В ДЛИННОМ СЛОВЕ МНОГО ЗВУКОВ, В КОРОТКОМ – МАЛО
- Так какое слово было самое короткое? А какое самое длинное?
- Давайте это докажем. (Прошагать слова или «вытянуть ниточку»)
3. Формирование навыков звукового анализа, дифференциация на слух длинных и коротких слов. Дидактическая игра «Длиннее-короче»
- С вами хочет поиграть Карандаш. Он будет называть пару слов. Вы должны определить, какое слово короче, а какое длиннее. Внимательно слушайте вопрос. (Педагог задает вопрос в двух вариантах: Какое слово длиннее? или Какое слово короче? Дети могут при ответе пользоваться любым из известных им способов определения)
Слова для сравнения: УЖ – СОРОКА ЕЖ – ГОЛУБИ
РАК – РЫСЬ (оба слова короткие) и т.д.
4. Формирование навыков звукового анализа, определение первого и последнего звука в слове. Дидактическая игра «Догадайся сам»
- У меня на столе много разных предметов и игрушек. Давайте назовем их. Произносите слова так, чтобы хорошо был слышен каждый звук.
(Условие: первый звук в слове – гласный или твердый согласный, последний звук в слове – ударный гласный)
- Назовите первый звук в каждом слове, выделите его голосом.
- А теперь произнесите название предметов так, чтобы мы услышали, какой звук в словах последний.
- Сейчас все игрушки положим в «Чудесный мешочек». Вы будете доставать их из мешочка и называть последний звук. Если ответ правильный, будем класть предмет в корзинку, если неправильный – в ведерко. А потом посчитаем, каких ответов было больше – верных или неверных.
5. Закрепление понятий «слово» и «предложение». Расширение объема предложения.
- Будем составлять предложения по картинкам и по схеме. Кто прочитает первую схему и составит предложение
![]() | ![]() | |||||||
![]() | ||||||||
![]() | ![]() |
БЕЛКА ПРЫГНУЛА НА ДЕРЕВО
- Сколько слов в этом предложении?
- Какое слово первое, второе, третье, четвертое?
- Покажите на схеме маленькое слово НА и скажите, на каком месте в предложении оно находится.
|






|
![]() | |||
![]() |
- Что обозначает слово, которое нужно добавить в предложение? (Признак предмета). На какой вопрос это слово отвечает, если относится к слову БЕЛКА? (На вопрос «Какая?»)
- Добавьте слово и скажите предложение:
РЫЖАЯ (ШУСТРАЯ, ЛОВКАЯ….) БЕЛКА ПРЫГНУЛА НА ДЕРЕВО
Аналогично проводится работа с другими парами слов.
|
|
|
|

|

|
МАШИНА – ДОРОГА
СТОЛ – КНИГИ
КИТ – МОРЕ
6. Подготовка руки к письму, гимнастика для пальцев. Упражнение «Ловкий зайка»
РАЗ, ДВА, ТРИ, ЧЕТЫРЕ, ПЯТЬ
ВЫШЕЛ ЗАЙКА ПОГУЛЯТЬ.
ЧТО НАМ ДЕЛАТЬ, КАК НАМ БЫТЬ?
НАДО ЗАИНЬКУ ЛОВИТЬ!
СНОВА БУДЕМ МЫСЧИТАТЬ:
РАЗ, ДВА, ТРИ, ЧЕТЫРЕ, ПЯТЬ.
(Руки сжаты в кулаки. На счет 1-5 отгибаются пальцы правой руки. Затем отгибаются указательный и средний пальцы левой руки. В конце пальцы обеих рук сжимаются и отгибаются по одному на счет 1-5.)
7. Формирование графических навыков. См. предыдущее занятие.
Занятие 19.
Тема: Звуки. Обозначение звуков фишками.
a совершенствовать навыки работы со звуковой линейкой, учить дошкольников обозначать звуки в словах фишками, подбирать слова на заданный звук, подсчитывать количество звуков в слове и количество слов в предложении
1. Формирование навыков звукового анализа, подбор слов на заданный звук. Дидактическая игра «Соберем слова в коробку».
|
- Что вы можете сказать об этом звуке? (Это согласный звук)
- У вас на столе наборы картинок. Рассмотрите их, выберите те, названия которых начинаются со звука М. Эти слова мы соберем в красивую коробку. (Каждый ребенок кладет в коробку выбранные им картинки, затем все они выставляются на наборном полотне и осуществляется совместная проверка правильности выполнения задания)
2. Формирование навыков звукового анализа, работа со звуковой линейкой, определение количества звуков в слове
- Возьмите свои звуковые линейки. Отобразите на них слова и посчитайте, сколько звуков в каждом слове. Как это сделать? (Нужно произносить слово и выдвигать линейку. А потом посчитать, сколько окошечек-звуков открылось)
Слова: из предыдущего задания – МОХ, МУХА, МУКА, МОЛОКО, МАК, МЫШКА, МЫ.
- Покажите на линейке последний звук в словах. Какой звук стоит в конце каждого слова?
- Какое слово было самым длинным, какое самым коротким?
3. Формирование навыков звукового анализа, обозначение слов фишками.
|
- Кто нарисован на картинке? (Осы)
- Давайте отчетливо произнесем это слово: ОСЫ
- Какой звук вы услышали в начале слова? (Звук О)
- Пустые клеточки под картинкой – это домики для звуков. Давайте
звук О обозначим квадратом и поселим его в первую клеточку-
домик.
- Определим, какой звук в слове ОСЫвторой? (Звук С) Поселим его в соседнем домике.
![]() |
- Какой третий звук? (Ы). Его тоже обозначим фишкой.
![]() |
- Теперь у каждого звука есть свой домик. У нас получилась схема слова ОСЫ. Если я произнесу звуки друг за другом и проведу указкой по схеме, то «прочитаю» слово ОСЫ. (Показ). Смотрите, как я читаю: веду указкой под первой клеточкой и произношу звук О, когда перехожу ко второй клеточке, начинаю произносить звук С, к третьей – произношу Ы. Будем читать вместе: ООООО-СССССС-ЫЫЫЫЫ
- Ребята,с помощью фишек можно обозначить любое слово.
4. Формирование навыков звукового анализа. Дидактическая игра «Где спрятались зверушки?»
Карандаш:
- Мои друзья лесные звери решили пошутить. Они спрятались за картинками, которые стоят на наборном полотне. Догадайтесь, куда они спрятались. Я вам немножко подскажу: название животного и название картинки начинается с одного звука.
Слова: ЗАЯЦ, РЫСЬ, БАРСУК, ЛОСЬ, ОЛЕНЬ, ВОЛК, КАБАН
|
|
|



З ВОНОК – ЗАЯЦ К УБИКИ – КАБАН Б АРАБАН – БАРСУК
(Дети выполняют звуковой анализ, называют предмет на картинке, определяют первый звук в названии, снимают картинку с наборного полотна и проверяют, есть ли изображение названного ими животного на тыльной стороне картинки – самопроверка)
5. Определение последнего звука в слове. Дидактическая игра «Назови последний звук».
- Посмотрим, кто из вас умеет правильно определятьпоследний звук в слове. Догадайтесь, какой звук слышится в конце слова и поставьте на полоску символ этого звука.
Слова: УХА, ОКНО, УСЫ, ГЛАЗА, КЕНГУРУ и т.д. (Условие: последний звук в слове – ударный гласный)
|
![]() |
УСЫ
6. Подбор подходящего по смыслу слова в предложении, подсчет количества слов в предложении
- Послушайте предложения и догадайтесь, какое из двух предложенных слов подходит по смыслу.
ДОСКИ НА ГОРУ ВЕЗЕМ,
БУДЕМ СТРОИТЬ НОВЫЙ (ДОМ, КОМ)
ИЗ-ЗА ГОР, ИЗДАЛЕКА
ТЕЧЕТ БУРНАЯ (ЩЕКА, РЕКА)
СТУЖА. СНЕГ. МЕТУТ МЕТЕЛИ.
ТЕМНОЙ НОЧЬЮ БРОДЯТ (ДВЕРИ, ЗВЕРИ)
СШИЛ СЕБЕ КОТЕНОК ТАПКИ,
ЧТОБ ЗИМОЙ НЕ МЕРЗЛИ (ШАПКИ, ЛАПКИ)
СЛЕЗЫЛЬЮТСЯ У ОКСАНКИ:
У НЕЕ СЛОМАЛИСЬ (БАНКИ, САНКИ)
- Составим схему предложения: