка такелажа.

С 24 марта (5 апреля) по 12 (24) апреля фрегат простоял в Саймонс-бее (около мыса Доброй Надежды). 1 (13) апреля туда пришла шхуна «Восток». Оттуда «Восток» направился прямо в Гонконг, а «Паллада», зайдя по пути в порт Аньер-Кидул и Сингапур, 13 (25) июля прибыла в Гонконг.

В Индийском океане «Палладе» пришлось пройти через ряд серьезных штормов. И А Гончаров оставил нам описание нескольких из них: «Рев ветра долетал до общей каюты, размахи судна были все больше и больше. Шторм был классический, по всей форме…Часов в десять вечера жестоко поддало, вал хлынул и разлился по всем палубам, на которых и без того много скопилось дождевой воды. Она потоками устремлялась в люки, которых не закрывали для воздуха [для вентиляции внутренних помещений.— Авт.]. Целые каскады начали хлестать в каюту, на стол, на скамьи, на пол, на нас, не исключая и моего места, и меня самого. Все поджали ноги или разбежались куда кто мог. Младший и самый веселый из наших спутников, Зеленый, вскочил на скамью и, с неизменным хохотом, ухватив где-то из угла кота, бросил его под каскады…

По трапам еще стремились потоки, но у меня ноги уж были по колено в воде — нечего разбирать, как бы посуше пройти. Мы выбрались наверх: темнота ужасная, вой ветра еще ужаснее; не видно было, куда ступить. Вдруг молния. Она осветила, кроме моря, еще озеро воды на палубе, толпу народа, тянувшего какую-то снасть, да протянутые леера, чтобы держаться в качку. Я шагал в воде через веревки, сквозь толпу; добрался кое-как до дверей своей каюты и там, ухватясь за кнехт, чтобы не бросило куда-нибудь в угол, пожалуй, на пушку, остановился посмотреть хваленый шторм. Молния как молния, только без грома, или его за ветром не слыхать. Луны не видно… Она [молния] сверкала часто и так близко, как будто касалась мачт и парусов» [37, с 250,251].

Именно в Индийском океане моряки «Паллады» встретили такое явление как водяной смерч. Вот рассказ о нем И А Гончарова; «Однажды я, в изнеможении, сел в капитанской каюте на диван и нечаянно заснул. Слышу крик, просыпаюсь — светло. Спрашиваю, который час шестой, говорят. «Зарядить пушку ядром!» — кричит вахтенный. «Что это, кого там?» — подумал я. В это время пришли с вахты сказать, что виден пароход не пароход, а бог знает что. Я бросился наверх, вскочил на пушку, смотрю: близко, в полуверсте мчится на нас в самом деле бог знает что: черный крутящийся столп с дымом, похожий, пожалуй, и на пароход; но с неба, из облака, тянется к нему какая-то темная узкая полоса, будто рукав; все ближе, ближе «Готова ли пушка?» — закричал вахтенный. «Готова!» — отвечали снизу. Но явление начало бледнеть, разлагаться и вскоре, саженях в 150 от нас [320 м] пропало без всякого следа. Известно, что смерчи, или водяные столпы, разбивают ядрами с кораблей, иначе они, налетев на судно, могут сломать рангоут или изорвать паруса. От ядра они разлетаются и разрешаются обильным дождем. Мы еще видели после раза два такие явления, но они близко не подходили к нам» [37, с 253,254].

Из Гонконга «Паллада» с «Востоком» отправились на острова Бонин-Сима к месту встречи с корветом «Оливуца» и судном РАК «Князь Меншиков». Тут «Паллада» вновь попала в сильнейший шторм, и старый фрегат поучил сильные повреждения. И опять ИА Гончаров красочно описал это опасное происшествие: «Орудия закрепили тройными талями и, сверх того, еще занесли кабельтовым, и на этот счет были довольно покойны. Качка была ужасная. Вещи, которые крепко привязаны были к стенам и к полу, отрывались и неслись в противоположную сторону, оттуда назад… Окна в каюте были отворены настежь, и море было перед моими глазами во всей своей дикой красе. Только в одни эти окна или порты, по-морскому, и не достигала вода, потому что они были высоко; везде же в прочих местах полупортики были задраены наглухо деревянными заставками, иначе стекла летят вдребезги и при крене вал за валом вторгается в судно. В кают-компании, в батарейной палубе вода лилась ручьями и едва успевала стекать в трюм. Везде мокро, мрачно, нет убежища нигде, кроме этой верхней каюты. Но и тут надо было, наконец, закрыть окна: ветер бросал верхушки волн на мебель, на пол, на стены. Вечером буря разыгралась так, что нельзя было расслышать, гудит ли ветер или гремит гром. Вдруг сделалась какая-то суматоха, послышалась ускоренная команда, лейтенант Савич гремел в рупор над ревом бури.

— Что такое? — спросил я кого-то.

— Фок разорвало, — говорят.

Спустя полчаса трисель вырвало. Наконец разорвало пополам и фор-марсель. Дело становилось серьезное; но самое серьезное было еще впереди. Паруса кое-как заменили другими. Часов в семь вечера вдруг на лицах командиров явилась особенная заботливость — и было от чего. Ванты ослабели, бензеля поползли, и грот-мачта зашаталась, грозя рухнуть.

Знаете ли вы, что такое грот-мачта и что ведет за собой ее падение? Грот-мачта — это бревно, фут во сто длина и до 800 пуд весом [длина до 30 м и весом до 12,8 тонны], которое держится протянутыми с вершины ее к сеткам толстыми смолеными канатами, или вантами. Представьте себе, что какая-нибудь башня, у подножия которой вы живете, грозит рухнуть; положим даже, вы знаете, в которую сторону она упадет, вы, конечно, уйдете за версту; а здесь, на корабле!»

Ожидание было томительное, чувство тоски невыразимое. Конечно, всякий представлял, как она упадет, как положит судно набок, прошибет сетки (то есть край корабля), как хлынут волны на палубу: удастся ли обрубить скоро подветренные ванты, чтобы вдруг избавить судно от напора тяжести на один бок. Иначе оно, черпнув глубоко бортом, может быть, уже не встанет более…

У всякого в голове, конечно, шевелились эти мысли, но никто не говорил об этом и некогда было: надо было действовать — и действовали. Какую энергию, сметливость и присутствие духа обнаружили тут многие! Савичу точно праздник: выпачканный, оборванный, с сияющими глазами, он летал всюду, где ветер оставлял по себе какой-нибудь разрушительный след.

Решились не допустить мачту упасть и в помощь ослабевшим вантам «за<



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-10-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: