С момента провозглашения принципа разделения властей и признания самостоятельной сущности исполнительной власти в российской науке административного права одной из наиболее острых остается проблема соотношения исполнительной власти и государственного управления. На сегодняшний день сложились два основных подхода в ее разрешении.
Одни исследователи полагают, что поскольку Конституция Российской Федерации не содержит понятия государственное управление, то существование данного феномена отрицается либо заменяется понятием «исполнительная власть». Следовательно, исследуемые понятия в лучшем случае можно рассматривать как тождественные.
Другие исходят из того, что государственное управление является объективно существующим феноменом независящим от упоминания в Конституции и законодательстве. При этом исполнительная власть не тождественна государственному управлению. Исполнительная власть реализуется в нем. Государственное управления является формой практической реализации исполнительной власти.
Чтобы точнее определить соотношение государственного управления и исполнительной власти необходимо обратиться к исследованию природы исполнительной власти. Следует различать исполнительную власть в политическом смысле и исполнительную власть в административном смысле.
Исполнительная власть в политическом смысле характеризуется следующими признаками.
1. Исполнительная власть является одним из трех видов государственной власти, наряду с законодательной властью и судебной властью. Исполнительная власть появляется и существует только в условиях разделения властей. Ее природа неразрывно связана с законодательной и судебной властями. При отрицании сущности одной из этих властей отрицается сущность исполнительной власти и наоборот.
|
2. Исполнительная власть является верховной властью. По своему значению она сопоставима и с законодательной властью и с судебной властью. В компетенционных пределах осуществления исполнительной власти нет власти выше ее, за исключением учредительной власти народа.
3. Исполнительная власть также как и законодательная, судебная власть непосредственно зиждется на народовластии и черпает из него свою силу и властный потенциал. Исполнительная власть учреждена волей народа, выраженной в Конституции.
4. Исполнительная власть осуществляется уполномоченными государственными органами – государственными органами исполнительной власти. В соответствии со статьей 110 Конституции Российской Федерации исполнительную власть Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации. Согласно другим положениям Конституции РФ отдельными функциями исполнительной власти наделяется и Президент Российской Федерации. В субъектах Российской Федерации исполнительную власть осуществляют государственные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации: высшее должностное лицо (губернатор, президент, мэр) субъекта Российской Федерации, высший государственный орган исполнительной власти) и иные государственные органы в соответствии с уставом (конституцией) субъекта Российской Федерации.
5. Исполнительная власть осуществляется самостоятельно и независимо от иных видов государственной власти. Органы законодательной и судебной власти не вправе вмешиваться в компетенцию органов исполнительной власти.
|
6. Исполнительная власть имеет своим предназначением исполнение Конституции и законов. Посредством исполнительной власти реализуется воля народа, выраженная в акте народовластия – Конституции, и воля государства, оформленная в нормативном правовом акте государства – законе. Отсюда и самоназвание рассматриваемого феномена «исполнительная власть».
Исполнительная власть в административном смысле или административная власть обладает следующими особенностями.
1. Исполнительная (административная) власть производна от публичной власти (государственной, муниципальной либо общественной). Она учреждается и наполняется содержанием соответствующими органами публичной власти. Иными словами административная власть имеет своим источником власть публичную.
2. Исполнительная (административная) власть подчинена публичной власти. Властные предписания субъектов публичной власти обязательны для субъектов административной власти. Так, акты Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации обязательны для федеральных органов исполнительной власти.
3. Исполнительная (административная) власть обладает силой и мощью публичной власти. Предписания, проистекающие из административной власти, обязательны для их адресатов. Неисполнение предписаний влечет неблагоприятные последствия.
4. Исполнительная (административная) власть осуществляется уполномоченными публичной властью субъектами управления. Административная власть может осуществляться государственными, муниципальными, общественными и корпоративными органами публичного управления, а также индивидуальными субъектами публичного управления. В практической деятельности этих субъектов реализуется соответствующий вид административной власти: государственная, муниципальная, общественная, корпоративная и индивидуальная.
|
5. Исполнительная (административная) власть имеет своим предназначением обеспечение осуществления публичной власти во всех ее разновидностях.
Таким образом, определение соотношения государственного управления и исполнительной власти зависит от того, какое смысловое значение вкладывается в понятие «исполнительная власть». <QUEST3< FONT>Соотношение государственного управления и исполнительной власти в политическом смысле заключается в том, что посредством государственно-управленческой деятельности обеспечивается осуществление государственной власти, в том числе, и исполнительной власти; а соотношение государственного управления и исполнительной (административной) власти выражается в том, что государственное управление является формой практической реализации государственной административной власти.