РАЗЛОЖЕНИЕ ФЕОДАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ И РАЗВИТИЕ КАПИТАЛИЗМА В РОССИИ. 8 глава




Под воздействием рабочего и демократического движения “новый курс” в 1935 г. вступил во второй этап, когда был осуществлен ряд социальных реформ, в частности, проведено рабочее законодательство. Конгресс принял закон о трудовых отношениях (закон Вагнера). Он закрепил за рабочими право на организацию профсоюзов и заключение коллективных договоров с предпринимателями. Впервые в США был принят закон о социальном страховании, предусматривавший пособие по безработице и пенсию по старости. Специальным законом устанавливался минимум заработной платы и максимум продолжительности рабочей недели (был предусмотрен также постепенный переход к 40-часовой рабочей неделе).

В 1937 г. США вновь охватил экономический кризис, из которого удалось выйти лишь после начала второй мировой войны.

Экономическое положение России после Октябрьской революции 1917 г.

Экономическое положение России после Октябрьской революции 1917 г. было плачевным. Учитывая печальный опыт Временного правительства, растерявшего кредит доверия из-за нежелания решать главные проблемы революции, Ленин сразу же предложил II съезду Советов принять декреты о мире, о земле и власти.

В основу Декрета о земле были положены 242 местных крестьянских наказа, в которых излагались представления крестьян об аграрной реформе. Крестьяне требовали отмены частной собственности на землю, установления уравнительного землепользования с периодическими переделами земли. Эти требования никогда не выдвигались большевиками, они были составной частью эсеровской аграрной программы. Но Ленин прекрасно понимал, что без поддержки крестьянства удержать власть в стране вряд ли удастся. Поэтому он перехватил у эсеров их аграрную программу. Крестьяне пошли за большевиками.

Придя к власти, большевики имели в своем экономическом багаже две основополагающие идеи: введение рабочего контроля над производством и распределением продуктов и необходимость национализации всех банков страны и слияния их в единой общенациональный банк.

В 1919 г. в области промышленного производства был взят на курс на ускоренную национализацию всех отраслей промышленности, а не только важнейших, как предусматривал де-крет 28 июля 1918 г.

11 января 1919 г. был издан декрет “О разверстке хлеба и фуража”. Согласно этому декрету, государство заранее сообщало точную цифру своих потребностей в зерне. Затем это количество распределялось (разверстывалось) по губерниям, уездам, волостям и крестьянским дворам. Выполнение плана хлебозаготовок было обязательным. Причем продразверстка исходила не из возможностей крестьянских хозяйств, а из весьма условных “государственных потребностей”, что на деле означало изъятие всех излишков хлеба, а зачастую и необходимых запасов.

Логическим продолжением экономической политики большевиков стало фактическое упразднение товарно-денежных отношений. Сначала была запрещена свободная продажа продовольствия, затем других товаров широкого потребления, которые распределялись государством в качестве натурализированной заработной платы. Однако, несмотря на все запреты, нелегальная рыночная торговля продолжала существовать.

Глобальный социально-политический кризис европейской цивилизации, проявившийся в первой мировой войне и крушении традиционных политических структур в Германии, России, Австро-Венгрии, привел к победе в России некапиталистического, альтернативного варианта развития, предложенного большевиками. Именно этой силе удалось не только сохранить суверенитет России, но и предложить в условиях кризиса традиционных рыночных отношений новую экономическую модель – нэповскую.

К более гибкой экономической политике большевиков толкали крайне сложная обстановка в стране. К 1921 г. население России по сравнению с осенью 1917 г. сократилось более чем на 10 млн. человек; промышленное производство уменьшилось в 7 раз; в полнейшем упадке был транспорт; добыча нефти находилась на уровне конца XIX в.; резко сократились посевные площади; валовая продукция сельского хозяйства составляла 67% довоенного уровня.

Последствия гражданской войны сказались и на городе. Из-за нехватки сырья и топлива закрылись многие предприятия. В феврале 1921 г. остановились 64 самых крупных завода Петрограда, в том числе и Путиловский. Рабочие оказались на улице. Многие из них уехали в деревню в поисках пропитания. В 1921 г. Москва потеряла половину своих рабочих, Петроград – две трети. Резко упала производительность труда. В некоторых отраслях она достигала лишь 20% от довоенного уровня. Одним из наиболее трагических последствий военных лет была детская беспризорность.

Переход к нэпу – новой экономической политике был провозглашен В.И. Лениным в марте 1921 г. на Х съезде РКП (б). Первым шагом новой экономической политики стала отмена продразверстки. Вместо нее вводился натуральный налог, который, во-первых, был вдвое меньше разверстки и, во-вторых, объявлялся заранее (накануне посевной). Он не мог быть увеличен в течении года. Все излишки, оставшиеся после внесения налога, поступали в распоряжение крестьян. Это создавал материальный стимул для увеличения производства сельскохозяйственной продукции. Но чтобы этот стимул заработал, большевикам пришлось вернуться к свободе торговли.

Коренные изменения произошли и в области промышленного производства. Прежде всего был отменен декрет о поголовной национализации промышленности. Теперь мелкие и даже часть средних предприятий вновь передавались в частные руки. А некоторые крупные промышленные предприятия разрешалось брать в аренду частным лицам. Допускалось также создание концессий с привлечением иностранного капитала, смешанных акционерных обществ и совместных предприятий.

Все эти “новшества” потребовали отмены принудительного труда и введения рынка рабочей силы, реформирования системы заработной платы (была введена тарифная система оплаты труда). Была проведена денежная реформа, итогом которой стало введение в стране твердой денежной единицы, обеспеченной золотом, - “золотого червонца”, который высоко ценился на мировом валютном рынке. Вместе с тем значительная часть промышленности, вся внешняя торговля оставались в руках государства, или, как говорили большевики, они сохранили за собой “командные высоты в экономике. Декретами Совнаркома в 1923 г. были определены новая структура и устав государственных промышленных предприятий (трестов) и государственной торговли (синдикатов). Они получили большую хозяйственную самостоятельность, их деятельность строилась на принципах хозрасчета и самоокупаемости.

Наиболее быстро приспособились к нэпу мелкая промышленность, розничная торговля и деревня. Более медленными темпами шло восстановление тяжелой промышленности. Но внедрение хозрасчета, материальной заинтересованности, реабилитация понятия прибыли все же дали свои плоды.

Несмотря на частые кризисные явления, динамично развивалось и промышленное производство. К 1928 г. страна по основным экономическим показателям, в том числе и по национальному доходу, достигла довоенного уровня.

Значительные темпы экономического роста в период нэпа во многом объяснялись “восстановительных эффектом”: в промышленности – введением в эксплуатацию уже имевшегося оборудования, которое не использовалось, так как население было занято войнами и революциями, в сельском хозяйстве – восстановлением заброшенных пахотных земель. Когда в конце 20-х гг. эти резервы иссякли, стране понадобились огромные капиталовложения для реконструкции старых заводов и создания новых отраслей промышленности. Пойти проторенным российским путем привлечение иностранных инвестиций большевики не смогли, хотя и пытались. Внутренние резервы были минимальны. Частный капитал, как известно, не допускался в крупную и в значительной степени даже в среднюю промышленность; в стране существовала драконовская система налогообложения; отсутствие юридических гарантий заставляло население скрывать вои накопления, держать их не в сберегательных кассах и ценных государственных бумагах, а в тайниках и кубышках, пускать на спекуляцию, т.е. частный капитал не мог достаточно быстро модернизировать отсталую российскую экономику. Государственный же сектор, хотя и признавался приоритетным, был малорентабельным.

Сельскохозяйственные проблемы усугублялись растущим промтоварным голодом. У крестьян пропадал стимул к расширению товарного производства. Столкнувшись с фактическим отсутствием необходимых для модернизации средств, большевистская власть уже с середины 20-х гг. пыталась решить эту проблему путем все большей централизации в руках государства финансовых и материальных ресурсов и ужесточения распределительной политики. Однако конкретные формы и методы корректировки экономического курса определились в результате сложной политико-идеологической борьбы среди партийных лидеров.

Образование ССС и его экономические последствия.

После окончания гражданской войны на территории бывшей Российской империи существовал ряд формально независимых государств: РСФСР, Украинская ССР, Белорусская ССР, Азербайджанская ССР, Армянская ССР, Грузинская ССР (в марте 1922 г. три последние республики образовали Закавказскую Федерацию). В каждой республике были свои органы государственной власти и управления, действовала своя конституция, но фактически в большинстве из них власть принадлежала национальным коммунистическим партиям, входившим в состав единой РКП(б). Это значительно облегчало процесс объединения суверенных республик в единое государство. Вместе с тем к государственному объединению подталкивали и экономические обстоятельства. Но самое главное, что идея принадлежности к единому великому государству жила в умах и настроениях народов, населявших бывшую Российскую империю.

Актом учреждения нового государства – Союза Советских Социалистических Республик стал договор, заключенный 27 декабря 1922 г. между четырьмя республиками: РСФСР, Украиной, Белоруссией и Закавказской Федерацией.. 30 декабря 1922 г. I съезд Советов СССР утвердил Договор и Декларацию об образовании союзного государства. Значительную часть своих полномочий республики передавали центральным органам: международное представительство, оборону, просмотр границ, государственную безопасность, внешнюю торговлю, транспорт, бюджет, связь, денежное обращение. В ведении союзных республик оставались внутренние дела, земледелие, просвещение, юстиция, социальное обеспечение и здравоохранение.

Таким образом, большевики собрали большую часть территории Российской империи в единое государство. Начался очередной этап развития Российского государства теперь уже в форме Союза Советских Социалистических Республик. По мере его развития федералистские принципы организации, заложенные в основу Союза, постепенно заменялись прежними, унитарными.

По мере того как большевистская власть укрепляла свои позиции внутри страны, стабилизировалось и положение СССР на международной арене. 1924 – 1925 гг. вошли в историю международных отношений как период дипломатического признания советского государства.

Униженная Версальским договором Германия усматривала в партнерстве с СССР не только политический, сколько экономический расчет. Отношения между странами не ограничивалась только взаимовыгодной торговлей. Германия оказывала Советской республике широкую техническую помощь.

Вместе с тем СССР умело пользовался ожесточенной конкуренцией между капиталистическими фирмами, создавая в рекламных целях для некоторых из них режим наибольшего благоприятствования. В конце 1929 г. с СССР сотрудничали уже 40 американских фирм. Хотя, естественно, для разрушенной советской экономики и огромных пространств страны отдельные энтузиасты погоды не делали. Нужны были крупные государственные кредиты, а их-то как раз Советскому Союзу и не предоставляли.

В качестве первоочередной задачи развития советской экономики в конце 1925 г. были проблемы индустриализации, тогда же были определены и ее основные цели: ликвидация технико-экономической отсталости страны; достижение экономической независимости; создание мощной оборонной промышленности; первоочередное развитие топливной, металлургической, химической, машиностроения. Выполнение этих задач тормозилось отсутствием необходимых материальных и финансовых средств, что вынуждало руководство идти по пути все большей централизации распределения имевшихся в стране ресурсов.

В 1927 г. советские экономисты приступили к разработке первого пятилетнего плана, который должен был предусмотреть комплексное развитие всех районов и использование всех ресурсов для индустриализации страны. Масштабность задач и крайняя лимитированность всех средств заставляли усиливать централизованное планирование, жестко регламентировать задания, ресурсы для их выполнения, формы оплаты труда, режим работы. Эти же обстоятельства диктовали тактику индустриального рывка.

Для выполнения сталинских планов требовалось огромное количество рабочей силы. В короткий срок была ликвидирована безработица. Главным источником средств, пошедших на осуществление первой пятилетки, были “внутренние накопления”, полученные прежде всего за счет населения. Из страны интенсивно вывозилось сырье, продовольствие – хлеб, масло, сахар, потребление которых собственным населением было резко ограничено. Вывозили нефть, золото, лес, распродавались сокровища русских музеев.

Вместе с тем значительную помощь в поставке новейшего оборудования оказывали иностранные фирмы. Сложилась парадоксальная ситуация – правительство США не спешило с юридическим признанием СССР, но американские частные фирмы активно сотрудничали с Советским правительством потеснив после 1928 г. немецких предпринимателей.

Осуществление грандиозной индустриализации требовало коренной перестройки аграрного сектора. В конце декабря 1929 г. Сталин объявил о конце нэпа и переходе к политике “ликвидации кулачества как класса”. В деревне происходили два взаимосвязанных насильственных процесса: создание колхозов и раскулачивание. Ликвидация кулацких хозяйств имела своей целью прежде всего обеспечение коллективным хозяйствам материальной базы.

Ликвидация кулаков, лишая деревню наиболее предприимчивых, наиболее независимых крестьян, подрывала дух сопротивления. Кроме того, судьба раскулаченных должна была послужить примером остальным, тем, кто не желал добровольно идти в колхоз.

В результате политика сплошной коллективизации привела к катастрофическим результатам: за 1929 – 1934 гг. валовое производство зерна сократилось на 10%, поголовье крупного рогатого скота и лошадей за 1929 – 1932 гг. сократилось на одну треть, свиней – в 2 раза, овец – в 2,5 раза. Однако Сталин праздновал победу: несмотря на сокращение производства зерна, его государственные поставки увеличились в 2 раза. Но самое главное, коллективизация создала необходимые условия для осуществления планов индустриализационного скачка. Она предоставила в распоряжение города огромное количество рабочих рук, попутно ликвидировав и аграрное перенаселение, позволила, при значительном уменьшении числа занятых, поддерживать производство сельскохозяйственной продукции на уровне, не допускавшем длительного голода, обеспечила промышленность необходимым сырьем. Коллективизация не только создала условия для перекачивания средств из деревни в город на нужды индустриализации, но и выполнила важную политико-идеологическую задачу, уничтожив последний островок рыночной экономики – частнособственническое крестьянское хозяйство.

Централизация всех внутренних источников позволила в необычайно короткие сроки достичь невиданных результатов в области промышленного производства. Темы роста тяжелой промышленности были в 2-3 раза выше, чем в России перед первой мировой войной. По абсолютным объемам промышленного производства СССР в конце 30-х гг. вышел на 2-е место в мире после США. Сократилось отставание от развитых капиталистических стран по производству промышленной продукции на душу населения. Среднегодовые темпы роста промышленного производства были самыми высокими в мире и составляли от 10 до 17%.

По ряду направлений было преодолено качественное отставание советской промышленности. СССР стал одной из стран, способных производить любой вид промышленной продукции обходиться без импорта существенно необходимых товаров. Созданный в 30-е гг. экономический потенциал позволил накануне и в годы войны развернуть многоотраслевой военно-промышленный комплекс, продукция которого по многим параметрам превосходила лучшие мировые образцы.

Но скачок в развитии тяжелой промышленности был куплен ценой отставания других отраслей экономики, прежде всего легкой промышленности и аграрного сектора; сверхцентрализации экономической жизни; предельного ограничения сферы деятельности рыночных механизмов; полного подчинения производителя государству; все более широкого применения мер внеэкономического принуждения.

Многие задачи вставшие перед Советской страной, могли решаться только на основе высокой сознательности и трудовой активности трудящихся и для выполнения сталинских планов использовалась политика “кнута” и “пряника”. После того как горняк А. Стаханов 30 августа 1935 г. вырубил за смену 102 т. угля вместо 7 т. по норме, “почин” Стаханова подхватили другие шахтеры, он распространился во многих отраслях промышленности.

В 30-е годы все больше нарастает атмосфера враждебности со стороны западных держав, США и Великобритания имели далеко идущие политические цели. Важнейшая из них – превратить Германию в основное орудие борьбы против СССР. Со своей стороны Германия намеревалась вернуться к осуществлению планов “Дранг нах Остен” (“натиск на восток”).

Вызревание предпосылок второй мировой войны.

Частичная стабилизация экономики Германии имела более шаткую основу, чем в других капиталистических странах, поскольку одним из ее основных источников служил приток иностранного капитала, главным образом из США и Великобритании. Помимо получения от своих вложений сверхприбылей, США и Англия помогали восстановление военно-промышленного потенциала Германии. Этим планам отвечало и благоприятное для немецких монополий решение репарационного вопроса. Германия, выплатившая в течение 1924 – 1931 гг. в счет репараций 11 млрд. марок, получила займов и прямых капиталовложений в экономику на сумму 26 млрд. марок.

Своеобразный “золотой дождь” иностранных займов был использован немецкими капиталистами для модернизации индустрии. В Германии возникли новые мощные монополии. В Голландии, Швейцарии, Испании и других странах на предприятиях, находившихся под контролем немецких монополий, строились военные самолеты и подводные лодки для Германии.

В этих условиях Германия вышла на первое место по объему промышленной продукции среди капиталистических стран Европы.

С середины 1931 г. многие финансовые магнаты Германии стали добиваться передачи власти Гитлеру – лидеру СДПГ, т.к. они еще в начале 20-х гг. оказывали покровительство и денежную помощь нацистам. 30 января 1933 г. Гитлер был назначен рейхсканцлером, а весной – летом 1933 г. в основном завершилось формирование фашистского режима. Правительство и лично Гитлер получили право издавать законы. Более того, эти законы могли не соответствовать конституции.

Гитлеровская диктатура утвердилась на социально-политической основе монополистического капитализма и вскоре приступила к осуществлению системы мер по государственному регулированию экономики. Основной чертой капитализма в гитлеровской Германии стало всеобщее регулирование государством всей экономики с целью подготовки к войне.

Милитаризации экономики Германии способствовали многие крупные монополии Великобритании и США. Широко развернувшееся производство различного вида вооружений обеспечило немецким военным концернам невиданный рост прибылей. Укрепление монополий вело к массовому разорению мелких и средних предпринимателей. Аграрная политика гитлеровцев выражалась в поддержке крупного помещичьего землевладения и деревенской буржуазии.

В 1933 г. в условиях новой расстановки политических сил в Европе, связанной прежде всего с приходом к власти в Германии фашизма, в советской внешней политике произошел существенный поворот, выражавшийся в отходе от восприятия всех “империалистических” государств как реальных врагов, готовых в любой момент начать войну против СССР. В конце 1933 г. Народный комиссариат иностранных дел по поручению ЦК ВКП(б) разработал развернутый план создания системы коллективной безопасности в Европе. С этого момента до 1939 г. советская внешняя политика приобретает явную антигерманскую направленность. Ее главным приоритетом становится стремление к союзу с демократическими странами с целью изоляции Германии и Японии.

В июле 1936 г. в Испании генерал Франко возглавил фашистский мятеж против республиканского правительства. Италия и Германия оказывали испанским фашистам существенную материальную и техническую помощь.

В середине мая 1938 г. немецкие войска сконцентрировались на границе с Чехословакией.

Несмотря на очевидную сложность европейского внешнеполитического курса, положение на западных границах СССР было относительно спокойным.. В то же время на его дальневосточных рубежах бурные дипломатические и политические конфликты выливались в прямые военные столкновения.

Одновременно монополии США поставляли стратегические материалы в Японию. Американские политики считали, что Япония, увязнув в Китае, не будет покушаться на тихоокеанские владения США. С другой стороны, они были убеждены, что японская агрессия в Китае неминуемо приведет к нападения Японии на СССР.

Первый военный конфликт произошел летом – осенью 1929 г. в Северной Маньчжурии, захватив в 1931 г. Маньчжурию, создала непосредственную угрозу дальневосточным границам Советского Союза. В ноябре 1936 г. Германия и Япония подписали так называемый Антикоминтерновский пакт, к которому затем присоединились Италия и Испания.

15 марта 1939 г. Гитлер ввел войска в Прагу и окончательно ликвидировал Чехословакию как независимое государство.

Весной 1939 г. Германия предъявила требования к Польше о присоединении к рейху Данцига, имевшего статус вольного города, и части польской территории.

Гитлер, не отказавшись от силового решения “польского вопроса”, предложил СССР начать переговоры о заключении пакта о ненападении. Перед Сталиным встал нелегкий выбор. И чем труднее шли переговоры с западными державами, тем больше Сталин склонялся к выводу о необходимости подписать мир с фашистской Германией, которая не только обещала ему территориальные приобретения и внешнеполитические преимущества, но и предоставляла возможность выиграть время для укрепления советской обороны, тем более что на восточных границах Япония начала широкомасштабные военные действия против МНР, и СССР, имеющей договор с Монголией, ввел на ее территорию свои войска. Начались тяжелые бои с применением танков и боевой авиации. Перед Советским Союзом вырисовывалась реальная перспектива ведения войны на два фронта.

В августе 1939 г. СССР и нацистская Германия подписали договор о ненападении, а затем договор о дружбе.

Несомненно, в тот период договор был выгоден обеим странам. Гитлеру он позволял без лишних осложнений начать захват первого бастиона на востоке и одновременно убедить свой генералитет о том, что Германии не придется воевать сразу на нескольких фронтах. Сталин, заключив договор с Германией, значительно отодвинул от СССР исходные позиции потенциального врага, получил выигрыш во времени для укрепления обороны страны и реальную возможность восстановить Советское государство в границах бывшей Российской империи. При этом нельзя сбрасывать со счета и тот факт, что советско-англо-французские переговоры фактически зашли в тупик, ибо западные державы пытались навязать СССР односторонние военные обязательства.

Уладив дела на западе, СССР активизировал военные действия на востоке.

 


Тема 15.

ЧЕЛОВЕЧЕСТВО НА ПУТИ СОЗДАНИЯ СИСТЕМЫНОВЫХ ОТНОШЕНИЙ МЕЖДУ НАРОДАМИ.

Экономические итоги войны.

Более 55 миллионов человек погибло, более 100 миллионов осталось инвалидами. Совокупные расходы воюющих государств превысили 900 миллиардов долларов в текущих ценах. Европа к концу войны обеспечивала себя неболее трети необходимого уровня производства промышленных товаров и от четверти до 60% сырья. Транспорт был полностью дезорганизован. Было уничтожено 90% японского флота, более 80% французского парка локомотивов, более 70% мостов и дорог. В Германии было разрушено 40% жилья, в Великобритании – 30%, во Франции – 20%, в Японии – 25%. Промышленное производство сократилось более чем на треть к предвоенному уровню, в том числе в Японии – в пять раз, в Германии – в 2,5 раза.

Численность занятых в США возросла с 54 млн. человек в 1940 г. до 64 млн. в 1945 г. Объем промышленной продукции возрос в 1,5 раза. К концу войны на долю США приходилось более половины мирового ВВП и промышленного производства и 2/3 мирового золотого запаса. ВВП Швеции увеличился за годы войны на 25%. Швейцарии – на 33%. К тому же швейцарские банки стали хранителями нацистского золота, сыгравшего не последнюю роль в превращении этой страны в мировой банковский центр. Политический нейтралитет оказался с экономической точки зрения весьма выгодным.

В большинстве стран Запада во время войны установилось социальное согласие, которое удалось сохранить и в послевоенное время.

Создание ООН.

25 апреля 1945 года в Сан-Франциско открылась конференция Объединенных Наций – крупнейший международный форум того времени, собравший более 800 делегатов от 50 стран. Представители многих стран, участвовавших в войне против фашистской Германии и Японии, собрались вместе, чтобы решить вопрос о создании такой международной организации, которая помогла бы обеспечить мир и безопасность всем народам после войны. Сан-Францисская конференция была заключительным шагом в создании ООН. Она подвела итоги долгой и сложной дипломатической борьбы, отразившей коренные перемены на мировой арене за годы второй мировой войны.

Инициаторам создания международной организации по поддержанию мира и безопасности были державы антигитлеровской коалиции – СССР, США и Великобритания. Члены ООН обязались принимать коллективные меры для предотвращения и устранения угрозы миру и пресечения актов агрессии, договорились разрешать свои споры мирными средствами, избегая угрозы силой или применения силы. Они решили развивать дружественные отношения между собой на основе уважения равноправия и самоопределения народов, сотрудничать в разрешении экономических, социальных и культурных проблем, поощрять уважение к правам человека.

Важнейшим направлением деятельности ООН стала и борьба за ликвидацию колониализма во всех его формах и проявлениях. Декларация о предоставлении независимости колониальным странам и народам (1960), Декларация о ликвидации всех форм расовой дискриминации (1963), Конвенция о пресечении преступления апартеида и наказании за него (1973) и др. ООН внесла существенный вклад в освобождение Туниса, Алжира, Марокко, Кипра и других стран от колониальной зависимости, в борьбу прогрессивной мировой общественности против расистских режимов на юге Африки; сыграла положительную роль в урегулировании ряда международных конфликтов.

План Маршалла.

К началу 1947 года в Европе сложилась весьма тревожная ситуация. Значительные разрушения военного времени, огромная задолженность, превышавшая 7 миллиардов долларов, холодная зима, апатия значительной части населения привели континент на грань голода и новых социальных потрясений. Коммунисты во Франции и Италии, активно участвовавшие в сопротивлении нацистам, существенно усилили свои позиции. Они получили значительную часть голосов на выборах в местные органы власти и вполне могли победить на национальных выборах. Красная Армия оккупировала Восточную Европу и, казалось, была готова двинуться в Западную.

С другой стороны – имелась довольно-таки развитая рыночная инфрастуктура, богатые традиции предпринимательства еще не были забыта, рабочая сила не потеряла квалификацию, а буржуазные ценности, основанные на “священности” частной собственности, глубоко укоренились в психологии значительной части населения. Для восстановления экономического роста необходим был внешний импульс – единовременное “вливание” в экономику материальных и финансовых ресурсов, которое не только позволило бы запустить экономический механизм, но и восстановило бы психологические силы европейских наций, дав им “надежду на лучшее будущее”. Осуществить такое “вливание” могли в тот период только Соединенные Штаты.

В июне 1947 года госсекретарь США генерал Джордж Маршалл, выступая в Гарварде, выдвинул план помощи европейским государствам, включавший меры по преодолению разрухи, стабилизации финансового обращения, снятию напряженности в политической сфере. В апреле 1948 года Конгресс принял закон о помощи иностранным государствам, и осуществление плана Маршалла началось.

За четыре года (1948 – 1951) западноевропейские страны (прежде всего Британия, Франция, Германия и Италия) получили помощь на 17 млрд. долларов в текущих ценах (более 150 млрд. в ценах конца столетия), из которых 70% пришлось на топливо и продовольствие, Американский экспорт за этот период возрос на 60%, европейский – на 50%. Производство важнейших видов промышленной продукции выросло в Европе на 60 – 200%. В 1951 году европейский ВВП на 15% превысил довоенный уровень.

Изначальными условиями предоставления помощи были: отказ от национализации промышленности, свобода предпринимательства, снижение таможенных тарифов.

Позднее к ним прибавились ограничения в торговле с соцлагерем и предоставление территорий для размещения американских военных баз.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: