РАЗЛОЖЕНИЕ ФЕОДАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ И РАЗВИТИЕ КАПИТАЛИЗМА В РОССИИ. 9 глава




Советскому Союзу также было предложено участвовать в плане Маршала. Если бы он принял это предложение, то влияние США в Европе усилилось бы существенно в меньшей степени, а восстановление хозяйства СССР прошло бы намного успешнее. Но руководители СССР (Сталин и Молотов) совершили грубую политическую ошибку, отвергнув предложение помощи (на что американские политики, кстати говоря, очень рассчитывали) и втянув страну в 45-летнее противостояние с экономически более сильным противником.

План Маршалла является одной из наиболее успешных экономических программ в истории, поскольку были достигнуты практически все его явные и тайные цели:

· экономика стран Западной Европы была восстановлена;

· европейские страны смогли расплатиться по внешним долгам;

· влияние коммунистов и СССР было ослаблено;

· вокруг СССР был возведен “железный занавес”;

· США и Канада получили огромный рынок сбыта;

· был восстановлен и укреплен европейский средний класс – гарант политической стабильности и устойчивого развития.

(СЭВ, 1949)

Коммунистические страны были отгорожены от остального мира “железным занавесом”. Опираясь на военную силу, Сталин диктовал лидерам этих стран линию поведения не только на международной арене, но и во внутренней политике. Однако их послушность объяснялась не только военным фактором и единством марксистской доктрины строительства социализма, но и огромной материальной помощью со стороны СССР. За 1945 - 1952 гг. сумма только долгосрочных льготных кредитов этим странам составила 3 млрд. долларов. Оформление экономических основ советского блока произошло в 1949 г. с образованием Совета Экономической Взаимопомощи (СЭВ).

Бреттон-Вудская система.

Первые международные валютные соглашения были заключены в 1944 г. в американском городе Бреттон-Вудсе.

Для стран – участниц Бреттон-Вудской системы была введена система корректируемых фиксированных курсов валют. Курсы валют фиксировались на уровне, позволяющем странам реализовать свои внутренние программы развития. Если через какое-то время не удавалось привести равновесные курсы к фиксированным, фиксированный курс корректировался.

Курсы валют были привязаны к доллару США, доллар США к золоту (1 доллар = 1 грамм) и свободно на него обменивался. Однако при разных темпах экономического развития стран-участниц было тяжело поддерживать систему жестких курсов, что привело, в конечном счете, к ограничению международной торговли.

В 1971 г. доллар США девальвировался, Бреттон-Вудская система распалась. Была введена система управляемых плавающих курсов (отклонение до 2,5%). Но многие страны и сейчас не пускают свои валюты в “свободное плавание”, а стараются поддержать определенную связь между ними и одной из “главных” валют. Так, около 20 африканских стран входят в “франко-зону”.. Центральная и Северная Европа ориентированы на немецкую марку. Страны Юго-Восточной Азии – на японскую иену. В Западном полушарии “главной” валютой является доллар США, по прежнему являющийся мировым резервом № 1.

Международный валютный фонд (МВФ).

Был создан на международной валютно-финансовой конференции в Бреттон-Вудсе в 1944 году и начал функционировать с марта 1917 года. Правление МВФ находится в Вашингтоне, а его европейское отделение – в Париже. Правление состоит из пяти главных департаментов: для Африки, Европы, Азии, Среднего Востока и Западного полушария.

Официальными целями МВФ являются содействие развитию международной торговли и валютного сотрудничества путем установления норм регулирования валютных курсов и контроля за их соблюдением, предоставление государствам – членам средств в иностранной валюте для выравнивания платежных балансов.

В настоящее время в МВФ входит более 170 стран, капитал фонда составляет более 150 млрд. долларов (около 30% приходится на долю США, по 5-6% на Великобританию, Францию, Германию и Японию, 4% на Саудовскую Аравию, по 2,5-3,5% на Италию, Канаду, Голландию и Китай), количество сотрудников превышает 2.000 человек.

Советскому Союзу было предложено вступить в МВФ еще в 1946 году, с третьей по величине долей после США и Британии, но Сталин отверг это предложение, также как предложение использовать рубль в международных расчетах наряду с долларом, при курсе 1 к 1. Россия была принята в МВФ в 1992 году с шестой по величине долей участия.

Международный (Всемирный) банк реконструкции и развития (МБРР, или ВБРР).

Специализированное учреждение ООН, межгосударственный инвестиционный институт, учрежденный одновременно с МВФ в соответствии с решениями международной валютно-финансовой конференции в Бреттон-Вудсе в 1944 году. Соглашение о МБРР, являющееся одновременно и его уставом, официально вступило в силу в 1945 году, но банк начал функционировать с 1946 г. Местонахождение МБРР – Вашингтон.

Высшими органами МБРР является Совет управляющих и Директорат как исполнительный орган. Во главе банка находится президент, как правило, представитель высших деловых кругов США. Сессия Совета, состоящего из министров финансов и управляющих центральными банками, проводится раз в год, совместно с МВФ. Членами банка могут быть только члены МВФ, голоса определяются квотой страны в капитале банка. Хотя членами МБРР являются 155 стран, лидирующее положение принадлежит большой семерке.

Официальная цель деятельности банка – оказание финансовой и организационной помощи странам – участницам на компенсационной основе. Первоначально МБРР аккумулировал средства для стимулирования частных инвестиций в странах Западной Европы, экономика которых значительно пострадала во время второй мировой войны. С середины 50-х деятельность МБРР во все большей степени стала ориентироваться на страны Азии, Африки и Латинской Америки.

Источник средств – акционерный капитал, размещение облигационных займов, продажа облигаций.

Необходимо подчеркнуть, что банк покрывает своими кредитами лишь 30% стоимости объекта, причем наибольшая часть кредитов направляется в отрасли инфраструктуры: энергетику, транспорт, связь.

МВФ и Мировой банк иногда называют бреттон-вудскими сестрами.

Создание и деятельность (ЕЭС), (ЕС), (ГАТТ) и (ВТО).

Ряд западноевропейских государств (Франция, ФРГ, Италия, Бельгия, Нидерланды и Люксембург) в 1958 г. создали Европейское экономическое сообщество (ЕЭС). Оно превратилось в мощную экономическую группировку, превосходящую по численности население США в 1,4 раза и обладающую сравнимым с ними хозяйственным потенциалом. С расширением состава ЕЭС происходило углубление интеграции с переходом от преимущественно торгового сотрудничества к объединению и других сфер хозяйства, включая научно-техническую деятельность (организация совместных исследований и разработок, создание совместных программ). С завершением этих процессов интеграционное объединение стало именоваться Европейское сообщество (ЕС).

В ЕС осуществляется свободный обмен национальных валют и создана европейская валютная система со своим механизмом регулирования расчетов, установления валютных курсов и выработки общей позиции по валютным вопросам в мировом хозяйстве. Учреждена коллективная валютная единица, которая стала одной из мировых валют и вступила в обращение в качестве мировых денег во всемирном хозяйстве.

До сих пор ЕС представляет собой объединение полноправных стран-участниц. Они тесно связаны между собой: на внутриинтеграционную торговлю приходится около 60% общего внешнеторгового оборота стран ЕС. После ликвидации большого количества таможенных барьеров страны ЕС смогли сэкономить, согласно предварительным оценкам, 14-27 миллиардов долларов.

Европейское сообщество находится в противоречивых отношениях с двумя другими основными центрами мирового капиталистического хозяйства – США и Японией. Интеграция помогла западноевропейскому капиталу на равных противостоять своим основным конкурентам. Страны, не входящие в ЕС, стремятся нейтрализовать преимущества стран – членов интеграционного объединения. Они повышают роль других, более широких по составу экономических организаций, такой, например как Всемирная торговая организация – ВТО (бывшее Генеральное соглашение по тарифам и торговле ГАТТ).

ГАТТ, первоначально подписанное 23 странами в 1947 г., теперь включает более 90 государств. Ныне Всемирная торговая организация (ВТО) добивается снижения таможенных пошлин и других барьеров, препятствующих товарообмену между странами.

Хельсинское соглашение 1975 г.

В начале 70-х гг. канцлер ФРГ В. Брандт от имени своей страны заключил договоры с СССР, Польшей, ГДР, Чехословакией об основах взаимоотношений, в которых признавалась территориальная социально-экономическая нерушимость государственных границ, сложившихся в Европе после второй мировой войны. Было заключено четырехстороннее соглашение (СССР, США, Великобритания и Франция) по урегулированию статуса Западного Берлина. Тем самым на основе разумного компромисса была разрешена одна из самых сложных проблем европейской безопасности.

Однако эти компромиссы носили вынужденный характер, закреплялся послевоенный раздел Европы на две части. Многие аналитики Запада исходили из того, что внутренняя неустойчивость в восточноевропейских странах неизбежно уведет их в сторону от коммунистических режимов без внешнего вмешательства. Советские же руководители и политики были довольны тем, что Запад признал их право оказывать влияния на Восточную Европу в выгодном им духе.

Этот компромисс был закреплен на Совещании по безопасности и сотрудничеству в Европе. В этом Совещании участвовали руководители и представители 33 европейских стран, а также США и Канада. 1 августа 1975 г. в Хельсинки (Финляндия) был подписан Заключительный акт Совещания. Основа его – декларация принципов, которыми государства должны руководствоваться во взаимных и межгосударственных отношениях. Вот эти принципы: суверенное равенство; взаимный отказ от применения силы или угрозы силой; нерушимость границ, территориальная целостность государств; мирное урегулирование споров; невмешательство во внутренние дела; уважение прав человека и основных свобод; равноправие и право народов распоряжаться своей судьбой; сотрудничество между государствами; добросовестное выполнение обязательств, вытекающих из общепризнанных принципов и норм права. К сожалению, в дальнейшем советское руководство не всегда точно и честно соблюдало их, что объективно подрывало доверие к Советскому Союзу, его многочисленным миролюбивым предложениям и делам.

Все же эта беспрецедентная в истории встреча стала событием огромного международного значения. Она заложила основы перехода к новому этапу разрядки напряженности, явилась важным шагом на пути закрепления принципов мирного сосуществования и налаживания отношений равноправного сотрудничества между различными государствами.

Социальное рыночное хозяйство.

В результате социально-экономических преобразований в США периода Великой депрессии, а в Западной Европе – послевоенного восстановления по плану Маршалла сформировался принципиально новый тип экономических взаимоотношений основанных социальных слоев (труда, интеллекта и капитала), отличный как от традиционного капитализма свободной конкуренции (или его монополистической версии), так и от тоталитаризма советского, германского или иных образцов.

Отличительными чертами общества социально партнерских отношений являются:

· массовое производство потребительских товаров, значительная часть которых доступна всем слоям населения, хотя бы через систему долгосрочного кредита;

· преодоление антагонизма интересов труда и капитала на основе роста доли заработной платы в ВВП и участия работников в прибылях компаний и корпораций, через владение акциями;

· сохранение и развитие института частной собственности как базового экономического института общества;

· ограничение наиболее разрушительных форм конкуренции, при сохранении конкуренции и механизмов рыночного ценообразования в качестве основных элементов предпринимательской экономики, обеспечивающих устойчивый экономический рост.

· утверждение значительной роли государственного регулирования экономики и социальной сферы, осуществляемого посредством законодательной деятельности, налогообложения, государственных расходов и госпредпринимательства;

· достижение принципиального социального согласия в обществе на основе широких социальных программ, гарантирующих большинству населения равные экономические права и стартовые возможности (образование, здравоохранение, страхование), социальную защиту “слабым группам” (инвалидам, старикам, безработным, детям), учет интересов социальных, национальных, сексуальных меньшинств.

Сочетание черт, присущих капитализму и социализму, позволяет назвать систему социального рыночного хозяйства – смешанной экономикой. Именно экономика такого типа демонстрировала первые 25 лет своего существования выдающиеся темпы экономического роста (4 - 8% годовых), а следующие 25 лет – умеренные, но вполне приемлемые темпы роста (1,5 - 3,5% годовых). Однако социальное рыночное хозяйство не лишено и внутренних противоречий.

Одно из самых существенных противоречий, иногда именуемых даже “фундаментальным культурным противоречием Запада”, состоит в том, что со стороны предложения смешанная экономика опирается на хорошо известные принципы протестантской трудовой этики: трудолюбие, скромность, аскетизм, самообладание, ответственность, инициативность, твердость. А вот со стороны спроса общество массового потребления использует и даже культивирует: экстравагантность, фривольность, чувственность, леность, расслабленность, внушаемость.

Будущее смешанной экономики и общества социального партнерства напрямую зависит от того, удастся ли в дальнейшем удерживать баланс между этими противоречивыми тенденциями, используя противоречия в качестве движущей, а не разрушительной силы.

 


Тема 16.

РАСПАД МИРОВОЙ КОЛОНИАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ. БОРЬБА ОСВОБОДИВШИХСЯ НАРОДОВ ЗА НОВЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПОРЯДОК.

Страны Латинской Америки, обеспечивая поставки сырья и продовольствия антигитлеровской коалиции, добились некоторого изменения в свою пользу основных ценовых пропорций. Перед войной они предоставляли убежище эмигрантам, преследуемым нацистским режимом, после войны – нацистам и их сторонникам. Таким образом, эти страны получили приток весьма квалифицированных специалистов.

Крах японской и германской колониальных империй, а также ослабление метрополий – Англии, Голландии и Франции – повысило шансы колоний на достижение независимости. В течение 20 послевоенных лет колониальные империи прекратили свое существование. В мире осталось две империи: американская финансово-промышленная и советская ресурсно-террито-риальная. Сложившийся между ними баланс военных сил обеспечил остальным экономически развитым государствам 50 лет мирного развития при незначительных тратах на военные нужды.

Роль интеграционных объединений в развивающихся странах.

Важную роль играют интеграционные объединения развивающихся стран. Эти страны заинтересованы в интеграции потому, что они имеют одинаковые условия и задачи хозяйственного строительства. Сотрудничество дает им преимущества в применении неравномерно распределенных между ними природных и иных экономических ресурсов. Оно позволяет воспользоваться выгодами целенаправленного разделения труда, производственной специализации отдельных стран. Принадлежащие к одному региону государства, как правило, сильно отличаются друг от друга по многим экономическим показателям, включая природные богатства (особенно запасы минерального сырья и топлива, гидроресурсы, земельные угодья и т.д.), рабочую силу, промышленную структуру, возможности транспорта и т.д. Интеграция, с одной стороны, открывает государствам, не имеющим необходимых для развития ресурсов, доступ к их источникам. А с другой стороны, позволяет странам, обладающими такими благоприятными условиями, но неспособным самостоятельно их осваивать, получить выгоду от их использования.

Энергетический кризис 70-х.

Если 50-е годы именуются в экономической литературе Запада не иначе как “серебряные”, а 60-е – как “золотые”, то 70-е, безусловно, окрашены в темные тона. Неприятности начались уже в 1970 году, когда в большинстве стран Запада ускорился рост цен, спровоцированный избыточным ростом заработной платы в 1967 – 1969 гг. Трудности усилились кризисом золото-долларового стандарта в 1971 – 1973 гг., приведшем к отмене фиксированного курса доллара по отношению к золоту и сокращению мировой торговли. А когда в 1973 году крупнейшие производители нефти, за исключением США и СССР, объединились в Организацию стран – производителей и экспортеров нефти (ОПЕК) и подняли цену сырой нефти с 2,5 – 3 до 10, а впоследствии – до 30 долларов за баррель (более 200 долларов за тонну), страны Запада испытали настоящий “нефтяной шок”.

Вслед за ценами на нефть выросли цены на бензин, авиационное топливо, электроэнергию, услуги транспорта. Темпы инфляции возросли до 8 – 14% годовых. Производство сократилось, а безработица существенно возросла. Усиленные нефтяным шоком циклические кризисы 1975 – 1977 и 1980 – 1982 годов обесценили кейнсианские рецепты экономической политики, основанной на выборе между инфляцией и безработицей, поскольку страны Запада столкнулись с явлением стафляции – высоких темпов роста цен, при спаде производства и сокращении занятости, чего ранее никогда не наблюдалось.

В срочном порядке пришлось перестраивать экономические системы ведущих стран на ресурсосберегающие технологии.

От больших автомобилей пришлось отказаться, и наступила эпоха малолитражек. Японские автомобили и начали теснить американские даже в самой Америке. Потребители включились в программу экономии энергии и сырья. Мощный импульс получили атомная энергетика и разработка “экзотических”, способов получения энергии – ветряные, геотермальные, солнечные станции. Началась разведка и разработка ресурсов в ранее “неперспективных” районах – на Аляске, в Канаде, джунглях Амазонии, на шельфе Северного моря.

В экономической политике на смену кейнсианской школе пришла неолиберальная – монетаристская, рецепты которой состоят в снижении степени государственного вмешательства в экономику, снижении налогового бремени, сокращении избыточных социальных программ, поддержании стабильных и умеренных темпов роста денежной массы, освобождении предпринимательской инициативы.

Для преодоления последствий нефтяного шока потребовалось около 10 лет, после чего ведущие страны Запада вышли на траекторию устойчивого экономического роста, на которой они находятся вот уже 15 лет. Задействовав новейшие достижения науки, США сумели не только добиться очевидной и сокрушительной победы в экономическом соревновании с СССР, но и достичь невиданного высокого уровня жизни для 80% своего населения. Уровня жизни, к которому пока не может приблизиться ни одна крупная мировая или региональная держава.

Повышение цен на нефть привело к временному перераспределению доходов в пользу стран, расположенных в зоне Персидского залива, где сконцентрирована половина мировых разведанных запасов нефти. Одни страны – Кувейт, Саудовская Аравия, Бахрейн, Эмираты – успешно воспользовались сложившейся конъюнктурой, произвели модернизацию и шагнули из феодализма прямо в постиндустриализм. Этому способствовала не только грамотная экономическая политика правительств, но и относительно малое население этих стран. Другие – Иран, Ирак, Ливия использовали доходы от нефти для реализации милитаристских программ, что не позволило им покинуть “клуб”наименее развитых в экономическом и социальном отношении государств. Милитаризация же экономики и поддержка международного терроризма привели к бойкоту этих стран Соединенными Штатами, в любой момент грозящему перерасти в прямое военное вмешательство в их внутренние дела.

 


Тема 17.

ИНТЕГРАЦИЯ ЭКОНОМИКИ РОССИИ И ДРУГИХ СТРАН СНГ В МИРОВОЕ ХОЗЯЙСТВО.

В апреле 1985 г. на пленуме ЦК КПСС новое советское руководство провозгласило курс на ускорение социально-экономического развития страны. Главными его рычагами виделись научно-технический прогресс, техническое перевооружение машиностроения и активизация “человеческого фактора”.

Суть российской внешней политики в отношении стран “дальнего зарубежья” на протяжении последних пяти лет может быть выражена одной фразой: переход от надежд на равноправное партнерство к защите своих национальных интересов.

Принципиально новым фактором международных отношений стало окончание “холодной войны”. Крупные внешнеполитические инициативы, вынужденно предпринятые М. Горбачевым в годы “перестройки”: отказ от глобального противоборства с капитализмом и идеологизированных симпатий к социалистическим и “антиимпериалистическим” странам (так называемое “новое мышление” – 1987 г.); ликвидация в два раза большего, по сравнению с американским, количества ракет средней дальности в Европе (с 1987 г., в течение трех лет); отказ от поддержки региональных конфликтов в мире и вывод советских войск из Афганистана (февраль 1989 г.); прекращение контроля за восточноевропейскими союзниками, приведшее к падению в странах Восточной и Юго-Восточной Европы коммунистических режимов (1989 – 1990 гг.); заключение советско-американского договора об ограничении стратегических наступательных вооружений (ОСНВ-1), несмотря на пропорциональность сокращений более выгодного американской стороне (июль 1991 г.); односторонний роспуск ОВД – Организации Варшавского договора и прекращение деятельности СЭВ (весна-лето 1991 г), означавший потерю военно-поли-тических союзников; наконец, отказ от военного присутствия в Европе и начало вывода с территории бывших союзников советских войск (с 1991 г.), - свидетельствовали о прекращении военно-политического противостояния Востока и Запада, социализма и капитализма. Окончательно похоронил советское военное и политическое могущество на мировой арене роспуск СССР.

Двухполюсная картина мировой политики, сложившаяся после окончания второй мировой войны, рухнула. США остались единственной сверхдержавой. Но российские лидеры так и не признали, что Россия, оставаясь ядерным государством, перестала быть великой державой, и в течение нескольких лет питали иллюзии о возможности равноправных отношений с ведущими странами мира.

Спустя год после провозглашения курса на ускорение стало ясно, что одними призывами, даже очень привлекательными, исправить положение в экономике невозможно. Руководство страны приступило к разработке программ экономических реформ, но в дальнейшем ни одна из реформ, так и не была доведена до логического завершения, а значит, и не дала положительных результатов.

При переходе к рынку и отказе государства от регулирования экономики добиться сбалансированности государственного бюджета можно было за счет сокращения и даже ликвидации нескольких расходных статей. Во-первых, сократить военные расходы (в связи с прекращением военного противостояния с Западом) и государственный аппарат. Во-вторых, прекратить выделение дешевых кредитов государственным предприятиям для поддержания производства и субсидирование централизованного импорта (главным образом, продовольствия). В-третьих, инвестиции предприятиям для развития производства осуществлять не из государственного бюджета. Это позволило бы снижать расходы на социальные нужды.

Осуществление в стране финансовой стабилизации оказалось чрезвычайно затруднено тем, что не существовало скоординированной экономической политики.

Важным показателем перехода к рыночной экономике является формирование финансовой инфраструктуры, включающей в себя банки, страховые компании, валютно-финансовые биржи, различные кредитные организации. Все они обслуживают денежный рынок; рынок капитала (ценных бумаг: акций, государственных облигаций, векселей) переживает стадию формирования.

В первые два года реформ основной формой торговли промышленным оборудованием и сырьем стали прямые сделки между производителями, зачастую в натуральной форме (бартер). После введения конвертируемости рубля бартер стал уменьшаться. Независимые коммерческие посредники не сыграли существенной роли в оптовой торговле, хотя в середине 1992 г. их было зарегистрировано более 20 тысяч.

Огромный сельскохозяйственный сектор свидетельствовал об экономической отсталости, а большой промышленный сектор и минимальный сектор услуг – о структурных перекосах. В этом смысле структура экономики России была более отсталой, а чем в крупных латиноамериканских странах, Мексике, Бразилии, Аргентине. Переориентация экономики на удовлетворение потребностей населения и приближение ее структуры к нормальной рыночной должны были состоять в сокращении промышленного производства группы А (сырье и средства производства) и расширении торговли, услуг и финансовой сферы. При этом необходимо было создать много новых мелких предприятий торговли и сервиса.

Спад поразил не только технически отсталые отрасли (легкую, стройматериалов), но и высокотехнологичные: приборостроение, судостроение, электронную, электротехническую, которые были ориентированы прежде всего на военное производство. Провал конверсии на этих предприятиях, утрата ими перспективных научно-технических разработок и квалифицированного персонала, вкупе с деградацией машиностроения угрожают деиндустиализацией страны, потерей ею статуса развитой промышленной державы.

Интеграция России в мировую экономику проходит таким образом, что за ней закрепляется статус экспортера топлива и сырьевых материалов (не первичных – руды, а лишь в минимальной степени переработанных – стали и цветных металлов). 41% всего экспорта составляют топливно-энергетические ресурсы (нефть и нефтепродукты, газ), увеличивается доля металлов и уменьшается доля готовых изделий.

На мировом рынке высокотехнологичных изделий доля России составляет менее 1% (доля США – 21%, Японии – 16%, стран Юго-Восточной Азии – 9%). Россия утратила свои позиции в мировом экспорте оружия: СССР довел свою долю до 38%, Россия сейчас осуществляет 10% продаж оружия на мировом рынке. Только с 1995 г. Россия начала постепенно наращивать экспорт оружия, стараясь возвратиться на утраченные рынки. Производя около 25% мирового объема урана, Россия продает лишь 4% от его мировых продаж. Ведущие страны Европы и США через посредство международных финансовых организаций, преследуя свои естественные интересы, косвенно стимулируют развитие энергосырьевых отраслей и тормозят экспортный потенциал России в области готовой продукции, особенно связанной с высокими технологиями. Явно прослеживается намерение западных предпринимателей перенести на территорию России производства, сильно загрязняющие окружающую среду. Не случайна высокая доля иностранных инвестиций в цветную металлургию, химическую и целлюлозно-бумажную промышленность, то есть в те производства, которые из-за ужесточающихся экологических норм свертываются в развитых странах Запада.

Одной из серьезных финансовых проблем является внешняя задолженность.. 17 мая 1993 г. Россия взяла на себя обслуживание внешнего долга Советского Союза, получив в наследство также и оставшиеся у Госбанка СССР незначительные активы и советскую собственность за рубежом. Задолженность стран “третьего мира” Советскому Союзу составляла более 150 млрд. долларов, но рыночная цена этого долга – от силы 10%. Большинство этих стран не признавали своего долга или были не в состоянии платить, лишь Индия, Вьетнам и Алжир стали рассчитываться с Россией поставками товаров.

Традиционно источником валюты для покрытия внешней задолженности являлась внешняя торговля. В 1991 г. СЭВ – экономическая ассоциация социалистических стран – прекратил свое существование, и внешняя торговля стала вестись почти полностью на основе расчетов валютой.

Прогрессировавшая в течение 1991 г. дезинтеграция экономик союзных республик и последовавший в декабре окончательный распад СССР нарушили многолетние хозяйственные связи между предприятиями, вели к нарастанию кризиса во всех государствах СНГ.

С 1991 г. началось снижение общего объема валютной внешней торговли (экспорт + импорт), которое продолжилось и в 1992 г. – первой половине 1993 г. Главной причиной этого в условиях новой независимой России было сохранение единого денежного пространства с другими республиками бывшего Советского Союза, отсутствие границ и таможен (“открытость” границ). В соответствии с межгосударственными соглашениями Россия поставляла странам СНГ энергоносители и важнейшие производственные ресурсы – цветные, черные, редкие металлы. И зачастую эти ходовые (и оплаченные по низким внутренним ценам предоставленными Россией же кредитами) экспортные товары реэкспортировались за пределы СНГ. Шел огромный поток контрабанды дешевых российских стратегических товаров (особенно металлов) через Эстонию. Россия не только не получала от этого экспортной выручки, но и несла прямые валютные потери, так как цены на цветные металлы на мировом рынке упали.

В июле 1993 г. Россия ввела собственную национальную валюту, единое денежное пространство со странами СНГ перестало существовать, межгосударственная торговля с ними переходила на долларовые расчеты. И положительный баланс торговли со странами СНГ оставил 5,2 млрд. долларов. Внешняя торговля со странами дальнего зарубежья также имела положительное сальдо. Положительный баланс был достигнут, при продолжавшемся снижении и экспорта и импорта, за счет того, что импорт падал быстрее.

Отношения с зарубежными партнерами.

Развал старой системы внешней торговли нарастал со времен перестройки: в конце 1986 г. была ликвидирована государственная монополия внешней торговли, и отраслевые министерства получили право торговать на мировом рынке. С 1988 г. (по Закону о государственном предприятии 1987 г.) такое же право получили крупные государственные предприятия, и их количество постоянно росло.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: