РАЗЛОЖЕНИЕ ФЕОДАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ И РАЗВИТИЕ КАПИТАЛИЗМА В РОССИИ. 7 глава




В условиях стремительно растущего производства огромное стратегическое значение получили рынки сбыта. Если у США такой рынок был, что называется “под боком”, Британия и Франция являлись колониальными империями и могли навязывать свою продукцию зависимым странам по завышенным ценам. Если Российская империя присоединила огромные территории в Азии, на хозяйственное освоение которых у нее даже не хватало ресурсов, то Германия была практически лишена рынков, которым она могла бы диктовать свои условия.

 


Тема 13.

ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫВ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ КОНЦА XIX - НАЧАЛА XX В.

Международное перемещение капитала и рабочей силы.

Одним из важнейших направлений интернационализации экономических отношений является международное передвижение капитала из одной страны в другую. Такой вывоз капитала за границу осуществляется тогда, когда он может быть помещен в другой стране с большей нормой прибыли, чем в своей стране.

Вывоз капитала – следствие ряда причин:

1) перенакопление капитала в стране, откуда он вывозится;

2) несовпадение спроса на капитал и его предложения в различных звеньях всемирного хозяйства;

3) наличие в странах, куда экспортируется капитал, более дешевого сырья и рабочей силы;

4) интернационализация производства.

Капитал вывозят разные собственники и государство, часто преследующие наряду с экономическими и политические (в том числе и военно-стратегические) цели. При этом используются две основные формы экспорта капитала: предпринимательская и ссудная (денежная).

Важную роль в развитии мировых экономических отношений играет международное перемещение масс трудящихся из своих стран в другие в поисках работы.

Внедрение ответвлений банковских систем Англии в экономику колониальных и полуколониальных стран.

. К началу ХХ в. основная часть капиталов Англии сосредоточилась в 6 крупнейших банках, распоряжавшихся сотнями миллионов фунтов стерлингов. Они финансировали различные предприятия в колониях и за пределами Британской империи, отделения появились во многих странах. Центром этой сети являлся Английский банк. Поэтому, несмотря на утрату Англией промышленного первенства, Лондон сохранил положение мирового финансового центра.

Банки способствовали созданию монополий в судостроительной, химической, сталелитейной, а также в некоторых отраслях легкой промышленности. Все железные дороги принадлежали в начале ХХ в. 12 крупным компаниям. Монополии Виккерса и Армстронга сконцентрировали в своих руках производство вооружения.

Среди акционеров крупнейших компаний были и банкиры; в то же время промышленники принимали участие в операциях банков. В Англии, как и в других странах, сложился финансовый капитал, а вместе с тем появилась финансовая олигархия. Особенности этого процесса в Англии выражались в том, что, во-первых, он проходил в несколько замедленном темпе и, во-вторых, ведущая роль в нем принадлежала банковскому капиталу.

Финансовая олигархия стремилась расширить колониальную империю (колонии превышали метрополию по территории в 109 раз, а по населению почти в 10 раз), куда доступ конкурентов затруднен и увеличить сверхприбыли, часть которых использовалась для ослабления остроты социальных противоречий внутри страны.

Финансовая олигархия как главный носитель государственно-монополистических тенденций.

Германия.

К началу ХХ в. монополии стали господствующей силой в экономике. Почти вся добыча угля, производство чугуна и стали контролировались четырьмя монополиями. Выросшее морское судоходство попало в руки двух монополий. Две группы монополистов контролировали почти всю химическую промышленность, а две другие – электропромышленность.

Увеличилось могущество банков, кредитовавших промышленников, особенно “Дисконтгезельшафт” и “Дойче банк”, контролировавших бóльшую часть финансов страны. Владельцы сросшихся промышленного и банковского капиталов представляли собой финансовую олигархию.

Франция.

Темпы роста производственных сил во Франции в конце XIX в. оказались ниже, чем в США, Германии и Англии. Это имело ряд причин. Экономика страны серьезно пострадала от проигранной войны: была ослаблена выплатой 5 млрд. франков контрибуции, потерей Эльзаса и Восточной Лотарингии, дававших немало железной руды, цветных металлов, угля.

Характерной чертой Франции было наличие множества мелких крестьян и мелких предпринимателей – ремесленников, торговцев, составлявших значительную часть населения. Относительная устойчивость таких крестьян и предпринимателей обеспечивалась только чрезмерной работой самих хозяев, членов их семей и наемных работников. Их покупательская способность оставалась низкой, и они не могли использовать новейшую технику, развивать современное производство.

В начале ХХ в. Франция вышла на первое место в Европе по производству автомобилей и развитию авиации. Три крупнейшие банковские монополии – Национальная учетная контора, Лионский кредит и Генеральное общество, возникшие еще в середине XIX в., стали контролировать значительную часть промышленности. Почти вся металлургическая промышленность оказалась в руках монополий, объединенных “Комитетом тяжелой промышленности”, химическая – компаниями Сен-Гобена и Кюльмана и т.д. Монополии сосредоточили в своих руках промышленность, перерабатывавшую продукцию сельского хозяйства. Через скупщиков сырья они диктовали свои цены.

Главным оплотом финансового капитала являлся Французский банк. В управлявший им совет входили крупнейшие банкиры и промышленники. К началу ХХ в. финансовый капитал был сосредоточен в руках 200 семейств, составлявших финансовую олигархию.

За четверть века экспорт французского капитала почти утроился, по этому показателю она занимала второе место в мире. Причем французский капитал за границей был преимущественно ростовщическим капиталом, который отдавался в “рост” – взаймы под высокие проценты.

Влияние передовых индустриальных стран на формирование Японии.

Япония широко использовала технические достижения Западной Европы и США, успешно училась у них организации капиталистического производства. В конце XIX – начале XX в. в стране завершился промышленный переворот и ее промышленность стала развиваться во много раз быстрее, чем в западно-европейских странах, хотя доля Японии в мировом производстве была еще невелика.

“Мицубиси” и несколько других фирм создали объединения – концерны.. Эти концерны представляли собой гигантские акционерные компании. Акционерами стали крупные землевладельцы, чиновники, генералы и офицеры.. С монополистами были тесно связаны высшие государственные и военные деятели страны, до премьер-министра и императора включительно.

Владельцы японских концернов составляли финансовую олигархию, которая стала истинным хозяином страны.

Империализм.

Концентрация производства и капитала, их слияние, удаленность источников сырья и рынков сбыта от национальных границ, стремительный рост мировой торговли и строительства привели к формированию мощных финансово-промышленных компаний, которым становилось тесно в этих национальных границах. Они вели борьбу между собой уже по всему миру, стремясь к вытеснению конкурентов и захвату монопольных позиций, особенно в финансовой сфере. В этой борьбе они опирались на поддержку своих правительств и вооруженных сил, прежде всего флота, отождествляя собственные и национальные интересы. Так, например Центральная Америка стала зоной интересов компании “Юнайтед фрутс”.

Территориальный раздел мира, практически завершившийся к началу ХХ века, дополнился его экономическим разделом, где-то совпадавшим, а где-то и не совпадавшим с территориальными границами. Правительства ведущих стран дипломатическими и военными средствами оказывали содействие проникновению и закреплению своих монополий на интересующих их территориях. Так, США в рассматриваемый период более ста раз вмешивались во внутренние дела стран Западного полушария, отстаивая интересы своих монополий. Активная поддержка государством монополий позволила сделать вывод о переходе “классического капитализма” в новое качество – государственно-монополистический капитализм.

Истоки и эволюция антитрестовской политики.

Экономика знает несколько форм обеспечения выгод от монопольного контроля рынка за счет регулирования цен в интересах фирм-монополистов. Использование этих способов зависит от типа конкуренции на рынке: одно дело, если на рынке сложилась ситуация частной монополии, и совсем другое, если это олигопольный рынок, то есть на нем сосуществует несколько крупнейших фирм.

При чистой монополии фирма, контролирующая рынок, обычно устанавливает на свои товары более высокие цены, чем могли бы сложиться в условиях чистой (совершенной) конкуренции. Поскольку целью фирмы является получение наибольшей суммы прибыли, то фирма-монополист подбирает такое сочетание цены и объемов производства (величину предложения) товаров, при котором и достигается эта цель. И как правило, это означает появление на рынке меньшего количества товаров и с ценами более высокими, чем в условиях чистой конкуренции.

Кроме того, пользуясь своей абсолютной властью на рынке, чистый монополист обычно пытается осуществить ценовую дискриминацию. Ценовая дискриминация – это коммерческая практика, связанная с продажей одного и того же товара разным покупателям по неодинаковым ценам.

По-иному складывается картина монополистического ценообразования на олигопольном рынке. Здесь наиболее частой формой нарушения нормальной работы рыночного механизма ценообразования являются монопольные сговоры о ценах.

В 80 – 90-х гг. все больше богатств в США концентрировалось в руках трестов. (Трест – в котором, сохраняя юридическую независимость, предприятия, производящие однородную продукцию, объединяют финансы, производственные мощности и сбыт.)

Основателем первого треста был Д. Рокфеллер. Разбогатев на военных поставках в годы гражданской войны, Рокфеллер установил контроль над нефтеперегонными предприятиями и торговлей, а позднее и над добычей нефти.

На примере США можно увидеть эволюцию антитрестовской политики.

Когда в 1890 г. появился закон Шермана, он был принят практически без осуждения. Это было время, когда экономисты верили, что только совершенная конкуренция может дать наилучшие результаты и только она является альтернативой монополии.

Однако позднее, в период после Великой депрессии, в США получила распространение защита компаний от “чрезмерной” конкуренции. Во избежание “войны цен” и во имя “честной торговли” государство устанавливало минимальные цены на продукцию. Причина этого – изменение общественного климата (вне которого понять экономическую политику страны вообще невозможно): в данном случае в общественном сознании американцев произошел резкий поворот к консерватизму.

В 80-е годы в антимонопольной политике многих стран мира произошло существенное изменение акцентов: приоритетным направлением стала защита потребителей. Больше внимания стало уделяться проблемам роста эффективности и динамики потребительских цен.

Сложился взгляд, что важны не уровень рыночной концентрации и не масштабы корпорации самой по себе, а последствия монополизации отрасли для потребителей. Было осознано, что далеко не всегда появление многих более мелки фирм – благо для потребителей. Изменились и критерии для запрета слияний и поглощений в отраслях: государства стали более терпимыми в отношении этого явления среди крупных корпорациях.

Кредитовавшие тресты крупнейшие банки США располагались на небольшой нью-йорской улице – Уолл-стрит, ставшей деловым центром станы. В Соединенных Штатах установилось фактическое господство финансовой алигархии.

Добиваясь удовлетворения своих интересов, тресты и банки подкупали членов правительства, чиновников, судей, проводили послушных им кандидатов на выборные должности. Хозяева банков и трестов сами стали занимать многие высшие должности в стране. Угодные им должностные лица получали крупные пакеты акций, посты в руководстве трестами и банками. Так финансовая олигархия срасталась с государственным аппаратом.

Милитаризм.

Борьба за ресурсы и сферы влияния привела к усилению внутри ведущих стран мира позиций офицерского корпуса и военной промышленности. Военно-промышленные нужды стали поглощать все большую часть ресурсов и долю бюджетов. Особенно сильна эта тенденция была в России, Германии и Японии, где военная служба стала единственной приемлемой сферой деятельности старой феодальной аристократии, лишившейся абсолютного права землевладения. Неспособная к иной деятельности каста военных толкала правительства своих стран к попытке решения экономических проблем силовым способом. Тем более, что война рассматривалась ими как “благородное дело”, к тому же способное поднять их авторитет в обществе.

Идеологическая подготовка к войне сопровождалась созданием образа врага, угрожающего всей нации.

Причины первой мировой войны.

Основной причиной войны было стремление монополий различных стран, в первую очередь Германии, осуществить передел (экономический и территориальный) мировых сфер влияния. Для этого Германия инициировала строительство железной дороги Берлин – Стамбул – Багдад, успешное завершение которого позволило бы ей прорваться к стратегически важному региону Персидского залива и оттуда угрожать британским интересам в Индии и французским в Африке.

Англо-французская коалиция с помощью войны хотела прекратить экономический рост в Германии, окончательно лишить ее колоний, сырья и рынков сбыта, и тем самым вернуть себе лидирующие позиции в мире.

Дополнительной причиной стало желание за счет нагнетения военной истерии, а в будущем за счет дележа добычи сплотить нацию и отвлечь нижние слои общества от борьбы за свои экономические интересы. Особенно сильной такая мотивация была у Японии и России.

 


Тема 14.

МИРОВОЕ ХОЗЯЙСТВО В ПЕРИОД МЕЖДУ ДВУМЯ МИРОВЫМИ ВОЙНАМИ.

Экономические итоги войны.

В войне погибло более 10 миллионов человек, еще 10 миллионов умерло от голода и эпидемий. 20 миллионов человек было ранено или травмировано. На 16 млн. человек за пять военных лет сократилась рождаемость. Таким образом, население Европы в 1919 году оказалось на 36 млн. человек меньше (почти на 10%), чем должно было быть в ходе мирного развития.

За годы войны было потоплено 500 боевых кораблей, 2.000 вспомогательных плавсредств и 6.000 торговых судов. Значительные территории во Франции, Австрии, Германии и России подверглись разграблению и разрушениям.

Национальное богатство стран Европы сократилось в среднем на треть, в то время как в Японии выросло на 25%, а в США – на 40%. Доля Соединенных Штатов в мировом промышленном производстве превысила 50%. В США производилось 60% мирового чугуна и стали, добывалось 65% мировой нефти, производилось 85% мирового выпуска автомобилей. Американские инвестиции за границей увеличились с 2,5 до 7 млрд. дол.

Германия потеряла 12% своей довоенной территории в Европе и все заморские колонии общей площадью 3 млн. кв. км с населением 13 млн. человек, большая часть которых отошла Англии. Ее сухопутная армия была сокращена до 100 тысяч человек, а офицерский корпус – до 4.000.

Австрийская, Турецкая и Российская империи распались. В Австрии, Венгрии, Чехии, Польше, Румынии, Италии к власти пришли слабые буржуазные правительства, которые за 20 лет так и не сумели вывести свои страны на траекторию устойчивого экономического развития, вследствие чего эти страны стали легкой добычей фашистов. В Турции к власти пришли военные, которым удалось осуществить модернизацию страны. Сильнее всего пострадала Россия, где власть захватили большевики.

Парижская мирная конференция – Версальский договор.

Вскоре после окончания первой мировой войны (1914-1918 гг.) державы-победитель-ницы приступили к дележу захваченной добычи. 18 января 1919 г. в Париже открылась мирная конференция. В ее работе участвовали представители 32 государств. Советская Россия приглашения не получила. Делегации побежденных стран были вызваны лишь для подписания мирных договоров.

Основная роль конференции – борьба с революциями в России, Венгрии и других странах. Были приняты решения об усилении военной интервенции и широкой поддержке белогвардейских армий. Рассматривался и вопрос о расчленении Республики Советов на отдельные части – Сибирь, Украину, Кавказ, Среднюю Азию и т.д., чтобы превратить их в колонии капиталистических держав.

В ходе мирной конференции обнаружились острые разногласия между недавними союзниками. Американские миллиардеры, нажившиеся на войне, претендовали на мировое господство и требовали широкого принципа “открытых дверей”. Чтобы не допустить первенства Франции и Великобритании в Европе, делегация США выступила за сохранение сильной милитаристской Германии. Рассчитывая тем самым укрепить американские позиции на европейском континенте, а главное, сохранить реакционную Германию для борьбы против Советской России.

Французская сторона, наоборот, добивалась максимального ослабления Германии с целью установления своего господства в Европе. Она требовала присоединения к Франции Саарского угольного бассейна и других немецких земель на левом берегу Рейна. Французская дипломатия предприняла шаги к сколачиванию в Европе антигерманского блока из ряда государств (Польши, Чехословакии, Румынии и др.).

Сокрушив морское и экономическое могущество Германии английская буржуазия добивалась теперь включения в состав Британской империи бывших германских колоний. Ллойд Джордж пустил в ход все свои дипломатические способности, чтобы помещать Франции усилиться за счет Германии.

В конце концов путем взаимных уступок руководители держав завершили составление проекта мирного договора, который получил название Версальского. Он был подписан 28 июня 1919 г. в Зеркальном зале Версальского дворца.

Франция вернула себе Эльзас и Лотарингию, Саарская область передавалась под управление Лиги Нации на 15 лет, а угольные шахты переходили в собственность Франции. Германия признала независимость Польши, передала ей часть польских земель, захваченных в свое время Пруссией: Познань, часть Верхней Силезии, некоторые районы Восточной Пруссии. Польша получила Восточное Поморье и тем самым – прямой выход к Балтийскому морю. Германия лишилась также всех своих колоний.

Договор обязывал Германию уплатить репарации. Во время конференции победители не смогли договориться ни о размерах репарационных платежей, ни о величине доли, причитающейся каждому из них.

Составной частью Версальского мирного договора стал Устав Лиги Наций. Он определял основные задачи Лиги: развитие сотрудничества между народами, обеспечение мира и безопасности. Устав предусматривал также ряд коллективных мер – санкций в отношении государства-агрессора. В то же время в Уставе не давалось определения, что такое агрессия и кто считается агрессором. Это открывало перед капиталистическими государствами широкие возможности для произвольного толкования характера международных конфликтов.

Лига Наций служила инструментом политики Великобритании и Франции, помогая им охранять новую систему международных отношений. В 20-х – начале 30-х гг. ее деятельность носила явно враждебный первому социалистическому государству характер.

План Дауэса.

В 1923 году в Германии была проведена денежная реформа и инфляция практически прекратилась. 1 сентября вступил в действие План Дауэса, по которому снимались ограничения в развития германской промышленности, платежи по репарациям устанавливались в размере 1 – 1,75 млрд. золотых марок в год (с 1928 года – по 2,5 млрд.), а источниками выплат определялись пошлины и налоги на предметы массового спроса, отчисления с доходов германских железных дорог и дополнительные налоги с промышленности. В июне 1929 года план Дауэса был заменен планом Юнга, по которому общий объем репараций снижался до 114 млрд. марок, срок выплат растягивался на 37 лет (в среднем по 2 млрд. в год), а единственными источниками платежей определялись: государственный бюджет и доходы железных дорог.

Хозяйственный подъем 20-х гг.

В 1924 г. капиталистический мир вступил в полосу стабилизации. Послевоенная разруха сменилась хозяйственным подъемом 20-х гг. Быстро развивались новые отрасли промышленности – электротехническая, автомобильная, авиационная, химическая. Непрерывно возрастала добыча нефти и газа. В то же время традиционные отрасли промышленности (угольная, текстильная) не знали подъема. Между капиталистическими государствами восстанавливалось устойчивое денежное обращение, крепли экономические связи. Усилилась монополизация крупного производства, возникли гигантские монополистические объединения.

Однако стабилизация капитализма была временной и частичной. Капитализм уже не являлся всеохватывающей системой хозяйства. Вступление Советского государства на путь строительства социализма лишило иностранный капитал источника огромных прибылей. Производственные мощности многих капиталистических стран в значительной мере оставались незагруженными. Крайне медленно сокращалась безработица.

В тяжелом состоянии находилось и сельское хозяйство. Повышенный спрос на хлеб, которого не было ни у побежденных, ни у победителей, вызвал резкое повышение цен на него. В ряде государств началось расширение посевных площадей под зерновые культуры. Хлебная лихорадка охватила аграрные штаты Северной Америки, Канаду, Аргентину, Австралию и некоторые европейские капиталистические страны. Однако через несколько лет под влиянием рыночной стихии сельскохозяйственная продукция не стала находить достаточного сбыта. В результате многие крестьянские и фермерские семьи были вынуждены продавать имущество и в поисках работы уходить в города, пополняя ряды безработных.

Развитие экономики в различных странах шло неравномерно. За годы стабилизации объем промышленного производства увеличился по сравнению с 1913 г. в США на 70%, во Франции – на 43%, в Германии – на 17%. Однако в Великобритании производство едва достигло довоенного уровня. Это неотвратимо вело к новому обострению капиталистических противоречий.

Углубление кризиса колониальной системы также подрывало капиталистическую стабилизацию. Новая волна национально-освободительного движения (в Марокко, Индии, Китае и других странах); вызванная растущим грабежом колоний, расшатывала позиции империалистов в колониях и зависимых странах.

Относительная стабилизация капитализма происходила главным образом за счет усиления эксплуатации рабочих и других трудящихся слоев населения. Предприниматели широко применяли потогонную систему организации труда путем специального надзора за ритмом работы при непосильной для человека скорости движения конвейера.

Мировой экономический кризис 1929 – 1933 гг.

В конце 1929 г. разразился небывалый по глубине экономический кризис. Он начался в ведущей стране капитализма – США и вскоре охватил весь капиталистический мир. Причиной мирового экономического кризиса явился выросший объем капиталистического рынка в результате восстановления и развития хозяйства. Это побуждало буржуазию вкладывать в экономику крупные капиталовложения ради получения высоких прибылей. Через несколько лет возникло перенасыщения рынков сбыта товарами, которые не находили покупателей.

Мировой экономический кризис оказался крайне затяжным и разрушительным. В большинстве капиталистических стран он продолжался около четырех лет. Кризис в промышленности слился с аграрным кризисом. Катастрофическое падение закупочных цен на сельскохозяйственные продукты ограничило возможности крестьян и фермеров приобретать промышленные товары. Промышленный кризис усилил, таким образом, аграрный, а аграрный кризис, в свою очередь, обострил промышленность.

Чтобы получить большие прибыли, магнаты капитала искусственно поддерживали высокие розничные цены на продукты сельского хозяйства. С этой целью зерно сжигалось в топках паровозов, уничтожались миллионы голов скота. Кризис разорил тысячи мелких и средних промышленников. Это сопровождалось дельнейшей концентрацией капиталов в руках узкого круга лиц. Резко ухудшилось положение в колониях. Страны – поставщики сырья и продовольствия терпели огромные убытки от быстрого падения цен на хлопок, шелк-сырец и другие колониальные товары.

В 1933-1934 гг. капитализм вышел из мирового экономического кризиса. Тяжелые потрясения, которые обрушились на капиталистическую систему, заставили капиталистические государства, как и в годы первой мировой войны, прийти на помощь монополиям.

Ускорилось перерастание монополистического капитализма в государственно-моно-полистический, соединение силы монополий с силой государства в единый механизм. Государство пыталось регулировать развитие различных отраслей хозяйства, а также отношения между трудом и капиталом. Монополиям предоставлялись выгодные военные заказы, займы, субсидии, налоговые льготы. Государственно-монополистический капитализм по-разному проявил себя в различных странах. Однако всюду, где происходил переход к государственно-монополи-стическому капитализму, усиливался процесс концентрации производства и капитала, а гнет монополий становился тяжелее.

Начавшееся после мирового экономического кризиса промышленное оживление было слабым и незначительным. С осени 1937 г. большинство стран капиталистического мира вновь вступило в полосу экономического кризиса. Германия, Италия и Япония также испытывали воздействие нового экономического кризиса, которое было ослаблено в результате принятых правительствами и монополиями мер по переводу экономики этих стран на военные рельсы и переходу во внешней политике к осуществлению захватнической программы.

Американский капитализм вступил в полосу временной, частичной стабилизации в конце 1922 г. – раньше, чем капитализм других государств. Этому благоприятствовали большая емкость внутреннего рынка и рост экспорта в зарубежные страны, особенно в Европу и Латинскую Америку. Монополистическая буржуазия обогащалась, получая от государств-должников проценты по займам и платежи по военным долгам. Центр мирового капиталистического мира переместился из Великобритании в США, которые стали сильнейшей капиталистической державой. В 1929 г. США производили 44% промышленной продукции капиталистического мира, то есть больше, чем Великобритания, Франция, Германия, Италия и Япония, вместе взятые.

Крупные магнаты усилили контроль над экономикой США. Среди них выделялись финансовые группы Моргана, Рокфеллера, Дюпона, Меллона, а также территориальные группы финансовой олигархии – чикагская, бостонская, кливлендская. Предприятия, не выдержавшие конкуренции, поглощались крупными трестами.

Стремясь обеспечить непрерывный рост прибылей, капиталисты внедряли рационализацию производства. Многие предприятия перешли на массовый выпуск стандартных изделий. Широкое применение быстро движущихся конвейеров требовало от рабочих ускоренных темпов и повышенного внимания.

Крах на нью-йоркской бирже в конце октября 1929 г. возвестил о начале небывалого по глубине и разрушительной силе очередного экономического кризиса. К лету 1932 г. промышленное производство в США сократилось почти вдвое по сравнению с уровнем 1929 г. Тысячи банков, промышленных и торговых компаний обанкротились. Но крупные корпорации, поглотившие множество мелких и средних фирм, удержались благодаря помощи государства.

“Новый курс” администрации Ф. Рузвельта.

На выборах в ноябре 1932 г., проходивших в атмосфере возросшей политической неустойчивости, республиканцы потерпели поражение. Президентом США был избран кандидат от демократической партии буржуазный либерал Франклин Делано Рузвельт (1882 – 1945), гибкий и дальновидный политик.

Выражая интересы монополистической буржуазии, правительство стало на путь осуществления целой системы государственных мероприятий в экономической и социлаьно-полити-ческой областях. Чтобы преодолеть последствия кризиса, оно пыталось смягчить обострившиеся противоречия капитализма США. Эта система получила практической выражение в “новом курсе” Рузвельта. Цель выдвинутой им программы состояла в том, чтобы с помощью буржуазных реформ, путем активного вмешательства государства в экономическую жизнь укрепить господство монополий.

В законодательстве “нового курса” важнейшее место занимал закон о восстановлении и национальной промышленности. При участии монополистов для всех отраслей индустрии вырабатывались “кодексы частной конкуренции”. Они устанавливали объем производства, цены на продукцию, размеры заработной платы, регулировали рынки сбыта и т.д. Национальная администрация восстановления (NRA) пыталась осуществить “плановое” сокращение производства, обеспечив корпорациям выход из кризиса с наименьшими потерями. В условиях конкурентной борьбы, исключающей плановое ведение хозяйства, этот путь привел к усилению концентрации производства в руках крупных монополий.

Конгресс учредил Администрацию регулирования сельского хозяйства (ААА). Стремясь поднять цены на сельскохозяйственную продукцию, она выдавала денежное вознаграждение тем фермерам, которые сокращали посевы и поголовье скота. Но деятельность ААА принесла выгоду лишь крупным сельскохозяйственным компаниям и богатым фермерам.

В целях сокращения безработицы правительство осуществляло программу общественных работ. Молодежь направляли в трудовые лагеря, где ее нередко использовали на строительстве объектов, имевших военное значение.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: