У МАЛЕНЬКОЙ САНИ САНКИ ЕДУТ САМИ




- О чем говорится в этом предложении?

- Послушайте, как я произнесу скороговорку, выделяя голосом звук, который чаще других слышится в этом предложении:

У МАЛЕНЬКОЙ ССС АНИ ССС АНКИ ЕДУТ ССС АМИ.

- Какой звук я выделила? (Звук С)

- Потренируемся произносить предложение, выделяя звук С.

- Скажите это предложение с удивлением, с восторгом, с досадой (объяснить или уточнить значение слов).

- Как вы думаете, почему это предложение называется СКОРОГОВОРКА? (Его нужно произносить быстро)

- Почему предложение трудно произнести? (В нем много звуков С).

- Посоревнуемся, кто скажет скороговорку быстрее всех?

 

7. Подготовка руки к письму, гимнастика для пальцев. Упражнение «Машинистки»

КАК НА ПИШУЩЕЙ МАШИНКЕ

ДВЕ ХОРОШЕНЬКИЕ СВИНКИ

ТУКИ-ТУКИ-ТУК!

ТУКИ-ТУКИ-ТУК!

И ПОСТУКИВАЮТ.

И ПОХРЮКИВАЮТ:

ХРЮКИ-ХРЮКИ-ХРЮКИ-ХРЮК!

ХРЮКИ-ХРЮКИ-ХРЮКИ-ХРЮК!

(Руки лежат на столе. В темпе чтения стихотворения выполняются легкие движения кистями рук. Пальцы быстро двигаются, имитируя «печатание на пишущей машинке». Темп выполнения движений постепенно ускоряется)

8. Формирование графических навыков. Прописывание ломаной линии.

ЗАБОР»

 
 


Занятие 17.

Тема: Звуки. Звуковая линейка (№1)

a закреплять представления дошкольников о звуках, совершенствовать навык работы со звуковой линейкой, учить детей определять начальный звук в слове

1. Развитие зрительного восприятия. Дидактическое упражнение «Найди 5 отличий»

- Чем отличаются киты на картинках? Найдите 5 отличий.

2.Формирование навыка звукового анализа, работа со звуковой линейкой

- Сегодня мы опять будем играть со словами. Догадайтесь, какое слово мы сейчас покажем на звуковой линейке.

 

 
 


ЖИВЕТ В НОРКЕ,
ГРЫЗЕТ КОРКИ,
НЕБОЛЬШИЕ НОЖКИ,
БОИТСЯ КОШКИ.

(Мышь)

МЫШЬ

- Каким словом можно назвать животное на картинке? (МЫШЬ, МЫШКА, МЫШОНОК)

- Выберите из этих слов самое длинное. Прошагайте эти слова, проверьте, действительно ли слово МЫШОНОК самое длинное из них.

- Какое слово самое короткое? (Мышь)

- Покажите слово МЫШЬ на звуковой линейке.

- Какой звук вы слышите в начале слова? Покажите звук М на линейке.

- Какой звук после М? (Звук Ы) Найдите его на звуковой линейке? Где его место в слове? (В середине слова)

- Каким звуком заканчивается слово? (Звуком Ш)

- Сколько звуков в слове МЫШЬ? (Три звука).

- Назовите согласные звуки в этом слове? (Звуки М, Ш)

 

3. Самостоятельная работа со звуковыми линейками.

Дети работают в парах, педагог осуществляет индивидуальный контроль. Слова для анализа: ЧАСЫ, ШАРЫ.

 

4. Выделение первого звука в слове. Дидактическая игра «Скороходы»

- У кого в сказке были сапоги-скороходы? Как мог ходить этот персонаж? (Очень быстро, огромными шагами)

- Мы сейчас посмотрим, у кого из вас есть такие сапоги-скороходы. Встаньте в ряд, за нарисованную мелом черту. Я буду называть слова, тот кто услышит первый звук в этих словах и правильно его назовет, получает право сделать один шаг вперед. Победит тот, кто первым дошагает до флажков.

Слова:

РАК, ОКУНЬ, КАРАСЬ, АКУЛА, ЩУКА, ПЛОТВА, НАЛИМ, УГОРЬ

 

4. Определение начального звука в слове. Дидактическая игра «Эхо»

Карандаш:

- Пришло время нам поиграть. Вы сейчас будете повторять мои слова, как эхо. Но эхо не простое, а волшебное. Потому что повторяет оно не все слова, а только те, которые начинаются со звука С. Повторяйте слова четко, чтобы был слышен каждый звук. Кто ни разу не ошибется, тот победит.

СЫР, МАК, УЛИЦА, СОН, СОК, ИРА, АНЯ, САНЯ, СОМ, СУП и т.д.

 

5. Различение коротких слов и длинных.

- Как мы определяем, короткое слово или длинное? (Произносим слово, слушаем его и можем слово прошагать)

- Если успеваем сделать много шагов, пока звучит слова, значит это слово короткое? (Нет, длинное)

- Чтобы определить длину слова, совсем не обязательно шагать. Можно определить другим способом. Представьте себе, что у вас в руках ниточка. Возьмите ее большим и указательным пальцами обеих рук. А теперь произносите слово и одновременно тяните ниточку. Если вы успели широко развести руки в стороны, пока звучало слово, значит оно длинное.

Проверьте, длинные или короткие слова вы услышите:

Слова:

КЛЕЙ, ПЛАСТИЛИН, КАРТИНКА, БУМАГА, НОЖНИЦЫ, МЕЛ и т.д.

 

6. Развитие интонационной выразительности речи. Дидактическое упражнение «Скажи, как я»

- Ребята, когда мы произносим предложения, мы делаем между некоторыми словами паузы, остановки. От места паузы зависит смысл предложения. Сравните:

ЧТО, БОЛИТ? - ЧТО БОЛИТ?

- О чем мы хотим спросить в первом предложении? Каким предложением можно его заменить? (Больно или нет?). Что спрашиваем во втором предложении? (Что именно болит).

- Послушайте мои предложения и постарайтесь их точно повторить, чтобы не изменился смысл сказанного.

НУ ЧТО, СПОЕМ? – НУ, ЧТО СПОЕМ?

КАК ВЫЗАКОНЧИЛИ? – КАК, ВЫЗАКОНЧИЛИ?

Я НЕ ВИДЕЛ БРАТА, ТОВАРИЩА И ЕГО СЕСТРУ. – Я НЕ ВИДЕЛ БРАТА ТОВАРИЩА

И ЕГО СЕСТРУ.

7. Подготовка руки к письму, гимнастика для пальцев. Упражнение «Лошадки»

ВОТ ПОМОЩНИКИ МОИ.

ИХ, КАК ХОЧЕШЬ, ПОВЕРНИ.

ПО ДОРОЖКЕ БЕЛОЙ, ГЛАДКОЙ

СКАЧУТ ПАЛЬЦЫ, КАК ЛОШАДКИ.

ЧОК-ЧОК-НОК, ЧОК-ЧОК-НОК,

СКАЧЕТ РЕЗВЫЙ ТАБУНОК.

(Руки лежат на столе ладонями вниз. На счет –раз, два, три, четыре – поочередное продвижение то левой, то правой руки с одновременным сгибанием и разгибанием пальцев. Повторить несколько раз в различном темпе)

 

8. Формирование графических навыков. Прописывание спиралевидных линий в различных направлениях

«КЛУБОЧКИ»

       
   
 


 
 


Занятие 18.

Тема: Звуки. Звуковая линейка (№2).

a совершенствовать навыки работы со звуковой линейкой, упражнять детей в определении длинных и коротких слов, в выделении первого и последнего звука в слове, в выделении из речевого потока слов с заданным звуком.

 

 

1. Развитие слухового и фонематического восприятия, развитие интонационной выразительности речи. Дидактическая игра с мячом «Скажи, как я»

- Встаньте, пожалуйста, в круг. Мое место – в центре круга. Я буду бросать мяч кому-нибудь из вас и называть слово, выделяя голосом какой-то звук. Тот, кому я брошу мяч, должен определить, какой звук я выделила и повторить слово так, как сказала я.

РРРУКА НННОГА ДОМММ

ЕЖЖЖИК ДРРРУГ МАККК и т.д.

2.Формирование навыков звукового анализа, работа со звуковой линейкой

- Сегодня вы узнаете что-то новое о словах и о звуках. Поможет вам в этом звуковая линейка. Но эта линейка немного отличается от той, которая нам уже знакома. На ней тоже есть окошечки-звуки, которые идут друг за другом, но они не исчезают. Их можно увидеть и даже пересчитать.

Звуковая линейка №2: отличается от звуковой линейки №1 тем, что в ней донышки окошек окрашены другим цветом. Когда педагог произносит слово и одновременно выдвигает подвижную часть линейки, открываются окошки по числу звуков слова.

 

- Отчетливо произнесите слово СУП, а я на линейке покажу, как открываются окошки-звуки. Следите: какой звук произносится, то окошко и открывается.

 

 

- Кто хочет произнести слово СУП и показать нам на линейке, как звуки составляют слово? (3-4 ребенка выполняют задание у доски)

- Произнесите слово ЧЕРЕМУХА. Посмотрите на линейку. Сколько окошек звуков открылось? (Много)

- Выполняйте задание вместе со мной. На своих линейках отобразите слово РУКА. Проговаривайте слово и передвигайте линейку.

- Сколько окошек открылось? (Четыре)

- Это значит, что в слове РУКА четыре звука.

Слова: НОГА, ВОРОНА, СОР, ЧЕРЕПАХА (Каждый раз подсчитывается количество звуков).

- В каком слове было больше всего звуков? (В слове ЧЕРЕПАХА)

- В каком слове было меньше всего звуков? (В слове СОР)

Запомните, дети:

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-09-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: