РАЗЛОЖЕНИЕ ФЕОДАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ И РАЗВИТИЕ КАПИТАЛИЗМА В РОССИИ. 4 глава




Еще более сильный упадок переживает Ганза. Сначала она пострадала от неблагоприятного изменения цен: после 1370 г. упали цены на зерновые, а после 1400 г. – и на пушнину, а цены на промышленные изделия возросли. А затем начали возрождаться территориальные государства: Англия, Швеция, Дания, Польша, Московия, подчиняя себе города и торговлю. Но некоторые города еще долго будут на равных соперничать даже с такими могучими территориальными государствами, как Франция, Испания или Австрия.

Так, в начале XVI века происходит возвышение Лиссабона, который в 1505 – 1560 гг. превратился благодаря удачному географическому положению, энергии и предприимчивости португальских мореплавателей, поддерживаемых двором, и монополии на торговлю перцем в наиболее блестящую европейскую столицу. Однако удержать это положение надолго не удастся.

Затем лидерство перейдет к Антверпену, который, с одной стороны, станет общеевропейским “торговым складом”, а с другой, обслуживая в 1530 – 1650 гг. расчеты торгового дома Фуггеров, которые, в свою очередь, были едва ли не главными казначеями империи, будет оспаривать у Генуи роль главного расчетного центра Европы.

Наследником Антверпена станет Амстердам и в целом Голландия, которая, несмотря на свой скромный размер и небольшую численность населения, в течение целого столетия будет являться экономическим центром европейского мира.

Первая страна победившего капитализма.

Центр европейского капитализма смещается в сторону Амстердама, который в с 1630 по 1730 год будет доминировать, опираясь на флот, втрое превосходящий все остальные европейские флоты вместе взятые. Он насчитывал около 15 тысяч кораблей, из которых более 1.000 были военными. Для сравнения – Франция в это время имела не более 15 военных кораблей. В стране с населением около 2 миллионов человек (не более 600 тысяч взрослых здоровых мужчин) было 150 тысяч моряков и более 200 верфей, на которых строились корабли для Англии, Франции, России и Польши. Успешному капиталистическому развитию Голландии способствовали следующие факторы:

· удачное географическое положение на стыке “балтийского” и “атлантического” торговых путей, благоприятствовавшее формированию крупных торговых капиталов;

· недоразвитость крепостного права и феодальных институтов. Личная свобода крестьян сохранялась даже в эпоху “мрачного” Средневековья, а освобождение от испанского владычества открыло дорогу политическому господству буржуазии уже в конце XVI века;

· бедность почв и недостаток земель заставляли искать удачи в море и совершенствовать сельское хозяйство. Рыболовством было занято 100 – 120 тысяч человек, и страна снабжала селедкой почти всю Европу. А с помощью плотин, дамб и насыпей удалось отвоевать у моря сотни квадратных километров плодородного шельфа;

· религиозная терпимость обеспечила приток в страну гонимых католиками образованных, квалифицированных, предприимчивых и достаточно обеспеченных протестантов: лютеран и гугенотов, а также евреев, укрепивших средние слои голландского общества.

Наибольшее развитие в Голландии получила внешняя торговля, преимущественно с Индией, Индонезией, Китаем, Японией и Америкой. Торговый оборот в XVII веке составлял 75 – 100 млн. золотых флоринов в год.

Из промышленных отраслей наибольшее развитие, помимо кораблестроения, получила суконная промышленность.

Причем по структуре организации отрасль отличалась разнообразием – сочетанием рассеянного производства, централизованного, которое получило наибольшее развитие, и смешанного. Голландия специализировалась на тонком сукне, парусине, плюше, бархате льняных и шелковых тканях.

Но были и факторы, неблагоприятно влияющие на развитие страны, к числу которых, в первую очередь, можно отнести нехватку сырья и особенно рабочих рук, а также враждебное окружение: испанские имперские земли, Франция, набирающая военную мощь на континенте и навязавшая Голландии несколько войн на суше, Англия, активно, конкурирующая на море и навязавшая четыре морских войны: в 1652 – 54, 1665 – 67, 1672 – 74 и 1782 – 83 гг., а в торговле отгородившаяся протекционистскими барьерами. Начавшийся после проведения огораживания подъем в английской шерстяной промышленности позволил ей буквально “завалить” Европу своими тканями и колониальными товарами, среди которых выделялся индийский текстиль, что, конечно, неблагоприятно отразилось на голландских сукноделах.

Все это, в конечном итоге, несколько приостановило бурное развитие Голландии и привело к смещению центра экономического развития в Англию.

Экономические предпосылки и последствия революции в Англии.

Повсеместно, а особенно сильно в Англии, происходит укрупнение земельной собственности. Малые крестьянские наделы по 10 – 20 гектар сменяются фермерскими – по 100 – 150 гектар. Усиливается имущественное расслоение. Средние слои укрепляются как за счет обедневшего дворянства, постепенно переходящего в служилое сословие, так и за счет части крестьян, превращающихся в фермеров. Мануфактуры, рассеянные, а затем централизованные в наиболее развитых странах (Голландия и Англия), начинают вытеснять ремесленные цеха, которые постепенно изживают себя, теряя конкурентоспособность. Рабочий день на централизованной мануфактуре продолжался 14 – 16 часов, на рассеянной – практически без ограничений. Заработная плата определялась прожиточным минимумом семьи рабочего и приблизительно равнялась удвоенной стоимости дневного рациона, состоявшего преимущественно из хлеба.

Рост средних слоев и экономической мощи буржуазии вошел в серьезный конфликт с феодальным режимом Стюартов, стремившихся установить абсолютистскую монархию. Революция смела феодальные барьеры и открыла дорогу к быстрому развитию буржуазных отношений. Ускорилось расслоение крестьян. Распределенная мануфактура стала все активней сменяться централизованной, а вскоре появились и первые фабрики.

В 1651 году был принят Навигационный акт, обязывающий доставлять товары из колоний только на английских судах, а из Европы либо на английских, либо на судах тех стран, где совершаются закупки, а таких было немного. В частности, у России в этот период практически не было своего торгового флота. Акт 1651 года был прямо направлен против интересов Голландии и привел к войне. Развитие морской торговли требовало создания мощного флота. В финансировании этого мероприятия принимали участие не только купцы, но и дворяне, средние слои и даже корона. Так, в эпоху Реставрации Крала II Стюарта за три дня удалось по подписке собрать сумму в 2 млн. фунтов стерлингов для новой Ост-Индской компании.

Постепенно лидерство в мировой торговле переходит к Англии. Этому способствовал ряд важных обстоятельств:

· был весьма удачно заключен долгосрочный альянс с опытной в морских и колониальных делах Португалией, направленный против Испании и Голландии, конкурировавших между собой;

· мощная промышленная база обеспечивала возможность вывоза шерстяных и полушерстяных тканей, одежды, изделий из металла в Европу и колонии. Добыча угля в Западной Европе к началу века Просвещения достигла 4 миллионов тонн, и почти ¾ этого количества приходилось на долю Англии. К концу века Просвещения добыча угля возрастет до 21 млн. т. и 14 из них – в Англии. Аналогичная картина наблюдалась по чугуну;

· реэкспорт колониальных товаров (табака, сахара, индийского текстиля и специй) обеспечил высокую норму прибыли. В стране происходило расширение и усложнение финансовой системы, возрастала роль денег и ценных бумаг.

Раздел мира между Великими державами.

Вслед за Испанией и Португалией, каждой из которых уже к началу века Просвещения досталось примерно по 1/10 части мировой суши, в процесс территориального раздела мира включается Россия.

Продвигаясь на запад, Восток и Юг, Российская империя охватит к концу XVIII века примерно 1/8 часть суши. Голландия, обладая весьма ограниченными людскими ресурсами, создаст империю торговых постов наподобие Венецианской. В зону ее влияние попадут острова Индийского океана. Франция начинает продвижение в Африку с Алжира и Северную Америку с Канады, которая затем будет потеряна в пользу Англии. Англии же к концу века Просвещения достанется 1/4 часть суши с третью всего мирового населения. Впрочем Северная Америка добьется независимости уже в 1783 году. Но и без нее Великобритания, в состав которой будут входить Индия – “жемчужина короны”, Австралия – место ссылки и каторги, Канада, земли на севере и юге Африканского континента, превратится в “империю, над которой никогда не заходит солнце”.


Тема 7.

КРИЗИС ФЕОДАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ЕВРОПЕ.

Понятие модернизации.

В широком смысле под модернизацией понимают процессы обновления традиционного общества, вступающего на путь движения к обществу современного типа, и совершенствования последнего. Переход от средневековья к новому времени и связанное с этим становление иных экономических, политических, социокультурных структур, являлись, в сущности, вариантом модернизационного процесса, начавшегося в наиболее развитых странах Европы уже в XVI – XVII вв.

Его основные особенности состояли в том, что модернизация, во-первых, не приобрела еще четких форм и выступила скорее как тенденция, возможное направление развития, во-вторых, она не шла “широким фронтом”, пробивая бреши в броне традиционного общества на узких участках и в отдельных странах. Революция XVII века в Англии была в этом смысле самой крупной ее победой. Франции выпал жребий опрокинуть устои социального традиционализма – Великая французская революция конца XVIII века стала тем рубежом, оттолкнувшись от которого, двинулось с разной степенью успешности большинство европейских стран по пути модернизации.

В узком смысле под модернизацией понимают процессы промышленной революции и индустриализации, приведшие к формированию так называемого индустриального общества, основанного на машинном производстве, фабричной организации труда, едином внутреннем рынке. Первой страной, познавшей трудности и успехи индустриализации, была Англия. Промышленная революция началась здесь уже в 80-х гг. XVIII века.

Огораживание.

Рост урожайности, с одной стороны, и увеличение потребности в мясе, жирах, коже и шерсти – с другой, привели к необходимости изменения баланса распределения земли между земледелием (растениеводством) и скотоводством (животноводством), получившим название огораживание.

Поскольку животноводство требует существенно меньшего приложения человеческого труда на равных площадях, произошло высвобождение значительной части занятых в сельском хозяйстве крестьян, которые пополнили собой ряды городского пролетариата, разбойно-бродяжнической вольницы и откровенной нищеты. Борьба с последней велась весьма жестоко, особенно в Британии, где действовали так называемые “кровавые законы”. Так, только в царствование Генриха VIII было повешено около 500 тысяч нищих-бродяг, то есть каждый десятый англичанин. Именно в этот период родился афоризм – “овцы пожрали людей”.

Одновременно в сельском хозяйстве начал внедряться многопольный севооборот, травосеяние, внесение удобрений, возобновилась мелиорация и осушение болот. Все это привело к значительному росту производительности труда и эффективности производства в сельском хозяйстве, прежде всего в Англии.

Еще одним последствием огораживания стал резкий рост численности и доли городского населения (оно достигнет 33% к концу эпохи Возрождения), занятого преимущественно обработкой шерсти и изготовлением ткани, которая станет одним из наиболее важных рычагов, с помощью которых маленькое островное государство придет к мировому политическому и экономическом господству.

Социальные сдвиги.

В эпоху Возрождения ускоряются процессы межсословного и внутрисословного расслоения. Часть дворянства превращается в служилое по военно-морской (Испания, Португалия) и военно-административной (Голландия, Англия, Франция) части. Это облегчает задачу захвата и эксплуатации колониальных владений. Часть дворянства увидела выход в аграрном предпринимательстве, участии в торговых компаниях, внедрении краткосрочной аренды на своих землях. Это было так называемое новое дворянство, известное не только в тюдоровской Англии, но и, например, во Франции. Складывалась и буржуазия, особая буржуазия XVI в. Ее состав был пестр и неоднороден: торговцы, преуспевавшие цеховые мастера, крупные купцы, банкиры, представители нарождавшейся государственной бюрократии, промышленники-предпринима-тели. Доходы этих слоев росли, они участвовали во внутренней и заморской торговле, брали на откуп государственные налоги, приобретали за деньги государственные должности, дававшие и престиж, и прибыль. Расслоение коснулось также крестьянской массы, меньшая часть которого, около 20% превратилась в фригольдеров – фермеров и арендаторов – сельскую буржуазию, а остальные, постепенно разоряясь, стали из копигольдеров – наследственных арендаторов – превращаться в кратковременных арендаторов – превращаться в кратковременных арендаторов – лизгольдеров, коттеров – батраков и поденщиков, пауперов – неимущих, нищих, бродяг, которые, если не попадали на виселицу, то пополняли ряды матросов и наемных работников.

Но наиболее бурно проходили процессы расслоения в городах.

Здесь из среды зажиточных мастеров, купцов и мелких финансистов формируется слой мануфактурщиков – владельцев крупных мастерских, не занятых физическим трудом, будущих капиталистов. А мелкие ремесленники постепенно утрачивают независимость и права собственности сначала на изделия, а затем и на само хозяйство и орудия производства. Надомничество, или “рассеянная” мануфактура, получила особенно бурное развитие там, где были слабее цеховые ограничения. Цеховые же мастера, увеличивая масштабы своего производства и степень разделения труда, создавали централизованные мануфактуры. Особенно эффективны мануфактуры были в отраслях с дорогими, сложными средствами производства и устойчивым массовым сбытом: добывающей, оружейной, судостроительной, печатной, ткацкой.

Русское государство XV – XVII вв.

Экономические причины лежали в основе всех значительных процессов, происходивших в Русском государстве. Именно они заставили раннефеодальную знать “осесть” на земле, так как доход от военно-разбойничей добычи был менее надежен, нежели, собираемая с крестьян и горожан. Вслед за знатью вынуждены были умерить свою непоседливость и князья, хотя это не означало, что они навсегда забыли о военных заботах. Быт княжеских и боярских хозяйств постепенно приспосабливался к нуждам постоянной обороны, готовности к походу или сидению в осаде. Это обуславливало заметное развитие закупничества, т.е. содержания в вотчинах зависимых от феодала вооруженных людей, создание за счет труда холопов запасов продовольствия. В XI – XV вв. главной экономической единицей на Руси становится вотчина (от слова “отец”). Существовало несколько видов этой основной формы собственности: княжеские, родовые, купленные и пожалованные вотчины.

Центром княжеской вотчины являлся княжеский двор, включавший хоромы, дома для важных слуг, помещения для остальной обслуги, хозяйственные постройки. Вотчина включала сельскохозяйственные угодья, луга, пасеки. В ней имелись поголовье рабочего, молочного и мясного скота, птица. Крестьяне селились в небольших неукрепленных деревнях и селах.

Развитая речная сеть определила основное занятие восточных славян – активный внутренний обмен и внешнюю торговлю. Реки России текут только с севера на юг или наоборот, а их притоки располагаются с востока на запад или с запада на восток. В итоге, Русь обладала уникальной сетью судоходных путей, соединяющихся между собой. До появления железных дорог именно реки являлись главными артериями российской экономики.

Монголо-татарское нашествие и иго приостановили, но не прервали внешнеторговых связей Руси. Она торговала с Ордой, продавая ордынцам мед, воск, мех, седла мечи. С Волги на Русь поставляли шелк и бумажные ткани, соль, пригоняли лошадей. Не заглохла и торговля Руси со старыми партнерами – Крымом и Византией, где интересы русских купцов сталкивались с интересами греческих и итальянских торговцев. Одним из основных районов сбыта русских товаров оставалась Западная Европа. Через Литву и ганзейские города сюда поступали мех, мед, воск, кожи, оружие. На Русь из Европы шли специи, мыло, краски, сукно.

Русь оправилась от неожиданного и жестокого удара монголо-татар лишь к XV в. Именно в этом столетии начали расширяться экономические связи между различными областями страны. Преобладала, конечно, естественная специализация, определяющее значение при которой имело наличие на данной территории запасов соли, руды, тех или иных пород рыб и зверей. В целом же сохранялось господство натурального хозяйства. К середине XVI в. на Руси существовало около 160 городов. В столице государства насчитывалось 100 тыс. жителей, и Москва являлась одним из крупнейших европейских центров.

Основную массу населения в городах составляли ремесленники и торговые люди. В XVI в. наряду с “середними” посадскими людьми выделяются “лучшие” люди – верхушка посада и “молодчие” люди – беднота, составлявшая 20 – 25% посада.

В годы борьбы за окончательное освобождение от ига начинает развиваться русская денежная система. Основной ее единицей становится рубль, который являлся счетной единицей, а не конкретной монетой. Монетой же стала деньга, существовавшая в двух вариантах: московском и новгородском (последняя была в два раза тяжелее). Централизация денежной системы произошла в XVI в., когда московский рубль стал основной валютой для всей страны.

 


Тема 8.

ПРОМЫШЛЕННЫЙ ПЕРЕВОРОТ В АНГЛИИ И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА РАЗВИТИЕ ЕВРОПЕЙСКОГО КАПИТАЛИЗМА.

Промышленная революция.

В Англии во второй половине XVIII века сложились благоприятные условия для развития технической мыли:

· в ходе первоначального накопления и колониальной экспансии образовалось достаточное количество денежных средств для субсидирования технических исследований;

· было сформировано довольно-таки образованное общество, включая средние слои, составлявшие уже до 30% совокупного населения, способное воспринять и использовать новинки;

· конкуренция со стороны континента, при относительной нехватке рабочей силы на острове, стимулировала увеличивать производственный капитал;

· провозглашенная еще в XVII веке религиозная терпимость к научным изысканиям позволила ученым не опасаться преследований.

Однако “революция” не была неким фиксированным событием, подобно Французской буржуазной революции. Сам термин “промышленная революция” введен в научный оборот только в ХХ веке, принадлежит автору книги “Постижение истории” А. Тойнби и многими учеными отвергается. Нет и какой-либо символической даты начала и окончания революции.

Еще в 1733 году механик Дж. Кей изобрел так называемый челнок-самолет, увеличивший производительность труда ткача в 2 – 2,5 раза. С этого момента можно условно начинать отсчет первого большого (векового) технико-технологического уклада – “века текстиля”. В 1760 году в Шотландии открылся первый металлургический завод “Кэррон”, а около 1765 года Дж. Харгривз изобретает прядильную машину, а Р. Аркрайт – водяную машину. К 1780 году в Англии было построено 20 прядильных фабрик, а к 1790 – 150.

В 1769 году Дж. Уатт изобретает паровую машину, а через 15 лет – ее более совершенную модель – двойного действия, открывая тем самым “век пара”, который через несколько десятилетий придет на смену “века текстиля”. Впрочем, успех давался непросто, фирма Болтона-Уатта по производству паровых машин едва не обанкротилась из-за того, что не смогла получить кредит в размере 5.000 фунтов стерлингов, в то время как кредиты для колониальной торговли составляли миллионы фунтов.

В 1785 году Э. Картрайт изобретает механический ткацкий станок, производительность которого равна производительности 30 – 40 ткачей. Все это привело к резкому росту производительности труда в ткацкой промышленности в последней четверти XVIII века в 25 – 40 раз. Сам же выпуск хлопчатобумажных тканей увеличился в 6 раз.

В самом конце века в Англии развернулись широкомасштабное строительство дорог с твердым покрытием и рытье каналов. В результате стоимость перевозок сократилась в среднем в 3 – 4 раза.

В 1807 году на воду был спущен первый пароход и начинает формироваться паровой флот. Расстояния, измеряемые в днях пути, существенно (в 2 – 3 раза) сокращаются. Формируется мировая система хозяйства – Pax Britania.

В 1814 году Д. Стефенсон построил первый паровоз и в 1825 году поставил на нем мировой рекорд скорости – 20 миль в час, на первой в мире железной дороге Стоктон – Дарлингтон. В течение следующих 50 лет плотная сеть железных дорог, преимущественно английского производства, покроет всю Западную Европу.

Экономика индустриального типа.

Высвобождение значительной доли быстро растущего населения из сферы сельского хозяйства привело к значительному снижению стоимости рабочей силы и резкому увеличению численности занятых в промышленности, которая становится главной сферой деятельности населения сначала в Англии.

Бурному росту и развитию промышленности способствовали условия, ставшие впоследствии обязательными требованиями для существования системы свободной конкуренции (free competition).

1. Продавцов и покупателей много, а доля каждого из них на рынке относительно мала (менее 1%), так что у них отсутствует возможность влиять своими действиями или бездействием на рыночную цену и они принимают ее как заданную.

2. Товар однороден (гомогенен), что определяется отсутствием марки (товарного знака); потребителю безразлично, у кого из производителей приобретать данный товар – единственным критерием является цена.

3. Нет дискриминации продавцов и покупателей, а законодательные ограничения минимальны и одинаковы для всех участников рынка, нет торговых привилегий.

4. Факторы производства абсолютно мобильны – можно быстро увеличить производство любого товара, на который предъявлен платежеспособный спрос.

5. Все участники рынка равно информированы или не информированы о ситуации на нем и вокруг него, нет эксклюзивных источников информации.

6. Рынок является источником средств существования для продавцов, и они не могут произвольно покинуть его без потерь.

Конечно, в чистом виде эти условия никогда не выполнялись. В частности, в Британии с 1815 по 1846 год действовали так называемые “хлебные” законы, существенно ограничивавшие свободу и конкуренцию на рынке хлеба. Но в целом период с 1815 по 1875 год в Европе может быть назван эпохой свободной конкуренции.

Превращение Британии в “мастерскую мира”.

С 1780 по 1795 годы количество прядильных фабрик в Англии возросло в 10 раз и достигло 200. Во Франции, в это время их было всего 15.

Прорывное значение имело решение транспортной проблемы. За 50 лет, с 1785 по 1835 год, страна покрылась густой сетью дорог с твердым покрытием, каналов (более 100) и железных дорог. Благодаря этому добыча угля возросла с 1800 по 1865 год в 10 раз и достигла 100 миллионов тонн в год – 50% мирового производства (аналогично по чугуну).

Лидерство британской технической мысли, наряду с ранним развитием сырьевой базы обеспечило Англии доминирующие позиции в машиностроении. Развернувшееся в Европе железнодорожное строительство, да и сам Промышленный переворот поначалу вынуждено ориентировались на британскую технику. Британские же колонии и зависимые территории типа Китая полностью зависели от поставок английских товаров и оборудования.

Добившись серьезного технологического преимущества, Британия больше не была заинтересована в сохранении политики протекционизма (защиты внутреннего рынка от конкуренции), господствовавшего в Европе с эпохи Возрождения. Она добровольно отменила “хлебные” законы, “Навигационный акт”, снизила или вовсе упразднила пошлины на импортируемые из большинства европейских стран товары (все равно ее продукция была намного дешевле) и их призвала последовать своему примеру. Хотя большинство европейских стран ограничилось лишь снижением пошлин на английские товары, последняя все равно оказалась в выигрыше, благодаря исключительному качеству и высокой эффективности английского производства. Между 1850 и 1870 годами на долю Англии приходилось около 35 – 40% мировой техники.

Если в Европе Англия добивалась своих целей мирными, дипломатическими средствами, то со слаборазвитыми странами она совершенно не церемонилась. Так, против Китая в ходе так называемой “опиумной” войны дважды был применен военный флот. В результате Британия не только аннексировала Гонкон (позднее аннексия была заменена арендой на 99 лет, срок которой истек в 1997 году), но и навязала Китаю условия “свободной торговли” английскими товарами, и прежде всего индийским опиумом, с помощью которого значительная часть населения Китая была подвергнута наркотизации..


Тема 9.

СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ИНФРАСТРУКТУРЫКАПИТАЛИСТИЧЕСКОГО ПРО-ИЗВОДСТВА В СТРАНАХ КОНТИНЕНТАЛЬНОЙ ЕВРОПЫ.

Особенности промышленного развития Франции.

Промышленность во Франции развивалась несколько в другом направлении и несколько более низкими темпами, чем в Англии. Но и здесь техническая мысль не стояла на месте.

В 1805 году Л. Жаккар изобрел станок по производству узорчатых шелковых тканей. В 1810 году Ф. Жирар изобрел льнопрядильную машину и получил за это премию в миллион франков. В том же 1810 году именно во Франции изобретена технология промышленного консервирования продуктов, благодаря которой голод в Европе уходит в прошлое, по крайней мере в –мирное время. Наполеон не посчитал нужным засекретить это изобретение, в чем некоторые эксперты по военной экономике видят его роковую стратегическую ошибку.

Однако промышленное развитие страны явно уступало ее финансовому развитию. В начале XIX столетия организуется ряд крупных банков с государственным участием: Французский банк, Поземельный кредит, Движимый кредит, а в 1818 году первая сберегательная касса. В 1865 году учрежден банк “Лионский кредит”, специализирующийся на размещении во Франции зарубежных займов. Парижская биржа, стоимость ценных бумаг которой возросла с 10 млрд. франков в 1850 году до 35 млрд. в 1870-м, стала мировым центром облигационной торговли.

Страной образцовой индустриализации многие экономисты-историограф считают Англию, по сравнению с которой Франция выглядит страной незавершенной, почти неудачной индустриализации. Это подтверждает и более низкий темп ее экономического роста, и меньшее распространение машинной техники, и более архаичная структура экономики с преобладанием сельского хозяйства и ручного сектора промышленного производства.

Но есть и другое мнение. Разница в степени и темпах инудстриализация обусловлена различием в ее формах и методах.

Английские промышленники в силу объективных условий (малое население, дорогая рабочая сил) были вынуждены увеличивать капиталозатраты и специализироваться на выпуске той продукции, в производстве которой наибольший эффект дает применение машин. Это с самого начало привело в Англии к бурному подъему базовых производств и отраслей, поставляющих сырье и полуфабрикаты – каменный уголь, металл, пряжу. Здесь они были “отправной точкой и движущей силой промышленной революции”.

Наоборот, французские промышленники, располагавшие вследствие аграрного перенаселения дешевой рабочей силой, были заинтересованы в наиболее полном использовании затрат труда и ориентировались на производство товаров, требующих ручной обработки. Поэтому во Франции подъем базовых производств был отсрочен в пользу обрабатывающей промышленности, выпускающей готовую к потреблению продукцию.

Если принять во внимание различия в приросте населения, то промышленный рост Франции окажется во многие периоды относительно боле быстрым, поскольку происходил в условиях замедленного роста населения.

Население Франции в начале века составляло 25 миллионов человек, Англии – менее 10, в конце века – 50 и более 40 миллионов соответственно.

Запоздалое обретение государственности – Германия.

К началу XIX века на германских землях существовало более 300 мелких государств. Продолжали существовать феодальные обычаи, цеха, гильдии. Сохранялись внутренние границы и таможенные пошлины. Лишь в 1807 году в Пруссии было ликвидировано крепостное право. В 1818 году Пруссия ликвидировала на своей территории таможенные заставы, а к 1833 году добилась создания таможенного союза из 18 государств с населением 23 млн. человек. В ходе земельной реформы 1816 – 1821 года 60% пахотных земель оказалось в руках юнкеров (помещиков), 30% - у гроссбауэров (зажиточных крестьян, кулаков) и лишь 10% у мелких крестьянских хозяйств. Объединение страны завершилось только в 1871 году.. Формой правления осталась неограниченная монархия, опирающаяся на юнкеров – профессиональных военных и землевладельцев в одном лице.

Благотворно сказалось на развитии промышленности богатство Пруссии углем и рудой. Но население Пруссии и других германских государствах было исключительно бедным, малограмотным и зажатым в тиски традиций. Германия столкнулась с необходимостью больших капиталовложений для организации производства. Успешная индустриализация была возможна лишь при условии, что государство:

· обеспечивало защитные тарифы;



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: