Нормы административного права определяют статус участников административных правоотношений, в том числе закрепляя компетенцию органов государственной власти, устанавливают формы реализации властных полномочий, а также порядок совершения отдельных административных действий, включая нормы о подготовке и принятии административных решений. Нормами административного права также определяются формы контроля за деятельностью органов и должностных лиц государственной администрации и порядок защиты прав частных лиц от неправомерного, в том числе необоснованного вмешательства со стороны государственных органов.
Принципы регулирования административных правоотношений определены конституционными принципами деятельности государства и государственных органов. К числу таких принципов можно отнести следующие.
1. Конституцией установлен приоритет прав и свобод человека и гражданина над иными социальными ценностями, а также непосредственное действие прав и свобод. Индивидуальные права выступают высшей правовой ценностью и определяют деятельность любых государственных органов (ст.2 и 18 Конституции РФ). Предполагается, что обеспечение и защита прав граждан - это самое общее и самое важное содержательное требование к деятельности государственных органов. Исходя из этого принципа любая реализация принудительных полномочий государственных органов в отношении частных лиц должна быть обоснована фактическими обстоятельствами, необходима (т.е. вынуждена, поскольку другими средствами достичь общественно значимые цели невозможно) и соразмерна (ущерб, причиняемый вследствие реализации властных полномочий, должен быть меньше, чем возможный ущерб общественным ценностям, предотвращенный путем государственного вмешательства). Те интересы, которые государство защищает в качестве публичных, предполагаются не как абстрактные интересы государства, а как интересы общественные - фактически представляющие собой интересы определенного либо неопределенного круга лиц.
|
2. Принцип равенства перед законом означает, что не должно допускаться необоснованных различий в правах, которые предоставляются в отношениях с государственными органами частным лицам. Государственная администрация должна опираться на принцип формального равенства: в одинаковых случаях применять одни нормы закона и толковать их в одинаковом смысле. Принцип равенства предполагает запрет произвола в деятельности государственных органов, а свобода усмотрения должна быть ограничена целями и принципами деятельности государственной администрации.
3. Закрепленный в ст.10 Конституции РФ принцип разделения властей предполагает разграничение функций и самостоятельность компетенции органов законодательной, исполнительной и судебной власти. Применительно к отношениям с участием государственной администрации это означает ограничение нормотворчества и юрисдикции исполнительной власти, а также подзаконный характер её деятельности. Ограничение прав граждан (а стало быть, фактически любое правовое регулирование, устанавливающие правовые обязанности) может, согласно Конституции, осуществляться только законом. Следовательно, любое принудительное, обязывающее полномочие органа государственной администрации должно быть предусмотрено законом. Из этого же принципа следует, что полномочия государственной администрации носят исполнительно-распорядительный характер, т.е. направлены на обеспечение и организацию исполнения законов. Это предполагает, в частности, что нормотворчество органами исполнительной власти может осуществляться только на основании и во исполнение закона.
|
4. В соответствии с принципом законности любые действия органов и должностных лиц не только не должны формально выходить за пределы полномочий, вытекающих из закона, но соответствовать по содержанию тем целям и принципам, которые установлены законом. Принцип законности требует, чтобы целесообразности, эффективности государственного управления не отдавался приоритет перед законностью. Решение задач государственной администрации должно осуществляться строго в рамках законодательных норм. Предполагается также установление четкого и эффективного механизма ответственности за нарушения закона для государственных служащих и должностных лиц.
5. Из принципа судебного контроля за административной деятельностью вытекает, что действия и решения органов и должностных лиц государственной администрации могут быть проверены с точки зрения их формальной законности и обоснованности, хотя и не с точки зрения их целесообразности (Постановление Конституционного Суда РФ от 16.07.2004 №14-П). Особенно важен судебный контроль за юрисдикционной деятельностью государственной администрации. В частности, наложение административных штрафов как способ принудительного лишения гражданина его имущества требует обязательной гарантии судебного пересмотра административных действий (это зафиксировано в ряде решений Конституционного Суда РФ, в частности, в Постановлении от 30.07.2001 г. №13-П, п.5 мотивировочной части).
|
6. Принцип единства системы государственной власти требует, чтобы в построении всех уровней государственной власти соблюдались общие принципы, этот принцип также предполагает соподчиненность или по крайней мере согласованность деятельности всех органов исполнительной власти. Не следует забывать и о том, что федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ по предметам исключительного ведения Российской Федерации и в пределах полномочий федеральных органов по предметам совместного ведения составляют единую систему исполнительной власти (ст. 77 Конституции РФ).
7. В экономической сфере деятельности государственной администрации должны соблюдаться принципы поддержки конкуренции и свободы экономической деятельности для частных лиц. Предполагается, что государственная администрация может осуществлять ту или иную деятельность лишь в случае необходимости защиты публичных интересов, в ограниченных законом областях (общезапретительный принцип), а для частных лиц, напротив, ограничения их свободы могут устанавливаться как исключение - для защиты конституционно значимых ценностей (общедозволительный принцип).